К.И. Политкина, канд. филос. наук, доцент, кафедра инноватики, маркетинга и рекламы, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Россия, [email protected]
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ В НАУЧНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ И УРБАНИСТИКИ
В статье предпринято категориальное исследование феномена отчуждения в предметных областях социологии религии и урбанистики. В содержании категории «цивилизация» автор специально выделяет атрибутивные качества: урбанизированную среду, потребительскую массовую культуру, развитые религиозные образования в виде церковных институтов. Научная новизна публикации состоит в изучении в рамках указанных научных областей противоречий существования верующего индивида в урбанизированной среде, наследующей, по авторскому убеждению, вместе с позитивными аспектами противоречивые атрибутивные свойства ци-вилизационного образования, в частности опосредованность и пролонгированную личностную отчужденность. Автор исходит из рассмотрения концепта «отчуждение» как атрибутивной цивилизационной закономерности, связанной с несовершенством, противоречивостью цивили-зационного образования как такового. Суть урбанизированного отчуждения рассматривается как проблема разрушения, прерывания имманентных связей индивида с природно-биосферным бытием, социальной реальностью (на уровне всего общества) и межличностных связей, приводящее к отдаленному бытию личности в условиях замкнутого городского пространства. Урбанизированная среда представлена как многофункциональное цивилизационное порождение, вмещающее в себя узел сложных опосредованных отношений между горожанином, природным миром, городской культурой, религиозными образованиями. В качестве общих объектов социологии религии и урбанистики в статье выделены многочленные предметные взаимосвязи между верующим индивидом и городской средой. Обозначенные категориальные построения обстоятельно характеризуют коллизии отчужденного, отдаленного существования горожан в урбанизированной среде и определенные возможности их преодоления через участие в церковной практике городских конфессиональных организаций.
Ключевые слова: отчуждение, урбанизированная среда, верующий горожанин, виртуальное общение, урбанизированная отчужденность, коллизии цивилизационного образования, урбанизированная отдаленность, городское одиночество, снятие городской разобщенности.
Феномены аномии и отчуждения, привлекающие внимание интеллектуального гуманитарного сообщества: ученых, писателей, художников, режиссеров и просто мыслящих людей, вряд ли могут быть исследованы в пределах одной или нескольких научных областей. Получив некогда постоянную прописку в просветительском XVIII веке в известных французских трактатах Ж.-Ж. Руссо (1712—1778)1, проблема отчуждения, пройдя в XIX столетии через диалектические превращения «мирово-
го духа», обрела сущностной философский статус в идеалистической энциклопедической системе Г.В. Ф. Гегеля (1771—1831)2. Гносеологическое исследование антропологической природы отчужденной сущности в образовании божественных конструкций в христианском вероучении было обстоятельно изучено Л. Фейербахом (1804—1872)3. В этом же знаменательном XIX столетии в Германии французская просветительская классика, немецкий феноменологический и гносеологический анализ были блестяще
дополнены последовательным философ-ско-экономическим изучением категории отчуждения называвшим себя некогда «младогегельянцем» К. Марксом (1818—1883)4. Авторский анализ по- -
становки проблемы отчуждения в западной историко-философской традиции представлен нами в ряде прежних публикаций5.
Несмотря на «разрушающий всё, вся и всех» характер нынешнего неспокойного времени, («сметающий всё на своем пути», порой и устоявшиеся положения философской традиции), видные западные историки, социологи и культурологи при обращении к дефиниции «отчуждения», дают отсылку на классические концепции. Иллюстрацией является позиция английских ученых в Оксфордской энциклопедии, приводящих в статье «отчуждение» в качестве основания для анализа упомянутую концепцию Маркса6.
Кризисное ХХ столетие закрепило реальное существование отчуждения в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества и придало его изучению статус особой актуальности. В течение ряда лет, исследуя философскую и социально-психологическую природу отчуждения и близких к нему понятий аномии, отдаленности, отчужденности, противоречивости, конфликтности социального бытия, мы пришли к сущностному заключению о том, что отчуждение является неотъемлемым порождением несовершенства и противоречий цивилизационного устройства как такового. На наш взгляд, следует рассматривать «отчуждение» как цивилиза-ционную закономерность, носящую всеобщий характер, как в вертикальном социальном сечении, так и в горизонтальных срезах нынешнего информационного общества. Авторский исследовательский интерес особо связан с изучением механизма действия отчуждения в религиозной области.
