Ипатьевский вестник. 2024. №3 (27). С. 113-130 Ipatievsky vestnik. 2024. №3 (27). Р. 113-130
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 281.93:264(09)
DOI: 10.24412/2309-5164-2024-3- 113-130
Маршал А. М. Василевский: духовные корни полководца
Георгий Владимирович Андрианов, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, [email protected] ОКСГО: 0000-0001-7534-6776
Аннотация. В статье систематизированы малоизвестные данные о предках маршала Советского Союза А. М. Василевского, которые являлись представителями древнего рода церковнослужителей Васильевской церкви села Шохна Нерехтского уезда и других храмов Костромской епархии. Автор уделяет особое внимание теме церковного происхождения фамилии полководца, которая изначально писалась как «Васильевский». После событий 1917 года будущий военачальник был вынужден изменить написание своей древней фамилии.
В статье показана историческая обстановка, в которой предки Александра Михайловича несли своё церковное служение. В некотором смысле это было выживанием во враждебном окружении наиболее ревностных старообрядцев Костромской губернии. Автор предполагает, что это могло предопределить характер маршала: достоинство, скромность, сдержанность, верность слову, преданность делу и способность мирно убеждать. Подробно рассказано о ранних годах служения отца военачальника — священника Михаила Васильевского, который выучился старообрядческому богослужению и стал настоятелем единоверческого прихода, где продолжал взаимодействие со староверами.
Ключевые слова: маршал Александр Михайлович Василевский, Великая Отечественная война, священник Михаил Васильевский, Костромская губерния, Костром© Андрианов Г. В., свящ., 2024.
Священник Георгий Андрианов, кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии /
Priest Georgy Andrianov, PhD in Theology, Rector of the Kostroma Theological Seminary
ская духовная семинария, Костромской кремль, Шохна, Золотилово, Вичуга, Новая Гольчиха, Новопокровское, погост Василий Великий, единоверие, посвящение в стихарь, хиротесия, пономарь, чтец, псаломщик
Для цитирования: Андрианов Г. В., свящ. Маршал А. М. Василевский: духовные корни полководца // Ипатьевский вестник. 2024. № 3. С. 113-130 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-3-113-130
CHURCH-HISTORICAL STUDIES
Scientific article
Marshal A. M. Vasilevsky:
the spiritual roots of the commander
Georgy Vladimirovich Andrianov, Kostroma Theological Seminary, Kostroma, Russia, [email protected] ORCID: 0000-0001-7534-6776
Abstract. The article systematizes little-known data about the ancestors of Marshal of the Soviet Union A. M. Vasilevsky, who were representatives of the ancient family of the clergy of the Vasilievsky Church of the village of Shokhna in the Nerekhtsky district and other churches of the Kostroma diocese. The author pays special attention to the topic of the ecclesiastical origin of the commander's surname, which was originally written as "Vasilievsky". After the events of 1917, the future military commander was forced to change the spelling of his ancient surname.
The article shows the historical setting in which the ancestors of Alexander Mikhailovich carried out their church service. In a sense, this was survival in a hostile environment of the most zealous Old Believers of the Kostroma province. The author suggests that this could have predetermined the character of the marshal: dignity, modesty, restraint, loyalty to the word, dedication to the cause and the ability to peacefully convince. It tells in detail about the early years of the ministry of the father of the military commander, the priest Mikhail Vasilyevsky, who studied Old believers church service and became a senior priest in a Common Faith congregation where he continued to cooperate with old believers.
Key words: Marshal Alexander Mikhailovich Vasilevsky, Great Patriotic War, priest Mikhail Vasilevsky, Kostroma province, Kostroma Theological Seminary, Kostroma Kremlin, Shokhna, Zolotylovo, Vichuga, Novaya Golchikha, Novopokrovskoye, churchyard Vasily the Great, co-religionism, dedication to the surplice, consecration, sexton, reader, psalmist
For citation: Andrianov G. V., priest. Marshal A. M. Vasilevsky: the spiritual roots of the commander // Ipatievsky vestnik. 2024. № . 3. P. 113-130 (In Russian). https://doi. org/10.24412/2309-5164-2024-3-113-130
Семейная тайна
Первоначальная фамилия маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского была Васильевский. В 2002 году один из костромских краеведов написал об этом в местной газете и сразу же получил отклик от племянника маршала. Исследователю позвонил бывший главный инженер Костромской ГРЭС Валерий Вениаминович Евхаритский и спросил: «Откуда вы знаете нашу семейную тайну?»
Действительно, в советские годы близкие маршала, как и сам полководец, скрывали свою настоящую фамилию, которая писалась через мягкий знак. Дело в том, что такое написание выдавало духовное происхождение её носителя. В старину фамилию Васильевский, как правило, носили служители храмов, освящённых в честь святителя Василия Великого (крупнейшего богослова 4 века).
Скорее всего будущий маршал сменил фамилию при зачислении в Рабоче-Крестьянскую Красную армию весной 1919 года. Он был призван на военную службу службу, когда находился на работе в сельской школе Тульской губернии. Документы Государственного архива Орловской области свидетельствуют о том, что в школе он значился под старой фамилией. Подробнее о этом планируется рассказать в следующей статье автора «Маршал А.М. Василевский как педагог».
Новое написание фамилии — Василевский — в те годы являлось не лучшим решением. На слуху в 1918-1919 гг. был известный однофамилец из враждебной Польши, министр иностранных дел буржуазной республики Леон Василевский. Но брать совсем другую фамилию дети отца Михаила не решились. Насколько известно, смена фамилии произошла практически одновременно почти всеми членами семьи. Таким образом, можно предположить, что это случилось с благословения родителей, которые понимали тревожную обстановку эпохи Гражданской войны и желали детям найти своё место в новой России.
Самое раннее документальное подтверждение наличия новой фамилии у Александра Михайловича датируется сентябрем 1920 года. Это отражено в анкете временно исполняющего должность командира запасного батальона 48-й стрелковой дивизии Красной Армии Александра Василевского. В анкете будущий маршал написал новую фамилию и иное место рождения (г. Кинеш-ма), но честно упомянул свою царскую службу, духовное происхождение и дату рождения (16 сентября 1885 года), к которой мы ещё вернёмся.
