Научная статья на тему 'Александр Михайлович Василевский: от семинариста до маршала'

Александр Михайлович Василевский: от семинариста до маршала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1543
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Костромская духовная семинария / Сталин / ГУЛаг / маршал Василевский / маршал Шапошников / единоверие / Первая мировая война / Вторая мировая война. / Russian Orthodox Church / Kostroma Theological Seminary / Stalin / Gulag / Marshal Vasilevsky / Marshal Shaposhnikov / Unity / World War I / World War II.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Георгий Андрианов, Белов Андрей Михайлович

Статья посвящена жизненному пути Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. В 1914 году он окончил Костромскую семинарию и ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны. Военная служба стала для него судьбой. В статье рассматриваются взаимоотношения советского маршала с отцом, который был православным священником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER MIKHAILOVICH VASILEVSKY: FROM SEMINARIST TO MARSHAL

The article is devoted to life of the Marshal of the Soviet Union Alexander Mikhailovich Vasilevsky. In 1914 he graduated from the Kostroma seminary and volunteered for the front of the First World War. It was a military service that became his destiny. The article examines the relationship of the Soviet marshal with his father, who was an Orthodox priest.

Текст научной работы на тему «Александр Михайлович Василевский: от семинариста до маршала»

КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 947.084:281.93(092)

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17802

Священник Георгий Андрианов,

кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии E-mail: [email protected]

Белов Андрей Михайлович,

доктор исторических наук, профессор, Костромской государственный университет, [email protected]

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ВАСИЛЕВСКИЙ: ОТ СЕМИНАРИСТА ДО МАРШАЛА

Статья посвящена жизненному пути Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. В 1914 году он окончил Костромскую семинарию и ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны. Военная служба стала для него судьбой. В статье рассматриваются взаимоотношения советского маршала с отцом, который был православным священником. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Костромская духовная семинария, Сталин, ГУЛаг, маршал Василевский, маршал Шапошников, единоверие, Первая мировая война, Вторая мировая война.

«Кто хранит наставление, тот на пути к жизни»

(Притчи 10, 17)

Будущий маршал родился 16 сентября 1895 года (по старому стилю). Сам он всегда считал, что появился на свет 17 сентября в один день со своей матерью - Надеждой Ивановной Василевской (|1939), в девичестве Соколовой, дочерью псаломщика села Углец, Ки-нешемского уезда Костромской губернии1 (карта 1, 2).

1 Село Новая Гольчиха до революции относилось к Кинешемскому уезду Костромской губернии. В 1918 году оно вместе с уездом вошло в Иваново-Вознесенскую губернию, в 1925 году включено в черту города Вичуга.

Белов Андрей Михайлович, доктор исторических наук, профессор

Священник Георгий Андрианов, кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии

Его первоначальная фамилия была Васильевский, которую Александр Михайлович сменил к концу обучения семинарии на знакомую нам ныне -Василевский. На парадной виньетке выпускников семинарии 1915 года Александр Михайлович указан как А.М. Василевский (фото 1). Но в Государственном архиве Костромской области сохранилось прошение от 20 декабря 1914 года воспитанника VI класса первого отделения Костромской духовной семинарии Александра Васильевского ректору семинарии протоиерею Виктору Чекану1 о допуске к сдаче досрочных экзаменов (фото 2). «Имея желание поступить в ряды действующей армии и надеясь получить на то согласие родителей, прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, разрешить мне держать ускоренные экзамены в январе месяце 1915 года»2, - писал будущий маршал.

Вопрос о причинах для смены фамилии остаётся открытым. Однако, он представляется не таким принципиальным, как история разрыва маршала со своим родным отцом в связи с вхождением в военную элиту Красной России. Об этом подробнее скажем во второй части настоящей статьи.

Будущий маршал происходил из семьи регента (дирижера церковного хора), который служил в Никольской церкви села Новая Гольчиха Кинешем-ского уезда (карта 3). Регент Михаил Александрович Васильевский (f1953) пользовался огромным авторитетом в округе, так как был знатным целителем, а также мастеровитым столяром и пасечником. «Отец мой, Михаил Александрович, лишился своего отца в 17 лет... Единственное, чем он обладал, это хорошим голосом. Кто-то посоветовал ему устроиться в хор костромского собора. Из Костромы он вернулся к себе в родные места и стал церковным регентом»3.

Предки военачальника являлись старообрядцами, которые вернулись из раскола, но сохранили традиционный жизненный уклад. Они принадлежали к единоверию, т.е. особому направлению в старообрядчестве, сторонники которого не являются раскольниками, а при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) признают юрисдикцию официальной Церкви (в то время Святейшего Правительствующего Синода).

Никольский храм села Новая Гольчиха (фото 3) являлся единоверческим, следовательно, отец маршала вел службу по старому обряду. В 1884 году один исследователь-краевед писал: «Местная единоверческая церковь пользуется большой известностью в крае по своему богатству. Кроме размеров и изящества в архитектурном отношении она замечательна иконами старинного письма, в дорогих окладах; престол и жертвенник вылиты из серебра и покрыты стеклянной оболочкой. Вокруг церкви - тенистое кладбище,

1 Протоиерей Виктор Георгиевич Чекан (1862 - после 1923 гг.) - последний ректор старой Костромской семинарии. Родился в г.Оргеев Бессарабской губернии, в семье священника. Он окончил Кишинёвскую духовную семинарию (1882 г.) и Киевскую духовную академию (1886 г.). Назначен ректором Костромской семинарии 4 ноября 1906 г.

2 Прошение от 20.12.1914 / Историко-документальная выставка «Из истории Костромской духовной семинарии» / Официальный сайт Государственного архива Костромской области [Электронный ресурс]. - URL: http://kosarchive.ru/expo39 (дата обращения 2018-04-24).

3 Василевский А.М. Дело всей жизни. — М.: Политиздат, 1978 (320 стр.). Здесь и далее используется электронный текст из сети интернет. [Электронный ресурс]. - URL: http://militera.lib.ru/ memo/russian/vasilevsky/index.html (дата обращения 2018-04-24).

КАР ТА

(I у*

Карта 1. Кинешемский уезд. 1913 г.

Карта 2. Месторасположение с. Углец

Карта 3. Месторасположение с. Новая Гольчиха

Карта 4. Месторасположение с. Новопокровское

Карта 5. Месторасположение с. Пархачево

Фото 2. Прошение Александра Васильевского ректору о допуске к сдаче досрочных экзаменов от 20 декабря 1914 года. ГАКО, ф. 432, оп. 1, д. 4406, л. 8.

Фото 5. Купол Успенской церкви в Пархачево

Фото 6. Будущий маршал -студент семинарии

Фото 9. Леонид Иосифович Смирнов

Фото 10. Николай Александрович Фигуровский

Фото 11. Группа костромских семинаристов. Будущий маршал второй слева в нижнем ряду

Фото 12. Вид на Костромской кремль в 1913 г.

Фото 13. Работы по восстановлению Костромского кремля. Октябрь 2018 г.

Фото 15. Николай II выаодит из Троицкого собора Ипатьевского монастыря.

Кострома, 1913 г.

