К. И. Политкина, канд. филос. наук, доцент,
кафедра философии, культурологии и этнологии,
Пятигорский государственный лингвистический
университет,
г. Пятигорск, Россия,
СВОЙСТВА И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОЦИУМА
В статье на широком историко-философском и историко-социологическом материале проанализирован структурный компонент религиозного комплекса — концепт «религиозные отношения». Научная новизна предлагаемого теоретического материала состоит в исследовании религиозных отношений в качестве отдельного предмета, самостоятельно существующего концепта духовной сферы современной цивилизации; в научном изучении атрибутивных качеств религиозно-культовых связей индивида. Более конкретно в палитре свойств религиозных отношений автор выделяет и исследует опосредованность, консерватизм, застойность, сакрализацию, срастание религиозно-нравственных, художественно-образных контактов и т. п. как сущностные атрибуты в конфессиональных связях индивида в социуме. Изучение указанных характеристик религиозных отношений приводит к заключению, содержащему в себе следующие элементы научной новизны. Наличие «бесконечных перегородок» (терминология Ж.-Ж. Руссо), опосредований, посредствующих звеньев затрудняет общение верующих индивидов, способствует отдалению в контактах между людьми как в группе, так и в обществе в целом; приводит в конечном счете к закреплению пролонгированного, стойкого феномена религиозного отчуждения. Построенные подобным образом религиозные отношения, как и другие составные части религиозного комплекса, искажают естественную природу человеческого общения, способствуют (в той или иной степени) формированию таких свойств отчужденной личности, как недоверчивость, замкнутость, изолированность, индивидуализм. Ключевые слова: концепт «религиозные отношения», опосредованность религиозных связей, консерватизм религиозных отношений, опосредование, посредствующие звенья, религиозный комплекс, сакрализация, феномен религиозного отчуждения.
В отечественном и западном религиоведении существует традиция рассмотрения религиозного феномена как комплекса, включающего религиозное сознание (как главный системообразующий элемент); религиозную (культовую) деятельность; религиозные организации и институты. Известный отечественный социолог-религиовед И. Н. Яблоков включает в состав религиозного комплекса религиозные от-ношения1. Последние складываются в соответствии с содержанием религиозного сознания, в процессе проявления различных видов и типов религиозной деятельности. Гамма этих отношений весьма разнообразна и нуждается в специальном, взаимосвязан-
ном анализе с позиций социологии религии и психологии религии.
Актуальность содержательного исследования структурных компонентов религиозного комплекса определяется значимостью места, отводимого религии как социальному явлению в целом, и изучения функционирования феномена «религиозные отношения» в духовной сфере современной цивилизации в частности.
Цель данной статьи — исследовать концепт «религиозные отношения». В связи с этим возникают следующие задачи: определить место указанного концепта в структуре религиозного комплекса; проанализировать содержательно-атрибутивные свойства рели-
гиозных отношении, рассматривая последние в качестве относительно самостоятельного феномена духовной сферы; обозначить место религиозного отчуждения как существенного качества рели- = гиозных отношений.
Среди отношений верующего индивида в обществе выделяются как внерелигиозные, так и сугубо религиозные связи, которые опосредованы наличием у индивида сформированного религиозного комплекса. Атрибутивным = свойством религиозных отношений (здесь и далее выделения наши — К. П.) является их связь с религиозным сознанием. В процессе возникновения религиозных отношений в качестве определяющего их существо свойства, компонента выступают вера в реальное существование сверхъестественных объектов, в наличие сверхъестественных связей между реальными предметами окружающего мира и вымышленными объектами; придание сверхъестественного содержания реальным предметам или субъектам окружающего бытия. Значимость религиозных отношений в системе религиозного феноменального комплекса, использование их наличия в качестве критерия религиозности были обозначены выдающимся французским религиоведом Э. Дюркгеймом (1858—1917), видевшим цель религии в частности в регулировании отношений верующих людей с особыми духовными существами2.
Характерной чертой =
религиозных связей является их опосредован-ность — обязательное наличие в них религиозного посредника. В качестве такового могут выступать конкретные религиозные деятели или идеальные образы Бога, духов, других религиозных персонажей. Религиозные = связи — это всегда опосредованные отношения. Посредствующее звено в виде сакральных персонажей занимает основополагающее, первостепенное место в системе построения
Характерной чертой религиозных связей является их опосредован-
ность - обязательное наличие в них религиозного посредника.
