Ипатьевский вестник. 2024. №4 (28). С. 153-169 Ipatievsky vestnik. 2024. №4 (28). Р. 153-169
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 281.93:371(092)
DOI: 10.24412/2309-5164-2024-4-153-169
Маршал А. М. Василевский как педагог
Георгий Владимирович Андрианов, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, [email protected] ОКСГО: 0000-0001-7534-6776
Аннотация. В статье на основании архивных документов и новых данных рассказывается о педагогическом таланте Маршала СССР Александра Михайловича Василевского — выпускника Костромской духовной семинарии 1915 года. В публикации рассматривается его административно-педагогическая работа в Академии Генерального штаба, а также взаимоотношения со Сталиным, которого можно назвать главным учеником Александра Михайловича в области военной стратегии.
Подробно описаны педагогические вехи на жизненном пути маршала. Летом 1918 года Василевский работал инструктором Всеобуча в Костромской губернии, обучая земляков военному делу. В 1918/1919 учебном году являлся учителем в сельской школе в Тульской губернии (ныне — территория Орловской области). Затем он был призван в ряды РКК А.
В статье раскрывается уважительное отношение А. М. Василевского к учительскому труду и показывается большое значение, которое придавал маршал делу образования и воспитания молодого поколения.
Во время работы над статьёй удалось установить дату изменения фамилии будущего полководца с Васильевского на Василевского. Автор полагает, что это произошло при поступлении Александра Михайловича на службу в Красную Армию в конце апреля 1919 года.
Автор благодарит за предоставленные уникальные материалы директора БУОО «Государственный архив Орловской области» Апарину Юлию Валерьевну и сотрудников архива.
Ключевые слова: маршал Александр Михайлович Василевский, священник Михаил Васильевский, Кине-шемское духовное училище, Костромская духовная семи-
© Андрианов Г. В., 2024.
Священник Георгий Андрианов, кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии /
Priest Georgy Andrianov, PhD in Theology, Rector of the Kostroma Theological Seminary
нария, Александровское военное училище, Алексеевское пехотное училище, Первая мировая война, Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА), Всеобуч, Подьяковлево, сельская школа, Академия Генерального штаба, Военный вестник, Сталин, Молотов, маршал Захаров, Великая Отечественная война
Для цитирования: Андрианов Г. В., свящ. Маршал А. М. Василевский как педагог // Ипатьевский вестник. 2024. № 4. С. 153-169 Ьирэ:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-4-153-169
Marshal A. M. Vasilevsky as a teacher
Abstract. Based on archival documents and new data, the article tells about the pedagogical talent of Marshal of the USSR Alexander Mikhailovich Vasilevsky, a graduate of the Kostroma Theological Seminary in 1915. The publication examines his administrative and pedagogical work at the Academy of the General Staff, as well as his relationship with Stalin, who can be called Alexander Mikhailovich's main student in the field of military strategy.
The pedagogical milestones in the marshal's life are described in detail. In the summer of 1918, Vasilevsky worked as a general education instructor in the Kostroma province, teaching fellow countrymen military affairs. In the 1918/1919 academic year, he was a teacher at a rural school in Tula province (now the territory of Orel region). Then he was drafted into the ranks of the Red Army.
The article reveals the respectful attitude of A. M. Vasilevsky to teaching work and shows the great importance that the marshal attached to the cause of education and upbringing of the younger generation.
While working on the article, it was possible to establish the date of the change of the name of the future commander from Vasilyevsky to Vasilevsky. The author believes that this happened when Alexander Mikhailovich joined the Red Army at the end of April 1919.
The author thanks the director of the State Archive of the Oryol Region, Aparina Yulia Valeryevna, and the archive staff for the unique materials provided.
Keywords: Marshal Alexander Mikhailovich Vasilevsky, priest Mikhail Vasilyevsky, Kineshma Theological College Kostroma Theological Seminary, Alexander Military School, Alekseevsky Infantry School, World War I, Workers' and Peasants' Red Army (Red Army), Universal education, Podyakovlevo, rural school, Academy of the General Staff, Military Bulletin, Stalin, Molotov, Marshal Zakharov, Great Patriotic War The war
For citation: Andrianov G. V., priest. Marshal A. M. Vasilevsky as a teacher // Ipatievsky vestnik. 2024. № 4. P. 153-169 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-4-153-169
АР учительства. «Школа отнимала всё моё время, да и сам я старался
загрузить день до предела, чтобы вознаградить себя за долгие поиски ис-
CHURCH-HISTORICAL STUDIES
Scientific article
Georgy Vladimirovich Andrianov, Kostroma Theological Seminary, Kostroma, Russia, [email protected]
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его (Лк 6, 40)
тинного призвания»1, — вспоминал Александр Михайлович. Будущий маршал проработал учителем в школе всего один учебный год, но его педагогический дар получил применение и в других сферах.
Василевский определился со своим путём в жизни ещё до окончания Костромской духовной семинарии (1915). Семинарский диплом давал возможность в короткий срок получить дополнительное образование. Он хотел выучиться на агронома. Для этого требовались деньги, так как на бесплатное обучение в университете рассчитывать не приходилось. Отец являлся скромным сельским батюшкой и не мог дать ему второе образование, поэтому Александр планировал найти самостоятельный заработок в качестве учителя сельской школы.
Почему он не пошёл по стопам отца? В своё время на этот вопрос Сталина маршал ответил так: «Ни я, ни отец не имели такого желания»2. Думается, маршал сказал правду о себе. В конце XIX века перед выходцами из духовного сословия отрылись пути в светскую науку и мирские профессии. Александр Михайлович, как и многие поповичи его поколения, решил попробовать свои силы вне церковного служения.