В статье ставится цель — выделить категории в научных пространствах социологии религии и урбанистики, с помощью которых возможен анализ специфических особенностей отчужденного бытия верующего индивида в урбанизированном пространстве тех-
Отчуждение является неотъемлемым порождением несовершенства и противоречий цивилизационного устройства как такового.
нократического цивилизационного образования современного XXI века. В связи с этим возникают задачи — проанализировать ряд общих и специальных понятий, концептов и - проблем в данных научных средах, связанных с противоречиями урбанистических цивилиза-ционных построений; рассмотреть особенности проявления отчуждения верующего индивида в городской урбанизированной среде; наметить пути преодоления урбанизированной отдаленности и отчужденности.
Цивилизация является результатом преобразования природной среды в процессе генезиса материальной и духовной культуры, изменения человека в процессе орудийной трудовой деятельности, возникновения членораздельной речи, мышления, социализации, появления и развития социального бытия. Мы рассматриваем цивилизацию как высокоразвитое общественное строение, главной характерной чертой которого наряду с образованием классов, государства, церкви, других социальных и духовных институтов является определенный уровень развития материальной и духовной культуры человечества.
Среди ряда признаков современного цивилизационного образования исследовательское внимание привлекают такие его атрибутивные свойства, как урбанизированная среда, потребительская массовая культура, развитые религиозные образования в виде церковных институтов, представляющих мировые религиозные ментальности, другие конфессионально-национальные построения, представленные в бытии городской среды; широкое распространение виртуальных форм деятельности и общения, дающее основание говорить о виртуализации духовной и социальной жизни как сущностном признаке современного информационного общества. Подчеркнем особо обстоятельство, связанное с дефицитом реального, «живого» общения индивидов друг с другом и природной средой; с заменой (как правило, неадекватной) недостающих реальных контактов между людьми общением в виртуальном пространстве со всеми вытекающими коллизиями.
Основой современной урбанизированной среды являются процессы мегаурбани-зации в технократической цивилизации, связанные с бурным развитием капиталистического способа производства, становлением индустриального и постиндустриального общества в двух прошлых столетиях. В первом приближении под урбанизированной средой мы понимаем культурно освоенную территорию, занятую промышленными, социальными, муниципальными, жилищными постройками в выделенном городском пространстве. В число атрибутов городской инфраструктуры входят объекты административ- =
ного и социального уровня: муниципальные органы (муниципалитет, мэрия), городские поликлиники, больницы, судебно-правовые органы, социальные центры по трудоустройству, различные социальные фонды; объекты духовно-культурного и культурно -досугового назначения: образовательные учреждения (школы, гимназии, университеты), музеи, библиотеки, церкви, храмы, мечети, монастыри, театры, кинотеатры, концертные залы, молодежные развлекательные центры и т. п.
Урбанизированную среду нужно рассматривать как сложное, многофункциональное и разноплановое устройство, которое оказывает непосредственное и существенное влияние на жизнь горожанина, формируя определенный городской образ жизни, городскую культуру, направляя и создавая образовательные, профессиональные и культурно-досуговые ориентации.
Особенности цивилизационного устройства воздействуют на городского жителя через урбанизированную среду, в которой он проводит основное время. Горожанин воспринимает отдаленную от него природную среду, окружающую его социальную действительность и глобальные процессы информационного пространства не непосредственно, а опосредованно — через призму
Распространение процесса урбанизации, возрастание векторов товарно-денежного обмена и приоритета торговых отношений привело к господству в общественном сознании потребительской мировоззренческой доктрины, согласно которой миссия человека заключается в изменении (вплоть до разрушения), неукоснительном преобразовании естественной среды обитания применительно к своим нуждам везде, во всех самых отдаленных точках планеты.
конкретного полисного бытия и городского образа жизни, явно или скрыто навязываемых ему урбанизированной средой конкретного полиса, в котором он живет, учится, трудится, проводит свободное время. На этом основана важность социологического исследования закономерностей функционирования городской среды как таковой и анализ этих проявлений через изучение поведения горожанина. Нас интересует изучение коллизий существования личности верующего индивида в условиях урбанизированной среды.