В качестве такового могут выступать конкретные религиозные деятели или идеальные образы Бога, духов, других религиозных персонажей.
В духовной сфере действует ряд существенных, сложно устроенных, внутренне противоречивых феноменов, функционирование которых привлекает
внимание ученых. Среди них: нравы, мораль, политика, право виртуальное общение и другие концепты.
реальных связей верующего индивида с единоверцами и другими людьми. Данная закономерность просматривается в общении между единоверцами как внутри религиозной общины, так и за ее пределами. Внутри религиозной общины отдельные ее представители вступают в отношения с другими индивидами через посредство божественных лиц, священнослужителей, через совместное участие в отправлении религиозных обрядов и т. д.
Наличие обязательного посредствующего звена в отношениях единоверцев вносит существенные коррективы в личностные связи, в частности влияет на психологический механизм общения, что выражается в затруднении установления непосредственных связей верующих индивидов; в появлении отдаления, отчуждения между вступающими в отношения людьми. Происходит искажение внутренней природы общения и его главного назначения — реализации специфической человеческой потребности в устойчивых близких связях с себе подобными, в достижении открытости, свободы в проявлении эмоций, в желании, способности креативно, независимо развивать личностные качества.
Присутствие посредника и посредствующих звеньев в общении, а также в ряде других феноменов социальной и духовной жизни социума заслуживает специального = внимания. Не только феномен религиозных отношений создает препятствия, порой усложняя, затрудняя общение, внося коллизии в связи между людьми. В духовной сфере действует ряд существенных, сложно устроенных, внутренне проти-= воречивых феноменов, функционирование которых привлекает внимание ученых. Среди них: нравы, мораль, политика, право, виртуальное общение и другие концепты.
Обратимся к философскому наследию французского философа-просветителя Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), исследовавшего систему построения отношений людей друг с другом через анализ предназначения роли нравов, наук, искусства в системе культуры и цивилизации. Опубликованное в 1750 году «Рассуждение о науках и искусствах» французский философ посвящает коллизиям во взаимоотношениях наук, искусств, морали и права, с одной стороны, и добродетели — с другой3. Женевский мечтатель с горечью замечает, что в условиях традиционного общества «люди уже не решаются казаться тем, что они есть»4. Руссо заявляет, что «человеческая природа» не была в прежние времена «лучшею». Но преимущества «естественного состояния» (первоначальный период в развитии общества в учении Руссо — К. П.) французский философ и психолог видит в человеческом ощущении определенной безопасности «в легкости» понимания людьми друг друга5. Именно эта простота в общении, по мнению просветителя, утратилась с развитием цивилизации и усложнением системы отношений между людьми в более развитом обществе, в котором существует разделение труда и порождения цивилизации, разделяющие людей.
В качестве недостатков современного ему общества Руссо рассматривает существование опосредований в отношениях между людьми. Называя посредствующие звенья «перегородками», французский просветитель понимает под ними то, что отделяет человека от Природы; индивида от общества; дика-
ря от «цивилизованного человека»; человека от человека; богатых от бедных; горстку людей, утопающих в роскоши, от голодной массы. Именно общество (в значении «цивилизация» — К. П.), по мнению автора двух «Рассуждений», воздвигает «посредствующие звенья» между людьми и Природой. Сама жизнь в обществе, создающая между людьми массу «опосредований», позволяющая «цивилизованному человеку собрать около себя все его машины»6, приносит ему выигрыш в борьбе с дикарем, но одновременно способствует его несчастью, разъединению индивидов, что в конечном счете имеет сугубо отрицательные последствия. Перегородки и опосредования ведут к пролонгированному отчуждению в отношениях между людьми в духовной и социальной сфере.
Лишь только объединившись в одном обществе, — замечает автор во втором знаменитом трактате, в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754)7, — люди «вынуждены сравнивать себя друг с другом и считаться с различиями между собою, которые они обнаруживают при постоянном общении, в котором должны находиться»8. На наш взгляд, коллизии в отношениях между людьми, связанные с функционированием морали, религии, права и других феноменов цивилизованного общества, тонко подмеченные французским философом в XVIII веке, сопровождают историю цивилизации, во многом сохраняя свое значение и в нынешнем кризисном столетии.