Здесь не было предательства веры или Церкви. Просто пришла новая эпоха, в которой сословные рамки рассыпались и открывались большие перспективы. С другой стороны, Александр Михайлович в своём ответе Сталину не мог говорить за своего отца. Зная родословную маршала, можно с уверенностью утверждать, что отец Михаил высоко ценил своё служение. Из всех предков, занимающих только диаконские должности, он единственный смог стать священником. Поэтому, конечно, отец Михаил имел желание, чтобы дети переняли его духовный крест. Однако, батюшка мудро уступал их молодым порывам, понимая, что новые возможности отсутствовали у него самого в юности.
Кроме того, примером для Александра стал старший брат Дмитрий, который после окончания семинарии в Костроме поступил учиться в Казанский ветеринарный институт. Они запечатлены вместе на фотографии перед отправкой Александра в действующую армию в 1915 году. Ошибочно считается, что это снимок с другим братом — Евгением, однако, студенческий китель со знаками Казанского института сейчас позволяет сделать уточнение.
Евгений в тот момент ещё учился в Костромской духовной семинарии. Он продолжал заниматься до третьего курса. Летом 1918 года Костромская духовная семинария была закрыта властями с формулировкой «ввиду несогласия реформироваться в общеобразовательные школы общего типа». Закрыл семинарию местный большевик по имени Петр Кириллович Каганович. Он был большим другом наркома просвещения А. В. Луначарского, который называл его «высоко талантливым продовольственным диктатором губернии»3 за успехи в продразвёрстке. Расстрелян как троцкист в 1937 году.
1 Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1987. Кн. 1. С. 38.
2 Там же. С. 104.
3 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия / Под ред. Митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. Кострома : Костромская духовная семинария, 2019. С. 133.
Старший брат маршала
1. Прапорщик А.М. Василевский с братом Дмитрием
перед отправкой на фронт в 1915 г. В некоторых изданиях ошибочно указан младший брат Евгений (фото слева).
2. Брат маршала - Дмитрий Михайлович Василевский, выпускник КоДС 1913 года (фото сверху).
Младший брат будущего маршала Евгений не скрывал желания выучиться на агронома. Брал пример со старших братьев — Дмитрия и Александра, которые решили трудиться в сфере сельского хозяйства. Впоследствии он стал инспектором государственной комиссии по сортовым испытаниям зерновых культур, работал председателем колхоза во Владимирской области. Все Василевские (4 брата и 4 сестры) прекрасно знали сельский уклад, понимали нужды крестьян, видели в перспективе свою востребованность как аграрные специалисты.
Александр Василевский был не просто сыном священника, а сыном талантливого педагога и организатора. Дело в том, что отец маршала — иерей Михаил Васильевский до 1914 года «состоял заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы», где обучал детей, в том числе и собственных, грамоте, счёту и Закону Божьему. За свой учительский труд отец Михаил был отмечен церковными наградами. Можно сказать, что дар учительства батюшка передал по наследству своим детям.
Три родные сестры Александра Михайловича работали учительницами. Екатерина с 1914 года преподавала в приходской школе у отцовского храма. Елена тоже учитель, замужем за педагогом и директором школы в Костромской области. Вера поначалу также была педагогом, но позднее ушла в медицину. Дочь брата Евгения — Римма — училась на физико-математическом факульте-
те московского педагогического института. После окончания вуза Александр Михайлович сказал, что очень гордится ею и сделал памятный подарок1.
Семинарские наставники. Как покажет время, педагогический талант у Александра Михайловича действительно имелся. Необходимые навыки он приобретал не только на отцовских уроках в церковно-приходской школе, но и в духовных школах Костромской губернии. Он окончил Кинешемское духовное училище (1909) и Костромскую духовную семинарию (1915). «В семинарии мы проводили практические занятия в существовавшей при ней начальной школе. Мои уроки признавали удачными»2, — не без гордости вспоминал Александр Михайлович.
Страх перед публичными выступлениями он также переборол, готовясь к учебным проповедям, так как семинаристы старших курсов произносили их в разных храмах Костромы. Несомненно, что навык проповедника пригодился ему впоследствии как во время докладов на больших государственных мероприятиях, так и в период работы депутатом Верховного Совета СССР 4-6 созывов (1946-1958 гг.).
Известно, что искусство педагогической работы постигается талантливыми студентами ещё в процессе обучения. Ученик видит, какой преподаватель читает прекрасные лекции, а какой просто отбывает повинность. Здесь Александру Михайловичу очень повезло, поскольку его учителями в Костромской духовной семинарии были превосходные специалисты.
Из духовенства наибольшим авторитетом у студентов пользовался ректор семинарии — протоиерей Виктор Чекан (с 1906 по 1917 гг.), который читал курс по Священному Писанию Нового Завета. Очень грамотный священник, редактор «Костромских епархиальных ведомостей», кавалер всех служебных наград. В 1921 году батюшку осудили за контрреволюционную деятельность. Дата его смерти неизвестна. Именно на его имя написано прошение Александра Василевского с намерением поступить на военную службу. Отец Виктор являлся горячим патриотом России и взращивал любовь к стране в своих учениках.
Среди семинарских учителей Василевского были и миряне. Обширные познания и высокий научный уровень некоторых из них были высоко оценены даже молодой советской властью:
Иван Васильевич Баженов (+1920), магистр богословия, специалист в области библейских исследований и крупнейший краевед своего времени, автор более трёхсот научных трудов. Учил умению объяснить библейские истины простыми словами, прививал любовь к родному краю и уважение к трудам предков.
Владимир Корнилович Магнитский (+1924), кандидат богословия, будущий священник, инспектор семинарии (главный воспитатель до 1914 года), классный наставник Василевского в пятом классе семинарии, преподаватель
1 См.: По воспоминаниям племянницы маршала Василевского // Город Владимир: официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира. 30 марта 2015 [ред. 31 марта 2015]. — URL: https://vladimir-city.ru/city/activity/victory/news/882754 (дата обращения: 10.02.2024).
2 Василевский А. М. Указ. соч. С. 36.
Ректор прот. Виктор Чекан
Статский советник Магистр богословия В. Г. Фрязинов И. В. Баженов
Дидактики (педагогической деятельности). Учил науке управления коллективом и навыку грамотно доносить мысль до слушателя.
