Научная статья на тему 'МАРШАЛ А. М. ВАСИЛЕВСКИЙ. ГОДЫ УЧЁБЫ В КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ'

МАРШАЛ А. М. ВАСИЛЕВСКИЙ. ГОДЫ УЧЁБЫ В КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маршал Александр Василевский / Костромская духовная семинария / делопроизводство Российской Империи / Первая мировая вой на / Marshal Alexander Vasilevsky / Kostroma Theological Seminary / office management of the Russian Empire / the First World War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Георгий Владимирович Андрианов

В статье на основании архивных документов, в том числе ранее неопубликованных, описывается малоизученный период (1909–1915) в биографии маршала Советского Союза А. М. Василевского. В это время будущий полководец проходит обучение в Костромской духовной семинарии. На последнем курсе он принимает решение посвятить свою дальнейшую судьбу военному служению. В статье, на основании источников, рассказывается о поведении, прилежании и успеваемости за каждый год учёбы семинариста Александра Васильевского. Именно такую фамилию имел будущий маршал в семинарские годы. Автор статьи приводит статистические и фактические данные о состоянии Костромской духовной школы в изучаемый период. Данная статья является материалом для второго издания книги «Маршал А. М. Василевский: от семинариста до маршала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARSHAL A. M. VASILEVSKY. YEARS OF STUDY AT KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY

On the basis of archival documents, including previously unpublished ones, the article describes a little-studied period (1909–1915) in the biography of Marshal of the Soviet Union — Vasilevsky A.M. The future commander studied at Kostroma Theological Seminary at that time. In his senior year, he decided to devote his future destiny to military service. The article, based on sources, tells about the behavior, diligence and academic performance for each year of study of the seminarian Alexander Vasilievskiy. It was the last name that the future marshal had during his seminary years. The author of the article provides statistical and factual data on the state of Kostroma Theological School in the period under study. This article is the material for the second edition of the book "Marshal Vasilevsky A.M.: from seminarian to Marshal".

Текст научной работы на тему «МАРШАЛ А. М. ВАСИЛЕВСКИЙ. ГОДЫ УЧЁБЫ В КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ»

Ипатьевский вестник. 2023. №3 (23). С. 55-68 Ipatievsky vestnik. 2023. № 3 (23). Р. 55-68

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 947.084:281.93(092)

DOI: 10.24412/2309-5164-2023-3-

Маршал А. М. Василевский. Годы учёбы в Костромской духовной семинарии

Георгий Владимирович Андрианов, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, rector44@mail.ru ОКСГО: 0000-0001-7534-6776

Аннотация. В статье на основании архивных документов, в том числе ранее неопубликованных, описывается малоизученный период (1909-1915) в биографии маршала Советского Союза А. М. Василевского. В это время будущий полководец проходит обучение в Костромской духовной семинарии. На последнем курсе он принимает решение посвятить свою дальнейшую судьбу военному служению. В статье, на основании источников, рассказывается о поведении, прилежании и успеваемости за каждый год учёбы семинариста Александра Васильевского. Именно такую фамилию имел будущий маршал в семинарские годы. Автор статьи приводит статистические и фактические данные о состоянии Костромской духовной школы в изучаемый период. Данная статья является материалом для второго издания книги «Маршал А. М. Василевский: от семинариста до маршала».

Ключевые слова: маршал Александр Василевский, Костромская духовная семинария, делопроизводство Российской Империи, Первая мировая война

Для цитирования: Андрианов Г. В., свящ. Маршал А. М. Василевский. Годы учёбы в Костромской духовной семинарии // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 55-68 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-3-55-68

Священник Георгий Андрианов, кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии /

Priest Georgy Andrianov, PhD in Theology, Rector of the Kostroma Theological Seminary

© Андрианов Г.В., 2023.

CHURCH-HISTORICAL STUDIES

Scientific article

Marshal A. M. Vasilevsky. Years of study at Kostroma

theological seminary

Georgy Vladimirovich Andrianov, Kostroma Theological Seminary, Kostroma, Russia, rector44@mail.ru ORCID: 0000-0001-7534-6776

Abstract. On the basis of archival documents, including previously unpublished ones, the article describes a little-studied period (1909-1915) in the biography of Marshal of the Soviet Union — Vasilevsky A.M. The future commander studied at Kostroma Theological Seminary at that time. In his senior year, he decided to devote his future destiny to military service. The article, based on sources, tells about the behavior, diligence and academic performance for each year of study of the seminarian Alexander Vasilievskiy. It was the last name that the future marshal had during his seminary years. The author of the article provides statistical and factual data on the state of Kostroma Theological School in the period under study. This article is the material for the second edition of the book "Marshal Vasilevsky A.M.: from seminarian to Marshal".