Фото 17. Генерал М.И. Драгомиров

Фото 18. Фото вместе с сослуживцем в начале Первой мировой войны

Фото 19. Ансамбль церквей на Площадке в Костроме. Снесены в 1930 г.

Фото 20. Решение Правления семинарии о размещении лазарета для раненых. ГАКО, ф. 432, оп. 1, д. 4410, л. 178

Фото 21. А.М.Василевский -молодой командир Красной Армии

Фото 23. Маршал Б.М. Шапошников в бытность офицером царской армии

V":

V

т:

Фото 22. Комбриг А.М. Василевский. Участник переговоров о мире с Финляндией. 1940 г.

Фото 24. Б.М. Шапошников в маршальском мундире

Фото 25. Генерал-майор Фото 26. Вместе с Г.К. Жуковым

А.М. Василевский. Начало Великой Отечественной войны

Фото 27. Начальник Генерального штаба во время Великой Отечественной войны

Фото 29. Маршал А.М. Василевский. 1946 г.

Фото 30. Маршал А.М. Василевский принимает парад в качестве военного министра. 1949 г.

Фото 32. Маршал Василевский с супругой в момент получения первых экземпляров книги маршала

Фото 33. Работа в качестве депутата Верховного Совета СССР

Фото 37. Фото с отцом

Фото 38. Портрет маршала в Галереи выпускников Костромской духовной семинарии

Фото 39. Патриарх освящает памятные знаки

с высокой решетчатой оградой»1. В 1882 году при Никольской церкви на средства И.А. Миндовского выстроили единоверческое училище.

В 1955 году Никольский храм был снесен. Ныне на его месте стоит каменный жилой дом в несколько этажей советской постройки (г. Вичуга, ул. Василевского, д. 13)2. Местное кладбище также полностью уничтожено. Сохранились только деревянные «поповские дома», в одном из которых и родился будущий маршал Василевский.

Когда младенцу исполнилось два года, его отец стал священником и получил назначение в новопостроенный Вознесенский храм в селе Новопокров-ское в 30-ти км на юг от Кинешмы (карта 4). Церковь возвели в 1896 году на средства крестьян деревни Калинихи при участии потомственного гражданина, крупного фабриканта Д.Ф. Морокина.

Храм в Новопокровском являлся единоверческим, поэтому отец Михаил Васильевский привычно служил по старому обряду. В настоящее время Вознесенская церковь села Новопокровское имеет традиционный приход, находится в ведении Кинешемской и Палехской епархии Ивановской митрополии Русской Православной Церкви. Храм сегодня является действующим и постепенно восстанавливается (фото 4).

История распорядилась так, что единственным священником Вознесенского храма стал отец Михаил. При храме имелась церковно-приходская школа, где он преподавал, а с 1914 года учительствовала его дочь. В этой приходской школе отрок Александр получал начальное образование. При храме также существовал прекрасный хор, который успешно действовал, несмотря на препятствия властей, даже в 1930-х годах.

Ответственное отношение к настоятельским обязанностям являлась общей чертой для духовной фамилии Васильевских. Так, брат отца Михаила -священник Александр Васильевский служил в Успенской церкви (фото 5) села Пархачево Кинешемского уезда (карта 5). «Это был замечательный священник! - вспоминают прихожане. - Было у него 19 певчих. Служил он в старинном храме, построенном князьями Трубецкими. Пение было очень красивое... Была даже приходская школа, потом при советской власти ее закрыли. Удивительно, что он остался жив. Непонятно, как это могло быть, возможно, что отец Александр пользовался покровительством маршала. Сына отца Александра убили на войне. Когда храм в селе был закрыт, отцу Александру пришлось тяжело, но он никуда не уезжал года до 1953 [года]. Пропитания не было, напротив дома батюшки построили клуб, где шло кино и танцы. Но батюшка не падал духом. Он любил играть на скрипочке мелодии церковных молитв, часто сидел на крылечке и играл. В такие годы никто не слышал от него слова возмущения или ропота. Собирались они с певчими тайно и служили»3.

1 Антонов И. Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской. - Иваново, 2000. - С.79.

2 Вйчуга - город в Ивановской области России (с 1925 г.). Является административным центром Вичугского района.

3 Савченко Н. Заботился ли Сталин о священнике Михаиле Василевском? [Электронный ресурс]. - Режим дост[Электронный ресурс]. - URL: http://beloedelo.com/researches/article /?167 (дата обращения 2018-04-24).

С малых лет будущий маршал наблюдал за стройностью литургического пения, за построением богослужебного порядка, за отношением единоверов к молитвенным текстам. Возможно, что именно это, привитое сызмальства, чувство стройности и порядка позволило ему в будущем дирижировать фронтами, управлять огромными массами войск, понимать общую картину сражений, проникаться законами военного дела.

В семье было восемь детей (шесть сыновей и две дочери), сам Александр Михайлович был четвертым ребенком - и «все мы от мала до велика трудились в огороде и в поле»1. Скорее всего, с этого времени он полюбил земледелие и стремился к тому, чтобы сделать его менее трудоемким и более плодотворным. Кроме того, развитие агрокультурных технологий, появление новой сельскохозяйственной техники, возникновение более продвинутых методов земледелия широко освещалось в периодических изданиях конца XIX века. В связи с высокой культурой чтения в священнических семьях юноша мог знакомиться с этими материалами.

Александр захотел стать агрономом или землемером. Но первоначально он хотел видеть себя сельским учителем, по примеру своего отца. «Я мечтал, - вспоминал маршал, - окончив семинарию, поработать года три учителем в какой-нибудь сельской школе и, скопив небольшую сумму денег, поступить затем либо в агрономическое учебное заведение, либо в Московский межевой институт». На рубеже веков главной ценностью являлась земля. Поэтому профессия агронома представлялась юному Александру прогрессивной, высокооплачиваемой и престижной. Для сегодняшних реалий ближайшее сравнение - это востребованная работа программиста-компьютерщика. Родители не препятствовали его желанию, но настояли на получении духовного образования (фото 6).

В то время для получения светской специальности поповским сыновьям всё равно приходилось следовать проторенной дорогой и получать первоначальное образование в религиозной школе. Поступление сразу в университет являлось обременительным делом для многодетных семей духовенства. Семинария давала хорошее общее образование и открывала возможность поступления в университеты лицам, окончившим четыре класса. Это право являлось очень важным моментом для жизненного пути, который избрал для себя Александр, поэтому он активно поддержал протесты против объявленного властями запрета семинаристам поступать в светские университеты.

Таким образом, являясь выходцем из духовного сословия, он изначально не связывал свою жизнь со служением Церкви в качестве священника. Его родные братья также не стали священниками. Возможно, что первоначально кто-то из них и хотел пойти по стопам отца, но потом это стало смертельно опасным. В советское время угрозу представляли даже биографические сведения, но Александр Василевский не пытался скрыть своё происхождение. Особого смысла в этом не было, т.к. чекисты знали всё. Когда его родной брат Василий, штурман дальней авиации, скрыл своё происхождение, то сразу же был изгнан из партии.

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).

