Научная статья на тему 'Массовая неконтролируемая иммиграция как дестабилизирующий фактор для общества и государства'

Массовая неконтролируемая иммиграция как дестабилизирующий фактор для общества и государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ИММИГРАНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВИЗА / ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулагин Андрей Сергеевич

Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, рассмотрены вопросы влияния массовой неконтролируемой иммиграции как дестабилизирующего фактора на общество и государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS UNCONTROLLED IMMIGRATION AS A DESTABILIZING FACTOR FOR THE SOCIETY AND THE STATE

Russia belongs to the state, occupying a leading position in the field of immigration. In the context of the problems caused by massive immigration flows and increase their prospects, the issues of the impact of mass uncontrolled immigration as a destabilizing factor in the society and the state.

Текст научной работы на тему «Массовая неконтролируемая иммиграция как дестабилизирующий фактор для общества и государства»

УДК 325.14

А.С. Кулагин

МАССОВАЯ НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ ИММИГРАЦИЯ КАК ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, рассмотрены вопросы влияния массовой неконтролируемой иммиграции как дестабилизирующего фактора на общество и государство.

Andrew Kulagin

Keywords: Immigration, immigrant, state immigration policy, visa, visa regime.

Термин «иммиграция» происходит от латинского слова immigro, что в переводе на русский язык означает «вселяюсь». Зачастую процесс иммиграции трактуется как вселение иностранцев в какую-либо страну для постоянного проживания [3, с.389]. Однако, учитывая особенности российского законодательства, предусматривающего возможность пролонгирования разрешения на временное проживание иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, понятие «иммиграция» можно определить следующим образом. Иммиграция представляет собой въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ для временного или постоянного проживания. Соответственно, иммигрант - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, въехавшее в РФ для временного или постоянного проживания. Россия по численности въехавших на ее территорию иностранных граждан занимает лидирующие позиции в мире. Высока вероятность того, что объемы и интенсивность миграционных потоков будут возрастать в связи с депопуляцией российского населения, относительной открытостью территории РФ, потребностью экономики страны в трудовых ресурсах, кризисными явлениями в сопредельных государствах.

Острая общественно-политическая значимость темы иммиграции и актуальность вопросов ее правового регулирования обусловлены многими причинами, одна из которых -отсутствие точных сведений о численности иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ. В соответствии с данными Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России) по состоянию на сентябрь 2013 года численность иностранных граждан, пребывающих на территории РФ, составила 11,2 млн. человек. Из них на законных основаниях трудились 1,5 млн. человек, а разрешение на временное проживание или вид на жительство имели 720 тыс. человек. Около 40% иностранных граждан прибыли в Россию не для работы, а около 30% нарушили установленный законодательством срок пребывания. Большинство иностранцев - выходцы из государств Средней Азии [5].

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в РФ (включая транзитный проезд через ее территорию) и выезд из РФ регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, обозначенным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации [1].

© Кулагин А. С., 2014

В настоящее время практически невозможно учесть численность иностранных граждан, пребывающих в РФ, не говоря уже о контроле за пересечением государственной границы конкретными лицами. Иммиграционные потоки слабо контролируются. В условиях безвизового режима при пересечении государственной границы иностранный гражданин заполняет миграционную карту. Во многих случаях их вручную заполняют лица, которые не владеют русским языком. Записи в этих картах зачастую нечитаемы. Как следствие, информация об иностранцах не вносится в базу учета [4, с.217].

Неконтролируемое пребывание миллионов иностранных граждан на территории России порождает комплекс экономических, социальных, политических и других проблем, является дестабилизирующим фактором для общества и государства. Необходимость разрешения проблем, связанных с массовой неуправляемой иммиграцией требует адекватного правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Иностранные граждане въезжают на территорию РФ для осуществления трудовой и иной деятельности, позволяющей извлекать доходы. В РФ действует система квотирования иностранных работников. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год» определена на 2014 год потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников в количестве 1631586 человек [2].