Василий Гаврилович Фрязинов (|1922), кандидат богословия, специалист в области апологетики и полемики, инспектор семинарии (главный воспитатель до 1914 года), классный наставник Василевского в выпускном классе семинарии. Один из первых преподавателей советского Костромского пединститута. Учил искусству систематизации полученных знаний и умению их отстаивать.
Павел Дмитриевич Иустинов (|1921), кандидат богословия, специалист в области истории, инспектор семинарии (главный воспитатель с 1914 года). Высоко ценил уровень выпускников Кинешемского духовного училища, которое окончил Василевский в 1909 году. В советское время — действительный член Костромского научного общества по изучению местного края. Учил правильному пониманию опыта предыдущих поколений и воспитательной работе.
Высокий уровень преподавания позволил подготовить в Костроме большое число грамотных специалистов не только на ниве церковного служения. Костромская духовная семинария занимает первое место по числу известных выпускников (после столичных школ)1. Если и должен был появиться из семинарской среды видный военный деятель, то вполне могло случиться с выпускником Костромской духовной школы.
Александр Михайлович писал: «Все мы отлично знали, что именно в Костромской семинарии учились профессор медицины В. С. Груздев [1886], профессор физики Г. А. Любославский [1878]. Знали мы и то, что семинаристами были такие крупнейшие ученые, как академики Ф. И. Успенский [Костромская ДС, 1866] и В. Г. Васильевский [Ярославская ДС, 1856], В. О. Ключевский [Пензенская ДС, не окончил] и И. П. Павлов [Рязанская ДС, 1864], тогдашний ректор Московского университета М. К. Любавский [Рязанская ДС, не окончил]»2.
Сталин понимал, что семинарское образование его маршала является отличным подспорьем и в военном искусстве. Руководитель советского государ-
1 Зонтиков Н. А. Выдающие выпускники Костромской духовной семинарии 1747-1918 /Николай Александров Зонтиков // Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия / Под ред. Митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. Кострома : Костромская духовная семинария, 2019. С. 182-212.
2 Василевский А. М. Указ. соч. С. 13. В квадратных скобках примечания автора статьи.
ства сам отучился пять лет в Тифлисской семинарии (до 1899 года), а до этого, как и Василевский, окончил духовное училище. Он знал, что семинария давала хорошее системное знание, а изучаемый материал закреплялся практическими занятиями и оставался на всю жизнь. Главный советский дипломат Вячеслав Михайлович Молотов вспоминал: «Мы все трое были певчими в церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно... Вот мы трое пели. "Да исправится молитва моя." — и так далее. Очень хорошая музыка, пение церковное»1. За отличное знание богослужебных текстов Сталину в годы учёбы даже подарили книгу псалмов с формулировкой «за отличные успехи в учебе, примерное поведение и превосходное чтение и пение Псалтири»2.
Инструктор Всеобуча. В 1914 году с началом Первой мировой войны Александр Василевский решил поступить на военную службу. К мысли об учительском труде будущий маршал вернулся только через несколько лет. С января 1918 года штабс-капитан Василевский находился в отпуске на приходе у своего отца — священника Михаила Васильевского в селе Новопокровском Костромской губернии. К этому времени Александр Михайлович за храбрость на фронте получил от Императора ордена Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, а также был награждён Георгиевским крестом от Временного Правительства (о чём в силу обстоятельств даже не знал). Он имел большой военный опыт, был участником легендарного Брусиловского прорыва (1916).
Возвращаться в армию он не хотел, так как видел развал её организации и управления. Солдаты, наоборот, очень его ждали и избрали молодого офицера своим командиром. Вероятно, весть об избрании стала последней каплей для его решения оставить службу, так как практика выборности командиров окончательно похоронила воинскую дисциплину.
С другой стороны, учиться на агронома не было возможности. «Я быстро убедился, что обстановка в стране не такая, чтобы думать о сельскохозяйственном вузе. Встал вопрос: чем заняться?»3 Решение в такой сложной ситуации пришло внезапно. Местные военные власти сами запретили ему возвращаться в армию и вскоре поручили передавать военный опыт землякам на специальных курсах.
В марте 1918 года VII съезд Рабоче-крестьянской партии большевиков принял решение о всеобщем обучении населения военному делу, получившем модное тогда сокращённое название «Всеобуч». Советской власти требовались бойцы, а для их подготовки необходимы были инструкторы. Поэтому Александр Михайлович как офицер с боевым опытом оказался востребованным на педагогической работе. Новая власть с неохотой ставила командирами красных частей
1 В тексте источника указано неточное название известного великопостного песнопения — «Да исправится молитва твоя.», вероятно, по вине собеседника Молотова, который неверно его услышал и записал. См.: Сто сорок бесед с Молотовым : Из дневника Ф. Чуева. М.: Изд. центр "Терра", 1991. С. 64-65.
2 См.: Простаков С. Как Сталин не стал епископом // Мел : интернет-издание. — URL: https://mel. fm/zhizn/istorii/4930578-stalin?ysclid=m11rgbrv9y794061620 (дата обращения: 20.07.2024).
3 Василевский А. М. Указ. соч. С. 33.
бывших офицеров, но с удовольствием пользовалась их опытом и навыками для формирования РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии).
Штабс-капитан Василевский вполне понимал недоверие большевиков, однако был рад научить людей умению выживать на войне. За инструкторское дело он взялся охотно, стараясь передать свои знания землякам. С июня по август 1918 года трудился сотенным инструктором при Углецкой волости Кине-шемского уезда Костромской губернии. «Особенно активизировались занятия после июня, когда начались развернутые призывы в РККА по мобилизации. Число инструкторов резко возросло. Из них примерно пятая часть являлась бывшими офицерами, остальные — унтер-офицерами. Дело налаживалось. Неплохо шло оно, как мне казалось, и у меня»1.