Так сложилось, что Костромская семинария готовила священника, а он стал маршалом Советского Союза, дважды Героем Советского Союза, дважды кавалером Ордена Победы. Здесь уместно привести ответ митрополита Сергия (Страгородского) на вопрос Сталина, заданный во время встречи в Кремле в 1943 году.

«Почему у вас нет кадров?» — спросил Сталин, вынув изо рта трубку и в упор глядя на своих собеседников. Гости смутились, так как всем было известно, что кадры перебиты в лагерях1. Митрополит Сергий ответил так: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Довольная усмешка появилась на лице Сталина. Он сказал: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы. Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником2.

Конечно, в канун революционных событий духовные власти знали, что не все выпускники готовы связать свою жизнь с Церковью, но надеялись хотя бы заронить в них доброе семя Истины. В своих мемуарах маршал А.М. Василевский написал: «Я выходец из духовного сословия. Но таких людей в России были десятки тысяч. Я был офицером в царской армии. Но и их в России насчитывалось множество»3.

Трудно не согласиться с маршалом. Только из Костромской духовной семинарии вышли выдающиеся деятели советского периода, которые являлись сыновьями священнослужителей: Иван Федорович Правдин (18801963), учёный-ихтиолог, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки; Сергей Николаевич Реформатский (1860-1928), советский химик-органик в области металлоорганического синтеза, член-корреспондент Академии наук; Леонид Иосифович Смирнов (1889-1955) член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор, основоположник отечественной нейроморфологии; Николай Александрович Фи-гуровский (1901-1986), советский химик и историк науки, декан кафедры истории науки Московского государственного университета и другие (фото 7-10).

Таких выходцев из духовного сословия много было по всей России. Самоотверженное служение своей Родине в мирской профессии стало для них жизненным призванием (фото 11). Здесь нет конфликта с верой. Люди, сидевшие с ними за одной партой в семинарии, избрали для себя стезю священников, и многие подтвердили свой выбор мученической кончиной или подвигом исповедничества в период гонений4.

1 На тот момент в Советском Союзе в живых осталось меньше двадцати архиереев из 180-ти, большинство находилось в ГУЛаге, трое присутствовали на той встрече с главой государства.

2 Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Спасо-Пре-ображенского Валаамского монастыря, 1997. - С. 412.

3 Дело всей жизни (см. сн. 4).

4 См. подробнее: Ремезов Д.С. Святые, связанные с историей Костромской духовной семинарии // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. -Кострома, 2017. - №5. - С.93-112.

В 1909 году, окончив духовное училище в Кинешме, будущий маршал поступил в Костромскую духовную семинарию1. Семинарист Васильевский с любовью описывал древнюю Кострому с её широкой Волгой, неповторимой планировкой и великолепными кремлевскими соборами, которые восстанавливаются в настоящее время. «Весной и осенью мы любили с противоположного берега реки любоваться городом»2, - вспоминал позднее Александр Михайлович (фото 12-13).

На рубеже Х1Х-ХХ веков Костромская духовная семинария переживала свой расцвет. «Все мы отлично знали, что именно в Костромской семинарии учились профессор медицины В.С. Груздев, профессор физики Г.А. Любав-ский, академики Ф.И. Успенский, В.О. Ключевский»3. Учился Василевский усердно. Привычка к вдумчивой работе зародилась у него именно в духовной школе. Позднее сын маршала наблюдал за тем, как отец относился к составлению текстов во время работы над мемуарами: «Он по складу гуманитарий... Писал он сам каллиграфическим почерком и требовал неукоснительно потом перепечатывать всё до запятой - не допускал правок. Вставал утром и после завтрака садился за работу. Ежедневно»4.

На его судьбу серьезно повлияла Первая мировая война. 1 декабря 1914 года «Костромские епархиальные ведомости» сообщали: «В течение двух первых месяцев текущего учебного года - сентября и октября - 30 воспитанников семинарии выбыли из неё по прошению, с согласия своих родителей, для поступления частию в военные училища, частию ж - добровольцами в действующую армию. Среди выбывших из семинарии для поступления добровольцами есть 4 воспитанника выпускного класса, которым до окончания курса оставалось всего несколько месяцев»5.

«Меня охватили патриотические чувства любви к России, - писал А.М. Василевский, - поэтому мы с несколькими одноклассниками попросили держать [в семинарии] выпускные экзамены экстерном, чтобы затем отправиться в армию»6. Так, во второй половине января 1915 года из Костромской семинарии в армию ушло шесть человек, окончивших курс досрочно - Анатолий Ильинский, Евгений Белокрылин, Михаил Сахаров, Николай Петропавловский, Дмитрий Сычев и Александр Василевский7.

Василевский поступил в московское Алексеевское пехотное училище, которое считалось третьим в Российской империи по престижности после Пав-

1 Город Кинешма до 1918 года находился в Костромской губернии. Ныне является административным центром Кинешемского района Ивановской области.

2 Дело всей жизни (см. сн. 4).

3 Дело всей жизни (см. сн. 4).

4 Воспоминания И.А. Василевского / Меркачева Е. Маршал милостью Божией // Московский комсомолец. - №26443. - 01.02.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mk.ru/social/ interview/2014/01/31/978635-marshal-milostyu-bozhey.html (дата обращения 2018-04-24).

5 Великая Отечественная война и костромские семинаристы // Костромские епархиальные ведомости. - 1914. - №23. - С.514.

6 Дело всей жизни (см. сн. 4).

7 Как отразилась на жизни Костромской духовной семинарии Великая Отечественная война наших дней в 1914-15 учебном году // Костромские епархиальные ведомости. - 1916. - №12. - С.178.

ловского и Александровского (фото 14). С 1906 году шефом училища являлся наследник трона цесаревич Алексий, убитый в 1918 году вместе со всей семьей императора Николая II. В мае 1913 года, являясь студентом первых курсов семинарии, будущий маршал, вероятно, мог видеть царскую семью в Костроме во время юбилейных торжеств в честь 300-летия Дома Романовых (фото 15).

По окончании офицерских курсов А. М. Василевский направляется в 9-ю армию Юго-Западного фронта (фото 16). В первые месяцы войны, когда наши войска одерживали на Юго-Западном фронте одну за другой победы над австрийцами, в России стихийно возникла традиция проведения манифестаций в честь побед русского оружия. Инициаторами и основными участниками этих манифестаций являлась, главным образом, учащаяся молодёжь, в первую очередь, учащиеся духовных семинарий.

Получив известие о победе, костромские семинаристы массово покидали уроки и с портретами императора и российскими флагами манифестировали по городу. При следующей победе история повторялась. Начальство смотрело на подобные инициативы отрицательно, но сделать ничего не могло. Инициаторы манифестаций направлялись к другим учебным заведениям и, несмотря на противодействие администрации, вовлекали учеников старших классов на манифестацию.