Однажды мягкий знак ненадолго вернулся в документы полководца. Летом 1945 года маршал прибыл в Читу под видом генерал-полковника Васильева. Это было сделано в целях конспирации во время подготовки к войне с Японией.
Завершая тему со сменой фамилии, следует отметить, что в то тревожное время принадлежность к духовному сословию имела смертельную опасность. Но, как показывают документы, скрывать своё происхождение Александр Василевский не собирался. Советские органы были прекрасно осведомлены о родне будущего маршала. Когда его младший брат Василий, штурман даль-
ней авиации, попытался скрыть данные о родителях, то сразу же был изгнан из партии. Однако, небольшая правка в написании фамилии избавляла Василевских от лишних проблем в повседневной жизни и предоставляла возможность спокойнее существовать во время гражданской смуты.
Родовой храм
«Я выходец из духовного сословия», — писал Александр Михайлович в своих воспоминаниях. Между тем, не только предки, но и сама фамилия маршала, как уже говорилось, имеет церковные корни. Она связана с храмом в честь святителя Василия Великого, который находился в селе Шохна Золотиловской волости Нерехтского уезда Костромской губернии. Ныне это территория Ви-чугского района Ивановской области (примерно 20 км южнее Плёса). Отсюда происходят прадеды будущего маршала, которые являлись служителями Васильевской церкви.
С древних времён Васильевская церковь стояла в особом месте, связанном с силой и властью. В официальной переписке оно называлось — погост Василий Великий. Слово «погост» сейчас нередко отождествляют с кладбищем, но на само деле оно происходит от глагола «гостйть». Погост — это древнерусское место сбора княжеской дани, где, как правило, останавливался на отдых сам князь с дружиной либо его посланники. После Крещения Руси на погостах
ставился храм и имелись торговые места. При церквях позднее возникли и места захоронения прихожан. Отсюда словом «погост», после утраты его административной коннотации, иногда стали обозначать сельское кладбище. Разделение на погосты шло ещё со святой княгини Ольги и сохранялось на Русском Севере вплоть до 1775 года.
В 1646 году погост Василий Великий значился как поместье князя Феодора — потомка основателя Костромы князя Юрия Долгоруко-го1. Кроме того, на важное административное прошлое погоста указывает название села, где стоял Васильевский храм — Шохна. Этим названием обозначалось целая древняя волость с рядом населённых пунктов2. Несколько поселений составляли агломерации Большую и Малую Шохну, а все вместе — Шохну.
1 См.: Материалы для истории сёл, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий: для Костромской и Плесской десятин. М.: Типография Русского товарищества, 1912. С. 104.
2 Список населенных мест по сведениям 1870-72 годов. XVIII. Костромская губерния : Издан Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел / старший редактор М. Раевский. СПб.: [б.и.], 1877. С. 291.
Рис. 1. Родовой храм Василевских. Васильевская церковь на погосте Василий Великий. 1803 г.
Источник: А. С. Из архива Императорской Археологической комиссии. III. Костромская губерния (с 196 рис.) // Известия Императорской Археологической комиссии. - Санкт-Петербург : Типография Главного Управления Уделов, 1909. - Вып. 31. С. 323.
Название села в старинных документах иногда писалось через «е» (Шех-на), но произносилось, скорее всего, через «о» (Шохна или Шёхна). Название местности происходит от речки Шохна (приток Сунжи). Этимологически слово «шохна» близко к отгидромным (связанным с водой) терминам: согра, сохра, шохра, которыми обозначались различные виды болот или болотистой местности. В древности река Шохна имела болотистые берега, что являлось хорошим подспорьем к обороноспособности княжеского погоста, так как удобные точки схода на берег находились под контролем.
Погост стоял вблизи стрелки двух небольших болотистых рек Шохны и Лондошки. Вблизи также сливаются ещё две речушки, где в старину показывали место гибели польского отряда. В Смутное время местные патриоты полностью истребили интервентов, которые устремились ограбить Васильевский храм и его прихожан. У мёртвых врагов смелые люди ничего не взяли. Так со всем их оружием и закопали. Этот факт известен чёрным археологам, которые периодический пытаются раскопать здесь старинное европейское вооружение.
В 17 веке Васильевская церковь являлась оригинальным деревянным сооружением. Она представляла собой продолговатое одноэтажное здание с двумя шатровыми куполами и тёсовой кровлей. В храме имелся необычный жертвенник (особый стол для приготовления Святых Даров), внутри которого находился шкаф с церковными сосудами и прочими богослужебными принадлежностями. По такому образцу выполнены современные жертвенники в Богоявленском соборе Костромского кремля и в Сретенской церкви Костромской духовной семинарии.
Два купола были устроены в честь двух престолов: во имя святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Первый святой жил в четвёртом столетии. Он являлся автором литургии, великолепным богословом, столпом православной догматики. Говоря светским языком, святитель Василий был крупным учёным и выдающимся теоретиком. Про известного всем святого Николая Чудотворца тем же языком можно сказать, что это был великий практик и воплотитель догматических постулатов в реальной жизни. Как тут не вспомнить двоякий талант маршала А. М. Василевского, проявившего себя гениальным военным теоретиком и выдающимся полководцем? А его два Ордена Победы1, две звезды Героя Советского Союза...
К сожалению, необыкновенный Васильевский храм разобрали в 1947 году. При разборе оказалось, что под землей скрыто семь рядов бревен. Под углом здания находился камень с указанием древней даты построения церкви (в настоящее время утерян)2. Эти данные подтверждают то обстоятельство, что на месте Васильевской церкви имелся ещё более древний храм.
Служение предков военачальника в Шохне постоянно проходило во взаимодействии со староверами. Тесного соседства с приверженцами старого обряда не избежал никто из них. Округа Шохны являлась мощным центром
1 Кроме Василевского всего два человека получили эту награду дважды: Жуков и Сталин.
2 См.: Село Шехна. Историческая справка / Попова В. Мои воспоминания (1893-1977): частный сайт. — URL: http://www.vera-popova.ru/shehsna.php (дата обращения: 07.04.2024).
старообрядчества Костромской губернии. Сюда периодически направлялись священники-миссионеры для бесед со старообрядцами и австрийского толка1.
Особо стоит отметить близлежащее село Большое Золотйлово Золотйлов-ской волости Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне — с. Золотило-во Вичугского района Ивановской области). Это село находилось в удалении от крупных центров, но стояло на большой дороге. Вичугский или Плёсско-Ви-чугский тракт, тянувшийся на 22 версты, соединял собой Плёс и Вичугу. Тракт проходил через Большое Золотилово и с. Шохну.
