Научная статья на тему 'Массовая культура как образовательная среда: региональные феномены и общероссийские тенденции'

Массовая культура как образовательная среда: региональные феномены и общероссийские тенденции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ХРОНОТОП / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОНОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MASS CULTURE / CONSUMPTION SOCIETY / CHRONOTOPE / EDUCATIONAL MEDIUM / ARTISTIC EDUCATION / BACKGROUND EDUCATION / ENLIGHTMENT EDUCATION / PURPOSE-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ирхен И. И.

Статья посвящена осмыслению массовой культуры в средовом художественном измерении. Расширяя ареалы своего влияния, массовая культура изменяет хронотоп, в котором разворачивается художественное образование. Концептуально выделяются три уровня массового художественного образования, конкретизируется их содержание в условиях современной глобалистской массовизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS CULTURE AS EDUCATIONAL MERDIUM: REGIONAL PHENOMENA AND ALL-RUSSIA TENDENCIES

The article is devoted to consideration of mass culture in the medium-artistic dimension. Mass culture extending areas of its influence, is changing the chronotope, in which artistic education is being developed. Conceptually three levels of mass artistic education are singled out, their content is made more concrete in the conditions of the contemporary mass globalization.

Текст научной работы на тему «Массовая культура как образовательная среда: региональные феномены и общероссийские тенденции»

УДК 008: 316.33

Irkhen Irina I. MASS CULTURE AS EDUCATIONAL MERDIUM: REGIONAL PHENOMENA AND ALL-RUSSIA TENDENCIES. The article is devoted to consideration of mass culture in the medium-artistic dimension. Mass culture extending areas of its influence, is changing the chronotope, in which artistic education is being developed. Conceptually three levels of mass artistic education are singled out, their content is made more concrete in the conditions of the contemporary mass globalization.

Key words: mass culture, consumption society, chronotope, educational medium, artistic education, background education, enlightment education, purpose-oriented education.

И.И. Ирхен, канд. пед. наук, доц. Смоленского государственного института искусств, г. Смоленск, E-mail: yulianairk@mail.ru

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ И ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Статья посвящена осмыслению массовой культуры в средовом художественном измерении. Расширяя ареалы своего влияния, массовая культура изменяет хронотоп, в котором разворачивается художественное образование. Концептуально выделяются три уровня массового художественного образования, конкретизируется их содержание в условиях современной глобалистской массовизации.

Ключевые слова: массовая культура, потребительское общество, хронотоп, образовательная среда, художественное образование, фоновое образование, просветительское образование, целенаправленно систематическое образование.

Происходящий в России парадигмальный сдвиг, обусловленный глобальными вызовами и устремленный к достижению устойчивого развития, во многом зависит от уровня образования. В архитектонике художественного образования, как правило, выделяют два основных направления в зависимости от степени его профессионализации - специализированное и массовое. В специализированных учебных заведениях художественное образование нацелено на развитие творческой индивидуальности, на формирование целостной личности, готовой к профессиональной художественной деятельности в избранном виде искусства. Массовое художественное образование по своей сущности коррелирует с задачами общей ин-культурации личности, ее приобщением к принятым в данном обществе культурным нормам и ценностям. Процессы глобализации неизбежно придают образованию, и в том числе художественному, иную логику развития. На протяжении двух последних десятилетий институт образования функционирует по рыночной траектории. Оно работает непосредственно на заказ потребителя, используя внешнюю привлекательность своих услуг. При этом формирующийся рынок образовательных услуг, демонстрируя платежеспособный спрос населения, стимулирует появление новых субъектов в виде негосударственного сектора.

Неоднозначность и внутренняя противоречивость рыночных реформ в этой сфере очевидна. С одной стороны, система образования приобретает значение национального приоритета, утверждается регионализация образования и плюрализм его форм, расширяется автономия вузов, изменяется классификатор специальностей. С другой стороны, критически снижающийся статус образования, его тотальная коммерциализация повышают роль регуляции системы образования рыночными механизмами.