Весь теоретический и практический опыт военной службы был аккумулирован Александром Михайловичем во время этой специфической педагогической деятельности. Первые программы всеобщего обучения военному делу были рассчитаны на срок от трех до четырнадцати недель. Больше внимание уделялось разъяснительной работе. Инструкторы на наглядном примере захвата немцами Украины показывали высокий уровень угрозы для Советской России.
Методы обучения сам маршал позднее описывал краткими наставлениями: «Учи показом, а поясняй рассказом»; «Показывай так, чтобы видели все, а проверяй усвоение по одному»; «Обумении суди по исполнению, а не по рассказу»2. Таким образом, Василевский нашёл неожиданное применение своему пока ещё нераскрытому учительскому дару.
Сельский учитель. Проверив в свои силы, Александр Михайлович решил пойти работать в настоящую школу: «Сообщение в газете натолкнуло на размышление, а не стать ли мне сельским учителем? Ведь можно служить трудовому народу и на этом поприще. Стране, как никогда, нужно грамотное молодое поколение, которому в будущем придется сменить старших и строить новую жизнь»3.
Кинешемский уездный военкомат дал согласие и Александр Михайлович уехал в Тульскую губернию, где открылась вакансия учителя. Осенью 1918 года он начал учебный год в селе Верховье Голунской волости Новосильского уезда, а затем (с первого ноября) перешёл в более крупное село Подъяковлево, где было две школы (ныне — территория Орловской области). «Наша находилась в центре села. В трех её отделениях обучалось около сотни ребят из Подъяков-лева и ближайших к нему деревень. Я работал с огромным энтузиазмом»4.
Необычное название села — Подъяковлево — объясняется достаточно просто. Приставка «под» означает «ниже, рядом, близ», а Яков — это, скорее всего, название древней церкви во имя святого апостола Иакова. Территориально село находилось под холмом, на котором предположительно и стоял храм. Деревян-
1 Там же. С. 36.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же. С. 38.
ная Крестовоздвиженская церковь в Подъяковлево была позднейшей постройки 1795 года (обновлена в 1879 году) и не пережила время Советской власти.
Василевский должен был отработать в школе пять лет. На это указывают даты в списке преподавателей из архива Орловской области1. Он преподавал в младших классах. «И с учителями, и с родителями учеников у меня быстро установился полный контакт. Казалось бы, я обрёл, наконец, ту житейскую пристань, к которой я стремился»2.
Наверное, любой педагог вспоминает первых учеников с особым чувством. Свою любовь к сельской школе Александр Михайлович сохранил на всю жизнь. Это выражалось в его письмах в Подъяковлево в послевоенные годы. До недавнего времени письма маршала хранились в школьном музее, но в 2023 году они были обнаружены и переданы одним энтузиастом в Государственный архив Орловской области. Три сохранившихся документа написаны полководцем в ответ на поздравления с праздничными днями от педсостава и учеников Подъ-яковлевской школы.
В письме от 22 февраля 1967 года маршал сообщал коллегам по прежнему учительскому труду: «Дорогие друзья! Сердечно тронут вашим вниманием, которое вы неизменно продолжаете оказывать мне... Рад вам вновь пожелать счастья, радости и полного благополучия, как в личной жизни, так и в вашем столь благородном, ответственном и крайне полезном труде»3.
В другом письме, посвященном Дню Победы, сквозит его сожаление о незавершённом им когда-то учебном годе, так как он был призван в Красную Армию: «Искренне от всего сердца желаю всему коллективу школы — учащимся и учителям всего доброго в жизни и дальнейших успехов в вашем труде с тем, чтобы успешно завершить учебный год и затем хорошо отдохнуть»4.
Третье сохранившееся письмо — это уже обращение к близким людям: «Вынужден писать вам вновь из больницы. В данном случае я более всего обеспокоен за свою дорогую Екатерину Васильевну, которая тяжело у меня заболела»5. Александр Михайлович сильно переживал, что жена заболела раком мозга, но обследование выявило другое заболевание, которое вскоре вылечили6.
1 1 ноября 1918-1 ноября 1925 гг. См.: Список учителей Новосильского уезда за 1919 год // ГАОО. Ф. Р-1463. Оп. 1. Д. 157. Л. 10 об.-11.
2 Василевский А. М. Указ. соч. С. 38.
3 Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с 49-й годовщиной доблестных Вооруженных Сил. 22 февраля 1967 г. // ГАОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 13.
4 Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с праздником Победы. Май 1965 г. // ГАОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 18 [письмо помещено на одном листе с письмом с благодарностью за поздравление с праздником 1 Мая].
5 Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с праздником трудящихся 1 Мая 1965 г. // ГАОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 18 [письмо помещено на одном листе с письмом с благодарностью за поздравление с праздником 9 Мая].
6 Мошенцева П. А. Кремлевские пациенты. Как умирали вожди. М.: Эксмо, Редакция 1, 2017. С. 191.
Но даже в тот тревожный момент в мае 1961 года Василевский нашёл добрые слова для своих адресатов: «Примите от меня самые наилучшие пожелания вам в вашей личной жизни и в ваших весенних школьных трудах»1.
Подобные письма Александр Михайлович часто писал во многие советские организации, где проводилась работа с детьми. Являясь заслуженным военачальником, он понимал большое воспитательное значение таких посланий для молодого поколения, рожденного в послевоенные годы в прежних костромских пределах, в крупных городах страны и в небольшом селе бывшей Тульской губернии. Сын маршала Юрий Александрович Василевский рассказал автору статьи о том, что отец постоянно рассылал такие письма, потому что имел соответствующее воспитание в своей семье.
В конце жизни полководец сделал большой личный вклад в дело воспитания молодого поколения. Будучи тяжело больным, он сказал своему врачу: «Дайте мне возможность закончить книгу об Отечественной войне. Потомки будут благодарны вам за это»2. Боясь, что не успеет выпустить книгу, Александр Михайлович начал публиковать отдельные главы в литературном журнале «Новый мир» (1973), но благодаря врачам смог увидеть два прижизненных издания (1974 и 1975) своего двухтомника «Дело всей жизни».
