Научная статья на тему 'О визовом режиме въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан'

О визовом режиме въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1408
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ИММИГРАНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВИЗА / ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулагин Андрей Сергеевич

Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, актуальность приобретают вопросы правового регулирования въезда на территорию России иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О визовом режиме въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан»

А. С. Кулагин

О ВИЗОВОМ РЕЖИМЕ ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, актуальность приобретают вопросы правового регулирования въезда на территорию России иностранных граждан.

Ключевые слова. Иммиграция, иммигрант, государственная иммиграционная политика, виза, визовый режим.

В настоящее время Россия относится к государствам, занимающим лидирующие позиции в сфере иммиграции. Иммиграцию можно охарактеризовать как въезд на территорию Российской Федерации физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, для временного или постоянного проживания. В контексте проблематики, обусловленной массовыми иммиграционными потоками и перспективами их увеличения, актуальность приобретают вопросы правового регулирования въезда на территорию России иностранных граждан.

Въезд иностранцев в Россию регулируется положениями Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и иных федеральных законов, а также принятых на основании федеральных законов указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», на иностранных граждан при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации возлагается обязанность предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в данном качестве, а также визу, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Личность иностранного гражданина удостоверяет национальный паспорт или заграничный паспорт, являющийся действительным. В отношении граждан большинства иностранных государств при их въезде в Россию действует визовый режим, предполагающий необходимость получения виз в соответствии с правилами, установленными российским законодательством, а также наличие определенного государством порядка пересечения государственной границы. Таким образом, наряду с документом, удостоверяющим личность, иностранные граждане обязаны иметь визу, которая представляет собой разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через ее территорию. Российская виза - это машиночитаемую наклейка, вклеиваемая в паспорт иностранного гражданина. В соответствии со статьей 25.1 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» виза содержит следующие сведения: фамилию и имя иностранца, написанные буквами русского и латинского алфавитов, дату его рождения, пол и гражданство (подданство); номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; дату выдачи визы; разрешенный срок пребывания в Российской Федерации; номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа; срок действия визы; цель поездки; данные о приглашающей организации либо приглашающем физическом лице; кратность визы.

© Кулагин А. С., 2013

Визы иностранным гражданам выдаются Министерством иностранных дел Российской Федерации, представительствами МИД РФ на территории России, российскими дипломатическими представительствами и консульским учреждениями за рубежом, Федеральной миграционной службой Российской Федерации и ее территориальными органами. Российские визы классифицируются по различным основаниям. Так, например, в зависимости от цели въезда и пребывания иностранного гражданина в РФ различаются дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная визы, виза временно проживающего лица. Количество возможностей пересечения государственной границы России иностранцем обуславливает наличие однократной, двукратной и многократной виз. Срок действия визы может быть продлен компетентными государственными органами во время пребывания иностранного гражданина на территории РФ.

Содержание правил получения иностранными гражданами виз и порядок пресечения ими государственной границы РФ позволяют выделить несколько видов визового режима. Дипломатический визовый режим характеризуется особыми правилами, которые распространяются на дипломатов, членов государственных делегаций и сопровождающих их лиц. Если в отношении всех граждан иностранного государства применяются единые правила получения виз и пересечения государственной границы, то это означает, что действует общий визовый режим. Частный визовый режим - это правила пересечения государственной границы индивидуально (поименно) определенными лицами, либо лицам, выделенными по какому-либо признаку. В ряде случаев частный визовый режим предполагает запрет пересечения государственной границы России иностранным гражданином. По периоду действия визовый режим может быть как временным, введенным при наличии определенных условий (например, проведение спортивных соревнований, международных политических мероприятий и т.д.), так и постоянным.

Безвизовый режим представляет собой установленные законодательством правила и порядок пересечения государственной границы, при которых иностранному гражданину для въезда в Российскую Федерацию получение визы не требуется. По количеству государств-участников различаются односторонний, двухсторонний или многосторонний безвизовые режимы. Вводя безвизовый режим, государство может одновременно устанавливать для иностранных граждан различные ограничения: по сроку пребывания иностранцев на территории (например, до 30 дней или до 90 дней, далее - требуется получение визы); по видам паспортов (например, двусторонний визовый режим между РФ и иностранным государством только для лиц, пользующихся дипломатическими и служебными паспортами); для туристов (по сезонам года); по наличию приглашения и др.

В условиях безвизового режима в РФ могут въехать граждане таких государств, как Антигуа, Боливия, Гватемала, Израиль, Куба Сербия, Турция, Македония, Хорватия, Чили и других. Не требуется получение виз для въезда в Россию гражданам стран, входящих в СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

Точными сведениями о том, какова численность иностранных граждан, въехавших и пребывающих в РФ, не располагают ни представители научно-экспертного сообщества, ни компетентные государственные органы и их должностные лица. В публичных заявлениях руководителей ФМС РФ относительно численности иммигрантов разброс оценок составляет миллионы человек. Перемещение миллионов человек на территорию России порождает комплекс экономических, социальных, политических, правовых и других проблем. Необходимость их разрешения требует должного правового регулирования общественных отношений, связанных с иммиграцией.