Keywords: Marshal Alexander Vasilevsky, Kostroma Theological Seminary, office management of the Russian Empire, the First World War

For citation: Andrianov G. V., priest. Marshal A. M. Vasilevsky. Years of study at Kostroma theological seminary // Ipatievsky vestnik. 2023. № 3. Р. 55-68 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-3-55-68

«Человек предполагает, а Бог располагает»

(Иез. 10: 23)

, Т ТУ, показывай свою семинарию!», — просили голоса на верхней палу-J. _1_бе волжского теплохода. «Так вот она! Прямо перед вами!», — чётко, но негромко ответил поседевший статный мужчина в красивом бежевом плаще. Это был Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский, который инкогнито вместе со своими близкими совершал путешествие по Волге в 1951 году.

Действительно, корпуса Костромской духовной семинарии расположены на набережной города. Семинарский городок хорошо виден с реки. Сейчас здания, где жил и учился будущий выдающийся военачальник, входят в комплекс Костромского государственного университета.

После войны маршал дважды совершал путешествие по Волге в кругу семьи... и под надзором охраны. О важном пассажире знал только капитан корабля. Регламент схода на берег жёстко соблюдался. Маршал уже не принадлежал себе, а фактически являлся достоянием государства. Его мозг хранил колоссаль-

ные объёмы информации о стратегических планах в годы Войны, состоянии Вооружённых сил в мирное время, секреты ядерной программы.

Поэтому не мог Александр Михайлович посетить много чего, в том числе бывшую Костромскую семинарию и духовное училище в Кинешме. Но в его памяти всплывали далёкие годы юности. Ему представлялось, как он вновь беззаботно идёт по тенистой аллее, устроенной на городском валу, к беседке А. Н. Островского, откуда «открывался незабываемый по красоте вид»1.

Семинарский период в жизни Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского занимает пять с половиной лет: с 1 сентября 1909 года по 24 января 1915 года. В семинарские годы он имел фамилию Васильевский (с мягким знаком), которая будет использоваться далее по тексту2.

Почти две тысячи дней Александр Васильевский носил красивую форменную одежду костромского семинариста, которая представляла собой мундирный сюртук из тёмного сукна с белыми металлическими пуговицами, а также фуражку с синим ободком и кокардой из скрещенных дубовых ветвей и надписью «К. Д. С.»3.

Первый учебный год (1909/1910). Прежде чем одеть семинарскую форму, Александр Васильевский весной 1909 года окончил духовное училище в г. Кинешма, которое в то время находилось в ведении Костромской духовной консистории.

Вместе с ним в первый класс семинарии поступило 145 человек. Всего на 1 сентября 1909 года в Костромской духовной семинарии имелось 543 студента4. Преподавание было довольно строгим, поэтому лишь треть из поступивших смогла и завершить обучение в семинарии. Выпуск 1915 года составил 50 человек5.

Начало учёбы для Александра Васильевского не задалось. Осенью 1909 года четырнадцатилетний юноша из костромской глубинки оказался затянут в водоворот всероссийского бурсацкого бунта. Волнения семинаристов носили антиправительственный характер в связи с отменой права для студентов духовных учебных заведений переходить для обучения на университетские факультеты.

1 Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Издательство политической литературы, 1989. Т.1. С. 11.

2 Ученики семинарии в то время назывались «воспитанниками». Для удобства повествования в статье используются синонимы (студенты, учащиеся и т.п.). Годовой этап обучения в семинарии назывался «классом», в котором были «отделения» (два или три). Для обозначения «класса» в настоящей статье иногда используется синоним «курс».

3 У воспитанников семинарии также имелась повседневная форма: куртка из тёмной материи со стоячим воротничком и синими кантами на рукавах, а также чёрный лакированный ремень с металлической белой пряжкой, на которой были вырезаны буквы К. Д. С. См.: Описание форменной одежды, утверждённой Его Преосвященством для воспитанников Костромской духовной семинарии // Костромские епархиальные ведомости. 1901. № 9. С. 122.

4 Ведомость о воспитанниках православных духовных семинарий к 1 сентября 1910 года // Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф.432. Оп.1. Д.4259. Л.81 об.

5 Рукописные заметки ректора Костромской духовной семинарии священника Георгия Чекана / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.144.

