Научная статья на тему 'МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН'

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
541
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / БЕЛЛЕТРИСТИКА / ТРИВИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / «EASY READING» / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Раренко М. Б.

В статье рассматривается феномен массовой литературы, которая начинает вновь активно развиваться в конце ХХ в. Анализируется объем термина «массовая литература». Выявляются причины возрастающей популярности массовой литературы как в странах западной Европы, так и в России. Предпринимается попытка выявить основные характеристики массовой литературы на современном этапе, ее роль и функции, принципиальное отличие от других видов литературы, подчеркивается ее неоднородность и ориентация на запросы социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS LITERATURE AS A SOCIAL PHENOMENON

The article examines the phenomenon of mass literature, which begins to develop actively at the end of the twentieth century. The scope of the term “mass literature” is analyzed. The reasons for the increasing popularity of mass literature both in Western Europe and in Russia are revealed. An attempt is made to identify the main characteristics of mass literature at the present stage, as well as its role and functions, its fundamental difference from other types of literature, its heterogeneity and social orientation are emphasized.

Текст научной работы на тему «МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»

Научная статья УДК 82.0; 316.7

DOI 10.52070/2542-2197_2022_6_861_151

Массовая литература как социальный феномен

М. Б. Раренко

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Москва, Россия rarenco@rambler.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

Для цитирования:

В статье рассматривается феномен массовой литературы, которая начинает вновь активно развиваться в конце ХХ в. Анализируется объем термина «массовая литература». Выявляются причины возрастающей популярности массовой литературы как в странах западной Европы, так и в России. Предпринимается попытка выявить основные характеристики массовой литературы на современном этапе, ее роль и функции, принципиальное отличие от других видов литературы, подчеркивается ее неоднородность и ориентация на запросы социума.

массовая литература, классическая литература, беллетристика, тривиальная литература, современная художественная литература, «easy reading», социально ориентированная художественная литература

Раренко М. Б. Массовая литература как социальный феномен // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 6 (861). С. 151-156. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_6_861_156

Original article

Mass Literature as a Social Phenomenon

Maria B. Rarenko

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences rarenco@rambler.ru

Abstract.

Keywords:

The article examines the phenomenon of mass literature, which begins to develop actively at the end of the twentieth century. The scope of the term "mass literature" is analyzed. The reasons for the increasing popularity of mass literature both in Western Europe and in Russia are revealed. An attempt is made to identify the main characteristics of mass literature at the present stage, as well as its role and functions, its fundamental difference from other types of literature, its heterogeneity and social orientation are emphasized.

mass literature, classical literature, fiction, trivial literature, modern fiction, "easy reading", socially oriented fiction

For citation: Rarenko, M. B. (2022). Mass literature as a social phenomenon. Vestnik of Moscow State Linguistic

University. Humanities, 6(861), 151-156. 10.52070/2542-2197_2022_6_861_156

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной статьи - разобраться в том, как менялось содержание понятия «массовая литература» на протяжении исторического времени, а также определить, какое значение сегодня исследователи вкладывают в термин «массовая литература» и какую роль она играет в современном обществе.

Феномен массовой литературы, получившей стремительное распространение в конце ХХ в. как в странах западной Европы, так в России, становится предметом повышенного интереса представителей разных гуманитарных направлений в силу той роли, которую художественная литература играет в социальной жизни общества, оказывая влияние на формирование его ценностных ориентиров, с одной стороны, и отражая их, с другой, что позволяет рассматривать ее (литературу) как самостоятельный «социальный институт» [Гудков, Дубин, 2020].

Исследовательский интерес к феномену массовой литературы объясняется значением, которое она (массовая литература) приобретает в последние 20-30 лет. Обзор научно-исследовательской литературы показывает, что распространение массовой литературы носит повсеместный характер (во всяком случае, художественные произведения подобного рода можно встретить в американской и европейских национальных литературах, в литературах стран бывшего Советского Союза, современные российские писатели также активно работают в этом направлении). В статье «Массовая литература как историко-культурная проблема» (1997) Ю. М. Лотман отмечает, что понятие «массовая литература» относится более к социологии, нежели литературоведению, а «интерес к массовой литературе возник в русском классическом литературоведении как противодействие романтической традиции изучения "великих писателей, изолированных от окружающей их эпохи и противопоставленных ей"» [Лотман, 1997]. Своим появлением массовая литература обязана интенсивному развитию массовой культуры, т. е. культуры, коллективным «потребителем» которой стали широкие общественные круги, а не элитарное общество ценителей и знатоков искусства.