Наиболее интенсивное иммиграционное давление Россия испытывает со стороны государств Средней Азии и Закавказья. Данный факт обусловлен существенным разрывом по уровню благосостояния между РФ и указанными государствами, большинство граждан которых въезжает на территорию РФ для осуществления трудовой и иной деятельности, позволяющей извлекать доход. Безвизовый режим с РФ положительно влияет на внутриполитическую, экономическую, социальную, демографическую, криминогенную ситуацию в государствах Средней Азии и Закавказья. Каковы же последствия установления безвизового режима РФ с данными государствами? Фактически в Россию осуществляется экспорт проблем этих иностранных государств.

Приходится констатировать, что в современной России вопрос о реальной потребности государства и общества в иностранной рабочей силе детально не проработан и остается открытым. В России экономически выгодно нанимать на работу иммигрантов как нелегально, так и на законных основаниях. Минимизация налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, издержек на выплату заработной платы и обеспечение условий труда, достигаемая за счет эксплуатации трудовых иммигрантов, позволяет выгодоприобретателям обеспечивать высокую рентабельность бизнеса и извлекать сверхприбыли. С правовой и экономической точки зрения иностранные работники в настоящее время имеют преимущественное положение на рынке труда перед российскими трудоспособными гражданами. Массированный демпинг дешевой неквалифицированной иностранной рабочей силы, формирующий предпосылки для примитивизации производства и архаизации общества, демотивирует предпринимателей в отношении создания, внедрения и использования передовых производственных технологий, повышающих производительность труда. При этом в России имеется избыток незанятой рабочей силы (безработные граждане РФ), а, следовательно, существует потенциал для сокращения занятости иностранных работников и решения, как минимум, на среднесрочную перспективу проблем массовой иммиграции.

Для России масштабы иммиграции является беспрецедентными. Критичным для государства в мировой практике считается порог в 10% иммигрантов по отношению к численности граждан, образующих коренное население. Высока вероятность того, что этот порог в ряде российских городов уже преодолен (Москва, Лосино-Петровский и др.). Российские граждане замещаются иностранцами, имеющими перспективы приобретения гражданства РФ. Формируется общество, которое, по мнению сторонников «замещающей иммиграции», будет лояльным и сервильным по отношению к государственной власти. Интенсификация данных процессов связывается с такими факторами, как старение и депопуляция российского населения, массовая эмиграция из России ее трудоспособных и квалифицированных граждан. Большинство так называемых «трудовых» иммигрантов - мужчины, входящие в возрастную группу до 30-35 лет, являющиеся уроженцами сельских населенных пунктов, въехавшие в РФ из Республик Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан. Скорость иммиграционных процессов такова, что граждане РФ и иммигранты не успевают адаптироваться к новым реалиям. На территории РФ стремительно изменяется социокультурный баланс. Это неизбежно влечет за собой возникновение межэтнических, межрелигиозных, социальных, бытовых конфликтов. Предотвратить и погасить эти конфликты исключительно мерами полицейского характера вряд ли возможно.

Распределение иммигрантов по территории России неравномерно. Наиболее привлекательными для них являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы России. Концентрация на относительно ограниченных территориях иностранцев, не адаптированных к правовым, культурным, социальным, природным и другим условиям, приводит к возникновению замкнутых моноэтнических общин, имеющих архаичный и клановый характер. Подобные анклавы со своей

собственной инфраструктурой и квазиорганами управления уже сформировались, например, в поселках Мосрентген и Челобитьево (Большая Москва). Обстановка в них характеризуется антисанитарией и агрессивным поведение обитателей.

Масштабная иммиграция являются криминогенным фактором. Дешевая иностранная рабочая сила, особенно нелегальная, создает условия для извлечения коррупционных доходов представителями государственных и муниципальных структур. Бесконтрольная иммиграция породила «теневые» сектора экономики, в том числе торговлю людьми. На территорию России беспрепятственно инфильтруются лица, имеющие судимость, имеющие намерение совершить преступление, участники незаконных вооруженных формирований, религиозные экстремисты, увеличивается объем наркотрафика.

Массовая иммиграция влечет за собой существенное повышение нагрузки на социальную инфраструктуру государства. Повышенное давление испытывают транспортные сети, придомовые рекреационные территории, предприятия торговли, школы, учреждения здравоохранения, предоставляющие бесплатные медицинские услуги и другие элементы социальной инфраструктуры. Дальнейшее усиление нагрузки на территории населенных пунктов и общедоступную социальную инфраструктуру за счет притока иммигрантов при сохранении существующих тенденций является неизбежным.