Среди внутренне противоречивых атрибутивных свойств цивили-зационного образования, наследуемых урба-низационными построениями, выделяется феномен отчуждения индивида от природного и социального бытия, сопровождающий ряд социокультурных процессов. Существо отчуждения заключается в появлении, разрастании и закреплении (объективации) многочисленных посредствующих звеньев между обществом и природой; между людьми в процессе трудовой деятельности, приводящих к разрыву непосредственных связей между человеком и природно-социальным бытием; между отдельными людьми в социуме и т. п.1 .
В ХХ столетии в связи с интенсификацией в развитии машинного производства, углублением общественного разделения труда, возникновением информационного общества и других социальных обстоятельств феномен цивилизации и механизм действия его сущностного атрибутивного качества — отчуждения от природно-социального бытия — приобретают новые, гротескные очертания. Для европейской ментальности характерным является представление о природе и природной среде как универсальных свойствах удовлетворения все возрастающих антропологических потребностей и интересов. Распространение процесса урбанизации, имманентно связанного с генезисом техногенной индустриализации, возрас-
тание векторов товарно-денежного обмена и приоритета торговых отношений привело к господству в общественном сознании потребительской мировоззренческой доктрины, согласно которой миссия человека заключается в изменении (вплоть до разрушения), неукоснительном преобразовании естественной среды обитания применительно к своим нуждам везде, во всех самых отдаленных точках планеты.
Город — образование, существующее для воспроизводства благоприятных, комфортных условий жизни его обитателям. Городская среда предоставляет личности возможности удовлетворения эстетических и образовательных по- =
требностей, содержит потенциал приобщения к произведениям высокохудожественной элитарной культуры, обеспечивает доступность креативного образовательного выбора, инновационных профессиональных достижений — овладе- =
ние сравнительно новыми, но востребованными в отечественной урбанизированной среде профессиями менеджера, журналиста, программиста, маркетолога, логиста, рекла-
Урбанизированную среду можно рассматривать как узел опосредованных отношений между горожанином, естественной средой обитания, духовной жизнью города, религиозными образованиями и другими цивилизационными построениями.
миста, специалиста по связи с общественностью, психоаналитика и т. д.
В задачу науки входит выявление тех противоречий, несовершенства и опосредования, которые затрудняют развитие личности в обществе себе подобных, оборачивают против самого человека вековые достижения созданного поколениями Homo sapiens цивилизационного развития. На наш взгляд, урбанизированную среду можно рассматривать как узел опосредованных отношений между горожанином, естественной средой обитания, духовной жизнью города, религиозными образованиями и другими цивилизационными построениями.
= Рассмотрим коллизии отношений, возникающие и проявляющиеся в поведении верующих индивидов, проживающих в урбанизированной среде, в пределах замкнутого городского пространства. Большинство горожан, проживающих в современном отечественном (среднем по количеству населения) полисе, принадлежат по убеждениям к конкретными конфессиональными организациям или идентифици-
руют себя с ними. Среди религиозной части населения выделяются твердо верующие приверженцы мировых или национальных религиозных образований, входящие в состав городских религиозных общин — для них культовая деятельность составляет главную цель и занимает основное время их повседневного существования. Другую значительную долю верующей части населения составляют те горожане, которые относят себя к религиозному направлению в силу традиционной этнической принадлежности. Эти городские жители регулярно посещают городские храмы, участвуют в богослужениях, соблюдают посты и т. п. Немалую часть полисного населения представляют те горожане, которые не до конца определились в вопросах веры и неверия. Они рассматривают религию как синоним духовности, моральной культуры, высоконравственного поведения, отождествляя, как правило, национальную, культурную и религиозную принадлежности. Эти жители города сами зачастую исполняют и принимают (вместе с родными и близкими друзьями) участие в исполнении церковных обрядов, связанных с так называемыми узловыми точками бытия человека (рождение ребенка, вступление в брак, смерть). Наряду с твердо верующими они заполняют собой городские храмы в дни крупных церковных праздников (у православных христиан это Рождество, Крещение, Пасха). В городские храмы их привлекают духовно-нравственные аспекты посещения, дань сложившимся традициям, эстетическая сторона соприкосновения с хоровыми церковными песнопениями, иконописью и т. п.
Существование верующего индивида в урбанизированной среде являет собой комплекс исследовательских проблем. Исходя из заявленного анализа в качестве общих объектов изучения в пространствах социологии религии и урбанистики можно выде- : лить предметные взаимосвязи, включающие в себя категориальные построения.
