Научная статья на тему '«Маскулинизация» и «Феминизация» как социо-культурный феномен'

«Маскулинизация» и «Феминизация» как социо-культурный феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1042
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поркшеян И. С.

В статье рассматриваются предпосылки формирования у современного поколения «маскулинных» и «феминных» качеств в асимметрии половой принадлежности индивида. Социо-культурный анализ предполагает рассмотрение проблемы через призму исторических событий, трансформации общественных установок и влиянии социальных институтов на становление данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Маскулинизация» и «Феминизация» как социо-культурный феномен»

Список литературы:

1. Асафьев Б. Шуберт и современность // Избранные труды. Т. IV - М., 1955. - С. 407-409.

2. Асафьев Б. Шопен в воспроизведении русских композиторов // Избранные труды. Т. IV - М., 1955. - С. 310-320.

3. Асафьев Б. Мазурки Шопена // Избранные труды. Т. IV - М., 1955. -С. 320-336.

4. Костриков К.Н. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы: ч. 1 / К.Н. Ко -стриков, А.И. Щербакова. - М., 2009.

5. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкальное образование: в 2-х ч.: учебное пособие / А.И. Щербакова. - М., 2008.

6. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка / Ред.-сост. И. С. Рабинович. - М., 1972.

«МАСКУЛИНИЗАЦИЯ» И «ФЕМИНИЗАЦИЯ»

КАК СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

© Поркшеян И.С.*

Южно-Российский государственный технический университет (НПИ),

г. Новочеркасск

В статье рассматриваются предпосылки формирования у современного поколения «маскулинных» и «феминных» качеств в асимметрии половой принадлежности индивида. Социо-культурный анализ предполагает рассмотрение проблемы через призму исторических событий, трансформации общественных установок и влиянии социальных институтов на становление данного феномена.

Наша культура сегодня - это «Черный квадрат» Малевича, который обществом признан как шедевр, но трактовки идей, смысла и предназначения до сих пор незакончены. Состояние перехода из века в век, от одной системы ценностей к другой, особенно заметно в нашей стране и как реакция на этот переход - состояние кризиса: в обществе, экономике, культуре. Человечество застыло в ожидании, которое затянулось, тем более что пока общество ожидает, целое поколение людей живет как бы на ощупь, пытаясь самостоятельно найти выход не только из сложившейся ситуации духовного вакуума, но и избавиться от дуализма собственного «Я», сформированного на стыке двух систем ценностей: советской и российской. Пытаясь сбалансировать в себе принципы советского человека, заложен-

* Ассистент кафедры «Социология и психология»

ные в прошлом, с их четким идеологическим стержнем и новые российские с их размытостью, которую оправдывают стадией становления, нынешнее поколение страдает от безысходности и бессмысленности этого поиска. Данную ситуацию можно сравнить со спором по поводу истоков и смысла русской культуры, ее родства то ли с Востоком, то ли с Западом.

Проблема современной российской действительности заключается в низведении семейных ценностей, атрофии института брака, всплеске гомосексуальных отношений и, как следствие, демографический, социальный и духовный кризис общества. Так же можно констатировать изменение психологических характеристик мужчин и женщин, трансформацию гендерных различий, паттернов поведения и стереотипных представлений. Обратимся и попытаемся рассмотреть подробнее, каковы эти изменения, в чем возможная причина трансформации самоидентификации мужчин и женщин.

Итак, зададимся вопросом: «Что является причинами маскулинизации женщин и феминизации мужчин в современном мире, является ли данный феномен последствием бурного развития науки и техники, или это реакция общества на идеи глобализации, либо же это новый этап развития общественных отношений?»