Однако определяющее влияние рыночных приоритетов в сфере образования стимулирует крайний прагматизм, ведет к редукции и утрате им важнейших культурных функций, формированию «одномерного человека» (Г. Маркузе). Деформируется прежде всего художественное образование, демонстрируя опыт выживания в предлагаемых условиях. С этой позиции, художественность становится неким феноменом -лишним для человека, но в то же время она выступает атрибутивным качеством современной личности, от степени духовно-культурного, эстетико-художественного развития которой зависит процветание страны.

Очевидно, что сегодня доля художественно-эстетического начала снижена на всех уровнях образования. В массовой общеобразовательной практике искусство присутствует «на уровне биологического минимума», что порождает отчужденность детей от искусства. Дополнительным художественным образованием охвачено лишь 9% детей, у большинства из них отсутствует стимул оканчивать школу искусств [1].

Проведенный контент-анализ учебных планов Российского портала открытого образования ряда экономических специальностей («Бухгалтерских учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»), технических («Биоэкология», «Геоэкология») и гуманитарных специальностей («История», «Иностранный

язык», «Педагогика и методика начального образования») показывает, что из действующего ГОСа ВПО полностью исключена эстетика. Курс «Культурология» включен либо в национально-региональный (вузовский) компонент, либо в дисциплины по выбору. Трудоемкость его освоения, определяемая самим вузом, колеблется от 52 часов (Открытый университет ДВГУ, Мичуринский государственный пединститут) до 68 часов (Московский госуниверситет сервиса) и даже 130 часов (Московский государственный институт геодезии и картографии). Между тем только гуманитарнохудожественный цикл может держать в центре внимания человеческую душу, сохранять целостность личности. Исследования доказывают, что высокий уровень познавательной, творческой активности взрослых жителей крупных городов во многом зависит от внеурочных художественных занятий в школьные годы [2]. Такое понимание роли образовательной области «Искусство» учтено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [3].

Очерченная ситуация усугубляется доминированием в духовной сфере общества потоков массовой культуры. Согласно позиции А.Я. Флиера, эта особая, ничего не производящая культура, сосредоточена только на процессах потребления (вещей, информации, удовольствий) [4, с. 236]. Ее основными скрепами служат: ориентация на гомогенную аудиторию; опора на эмоциональное, коллективное, бессознательное начало; эскейпизм; общедоступность; быстрозабывае-мость; занимательность. Видный исследователь массовой культуры А.В. Костина акцентирует исключительную гибкость; способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предметы массового потребления; коммерческий характер; использование клише при создании артефактов; связь со СМИ [5, с. 134].

Формируя свое семиотическое пространство и ориентируясь на «среднего» потребителя, массовая культура изменяет хронотоп, в котором разворачивается художественнообразовательный процесс. Многослойность хронотопа можно обнаружить через геокультурный, культурно-

образовательный, инфраструктурный и другие параметры. На этой основе можно утверждать, что именно геокультурный хронотоп, воспроизводящий жизнестойкость и распространенность массовой культуры, определяет качественно новое состояние художественного образования.

В обществе потребления значение произведения искусства определяется в основном его потенциальной продажей, поэтому качество культурного продукта менее важно, нежели его реклама. Это просматривается в рейтингах продаж книжных хитов и «кассовых» кинопремьер начала 2011 г. Согласно сборам в России и странах СНГ складывается следующая иерархия: 1) «Санктум», триллер (реж. Алистер Грирсон) -свыше 58,5 млн. руб.; 2) «Орел Девятого легиона», триллер (реж. Нил Маршалл) - 55,5 млн. руб.; 3) «Зеленый Шершень», блокбастер (реж. Мишель Гондри) - 40,4 млн. руб.; 4) «Черный лебедь», драма (реж. Дарен Ароновски) - 39 млн. руб. [6]. Подобная ситуация типична и для других видов искусства. Репертуарному театру, с его традициями и школой, противостоят провинциальные антрепризы. Их считают «бедой современного театра», ввиду продвижения продукта массовой культуры, с банальным сюжетом и легкоузнаваемыми «штампами» известных актеров. «Кассовые» музыкальные концерты артистов все чаще сменяются еженедельными выступлениями на корпоративных или частных вечеринках. Появляются фирмы, специализирующиеся на этом бизнесе. При этом стоимость работы артиста зависит от «яркости его свечения» на данный момент.

