Научная статья на тему 'Машинно-тракторное оснащение сельскохозяйственного производства в 1945 - середине 1950-х годов (на материалах Саратовской и Сталинградской областей)'

Машинно-тракторное оснащение сельскохозяйственного производства в 1945 - середине 1950-х годов (на материалах Саратовской и Сталинградской областей) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ СЕЛА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СЕЛА / ПРОЦЕСС ОСНАЩЕНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ИНВЕНТАРЕМ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / МОЩНОСТЬ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА СЕЛА / ПОСТАВКИ НОВОЙ ТЕХНИКИ / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ / РЕМОНТ ТЕХНИКИ / ШЕФСТВО / PRODUCTIVE FORCES IN COUNTRYSIDE / MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF AGRICULTURE / COUNTRYSIDE INDUSTRIALIZATION / EQUIPMENT / POST-WAR YEARS / AGRICULTURAL EQUIPMENT CAPACITY / DELIVERY OF NEW MACHINERY / MACHINE SERVICE STATIONS / REPAIR / PATRONAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ищенко Ю. В.

В статье характеризуется состояние материально-технической базы села после Великой Отечественной войны, исследуется процесс оснащения производственной базы села машинно-тракторной техникой и сельскохозяйственным инвентарем в 1945 середине 1950-х гг. Автор выявляет ряд проблем, с которыми столкнулось Советское государство в процессе индустриализации сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL MACHINERY in 1945 - MID 1950TH (based on the data from the Saratov and the Stalingrad region)

The article characterizes material and technical agricultural basis after the World War II. The author investigates countryside modernization with agricultural machinery in 1945"mid 1950th. Various problems that the Soviet state faced with in the process of countryside industrialization are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Машинно-тракторное оснащение сельскохозяйственного производства в 1945 - середине 1950-х годов (на материалах Саратовской и Сталинградской областей)»

УДК 94(470.4) ю.В. Ищенко

МАШИННО-ТРАКТОРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА в 1945 - середине 1950-х годов (на материалах Саратовской и Сталинградской областей)

В статье характеризуется состояние материально-технической базы села после Великой Отечественной войны, исследуется процесс оснащения производственной базы села машинно-тракторной техникой и сельскохозяйственным инвентарем в 1945 - середине 1950-х гг. Автор выявляет ряд проблем, с которыми столкнулось Советское государство в процессе индустриализации сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: производительные силы села, материально-техническая база сельского хозяйства, индустриализация села, процесс оснащения машинно-тракторной техникой и сельскохозяйственным инвентарем, послевоенные годы, мощность машинно-тракторного парка села, поставки новой техники, ма-шинно-тракторные станции, ремонт техники, шефство.

Yu.V. Ishenko

AGRICULTURAL MACHINERY in 1945 - mid 1950th (based on the data from the Saratov and the Stalingrad region)

The article characterizes material and technical agricultural basis after the World War II. The author investigates countryside modernization with agricultural machinery in 1945"mid 1950th. Various problems that the Soviet state faced with in the process of countryside industrialization are considered in the article.

The key words: productive forces in countryside, material and technical base of agriculture, countryside industrialization, equipment, post-war years, agricultural equipment capacity, delivery of new machinery, machine service stations, repair, patronage.

Во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг шел процесс восстановления разрушенных войной производительных сил села, модернизация которых на индустриально-технической основе была начата еще в 30-е гг ХХ столетия. В этот период существенным сегментом производительных сил села явилась машинно-тракторная техника и сельскохозяйственный инвентарь. Использование на нужды фронта лучших автомашин, тракторов и другой техники, существенное уменьшение производства сельскохозяйственной техники и, как следствие, прекращение ее поставок тяжело сказались на состоянии сельского хозяйства Саратовской и Сталинградской областей. За годы войны число тракторов уменьшилось в Саратовской области на 47,4%, в Сталинградской - на 38,2%, в то время как в целом по Советскому Союзу - на 25,2% [5, с. 180]. В 1946 г в Саратовской области осталось 15 160 тракторов в 15-сильном исчислении, из них гусеничных только 5 617, или 37% к общему количеству [7. Оп. 1. Д. 4737. Л. 208 - 209]. В том же году тракторный парк МТС Сталинградской области насчитывал 10 365 физических тракторов [1. Оп. 23. Д. 180. Л. 6]. В годы войны сократилось не только производство тракторов, комбайнов, но и конно-ручной техники и инвентаря. К началу 1946 г половина колхозов страны не имела сеялок, сенокосилок, количество конных плугов сократилось почти на 40% [4, с. 26] .

