Научная статья на тему 'Масонские искания И. П. Тургенева в контексте литературного процесса последней трети XVIII века'

Масонские искания И. П. Тургенева в контексте литературного процесса последней трети XVIII века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыкова Евгения Константиновна

На материале творчества И. Тургенева рассматривается проблема влияния масонства на литературный процесс XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масонские искания И. П. Тургенева в контексте литературного процесса последней трети XVIII века»

УДК 82.09 (091) Е.К. РЫКОВА

МАСОНСКИЕ ИСКАНИЯ И. П. ТУРГЕНЕВА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЮЦЕССА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ КУШ ВЕКА

На материале творчества Я Тургенева рассматривается проблема влияния масонства на литературный процесс XVIII века.

И. П. Тургенев - деятель русской литературы последней трети XVIII века, одного из замечательных периодов истории России. Особенно интересен он был в свете эстетических исканий: полифонизм художественных концепций стал характерной приметой времени. Наряду с классицизмом, который уже перестал удовлетворять потребности большинства писателей, стали появляться новые эстетические программы: сентиментализм, предромаптизм. Объяснялось это, в первую очередь, изменениями, происходившими в сознании людей, формированием новых общественных и личных идеалов.

И. Г1. Тургенев оказался в центре этих собьпий. Его личные идеаты нормировались на стыке просветительских и религиозных взглядов. Осложнялся этот процесс тем, что он на протяжении почти 20 лег испьпывал на себе влияние масонского учеггия. Этими влияниями определяется специфика поэтики Тургенева [1].

В данной статье выдвигается тезис о расширении границ влияния масонского учения на литературу, в том числе и на становление ли тературы предроман-тизма и романтизма.

С уверенностью можно сказать о широком распространении идей масонства в образованных кругах последней трети XVII1 века. В 70-80 гг. при Московском университете Н. И. Новиковым и его единомышленниками издавались переводные и оригиналытые сочинения масонов. Этим занималось Дружеское ученое общество, которое позднее было преобразовано в Типографическую компанию. Членами этих обществ были известные в то время в России люди: профессор И. Г. Шварц, братья Трубецкие, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов, М. М. Херасков, В.В. Чулков и др. Надо отметить, что книжные магазины и лавки, где продавалась подобная литература, были не только в Москве, но и в других городах. Кроме того, Московский университет стал местом, где под влиянием прподава-телей, близких масонским кругам, сформировалось на многие годы вперед особое культурное пространство, которое отличалось, в первую очередь, духовными поисками и литературными интересами, царившими не только в среде преподавателей, но и студентов [2].

Взаимодействие масонства и русской литературы не было предметом специальных исследований до последнего времени. Ученые XIX века (А. Н. Пыпин, А. И. Незеленов, А. М. Истрин и др.) ставили эту проблему, но не развивали ее.

Их больше интересовала общая оценка влияния масонства: со знаком плюс или минус нужно его оценивать [3].

В XX веке началось обсуждение проблемы влияния масонства на литературу сентиментализма [4], особенно большая работа в этом направлении проделана Н. Д.Кочетковой. Она вплотную занималась изучением архивов писателей масонского круга и пришла к выводу об их участии в формировании эстегики сентиментализма [5Х Большие исследования по этой проблеме проводятся в настоящее время В.И. Сахаровым [6].

Исследование творчества И. П. Тургенева позволяет сделать вывод о том, что более весомое влияние эти писатели оказали на поэтику предромантизма и романтизма.

Появление масонства в России способствовало тому, что в обществе начался решительный поворот от рационализма к мистике. Русское масонство, по словам Г. Фло-ровского, выполняло в последней трети XVII1 века конфессиональную роль и превратилось в своеобразную религию души. К нему обращались образованные дворяне чаще всего дня того, чтобы иметь возможность противопоставить ежедневной суетности ценность внутренней духовной жизни [7].

Увлечение масонством помогло Тургеневу определить свое место в литератур-ном процессе последней трети XVI 11 века. Он не сразу стал активным участником Дружеского ученого общества, вначале у него была попытка связать себя с литературным кружком Н. А. Львова. Это объединение не произошло (хотя дружеские связи сохранились), вероятно, только потому, что кружок Львова пошел но пути формирования искусства сентиментализма - а этот путь не был близок Тургеневу.

Время творчества Тургенева совпало с периодом обостренного внимания к проблеме роли литературы в обществе. Классицисты-просветители продолжали отстаивать необходимость ее обучающей и воспитывающей роли, но у них поя-вились серьезные оппоненты, в число которых входил и Тургенев. Эти писатели, воспитанные на религиозных и масонских идеалах, не поддерживали утилитарных и прагматических взглядов «энциклопедистов», а также активно выдвигаемый сентименталистами тезис о приоритете эстетического. Они связывали задачу литературы с отображением внутренней духовной жизни человека. Они стремились соединить искусство и религию, восстановить прерванные Петром и его последователями связи между литературой и христианством. В центре их творчества оказались вечные нравственно-философские вопросы и поиск ответа на них человеком последней трети XVIII века.

Влияние масонства на литературу можно проследить на различных уровнях. Что касается тематики их произведений, то писатели-масоны чаще всего обращались к теме трагической раздвоенности человеческой души: в творчестве Тургенева это выразилось в появлении образов «двойников».

Кроме того, в эпистолярном и дневниковом наследии Тургенева явно присутствует тема расколотости мира, что было характерно для поэтики романтизма. Так, например, в

письме В. А. Жуковскому мы встречаемся с тем, что автор представляет себе весь мир расколотым на «здесь» и «гам» [8].