♦ Техногенная цивилизация — урбанизированная среда — географическая раз-
Религиозный индивид может преодолеть на время урбанизированную скованность, городскую информационную усталость, возникающие в результате засилья в его сознании большого количества разноплановой, часто негативной информации, которую индивидуальное сознание подчас не в состоянии обработать.
бросанность жилищных, промышленных и образовательных районов — городская отдаленность мест культурного досуга и отдыха — урбанизированная отчужденность.
♦ Технократическая цивилизация — замкнутая урбанизированная среда — городская изолированность от природной среды — городская атомизация — урбанизированная (природная) отчужденность.
♦ Информационное общество — городская потребительская культура — информационное давление СМИ, массовой культуры, рекламных средств — информационная усталость — информационная отчужденность — урбанизированное одиночество.
♦ Урбанизированная среда — индивидуализм городского существования — виртуализация общения — реальное одиночество городского жителя.
♦ Верующий горожанин — посещение городских храмов — участие в богослужениях — культовое общение с единоверцами во время службы — снятие в городском храме разобщенности и отдаленности.
♦ Верующий горожанин — посещение городских храмов — восприятие общечеловеческих христианских ценностей — удовлетворение духовно-нравственных и эстетических потребностей.
Многочленные предметные отношения характеризуют с разных сторон особенности коллизий отчужденного существования горожан в урбанизированной среде и определенные возможности их преодоления через культовую деятельность в конфессиональных организациях, посещение городских храмов, участие в церковных богослужениях, благотворительной деятельности, оказание разнообразной помощи незащищенным и малоимущим горожанам.
Какую роль выполняют религиозные ценностные мировоззренческие ориентации в бытии верующего индивида в урбанизированной среде?
Мы считаем, что религиозный феномен, возникнув как результат длительного отчуждения от природно-социального бытия, со-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
держит в себе потенциальные возможности Городские храмы, молитвенные дома,
снятия урбанизированной отчужденности. церковные общины, монастыри, воскрес-
Посещая церковь как своего рода обитель ные религиозные школы, расположенные
спокойствия, принимая участие в коллек- в пределах городской среды или на окраине
тивном отправлении умилостивительного культа (молитвы), других обрядовых действиях; совместно, с другими людьми, в особой торжественной обстановке во время церковной службы в городском храме, слушая и мысленно повторяя за священнослужителями религиозно-нравственные христианские положения о самоценности добрых поступков, о любви к ближнему, о необходимости прощения и всепрощения и т. п., горожанин субъективно ощущает умиротворенность и нравственный подъем. Происходит снятие психологической напряженности; в той или иной степени — преодоление городской разобщенности, урбанизированного одиночества. Религиозный индивид может преодолеть на время урбанизированную скованность, городскую информационную усталость, возникающие в результате засилья в его сознании большого количества разноплановой, часто негативной информации, которую индивидуальное сознание подчас не в состоянии обработать. В описанных аспектах проявляется действие психотерапевтической и интегрирующей функций религиозного комплекса в целом и его отдельных структурных компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений и т. д.8.
По нашему мнению, современный город является центром сложных опосредованных отношений между городскими жителями, природной средой, биосферой, духовной культурой города, религиозной практикой, информационным обществом. Урбанизированная среда редуцирует проблемы, вызванные отдаленностью от природного бытия, городским рассредоточением, географическим отдалением жилищных районов и мест проведения отдыха, досуга и образовательных учреждений, затрудненностью реальных контактов между людьми и возможностей реализации духовных запросов.
Урбанизированная среда редуцирует проблемы, вызванные отдаленностью от природного бытия, городским рассредоточением, географическим отдалением жилищных районов и мест проведения отдыха, досуга и образовательных учреждений, затрудненностью реальных контактов между людьми и возможностей реализации духовных запросов.
города, являются культурно-религиозными центрами для значительной части населения, включая представителей старшего поколения и молодежь. Общечеловеческие ценности, звучащие в проповедях во время проведения богослужений, особенно по торжественным случаям, во время крупных религиозных праздников, способны духовно противостоять засилью массовой потребительской культуры, стремительно возрастающему информационному натиску в урбанизированной среде; они содержат в себе богатый художественный, гуманистический потенциал для личностного развития. Для многих горожан городской храм — очаг культуры, место, где индивид может побыть наедине с собой, задуматься над происходящими событиями без непрерывного давления СМИ, навязчивой рекламы, виртуализации жизни; встретиться с единомышленниками и просто знакомыми людьми; удовлетворить специфическую человеческую потребность в общении и тем самым преодолеть городскую отчужденность. ^
Литература
1. Руссо Ж.Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 614; 116-110.