Данную культурно-художественную картину обусловливают высокотехнологичные процессы, требующие от людей больших умственных и нервных усилий, и массовая культура служит зоной рекреации, современным мейнстримом. Апеллируя к социальным ожиданиям человека в художественно привлекательной форме, она востребует легкие для восприятия фильмы, представления, публикации.

Геокультурный хронотоп, выражая общие черты художественной пространственно-временной организации в условиях массовой культуры, свидетельствует о направлении доминирующих ценностных ориентаций людей.

Современное общество, неотделимое от обилия информации, СМИ, системы быстрой связи, именуют «обществом потребления». Американский футуролог Э. Тоффлер усматривает в потребительстве - достоинство культуры, а самого потребителя считает ее главным феноменом [7]. Единство потребляемой продукции и массовая вовлеченность в культуру выявляет «разжижение творческого ядра культуры» [8, с. 586], непонимание населением значения искусства для себя и общества, неумение адекватно воспринимать художественные произведения. Современную публику, «включенную» в культурную жизнь общества, представляет внешне ангажированная «эстетическая толпа» (по Г. Тарду) [9, с. 281-282]. Именно она определяет ценность товара, руководствуясь законами рынка, где художественно-эстетическая сторона служит для придания «товарного вида».

Таким образом, продукция массовой культуры, при всей неоднозначности и противоречивости ее восприятия и оценок, становится объективной реальностью современной эпохи, которую игнорировать невозможно. Организуя и структурируя региональную среду, она в определенной степени заполняет лакуну, возникшую вследствие модернизации системы художественного образования. И хотя эти влияния никак не учитываются, объективно они происходят и так или иначе активно выполняют образовательную функцию.

Проведенный анализ и наши наблюдения позволяют концептуально выделить три уровня массового художественного

образования - фоновое, просветительское и целенаправленно систематическое, каждому из которых присущ свой механизм передачи художественных ценностей.

Фоновое художественное образование отличает непроизвольность воздействия, автоматизм, преобладание чувственности. Оно базируется на основополагающей функции искусства, которую А.Я. Флиер определяет через «проектирование эстетически организованной (в пространственном, декоративном, интеллектуальном, эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей» [4, с. 322]. Ассимиляция социального опыта происходит с помощью различных сред, которые и обеспечивают включение личности в родовую, почвенническую культуру.

Действительно, сегодня искусство становится фоном повседневного бытия человека. Образность языка искусства и многообразие его форм, «видение» меры, симметрии, соразмерности, гармонии цвета, света и их сочетаний, способность улавливать ритм, тональность, мелодические оттенки явлений - все это накапливается личностью посредством непроизвольного внимания, невключенного зрения, впоследствии актуализируясь сознанием. Фоновое образование, будучи результатом неосознаваемого детерминирования, органически связано со всей противоречивостью художественной сути массовой культуры.

Анализ показывает, что освоение массовой культурой новых художественно-выразительных средств языка породил целый ряд противоречий: между сближением искусства с жизнью и его превращением в безликий фон, лишенный особой ауры; между клишированием образов искусства и их использованием в виде цитируемых «смысловых знаков»; между формированием потребительского общества и отсутствием у публики духовного самодвижения при общении с искусством; между смысловым и эстетическим содержанием художественного образа и его трансформацией в знак, языковую условность. В этом смысле правомерно говорить о «фоновой», косвенной суггестии (внушении). Ее ведущая роль в развитии чувства меры, симметрии, соразмерности при восприятии художественного произведения определяется целостностью данного процесса. Под фоновым воздействием массовой культуры складываются и своеобразные стандарты мышления, которые его унифицируют. В то же время стандартизация, присущая потребителю с заданными свойствами, поддерживает постоянный спрос.