На наш взгляд, в ХХ в. произошли значительные изменения в обществе, оказавшие серьезное влияние на разные его аспекты - политические, экономические, культурные, образовательные и пр., что отразилось на ценностном статусе массовой культуры в целом и массовой литературы в частности.

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНЕ

Несмотря на то что термин «массовая литература» приобрел сегодня довольно широкое распространение, единого понимания означенного термина среди литературоведов нет. Н. Г. Мельник, отмечая в статье «Массовая литература» многозначность понятия «массовая литература» и приводя его синонимы - «популярная, тривиальная, пара-, бульварная литература, - исходит из представления о малой эстетичности массового феномена. Он противопоставляет массовую литературу «серьезной», «элитарной» и пр., негативно акцентирует «ценностный "низ" литературной иерархии -произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как китч, псевдолитература» [Мельник, 2001, с. 514]; «весь массив художественных произведений определенного культурно-исторического периода (или какого-либо литературного направления), которые рассматриваются как фон вершинных достижений писателей первого ряда» [там же]. Отметим, что в рекомендуемый после статьи список для более детального ознакомления с проблемой Мельник помещает работы 1928, 1976, 1978, 1991, 1993 и 1996 гг. В означенный период понятие «массовая литература» действительно воспринималось именно так.

В конце ХХ в. отношение к массовой литературе претерпевает значительные изменения. Массовая литература по-прежнему противопоставляется классической литературе, произведения которой вошли в национальный корпус и признаны национальным и мировым достоянием, наряду с другими произведениями искусства, однако и произведения массовой литературы более не воспринимаются исключительно как «низкое чтиво». К. А. Чекалов отмечает, что термин «массовая литература» в настоящее время используется для обозначения «литературной продукции, которую отличают ориентация на читательский спрос и получение коммерческой выгоды, вторичность, обусловленная использованием готовых литературных и культурных моделей. Массовая литература противопоставляется той литературе, которая на данном историческом этапе признается классической или инновационной», подчеркивая, что «произведения массовой литературы как важной составляющей массовой культуры репрезентируют значимые для тех или иных групп общества символы и смыслы и выполняют функцию социально-психологической адаптации их потребителя к проблемам современности» [Чекалов, URL]. Издание произведений массовой литературы

также имеет свои особенности, что связано с ее ориентированностью на массовое потребление. Как правило, издатели создают жанровые и тематические серии («Любовный роман», «Современный детектив», «Иронический детектив» и пр.), книги выходят большими тиражами, имеют компактный объем и невысокую себестоимость за счет мягкой обложки, невысокого качества бумаги и пр.

Таким образом, в самом общем виде следует признать, что массовая литература включает в себя произведения художественной литературы, принадлежащие разным жанрам и адресованные не конкретному читателю или определенной группе с четко выраженными социальными характеристиками, а обществу в целом. Тематика массовой литературы может варьироваться от произведений детективного жанра и фэнтези до произведений, имеющих четко выраженную социальную направленность; соответственно, функции, выполняемые массовой литературой, также разнятся от исключительно развлекательных (например, детектив) до воспитательных, образовательных, информирующих и пр. Многие произведения массовой литературы представляют собой жанровые гибриды, т. е. сочетают в себе признаки разных жанров (например, ретродетектив)1. Означенные свойства произведений массовой литературы позволяют им выполнять сразу несколько функций Отличительным жепризнаком произведений массовой литературы следует признать их развлекательный характер, направленность на массового потребителя.

