Научная статья на тему 'Проблема самоидентичности в нравственных исканиях московских писателей-масонов (И. П. Тургенев и И. В. Лопухин)'

Проблема самоидентичности в нравственных исканиях московских писателей-масонов (И. П. Тургенев и И. В. Лопухин) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА / МАСОНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыкова Евгения Константиновна

Проводится сравнительный анализ нравственных исканий И. П. Тургенева и И. В. Лопухина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема самоидентичности в нравственных исканиях московских писателей-масонов (И. П. Тургенев и И. В. Лопухин)»

УДК 80+21: 14

Е. К. РЫКОВА

ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИЧНОСТИ В НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЯХ МОСКОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-МАСОНОВ (И. П. ТУРГЕНЕВ И И. В. ЛОПУХИН)

Проводится сравнительный анализ нравственных исканий И. П. Тургенева и И. В. Лопухина.

Ключевые слова: история литературы XVIII века, масонство, национальные нравственные ценности.

Такие приоритетные на сегодняшний день аспекты в изучении отечественной филологии, как проблема взаимовлияния литератур, проблема становления национальной литературы, эмоционально-психологический портрет человека XVIII столетия и др., ориентируют исследователей на открытие малоисследованных страниц истории. Одной из них является творческая судьба русских писателей екатерининского времени, связанных с масонским движением.

XVIII столетие в России проявило себя как время брожения умов и борьбы идей, что было знаком поиска дальнейшего пути развития постпетровского общества. Осложнился этот процесс тем, что образованная часть России обнаружила появившийся в их жизни духовный вакуум, чему способствовали проведённые Петром реформы, и сильнее всего это сказалось в религиозной сфере. Светская культура дистанцировалась от традиционной православной, и прежние духовные ценности стали смещаться на периферию национальноисторического сознания. Поиск новых форм духовной жизни привёл часть образованных дворян к вольтерианству с его вольнодумством и материалистическим взглядом на жизнь. Другую же часть - к масонству, куда они пришли в надежде сохранить себя в лоне религии. Неслучайно такие авторитетные исследователи религиозной жизни России, как Г. Флоровский, считают, что на какое-то время масонство стало выполнять в обществе конфессиональную функцию.

Таким образом, не только в обществе, но и в сознании отдельного человека обозначилось острое противостояние «своего», традиционного, и «чужого», привнесённого с Запада. Этот

конфликт придал особый динамизм развитию всей культуры, в том числе и отечественной литературе.

В данной статье мы обращаемся к судьбе малоизвестных писателей второй половины XVIII столетия И. П. Тургенева и И. В. Лопухина. Они оказались в водовороте идейных процессов, развернувшихся в то время в России. Как уже было сказано, именно в это время снижался авторитет церкви, в обществе образованных дворян стали распространяться западные идеи, в том числе и масонские.

В исследованиях, посвящённых русскому масонству, приводятся перечни действующих в XVIII веке в России лож. За каждым названием -своя история. Однако в целом их характеристика свидетельствует о той борьбе, которая развернулась в России между германской и английской системами за влияние на русское дворянство.

Русские масоны (особенно московского направления), изучая специальную литературу и общаясь с братьями по ложе, довольно быстро связали это учение с древним «любомудрием». Несмотря на западное происхождение масонства, русские адепты смогли наполнить его своим содержанием, «согрели его своим духом». Посредством масонства они пытались препятствовать распространению в России «вольтерианства», которое считали чрезвычайно вредным для русского общества, да и для всей Европы в целом. В масонской ложе русские дворяне искали единомышленников по вере и истинной нравственности.