Следовательно, фоновое образование как среда вчувство-ванного существования человека обращается к повседневности как к источнику новых позитивных возможностей художественно-эстетического опыта. В ситуации упразднения художественного вкуса для трансляции художественных ценностей, равно как и псевдоценностей, фоновым образованием задействуются механизмы стереотипности, стандартизации, подражания, косвенной суггестии, зэппинга (переключения восприятия, рассеянности). Находятся и соответствующие средства - мода, выбор палитры, звучащая и информационная, коммуникативная среда. Разомкнутые границы воздействия художественного образа на личность - наличие недосказанности за произнесенным в слове, пластике, ритме, интонации, цвете - служат источником эмоциональных переживаний, эстетического отношения к действительности.

Просветительское образование определяется распространением знаний, «культурнической деятельностью» (по Д.Н. Ушакову). Реализуемый посредством театрализованных представлений, концертов, выставок, презентаций этот уровень базируется на механизме активной «включенности» населения, его художественного реагирования.

В массовом обществе художественно-потребительские предпочтения во многом формирует художественная сторона товарного знака. Обыденный факт становится художественным во многом благодаря сравнению, аллегории, эпитету,

метафоре, синестезии и др. Это наиболее выпукло просматривается в рекламных слоганах крупнейших торговых фирм и центров. Вот лишь некоторые из них: «Притяжение цвета» (губная помада Oriflamme); «Когда океан встречается с небом» (Gant Adventure, туалетная вода для мужчин)»; «Прикосновение стиля» (Lacosta, аромат для мужчин)»; «Розовый цвет. Доверься ему - и нет пятен» (пятновыводитель Vanish); «Октябрьская революция цен!» (Арбат-Престиж) и др.

Известно, что в литературе такие выразительные средства, как тропы выступают номинативной единицей, «фигурами переосмысления», выполняющими декоративно-эстетическую функцию в тексте. Имеется и понятие «художественная тропа». Возможно допустить мысль о существовании художественной тропы по отношению ко всем художественным преобразованиям. Очевидно, что «тропа» имеет свои модели в разных видах искусства, модифицируя основные из них. В недрах массовой культуры складывается «потребительская художественная тропа». Благодаря двуплановости выражения, использования средств художественной образности в экспрессивных целях, просветительское образование привлекает красотой товара, форсирует эмоции восторга и любования, в конечном счете, вызывая наслаждение.

Происходящая в эпоху постмодернизма артизация общественной и личной жизни все больше строится по законам жанра (завязка, развитие событий, кризис, финал). Действие принципа художественной тропы обнаружимо, например, в политических брифингах, выборных кампаниях, телевизионных ток-шоу. В шоу превращаются даже новостные и аналитические передачи. Все это формирует артизированную личность.

Можно утверждать, что массовая культура, получая обширное распространение в условиях глобализации, определяет интенцию развития российского художественного образования. Процесс нащупывает стихийный выход между противоречиями. Парадоксальным является тот факт, что в глубинах товарного производства, массовой культуры «прорастает» образовательный фактор. Сама жизнь вносит новые факторы в цепочку: образование ^ товар ^ просветительство. Здесь просматривается расширение инфраструктурного хронотопа художественного образования, который вовлекает в просветительство другие отрасли хозяйства, в частности торговлю и транспорт.

Согласно данным международной аналитической компании Nielsen, количество гипермаркетов в России за последние шесть лет увеличилось более чем в пять раз [11]. На конец 2010 г. в стране функционируют 318 магазинов формата гипермаркета (по другим данным - 477), без учета 39 магазинов Metro Cash&Carry. В целом доля гипермаркетов на российском рынке розничной торговли в 2010 г. составляет до 10%. По прогнозам, в ближайшие годы их количество будет неустанно расти за счет освоения новых региональных рынков в городах с населением 50-100 тыс. человек.