Полководец вспоминал, что наиболее дельный совет о статусе командира он почерпнул в трудах выдающегося военного теоретика генерала Михаила Ивановича Драгомирова1 (фото 17) о решающем значении нравственного фактора в военном деле, благодаря чему у него не возникало недоразумений с подчиненными2. Незадолго до Брусиловского прорыва А.М. Василевский был назначен командиром роты. Командир полка вскоре признал её одной из лучших по боеспособности. «Успех же объяснялся доверием, которое оказывали мне солдаты»3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рапорте о награждении его солдатским Георгиевским крестом IV степени сказано: «В боях с 27 по 30 июля 1917 года... под сильным ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем противника шел все время впереди цепи, ни на минуту не теряясь, ободрял солдат словами и своей личной храбростью и мужеством увлекал их за собой»4. Среди других наград молодого офицера - орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (фото 18).

Брусиловское наступление в мае 1916 года имело важное значение для формирования взглядов А.М. Василевского на ведение боя, особенно в его организации в масштабе роты и батальона. Однако плодами побед в ходе наступления на юге командование царской армии воспользоваться уже не успело.

1 Генерал М.И. Драгомиров (f1905) - один из ведущих военных педагогов своего времени, в 1878 году возглавил Академию Генштаба. Драгомировский «Учебник тактики» (1879) служил настольной книгой для нескольких поколений военачальников России.

2 Дело всей жизни (см. сн. 4).

3 Дело всей жизни (см. сн. 4).

4 Цит. по: Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914-1922 гг. - М.: Духовная Нива, 2013. - T.VIII. - С.276.

Не успели построить храм-памятник погибшим героям в Костроме. В 1916 году решили создать своеобразный мемориал в память о всех костромичах, погибших на фронтах войны. Этим мемориалом должна была стать церковь Воскресения на Площадке, стоявшая в центре города. Предполагалось поместить внутри церкви мраморные доски с выбитым золотом именами всех павших на войне костромичей. Храм на Воскресенской площади должен был стать главным местом молитвенного поминовения погибших за Отечество. Однако грянувшая вскоре революция оставила этот план неосуществленным. Весной 1930 года Воскресенская церковь, «как уродующая площадь и стесняющая уличное движение, особенно во время митингов и демонстраций в пролетарские праздники»1, была разрушена (фото 19).

Вместе с тем военная служба стала очень престижной в обществе. Армию всячески поддерживали. Часть помещений семинарии отдали под госпиталь для раненых (фото 20). Один из студентов Костромской семинарии того времени, будущий основоположник истории химической науки Николай Александрович Фигуровский2 вспоминал, с каким восхищением студенты младших классов смотрели на прибывшего с фронта молодого штабс-капитана Александра Василевского. Тот пришел в офицерской форме с шашкой и залихвацки рубил ею крупные царские пятаки напополам3.

«Если хочешь быть красивым - поступай в гусары», - говорил Козьма Прутков. За блестящим фасадом молодого офицера скрывалась боль от ужасов войны, от осознания её несчастий и горя. К этому добавлялось ощущение надвигающейся катастрофы в вооруженных силах. Как свидетельствует А.М. Василевский, революция привела сначала к расколу, а затем и к развалу армии. «Теперь мне казалось, мы будем отстаивать республику и интересы революционной отчизны. Но вскоре я увидел, что эти интересы люди понимают по-разному. Армия раскололась»4. Декрет о мире привел к братанию русских солдат на юге с австрийцами. В это же время началась стихийная демобилизация. «В конце ноября 1917 г. я уволился в отпуск.., а в декабре, был уже дома»5.

Вернувшись с войны, Александр Василевский всё же успел поработать сельским учителем. В июне 1918 года был назначен инструктором всевобуча

1 Цит.по: Церковь Воскресения Христова и Георгия Победоносца «На площадке» в Костроме. [Электронный ресурс]. - URL: http://lifekostroma.ru/cerkov-voskreseniya-hristova-i-georgiya-pobedonosca-na-ploshhadke-v-kostrome (дата обращения 2018-04-24).

2 Николай Александрович Фигуровский (1901-1986) - доктор химических наук, профессор Московского университета - известен в науке не только как химик, много сделавший в области изучения капиллярных явлений и седиментометрического анализа, но и как выдающийся историк науки, основатель крупной научной школы историков химии в Академии наук и МГУ имени М.В.Ломоносова. Статья о нем, написанная его учениками, опубликована в «Ипатьевском вестнике» (Богатова Т.В., Соколов Н.В. Судьба семинариста на сломе эпох. Профессор Фигуровский и Костромская духовная семинария // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - Кострома, 2017. - С.75-92).

3 См.: Богатова Т.В., Соколов Н.В. Судьба семинариста на сломе эпох. Профессор Фигуровский и Костромская духовная семинария // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - Кострома, 2017. - С.87.

4 Дело всей жизни (см. сн. 4).

5 Дело всей жизни (см. сн. 4).

в Углецкой волости (Кинешемский уезд Костромской губернии), а с сентября трудился учителем начальных школ в селах Верховье и Подъяковлево Тульской губернии (ныне - территория Орловской области).

Семинарский диплом давал право на преподавание в средней школе, но начавшаяся Гражданская война остро поставила вопрос о востребованности новой революционной властью военных кадров. Весной 1919 года находившийся в отставке штабс-капитан А.М. Василевский был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направлен в запасной батальон в город Ефремов Тульской губернии (фото 21).

В это время происходят зримые перемены в организации воинской службы. Новая Рабоче-Крестьянская Красная Армия возродила дисциплину и единоначалие. Запасной батальон, в который был призван Василевский, поразил его четкостью внутреннего распорядка, крепостью и сознательной дисциплиной.

Впоследствии маршал вспоминал: «Решение стать офицером было принято мною не ради того, чтобы сделать карьеру военного. Я по-прежнему лелеял мечту быть агрономом и трудиться после войны в каком-нибудь углу бескрайних российских просторов. Я тогда и не предполагал, что все повернется иначе: и Россия будет уже не та, и я стану совсем другим...»1

Годы Гражданской войны - жестокое время борьбы большевиков с представителями Белого движения. До сих пор можно встретить утверждение, что белые хотели восстановления царской власти. Но кто возглавлял Белое движение? - Корнилов, Алексеев, Деникин, Колчак - т.е. генералы, которые участвовали в заговоре против монархии. Поэтому Белая армия - та же революционная армия, но которая снабжалась, вооружалась и финансировалась на деньги Англии, Франции, США.

Она опиралась и фактически представляла силы, враждебные новому государству, новой России. Это обстоятельство предопределило и мотивы службы офицеров старой армии, их поступление на службу революционному государству, в Красную Армию (А.А. Брусилова, М.Д. Бонч-Бруевича, А.А. Свечина, Д.М. Карбышева, Б.М. Шапошникова и т.д.). На защиту новой России в РККА вступил и А.М. Василевский.

Господь хранил Александра Михайловича от боев с бывшими сослуживцами по старой армии. Ему довелось служить в запасных частях и обучать новобранцев военному делу. За исключением небольшого срока борьбы с бандитами Василевский фактически не участвовал в сражениях Гражданской войны. Вместе с тем, его опыт командования боевым подразделением потребовался армии после вторжения буржуазной Польши на территорию Советской России в начале 1920 года.