При детальном изучении специфики русского масонства становится ясно, что в XVIII столетии оно было тесно связано с идеями христианской религии. В духовной жизни русских масонов православие играло существенную роль, ибо оно с раннего возраста

влияло на формирование мировоззрения. Как правило, русские масоны были выходцами из родовитых дворянских семей, для которых была характерна патриархальная религиозность. Они воспитывались в православном окружении с его литургической поэзией в церковном богослужении. Впоследствии масонство не смогло противостоять православным ценностям. Православие оказалось тем мощным стержнем, который определял в сознании этих писателей категории «своего» и «чужого». Обращением к фактам попробуем доказать, что в процессе погружения в масонскую деятельность такие писатели, как И. П. Тургенев и И. В. Лопухин, смогли отказаться от «чужих» идей и частично адаптировать масонство к «своему» православию. Таким образом, именно московские масоны положили начало развитию так называемого «русского масонства».

Общественные веяния в России конца XVIII в. формировали подчас негативное отношение к церкви и духовенству, особенно заметную роль в этом процессе сыграло вольтерьянство, получившее распространение в дворянской среде одновременно с масонством. Масонство с его идеей «внутренней церкви» также настраивало на определённую конфронтацию с официальной религией. Несмотря на это, московские масоны поддерживали дружеские связи с митрополитом Платоном, о чём свидетельствуют материалы архивов. Подтверждением этого может служить упоминаемое в исследовании П. П. Пекарского письмо князя Прозоровского Екатерине II, написанное в то время, когда он вёл дело Новикова: «... По высочайшему же мне от Вашего Величества позволению, говорил я, Всемилостивейшая Государыня, и с митрополитом (Платоном - Е. Р.): спрашивал я его, известен ли он о сей секте (масонская ложа - Е. Р.)? Он отвечал, что слышал. Вопрошал я его, что Иван Лопухин и Тургенев нередко у него бывают, говорил ли он с ними что-нибудь, и не старался ли сам он сведать, в чем разврат их мысли состоит? Он отвечал мне, что он все силы свои употреблял ввести их в сей разговор, но они никак не входят. Я его опять спрашивал, отдавал ли он из своей семинарии учеников? он отдавал трёх... он нашёл их хорошо выучившимися, а в поведении их весьма похваляет» [1].

Сохраняя дружеские отношения с митрополитом Платоном, уважительно относясь к христианству как к религии, московские масоны не принимали идею государственного

православия и саму церковь, вступившую в сговор с государством. Они увлеклись поисками «чистого христианства», «несекуляризован-ного», что собственно и привело их в масонство. Позднее, после разбирательства по делу Новикова, к ним пришло осознание того, что увлечение масонством отдалило их от истинной веры, за что они сурово судили себя.

Говоря о мировоззрении И. П. Тургенева и И. В. Лопухина, следует отметить, что им было присуще своё видение мира, обозначенное резким разграничением земного мира с его несовершенством и страданиями и мира небесного с абсолютной гармонией. Они, как и другие поэты-масоны, воспевали небесные выси, где расположено царство истины. В их кругах популярным жанром были гак называемые масонские песни. Из содержания масонских песен, в которых создавался образ вселенной - место обитания небесных жителей -можно сделать вывод о том, что же они считали идеальным миром. В идеальном обществе присутствует только правда, люди имеют «чистые сердца», там живет благодать и добродетель, «душевна красота»; в нём отсутствует все, «что пагубно и тленно: корысти, гордость, суета», страсти. Таким образом, их представление о мире совпадает с православной картиной мира, где был создан образ «горнего мира», т. е. Божественного.

Особенностью онтологических взглядов писателей-масонов стало то, что они в отличие от западных масонов не отрицали значимости материального мира, который был сотворён Богом с определённым смыслом, а стремились познать его. В этом стремлении они часто обращались к Богу, в результате чего пришли к выводу о сохранении Божественного замысла в устройстве мира. Так, например, следует сказать, что им была чужда революционная, антифеодальная настроенность французских энциклопедистов, выражаемая ими в принципе «естественного права» каждого на равные условия в обществе. Московские масоны считали, что социальное неравенство в обществе является «естественным неравенством», которое замышлялось Творцом в природе, и реальная действительность не нуждается в переделке по воле человека. Отступлением от Бога и величайшим злом (проявлением гордыни) признали московские розенкрейцеры Великую французскую революцию. Постигая её смысл, убеждались в невозможности распространения добра и справедливости путём насилия, т. к. считали, что нравственное дело

должно совершаться нравственным путём.