2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1911. С. 218-250.
3. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. С. 43, 233.
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1914. Т. 42. С. 41-114.
5. См. в частности: Политкина К.И. Человек и природа: анализ отчуждения в философии Ж.Ж. Руссо // Обсерватория культуры. 2012. № 5. С. 90-92.
6. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: в 9 т. / пер. с англ. М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2002. Т 7. Народы и культуры. С. 191.
7. Политкина К.И. Аномия, отчуждение и отчужденность в коллизиях духовных отношений личности
в обществе // European Social Science Journal . 2014, № 6(45). Т 1. С. 27-28.
8. См. более подробно: Политкина К.И. Выражение в религии отношений отчуждения: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. С. 29-32; 50-55.
CATEGORIAL STUDYING OF ALIENATION IN SCIENTIFIC SPACE OF RELIGIOUS AND URBANISTIC SOCIOLOGY
K.I. Politkina, Candidate of philosophy, Docent, the department of innovations, marketing and advertising, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia, [email protected]
This article provides a categorial phenomenon's research of alienation in subject fields of religious and urbanistic sociology. In the category «civilization» the author separates out some attributive traits: urbanistic environment, consumer mass culture and developed religious establishments as church institutes. Scientific novelty of the publication is a studying in the frames of certain scientific contradictory spheres of believer in urbanistic environment; according to the author's opinion an individual inherits these traits with positive aspects of civilized education's controversial attributive properties, in particular — mediation and prolonged personal alienation. The author acts on the premise of the concept «alienation» as an attributive civilized regularity; it is connected with imperfection and contradictoriness of civilized establishment. The essence of urbanistic alienation is considered as a problem of destruction and interruption of immanent links of individual with nature and biosphere being, social reality (at society's level) and destruction of interpersonal links; all that leads to personality's being in the conditions of secluded city space. Urbanisitc environment is presented as a multifunctional civilized product, which includes complicated mediated relations between citizen, nature world, city culture and religious establishments. As general objects of religious' sociology and urbanism the article separates out multinominal subject interrelations between believer and city environment. The categorial structures characterize collisions of alienated, remote being of citizens in urbanistic environment and certain possibilities of their overcoming through participation in church practice of city confessional organizations. Key words: alienation, urbanized environment, the believer citizen, virtual communication, urban alienation, confusion civilizational education, urbanized remoteness, urban loneliness, withdrawal of urban fragmentation.
References
1. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mechtate-lia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Rassuzhdenie o neravenstve [Confession. Walking a lonely dreamer. Discourse on the Sciences and arts. Discourse on inequality]. Moscow, NF «Pushkinskaia biblioteka»: AST AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
2. Hegel G.C.F. Entsiklopediia filosofskikh nauk. T. 3. Fi-losofiia dukkha [The encyclopedia of the philosophical Sciences. Vol. 3. The philosophy of the spirit]. Moscow, Mysl' Publ., 1977. 471 p.
3. Feuerbach L. Sushchnost' khristianstva [The essence of Christianity]. Moscow, Mysl' Publ., 1965. 416 p.
4. Marks K., Engel's F. Sochinenie [Works]. Moscow, Politizdat Publ., 1974. Vol. 42.
5. Politkina K.I. Chelovek i priroda: analiz otchuzhde-niia v filosofii Zh.Zh. Russo [Man and nature: an analysis
of alienation in the philosophy of J.-J. Rousseau]. Ob-servatoriia kul'tury — Observatory of culture, 2012, no. 5, pp. 90-92.
6. Oksfordskaia illiustrirovannaia entsiklopediia: v 91. [Oxford illustrated encyclopedia: 9 vol.]. Moscow, INFRA-M Publ., Ves' mir Publ., 2002. Vol. 7. 416 p.
7. Politkina K.I. Anomiia, otchuzhdenie i otchuzhden-nost' v kolliziiakh dukhovnykh otnoshenii lichnosti v ob-shchestve [Anomie, alienation and estrangement in the confusion of the spiritual relations of the individual in society]. European Social Science Journal, 2014, no. 6(45), vol. 1, pp. 27-28.
8. Politkina K.I. Vyrazhenie v religii otnoshenii otchuzh-deniia: monografiia [The expression in religion relations of alienation: monograph]. Pyatigorsk, PGLU Publ., 2014.