Наиболее интенсивное миграционное давление Россия испытывает со стороны государств Средней Азии. Данный факт обусловлен существенным разрывом по уровню благосостояния между РФ и указанными государствами, с которыми у России существует безвизовый режим. Безвизовый режим положительно влияет на внутриполитическую, экономическую, социальную, демографическую, криминогенную ситуацию в государствах Средней Азии и Закавказья. Следствием установления безвизового режима фактически является экспорт в Россию проблем этих иностранных государств [4, с.217].

Приходится констатировать, что в России вопрос о реальной потребности государства и общества в иностранной рабочей силе детально не проработан и остается открытым. В РФ экономически выгодно нанимать на работу иммигрантов как нелегально, так и на законных основаниях. Минимизация налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, издержек на выплату заработной платы и обеспечение условий труда, достигаемая за счет эксплуатации иностранных работников, позволяет выгодоприобретателям обеспечивать высокую рентабельность бизнеса и извлекать сверхприбыль. Иностранные работники используются не только для извлечения сверхприбыли, но и для получения коррупционной ренты. Реальная заработная плата иностранца может отличаться от официальной на несколько порядков.

С правовой и экономической точки зрения иностранные работники в настоящее время имеют преимущественное положение на рынке труда перед российскими трудоспособными гражданами. Массированный демпинг дешевой неквалифицированной иностранной рабочей силы, формирующий предпосылки для примитивизации производства и архаизации общества, демотивирует предпринимателей в отношении создания, внедрения и использования передовых производственных технологий, повышающих производительность труда. При этом в России имеется избыток незанятой рабочей силы (безработные граждане РФ), то есть существует потенциал для сокращения занятости иностранных работников и решения, как минимум, на среднесрочную перспективу проблем массовой иммиграции.

Для России масштабы иммиграции является беспрецедентными. Критичным для государства в мировой практике считается порог в 10% иммигрантов по отношению к численности граждан, образующих коренное население. Российские граждане замещаются иностранными, имеющими перспективы приобретения гражданства РФ. Массовая иммиграция вызывает возникновение проблемы взаимодействия представителей различных этносов, культур, религий. Скорость иммиграционных процессов такова, что граждане РФ и иммигранты не успевают адаптироваться к новым реалиям. Большое количество людей, которые идентифицируются гражданами России как чужие, является источником страха -ксенофобии. Это неизбежно влечет за собой возникновение межэтнических, межрелигиозных, социальных, бытовых конфликтов. Предотвратить и погасить данные конфликты исключительно мерами полицейского характера вряд ли возможно.

Пребывание на территории РФ иностранцев, которые не адаптированы к культурным, социальным, природным и другим условиям, способствует возникновению социальной напряженности и является фактором угрозы для межнационального согласия. В российских городах формируется иммигрантская архаичная и клановая субкультура, возникают прообразы этнических гетто. Одна из проблем интеграции иммигрантов в российское общество состоит в том, что многие из них не владеют государственным языком. Это генерирует напряжение в обществе, когда возникают непосредственные коммуникации трудовых иммигрантов и местного населения.

Распределение иммигрантов по территории России неравномерно. Наиболее привлекательными для них являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы России. Концентрация на относительно ограниченных территориях иностранных граждан приводит к возникновению замкнутых моноэтнических общин, имеющих архаичный и клановый характер. Подобные анклавы со своей собственной инфраструктурой и квазиорганами управления уже сформировались, например, в поселках Мосрентген и Челобитьево (Большая Москва). Обстановка в них характеризуется антисанитарией и агрессивным поведением обитателей.

Неконтролируемая иммиграция является криминогенным фактором. Дешевая иностранная рабочая сила, особенно нелегальная, создает условия для извлечения коррупционных доходов должностными лицами государственных и муниципальных структур. На территорию России беспрепятственно инфильтруются лица, имеющие судимость, имеющие намерение совершить преступление, участники незаконных вооруженных формирований, религиозные экстремисты, увеличивается объем наркотрафика.

Гражданское общество взаимодействует с такими элементами организации иммигрантов, как национальные диаспоры. Их лидеры выполняют квазисудебные функции по урегулированию внутренних конфликтов между членами диаспор, функции по обеспечению взаимодействия с внешней средой, поддержанию связей с государствами гражданства. Национальные диаспоры располагают значительными ресурсами влияния на государственный аппарат. В случае нарушения прав гражданина РФ членом национальной диаспоры, гражданин обращается в государственные органы, к должностным лицам государства. Но при существующем уровне коррумпированности государственных институтов конфликт гражданина и диаспоры с высокой вероятностью завершиться в пользу диаспоры.