Как можно достичь совершенных отношений в реальном обществе? Этот вопрос был актуален в масонских кругах. Пример Западной Европы, устанавливавшей

справедливый жизненный строй путём свержения старых порядков и реализации принципа «естественного права» на равенство каждого члена общества, был неприемлем для них. Теория «естественного права» реализовывалась в социальной активности граждан Англии и Франции, где ключевым событием стала Великая французская буржуазная революция. Что касается московских масонов, то в их среде отношение к ней было однозначно негативное. Вот что писал о французской революции один из видных представителей масонской ложи «Гармония» Иван Петрович Тургенев в своем очерке «Кто может быть добрым гражданином и верным подданным»: «О, когда бы во Франции больше господствовало истинное христианство, не представила бы она оного плачевного позорища, которое скорбь и ужас наносить должно всем человеколюбивым и богобоязненным сердцам. О Боже! неужели и ныне не видят, что корень зол, погубляющих Францию, должно искать в пренебрежении фундаментальных законов святой религии Иисусовой? По крайней мере, нет другого источника несчастья её. Ибо всё другое есть только следствие» [2].

В унисон с ним, но только более резко отреагировал на это событие его близкий друг И. В. Лопухин: «О страна несчастия! коль ужасное позорище превратов и бедствий ты являешь! Добродетель вменяется там в порок, и святые законы чистоты её почитаются вымыслом суеверия... Дерзость, бесстыдство, лютость паче зверской, и жало сатанинского остроумия составляют качество сонмища мучителей, весь народ мерзостью своею печатлеющего... Терзают свою утробу - реками льют кровь свою, и ею упиваются...» [3].

Они решали проблему свободы человека в государстве, при этом делали акцент на отстаивании духовной свободы личности. Юридические гарантии ими воспринимались как второстепенные, а основной гарантией считалось равенство человека перед Богом, поэтому называли свободным то государство, которое опирается на законы совести и общий для всех «страх наказания Божия».

Для русского масонства характерны были идеи «естественного неравенства». Так, Иван Владимирович Лопухин писал, что бессмысленно стремиться к установлению

равенства, как об этом говорили европейские просветители, ибо «всё вопиет нам о естественности неравенства. Всё нам возвещает необходимость, пользу подчинения и власти... их взаимное действие есть душа порядка, связь мира и путь к возможному совершенству...» [4].

На фоне основных тем журнальных публикаций просветителей (например, сатирических журналов Новикова) очерк Ивана Петровича Тургенева «Кто может быть добрым гражданином и верным подданным» отличается своеобразием постановки проблемы. Тургенев считал, что основной путь к достойной жизни это не критика существующего положения, а установление подлинной человечности в обществе, основанной на христианских

заповедях.

Русские масоны новиковского окружения отстаивали этическое равенство людей в обществе. По их мнению, межличностные отношения должны строиться на применении заповеди Христа о любви к ближнему. Честь и достоинство человека не зависят от сословия и чинов, а определяются нравственной сущностью.

Таким образом, они решали проблему

внесословной ценности человеческой личности. Так, например, И. П. Тургенев чрезвычайно много думал об этой проблеме, о чём

свидетельствует его воспитательная программа, разработанная вначале для своих сыновей, а впоследствии и для студентов Московского университета. Так, в детской тетради

Александра Тургенева, периода его самой ранней учёбы (он только начинал осваивать письмо), нам встретились такие фразы, которые он, вероятно, писал в Симбирске под диктовку отца или Тоблера (домашний учитель братьев Тургеневых - Иоганн Каспар Тоблер, выходец из Швейцарии, родственник Лафатера): «Кланяйся просто одетому человеку, когда он достоин чести, гораздо ниже, благоприятнее, нежели в богатое платье наряжающемуся, дабы сердечно был уверен, что не-платью кланяешься» [5]. Далее читаем: «Под драгоценным одеянием часто бывает сокрыто порочное сердце, и поэтому честность есть неоценённое сокровище» [6].