Большое Золотилово — родина будущего епископа Петербургско-Тверской старообрядческой епархии Геронтия (Лакомкина; |1951). В 2002 году за подвиг исповедания веры владыка был канонизирован в Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). В Золотилове служили священниками его предки, которые противостояли служителям Васильевской церкви, вокруг которой собирались местные православные прихожане.
Согласно воспоминаниям епископа Геронтия, в конце XIX веков в Большом Золотилове проживали представители семи толков старообрядцев: два толка поповцев — окружники и неокружники, и пять толков беспоповцев — федосеевцы, поморцы, спасовцы (нетовцы), странники-денежники и странники-безденежники 2. Все они отнюдь не жили друг с другом в мире и согласии, а постоянно спорили и бранились, доказывая, чьё согласие лучше и чей толк правильнее. Но против духовенства Васильевского прихода они держались вместе, поскольку в ту далёкую эпоху отношения были очень напряжёнными.
Так, в частности, в 1904 году костромской епархиальный миссионер священник Евфимий Зубарев сравнивал здешнюю местность с Гуслицей — знаменитым в то время регионом плотного проживания старообрядцев: «Шохна — это своего рода известная Гуслица, но, благодаря глуши своей, более удобная для всяких беззаконных деяний раскольников. Поэтому главные пропагандисты раскола австрийщины избрали Шохну опорным пунктом для своей деятельности в Костромской губернии»3.
Многолетний семейный опыт сосуществования с раскольниками помог выработать шохнинским отцам Васильевской церкви правильное понимание жизни, которое потом проявилось в советском маршале и вызывало искреннее удивление Сталина: достоинство, скромность, сдержанность, верность слову, преданность делу и способность мирно убеждать.
Полководец вспоминал: «Помню, обращаясь ко мне, он [Сталин] сказал: «Товарищ Василевский, вы вот такой массой войск руководите и у вас это неплохо получается, а сами, наверное, и мухи никогда не обидели». Это была
1 Предшественники современной Русской Православной Старообрядческой Церкви с центром в Рогожской слободе в Москве. Австрийский толк—иное название Белокриницкого согласия, поскольку духовный центр в селе Белая Криница находился тогда на территории Австрийской империи.
2 См.: Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома: ДиАр, 2015. С. 10.
3 Зубарев Е. Из дневника епархиального миссионера. Поездка в Шохну // Костромские епархиальные ведомости. 1904. № 4. С. 122.
шутка. Но скажу откровенно, что не всегда легко было оставаться спокойным и не позволить себе повысить голоса. Но... сожмёшь, бывало, до боли кулаки и смолчишь, удержишься от ругани и окрика»1.
Особенности церковных должностей
Здесь очень важно сделать два пояснения, чтобы разбираться в наименованиях церковных должностей, которые связаны с предками военачальника. К этим объяснениям мы ещё вернёмся, когда представим обоснование наличия у маршала Советского Союза первой степени церковного посвящения во чтеца.
1. Предки маршала являлись священнослужителями и церковнослужителями. Священнослужитель отличается от церковнослужителя возможностью участвовать в совершении церковных Таинств (например, Евхарйстии), а также наличием посвящения в церковный сан (диакона, священника или епископа). Церковнослужители не являются носителями сана, но имеют степень посвящения (свещеносца, чтеца, певца, иподиакона). Вместе они составляют клир (собрание служителей Церкви) и уже не являются мирянами. Иногда церковнослужители при допуске к своим обязанностям могли не иметь степени церковного посвящения. В таком случае они назывались причётниками, а поэтому, строго говоря, оставались мирянами.
2. Все предки маршала проходили через служение пономарЯ. Слово «пономарь» происходит от греческого термина «парамонарь», что означает «привратник». В древности привратники занимались поддержанием порядка в храме. На Руси эта должность называлась дьячок или пономарь. Они имели право ношения богослужебной одежды, которая называется стихарь (прямая длинная одежда с широким рукавами).
Формально разницу можно обозначить следующим образом: дьячок — это подготовленный чтец, который ведёт службу по Псалтири и другим церковным книгам (псаломщик), а пономарь — это прислужник в алтаре (алтарник). Отличительный критерий здесь — понимание грамоты. В старинных документах эти должности различались, но затем с развитием грамотности, стали взаимозаменяемы. В 1868 году для устранения путаницы Святейший Синод определил упразднить должность дьячка и сохранить должность пономаря. В обиходе оба названия использовались ещё очень долго.
Прадеды
Достоверные архивные данные позволяют нам определить самого дальнего прадеда полководца, который был церковнослужителем2. Он именовался по отчеству и был записан в церковных книгах как Михаил Степанов (1750 г.р.). Данные об его отце по имени Степан не сохранились. Скорее всего, Михаил происходил из древнего рода служителей и хранителей Васильевской церкви.
1 Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1987. Книга 2. С. 281.
2 См.: Брезгина Г. В. Поколенная роспись предков маршала А. М. Василевского — духовного рода Васильевских-Василевских // Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. С. 782.
Отец Михаил Степанов до 34 лет являлся обычным церковнослужителем. Был женат на своей ровеснице Анне Григорьевой. Служил в должности пономаря (видимо, имел степень посвящения во чтеца). В 1784 году Михаил был рукоположен во диакона и прожил долгую по тем временам жизнь. Сохранилось упоминание о нём в 1815 году, когда ему уже исполнилось 65 лет.
Сын и внук отца Михаила всю жизнь прослужили пономарями при Васильевской церкви. Потому что дьяконскую должность занимал сам отец Михаил, а не из-за того, что они были безграмотными или неподготовленными. С вакансиями в то время было очень непросто. Сына звали Иван Михайлов, а внука соответственно — Андрей Иванович. Сын был женат на Анне Филипповой, а внук на Александре Ивановой. Даты кончины отца Михаила и его упомянутых потомков, а также их жён в данный момент не установлены.
Гораздо больше мы знаем о дедушке маршала — диаконе Александре Андреевиче Васильевском. Отец Александр умер очень молодым (23 года) 5 ноября 1866 года от чахотки1. Так раньше называли прогрессирующее истощение организма (обычно при тяжёлых формах туберкулёза лёгких), которое научились успешно лечить только с 1882 года.
