УДК 316
Куликов Евгений Михайлович
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета тел.: (988) 248-06-82
Куликова Наталья Александровна
магистрант отделения социологии Кубанского государственного университета тел.: (988) 3-558-558
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ГЕНЕЗИСА ЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ [1]
Kulikov Evgeny Mikhailovich
PhD in Sociology, associate professor of the chair of sociology, Kuban State University tel.: (988) 248-06-82
Kulikova Natalya Alexandrovna
graduate student department of sociology, Kuban State University tel.: (988) 3-558-558
MASS CULTURE AS FACTOR OF GENESIS OF EXTREMIST INSTALLATIONS OF MODERN RUSSIAN YOUTH [1]
Аннотация:
С каждым годом массовая культура становится все более популярной у российской молодежи, об этом свидетельствует анализ медиа-пространства и социокультурной среды современной России. На большинство молодых людей массовая культура воздействует негативно, погружая в иллюзорный мир удовольствий, способствуя культу потребительства, агрессивности, насилия. В ряде случаев это приводит к развитию экстремистских установок молодежи.
Ключевые слова:
молодежь, массовая культура, экстремизм, медиа-пространство.
The summary:
Every year the mass culture is becoming more popular among Russian youth, which is evidenced by the analysis of media space and social-and-cultural environment of contemporary Russia. The majority of young people are affected negatively by mass culture, plunging into an illusory world of pleasure, contributing to the cult of consumerism, aggression, violence. In some cases this leads to the genesis of extremist youth facilities.
Keywords:
youth, mass culture, extremism, media space.
Проблема сознания, менталитета, ценностных ориентаций, установок российской молодежи является на сегодняшний день одной из самых актуальных и практически значимых. Объясняется это специфическим, переходным статусом молодежи в обществе, ее неустойчивым социальным, экономическим, культурным положением. Молодежь отличают не до конца сформировавшиеся взгляды на жизнь, окружающий мир. Также характерной чертой молодежи выступает склонность к эмоционально-чувственным реакциям (в противоположность рационально-логическим действиям), аффектам. Очень часто, совершив какой-либо поступок в состоянии аффекта, вызванного социальнобиологическими, возрастными и психологическими особенностями, молодые люди подвергаются уголовному наказанию, происходит ломка личности молодого человека, его включение в криминальный мир. К сожалению, существующий в России тип духовной культуры не способствует ограждению нашей молодежи от криминальных установок, а скорее, наоборот, способствует их усвоению. Почему так происходит?
Проблема в том, что в конце XX - начале XXI вв. духовная культура подвергается «экспансии» со стороны массовой потребительской культуры. В этот процесс особенно активно вливается молодежь, которая выглядит особенно уязвимой в этой ситуации с ее до конца не сформировавшимся личностным, духовно-нравственным обликом. Молодежное сознание представляет собой «чистую страницу», чем и пользуются те, кто хочет
внедрить в молодежное сознание те или иные установки, ценности, мировоззренческие принципы [2, с. 125].
Сегодня в России создана целая индустрия масс-культуры. Обладая высокими финансовыми и техническими возможностями, она выносит на рынок весьма «соблазнительные продукты», идеологическое содержание которых целенаправленно принижает человека, делает его мышление инфантильным и сильно повышает восприимчивость к внушению. Еще в начале ХХ в. Г. Лебон - знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк - выдвинул важное положение, суть которого в том, что целый народ, являясь в конечном счете собранием, под действием известных влияний иногда становится толпой [3, с. 32].
По мнению социолога К. Разлогова, специфика произведений массовой культуры состоит в том, что, для того чтобы по-настоящему ими наслаждаться, лучше быть художественно необразованным человеком - «художественная образованность здесь не оптимум, а препятствие, потому что «массовая культура», обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, помогающих по достоинству оценить произведения такого типа» [3, с. 33].
Стоит отметить, что массовая культура играет весьма важную роль в процессе социализации личности подрастающего поколения. Она определяет образ жизни многих молодых людей, их взгляды, ценностные ориентации, привычки, манеры. Под ее воздействием происходит усреднение личности, формируется средний человек, вкусы и предпочтения которого мало отличаются от вкусов и предпочтений других людей [4, с. 132].