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА VERSUS МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Выявляя принципиальные различия между классической и массовой литературой, следует признать, что различия «двух» литератур лежат в онтологической сфере. Произведения классической литературы затрагивают эпохальные проблемы, возводят их на общечеловеческий и общезначимый уровень, большое внимание уделяется рефлексии и саморефлексии персонажей и повествователя. Лирические отступления, часто встречающиеся в классической литературе, поясняют точку зрения писателя. Таким образом, носителем центрального сознания в классической литературе выступает автор (писатель, повествователь), а целью всякого классического произведения является художественная трансляция мировосприятия автора. Более того. Поскольку для современных читателей описываемые в классических произведениях события предстают погруженными в прошлое, для их

1 Более подробно см.: [Гусейнова, Косиченко, 2018].

понимания и интерпретации необходимо обладать определенными знаниями. Произведения классической литературы, созданные в иных социально-политических условиях и ином культурно-историческом контексте, предполагали, вероятно, и особый способ восприятия - неспешное, вдумчивое чтение с последующими обсуждениями. Новая реальность, однако, диктует и новые способы освоения художественной литературы.

В произведениях массовой литературы поднимаются локальные (но от этого не менее важные и злободневные) проблемы. Герои этих произведений максимально приближены к читательской аудитории. Во-первых, в большинстве случаев это среднестатистические современники, живущие и выживающие в сходных политических, экономических, социальных условиях, обеспокоенные общими проблемами и заботами, часто разделяющие общие взгляды (политические вопросы, как правило, в произведениях массовой литературы не поднимаются, скорее речь идет об их социальных последствиях). Обсуждение проблемы сопровождается описанием бытовых реалий, конкретных ситуаций, мнений. Довольно часто воспроизводятся знакомые читателю локации и события, которые имеют временную привязку, упоминаются известные персоналии, т. е. в произведениях массовой литературы читатель узнает себя и окружающих его людей, эмпатично реагирует на ситуацию, полностью погружается в нее.

В то же самое время, анализируя сходные тактики (ретардация, поддержание читательского интереса и пр.) и приемы (описания, ирония, метафоры, эпитеты, каламбуры, градации и пр.), которыми пользуются авторы классической литературы и массовой, следует максимально учитывать единые смысловые константы «двух» литератур. Избираемая как классическими, так и не классическими авторами тематика (любовь, ненависть, ревность, коварство, благородство, сострадание, проблемы «отцов и детей» и пр.) в целом едина, хотя способы представления этой единой тематики авторами значительно разнятся. Таким образом, есть основания говорить не о взаимном противостоянии «двух» литератур, а об адаптации материала произведений массовой литературы к потребностям и ожиданиям современных читателей.

БЕЛЛЕТРИСТИКА И МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Понятия «беллетристика», с одной стороны, и «массовая литература», с другой, как нам представляется, имеют точки сближения. Понятие «беллетристика», широко используемое в XIX в. и употребляемое

«для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня», в определенных случаях может выступать как синоним термина «массовая литература» [Беллетристика, 2001, с. 79].

тривиальная литература и массовая литература

Термин «тривиальная литература» используется сегодня как синоним термина «массовая литература» довольно часто (см., например: [Мельник, 2021; Чекалов, URL]). Как нам представляется, причиной означенной синонимии можно считать сохранявшуюся вплоть до ХХ в. лидирующую роль Франции в развитии массовой (тривиальной)1 литературы. Термин «тривиальная литература» подчеркивает ее непритязательный характер, ее отличие от «настоящей», классической литературы. Отметим как любопытный факт то, что ранние произведения О. де Бальзака и Э. Золя рассматривались как принадлежащие именно к данному литературному направлению.

«easy reading» и массовая литература

Как уже было показано выше, в определенный исторический период массовая литература воспринималась как литература низкого качества и, вероятно, в некоторой степени это коллективное убеждение было верным. Функция массовой литературы во многом заключалась в том, чтобы заполнить нишу, образовавшуюся между «настоящей» литературой и периодической печатью, и в течение длительного времени детектив как самый яркий представитель этого литературного направления успешно справлялся с поставленной зада-чей2. Именно в этой роли массовая литература (во многом благодаря детективу) просуществовала довольно длительный период истории, помогая коротать время в пути, занимая досуг домохозяек и пр.