В мемуарах маршал написал, что во время Войны он побывал в местах своего школьного учительства. Но при этом он ограничился только краткой характеристикой новосильского ландшафта3. Местное предание гласит, что маршал, побродив по селу, не нашёл ни одного человека, который бы его помнил, и ни одного человека, которого бы знал он сам. Виновата в том, конечно, война. Надо полагать, что в результате этой поездки он по своей инициативе напомнил о себе и стал поддерживать связь с новым педагогическим коллективом и учениками из Подъяковлева. Позднее в его честь назвали главную улицу села.
Дата смены фамилии. Период работы сельским учителем помогает пролить свет на дату смены фамилии. В школе Александр Михайлович носил фамилию отца, которая писалась через мягкий знак — Васильевский. Несомненно, что он пришёл в школу под своей родной фамилией, так как она была указана в семинарском дипломе. Этот диплом давал ему право учительствовать в начальных классах.
В Орловском государственном архиве сохранился Список учителей Но-восильского уезда Тульской губернии за 1919 год, где имеется запись (под № 20) об учителе Подъяковлевской школы Голунской волости Новосильского уезда Васильевском Александре Михайловиче4.
1 Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с праздником трудящихся 1 Мая 1965 г. // ГАКОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 18 [письмо помещено на одном листе с письмом с благодарностью за поздравление с праздником 9 Мая].
2 Мошенцева П. А. Кремлевские пациенты. Как умирали вожди. М.: Эксмо; Редакция 1, 2017. С. 192.
3 Василевский А. М. Указ. соч. С. 37.
4 Список учителей Новосильского уезда за 1919 год // ГАОО. Ф. Р-1463. Оп. 1. Д. 157. Л. 10 об.-11. 162
Однако в аналогичном списке, который был составлен позднее в июне 1919 года, т.е. после поступления Александра Михайловича на службу в РККА, указана его новая фамилия — Василевский1. Несмотря на то, что новая фамилия написан карандашом и список датирован сотрудниками архива по смежным документам, можно с большой степенью уверенности утверждать, что смена фамилии произошла в момент зачисления в ряды РККА в конце апреля 1919 года. Поэтому в июне он был внесён в учительский список уже под новой фамилией.
Этот вывод подтверждается другими документами. Так, сохранилось требование из Новосильского уездного военного комиссариата, в котором его фамилия указана в несколько изменённом виде — Васитевский: «Предписывается выслать 25 сего Апреля к 10 часам утра в Мобилизационное Отделение вместе с вещами для отправления на службу бывших офицеров»2. На документе стоит отметка об исполнении от 24 апреля 1919 года. Кроме того, в первом доступном подлиннике из красноармейских документов Александра Михайловича (анкета от сентября 1920 года)3 уже указана известная всем фамилия — Василевский. Кроме того, здесь Василевский сам пишет, что работал учителем до 1 мая 1919 года.
Скорее всего смена фамилии произошла явочным порядком в обход обычной процедуры ввиду особых обстоятельств из-за наступления белых войск. Согласно Декрету Совнаркома «О праве граждан изменять свою фамилию и прозвища» от 4 марта 1918 года, от Василевского требовалось подать заявление и опубликовать объявление в газете, но в настоящий момент соответствующих сведений не обнаружено. В августе в Тульской губернии было объявлено военное положение. Причина смены фамилии — желание избежать лишних неприятностей из-за её церковного звучания. Все дети отца Михаила (кроме сестры маршала Веры) поменяли фамилию в тревожное время по той же причине.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что маршал сменил фамилию в промежутке между 24 апреля и 1 мая 1919 года. Таким образом, после призыва в ряды РККА внезапно завершилась карьера сельского учителя Васильевского и началось военная служба красного командира Василевского.
Заведующий кафедрой в Академии Генерального штаба. К преподаванию Александр Михайлович вернётся спустя много лет неожиданным для него образом. В 1937 году он являлся слушателем первого выпуска советской Академии Генерального штаба. Как одному из лучших выпускников ему было предложено возглавить кафедру тыла, входившую в состав кафедры оперативного искусства Академии. «Таким образом я волею судеб оказался вдруг в роли
1 См.: Список учителей Новосильского уезда за 1919 год // ГАОО. Ф. Р-1463. Оп. 1. Д. 85. Л. 298 (заголовок), 299 об.
2 Отношение мобилизационного отдела Новосильского уездного военкомата в уездный отдел народного образования о призыве на военную службу бывших офицеров согласно приложенному списку. 19 апреля 1919 г. // ГАОО. Ф. Р-1463. Оп. 1. Д. 124. Л. 45 с об.
3 Василевский А. М. Регистрационная анкета в штаб 48-й [Тверской] стрелковой дивизии РККА. Сентябрь 1920 года // Афанасьев В. А. Маршал Александр Василевский : [альбом-фотолетопись]. М.: Изд-во Патриот, 2016. С. 28.
не только преподавателя, но и начальника кафедры такого ответственного учебного заведения, как Академия Генерального штаба»1.
Официально первый выпуск Академии состоялся в 1938 году. По воспоминаниям маршала Матвея Васильевича Захарова, часть слушателей ещё до выпуска получила разные назначения: «4 августа 1938 года я присутствовал на церемонии первого выпуска слушателей Академии Генерального штаба. Их до окончания полного курса осталось примерно третья часть. Однако в приказе наркома указывалось, что и тех, кто был досрочно направлен в войска или назначен преподавателями академий, считать окончившими академию. Правда, юридически это было оформлено несколько позднее, в декабре 1938 года» 2. Таким образом, Александр Михайлович вполне официально стал преподавать в Академии, формально не завершив обучение в ней. Такие назначения делались ввиду острой нехватки кадров, возникшей главным образом по причине репрессий в комсоставе РККА.