Отец Александр родился в 1843 году. В 14 лет окончил среднее отделение Костромского духовного училища. При поступлении в духовное учебное заведение, по обычаю того времени, ему присвоили фамилию по названию церкви в родном селе. Так появился первый Василевский в родословной маршала Советского Союза. Фамилия писалась через мягкий знак—Васильевский.
В 1863 году Александр Васильевский направился по открывшейся вакансии
дьячка в Христорождественскую церковь города Галича. Приход Христорождественской церкви имел два рядом стоящих храма на берегу огромного Галичского озера. Первый — Христорожде-ственский (1655 г.п.) не сохранился в годы гонений. Это был зимний храм (т.к. служили в нём зимой, поскольку могли протопить дровами). Второй—летний храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (1799 г.п.), где Александр Васильевский также проходил своё служение. От церкви остался только четверик (основная часть здания без алтаря и колокольни). Сегодня храм сильно перестроен и используется в качестве режимного объекта как корпус следственного изолятора.
Фото 2. Первое место служения дедушки маршала. Сохранившаяся часть Христорождественской церкви г. Галича. Современное фото.
Источник: А. С. Христорождественская церковь г. Галича // Православные храмы Костромской губернии. - Информационный портал. - URL: http://www. old-churches.ru/images/ga_003_01.jpg (дата обращения 14.04.2024).
1 Метрическая книга Покровской церкви с. Хреново // ГАИО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 12. Л. 88об.-89. 120
Через два года молодой пономарь Александр Васильевский вступил в брак с единственной дочерью диакона Алексея Малышева из Покровской церкви села Хренова Кинешемского уезда — 17-летней девицей Александрой. Интересно, что поручителями жениха на венчании стали три пономаря1. Село Хреново располагалось несколько к северу от города Вичуга2. К сожалению, прекрасный каменный Покровский храм (1828 г.п.) был разрушен в 1950-е годы. Сохранилась только сильно переделанная колокольня, которая, вероятно, используется как хозяйственная постройка при детском интернате. На северной стене просматривается изображение пророка Илии, который возносится на небо в огненной колеснице.
Молодые Александр и Александра Васильевские перебрались к родителям супруги в село Хреново. Пономарь Александр вскоре был посвящён во диакона Покровского храма. Возможно, что быстрому рукоположению способствовала скоропостижная кончина тестя, который умер прямо на службе. За пару лет молодые построили собственный дом и родили первенца Михаила, которому было суждено стать родителем выдающегося военачальника.
Отец маршала
Отец маршала — священник Михаил Васильевский (|1953) — родился в семье молодого диакона Александра Васильевского 21 мая 1866 года. Крестными стали священник церкви с. Хреново Иоанн Беликов и Елизавета Константинова — супруга священника Иосифа Лаговского3.
Рождение первенца отец Александр знатно отметил и купил стаканчик, который ныне как семейная реликвия хранится у Татьяны Юрьевны Василевской, внучки двух великих Маршалов Победы — Георгия Жукова и Александра Василевского. Её мама Эра Георгиевна приходится дочерью первому, а её отец Юрий Александрович — сыном второму. На этом стаканчике выгравирована дата рождения наследника и сделана надпись: «Купленъ Александром Васильевским 1866 г. 21 мая. Село Хреново». Стаканчик вставлен в вязаный подстаканник, который вышила бисером матушка Александра (мать Михаила Александровича, бабушка маршала)4.
1 Венчание состоялось 18 июля 1865 года. Подробные сведения о событии сохранились в метрической книге. Поручители со стороны жениха: Нерехтского уезда с. Шехны Васильевской церкви пономарь Петр Васильев Рябцовский и того же уезда с. Игнатовского пономарь Иван Яковлев Виноградов. Поручители со стороны невесты: Нерехтского уезда Преображенской церкви с. Кочурова священник Иоанн Абрамов Шифронов и с. Хренова пономарь Николай Семенов Владимиров. Совершили Таинство: г. Костромы Петропавловской церкви священник Евгений Соколов с диаконом 7 Кинешемского благочиннического округа с. Хренова Иосифом Никольским и причетниками Николаем Владимировым и Михаилом Даниловским. Метрическая книга Покровской церкви с. Хреново // ГАИО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 11. Л. 210об.-211.
2 Ныне Вйчуга — город в Ивановской области России (с 1925 г.), административный центр Ви-чугского района.
3 Метрическая книга Покровской церкви с. Хреново // ГАИО. — Ф. 585. — Оп. 1. — Д. 12. — Л. 19об.-20.
4 См.: [Интервью Т. Ю. Василевской] Для кого Маршал Победы Василевский, а для кого и дедушка Шура // 168 часов: Кинешемский городской новостной ресурс. — URL: https://168.ru/ articles/1691 (дата обращения: 07.04.2024).
Но через полгода диакон Александр Васильевский внезапно скончался от коварной чахотки. Ему было 23 года. «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго», — читает всякий православный христиан в Покаянном каноне, готовясь ко Святому Причащению.
Матушка Александра Васильевская вышла замуж за отставного унтер-офицера Александра Яковлевича Воронова, который был старше её на восемь лет и проживал в городе Кинешма. Возможно, этот брак был заключён по настоянию тёщи, желающей помочь дочери устроить свою жизнь. Отставной жандарм формально стал отчимом для младенца Михаила, но скорее всего заниматься воспитанием ребёнка не стал. Как только младенец окреп, пара окончательно поселилась в Кинешме. Там они родили троих детей: Владимира (1874), Елизавету (1877) и Василия (1885). О взаимоотношении этих детей с братом по матери Михаилом Васильевским известно немного, но связь родня поддерживала. Бывшая матушка Александра Алексеевна и её отец диакон Иоанн Соколов стали крёстными первенца Михаила Васильевского1, а сестра Елизавета (в замужестве Грибкова) была близка с отцом Михаилом в последние годы его жизни; похоронена с ним в одной ограде.
Юного Михаила Васильевского оставили на воспитание тёще—Агриппине Андреевне, вдове диакона Алексея Малышева. Она жила в доме умершего зятя и получала малое пособие из попечительства о бедных духовного звания, которое составляло 8 рублей в год. Остальную помощь могло оказать небольшое хозяйство. Чем-то вдову поддерживали приход, родственники и односельчане. Маршал в своих мемуарах ошибочно напишет, что его отец остался сиротой в 17 лет2. На самом деле в этом возрасте он уезжает в Кострому и поступает в духовную семинарию.