В рыночной борьбе за целевого потребителя гипермаркеты не только формируют широкий товарный ассортимент, но и предлагают культурно-художественные проекты. Это обеспечивает качественный скачок в приросте численности покупателей. Характерно, что сами управляющие гипермаркетами акцентируют целенаправленный маркетинг культурных услуг, сулящий покупателю праздник и удовольствие. В результате визит в гипермаркет все меньше напоминает обычный шоппинг, становится самостоятельной формой времяпрепровождения, своеобразным праздником обретения и товара, и впечатлений, и образности, и знаний.

Проведенный контент-анализ Интернет-сайтов гипермаркетов показывает, что свыше 21% из них сочетают торговую деятельность с художественно-просветительской. Это присуще гипермаркетам типа «Мега», «Глобус», «Мосмарт», «Метро». Так, в ярославском гипермаркете немецкой сети «Глобус» только за март 2011 г. проведено 12 праздников и специ-

альных акций: большой городской праздник на парковке, детские и семейные мероприятия, акции для деловой части населения и широких социальных слоев. Масленица, собрав на парковке свыше 1 тыс. зрителей, включала художественную программу и инициировала продажу более 700 блинчиков с красной икрой и медом.

Перечень культурно-художественных проектов «Глобуса» довольно пространен. Это концерты ВИА «Поющие гитары» и «Самоцветы», акция «Меткий стрелок» с гарантированным призом для каждого, конкурс детского рисунка и студия аква-грима, знакомство с фауной России в передвижном зоопарке на парковке, конкурсы в холле гипермаркета «Поздравь любимую», «Раскрась скворечник», аттракционы и катание детей на пони. Результативность массированного культурного «каскада» выливается в возрастание численности покупателей на б7 тыс. человек по сравнению с предыдущим месяцем и соответственно большую прибыльность.

Ежемесячные культурно-художественные проекты типичны для гипермаркетов «Глобус» в других российских городах. Так, зимняя феерия праздников в рязанском «Глобусе» вбирает конкурс детского рисунка, встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, аква-грим и шоу воздушных шаров, отправку через почтовую службу гипермаркета писем Деду Морозу с вручением подарка автору лучшего послания. В итоге гипермаркет оказывается средой, позволяющей родителям восхищаться своими талантливыми детьми.

В семейном гипермаркете «Мега» функционирует цельная инфраструктура для просветительского образования: кинотеатр нового поколения «Kinostar De Lux» (с 12 кинозалами); детский клуб «Мега»; школа фигурного катания. Программа клуба друзей «Смешарики» включает: катания с горки, занятия творчеством, просмотр мультфильмов, образовательные праздники и познавательные часы, освоение обучающих компьютерных программ. Привлечение опытных педагогов, аниматоров, ростовых кукол превращает каждое мероприятие в захватывающую интерактивную программу, нацеленную на развитие познавательной мотивации, творческих и интеллектуальных способностей. Это доказывает, что семейный центр потребительской торговли предоставляет целый комплекс услуг, сочетая игру с творчеством, развлечение с обучением.

Сеть гипермаркетов «Мосмарт», объединяющая 17 крупнейших торговых центров, открывает бесплатные детские комнаты для 3-8 лет. В начале 2010 г. реализована совместная акция с кинокомпанией «Dream Works» и газетой «Мой район», охватившая более 200 тыс. человек. Финалом акции, приуроченной к премьере фильма «Шрэк навсегда», стал бесплатный концерт группы «ВИА ГРА», которая и определила победителя для поездки в Коста-Рику. Проводимые культурные акции «Мосмарта» направлены на удовлетворение потребительских, в том числе и художественных, интересов российских семей.

Организацию художественно-просветительской деятельности в гипермаркетах можно считать становящейся тенденцией не только в России, но и странах СНГ. К примеру, в Республике Беларусь столичные гипермаркеты «Гиппо», «ProStore» и др. организуют праздничные концерты звезд белорусской эстрады, вручение ценных призов победителям лотереи, сюрпризы для всех пришедших.