К работе в Академии Василевского привлекли как опытного специалиста. Он стоял у истоков формирования Управления боевой подготовки Наркомата обороны, проработав так с 1931 по 1934 гг. «Чем же занималось Управление боевой подготовки? Я глубоко заблуждался, когда предполагал, что буду «кабинетным» работником... Все работники нашего управления большую часть времени, к моей радости, обязаны были проводить в войсках», — вспоминал полководец3. Жизнь в разъездах оказалась хорошей подготовкой к работе представителем Ставки в годы Войны, половину которой он провёл в действующей армии.
Важным аспектом педагогического таланта Александра Михайловича стало написание статей в журнал «Военный вестник». Он публиковался под своей фамилией, а также под псевдонимами «Александров», Михайлов», «Васильев»4. В 1931 году стал редактором журнала5. Василевский превратил издание из пропагандистского бюллетеня в актуальный научно-практический журнал. «"Военный вестник" становится органом, обобщающим и разрабатывающим главным образом практику боевой подготовки нашей армии.Фактически не было ни одного вопроса, касавшегося строительства Красной Армии и подготовки войск в мирное время, который бы не находил своего отражения в журнале», -характеризовали этот период журналисты издания в 1991 году6. Это письменное наследие Василевского ждёт своего исследователя.
Преподавательская работа в Академии Генерального штаба оказалась недолгой. Василевский успел подготовить материал по предмету для нового учебного года, осуществил подбор и подготовку всех сведений для издания академического справочника по организации и работе фронтового и армей-
1 Василевский А. М. Указ. соч. С. 89.
2 Захаров М. В. Генеральный штаб в предвоенные годы. М.: АСТ : ЛЮКС, 2005. С. 18.
3 Василевский А. М. Указ. соч. С. 80.
4 См.: Баранов В. П. Маршал Советского Союза А. М. Василевский // Военная мысль. 2021. № 3. С. 148.
5 Василевский А. М. Указ. соч. С. 80-81.
6 Цит. по: «Военный вестник»: год за годом (Военный вестник, 1991, № 5) // [Опубликовано в : «Живой журнал» Козлова П.]. - Аккаунт на блог-платформе Livejournal. — URL: https://paul-atrydes.livejournal.com/224446.html?ysclid=m11tclzbvy4675949 (дата обращения: 20.07.2024).
ского тыла при проведении современных операций для слушательского и преподавательского состава. Здесь проявились его навыки систематизации знаний и учёного администратора.
Главный ученик — Сталин. В октябре 1937 года Василевский был назначен на работу в Генеральный штаб. Вскоре состоялась первая встреча со Сталиным (30 октября 1939 года). он напрямую общается со Сталиным, обсуждает военные действия, стратегию и тактику. Василевский очень мудро излагает материал, исподволь уча вождя высокому военному искусству. Это был его главный квалификационный экзамен на педагога, который он с честью выдержал.
Сталин имел личный опыт ведения боевых действий во время Гражданской войны, но уровень командарма являлся недостаточным для самых больших сражений в мировой истории. Известно, что вождь постоянно учился, читал книги, прислушивался к великим людям, но не терпел менторства. Василевский смог найти правильный подход к работе с таким Учеником. Он действовал, не выпячивая себя, свой ум и прошлые достижения. Он работал в размеренном темпе сталинского разговора, без театральщины и зазнайства. Оперировал фактами, отличным знанием обстановки, личным знакомством с командирами сражающихся частей. Имеющиеся аудиозаписи голоса Александра Михайловича характеризуют его как уверенного наставника с ясной дикцией, терпеливо разъясняющим материал.
Василевский как беспристрастный компьютер выдавал наиболее правильное решение, которое вождь, после некоторых колебаний и консультаций с другими специалистами, принимал к действию. Почти всегда. Не удалось отговорить Сталина от наступлений весной 1942 года. В результате — разгром под Харьковом, гибель 2-й Ударной армии под Ленинградом, поражение в Крыму. Эти трагедии научили вождя внимательнее относиться к мудрому наставнику.
Здесь следует отметить, что при необходимости Александр Михайлович мог взять на себя полноту ответственности. Так, в декабре 1942 года во время наступления немецкого фельдмаршала Манштейна на Сталинградский фронт Василевский находился в войсках и оценив быстрое изменение обстановки дал приказ войскам выдвигаться в заданный район не получив одобрения Сталина. С риском попасть под трибунал Александр Михайлович выиграл драгоценное время. Рискованный шаг оказался оправданным. Позже главком согласился с доводами полководца. Аналогичная ситуация была и в начале зимы 1944 года во время Никопольско-Криворожской наступательной операции.
Василевский не уходил в тень при открытом разговоре. Например, на прямой вопрос Сталина он сказал, что возьмет Кёнигсберг за две-три недели 1. Молотов потом язвил, что операция заняла три месяца, но главный советский дипломат не мог не знать, что сам штурм города-крепости завершился за три дня. Александр Михайлович получил за это второй Орден Победы. Рассматривать фигуру Александра Михайловича как робкого преподавателя для Сталина неверно. Он выбрал единственно правильную методику и работал на результат.
1 См.: Сто сорок бесед с Молотовым : Из дневника Ф. Чуева. М.: Изд. центр «Терра», 1991. С. 30.
Доверие вождя выразилось в назначении Александра Михайловича командовать операцией против японских войск в Манчжурии. Именно Василевский поставил точку во Второй мировой войне, победив почти миллионную группировку противника в течение одного месяца (9 августа - 2 сентября 1945 года).
Отцовский крест. Путь воина, избранный Александром Михайловичем, заставлял родителей гордится сыном и сожалеть, что нельзя общаться. С 1919 года политическая обстановка изменилась, и они могли неосторожно навредить сыну. Мать — Надежда Ивановна — не дожила до главных успехов в его жизни, скончалась в 1939 году. Отец — священник Михаил Васильевский — впервые встретился с сыном только после Великой Победы, в 1946 году. Отец Михаил понимал, что не смог передать свой пастырский крест ни одному из четырёх живых сыновей (пятый, первенец — умер во младенчестве). Однако заложенные им в детей вечные ценности, верность долгу и преданность Родине, очевидно, принесли прекрасные плоды.