В 1883 году в Костромскую духовную семинарию Михаил Васильевский был принят на полное казенное содержание. До этого мальчик окончил Ки-нешемское духовное училище. Он обладал прекрасными музыкальными данными. В семинарии его очень ценили за голос и поддерживали ради памяти отца. Сразу после начала учёбы ректор архимандрит Иустин (Полянский) вручил ему в подарок Библию. В 1988 году Иустин (Полянский) был канонизирован как местночтимый святой в лике святителей (епископ с 1895 г.) в Соборе Крымских святых. Он был ярким преподавателем догматического богословия в Костромской духовной семинарии и плодовитым духовным писателем, оставившим 12 томов сочинений.
Эта Библия, подаренная святым, хранится как фамильная реликвия у внучки маршала Татьяны Юрьевны Василевской. На титульном листе Библии сделана надпись: «Сия Библия подарена Ректором Костромской Духовной Семинарии Архимандритом Иустином от Обер-Прокурора Святейшего Синода ученику 1-го класса 2-го отделения Михаилу Васильевскому. Сентября 23 дня 1883 года».
Вероятно, желая помочь деньгами своей бабушке Агриппине, Михаил уходит из семинарии, где не имел проблем и жил на всём готовом. Закончил толь-
1 Метрическая книга Никольской церкви села Новая Гольчиха. //ГАИО. Ф. 1155. Оп. 6. Д. 11. Л.434.
2 Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1987. Книга 1. С. 8.
ко два курса. Он попытался устроиться певчим в костромской кафедральный собор, но конкуренция здесь была очень высока. О прерванном образовании он потом очень сожалел и, несмотря на большие материальные трудности, он в дальнейшем смог выучить двух старших сыновей в родной Костромской семинарии. Третьего уже не успел. Его отчислили после четвёртого курса в 1918 году в связи с закрытием духовной школы новой властью.
Служение отца на должности псаломщика
Весной 1886 года молодой певчий Михаил Васильевский определяется на место псаломщика в Николаевскую единоверческую церковь села Гольчихи (Новой Гольчихи) Кинешемского уезда. На это место конкурентов было немного, так как единоверцы служили по старому обряду, которому не обучали в семинарии. Долгое сосуществование предков Михаила Васильевского со староверами помогло ему быстро освоить практику богослужения по старопечатным книгам с их «крюками» или «знамёнами» (нотами в виде флажков). Сам маршал писал, что в Никольском приходе отец был «церковным регентом (дирижером хора)»1. Находясь на должности псаломщика, Михаил Александрович был посвящён в стихарь 28 июля 1887 года костромским епископом Александром (Кульчицким)2.
Единоверие — это духовное направление в старообрядчестве, которое не стремилось создавать себе новую иерархию, как, например, ранее упомянутые староверы австрийского толка. Единоверцы принимали духовенство официальной Церкви, но сохраняли свои богослужебные уставы и обычаи. Движение получило первоначальную легализацию уже в конце 18 столетия. К началу 20 века в Российской Империи насчитывалось около 600 единоверческих приходов.
По определению теоретика этого движения, епископа Симона (Шлеё-ва), «единоверие есть примирённое с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество»3. Владыка был убит грабителями в Уфе в 1921 году, где по поручению Патриарха Тихона управлял как единоверческими, так и обыч-
1 Там же.
2 Известия от Костромской духовной консистории // Костромские епархиальные ведомости. 1887. № 17. С. 590.
3 [Симон (Шлеев), св-к] Речь в день празднования в г. Казани столетнего юбилея Единоверия 29 октября 1900 г., сказанная священником Единоверческой Четырех Евангелистовской церкви С. Шлеевым после литургии, перед молебном // Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви. СПб.: Типолитография В. В. Комарова, 1901. С. 17.
Фото 3. Храм, где начал служение отце маршала. Никольская единоверческая церковь в Новой Гольчихе. 1917 г.
Источник: [Фотографии города Вичуга Ивановской области] // PastVu [Retro View of Mankind's Habitat] : Краудсорсинговый сервис фотографий. - URL: https://pastvu.eom/p/321471 (дата обращения: 12.04.2024).
ными приходами. Канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году.
В этой связи ошибочно полагать, что духовный род Васильевских принадлежал к старообрядчеству. Они служили в «княжеской» церкви и никогда не уклонялись в раскол, но при этом имели большой опыт выживания среди староверов. Предки маршала хорошо понимали специфику их богослужебного уклада. Накопленные Васильевскими знания оказались востребованы во время расцвета единоверческого движения.
Отец маршала прослужил десять лет псаломщиком в единоверческом Никольском храме села Гольчиха (Новая Гольчиха). В селе стояло пять бумаготкац-ких фабрик, которые главным образом производили текстильный полуфабрикат миткаль (сероватую хлопчатобумажная ткань из толстых нитей). Имелись производства смежной продукции, прядильные мастерские, железная дорога. Строились передовые производственные здания, видные особняки фабрикантов, типовые дома для рабочих. Местный поэт писал: «Село Гольчиха Новая, раскинувшись стоит / огромными палатами взор путника манит...» Одним словом, Новая Гольчиха была современным образцовым индустриальным городом империи.
Семьи фабрикантов — потомки купцов-храмоздателей, любили свою Никольскую церковь и помогали приходу щедрыми пожертвованиями. Рабочие тоже не бедствовали и являлись хорошими прихожанами. В ограде Никольского прихода находились два храма: деревянный в честь святителя Николая Чудотворца (летний, 1850 г.п.) и большой каменный храм в честь Святой Троицы с огромной колокольней (зимний, 1868 г.п.).
В 1884 году один исследователь-краевед писал о Никольском храме следующее: «Местная единоверческая церковь пользуется большой известностью в крае по своему богатству. Кроме размеров и изящества в архитектурном отношении она замечательна иконами старинного письма в дорогих окладах; престол и жертвенник вылиты из серебра и покрыты стеклянной оболочкой. Вокруг церкви — тенистое кладбище, с высокой решетчатой оградой»1. Храмовый комплекс с кладбищем был уничтожен в 1955-1956 гг. На его месте сейчас стоит пятиэтажный жилой дом (г. Вичуга, ул. Василевского, 13).