В первые послевоенные годы поставки новых машин, сельхозинвентаря и другого оборудования в село были минимальными. Так, в 1946 г. МТС Саратовской

области получили около 200 тракторов, Сталинградской более 350 [6, с. 101]. Однако в последующие годы по мере восстановления промышленности и производства сельхозмашин, довоенный уровень которого в 1948 г. был превзойден в 2,3 раза [3, с. 29], поставки сельскохозяйственной техники существенно возросли. В 1951 г МТС и совхозы Саратовской области получили 1 794 трактора (в переводе на 15-сильные), 668 комбайнов, 1 939 плугов, 4 044 сеялки и другие сельскохозяйственные машины [7. Оп. 2. Д. 1747. Л. 335]. Учитывая большую нагрузку тракторного парка, по просьбе областных организаций Совмин СССР 22 ноября 1952 г. в специальном постановлении (№ 4953) «О мерах помощи МТС и колхозам Саратовской области в повышении урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства» обязал Минсельхоз СССР выделить в 1953 - 1955 гг. для МТС Саратовской области 3 860 тракторов [7. Оп. 2. Д.2936. Л. 444].

В результате принятых мер к концу 1951 г. была восстановлена предвоенная мощность тракторного парка, уже в 1950 г. в сельском хозяйстве комбайнов имелось больше, чем до войны, - на 21%, автомобилей - на 5% [9, с. 292]. При этом к 1953 г. более 50% тракторов в составе тракторного парка Саратовской области были новыми [7. Оп. 2. Д. 2569. Л. 86 - 87]. Количество тракторных плугов, лущильщиков, культиваторов, сеялок достигло довоенного уровня только в 1952 г., а количество зерноочистительных машин - даже после 1954 г. [6, с. 181].

В Сталинградской области общая мощность тракторного парка выросла до уровня довоенной в 1950 г.

[5, с. 184]. При этом на 1 января 1950 г. МТС Сталинградской области располагал тракторным парком мощностью в 94% довоенного уровня, комбайновым - в 93,5%, а в совхозах парк тракторов и комбайнов даже несколько превысил довоенный уровень [1. Оп. 33. Д. 247. Л. 2 - 3].

Вместе с тем на балансе МТС числилось много устаревшей техники. Так, В 1947 г машинно-тракторный парк МТС Сталинградской области имел в своем составе большинство тракторов завоза 1934 - 1938 гг, которые в силу большого износа и недостаточного ремонта в послевоенные годы находились в исключительно плохом техническом состоянии. В таком же состоянии был и тракторный прицепной сельскохозяйственный инвентарь [1. Оп. 23. Д. 180. Л. 43, 43 об.]. В результате тракторный парк МТС Сталинградской области за 1947 г. уменьшился на 964 трактора и составил на 1 января 1948 г 2 008 тракторов, хотя и несколько улучшился качественно за счет увеличения удельного веса гусеничных тракторов. При этом уменьшение тракторного парка МТС области происходило не только путем выбраковки (в 1947 г по приказу Министерства сельского хозяйства СССР было выбраковано 1 052 трактора), но и путем передачи из МТС тракторов различным организациям Министерства сельского хозяйства. Так, в

1947 г из МТС было передано сельхозшколам, питомникам и другим организациям 7 тракторов [1. Оп. 24. Д. 290. Л. 1].

Остро стоял вопрос о недокомплекте техники. Например, в Саратовской области в марте 1949 г. МТС имели 11 924 тракторных плуга, из которых только 1 527 было укомплектовано предплужниками, а из всего числа плугов, не укомплектованных предплужниками, 6 037 не допускали их постановку [7. Оп. 2. Д. 943. Л. 254]. Кроме того, поставки новой техники не обеспечивали полностью потребности сельскохозяйственного производства. Так, в Саратовской области к концу

1948 г планировалось иметь 17 411 условных тракторов (за вычетом 948 подлежащих списанию) при по -требности в 22 947, планировалось завести 790 дисковых лущильщиков (недоставало 1 000), 530 тракторных сеялок (недоставало 3 500). Не хватало и другой техники - комбайнов, тракторных плугов, культиваторов, сеялок, а имевшийся инвентарь был в сильно изношенном состоянии. Недостаточно было и машин для перевозок горючего, зерна, людей [7. Оп. 2. Д. 512. Л. 21 - 24; 1. Оп. 24. Д. 290. Л. 4].