Интенсификация и увеличение притока иммигрантов, их сплочение и организация по национальному и религиозному признакам будут способствовать созданию ситуации, когда иммигранты массово заявят о политических правах. При сохранении трендов в сфере иммиграции вопрос политической организации иммигрантов и возникновения в их среде политических лидеров - это вопрос среднесрочной перспективы.

Граждане РФ и их общественные объединения в настоящее время не являются субъектами иммиграционной политики. Баланс интересов в сфере иммиграции смещен в пользу иммигрантов и структур, заинтересованных в их привлечении. Иммиграционная политика государственной власти является протекционистской. Обратная связь между гражданским обществом и государственной властью по вопросам иммиграции в России сегодня фактически отсутствует. Проблемы иммиграции, преступности среди иммигрантов государственной властью открыто не обсуждаются и табуируются, что способствует возникновению и росту в российском обществе радикальных и экстремистских настроений.

Массовая иммиграция влечет за собой существенное повышение нагрузки на социальную инфраструктуру государства. Лоббирующие ликвидацию барьеров на пути иммигрантов выгодоприобретатели действуют исходя из принципа приватизации доходов и национализации расходов. Иными словами, издержки пребывания в России легальных и нелегальных иммигрантов возлагаются на общество. На территориях, где численность проживающих иммигрантов значительна, социальная инфраструктура, доступ к которой является бесплатным или относительно дешевым, подвергается избыточным нагрузкам. Повышенное давление испытывают транспортные сети, придомовые рекреационные территории, предприятия торговли, школы, учреждения здравоохранения, предоставляющие бесплатные медицинские услуги и другие элементы социальной инфраструктуры. Дальнейшее усиление нагрузки на территории населенных пунктов и общедоступную социальную инфраструктуру за счет притока иммигрантов при сохранении существующих тенденций является неизбежным. Территории же населенных пунктов, социальная инфраструктура

которых «перегружена» иммигрантами, оцениваются местными жителями как неудобные, неприспособленные и даже непригодные для проживания (территория в московском муниципальном районе «Люблино», прилегающая к торговому центру «Москва»). Повышается уровень социальной агрессии по отношению к иммигрантам и государственной власти со стороны малообеспеченных слоев местного населения, особенно молодежи. Дальнейшее усиление нагрузки на территории населенных пунктов и общедоступную социальную инфраструктуру за счет притока иммигрантов при сохранении существующих тенденций является неизбежным. Возрастание интенсивности контактов между гражданами РФ и иммигрантами означает, что они все чаще будут выступать в качестве сторон конфликтов.

Комплекс проблем, обусловленных иммиграцией, ставит в повестку дня вопросы о необходимости введения визового режима с некоторыми странами СНГ, ограничения срока пребывания иммигрантов на территории РФ сроком действия трудового договора или патента, легализации и социально-культурной адаптации постоянно проживающих в РФ иммигрантов, осуществления селективной иммиграционной политики, заключения международных договоров о реадмиссии и многие другие. Актуальность этих вопросов требует принятия политических, экономических, административных и иных решений, разработки механизмов их эффективной реализации. Представляется, что политические и государственно-управленческие решения проблем, связанных с иммиграцией, должны разрабатываться, приниматься и реализовываться на основании достижения баланса интересов граждан РФ, легально представленных общественными объединениями и политическими партиями, работодателей, нанимающих иностранных работников, государства, представленного государственными органами, органов местного самоуправления, иммигрантов и их общественных организаций.

Библиографический список

1. ФЗ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.07.1996 // Правовая система «Консультант».

2. Постановление Правительства РФ №977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год» от 31.10.2013 // Правовая система «Консультант».

3. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 1998.

4. Кулагин А.С. О визовом режиме въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан // Вестник университета (Гоударственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №8.

5. Мухатаев А. «Власть» собрала статистику по числу легальных и нелегальных мигрантов в России [Электр. ресурс]: http://www.kommersant.ru/doc/2284497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.