Опосредованность религиозных отношений выступает как сущностной аспект, вли-
яющий на другие атрибутивные свойства религиозных связей. Отношения религиозного индивида — это всегда отношения не напрямую, а «через кого-то», через некоего авторитетного персонажа, обязательно включенного в систему церковного культа (Бога, священных персонажей, священнослужителя, члена религиозной общины).
Противоречия в религиозных отношениях были отмечены в XIX веке немецким философом Л. Фейербахом (1804—1872), рассматривавшим религию как отражение земного бытия и, соответственно, земных отношений верующего человека. В созданной им концепции философ исходит из посылки о том, что не Бог создал человека, а человек создал Бога «по своему образу и подобию». Создавая Бога, человек отчуждает от себя и переносит на воображаемое личное существо свои собственные качества, взятые в гипертрофированном виде. В «Сущности христианства», исследуя феномен отчуждения, немецкий философ утверждает, что в религии выражено отношение «человека к своей собственной сущности»9. Фейербах характеризует отчужденную человеческую сущность, «объективированную» в понятии Бога, как «постороннюю», «отдельную», «противоположную» (для человека) реальность, имеющую самостоятельное существование10.
В формировании своих отношений с единоверцами или другими людьми, находящимися за пределами религиозной общины, верующий индивид исходит из априорного признания существования сверхъестественных объектов, будь то вымышленные сакральные существа, реальные субъекты (религиозно мыслящие люди) или предметы культа. Рассматривая религиозные верования как «представления, выражающие природу священных вещей и их отношения между собой либо со светскими вещами», Э. Дюркгейм подчеркивает, что в системе религиозных отношений между «священными явлениями» наблюдаются «отношения координации
В формировании своих отношений с единоверцами или другими людьми, находящимися за пределами религиозной общины, верующий индивид исходит из априорного признания существования сверхъестественных объектов, будь то вымышленные сакральные существа, реальные субъекты (религиозно мыслящие люди) или предметы культа.
и субординации»11. Отношения единоверцев внутри религиозной общины, называющих себя часто братьями и сестрами, также строятся на подчиненности и соподчиненности, которые тоже представляют собой проявления опосредованности религиозных связей. Подчиненность и субординация в отношениях закрепляют опосредствование и отдаление, воздвигая перегородки, затрудняют и усложняют связи, дополняя их противоречиями. Всё это в конечном счете отдаляет, а не сближает индивидов.
В богатой палитре религиозных связей верующей личности главной отправной точкой отсчета, их характерной, необходимой чертой являются двусторонние отношения с Богом или другим сакральным существом. Для глубоко верующего индивида отношения с Богом обладают не просто существенным приоритетом, они выделены в отдельную область, наполнены особым духовным содержанием. В религиозном сознании боги выступают как «существа сознательные», вступая в отношения с которыми, можно воздействовать на них, применяя принятые в человеческом общежитии психологические приемы, «стремясь убедить или разжалобить их при помощи слов (призывов, молитв)»12. Все другие отношения складываются под влиянием связей верующего индивида с Богом и другими сакральными персонажами.
Консерватизм религиозного феномена как такового порождает еще одно атрибутивное свойство религиозных отношений, состоящее в консервативности, застойности характера религиозных отношений, не допускающего вмешательства творческого начала в заданную раз и навсегда религиозную картину восприятия окружающего мира, выступающую отправной точкой в построении всех связей верующего индивида. В содержании мировоззренческой системы, состо-= ящей из совокупности убеждений, главным, определяющим аспектом и фактором выступает отношение «человек — окружающий мир». При наличии стойких религиозных убеждений общий характер
мировосприятия приобретает религиозную направленность, появляется обязательное посредствующее звено — Бог. Исходная формула усложняется, приобретая вид «человек — Бог — окружающий = мир». В разработанной на концептуальном уровне ортодоксальной религиозной системе верующий находит простое (в той или иной степени), доступное и понятное объяснение мира, в котором отражены знакомые обыденному сознанию и здравому чело- : веческому смыслу понятия о начале, конце, творении мира и управлении происходящими событиями личной волей. Характерными чертами религиозного миропонимания, объективированными в формировании религиозных связей индивида с природным и социальным бытием, выступают креационизм (представление о сотворении человека и мира Богом), провиденциализм (учение о незримом, постоянном присутствии Бога в мире, объяснение всех событий проявлением божественной воли, божьим промыслом), эсхатология (учение о конце света, о конечности всего существующего вокруг, о конечных судьбах мира и человека) и т. д.