Как уже было сказано, в пзорчесгве писателей этого круга на первое место выдвинулись нравственные проблемы, на решение которых их нацеливало, в первую очередь, масонское учение. В творчестве Тургенева центральное место занимали проблемы греха и «адских мук», проблема воздаяния и возможного спасения.

Что касается жанровых предпочтений, то Тургенев, как и его единомышленники, склонялись к лирическим формам: исповедям, дружеским посланиям, элегиям, переложениям псалмов и др. Сюжетообразующим стержнем произведений Тургенева становились события духовной жизни лирического героя, движение которой придает разбуженная совесть. В произведениях Тургенева она персонифицирована и может «напоминать, укорять, осуждать и довольно мучить». Совесть имеет своего персонифицированного же антипода - «телесного» двойника, воплощающего порочность человека Между этими «двойниками» происходит смертельная схватка над «темной бездной», примирения между ними бьггь не может.

Тональность таких произведений крайне взволнованна: для писателя характерна сбивчивая, экспрессивная речь. Она полностью зависит от настроения и тех чувств, которые переживает герой в данный миг. Характерно в этом отношении письмо Тургенева Василию Андреевичу Жуковскому, который был не только учеником Ивана Петровича, но и близким другом его сыновей. Письмо было написано вскоре после смерти старшего сына Тургенева Андрея. Общее настроение горя после утраты любимого сына развивается в разных оттенках этого чувства. Печаль по поводу случившегося («Многого мы лишились в нем...») сменяется осознанием непоправимого и ужасного («Но что же? Ах, ужасная мысль!»), чувство отчаяния начинает стремительно пульсировать («Кто лишил меня его? Кто отнял у меня сокровище бесценное?»), а затем приходит ощущение смирения с волей провидения («Мой друг! Бог определил мне терпеть во времени, а ему жить и покоиться в недрах вечныя любви Божией...») и оптимизма, связанного с верой в вечное существование («Он жив, жив, любезный Андрей!») [8].

Этот круг писателей смело заявлял о самостоятельной ценности литературы, о чем свидетельствует тот' факт, что они, прежде всего, занимались творчеством не для читателя, а для выражения своего мироощущения. Для них творчество стало своеобразной медитацией, во время которой они постигали себя и мир.

Художественные приемы, характерные для Тургенева, можно определить следующим образом: повествование представляет собой монолог или внутренний диалог, в произведении главное место занимает лирический сюжет, элементы эпического редуцируются под влиянием чувств автора, композиция основывается на четком противопоставлении контрастных образов-символов (света и тьмы, добра и зла...).

Таким образом, оригинальные произведения Тургенева содержат черты, дающие право ставить проблему поиска истоков русского романтизма в творчестве тех писателей, которые примыкали к кругу писателей-масонов. Возможно, следует нарушить традиционное мнение о влиянии масонства на становление литературы сентиментализма и расширить поле исследований. Вероятно, русское масонство участвовало в становлении предромантизма, о чем свидетельствует творчество И. П. Тургенева и готовило почву, на которой позднее стала формироваться поэтика романтизма. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Рыкова Е. К. Масонские искания И.П. Тургенева // Человек в культуре России: материалы 5 Всероссийской конференции. - Ульяновск, 1997.

2.Хорошилова Л. Б. Студенты // Университет для России: Взгляд на историю культуры 18 столетия / Под ред. В. В. Пономаревой, Л. Б. Хорошиловой. - М.: Русское слово, 1997.

3.Пыпин АН. История русской литературы. 3-е изд. Т. 3. - СПб.: Тип. М.М. Сгасюле-вича, 1907. Незеленов А. И. Литература Екатерининской эпохи: Лекции приват, доцента СПб. ун-та А. Незеленова 1880/80 ак. г. - СПб.: В лит. Гробовой, 1881. Незеле-нов А.И. Литературные направления в Екатерининскую эпоху. СПб.: Н. Г. Мартынов, 1889. Истрин В. М. Опыт метологического введения в историю русской литературы 19 века.-Вып. 1. -СПб.,1907.

4.Пиксанов Н. К. Масонская литература // История русской литературы 18 века / Под ред. Г.А Гуковского. Т. 4. - М.- Л.:АН СССР, 1947.

5.Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: Этические и художественные искания. - СПб.: Наука, ИРЛ РАН. 1994. Кочеткова Н. Д. Идейно- литературные позиции масонов 80-90 гг. 18 века и Н.М. Карамзин // Русская литература 18 века. Эпоха классицизма. - М. - Л.: Наука, 1964.

6.Масонство и русская литература 18 - начала 19 в. / Под ред. В. И. Сахарова. - М.: Языки русской культуры, 2001. Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература 18 - начала 19 в. -М.: Жираф, 2000.

7.Флоровский Г. Пути русского богословия. - Париж, 1937. (Репринг. Вильнюс. 1991).

8.Архив братьев Тургеневых / Под ред. В. М. Истрина. - Вып. 2. - СПб.: ОРЯС. Император, АН. 1911.

Рыкова Евгения Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, издательского дела и редактирования УлГТУ, автор ряда работ по литературному краеведению и истории русской литературы XVIII столетия УДК 82.09 (091) Г.В. СТАРОСТИНА

«ПРЕНИЕ ЖИВОТА СО СМЕРТЬЮ» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Посвящена выявлению традиции древнерусской литературы в художественной структуре романа Достоевского. Воздействие жанров древней русской литературы на структуру произведений Достоевского связано с самым существом творческого метода писателя, открывающего в сиюминутной действительности вечный смысл. В. Е. Ветловская давно заметила, что древние источники Достоевский часто брал «.. .не из первых рук <...>, а из 51 Вестник УлГТУ 1/2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.