Научная статья на тему 'Высшее образование в современном мире: от истоков до перспектив'

Высшее образование в современном мире: от истоков до перспектив Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
686
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / глобализация / массовизация / Европейский союз / страны БРИК / противоречия развития / перспективы / higher education / globalization / mass characterization / European Union / BRIC countries / develop-ment contradictions / prospects

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елена Водопьянова

Автор размышляет на тему прошлого, настоящего и будущего высшего об-разования в мире на основе исследования Ф. Альтбаха2, директора-основателя Центра меж-дународного высшего образования Бостонского колледжа, США. Солидаризируясь с Ф. Альт-бахом, автор акцентирует внимание на противоречивости нарастающей массовизации выс-шего образования, изменении роли преподавателей в современном вузовском процессе и уси-лении неравенства в нём, но одновременно полемизирует с исследователем в вопросах эволю-ции интернационализации высшего образования. При этом предложенная в книге концепция даёт возможность детально проанализировать специфику современного функционирования института высшего образования, в частности, в Европейском союзе и странах БРИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Елена Водопьянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High Education in the Modern World: from Origins to Prospects

The author reflects on the past, present, and future of higher education in the world as studied by P. Altbach, The Director-Founder of the Center for International Higher Education of the Boston College, USA. In solidar-ity with the author of the book, this work is focused on the inconsistency of the growing mass production of higher edu-cation, the changing roles of professors in modern higher educational process and increasing inequality in it. At the same time, it polemizes with the researcher on the evolution of the higher educational internationalization. The concept proposed in the book makes it possible to analyze in detail the specifics of modern functioning of the higher educational institute, in particular, in the European Union and the BRIC countries.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в современном мире: от истоков до перспектив»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №3

УДК 378: 005+327 Елена ВОДОПЬЯНОВА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОТ ИСТОКОВ ДО ПЕРСПЕКТИВ

Аннотация. Автор размышляет на тему прошлого, настоящего и будущего высшего образования в мире на основе исследования Ф. Альтбаха2, директора-основателя Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, США. Солидаризируясь с Ф. Альт-бахом, автор акцентирует внимание на противоречивости нарастающей массовизации высшего образования, изменении роли преподавателей в современном вузовском процессе и усилении неравенства в нём, но одновременно полемизирует с исследователем в вопросах эволюции интернационализации высшего образования. При этом предложенная в книге концепция даёт возможность детально проанализировать специфику современного функционирования института высшего образования, в частности, в Европейском союзе и странах БРИК.

Ключевые слова: высшее образование, глобализация, массовизация, Европейский союз, страны БРИК, противоречия развития, перспективы.

Издательский Дом ВШЭ выпустил в 2018 г. книгу Филипа Альтбаха «Глобальные перспективы высшего образования». Строго говоря, её составил сборник статей автора, изданных им за последние два десятилетия и посвящённый проблемам высшего образования. Несмотря на то, что ИД ВШЭ ныне активно переводит и издаёт огромное количество значимых гуманитарных новинок, выход данного издания, всецело посвящённого актуальной вузовской тематике, именно в издательстве Высшей школы экономики можно считать ещё и символичным. Таковую можно усматривать, во-первых, в том, что профессиональную рефлексию над этапами университетского становления предложило издательство вуза, прошедшего собственный генезис всего лишь за несколько последних десятилетий. Во-вторых, автор книги, работавший в разных странах, бывал в России и профессионально сотрудничал как раз с ВШЭ, в стенах которой несколько лет назад стал почётным профессором.

В книге фактически унифицируются те вызовы, с которыми ныне сталкивается практически любой крупный университет в мировом масштабе. Речь идёт о том,

- как соответствовать новым требованиям информационного социума, в котором всё большее число работодателей утверждается во мнении, что «оценки, полученные в вузе, указывают на то, насколько усердно кандидат учился, но результаты тестов на интеллект отражают реальную способность усваивать новую информацию, рассуждать и мыслить логически»3,

- как встроиться в систему мировой конкуренции в образовательной, да и исследовательской сферах,

- как максимально раскрыть возможности позитивной эволюции периферийных и не-

© Водопьянова Елена Викторовна - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра культурологии Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: veritas-41@yandex.ru.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32019101104

2 Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М., ИД ВШЭ, 2018.

3 Чаморро-Премузик Т. Б. Ф. Интеллект вместо диплома. Harvard Business Review. Россия. 16.01.2019. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/791587?utm source=vedomosti.ru&utm medium=teaser.

давно открытых университетов,

- как встроить традиционный университетский этос в координаты коммерциализации научно-образовательного комплекса и рейтинговые показатели эффективности исследовательских и образовательных процессов,

- как поощрять преподавательскую, а также студенческую мобильность,

- как при этом сочетать конкурентоспособность с социальной справедливостью.