В современных реалиях центры потребительской торговли практикуют концерты-презентации новых музыкальных альбомов под названием «Ближе к звездам», «живые» акустические концерты. Причем популярные, и совсем молодые исполнители видят в этом неожиданном формате выступлений возможность смелого творческого эксперимента, апробации на массовой аудитории своих новых композиций.

Таким образом, сам рынок раздвигает рамки образовательной системы, стремясь проторить новые пути, открыть новые возможности художественно-просветительского образования в России.

Целый ряд возникающих массовых художественных феноменов связан с московским метрополитеном, который благодаря арт-проектам обрел имидж «музея под землей». Свои истоки художественное просветительство здесь берет в 2004 году с фотовыставки «Города мира в московском метро». Несколько позже утверждает себя другой феномен - «поезд художественного просвещения» [12]. В 2007 г. на Арбатско-Покровскую линию метро впервые вышел поезд «Акварель» с выставкой работ известного художника-акварелиста С. Анд-рияки и его учеников. Затем в поезд стали помещать репродукции картин из коллекции знаменитых музеев страны -петербургского Русского музея и московского Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Этот художественный проект не единичен, его логическим продолжением служит формирование поездов другой жанровой направленности. В 2010 г. стартовал арт-проект «Поэзия в метро». В вагонах на русском и испанском языках были представлены стихи и биографии Нобелевских лауреатов - П. Неруды и Г. Мистраль, авангардистов В. Уидобро и Г. Рохаса и др. Характерно, что реакция пассажиров на художественные проекты метрополитена стабильно положительная.

Художественное просветительство столичного метрополитена просматривается и в феномене устроения выставок. Речь идет о совместном некоммерческом проекте компании «Олимп» и Центра фотографии им. братьев Люмьер. На протяжении трех месяцев 2010 г. самые интересные работы действующей выставки «Советское фотоискусство 60-70-х» представлены более чем на 4 тыс. рекламных поверхностей метрополитена. В 2011 г. проект находит свое продолжение в выставке «Московские истории. XX век».

Практика показывает, что людям нравятся «островки красоты» в суетности повседневности. Недаром на станции «Воробьевы горы» практически создан музейный зал с периодически меняющимися экспонатами. В ноябре 2010 г. здесь установлены 10 огромных цилиндров-витрин, внутри которых движущиеся конструкции с музейными экспонатами из фарфора. «Я такого еще не видел» - эти слова характерны для каждого остановившегося перед витринами. Музейная выставка в помещении станции являет своеобразное «ноу-хау» метрополитена.

Следовательно, в реалиях массовой культуры художественное просветительство обретает новые формы, новые способы воздействия на массовую аудиторию. Снижение подвижничества учительства и интеллигенции в целом, в условиях рынка восполняется другими субъектами просвещения

народа. Предлагаемое с их стороны просветительское образование носит в основном негэнтропийный характер.

Наконец, целенаправленно систематическое художественное образование сопрягается с дополнительным художественным образованием детей и реализуется через систему кружков, любительских клубов, арт-студий и т.д. Сегодня при фитнес-клубах, оздоровительно-рекреационных центрах открываются детские клубы и танцевальные студии, множатся частные развивающие центры для детей от 9 месяцев до 7 лет, например, в Смоленске центр «Сема» - с широким спектром развивающих курсов интеллектуальной, творческой, оздоровительной направленности. Становясь частью ландшафта региональной среды, они обогащают культурнообразовательный хронотоп, что влечет к усиливающейся коммерциализации художественного образования. В то же время массовый перевод детских школ искусств в автономные учреждения ослабляет академическую составляющую образования, вынуждает вводить общеэстетические программы. Ребенок преимущественно приобретает исполнительские навыки. Выхолащиваются и художественные школы, ибо рынок непрестанно просит от народных промыслов в основном китча. Фактически коммерциализация художественного образования закрывает классический «образовательный шлагбаум» для участников бесплатных кружков в связи новой формой финансирования общеобразовательных школ.