Наряду с техникой МТС колхозы широко применяли и свои собственные сельхозмашины, главным образом конно-ручного привода. Это положительно сказывалось на развитии производства, особенно в использовании лошадей на полевых и других работах, где применение сельхозмашин был затруднено или экономически не выгодно. Архивные материалы показывают, что на балансе колхозов Сталинградской области в 1949 г было 32 562 сельскохозяйственных машины, 25 949 инвентаря и 41 835 единиц транспортных средств, что в процентном соотношении к 1940 г. составляло соответственно : 144,9%, 186,5% и 149,6% [1. Оп. 30. Д. 192. Л. 19]. В колхозах Саратовской области в 1951 г насчитывалось 5 503 конных граблей, в 1952 г - 5 750 [7. Оп. 2. Д. 2936. Л. 274 - 277]. При этом в послевоенные годы частично изготовлением простейших машин и сельско-

хозяйственного инвентаря занимались колхозы, совхозы и МТС, а в Саратовской области, начиная с 1946 г, также привлекались предприятия местного значения, артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов [1. Оп. 23. Д. 257. Л. 82; 7. Оп. 2. Д. 1218. Л. 88; Оп. 1. Д. 4670. Л. 122].

Как и в период войны, выходом из положения стал ремонт наличной техники, однако для нормального ремонта МТС области не располагали должной ремонтной базой. Здания машинно -тракторных мастерских за годы войны пришли в ветхое состояние. Для проведения технических уходов и ремонтов в МТС области не хватало слесарно-монтажных инструментов, приспособлений и оборудования для полевых мастерских. В централизованном порядке инструмент, по существу, не поступал, а размещение децентрализованных заказов на предприятия области не производилось [8, л. 16; 1. Оп. 23. Д. 180. Л. 7 об.; Оп. 24. Д. 300. Л. 11; 7. Оп. 1. Д. 4737. Л. 76]. Из-за нехватки запасных частей план ремонта тракторного парка и прицепного инвентаря постоянно срывался [1. Оп. 23. Д. 180. Л. 43, 43 об.]. Изготовление запчастей проходило как в централизованном порядке, так и децентрализовано. Так, в 1947 г. 11 промышленных предприятий Саратовской области изготовляли запчасти для МТС в централизованном порядке, а 38 - децентрализовано [2, с. 167]. Трудности налаживания массового изготовления запчастей на предприятиях области возникали, с одной стороны, из-за перегруженности их основной программой и, с другой, неприспособленности или отсутствия необходимого для этого специального оборудования. Особенно неудовлетворительно производство запчастей по децентрализованным заказам происходило на заводах союзного значения [1. Оп. 24. Д. 290. Л. 4; Д. 300. Л. 60; 7. Оп. 1. Д. 4472. Л. 3 об.]. Одной из причин недостатка запасных частей являлся недогруз в области деталей по централизованным фондам. Кроме того, МТС области ввиду большого перерасхода средств по счету «ремонт» и неудовлетворительного финансирования к началу осеннее-зимнего ремонта оказались без денег и не смогли обеспечить себя деталями и материалами, имевшимися на складах Сельхозснаба и Автотракто-росбыт [1. Оп. 23. Д. 180. Л. 43, 43 об.; Оп. 24. Д. 299. Л. 1 об.; 7. Оп. 2. Д. 1629. Л. 55].

К 1952 г. государство уже в значительной степени обеспечивало потребность тракторного парка запасными деталями. Однако и тогда существовала проблема неравномерного обеспечения запчастями, когда одних запчастей был переизбыток, а других не хватало [7. Оп. 2. Д. 2523. Л. 127].

Большую роль в изготовлении запчастей и инвентаря играла шефская работа, а также помощь со стороны областных организаций в ремонте и обеспечении техникой. Например, в 1947 г. из города Саратова были отправлены 56 автопередвижных мастерских. В том же году автомобильные тресты Саратова направили в область на вывоз хлеба 1 582 машины, а Министерство Военной Обороны - 150 машин различных марок. В Сталинградской области в 1947 г по линии Областного отдела торговли и Областного потребительского союза на уборку в районы области в соответствии с постановлением Совмина СССР было направлено 500 шт. автомашин. Помощь была оказана и сельскохозяйствен-

ным инвентарем [1. Оп. 24. Д. 300. Л. 62, 63; 7. Оп. 2. Д. 78. Л. 47].