А.М. Василевский исполнял обязанности начальника штаба бригады, потом в течение 10 лет - командира полка стрелковой дивизии. Последовательные ступени роста профессионального военного: взвод - рота - батальон - бригада - полк дали Александру Михайловичу бесценный опыт понимания возможностей каждого из этих подразделений с точки зрения боевых особенностей каждого тактического звена. Командование полком позволило

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).

А.М. Василевскому на практике применить принципы управления войсками, сформулированные Драгомировым, объединить руководящий состав на общее дело: «Мы работали дружно, как говорится, рука об руку»1.

В середине 1920-х годов Василевский прошел обучение на годичных курсах красных командиров «Выстрел», а по возвращении обратно в полк познакомился с новым командующим Московского военного округа - Б.М. Шапошниковым. В последующей судьбе Александра Михайловича этот человек сыграет определяющую роль.

Борис Михайлович Шапошников закончил академию Генерального Штаба ещё при царе и являлся не только выдающимся организатором, но и хорошим военным теоретиком, внесшим большой вклад в создание современной армии (фото 23). В 1927-1929 гг. Шапошников создает фундаментальный труд «Мозг армии», посвященный руководству современной войной. Он дает исчерпывающие представления о роли, функциях и структуре Генерального штаба как органа Верховного Главнокомандования.

Всё богатство книги «раскрылось передо мной постепенно, - пишет Александр Михайлович, - по мере того, как я рос сам и продвигался от одного рубежа службы к другому»2. Как и Василевский, Б.М. Шапошников закончил Алексеевское военное училище. Это обстоятельство, а также выдержанность и вежливость в отношениях с людьми, нравственные правила, уже тогда обратили внимание высокого командира на схожие черты службы более младшего по возрасту Василевского.

Судьба этих людей надолго соединится чуть позже. Талантливого командира полка начальство заметило, и вскоре в интересах дела А.М. Василевского перевели на работу в центральный аппарат Наркомата обороны в управление боевой подготовки. Работа в управлении «явилась для меня исключительно полезной школой... Мы выезжали в войска, проверяли ход боевой подготовки, выявляли ее слабые стороны, проводили для командного состава показательные занятия, отрабатывали новые методы ведения общевойскового боя»3.

1930-е годы - время формирования новых родов войск. Появляются бронетанковые бригады, первые механизированные корпуса. В это время возникают воздушно-десантные войска, авиационные соединения.

После введения Постановлением Правительства персональных воинских отличий ему присвоили звание полковника. Осенью того же года состоялся новый поворот - зачисление Василевского в первый набор Академии Генштаба. Среди предметов - дисциплины, посвященные оперативному искусству по проведению армейской, а позднее и фронтовой операции, а также теоретических курсов по стратегии. Много внимания уделялось и изучению новой техники. В конечном счете, Академия помогла пополнить и систематизировать знания, способствовала успешному выполнению в дальнейшем ответственных заданий в годы Великой Отечественной войны.

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).

2 Дело всей жизни (см. сн. 4).

3 Дело всей жизни (см. сн. 4).

С 1937 года Василевский служит под началом Б.М. Шапошникова (фото 24) в оперативном управлении Генерального штаба. В первую очередь, это была тщательная разработка годовых приказов наркомата обороны по оперативно-стратегической подготовке руководящего состава РККА. Зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг. не только дала Василевскому представление о современном европейском театре военных действий, но и способствовала повышению по службе. В январе 1940 года состоялись его первые поездки в Кремль, первые встречи со Сталиным.

Комбриг Василевский был включен в состав делегации по переговорам с правительством Финляндии по определению новых границ (фото 22). В результате граница была отодвинута и решен вопрос, касающийся условий для обеспечения безопасности Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги.

Испытания войны быстро показывают человеческие качества и талант военного руководителя. Военное время до предела повышает ответственность, не терпит некомпетентности, потому что от этого зависят судьбы и жизни многих людей. С первого дня именно Великая Отечественная война раскрыла в А.М. Василевском выдающиеся качества и умения полководца.

Уже 1 августа 1941 года генерал-майор Василевский назначается заместителем начальника Генерального штаба (фото 25). Во время битвы за Москву в октябре 1941 года он вошел в группу представителей Государственного Комитета Обороны, которая обеспечивала скорейшую передислокацию войск на Можайскую линию обороны. 28 октября деятельность группы высоко оценили, и Василевскому было присвоено звание генерал-лейтенанта.

В годы войны Василевский буквально жил в помещениях Генштаба. Работать приходилось круглые сутки. С 29 ноября по середину декабря 1941 года, в связи с болезнью Шапошникова, Василевский исполнял его обязанности. Вся тяжесть подготовки контрнаступления под Москвой легла именно на его плечи (фото 26).

Фактически все последующее время А.М. Василевский, как представитель Ставки, координирует действия фронтов - под Воронежем, Курском, осуществляет операции по освобождению южной Украины и Крыма, на завершающем этапе командует войсками при штурме форпоста Германии в Восточной Пруссии крепости Кёнигсберг. Затем в качестве главнокомандующего руководит военными действиями против Японии на Дальнем Востоке (фото 27).

Сталин видел в Василевском прежде всего талантливого полководца, соединившего в себе черты старой, Русской армии и новой Советской: то, что сам Сталин определял как «шапошниковская школа», по имени всегда им уважаемого маршала Б.М. Шапошникова. Отличительными чертами этой школы Шапошникова-Василевского стала глубокая проработка военных операций, всесторонняя подготовка и расчет всего необходимого для предстоящих наступлений. Отличительной чертой этой школы являлось выдвижение и опора на профессиональных военных - независимо от революционных заслуг, с опорой на прошлый, в том числе дореволюционный, военный опыт и образование (фото 28).

Сам А.М. Василевский в годы войны выдвигает целую плеяду выдающихся военачальников, воплотивших замыслы военных операций по разгрому немецко-фашистских войск. Этими полководцами стали: Маршалы Советского Союза Ф.И. Толбухин, Р.Я. Малиновский, генералы армии А.И. Антонов, И.Д. Черняховский, десятки генералов Генерального штаба и штабов всех фронтов. Все это было зримым воплощением «общего дела» - знаменитых драгомировских постулатов Русской армии, носителем которых был маршал А.М. Василевский (фото 29).

Как вспоминает сын полководца Игорь Александрович1, отец общался с Иосифом Виссарионовичем больше, чем кто бы то ни был. Докладывал о состоянии того или другого фронта. Он мог предугадать реакцию, иногда действовал вопреки мнению Сталина, если речь касалась какого-либо талантливого военачальника (фото 30). Уже после войны, отец многим помогал восстановить честное имя, участвовал в реабилитации людей, которые были незаконно осуждены2.

В 1950 году А.М. Василевский стал министром вооруженных сил СССР. Когда умер Сталин, то маршал отказался участвовать в организованной Хрущевым кампании очернить Сталина-полководца (фото 31). Он вынужденно покинул высокий пост и перешел на другую работу по военному ведомству, избирался депутатом, занимался ветеранскими организациями. Из своих 82 лет жизни более 60 лет маршал Василевский отдал военной службе (фото 3233). В последние годы жизни он боролся с тяжелым онкологическим заболеванием. Преодолевая боль, писал статьи и мемуары. Его не стало 5 декабря 1977 года.