Синхронно формируется новый феномен. Под воздействием массовой культуры из ДМШ исчезают детские духовые оркестры, дети не идут учиться играть на исконно русских инструментах (баяне, балалайке). При этом «новые поставщики» образовательных услуг предлагают формы работы, отвечающие потребностям платежеспособного населения. Среди них: эстрадные отделения, театры и студии эстрадной песни, где детей с 7 лет учат петь под фонограмму.

Таким образом, массовая культура, последовательно расширяя ареалы своего влияния, трансформирует логику развития художественного образования, придает ему нелинейный характер. Художественное образование, как значимая социокультурная ценность, форма культурного воспроизводства, одновременно становится продуктом и моделью массовой культуры. Совокупное влияние геокультурного, инфраструктурного, культурно-образовательного хронотопов находит выражение в феноменах и процессах различной уровневой дифференциации, которые служат реакцией на массовизацию российского общества.

Библиографический список

1. Стенограмма совместного заседания коллегий Министерства культуры Рос. Федерации и Министерства образования и науки Рос. Федерации 20 янв. 2011 г. [Э/р]. - URL: http://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2011/ 14_02_2011_1.doc.

2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России: Достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. - СПб.: Алетейя, 2005.

3. Фоминова, М. А. Перспективы развития художественно-эстетического образования в контексте построения модели «Наша новая школа» / М.А. Фоминова, Е.А. Кочерова, Т.А. Климова // Музыка в школе. - 2009. - № 5.

4. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Согласие, 2010.

5. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: URSS, 2011.

6. Тоффлер, Э. Третья волна: перевод с англ. - М.: АСТ, 2004.

7. Хит-парад фильмов: кинокомплекс «Родина» [Э/р]. - URL: http://kinokompleks.net/xit-parad-filmov.

8. Зиновьев, А.А. На пути к сверхобществу. - М., 2000.

9. Тард, Г. Мнение и толпа // Психология толп. - М., 1998.

10. Nielsen прогнозирует рост числа гипермаркетов [Э/р]. - URL: http://www.foodset.ru/news/б72

11. Катится, катится расписной вагон [Э/р]. - URL: http://www.sobesednik.ru/publications/sobesednik/2007/03/13/underground_art_education

Bibliography

1. Stenogramma sovmestnogo zasedaniya kollegij Ministerstva kul'tury Ros. Federacii i Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros. Federacii 20 yanv. 2011 g. [Eh/r]. - URL: http://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2011/ 14_02_2011_1.doc.

2. Foht-Babushkin, Yu. U. Iskusstvo v zhizni molodyh pokolenij Rossii: Dostignutye еffekty, upuschennye vozmozhno-sti i sohranyayuschiesya nadezhdy. - SPb.: Aletejya, 2005.

3. Fominova, M. A. Perspektivy razvitiya hudozhestvenno-еsteticheskogo obrazovaniya v kontekste postroeniya modeli “Na-sha novaya shkola” / M. A. Fominova, E. A. Kocherova, T. A. Klimova // Muzyka v shkole. - 2009. - № 5.

4. Flier, A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov. - M.: Soglasie, 2010.

5. Kostina, A. V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obschestva. - M.: URSS, 2011.

6. Toffler, Е. Tret'ya volna: perevod s angl. - M.: AST, 2004.

7. Hit-parad fil'mov: kinokompleks “Rodina” [Eh/r]. - URL: http://kinokompleks.net/xit-parad-filmov.

8. Zinov'ev, A. A. Na puti k sverhobschestvu. - M., 2000.

9. Tard, G. Mnenie i tolpa // Psihologiya tolp. - M., 1998.

10. Nielsen prognoziruet rost chisla gipermarketov [Eh/r]. - URL: http://www.foodset.ru/news/672

11. Katitsya, katitsya raspisnoj vagon [Eh/r]. - URL: http://www.sobesednik.ru/publications/sobesednik/2007/03/13/underground_art_education

Статья поступила в редакцию 11.06.2011

УДК 009

Nabilkina L.N. CITY AS CULTUROLOGICAL PHENOMENON. The work touches upon the problem of the development of the city as a centre of civilization. It gives the definition of “city culture”, distinguishes its types, pays special attention to the differences between city mentality and country one. The author analyzes the causes of migration and the influences of migrants on the natives.