Для начала обратимся к определениям понятий «маскулинность» и «фе-минность». Булычев И.И. утверждает следующее: «маскулинность и фемин-ность являются атрибутами ГКМ (гендерная картина мира), ее центральными образами. Сущность маскулинности и феминности свое адекватное выражение находит в понятиях мужественности и женственности. Иными словами, маскулинность и феминность следует определить как, соответственно, мужественный и женственный способы репрезентации, характерные именно для ГКМ. Взаимосвязь ее атрибутов - маскулинности и феминности - подчиняется закону дополнения противоположностей» [3]. Определим «маскулинность» и «феминность» как особый способ познания и чувствования мира через призму половой принадлежности индивида, дополненный (уточненный) гендерной идентичностью, с учетом культурных традиций.

Причин, явившихся толчком к этой асимметрии пола и его исторически и эволюционно обоснованных качественных характеристик, может быть огромное количество, попытаемся обнаружить каузальную связь между данным феноменом и событиями, которые можно отнести к причинам его появления.

XX век - век войн, две из которых мировые. Следствием войны помимо упадка экономики, передела сфер влияния, является также демографический кризис. Большое количество жертв мировых войн повлекло за собой изменение отношения к представителям мужского пола со стороны общества. Поколение, росшее в послевоенный период, воспитывалось в рамках трепетного созерцания, нежного отношения, так как процентное соотношение мужчин и женщин в то время было явно не в пользу первых. Здесь же нельзя не затронуть необходимость образа отца в процессе воспитания ре-

бенка, и той роли, которую оказывает личность этого родителя на дальнейшую жизнь мальчика посредством формирования у него представлений и взглядов, соотносимых с мужской ролью, гендерной идентичностью в рамках группы данной половой принадлежности. Таким образом, поколение мужчин, воспитанное в послевоенный период, приобрело, на наш взгляд, «феминные» качества из-за трепетного отношения общества к представителям данной половой группы в силу сложившихся обстоятельств демографического кризиса и статистической «пропасти» между двумя полами.

Кон И.С. в статье «Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Маскулинность как история» утверждает обратное. «Хотя степень маскулинности / фемининности каждой культуры исторически более или менее стабильна, она может изменяться в зависимости от конкретных социально-политических обстоятельств. Войны, политические кризисы или подъем национальных чувств создают повышенный спрос на героев-воинов и тем самым повышают ценность «маскулинных» качеств» [2].

В приведенной цитате И.С. Кона говорится о повышении ценности «маскулинных» качеств, однако повышение ценности не говорит о наличии данных качеств у представителей мужского пола. Мы считаем, что именно «повышенный спрос на героев-воинов» приводит к феминизации, поскольку эта героизация является лишь оболочкой, декорациями, а сущность такого «героя» пуста. Ведь легко говорить о мужественности и силе, не доказывая это на практике, но, несмотря на это, образ воина-героя еще долго эксплуатируется обществом, превращаясь в стереотип, хотя, по сути, является лишь иллюзией, никоим образом не относящейся к поколению, воспитанному в данной идеологии. В конечном итоге эти представления приобретают форму мифа, а целое поколение представителей мужского пола приписывают себе «маскулинные» качества, создавая вокруг себя мифический ореол славы, силы, храбрости и мужественности.

Еще к одной из причин, спровоцировавшей появление «феминных» качеств у мужчин, можно отнести систему дошкольного и школьного воспитания и образования. «Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм» [1]. На этапе первичной социализации, через призму отношений с воспитателем / учителем, человек получает необходимый набор установок, взглядов, у ребенка происходит формирование представ-

лений и знаний о мире через призму личности педагога. И здесь не избежать субъективности, личностной оценки педагога, участвующего в образовательном процессе. Российская и советская система дошкольного и школьного образования сформировалась таким образом, что большую часть педагогического коллектива составляют женщины. В связи с этим можно утверждать, что, даже, несмотря на высокий уровень компетентности, и профессионализма, невозможно избежать субъективности, которая в рамках образовательного процесса и социализации индивида накладывает свой отпечаток в контексте половой принадлежности педагога-женщины.