Очевидно, что подобного рода литература однажды перестала соответствовать читательским ожиданиям, поскольку быстро меняющаяся действительность второй половины ХХ в. ставила конкретные проблемы, требующие незамедлительного решения. На смену литературе, часто уводящей читателей от окружающей их реальности (в этом качестве женские любовные романы не могли сравниться ни с чем), в западных странах приходит

1 Прилагательное «тривиальный» является калькой с французского. См., например: фр. trivial - простой, нетрудный, несложный, обыденный, неоригинальный, банальный [Большой толковый словарь русского языка, 2000, с. 1345].

2 Безусловно, классический английский детектив не следует рас-

сматривать как типичного представителя данного направления.

более «качественная» (в рамках массовой) литература, ставшая известной как easy reading (доел. 'легкое чтение'). Рассчитанный на массового читателя, этот тип художественной литературы не претендовал на особое отношение читателей. Главная задача массовой литературы заключалась в том, чтобы сохранить баланс между «простым» и «сложным», «доступным» и «примитивным», в противном случае этот пограничный во всех отношениях жанр рисковал погибнуть в крайностях.

Тем не менее в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии такого рода литература была принята с одобрением, она быстро нашла своего читателя и активно развивается. Первым из признанных писателей easy reading в Великобритании стал Ник Хорнби (Nick Hornby) (род. 1957), выпускник Кембриджа3. Как любопытную деталь его биографии отметим, что помимо преподавательской деятельности он активно вел активное сотрудничество с газетами и журналами, среди которых «Esquire», лондонские «Sunday Times» и «The Independent», а также GQ, «ELLe», «Time», «Vogue», «Premiere», «Literary Review», «New Yorker». Среди наиболее известных произведений Н. Хорнби - романы «Hi-Fi» (High FideLity, 1995), «Мой мальчик» (About a Boy, 1998), «Как стать добрым» (How to be Good, 2002), «Футбольная лихорадка» (Fever Pitch, 1992), «Долгое падение» (A Long Way Down, 2005), «Смешная девчонка» (A Funny GirL, 2015) и др. О популярности романов Н. Хорнби говорит тот факт, что многие из них были экранизированы. Свое кредо как писателя (и литературы easy reading, соответственно) Н. Хорнби видит в том, чтобы «заполнить пустоту, зияющую между популярным чтивом и литературой для высоколобых» (цит. по: [Гольдберг, URL]).

На наш взгляд, литература easy reading может рассматриваться как аналог той «качественной» современной массовой литературы, которая активно развивается сегодня в России, и представлена произведениями таких писателей, как Б. Акунин, Е. Во-долазкин, Г Служитель, Р. Сенчин, Н. Абгарян и др.

НЕОдНОРОдНОСТь И ИЕРАРхИчНОСТь массовой литературы

Термин «массовая литература» представляет собой «зонтичный» термин, т. е. под определение массовой литературы попадают произведения самых разных жанров Более того, массовая литература весьма неоднородна по качеству. Изначально противопоставленная «настоящей» литературе, т. е. «классической», «серьезной», «элитарной», литературе для «высоколобых», обладающей высокой

3 Более подробно о творчестве Н. Хорнби см. [Раренко, 2006].

степенью эстетизма, рефлексии, написанной людьми, имеющими особое положение в обществе, массовая литература ограничивалась развлекательной функцией, не претендуя на какое-либо иное положение в обществе и литературных кругах.

Сегодня массовая литература также характеризуется высокой степенью неоднородности, что очень затрудняет ее исследование. К массовой литературе традиционно относят: детективные произведения, в том числе ретродетектив, иронический детектив и пр., любовные романы (разного качества), женскую литературу (отчасти, но не полностью совпадающую с любовными романами), а также произведения, затрагивающие злободневные социальные вопросы и так или иначе адресованные значительной части современного общества. Последние также представляют собой очень неоднородный пласт литературы, который

мы ранее в наших публикациях предложили называть «социально ориентированной художественной литературой»1.

заключение

Феномен массовой литературы заслуживает дальнейшего изучения, поскольку литература, ориентированная на широкого читателя, имеет большой потенциал, в том числе социальный. В определенной степени массовая литература, акцентирующая внимание читателей на социальных вопросах современности, может выступать как инструмент регулирования общественных отношений, предотвращения эскалаций социальных конфликтов, установления социальной гармонии.