Педагогический опыт отца сильно пригодился детям. Однако серебряный крест отца Михаила, к которому сильно стремились все его предки по духовной линии, казалось, остался без надобности. Никому из детей не смог пожилой батюшка оставить и небольшой образ Казанской Божией Матери.
И все же, спустя годы после кончины отца Михаила (+1953), одна благочестивая женщина из его духовных чад, хранившая эти реликвии, пришла в ки-нешемскую церковь. В 1971 году там алтарничал плёсский паренёк по имени Саша, который готовился к поступлению в Ленинградскую духовную семинарию. Первая попытка оказалась неудачной. Ему местные власти открыто сказали: «С Ивановской области 1, с родины первых Советов никогда не выйдет ни одного попа». Юноша горевал, но не унывал. Большим ободрением и удивлением для него стал внезапный подарок от пожилой прихожанки: Казанская икона Богородицы и настоящий священнический серебряный крест. Сильнее удивился он, когда узнал чьи они.
Прошло больше пятидесяти лет. В Санкт-Петербурге, в храме Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском политехническом институте Императора Петра Великого, служит настоятелем протоиерей Александр Румянцев. Он воспитал пятнадцать молодых людей, которые стали священниками. Во время каждой хиротонии (рукоположения) он приносил крест Василевского, и митрополит возлагал его на ставленника. Так продолжает жить реликвия духовного рода Василевских. Пятнадцать раз с ним на груди выходили к народу Божию новые священники. Благодаря воинскому и трудовому подвигу маршала, его братьев и сестёр жива наша страна, где имеющие желание юноши продолжают дело русского духовенства и воспитывают новых патриотов родной земли.
Выводы. Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что Александр Михайлович Василевский при нормальном течении жизни в Российской
1 Кинешма, Плёс, Вичуга и ряд других городов в 1936 году оказались в составе Ивановской области.
империи стал бы незаурядным учителем, а его любовь к преподаванию поборола бы в нём желание стать агрономом. До Первой мировой войны он в принципе уже видел себя учителем сельской школы. Он имел хорошее семинарское образование, очевидный педагогический талант и обладал необходимыми навыками для учительского труда.
Василевский преподавал в сельской школе всего один учебный год (1918/1919). Незадолго до окончания занятий в конце апреля 1919 года он был призван в Красную Армию. Благодаря уникальным материалам этого периода из Государственного архива Орловской области удалось установить практически точную дату смены им фамилии (с Васильевского на Василевского). Это произошло в течение недели — между 24 апреля и 1 мая 1919 года.
Несмотря на непродолжительные периоды учительства, Василевский вполне раскрыл в себе талант педагога. Его недолгие опыты преподавательского служения — инструктором Всеобуча, сельским учителем и начальником академической кафедры — вспоминались им с особым чувством удовлетворения от проделанной работы и объективных успехов. Учительский опыт оказался востребован во время работы со Сталиным и командирами Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Он всегда ценил и уважал труд педагога, гордился тем, что его близкие были школьными учителями.
Между тем, участие в сражениях Первой мировой навсегда наложило свою тревожную тень на столь любимую им педагогическую стезю. После фронта Александр Михайлович уже не мыслил себя вне боевого братства и служения Отечеству. Как показала история, зов сердца не обманул. Он оказался там, где больше всего был нужен Родине: «Ни удачные уроки, ни привязанность ребят, ни дружба с коллективом школы все же не заполнили меня до конца. Чего же мне не хватало? Я понял это в апреле 1919 года, когда был призван Новосильским уездным военкоматом на службу в РККА»1.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов В. П. Маршал Советского Союза А. М. Василевский // Военная мысль. 2021. № 3. С. 146-156.
2. Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1987. Кн. 1. — 320 с.
3. Василевский А. М. Регистрационная анкета в штаб 48-й [Тверской] стрелковой дивизии РККА. Сентябрь 1920 года // Афанасьев В. А. Маршал Александр Василевский : [альбом-фотолетопись] М.: Изд-во Патриот, 2016. — 241 с.
4. «Военный вестник»: год за годом (Военный вестник, 1991, № 5) // [Опубликовано в : «Живой журнал» Козлова П.]. — Аккаунт на блог-платформе Livejournal. — URL: https://paul-atrydes.livejournal.com/224446.html?ysclid=m11tclzbvy4675949 (дата обращения: 20.07.2024).
5. Захаров М. В. Генеральный штаб в предвоенные годы М.: АСТ : ЛЮКС, 2005. — 766 с.
6. Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия / Под ред. Митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. Кострома : Костромская духовная семинария, 2019. — 848 с.
1 Василевский А. М. Указ. соч. — С. 38.
7. Мошенцева П. А. Кремлевские пациенты. Как умирали вожди. М.: Эксмо; Редакция 1, 2017. — 256 с.
8. Отношение мобилизационного отдела Новосильского уездного военкомата в уездный отдел народного образования о призыве на военную службу бывших офицеров согласно приложенному списку. 19 апреля 1919 г. // ГАОО. Ф. Р-1463. Оп. 1. Д. 124. Л. 45 с об.
9. Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с праздником Победы. Май 1965 г. // ГАОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 18 [письмо помещено на одном листе с письмом с благодарностью за поздравление с праздником 1 Мая].
10. Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с праздником трудящихся 1 Мая 1965 г. // ГАКОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 18 [письмо помещено на одном листе с письмом с благодарностью за поздравление с праздником 9 Мая].
11. Письмо Маршала Советского Союза А. М. Василевского учителям и учащимся Голунской средней школы Новосильского района Орловской области с благодарностью за поздравление с 49-й годовщиной доблестных Вооруженных Сил. 22 февраля 1967 г. // ГАОО. Ф. Р-2514. Оп. 1. Д. 170. Л. 13.