Верующий индивид, включенный в систему культа, должен принять на веру религиозные мировоззренческие основы и воспроизводить их в построении своих отношений с окружающим миром в исходном, неизменном виде. В построении религиозных отношений верующий индивид вместо опоры на рационализм использует догматизм, а место логики часто занимает фидеизм. В классической схеме религиозных отношений это выражается в формуле «поступай так и никак по-другому».
Религиозные связи индивида тесно, порой нераздельно связаны с нравственными отношениями. В сознании верующего индивида, как правило, укореняется широко распространенное мнение о том, что представление о нравственности обязательно предполагает религиозные убеждения. Религиозные отношения взаимодействуют с системой образно-художественных связей, с духовным поиском личностью формата взаимо-
В построении религиозных отношений верующий индивид вместо опоры на рационализм использует догматизм, а место логики часто занимает фидеизм.
В классической схеме религиозных отношений это выражается в формуле «поступай так и никак по-другому».
отношений с миром, способного удовлетворить эстетические потребности верующего индивида. Искусство и религия — два самостоятельных феномена, в духовной сфере современной цивилизации они взаимосвязаны. В обыденном сознании индивида, включенного в религиозный комплекс, предметы религиозного искусства, выступающие объектом сакрального поклонения, и религиозная вера столь тесно переплетены, что = порой с трудом отделимы друг от друга в личностном духовном пространстве.
Сущностной, имманентной чертой религиозных отношений выступает сакрализация — основополагающая оперативная система религиозного сознания, связанная с актом наделения феноменов природного, социального и духовного происхождения атрибутом святости, религиозной исключительности. Императивность святого как объекта поклонения придает сакрализации характер строго регламентированного поведения, «строгой нормативной санкции», — как справедливо отмечает известный религиовед А. П. Забияко, — «обеспечивающей неукоснительность подчинения поведения индивида, социальной группы правилам отношений с сакрализованным объектом»13.
Феномен синкретического переплетения художественно-образных, нравственных и религиозных отношений выступает основой для возвеличивания значимости сакральных объектов в сознании не только верующей части населения. Параллельно с этим процессом происходит сакрализация общечеловеческих нравственных норм и произведений искусства в духовном пространстве тех людей, кто находится в состоянии поиска высоких духовных идеалов, глубоко скрытых, «спрятанных на заднем плане» или вообще отсутствующих в современной кризисной цивилизации.
Религиозные отношения представляют собой оригинальный, существенный феномен духовной и социальной сферы современной цивилизации. Включенные в структуру религиозного комплекса, религиозные
отношения живут самостоятельной жизнью. Религиозные связи верующего индивида характеризует ряд атрибутивных качеств:
— опосредованность религиозных отношений;
— присутствие в них в обязательном порядке двусторонних отношений с Богом, сакрализация всех связей индивида;
— консервативный, застойный характер религиозных связей;
— синкретическое переплетение религиозных отношений с художественно-об -разными, нравственными, правовыми и некоторыми другими отношениями.
Двусторонние религиозные связи верующего индивида с Богом, духовная сущность которого является результатом длительной интеллектуальной трансформации родовой сущности человека, взятой в абстрактном, абсолютизированном виде, отделенной от индивида и перенесенной на воображаемое идеальное существо, — выступают как результат пролонгированного, длящегося и длительного процесса отчуждения. Именно эти отчужденные отношения с Богом определяют непосредственно или опосредованно, в зависимости от конкретной ситуации, все другие связи верующего, придают им качественную определенность.
В процессе генезиса религиозных связей с другими верующими и неверующими людьми, предполагающими наличие опосредованных звеньев сакрального характера, происходит закрепление феноменов религиозного отчуждения и отчужденности14. Это, в свою очередь, способствует стойкой фиксации атрибутов догматизма, застойности, консерватизма, синкретического переплетения художественно-образных, нравственных и религиозных связей, репрезентируя сложноустроенный, опосредованный коллизиями феномен религиозных отношений.
т
Литература
1. См.: Яблоков И. Н. Религиоведение. М.: Гардари-ки, 2010. С. 275-278.
2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. Т 2. Изд-во: М.: Канон +, 1998. С. 208.
3. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 году по вопросу, предложенному этою же Академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» // Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 667- 694.
4. Там же. С. 674.
5. Там же. С.674.
6. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве. С. 716.
7. Там же. С. 695-786.
8. Там же. С.765.
9. Там же. С. 233.
10. См.: Фейербах Л. Сущность христианства / гл. 21 «Противоречия в бытии бога». М.: Мысль, 1965. С. 43, 233.
11. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. Т 2. Изд-во: М.: Канон +, 1998. С. 222.
12. Там же. С. 208.
13. Забияко А. П. Сакрализация // Религиоведение / Энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян . М.: Академический Проект, 2006. С. 943.
14. Феномен религиозного отчуждения исследован нами в ряде публикаций. См., в частности: Политкина К. И. Феномен религиозного отчуждения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012. № 12. Ч. III. С.140-149.
PROPERTIES AND FORMS OF RELIGIOUS RELATIONS IN THE SPIRITUAL LIFE OF SOCIETY
K. I. Politkina, Candidate of Philosophy, Docent, department of philosophy, culturology and ethnology, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia, [email protected]
In the article on the wide historic-philosophical and historic-sociological material the structural component of religious complex was analyzed so-called concept «religious relations». Scientific novelty of the suggested
theoretical material consists of «religious relations» investigation as a separate subject, independently existing concept of spiritual sphere of modern civilization; in the scientific research of attributive properties of religious and cult links of individual. In particular in the set of religious relations' properties the author separates out and researches indirection, conservatism, stagnation, sacralization, accretion of religious and moral, art and image contacts and etc. as essential attributes in confessional links of individual in society.
Investigation of the characteristics of religious relations leads to conclusion that contains the next elements of scientific novelty. Presence of «infinite barriers» (terminology by J. J. Russo), indirections, intermediate parts complicate communication of believers, promote estrangement in contacts between people in groups and society; that leads to consolidation of prolonged, stable phenomena of religious alienation. The religious relations built in this way and other parts of religious complex distort nature of human communication, promotes (in a varying degree) formation of alienation properties as distrustfulness, reticence, isolation and individualism. Key words: concept «religious relations», the mediation religious relations, conservatism religious relations, mediation, mediating mechanisms, the religious complex, sacralization, the phenomenon of religious alienation.
References
1. Iablokov I. N. Religiovedenie [Religious science]. Moscow, Gardariki Publ., 2010. 319 p.
2. Mistika. Nauka. Religiia. Klassiki mirovogo religio-vedeniia. T. 2. [Mystic. Science. Religion. The classics of world religion. Vol.2.] Ed. A.N. Krasnikov. Moscow, Kanon + Publ., 1998. 432 p.
3. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Ras-suzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
4. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Rassuzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
5. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Rassuzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
6. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Ras-suzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
7. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Ras-suzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse
on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
8. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Ras-suzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
9. Rousseau J.-J. Ispoved'. Progulki odinokogo mech-tatelia. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Ras-suzhdenie o neravenstve [Confession. Walking lonely dreamer. Discourse on the Arts and Sciences. Discourse on Inequality]. Moscow, NF «Pushkin Library» Publ., AST, AST MOSKVA Publ., 2006. 884 p.
10. Feuerbach L. Sushchnost' khristianstva [The essence of Christianity]. Moscow, Mysl' Publ., 1965. 414 p.
11. Mistika. Nauka. Religiia. Klassiki mirovogo religio-vedeniia. T. 2. [Mystic. Science. Religion. The classics of world religion. Vol.2.] Ed. A.N. Krasnikov. Moscow, Kanon + Publ., 1998. 432 p.
12. Mistika. Nauka. Religiia. Klassiki mirovogo religio-vedeniia. T. 2. [Mystic. Science. Religion. The classics of world religion. Vol.2.] Ed. A.N. Krasnikov. Moscow, Kanon + Publ., 1998. 432 p.
13. Zabiiako A.P. Sakralizatsiia [Sacralization]. Religiovedenie. Entsiklopedicheskii slovar' — Religious science. Encyclopedic Dictionary. Ed. A. P. Zabiiako, A. N. Krasnikov, E. S. Elbakian. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2006, p. 943.
14. Politkina K. I. Fenomen religioznogo otchuzhdeniia [The phenomenon of religious alienation]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and Practice, 2012, no. 12, part III, p. 140-149.