Key words: civilization centre, urbanization, assimilation, downshifting, self identity, the problem of isolation.

Л.Н. Набилкина, канд. фил. наук, доц. ГОУ ВПО ««Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», E-mail: nabilkina@yandex.ru

ГОРОД КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В работе рассматривается развитие города как центра цивилизации, дается понятие «городская культура», выделяются ее типы, уделяется внимание различиям между городским и сельским менталитетом. Автор анализирует причины миграции и влияние, которое мигранты оказывают на коренное население.

Ключевые слова: цивилизационный центр, урбанизация, ассимиляция, миграция, самоопределение, проблема изоляции.

Определяя город как культурологический феномен, мы должны выяснить, почему город стал играть такую важную роль в жизни людей, как он повлиял на человеческую культуру, и какую роль он играет в переходе от культуры к цивилизации.

Как известно, переход человечества к городской культуре произошел в VII веке до Р.Х. в Восточном Средиземноморье. Именно там мы находим истоки современной цивилизации. Восточное Средиземноморье - самое благоприятное место для развития человечества. Средняя годовая температура там - 23 градуса по Цельсию - признана самой комфортной для человека. Впоследствии человеческая культура распространилась в близлежащие области, а затем и по всему миру. Государства начали складываться вокруг городов. Нам хорошо известны города-полисы Древней Греции и их роль в формировании человеческой культуры. Затем пришла очередь Древнего Рима, который распространил городскую культуру на все завоеванные им провинции.

Но далеко не все народы любили города. Кочевые племена, составившие империю Чингиз-хана, или племена англов и саксов, завоевавших Британию, разрушали города, считая их рассадником порока.

Как бы то ни было, города развивались, и без них трудно вообразить историю человечества. Как заметил Ф. Бродель, оценивая роль городов в истории Европы, «город - новая судьба мира, он беспрестанно вершит жизнь людей, открывая двери того, что мы зовем историей» [1, с. 509].

Город формирует свою собственную культуру. Повышенный интерес к городу, к городской жизни обозначился еще в XIX - начале XX века. В середине прошлого века сформировалась специальная наука - «урбанистика». Эта наука занялась исследованием проблем, связанных с географиче-

ским, демографическим, социологическим, архитектурным, историческим положением города. Однако урбанистика оказалась не в состоянии ответить на все социально-культурные вопросы, возникающие в связи с понятием «город». Вот почему урбанистика вошла в тесный контакт с культурологией. Если урбанистика занималась «предметным» изучением города и городской жизни, то культурология рассматривала эту проблему в целом, в социально-культурном ракурсе.

Изучение города с культурологических позиций предполагает его исследование как феномен, в совокупности всех его проявлений, как целое. Культурологический подход позволяет рассматривать город в его ипостасях: древний город, средневековый город, современный город.

На Руси древние города связаны с северной славянской культурой. Первые города возникают на пути «из варяг в греки» и связаны с образованием Новгорода Великого и Пскова. Древнерусская эпоха послужила развитию древнерусского государства, укреплению его внутренних и внешних связей. Древнерусский город являл пример и древней демократии. В Новгороде было место для сбора горожан, служившее для решения насущных городских проблем. Но распространенное мнение, что вече объединяло всех жителей города, является ошибочным. На вече могло уместиться не более 50 человек, так что это собрание предназначалось лишь избранным.

Есть существенное отличие между терминами «город» и «городище». Городище - это предвестник города, его укрепленная часть. После того, как в город назначался князь или посадник, для него строили Кремль. Возле Кремля продолжал строиться город. Есть еще обстоятельство, которое отличает древнерусский город от городов Западной Европы. Город, имевший окончание «бург», не подчинялся местным правителям - князю, графу или шерифу - только королю. Показатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.