Уроки, которые давал отец своим подрастающим сыновьям, не прошли для них даром, и жизнь Александра Ивановича Тургенева - верное тому подтверждение. Слова, которые он писал в детстве, стали его жизненной заповедью: «Не обижать ближнего и пособлять ему в несчастии сродно человечеству; а не мстить за оскорбление

свойственно Богу: итак, старайся и долг свой исполнять и создателю вселенной подражать. Писал лейб-гвардии Преображенского полку каптенармус Александр Тургенев» [7].

Для И. П. Тургенева важнейшим качеством человека было гуманное отношение к людям, в его дневниках не раз встречается мысль, выраженная в словах: «Хочу спасения всем грешникам» [8]. Эго чувство он стремился воспитать в своих сыновьях, а позднее и в своих студентах.

Русские масоны не замыкались на своих орденских делах, им была свойственна жажда активной деятельности. Это чувство проявилось в популяризации идей, способствовавших воспитанию граждан-гуманистов, т. е. людей, имеющих «образованное сердце и добрый ум». В новиковских кругах это стремление реализовывалось в литературно-издательской деятельности.

В очерке «Кто может быть добрым гражданином и верным подданным» Тургенев изложил свое понимание идеальных граждан. К ним он относил «совестных граждан», воспитанных в «законе Божественном». Московские розенкрейцеры, отстаивавшие приоритет веры над разумом, связывали идеи равенства с христианской религией.

В этом же очерке он пытался объяснить суть гражданского служения обществу, Отечеству. Тургенев пришел к выводу, что только «истинный христианин», заботящийся не о злободневном, а о вечном, может принести пользу государству.

В связи с этим многие исследователи, особенно в советское время, обвиняли московских масонов в аполитизме, в отходе от решения социальных проблем и в решительном отказе от форм политической борьбы. Деятельность масонов расценивалась как антиобщественная, а их роль в истории как реакционная.

Реальные события, свидетелями которых были масоны, сформировали в них убеждение, что насилием нельзя добиться установления совершенных отношений, ибо насилие рождает ответное насилие. В Дружеском учёном обществе молодые масоны искали путь, ведущий к гармоничному мироустройству. Постепенно они приобрели уверенность, что необходимо проводить серьёзную работу по воспитанию идеального гражданина, который «делает добро всем, кому только может. Он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство - чтобы помогать бедным, и что для того он родился человеком, чтобы быть полезным всем людям» [9].

И. П. Тургеневу, как и его единомышленникам, пришлось осмысливать своё отношение к России. Он воспринимал Отечество как святое место, связанное с судьбой его предков. Любовь к родной земле Тургенев смог передать своим сыновьям: Андрею, Александру, Николаю и Сергею. О преданности России свидетельствуют многие факты их биографии [10].

Отношение к России, формировавшееся в кругу московских масонов, связывается у некоторых исследователей с будущей философией славянофильства. Так, например, Г. Флоровский увидел истоки идеологии славянофильства в деятельности московских масонов 2-й пол. XVIII в., он писал: «Психологически славянофильство вырастает именно из Екатерининского масонства (и совсем не из усадебного быта)» [11].

Ю. Стен ник в статье «О национальных истоках славянофильства» развивает эту мысль, связывая славянофильство с деятельность Новикова и его окружения [12].

Таким образом, поиски общественных идеалов свидетельствуют о крепкой связи московских розенкрейцеров с православием, с патриархальным миросозерцанием. Увлекшись масонством, они, как выясняется, не противопоставляли его христианству. Один из исследователей этой проблемы писал: «То

обаяние, тот пафос богослужебной символики, который русские масоны с детства переживали в православных храмах, они стремились перенести и в свою малую церковь, и надо сказать - сумели достигнуть этого» [13].