1 Антонов И. Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской. Иваново: Ивановская газета, 2000. С. 79.
Фото 4. Здесь предположительно преподавал отец маршала. Единоверческое духовное училище при Никольской церкви в Новой Гольчихе. Современное фото.
Источник: https://www.google.com/maps
Место и дата рождения будущего маршала
Псаломщик Михаил Александрович Васильевский проживал в отдельном приходском доме, который сохранился до сих пор. Ныне это район города Ви-чуги. Здесь, по всей видимости, и родился будущий маршал. Родным домом для него стал один из двух так называемых поповских домов. Первый большой дом (современный адрес—ул. Василевского, д. 14), скорее всего, принадлежал настоятелю храма. Семья псаломщика Никольской церкви и регента (руководителя) церковного хора Михаила Васильевского, видимо, размещалась рядом в доме поменьше (ул. Василевского, д. 15), так как здесь до сих пор живёт дальняя родня военачальника1.
В этом доме Михаил Александрович проживал со своей супругой — Надеждой Ивановной Василевской, в девичестве Соколовой, дочерью псаломщика села Углец Кинешемского уезда Костромской губернии2. Отца невесты звали Иван Афанасьев Соколов. У него было пятеро детей. Надежда Ивановна была четвёртым ребёнком в семье. Отец Иоанн прослужил псаломщиком 38 лет и долго не мог получить сан из-за отсутствия вакансии. Даже после рукоположения во диаконы он ещё три года оставался на должности псаломщика.
Михаил Александрович был старше своей избранницы. На момент бракосочетания жениху было 22 года, невесте — 17 лет 3. Они поженились 23 января 1889 года, венчались в Никольском храме Новой Гольчихи. Интересно, что свидетелем со стороны жениха стал пономарь из Покровской церкви с. Хреново—последний ректор Казанской духовной академии, кандидат богословия священник Василий Беликов. Надо полагать, что именно отец Василий потом помогал сыну Михаила Александровича—Дмитрию (старшему брату маршала), поступившему в Казанский ветеринарный институт.
На Никольском приходе у молодых родилось четверо детей. К сожалению, их первенец Александр, которого назвали в память о безвре-
1 Valuh [ник]. Вичуга, поповские дома, место рождения маршала Василевского // Города и веси России. — Блог Livejournal. — URL: https://russiantowns.livejournal.com/1057787.html (дата обращения: 19.10.2022).
2 Село Новая Гольчиха до революции относилось к Кинешемскому уезду Костромской губернии. В 1918 году оно вместе с уездом вошло в Иваново-Вознесенскую губернию, в 1925 году включено в черту города Вичуга.
3 Метрическая книга Никольской церкви села Новая Гольчиха. // ГАИО. Ф. 1155. Оп. 6. Д. 11. Л. 415.
Фото 5. Родной храм матери маршала. Сохранившаяся колокольня Покровской церкви с. Хреново Кинешемского уезда. Современное фото.
Источник: Краснов В. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хреново Тезинской волости Кинешемского уезда Костромской губернии // Православные храмы Костромской губернии. - Информационный портал. - URL: http:// www.old-churches.ru/ki_011.htm (дата обращения 14.04.2024).
менно ушедшем отце Александре Андреевиче Васильевском, скончался во младенчестве. Он родился 16 сентября 1895 года (по старому стилю). Крестили младенца очень быстро, через пару дней. Родители уже имели трагический опыт потери малыша и, видимо, ощущали некоторую опасность, которая побудила их ускорить совершение Таинства. Для этого существует специальный краткий чин «Крещения страха ради смертного». В обычном порядке крещение совершается на сороковой день после родов.
Рождение третьего мальчика (будущего маршала) стало большим утешением для отца. Псаломщик Михаил назвал его Александром не только в честь безвременно ушедшего собственного родителя, которого по малолетству совсем не знал, но также в память о своём умершем первенце — младенце Александре. Родители не побоялись вновь назвать сына Александром. Казалось бы, уже два Александра в их семье безвременно скончались и красивое греческое имя приносит только несчастья. Но их решение оказалось верным. По-гречески имя Александр буквально означает «защитник человеков», так как состоит из двух слов: «алексо» — «защищать» и «андрос» — «мужчина, человек». Маршал Александр Васильевич Василевский стал великим защитником своей Родины перед страшной угрозой всех времён.
Сам военачальник считал, что появился на свет 18 сентября. Эта дата совпадает с днём рождения его матери — Надежды Ивановной Василевской (11939). Во всех военных и партийных анкетах советского времени он указывал дату рождения — 30-го сентября по новому стилю (18-го по старому). В родной семье день его появления на свет вполне могли связать со днём рождения Надежды Ивановны, который совпал с быстрым крещением младенца Александра «ради страха смертного».
Крёстным отцом младенца Александра был кинешемский купец, потомственный почётный гражданин Сергей Александрович Морокин, а крестной матерью — жена священника села Хреново Ольга Ивановна Афонская.
Как выяснилось совсем недавно, 18 сентября — это дата святого крещения Маршала Победы. В опубликованном листе из метрической книги Никольской церкви с. Новая Гольчиха указаны следующие даты: день рождения (16 сентября) и дата крещения (18 сентября).
Маршал, безусловно, знал настоящую дату своего рождения (16 сентября), поскольку она указывалась в официальных документах, например, в бумагах Кинешемского духовного училища, в семинарском дипломе или в армейском послужном списке. Возможно, что после всех революционных перипетий он таким образом решил закрепить связь со своим церковным прошлым. Служа командиром в Красной Армии, он не мог открыто общаться со своими родителями. Поэтому дата крещения могла стать для него своеобразным немым протестом против невозможности обнять отца и мать, помогала сохранить связь с духовными корнями.
Переезд семьи в Новопокровское
В 1882 году при Никольской церкви села Новая Гольчиха на средства фабриканта И. А. Миндовского выстроили единоверческое училище. Это было
первым учебным заведением Новой Гольчихи, которое фактически являлось церковно-приходской школой. Здесь обучали чтению на церковнославянском языке, науке совершать службу по старообрядческим книгам, искусству знаменного пения и общеобразовательным дисциплинам. Вероятно, псаломщик Михаил Александрович Васильевский являлся одним из преподавателей. Здание училища сохранилось практически без изменений (г. Вичуга, ул. Советская, 11). Сейчас оно используется как образовательное учреждение и является памятником архитектуры. Здание представляет собой двухэтажную кирпичную постройку с двумя ризалитами (выпирающими частями), увенчанными щипцами (треугольными завершениями). Будущий маршал здесь поучиться не успел, вскоре после его рождения семья переехала.