Христианское воспитание, талант военачальника, соединившего в себе лучшие качества русского и советского полководца, порядочность человека, скромность в оценках своих трудов, - всё это воплотил в себе выпускник Костромской духовной семинарии Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский.

Жизненный путь великого военачальника остается примером для современных командиров. Но во многом нераскрытым до конца остается вопрос о разрыве А.М. Василевского с родным отцом. Некоторые авторы утверждают, что маршал опасался за свою карьеру3. Для того, чтобы продвигаться по службе, ему пришлось порвать все отношения с родной матерью, отцом и дядей, священниками.

После Гражданской войны политика властей приводила к трагедиям в семьях служащих разных ведомств, в том числе и Красной армии. Руководящие большевики требовали отказаться от прежних привязанностей, семьи и даже

1 Игорь Александрович Василевский (1935 г.р.), заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат Государственной премии, сын маршала от второго брака с Екатериной Васильевной Сабуровой.

2 Воспоминания И.А. Василевского / Меркачева Е. Маршал милостью Божией // Московский комсомолец. - №26443. - 01.02.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mk.ru/social/ interview/2014/01/31/978635-marshal-milostyu-bozhey.html (дата обращения 2018-04-24).

3 См.: Руденко В. Покаяния не состоялось [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proza. ru/2015/08/13/391 (дата обращения 2018-04-24).

родителей. Коснулась эта трагедия и А.М. Василевского. В 1940 году на вопрос Сталина о родителях полковник Василевский ответил так: «С 1926 года я порвал всякую связь с родителями. И если бы я поступил иначе, то, по-видимому, не только не состоял бы в рядах нашей партии, но едва ли бы служил в рядах Рабоче-Крестьянской Армии и тем более в системе Генерального штаба»1.

В этой связи приведем большую выдержку из труда биографа Василевского известного ивановского краеведа Павла Федоровича Белова (+2016), который многие годы посвятил кропотливому исследованию доныне малоизвестных обстоятельств жизни семьи маршала, а в 1997 году издал книгу «Тернии и звезды: Повествование о Василевских». Книга издана малым тиражом, текст недоступен в интернете. Как представляется, П.Ф. Белов смог верно передать основные мысли диалога Василевского с вождем, при этом, возможно, художественно приукрасив повествование.

«Весной сорокового года, после затянувшегося заседания Политбюро, на котором обсуждался доклад Генштаба по вопросам обороноспособности страны, Сталин пригласил собравшихся отобедать в своей квартире... «Предлагаю поднять бокалы, - сказал Сталин, - за полковника Василевского, первого заместителя начальника Оперативного управления Генштаба. Всеми нами уважаемый Борис Михайлович Шапошников прочит товарищу Василевскому большую будущность, чему мы будем очень рады. За здоровье товарища Василевского!»

После того, как все дружно выпили, Иосиф Виссарионович вновь обратился к полковнику:

- А скажите нам, товарищ Василевский, почему ви, - так Сталин выговаривал «вы», - после окончания семинарии не пошли в попы?

Застолье притихло.

- Ни я, ни мой отец, - ответил смущенный полковник, - не имели такого желания. Нас в семье четверо братьев, и ни один не стал священником.

Сталин ухмыльнулся.

- Так, так. Вы не имели такого желания. Понятно. А вот мы с Микояном хотели пойти в попы, но нас почему-то не взяли. Почему, не поймем до сих пор.

Напряжение за столом вмиг спало. Все засмеялись и начали закусывать. Через несколько минут Иосиф Виссарионович спросил Василевского:

- Скажите, пожалуйста, почему ви да и ваши братья, совершенно не помогаете отцу. Насколько мне известно, один ваш брат - врач, другой - агроном, третий - командир, летчик. Значит, обеспеченный человек. Я думаю, вы все могли бы помогать родителям, тогда бы старик не сейчас2, а давно бросил бы свою церковь. Она была нужна ему, чтобы как-то существовать...

- Я, товарищ Сталин, порвал всякую связь с родителями в тысяча девятьсот двадцать шестом году, - ответил Александр Михайлович.

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).

2 После кончины супруги в 1939 году престарелый священник уже с трудом исполнял настоятельские обязанности, поэтому решил перебраться в город к дочери. Перед самой войной деревянный церковный дом отца Михаила разобрали и перевезли в Кинешму, где священник продолжал жить, находясь на попечении своих дочерей.

- Я и во всех анкетах, в автобиографии писал и пишу: связи с родителями не имею. В противном случае не только не состоял бы в рядах нашей партии, но и вряд ли служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, тем более в системе Генерального штаба.

Сказано было по тем временам смело. Василевский от волнения замолчал.

- Продолжайте, продолжайте, - подтолкнул Иосиф Виссарионович.

- Уж коль разговор зашел, все выкладывайте, не стесняйтесь. Здесь только свои.

- Недавно я получил письмо от отца, товарищ Сталин. Единственное за многие годы. В тот же день доложил секретарю партийной организации Генштаба. Секретарь потребовал, чтобы я и впредь сохранял во взаимоотношениях с родителями прежний порядок.

- Ну и дурак же ваш секретарь! - усмехнулся Сталин.

- Это ненормальное явление. Товарищи члены Политбюро, полагаю, с моей оценкой согласятся. Вы, товарищ Василевский, немедленно установите с родителями связь, оказывайте им систематическую материальную помощь. А парторганизации Генштаба сообщите: вам это разрешается. Политбюро разрешает»1 (фото 34).

Похожую историю, только более скупо, рассказывал председатель Издательского отдела Московской Патриархии, митрополит Волоколамский Пити-рим (Нечаев) (|2003). При этом Владыка аккуратно оговаривался, что встречал эту историю в военных мемуарах и слышал ее от близких маршала, т.к. дружил с братом Василевского2. Приведем этот небольшой рассказ также полностью.

«Есть легенда, что Патриарх встречался со Сталиным и исповедовал его. Семинарское прошлое Сталина и его своеобразное отношение к Церкви породили несколько подобных рассказов, которые передавались как легенды. Вот один из них. Маршал Василевский был сыном священника. Однажды на заседании военного совета Сталин спросил его: «Маршал, говорят, у вас отец священник?» - «Да, Иосиф Виссарионович, но я с ним не имею никаких отношений!» - «Это плохо. Сын должен заботиться о своем отце». - Последовал вздох облегчения, и с тех пор Василевский регулярно посылал своему отцу подкрепление в виде продовольственных посылок. Это было во время войны. Так что, достоверен ли рассказ об исповеди - не могу сказать, хотя и не исключаю, что это могло быть. Мы тогда были очень дисциплинированны - лишнего не говорили и не спрашивали. Поэтому у меня нет даже самых малых данных, чтобы что-либо утверждать. Но легенды рождаются не на пустом месте. Существуют какие-то «поля», которые при определенном напряжении становятся как бы реальностью»3.

Младший сын военачальника Игорь Александрович Василевский вспоминает: «Наши личные вещи всегда просматривались, даже мои дет-

1 Белов П.Ф. Тернии и звезды: Повествование о Василевских. - Иваново: Талка, 1997. - С.207.

2 Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая: Воспоминания. - М.: Ульяновский дом печати, 2004. - С.110.