Фактически, концепция книги построена на двух центральных тезисах, первый из которых касается роста интернационализации высшего образования в мире, а второй акцентирует внимание на изменениях, происходящих с субъектами современного высшего образования. Остановимся на каждом из них подробнее.

Обсуждая реалии интернационализации применительно к университетам, профессор Альтбах исходит прежде всего из анализа глобализации и массовизации высшего образования: так, если доля учащихся, получающих высшее образование, составляет менее 15% соответствующей возрастной группы, мы имеем дело с элитной системой; в массовой системе данный показатель находится на уровне до 50%; всеобщий доступ к высшему образованию предполагает, что доля студентов составляет более 50%1. М. Троу прогнозировал, что эволюция данного показателя остановится на уровне 50% релевантной группы. Но в наши дни в некоторых странах он приблизился к 80% и массовизация высшего образования продолжается.

В том же ключе интернационализации в книге детально рассмотрены процессы массо-визации современного высшего образования в таких измерениях как:

- превращение высшей школы в большой бизнес,

- повышение глобальной студенческой мобильности и формирование соответствующих региональных инфраструктурных механизмов, которые ее обеспечивают (прежде всего в Европейском Союзе),

- абсолютное ухудшение качества высшего образования. По мнению Ф. Альтбаха, существенную роль в этом процессе сыграл рост частного высшего образования в мире,

- нарастание напряжённости и противоречий между т.н. вузами центра и периферии, поскольку «нередко развивающиеся страны стремятся превратить свои университеты в вузы мирового класса, сравнимые с теми, которые находятся в центре мировой науки и образования»2.

Сам автор согласен, что интернационализация высшего образования середины XX в. существенно отличается от нынешней, однако продолжает сохранять верность апробированному термину. Между тем даже само название книги красноречиво говорит о происходящих изменениях и, на наш взгляд, анализ глобализации в современном нынешнем образовании вне уходящего контекста/и термина интернационализации выглядел бы куда более эвристично.

Ф. Альтбах связывает глобализацию, прежде всего, с усиливающейся интеграцией мировой экономики. Однако глобализация сегодня - это не только экономика. И это особенно важно подчеркнуть, когда имеешь дело с анализом феномена высшего образования.

Профессор Альтбах справедливо указывает, что в 60-е годы прошлого века - в период, когда он начал заниматься изучением данной проблематики, термина глобализация практически не существовало и его с успехов заменяло понятие «интернационализация». Однако сегодня ситуация принципиально поменялась.

Очевидной для экспертов, но, увы, не слишком часто обсуждаемой темой является многофакторная проблема изучения неравенства в высшем образовании. Именно поэтому в дан-

1 См.: Trow M. Reflections on the transition from elite to mass to universal access: Forms and phases of higher education in modern societies since World War II. J.J.F. Forest, Ph.G. Altbach (eds). International handbook of higher education. Dordrecht, Netherlands: Springer. 2006. P. 243-280.

2 Альтбах Ф. Там же. С. 71.

Высшее образование в современном мире:

103

ном контексте нельзя не упомянуть о существенном вкладе автора в анализ подходов к изучению этой проблемы. Филип Альтбах в обсуждаемой нами работе рассматривает не только традиционное студенческое неравенство, но и останавливается на нарастающем в третьем тысячелетии преподавательском неравенстве. Причём в данном случае речь не идёт об объективной разнице в оплате труда и профессиональных требованиях к низшему и высшему академическому персоналу (условно ассистентам и профессорам, в частности, в российской преподавательской иерархии).

Автор обсуждает преимущественно профессорскую карьеру в XXI в. и приходит к неутешительному выводу: прежняя стабильность утрачена, пожизненные контракты всё более уходят в прошлое, как, впрочем, и полная занятость. И эта реальность, характерная для всего мира, а не свойственная только высшей школе развивающихся стран.

«Во многих странах преподаватели вузов не способны прожить на зарплату, которую они получают по месту основной работы, и вынуждены искать подработку. Согласно данным одного из недавних исследований заработной платы преподавателей в 15 странах, в половине из них респонденты, работавшие на полную ставку, не могли прожить на это денежное воз-награждение»1. Автор приводит весьма информативную таблицу, касающуюся заработных плат педагогического персонала, приходя к справедливому выводу о том, что «заработная плата преподавателей в странах БРИК неконкурентоспособна ни на внутреннем рынке по сравнению с заработной платой представителей других профессий со сходным уровнем образования, ни на мировом рынке по сравнению с заработной платой их коллег в развитых странах»2.