1 Более подробно см.: [Раренко, 2021].

список источников

1. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М.: Новое литературное обозрение, 2020.

2. Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // «О русской литературе». СПб.: Искусство-СПБ, 1997. URL: http://www.ad-marginem.ru/article18.html

3. Мельник Н. Г. Массовая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Москва так или нужно все же сокращение (см. № 1): Интелвак, 2001. Стб. 514-517.

4. Чекалов К. А. Массовая литература // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/literature/ text/2191064

5. Гусейнова И. А., Косиченко Е. Ф. Жанры, меняющие мир и нас: Тривиальный дискурс: Ретродетектив. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018.

6. Беллетристика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. Стб. 79.

7. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000.

8. Раренко М. Б. Феномен литературы easy reading и романы Ника Хорнби // Постмодернизм: что же дальше?: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. -информ. исслед. Отд. литературоведения; редкол.: отв. ред. и сост. Е. В.Соколова, сост.: Н. Т. Пахсарьян и др. М., 2006. С. 198-209. (Худож. лит. на рубеже ХХ-ХХ1 вв.).

9. Гольдберг С. Кризис жанра // Эксперт. 24.10.2005. URL: https://expert.ru/siberia/2005/40/40si-iknigi_66801/? ysclid=l94hjt2chg185935845

10. Раренко М. Б. Речевые практики дискурса социальной гармонии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 6 (848). С. 139-147.

references

1. Gudkov, L., Dubin, B. (2020). Literatura kak social'nyj institut = Literature as social institute. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2020. (In Russ.)

2. Lotman, Ju. M. (1997). Massovaja literatura kak istoriko-kul'turnaja problema = Mass literature as a historical and cultural problem. In O russkoj literature", Iskusstvo-SPB, St. Peterburg. http://www.ad-marginem.ru/article18. html Jelektronnyj istochnik . (In Russ.)

3. Mel'nik, N. G. (2001). Massovaja literatura = Mass literature. In Literaturnaja jenciklopedija terminov i ponjatij (stb. 514-517). Moscow: Intelvak. (In Russ.)

4. Chekalov, K. A. Massovaja literatura = Mass literature. In Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija. https://bigenc.ru/ literature/text/2191064 (In Russ.)

5. Gusejnova, I. A., Kosichenko, E. F. (2018). Zhanry, menjajushhie mir i nas: Trivial'nyj diskurs: Retrodetektiv = Genres that change the world and us: Trivial discourse: Retro detective. Moscow: MSLU. (In Russ.)

6. Belletristika = Fiction (2001). In Literaturnaja jenciklopedija terminov i ponjatij (Stb. 79). Moscow: Intelvak.. (In Russ.)

7. Kuznetsova, S. A. (ed.). (2000). Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka = A large explanatory dictionary of the Russian language. St.Petersburg: Norint. (In Russ.)

8. Rarenko, M. B. (2006). Fenomen literatury easy reading i romany Nika Hornbi = The phenomenon of easy reading literature and the novels of Nick Hornby. In E. V. Sokolova (ed.), N. T. Pahsar'jan T., Postmodernizm: chto zhe dal'she? (pp. 198-209): collection of papers. RAN. INION. Moscow. (Hudozhestvennaja literatura na rubezhe XX-XXI vekov). (In Russ.)

9. Gol'dberg, S. Krizis zhanra = The crisis of the genre // Expert.ru. 24.10.2005. https://expert.ru/siberia/2005/40/40si-iknigi_66801/?ysclid=l94hjt2chg185935845(In Russ.)

10. Rarenko, M. B. (2021). Speech practices of the discourse of social harmony. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 6(848), 139-147. (In Russ.)

информация об авторе

Раренко Мария Борисовна

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Rarenko Maria Borisovna

PhD (Philology), Senior Research Fellow of Linguistic Department,

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

Статья поступила в редакцию 12.04.2022 одобрена после рецензирования 11.05.2022 принята к публикации 16.05.2022

The article was submitted 12.04.2022 approved after reviewing 11.05.2022 accepted for publication 16.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.