3 Там же.

ские игрушки. Фиксировались наши разговоры и перемещения, круг нашего общения. Это была жизнь под жестким контролем, и мы это хорошо понимали»1. По понятным теперь причинам маршал также не крестил в церкви своего первенца Юрия2 (фото 35).

В другом своем интервью Игорь Александрович свидетельствует: «Ситуация была такая: все, что произносилось в нашем доме, фиксировалось в определенных органах. Нас окружали люди, которые ежедневно писали отчеты. Потому никаких разговоров ни на рабочие, ни на личные темы. Мы научились общаться без слов, мысленно. Ловил взгляды, жесты, малейшие оттенки изменения настроения. Какие-то вещи я буквально «считывал» у отца и матери. Причем такой невербальный способ общения был у нас в ходу не только в годы войны, но и еще десять лет после нее. Что касается Бога и веры. У нас в доме не было ни икон, ни Библии. Это было стопроцентно исключено. В середине войны отношение к духовенству изменилось, когда Сталин сам переориентировался: все резервы были использованы, и он повернулся к Церкви. И тогда Сталин укорил Василевского на одном из приемов при всем правительстве: как же так, не помогаешь отцу. И в 4546-м годах мой дед был в Москве. Прекрасно помню его. Очень многие положительные качества отца были восприняты от деда. Потому что тот, несмотря на все эти тяжелейшие условия, сохранил свой веселый нрав, любил по-доброму шутить»3.

«Мы научились общаться без слов, мысленно», - эти емкие слова можно назвать девизом элиты советского общества. Разговоры о вере запрещались в светской среде, разговоры о политике в любой сфере. У людей, переживших то тревожное время, эта привычка сохранялась очень долго.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Августин (Никитин) так написал об одном своем разговоре с выдающимся отечественным богословом протоиереем Ливерием Вороновым (f1995)4: «Как-то, в конце 1980-х годов, в разговоре за обеденным столом, я высказал уже заурядную по тем временам мысль: Ленин был такой же палач, как и Сталин; оба они — «убийцы за письменным столом». Поперхнувшись супом, отец Ли-верий подчеркнуто четко произнес: «А я уважаю Владимира Ильича как основателя социалистического государства». Я продолжал настаивать на своем,

1 Воспоминания И.А. Василевского / Елена Косова, Игорь Белогуров Маршал Василевский - великий полководец и несостоявшийся учитель / Портал «РИА-Новости» (28.04.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ocherki/20110428/369122588.html (2018-04-24).

2 Юрий Александрович Василевский (1925-2013), генерал-лейтенант авиации. Сын от первого брака Василевского с Серафимой Николаевной Вороновой (1904—1980), брак распался в 1934 г. Юрий был женат на дочери Маршала Советского Союза Г.К. Жукова - Эре Георгиевне.

3 Воспоминания И.А. Василевского / Меркачева Е. Маршал милостью Божией // Московский комсомолец. - №26443. - 01.02.2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mk.ru/social/ interview/2014/01/31/978635-marshal-milostyu-bozhey.html (дата обращения 2018-04-24).

4 Рукоположен в сан диакона Литовским и Виленским митрополитом Сергием (Воскресенским) в кафедральном Троицком соборе Пскова 24 апреля 1943 года, а через два дня - в сан священника. Во время немецкой оккупации в составе Псковской миссии совершал миссионерское служение, оказывая пастырскую помощь. Арестован в Таллинне в 1944 году. Находился в заключении до апреля 1955 года.

и тогда профессор, отсидевший при Сталине свою «законную десятку» в Норильске, произнес фразу, потрясшую меня своей «многоплановостью»: «Отец Августин! Если меня спросят — был ли у нас с вами этот разговор, я не смогу сказать, что его не было». От лагерной психологии о. Ливерий начал освобождаться только после августа 1991 года»1. Фактически незадолго до кончины в 1995 году.

От ГУЛага в конце 1930-х годов будущего маршала спас Борис Михайлович Шапошников (+1945). «Дядя Шура, - вспоминал племянник Василевского, - скорее всего, в застенках побывал. Однажды Шапошников позвонил его жене Екатерине Васильевне и спросил, где муж. «Уехал на работу». Однако в Генштаб Василевский не явился и назавтра. Тогда Борис Михайлович пошел к Сталину...»2

Стремление избежать проблем с властью становилось определяющим моментом в поведении людей, занимающих высокие должности в Советском Союзе. Пренебрегая осторожностью, человек не только мог навредить себе, но и подставить под удар своих близких. Представляется, что именно желание Александра Михайловича Василевского уберечь родных от беды стало главным мотивом разрыва его отношений с отцом. Именно «разрыва», а не «отречения».

Василевский до начала войны не мог оказывать помощь отцу из-за плотного наблюдения. Фактически, своей отстраненностью Александр Михайлович сохранил родственников до лучшего времени, которое вскоре наступило.

Сам маршал писал, что Сталин в конце войны еще раз вспомнил о моих стариках, «спросив, где и как они живут. Я ответил, что мать умерла, а 80-летний отец живет в Кинешме у старшей дочери, бывшей учительницы, потерявшей во время Великой Отечественной войны мужа и сына. — А почему бы вам не взять отца, а быть может, и сестру к себе? Наверное, им здесь было бы не хуже, — посоветовал Сталин»3.

Таким образом, Василевский смог увидеть отца и восстановить с ним общение только в 1946 году (фото 36-37). Вместе с престарелым батюшкой в гости к маршалу приехали сестры Елена и Вера. Отец и сын долго стояли обнявшись. Александр Михайлович предложил отцу остаться жить у него. Но отец Михаил отказался и вернулся в Кинешму, хотя потом приезжал в гости. Во время этих визитов были сделаны известные снимки маршала с отцом.

Таким образом, следует отметить, что в данный момент является ошибочным полагать, что маршал Василевский, скрывал свое происхождение из духовного сословия. Неверным также видится утверждение, что маршал отрекся от своего отца. В то же время является очевидным, что на протяжении двадцати лет Василевский не имел отношений со своим отцом. Безус-

1 Августин (Никитин), архим. Митрополит глазами иподиакона // Нева. - 2004. - №10. - С.160.

2 Воспоминания краеведа П.Ф.Белова / Князев В. Неслучившееся покаяние // Труд. -14.05.2005. - №065. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trud.ru/article/14-04-2005/ 86348_nesluchivsheesja_pokajanie.htm (дата обращения 2018-04-24).

3 Дело всей жизни (см. сн. 4).

ловно, он «глубоко переживал разрыв с родителями и до конца жизни не мог простить себе этого»1. В то же время сам отец Михаил не пытался наладить контакт с сыном, осознавая всю опасность такой попытки. Лишь после встречи в 1946 году он мог позволить себе напомнить об этом другим, да и то в особых обстоятельствах.

Так, на склоне лет отец Михаил приехал погостить к своей дочери в Плёс, красотами которого любовался с помощью бинокля. Во время такого осмотра достопримечательностей его задержали стражи порядка и препроводили в отделение милиции для выяснения личности. Документов у старика не оказалось, и тогда он предложил дежурному офицеру позвонить маршалу Василевскому. В результате звонить не пришлось, конфликт был улажен, перед священником долго извинялись2.