Очевидно, что социализация молодых россиян осуществляется в условиях становления глобального информационного общества. В информационном обществе средства массовых коммуникаций (СМК) (едва ли не в первую очередь Интернет) играют важную роль в социальных процессах, в том числе и в социализации молодежи. В ходе усвоения социальных ценностей, норм, образцов поведения, деятельности молодой человек как бы «впитывает», пропускает сквозь призму личностного реагирования всю значимую для него информацию, тесно связанную с продуктами массовой культуры. Как известно, массовая культура создавалась с целью отвлечения людей от проблем повседневности. У человека «отключается» рационально-логическая мышление, и он подсознательно стремится исполнять роли, демонстрируемые ему СМИ. На большую часть молодежи массовая культура действует убаюкивающе. Однако есть категория молодежи, которую раздражает то, что они не могут достичь легальными способами высокого социального положения в обществе, посещать дорогие ночные клубы и регулярно отдыхать за границей (как это делают герои произведений массовой культуры). Такие молодые люди ищут виновного; у нас в стране в этой роли все чаще выступают не представители правящей элиты, а люди нерусской (неславянской) национальности (что еще раз продемонстрировали декабрьские события 2010 года в Москве).
Неудовлетворенность социальным положением, духовным развитием, личной жизнью ведет к тому, что молодые люди вступают в ряды экстремистских движений, криминальных группировок (или сочувствуют им, являясь своеобразным кадровым резервом). СМИ показывают «красивые картинки» из жизни, молодые люди это «впитывают как губка», они уже стремятся «заполучить» желаемое, но не знают, с чего начать. Обычная работа им кажется неинтересной, да и какой может быть интерес за 10-15 тыс. рублей в месяц?! И мечты молодого человека отодвигаются на очень длительный срок, в результате чего он понимает, что единственный путь - это воровство, мошенничество, бандитизм или, что еще хуже, поступление на работу в правоохранительные органы или административные структуры, где можно быстро и легко заработать посредством получения
взяток (достаточно посмотреть современные сериалы, которые такую модель поведения и пропагандируют).
Еще одна важная проблема: под воздействием сериалов, мелодрам, романтических фильмов у девушек формируется стойкое убеждение, что именно такой должна быть любовь, в результате чего они часто разочаровываются в реальной, «повседневной» любви. Однако еще более негативный эффект на них производят ток-шоу и реалити-шоу. Посредством их молодые девушки приобщаются к гламурной жизни, ломается система ценностей, закладываемая в процессе социализации в семье, школе. Девушки «кидаются» в другую крайность - ищут богатого мужчину, возможно намного старше их по возрасту (в большинстве случаев становясь любовницами женатых мужчин высокого социального положения), занимаются проституцией и другими аморальными вещами.
Повсеместно по телевидению демонстрируются сериалы про бандитов, убийства и прочая «чернуха». Помимо телевизора есть еще Интернет, где можно найти единомышленников и «сколотить» пока еще виртуальную банду (а там, глядишь, и в реальности начнут действовать). Интернет является самым опасным видом массовой коммуникации, так как этот поток информации просто невозможно отследить. Основная проблема -усвоение нежелательной информации, с точки зрения социализационного и воспитательного процесса [5, с. 25]. В Интернете всякий желающий подросток и даже ребенок сможет ознакомиться с порнографическими материалами, сценами сексуального насилия. Также проблемой является бесконтрольное усвоение молодежью, подрастающим поколением нецензурной брани и криминального жаргона, знакомство с материалами, пропагандирующими потребление алкоголя, наркотиков, описывающими преимущества такого образа жизни. Не может не вызывать беспокойства информация о специфике взрывчатых веществ, ядов, возможностях их изготовления и применения. Несложно найти в сети Интернет радикальную религиозную литературу, вступить во взаимодействие с различного рода сектами. Сложившаяся ситуация не может не вызывать тревогу и озабоченность.
Молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности, государственных управленческих структур, так как в силу своих социально-психологических и социально-возрастных особенностей может подвергаться влиянию криминального мира. Проблема криминализации молодежной культуры является актуальной и злободневной на сегодняшний день, учитывая духовно-нравственный вакуум вследствие засилья массовой культуры и отсутствия продуманной системы воспитания молодежи. Ситуация в молодежной среде осложняется тем, что группы криминальной направленности могут привлекать молодого человека своей альтернативностью, агрессивностью жизненного стиля. На начальном этапе молодой человек увлекается «внешним», символическим, романтизированным срезом криминальной культуры, усваивает и осваивает лингвистический аппарат, символическую составляющую, элементы художественной культуры, воспевающие криминальный мир (определенная музыка, произведения литературы, художественные фильмы и т. д.). Однако затем, попадая под влияние данных объединений, молодые люди серьезно включаются в криминальную культуру, совершают противоправные деяния, нередко подвергаясь юридическим санкциям. В результате происходит ломка личности молодого человека, а прогрессивному развитию общества наносится значительный урон.