12. По воспоминаниям племянницы маршала Василевского // Город Владимир: официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира. 30 марта 2015 [ред. 31 марта 2015]. — URL: https://vladimir-city.ru/city/activity/victory/news/882754 (дата обращения: 10.02.2024).
13. Простаков С. Как Сталин не стал епископом // Мел : интернет-издание. — URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/4930578-stalin?ysclid=m11rgbrv9y794061620 (дата обращения: 20.07.2024).
14. Список учителей Новосильского уезда за 1919 год // ГАОО. — Ф. Р-1463. — Оп. 1. — Д. 157. — Л. 10 об. - 11.
15. Список учителей Новосильского уезда за 1919 год // ГАОО. Ф. Р-1463. Оп. 1. Д. 85. Л. 298 (заголовок), 299 об.
16. Сто сорок бесед с Молотовым : Из дневника Ф. Чуева. М.: Изд. центр "Терра", 1991. — 604 с.
REFERENCES
1. Baranov V. P. Marshal Sovetskogo Soyuza A. M. Vasilevskij // Voennaya mysl'. 2021. № 3. S. 146-156. (In Russian).
2. Vasilevskij A. M. Delo vsej zhizni. M.: Politizdat, 1987. Kn. 1. — 320 s. (In Russian).
3. Vasilevskij A. M. Registracionnaya anketa v shtab 48-j [Tverskoj] strelkovoj divizii RKKA. Sentyabr' 1920 goda // Afanas'ev V. A. Marshal Aleksandr Vasilevskij : [al'bom-fotole-topis'] M.: Izd-vo Patriot, 2016. — 241 s. (In Russian).
4. «Voennyj vestnik»: god za godom (Voennyj vestnik, 1991, № 5) // [Opublikovano v: «ZHivoj zhurnal» Kozlova P.]. — Akkaunt na blog-platforme Livejournal. — URL: https:// paul-atrydes.livejournal.com/224446.html?ysclid=m11tclzbvy4675949 (data obrashcheniya: 20.07.2024). (In Russian).
5. Zaharov M. V. General'nyj shtab v predvoennye gody M.: AST : LYUKS, 2005. — 766 s. (In Russian).
6. Kostromskaya duhovnaya seminariya. Istoricheskaya enciklopediya / Pod red. Mitropolita Kostromskogo i Nerekhtskogo Feraponta. Kostroma : Kostromskaya duhovnaya seminariya, 2019. — 848 s. (In Russian).
7. Moshenceva P. A. Kremlevskie pacienty. Kak umirali vozhdi. M.: Eksmo; Redakciya 1, 2017. — 256 s. (In Russian).
8. Otnoshenie mobilizacionnogo otdela Novosil'skogo uezdnogo voenkomata v uezd-nyj otdel narodnogo obrazovaniya o prizyve na voennuyu sluzhbu byvshih oficerov soglasno prilozhennomu spisku. 19 aprelya 1919 g. // GAOO. F. R-1463. Op. 1. D. 124. L. 45 s ob. (In Russian).
9. Pis'mo Marshala Sovetskogo Soyuza A. M. Vasilevskogo uchitelyam i uchashchimsya Golunskoj srednej shkoly Novosil'skogo rajona Orlovskoj oblasti s blagodarnost'yu za pozdra-vlenie s prazdnikom Pobedy. Maj 1965 g. // GAOO. F. R-2514. Op. 1. D. 170. L. 18 [pis'mo pomeshcheno na odnom liste s pis'mom s blagodarnost'yu za pozdravlenie s prazdnikom 1 Maya]. (In Russian).
10. Pis'mo Marshala Sovetskogo Soyuza A. M. Vasilevskogo uchitelyam i uchashchimsya Golunskoj srednej shkoly Novosil'skogo rajona Orlovskoj oblasti s blagodarnost'yu za pozdra-vlenie s prazdnikom trudyashchihsya 1 Maya 1965 g. // GAKOO. F. R-2514. Op. 1. D. 170. L. 18 [pis'mo pomeshcheno na odnom liste s pis'mom s blagodarnost'yu za pozdravlenie s prazdnikom 9 Maya]. (In Russian).
11. Pis'mo Marshala Sovetskogo Soyuza A. M. Vasilevskogo uchitelyam i uchashchimsya Golunskoj srednej shkoly Novosil'skogo rajona Orlovskoj oblasti s blagodarnost'yu za pozdravlenie s 49-j godovshchinoj doblestnyh Vooruzhennyh Sil. 22 fevralya 1967 g. // GAOO. F. R-2514. Op. 1. D. 170. L. 13. (In Russian).
12. Po vospominaniyam plemyannicy marshala Vasilevskogo // Gorod Vladimir: oficial'nyj sajt organov mestnogo samoupravleniya goroda Vladimira. 30 marta 2015 [red. 31 marta 2015]. — URL: https://vladimir-city.ru/city/activity/victory/news/882754 (data obrashcheniya: 10.02.2024). (In Russian).
13. Prostakov S. Kak Stalin ne stal episkopom // Mel : internet-izdanie. — URL: https:// mel.fm/zhizn/istorii/4930578-stalin?ysclid=m11rgbrv9y794061620 (data obrashcheniya: 20.07.2024). (In Russian).
14. Spisok uchitelej Novosil'skogo uezda za 1919 god // GAOO. — F. R-1463. — Op. 1. — D. 157. — L. 10 ob.-11. (In Russian).
15. Spisok uchitelej Novosil'skogo uezda za 1919 god // GAOO. F. R-1463. Op. 1. D. 85. L. 298 (zagolovok), 299 ob. (In Russian).
16. Sto sorok besed s Molotovym : Iz dnevnika F. CHueva. M.: Izd. centr "Terra", 1991. — 604 s. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 11.06.2024; одобрена после рецензирования 13.07.2024; принята к публикации 5.09.2024.
The article was submitted 11.06.2024; approved after reviewing 13.07.2024; accepted for publication 5.09.2024.