Скупость источников и тайна семейных отношений позволяют сделать осторожное предположение, что отец Михаил мог сам благословить сына на такой шаг или, по крайней мере, без осуждения отнестись к вынужденному решению сына. Когда-то предки отца Михаила не стали упорствовать в расколе, а признали официальную Церковь. Это позволило им сохранить свой уклад жизни, стать полноправными членами общества, приносить пользу своей стране. Осознание важного - их фамильная черта (фото 38).

В бытность советским генералом, Василевский принимал непростые решения, ему приходилось жертвовать ресурсами и людьми ради достижения стратегической цели. Эти вынужденные жертвы не оказались напрасны. «Вера никогда его не покидала. Но отношения его с Богом были внутри... Он научился жить, не показывая их. До последних дней»3, - вспоминает сын военачальника. Зерно Истины, зароненное в душу юного семинариста Александра Васильевского, взошло много лет после кончины маршала. Как писал римский историк Тит Ливий: «Лучше поздно, чем никогда»4.

В 1995 году старший сын маршала, генерал-лейтенант авиации Юрий Василевский приехал на родину отца для открытия памятника павшим в Великой Отечественной войне. «Надумал в свои семьдесят креститься, обязательно в дедушкиной церкви», - сообщил он собравшимся5. Но приход деда Михаила в Новопокровском только начал восстанавливаться, поэтому на следующий день Юрий Александрович Василевский крестился в одном из ближайших храмов на родине предков6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2015 году во время Первосвятительского визита в Кострому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил мемориальную доску

1 Воспоминания краеведа П.Ф.Белова.

2 Воспоминания краеведа П.Ф.Белова.

3 Воспоминания И.А. Василевского / Меркачева Е. Маршал милостью Божией // Московский комсомолец. - №26443. - 01.02.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mk.ru/social/ interview/2014/01/31/978635-marshal-milostyu-bozhey.html (дата обращения 2018-04-24).

4 Тит Ливий. История Рима от основания города / Пер. с латин. Г. Ч. Гусейнова. - М.: Наука, 1989. - T.I. - С.178.

5 Воспоминания краеведа П.Ф.Белова.

6 Воскресенская церковь с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области.

в честь маршала А.М. Василевского, которую установили в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре1 (фото 39).

Костромская духовная семинария по праву гордится многими своими преподавателями и выпускниками, но особое место среди них занимает выдающийся военачальник, мудрый человек и достойный сын Родины маршал Александр Михайлович Василевский. В настоящее время его большой портрет находится в галерее выпускников Костромской духовной семинарии (фото 40).

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин (Никитин), архим. Митрополит глазами иподиакона // Нева. - 2004. - №10. - С.169-192.

2. Антонов И. Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской. - Иваново, 2000. - 352 стр.

3. Белов П.Ф. Тернии и звезды: Повествование о Василевских. - Иваново: Талка, 1997. - 302 стр.

4. Богатова Т.В., Соколов Н.В. Судьба семинариста на сломе эпох. Профессор Фигуровский и Костромская духовная семинария // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - Кострома, 2017. - С.75-92.

5. Василевский А.М. Дело всей жизни. — М.: Политиздат, 1978. - 320 стр.

6. Великая Отечественная война и костромские семинаристы // Костромские епархиальные ведомости. - 1914. - №23. - С.514.

7. Воспоминания И.А. Василевского / Елена Косова, Игорь Белогуров Маршал Василевский - великий полководец и несостоявшийся учитель / Портал «РИА-Новости» (28.04.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ocherki/20110428/369122588.html (дата обращения 2018-04-24).

8. Воспоминания И.А. Василевского / Меркачева Е. Маршал милостью Божией // Московский комсомолец. - №26443. - 01.02.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/interview/2014/ 01/31/978635-marshal-milostyu-bozhey.html (дата обращения 2018-04-24).

9. Воспоминания краеведа П.Ф.Белова / Князев В. Неслучившееся покаяние // Труд. - 14.05.2005. - №065. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trud.ru/article/14-04-2005/86348_nesluchivsheesja_pokajanie.htm (дата обращения 2018-04-24).

10. Как отразилась на жизни Костромской духовной семинарии Великая Отечественная война наших дней в 1914-15 учебном году // Костромские епархиальные ведомости. - 1916. - №12. - С.178.

11. Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 19141922 гг. - М.: Духовная Нива, 2013. - Т.УШ. - 909 стр.

12. Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая: Воспоминания. - М.: Ульяновский дом печати, 2004. - 640 стр.

1 Святейший Патриарх Кирилл в Костроме / Официальный сайт свято-Троицкого Ипатьевского монастыря [Электронный ресурс]. - URL: http://ipatievsky-monastery.ru/publikatsii/330-svyatejshij-patriarkh-kirill-v-kostrome (дата обращения 2018-04-24).

13. Прошение от 20.12.1914 / Историко-документальная выставка «Из истории Костромской духовной семинарии» / Официальный сайт Государственного архива Костромской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosarchive.ru/expo39 (дата обращения 2018-04-24).

14. Ремезов Д.С. Святые, связанные с историей Костромской духовной семинарии // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - Кострома, 2017. - №5. - С.93-112.

15. Руденко В. Покаяния не состоялось [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/08/13/391 (дата обращения 2018-04-24).

16. Савченко Н. Заботился ли Сталин о священнике Михаиле Василевском? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://beloedelo.com/researches/ article/?167 (дата обращения 2018-04-24).

17. Святейший Патриарх Кирилл в Костроме / Официальный сайт свято-Троицкого Ипатьевского монастыря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipatievsky-monastery.ru/publikatsii/330-svyatejshij-patriarkh-kirill-v-kostrome (дата обращения 2018-04-24).

18. Тит Ливий. История Рима от основания города / Пер. с латин. Г. Ч. Гусейнова. - М.: Наука, 1989. - T.I. - 727 стр.

19. Церковь Воскресения Христова и Георгия Победоносца «На площадке» в Костроме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lifekostroma. ru/cerkov-voskreseniya-hristova-i-georgiya-pobedonosca-na-ploshhadke-v-kostrome (дата обращения 2018-04-24).

20. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 816 стр.

Priest Georgii Andrianov Georgii V. Andrianov - priest, Ph.D.,Rector of the Kostroma Theological Seminary E-mail: [email protected]

Belov Andrey Mikhailovich doctor of historical sciences, professor, Kostroma State University E-mail: [email protected]

ALEXANDER MIKHAILOVICH VASILEVSKY: FROM SEMINARIST TO MARSHAL

The article is devoted to life of the Marshal of the Soviet Union Alexander Mikhailovich Vasilevsky. In 1914 he graduated from the Kostroma seminary and volunteered for the front of the First World War. It was a military service that became his destiny. The article examines the relationship of the Soviet marshal with his father, who was an Orthodox priest.

Keywords: Russian Orthodox Church, Kostroma Theological Seminary, Stalin, Gulag, Marshal Vasilevsky, Marshal Shaposhnikov, Unity, World War I, World War II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.