Сравнение заработной платы преподавателей государственных университетов и кол-

леджей в странах БРИК и США

Страна Заработная плата, $ CША, с учётом ППС

Низшие должности Средние должности Высшие должности

Бразилия 1858 3179 4550

Китай 259 720 1107

Индия 3954 6070 7433

Россия 433 617 910

США 4950 6054 7358

1-1-

Источник: Paying the Professoriate .

Об университетской эволюции в разных регионах Ф. Альтбах также рассуждает много и в том числе с позиций компаративного анализа: «За время моих наблюдений Китай прошёл путь от трагедии «культурной революции», когда двери всех местных университетов были закрыты на целое десятилетие, до академической системы с самой большой в мире численностью студентов и более чем десятком исследовательских университетов, достижения которых производят самое благоприятное впечатление. За 50 лет в системах высшего образования Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и других азиатских стран были осуществлены преобразования огромного масштаба. Значительный прогресс был достигнут и в Латинской Америке, хотя этот регион отстаёт от Восточной Азии. Противоположную картину являет собой Индия»4.

Разумеется, для русскоязычного читателя особый интерес представляет оценка американским исследователем уровня и качества российского высшего образования, причём, как мы упоминали выше, это оценка не только аналитика и теоретика, но и практикующего про-

1 Там же. С. 89.

2 Там же. С. 210.

3 Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. P.G. Altbach, L. Reisberg, M. Yudkevich et al. (eds). N.Y., Routledge, 2012.

4 Альтбах Ф. Упом. соч. С. 16.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №3

фессора, многократно бывавшего в России и преподававшего в наших вузах. Приведём её без купюр, дабы избежать фрагментарности в изложении подхода эксперта: «Российские вузы жёстко ограничены в ресурсах, переполнены, слабо мотивированы и страдают от наплыва студентов, недостаточно подготовленных для получения высшего образования. Как следствие, растёт число отчисленных, а многие выпускники с трудом находят работу. Повысить качество высшего образования будет непросто - для этого придётся теснее интегрировать вузы с академическими институтами и обеспечить достаточно высокое качество преподавания»1.

В целом данная книга, безусловно, предстаёт как серьёзный и непредвзятый разговор с заинтересованным читателем, будь то вузовский преподаватель или юный студент, о тех общих и, вероятно, универсальных тенденциях, в направлении которых развивается мировое высшее образование, как и прежде, обращённое к удовлетворению потребностей социума в актуальных для него знаниях.

Список литературы

Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М., ИД ВШЭ,2018.

Чаморро-Премузик Т.Б.Ф. Интеллект вместо диплома. Harvard Business Review - Россия, 16.01.2019. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/7915877utm_sour ce=vedomosti.ru&utm_medium=teaser.

Altbach P.G., Reisberg L. Yudkevich M. et al. (eds). Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. P. G. N.Y., Routledge, 2012.

Trow M. Reflections on the transition from elite to mass to universal access: Forms and phases of higher education in modern societies since World War II. Forest J.J., Altbach Ph.G. (eds). International handbook of higher education. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2006 P. 243-280.

References

Altbah F. Dzh. Globalnye perspektivy vysshego obrazovaniya. M., ID VSHE, 2018.

Chamorro-Premuzik T. B. F. Intellekt vmesto diploma. Harvard Business Review - Rossiya, 16.01.2019. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/7915877utm_sour

ce=vedomosti.ru&utm_medium=teaser.

Altbach P.G., Reisberg L. Yudkevich M. et al. (eds). Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. P. G. N.Y., Routledge, 2012.

Trow M. Reflections on the transition from elite to mass to universal access: Forms and phases of higher education in modern societies since World War II. Forest J.J., Altbach Ph.G. (eds). International handbook of higher education. Dordrecht, Netherlands: Springer. 2006. P. 243-280.

High Education in the Modern World: from Origins to Prospects

Author. Elena Vodopianova, Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Senior Research Associate, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: veritas-41@yandex.ru.

Abstract. The author reflects on the past, present, and future of higher education in the world as studied by P. Altbach, The Director-Founder of the Center for International Higher Education of the Boston College, USA. In solidarity with the author of the book, this work is focused on the inconsistency of the growing mass production of higher education, the changing roles of professors in modern higher educational process and increasing inequality in it. At the same time, it polemizes with the researcher on the evolution of the higher educational internationalization. The concept proposed in the book makes it possible to analyze in detail the specifics of modern functioning of the higher educational institute, in particular, in the European Union and the BRIC countries.

Keywords: higher education, globalization, mass characterization, European Union, BRIC countries, development contradictions, prospects.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32019101104

1 Там же. С. 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.