В 1897 году псаломщика Михаила Александровича Васильевского рукоположили во священника и направили настоятелем в храм в честь Вознесения Господня в селе Новопокровском Никитской волости Кинешемского уезда Костромской губернии. В Новопокровском будущий маршал провёл свои детские годы до поступления в Костромскую духовную семинарию.
С переездом Михаила Александровича приход в Новой Гольчихе потерял одарённого регента. Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Через год в штат храма определили великолепного диакона Василия Ризоположенского. В 1904 году он поедет в Москву, где победит в конкурсе на должность диакона Успенского собора Московского кремля1.
История распорядилась так, что Михаил Александрович Васильевский стал единственным священником по мужской линии. Все его предки стремились получить сан священника, но этого у них не получалось по объективным причинам: отсутствие полного семинарского образования и наличие подходящих вакансий. Сыновья же самого отца Михаила учились в семинарии, но избрали светскую карьеру ещё до революционных событий.
Почему так сложилось? Ведь вековая мечта предков могла сбыться. Из их древнего церковного рода потом могли выйти епископы, представители высшего духовенства. Ответ здесь довольно прост. Промысл Божий готовил эту семью для особого служения. Великий потомок дьячков Васильевской церкви должен был стать служителем Отечества и защитником Православной Церкви, которой грозило прямое уничтожение от нацистов.
Наивно полагать, что фашисты помогали Русской Православной Церкви, открывая храмы на оккупированных территориях Советского Союза. Гитлер говорил: «Ничто не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии вплоть до мельчайших корешков»2. Что могло ожидать чужие завоёванные земли даже страшно представить. Оперативный приказ Главного управления имперской безопасности Рейха № 10 от 16 августа 1941 года сформулировал тайный план уничтожения Православия — разделить на секты, перессорить
1 См.: Матершев И. Великий голос из Гольчихи: О диаконе единоверческой церкви Василие Ризеположенском // Вичугские новости: Общественно-политическая газета города Вичуга и Вичугского района. 2019. 29 октября. С. 12-13.
2 Заявление Гитлера приводится согласно свидетельству главы Данцигского сената Геринга Раушнинга из беседы с ним, двумя баварскими гаулейтерами и Геббельсом осенью 1933 года. Цит. по: Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М.: Миф, 1993. С. 51.
и уничтожить по одной: «О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особо следует следить за тем, чтобы не состоялось, прежде всего, никакого оформленного организационного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, напротив, желательно. Равным образом не надо препятствовать развитию сектантства на советско-русском пространстве»1.
Вместе с тем не следует забывать о том, что выходцы из духовного сословия иногда вынужденно следовали по пути церковного служения. Сменить род занятий в сословном обществе было реально, но довольно сложно. Стоит привести в пример выпускника Костромской духовной семинарии 1852 года Илария Ефимовича Беляева (t 1903), тайного советника, крупного чиновника Собственной Его Императорского Величества канцелярии, основателя и попечителя Александровского братства.
Российское государство со времён Петра было заинтересовано в неоднозначной политике воспроизводства и подготовки церковных кадров. «Невольник — не богомольник», — гласит народная мудрость. С постепенной секуляризацией (обмирщением) российского общества некоторые поповские дети стали тяготиться предопределённостью жизненного пути. В начале 20 века сословные ограничения рассыпались и молодое поколение стремилось испытать свои силы в других сферах жизни. Несправедливо осуждать их за открывавшиеся широкие возможности. Ведь Бога они терять не собирались и вечные ценности продолжали иметь для них особую важность и руководящее значение в жизни. Без этого трудно сохранить настоящий мир в сердце и стать достойным человеком. «Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»2, — сказал в 4 веке философ и епископ Блаженный Августин.
Конечно, можно попробовать объяснить отказ сыновей отца Михаила Васильевского от церковного служения нежеланием находиться в постоянной бедности и стремлением получить доходную профессию, либо революционными веяниями и утратой веры в Бога. Но всё это не так. Меркантильность и идеализм были им абсолютно не свойственны. Все восемь детей являлись настоящими патриотами и упорными тружениками. Ими двигали лучшие мотивы помощи соотечественникам и понимания общественной пользы. Дети отца Михаила доказали верность Родине всей своей жизнью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Антонов И. Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской. Иваново: Ивановская газета, 2000. — 352 с.
2. Блаженный Августин. Исповедь / Перевод М. Е. Сергеенко. Отв. ред. Н. Н. Казанский. Санкт-Петербург: Наука, 2013. — ISBN 978-5-02-038291-6. — 373 с.
3. Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1987. Книга 2. 320 с.
4. Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1987. Книга 1. С. 303 с.
1 Цит. по: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов. М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2003. С. 302.
2 Блаженный Августин. Исповедь / Перевод М. Е. Сергеенко. Отв. ред. Н. Н. Казанский. СПб.: Наука, 2013. С. 5.
5. Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома: ДиАр, 2015. 384 с.
6. Зубарев Е. Из дневника епархиального миссионера. Поездка в Шохну // Костромские епархиальные ведомости. 1904. № 4. С. 120-124 (4).
7. Известия от Костромской духовной консистории // Костромские епархиальные ведомости. 1887. № 17. С. 588-591 (3).
8. [Интервью Т. Ю. Василевской] Для кого Маршал Победы Василевский, а для кого и дедушка Шура // 168 часов: Кинешемский городской новостной ресурс. — URL: https://168.ru/articles/1691 (дата обращения: 07.04.2024).
9. Материалы для истории сёл, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий: для Костромской и Плесской десятин. М.: Типография Русского товарищества, 1912. — 235 с.
10. Матершев И. Великий голос из Гольчихи: О диаконе единоверческой церкви Василие Ризеположенском // Вичугские новости: Общественно-политическая газета города Вичуга и Вичугского района. 2019. 29 октября. С. 12-13 (1).
11. Метрическая книга Никольской церкви с. Новая Гольчиха. // ГАИО. Ф. 1155. Оп. 6. Д. 11. Л.434.