Далее хотелось бы обратиться к проблемам современной семьи, а, в частности, к низведению семейных ценностей и атрофии брака. На наш взгляд, изменение отношения нынешнего поколения к брачному институту и семье как ячейке общества, является своего рода лакмусовой бумагой, реагирующей на трансформацию психологических установок в современном мире с его кризисом духовности и пренебрежением культурными традициями. На сегодняшний день все больше исследователей констатируют нивелирование стереотипных представлений и гендерных различий между мужчинами и женщинами, наблюдается тенденция к андрогинии. Уход от необходимости разделения труда по половому признаку, изменения уровня жизни и степени физической активности индивида - все это явилось составляющими, оказавшими влияние на трансформацию качественных характеристик современного человека.

Возвращаясь к «феминности» и «маскулинности», хотелось бы особо отметить значение влияния этих качеств на представления нынешнего поколения о семейных устоях и ценностях. Одним из признаков традиционной семьи в ее классическом понимании, является обращение к патриархальным устоям и ценностям, обусловленное историческими предпосылками. Маскулинизация женщин позволяет им пренебречь патриархальными взглядами на семейный институт, где доминирующую позицию занимает мужчина и ему отводится место главного «добытчика», заниматься не обслуживанием семьи и мужа, а самостоятельно сделать выбор, не обращая внимания на стереотипы и общественные установки. Феминизация мужчины избавляет его от ответственности и от необходимости позиции завоевателя. Стать на позицию мужчины-добытчика женщина могла и в советское время, так же как и мужчина в то время мог оставаться в нигилистической позиции. Однако огромное внимание советскому семейно-брачному институту уделялось со стороны государства, стимулирующего браки улучшением жилищных условий, а так же, крайне негативно относящегося к разводу, за которым могли последовать проблемы на работе, исключение из партии, а иногда и увольнение.

Сегодня брак является лишь формальным актом, не несущим в себе никаких гарантий и поддержки со стороны государства, а приносящий проблемы и сложности с дополнительными бумагами, заверяющими, под-

тверждающими, уточняющими, заменяющими и т.д. По данным Федеральной службы государственной статистики сегодня распадается каждый второй брак [4].

Современное поколение мужчин не желают взваливать на себя груз ответственности, от которой их избавила феминизация. Важным моментом жизни мужчины в разных странах и культурах, является обряд «посвящения в мужчины». Он имеет разные формы, может носить условный характер, но суть «посвящения» или инициации везде одна - после «обряда» мужчина наделяется специфическими качествами, присущими только мужскому роду, в нашем случае эти качества называются «маскулинными».

Современное поколение женщин разрывается между карьерой, являющейся показателем материального благосостояния в современном обществе, и инстинктом материнства. В первом случае речь идет о попытке и необходимости доказательства своего потенциального резерва, профессионализма и компетентности, а так же сил в вопросе состязания с мужчинами, навязанного современным состоянием бесконечной борьбы. Во втором случае речь идет об отказе от природного женского естества, ее «Я», что является немыслимым с точки зрения эволюции. Можно сказать, что в женщине происходит борьба систем: биологической и социальной.

Итак, все вышеперечисленные события и явления, на наш взгляд, оказали влияние на изменения качественных характеристик мужчин и женщин в современном мире. Мы не пытаемся делать прогнозы относительно последствий данных преобразований, так как исследуемый нами феномен нельзя назвать всеобщим и абсолютным, но фиксирование изменений репрезентации мужчин и женщин в современном мире является, на наш взгляд, уместным и исторически обоснованным, в контексте кризиса духовности и ситуации общей культурной аномии. Здесь, скорее всего можно наблюдать его появление в контексте последствий движения феминизма, чем обсуждать его как причину, которая может привести к серьезным последствиям, либо же данный феномен всего лишь новый виток эволюции развития человека.

Список литературы:

1. Социализация [Электронный ресурс] / Википедия. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/Социализация.

2. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Маскулинность как история [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.x-gen-der.net/social/persp_of_masculinity.htm.

3. Булычёв И.И.. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира [Электронный ресурс] //CREDO NEW: теоретический журнал. - 2004. - Режим доступа: www.credonew.ru/content/view/384/56.

4. www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.