Взяв за основу одно из положений масонства -идею храма, русские масоны-розенкрейцеры стремились развить её в целое учение. Под храмом они понимали душу человека, а строительство нового храма - означало нравственное очищение, преображение человеческой души, перерождение человека под влиянием христианского идеала. Таким образом, они выдвинули на первый план задачу

нравственного самосовершенствования.

На первом этапе этого преображения

необходимо было понять, в чём состоит суть того идеала, к которому необходимо стремиться. Определяя свой идеал, они также не удалялись от христианских ценностей. Безграничная

любовь к людям, возвышающаяся до самопожертвования, уравновешенный разум и высокая интуиция, могущество слова и дела, полное самообладание перед лицом смерти - это далеко не полный перечень тех качеств, воспитывать которые стремились в себе масоны.

До последнего времени в поле зрения ученых была проблема освоения русским обществом просветительской идеологии её влияние на русскую культуру и в частности на литературу. Однако такое представление о духовной жизни России будет односторонним, не раскрывающим всю полифонию идейных учений, с которыми столкнулась образованная часть общества. Таким образом, масонство - это обратная сторона эпохи Просвещения. При этом надо помнить, что русские розенкрейцеры называли себя просветителями, но они «просвещали» душу, а не ум.

В своих статьях В. И. Сахаров логично разделяет просветительское движение на два течения: рационалистической идеологии и

идеалистической. Сами масоны первое течение называли «ложным Просвещением» (А. Ф. Лабзин).

По словам Г. Флоровского, масонство в XVIII веке выполняло в России конфессиональную функцию. Оно поддерживало в людях стремление к духовной жизни, воспитывало интерес к «жизни сердца». Таким образом, оно оказало благотворное влияние на общество, так как препятствовало бурному распространению модных в то время просветительских скептических учений и удерживало людей в лоне христианства.

Однако русское масонство имело существенные отличия от традиционной религии, в том числе и от православия. Пожалуй, главным среди них следует назвать отказ масонов от принципа соборности. Они нацеливали человека на построение «храма внутри себя», и для них абсолютного авторитета клира не существовало.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что в течение XVIII века в истории общественного сознания в России произошли существенные изменения. Последняя треть XVIII века была не похожа на первую. Если в начале века в обществе заметно было угасание духовной жизни и формирование человека-практика, то к концу века заметен возврат к внутренней жизни, а человек вновь обращает

свой взор к Вечности. Это стало возможно во многом благодаря своеобразным масонским идеям, получившим распространение в русском обществе. Масоны новиковского окружения сумели отказаться от «чужого» и вернуться к «своим» первоистокам, стремясь сохранить национальные нравственные ценности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пекарский, П. П. Дополнения к истории масонства в России XVIII ст.: Сборник статей, читанных в ОРЯС Имп. АН. - Т. VII. №4. - СПб., 1869.-С. 322.

2. Тургенев, И. П. Кто может быть добрым гражданином и верным подданным. - М. : Универ. тип., 1798. - С. 26.

3. Цит. по: Пикаснов Н. К. Лопухин И. В. // Масонство в его прошлом и настоящем - Т.2. -М. : «Задруга» и К. Ф. Некрасова, 1916. - С. 237.

4. Там же.

5. РО РНБ. Архив Жуковского. Ф.286. Оп. 2. №316. Л.З.

6. Там же.

7. Там же.

8. РО ИРЛИ. Ф. 309. № 99. С. 82.

9. Новиков, Н. И. Избр. соч./ Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Г. П. Макогоненко. - М.-Л.,

- 1951.-С. 298.

10. Рыкова, Е. К. Симбирский край в судьбе деятелей культуры (На примере рода Тургеневых) // Краеведение в школе. -Ульяновск : ИПК ПРО, 1999.

11. Флоровский, Г. Пути русского богословия.

- Париж, 1937. (Репринт. Вильнюс, 1991).

12. Стенник, Ю. В. О национальных истоках славянофильства// Москва. - 1990. -№11.

13. Пикаснов, Н. К. Указ. соч. С. 248.

Рыкова Евгения Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.