Как отмечают исследователи, в рамках шефской работы предприятия и организации изготавливали и ремонтировали запчасти, инструмент, технику, заправочный инвентарь и оказывали другую помощь [6, с. 105].

Исходя из опыта шефской работы, в Саратовской области в 1954 г был пересмотрен порядок шефства над колхозами и, учитывая нецелесообразность шефства предприятий г. Саратова над отдаленными от областного центра колхозами и МТС, это шефство сосредоточено в колхозах пригородной зоны, которая была установлена Совмином СССР для производства овощей и картофеля [7. Оп. 2. Д. 2896. Л. 81].

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в 1945 - середине 1950-х гг в Саратовской и Сталинградской областях государство уделяло большое внимание процессу переоснащения производственной базы села машинно-тракторной техникой и инвентарем. Однако в силу серьезного подрыва производительных сил вследствие войны и ограниченности финансовых и материально-технических возможностей государства процесс этот был сложным. В итоге в основном процесс восстановления производительных сил села в данных областях был завершен к середине 1950-х гг

1. Волгоградский областной комитет Коммунистической партии Советского Союза. ЦДНИВО. Ф. 113.

2. Добродеева Т.А. Комсомол Нижнего Поволжья - активный помощник партии в выполнении четвертого пятилетнего плана (1946 - 1950 гг): дис. ... канд. истор. наук. Саратов, 1970.

3. Ефремов А.А. Деятельность партийных организаций Нижнего Поволжья по восстановлению и дальнейшему развитию совхозного производства в годы четвертой пятилетки : дис. .канд. истор. наук. Саратов, 1983.

4. Иваницкий В.В. Исторический опыт и проблемы развития аграрного производства Нижневолжской деревни в первое послевоенное десятилетие (1945 - 1955): дис. .канд. истор. наук. Саратов, 1999.

5. Кузнецова Н.В. Нижнее Поволжье в 1945 - 1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: дис. .д-ра истор. наук. Саратов, 2003.

6. Павлов В.И. КПСС в борьбе за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период (1946 -1952 гг.): дис. .канд. истор. наук. Саратов, 1966.

7. Саратовский областной комитет Коммунистической партии Советского Союза // ГАНИСО. Ф. 594.

8. Справка о состоянии МТС Саратовской области // ГАСО. Ф. 2163. Оп. 3. Д. 869.

9. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, 2002.

УДК 94(47) М.С. Низамова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ (1864 - 1717 годы)

Одной из граней деятельности земств является становление и развитие земской школы и формирование кадров для нее. Статья посвящена рассмотрению деятельности органов местного самоуправления по подготовке и повышению квалификации земских учителей Поволжского и Уральского регионов, что позволит внести определенный вклад в дело создания обобщающих и проблемных работ по истории земского самоуправления. Ключевые слова: деятельность земств, Поволжье, Урал, земская школа.

M.S. Nizamova

ACTIVITIES OF LOCAL COUNCILS IN THE VOLGA AND THE URALS REGION IN THE SPHERE OF TEACHER QUALIFICATION IMPROVEMENT (1864 - 1917)

The article shows that establishing schools in the countryside and teacher development was one of the spheres of country councils activities. The author considers local councils activity in training and qualification improvement of teachers in the Volga and the Urals regions. The survey makes a contribution to profound study of country councils history. The key words: zemstvo, country councils, the Volga region, the Ural, state school.

Земства - органы местного самоуправления, появившиеся в результате земской реформы 1864 г., -сыграли значительную роль в культурно-хозяйственной и политической жизни царской России. Одной из граней деятельности земств является становление и развитие земской школы и формирования кадров для нее.

Подбору учительских кадров придавалось особое значение, так как дать качественные знания мог в первую очередь учитель со специальной подготовкой. Свое-

образие этнического состава населения и особенная языковая ситуация изучаемых нами регионов побуждала земцев готовить учителей для преподавания также и на национальных языках. Проводя общероссийскую образовательную политику, земства Поволжья и Урала старались приспособить начальную школу к местным условиям. Вопросы подготовки и повышения квалификации учительского персонала регулярно обсуждались на земских собраниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.