И это только часть проблем, которые возникают в связи с массовым безвизовым въездом в Россию граждан ряда иностранных государств. Необходимость защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства требует разработки и реализации эффективных мер правового регулирования в сфере иммиграции.

В современной РФ институционально, законодательно и административно закреплены сформировавшиеся тенденции стимулирования иммиграции граждан экономически неразвитых государств. В настоящее время практически невозможно учесть численность иностранных граждан, въехавших и пребывающих в РФ, не говоря уже о контроле за пересечением государственной границы конкретными лицами. Иммиграционные потоки неуправляемы. Так, в условиях безвизового режима при пересечении государственной границы иностранец заполняет миграционную карту. Во многих случаях их вручную заполняют лица, которые не владеют русским языком. Записи в этих картах зачастую нечитаемы. Как следствие, информация об иностранцах не вносится в базу учета. Мировая практика свидетельствует о том, что визовый режим государства вводят со странами, имеющими низкий уровень социально-экономического развития, а отменяют - со странами, которые имеют более высокий уровень социально-экономического развития. РФ целесообразно ввести визовый режим с государствами Средней Азии и Закавказья, установив правила въезда только по заграничным паспортам. При пересечении иммигрантом государственной границы органам ФПС России необходимо сканировать его паспорт и фиксировать биометрические данные, формировать и вести соответствующие информационные базы данных. Требуется обязать иммигранта приобрести полис медицинского страхования за свой собственный счет, или за счет пригласившего его работодателя.

Для прекращения демпинга иностранной рабочей силы, защиты прав трудовых прав российских граждан и урегулирования общественных отношений на рынке труда объявить мораторий на въезд «трудовых» иммигрантов. Мораторий пролонгировать до момента реализации мер правового регулирования, направленных на ликвидацию преимуществ иностранных работников перед российскими гражданами на рынке труда (увеличение налога при приеме на работу иммигрантов, контроль за доходами иммигрантов через систему электронных платежей и банковских карт и т.д.).

Для иностранных граждан, желающих въехать в РФ для осуществления трудовой деятельности, ввести трудовые визы и выдавать их исходя из имеющихся квот на рабочие места. На руководителей предприятий и организаций,

заинтересованных в найме иностранных работников, возложить обязанность обосновать необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Обязать иностранных работников после истечения срока действия трудового договора убыть в государства их гражданства.

Решению проблем качественного состава и адаптации должно способствовать создание системы отбора потенциальных иммигрантов, действие которой направлено на привлечение в РФ лиц, отвечающих половозрастным, образовательным, квалификационным, культурным, языковым, имущественным требованиям, требованиям к состоянию здоровья и иным качественным характеристикам. Так, при выдаче трудовой визы может быть предоставлен приоритет тем иностранным гражданам, которые знают русский язык, получили образование в российских учебных заведениях, обладают востребованной профессией и т. д.

В.Ю. Леденёва

АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕЙ СРЕДЕ*

Аннотация. Статья посвящена анализу адаптационных ресурсов социальной интеграции трудовых мигрантов. Рассмотрены пути развития социальной адаптации мигрантов и их зависимость от взаимоотношений с принимающей средой. Рассматриваются различные стратегии социальной адаптации мигрантов. Приводятся данные современных исследований по вопросам социальной адаптации.

Также анализируется социально ориентированный курс государственной миграционной политики, закрепленный в «Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года» и направленный на формирование цивилизационных форм миграционных процессов.

Ключевые слова. Адаптационные ресурсы, трудящиеся мигранты, миграционная политика, социо-культурная среда, социальная адаптация и интеграция.

Россия сегодня сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом текущего десятилетия.

По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России за 2011г. на территорию Российской Федерации въехало свыше 13,6 млн. иностранных граждан, на 15,63% больше, чем за 2010 г. (11,7 млн. чел.) [4].

Мигранты из стран СНГ все хуже знают русский язык. По данным выборочных опросов, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются исключительно на своем языке, что, естественно, затрудняет социальную адаптацию и интеграцию. Только 50% трудовых мигрантов в состоянии самостоятельно заполнить на русском языке официальные документы, остальным требуется помощь из-за плохого знания языка. Примерно 30% жалуются на нехватку знания языка для общения в быту (в магазине, в банке, в аптеке и т. п.); и 20% - на трудности в общении на работе [1].

Большинство мигрантов приезжают из небольших городов и сел, что создает дополнительные трудности для их социальной адаптации в российских мегаполисах. Снижается уровень образования и профессиональной подготовки мигрантов. По данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран СНГ, 50% мигрантов не

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №12-0600116 а.

© Леденёва В.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.