12. Метрическая книга Никольской церкви с. Новая Гольчиха. // ГАИО. Ф. 1155. Оп. 6. Д. 11. Л. 415.
13. Метрическая книга Покровской церкви с. Хреново // ГАИО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 11. Л. 210об.-211.
14. Метрическая книга Покровской церкви с. Хреново // ГАИО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 12. Л. 88об.-89.
15. Метрическая книга Покровской церкви с. Хреново // ГАИО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 12. Л. 19об.-20.
16. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М.: Миф, 1993. 384 с.
17. Село Шехна. Историческая справка // Попова В. Мои воспоминания (18931977): частный сайт. — URL: http://www.vera-popova.ru/shehsna.php (дата обращения: 07.04.2024).
18. [Симон (Шлеев), св-к] Речь в день празднования в г. Казани столетнего юбилея Единоверия 29 октября 1900 г., сказанная священником Единоверческой Четырех Еван-гелистовской церкви С. Шлеевым после литургии, перед молебном // Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви. СПб.: Типолитография В. В. Комарова, 1901. 71 с.
19. Список населенных мест по сведениям 1870-72 годов. XVIII. Костромская губерния: Издан Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел / старший редактор М. Раевский. СПб.: [б.и.], 1877. 469 с.
20. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов. М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2003. 366 с.
21. Valuh [ник]. Вичуга, поповские дома, место рождения маршала Василевского // Города и веси России. — Блог Livejournal. — URL: https://russiantowns.livejournal. com/1057787.html (дата обращения: 19.10.2022).
REFERENCES
1. Antonov I. Negasimyj svet. Sud'by hramov i sud'by lyudej zemli ivanovskoj. Ivanovo: Ivanovskaya gazeta, 2000. — 352 s.
2. Blazhennyj Avgustin. Ispoved' / Perevod M. E. Sergeenko. Otv. red. N. N. Kazanskij. Sankt-Peterburg: Nauka, 2013. — ISBN 978-5-02-038291-6. — 373 s.
3. Vasilevskij A. M. Delo vsej zhizni. M.: Politizdat, 1987. Kniga 2. 320 s.
4. Vasilevskij A. M. Delo vsej zhizni. M.: Politizdat, 1987. Kniga 1. S. 303 s.
5. Zontikov N. A. Staroobryadcheskij episkop Gerontij (Lakomkin): krestnyj put' svya-titelya. Kostroma: DiAr, 2015. 384 s.
6. Zubarev E. Iz dnevnika eparhial'nogo missionera. Poezdka v SHohnu // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. 1904. № 4. S. 120-124 (4).
7. Izvestiya ot Kostromskoj duhovnoj konsistorii // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. 1887. № 17. S. 588-591 (3).
8. [Interv'yu T. Yu. Vasilevskoj] Dlya kogo Marshal Pobedy Vasilevskij, a dlya kogo i de-dushka SHura // 168 chasov: Kineshemskij gorodskoj novostnoj resurs. — URL: https://168. ru/articles/1691 (data obrashcheniya: 07.04.2024).
9. Materialy dlya istorii syol, cerkvej i vladel'cev Kostromskoj gubernii. Otdel tretij: dlya Kostromskoj i Plesskoj desyatin. M.: Tipografiya Russkogo tovarishchestva, 1912. — 235 s.
10. Matershev I. Veliki golos iz Gol'chihi: O diakone edinovercheskoj cerkvi Vasilie Rizepolozhenskom // Vichugskie novosti: Obshchestvenno-politicheskaya gazeta goroda Vichuga i Vichugskogo rajona. 2019. 29 oktyabrya. S. 12-13 (1).
11. Metricheskaya kniga Nikol'skoj cerkvi s. Novaya Gol'chiha. // GAIO. F. 1155. Op. 6. D. 11. L.434.
12. Metricheskaya kniga Nikol'skoj cerkvi s. Novaya Gol'chiha. // GAIO. F. 1155. Op. 6. D. 11. L. 415.
13. Metricheskaya kniga Pokrovskoj cerkvi s. Hrenovo // GAIO. F. 585. Op. 1. D. 11. L. 210ob.-211.
14. Metricheskaya kniga Pokrovskoj cerkvi s. Hrenovo // GAIO. F. 585. Op. 1. D. 12. L. 88ob.-89.
15. Metricheskaya kniga Pokrovskoj cerkvi s. Hrenovo // GAIO. F. 585. Op. 1. D. 12. L. 19ob.-20.
16. Raushning G. Govorit Gitler. Zver' iz bezdny. M.: Mif, 1993. 384 s.
17. Selo SHekhna. Istoricheskaya spravka // Popova V. Moi vospominaniya (18931977): chastnyj sajt. — URL: http://www.vera-popova.ru/shehsna.php (data obrashcheniya: 07.04.2024).
18. [Simon (SHleev), sv-k] Rech' v den' prazdnovaniya v g. Kazani stoletnego yubileya Edinoveriya 29 oktyabrya 1900 g., skazannaya svyashchennikom Edinovercheskoj CHetyrekh Evangelistovskoj cerkvi S. SHleevym posle liturgii, pered molebnom // Edinoverie i ego stolet-nee organizovannoe sushchestvovanie v Russkoj Cerkvi. SPb.: Tipolitografiya V. V. Komarova, 1901. 71 s.
19. Spisok naselennyh mest po svedeniyam 1870-72 godov. XVIII. Kostromskaya gu-berniya: Izdan Central'nym statisticheskim komitetom Ministerstva vnutrennih del / starshi redaktor M. Raevskij. SPb.: [b.i.], 1877. 469 s.
20. SHkarovskij M. V. Politika Tret'ego rejha po otnosheniyu k Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v svete arhivnyh materialov 1935-1945 godov. M.: Izdatel'stvo Krutickogo Patriarshego podvor'ya, 2003. 366 s.
21. Valuh [nik]. Vichuga, popovskie doma, mesto rozhdeniya marshala Vasilev-skogo // Goroda i vesi Rossii. — Blog Livejournal. — URL: https://russiantowns. livejournal.com/1057787.html (data obrashcheniya: 19.10.2022).
Статья поступила в редакцию 08.03.2024; одобрена после рецензирования: 21.03.2024; принята к публикации 10.04.2024.
The article was submitted 08.03.2024; approved after reviewing: 21.03.2024; accepted for publication 10.04.2024.