Причины процесса криминализации молодежной культуры носят общесоциальный характер. По-прежнему значительное число молодых людей, будучи осужденными за преступления, отбывают наказание в местах лишения свободы. В результате часть вернувшихся из мест заключения активно участвует в формировании молодежных групп криминального характера, втягивается в мир криминала.
Тенденции криминализации молодежной культуры не могут не вызывать тревогу. Учитывая то, что нынешняя молодежь представляет собой «кадровый резерв» развития общества, мы рискуем через 10-15 лет получить в большой степени криминализированную страну. Последствия такого развития событий могут оказаться достаточно серьезными, если не катастрофическими. Можно констатировать, что в настоящее время в нашей стране не делается практически ничего для духовного развития молодежи и выработки у нее социально одобряемых моделей поведения, а также снижения влияния массовой культуры. На каких примерах учится сегодняшняя молодежь? Врачи, учителя, ученые получают жалкую зарплату, в то время как криминал, коррупционеры живут на «широкую ногу». Естественно, у молодого человека появляется желание влиться в криминальные структуры, «пробиться к кормушке» во власти, а не стать знаменитым ученым, выдающимся врачом, учителем. Если ситуацию не изменить в ближайшие годы, мы получим криминализированную страну с населением, которое не хочет честно работать, не верит власти, а больше доверяет лидерам экстремистских движений и криминальным авторитетам.
Ссылки и примечания:
References (transliterated) and notes:
1. Материал статьи был подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации проекта «Правовой нигилизм и криминализация сознания современной молодежи: социокультурный анализ региональной ситуации», № 10-03-00239а.
2. Куликова Н.А. Массовая культура как фактор формирования установок экстремизма в молодежной среде // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия : материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Краснодар, 2010.
3. Гурьянов С.А., Костюк Н.А. Воздействие СМИ на сознание молодежи и их последствия // Актуальные проблемы социального развития российской молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики : материалы второй межрегиональной научнопрактической конференции. Краснодар, 2010.
4. Криминогенные процессы в современном российском обществе: причины, динамика перспективы / под общ. ред. проф. М.Ю. Попова. Краснодар, 2010.
5. Исаев Н.А., Паньков С.Л. Противодействие распространению наркотиков посредством глобальной сети Интернет // Девиантное поведение и Интернет (опыт социологического анализа) : сб. науч. статей / под ред. М.Е. Поздняковой и Л.В. Карнаушенко. М., 2008.
1. The material was prepared with financial support from the RGNF in the framework of the project “Legal nihilism and the criminalization of the consciousness of today's youth: social-and-cultural analysis of regional situation», No. 10-03-00239a.
2. Kulikova N.A. Massovaya kul'tura kak faktor formirovaniya ustanovok ekstremizma v molodezhnoy srede // Fenomen ekstremizma i ksenofobii v sovremennoy Rossii: faktory gene-zisa, puti i sposoby protivodeystviya : materialy vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii. Krasnodar, 2010.
3. Gur' yanov S.A., Kostyuk N.A. Vozdeystvie SMI na soznanie molodezhi i ih posledstviya // Aktual nye problemy sotsial' nogo razvitiya rossiyskoy mo-lodezhi i puti optimizatsii gosudarstvennoy mo-lodezhnoy politiki : materialy vtoroy mezhregion-al noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Krasnodar, 2010.
4. Kriminogennye protsessy v sovremennom ros-siyskom obshchestve: prichiny, dinamika per-spektivy / under general ed. of prof. M.Y. Popov. Krasnodar, 2010.
5. Isaev N.A., Pan' kov S.L. Protivodeystvie raspros-traneniyu narkotikov posredstvom global' noy seti Internet // Deviantnoe povedenie i Internet (opyt sotsiologicheskogo analiza) : sb. nauch. statey / ed. by M.E. Pozdnyakova and L.V. Karnaushen-ko. M., 2008.