В процессе усмирения семинарских беспорядков учащихся Костромской духовной семинарии распустили по домам. Надо полагать, что во время этих вынужденных каникул, в холодные дни конца 1909 года, начинающий семинарист Александр Васильевский получил надлежащее соответствующее вразумление от родителей, которые в то время находились с малыми детьми в крайне стеснённом положении.

Здесь следует сказать, что 5 апреля 1909 года в доме Васильевских в селе Новопокровском случился большой пожар, и семья потеряла всё своё имущество. День был напряжённым: раньше срока родилась сестра полководца — Вера. По документам её дата рождения обозначена 7 июня, но в связи с несчастьем окрестили девочку уже летом и записали её данные в метрическую книгу с опозданием1.

Причина пожара, скорее всего, бытовая. Семья священника врагов не имела, и версию о поджоге следует исключить. Строить новый дом пришлось быстро. Помогали всем миром и управились к осени. Так как семья батюшки увеличилась, то новая постройка оказалась более просторной: шесть окон в ряд. Мебель, рамы и двери мастерил сам отец семейства. В таких тяжёлых условиях с большим трудом удалось собрать в семинарию сына Александра. Отец Михаил оплачивал его полное содержание в семинарии (75 рублей в год2). Поэтому батюшка оказался очень разочарован тем, что его сын не ценит родительской жертвы и увлекается политикой.

Второй учебный год (1910/1911) для Александра Васильевского прошёл достаточно спокойно. «Я выходец из духовного сословия, — писал маршал в мемуарах. — Но таких людей в России были десятки тысяч»3. Действительно, большая часть учащихся семинарии являлась поповскими сыновьями, некоторые из которых получили начальное образование в духовных училищах. Так, на 1 сентября 1910 года в Костромской духовной семинарии значилось 467 воспитанников (432 — из детей духовенства, 123 окончили духовные училища)4. Александр строго держался отцовского наказа и дорожил возможностью учиться. По результатам успеваемости за 1911 год Александр Васильевский был в середине списка своего класса (25-й из 45)5.

Третий учебный год (1911/1912) в его классе встретили 59 человек. Большинство из них имели отличные оценки по поведению. Только у четырех студентов были «четверки»6.

1 Белов П. Ф. Тернии и звёзды: Повествование о Василевских. М.: Областное книжное издательство «Талка»., 1997. С. 28.

2 Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Издательство политической литературы, 1989. Т.1. С. 10.

3 Василевский А. М. Дело всей жизни. М.: Издательство политической литературы, 1989. Т.1. С. 7.

4 Ведомость о воспитанниках православных духовных семинарий к 1 сентября 1910 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4259. Л.80 с об.

5 Разрядный список учеников Костромской духовной семинарии, составленный в Педагогических Собраниях Правления оной 3-11 июня 1911 года, при окончании 1910-11 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. 1911. № 13. С. 180.

6 Ведомость № 7 о поведении воспитанников православных духовных семинарий за 1910-1911 уч. г. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4259. Л.97.

Всего на 1 сентября 1911 года в КоДС значилось 472 воспитанника1. В семинарии продолжались отдельные антиправительственные акции, но они не носили системного характера. Так, 16 февраля 1911 года в семинарии «было разбросано гектографическое воззвание к учащимся за подписью "Костромской группы народников" по поводу 50-летия освобождения крестьян от зависимо-сти»2.

После третьего курса Александр Васильевский остался на переэкзаменовку по латинскому языку, но успешно справился с этим испытанием и продолжил учёбу3.

Четвертый учебный год (1912/1913) для Александра Васильевского в семинарии совпал с визитом в Кострому императора Николая II по случаю празднования 300-летия правящей династии Романовых в мае 1913 года. К торжественным мероприятиям активно привлекали семинаристов и не исключено, что будущий маршал смог лично увидеть Царскую семью.

В 1913/1914 учебном году в семинарии училось 552 человека, в среднем семинарский класс (их было несколько на курс) насчитывал около сорока человек (от 38 до 50)4. Общая успеваемость студентов заметно снизилась за счёт младших классов. В 1913/1914 учебном году треть студентов являлись «малоуспешными» (30,78%)5.

По итогам учебного года Александр Васильевский по-прежнему держался середины и стал 20-м из 37 однокашников6. Требования к знаниям были очень высокими и в перворазрядники выходили единицы учащихся. Таким образом, результаты обучения будущего маршала за первые четыре года в семинарии представляются весьма достойными.

Пятый учебный год (1913/1914) — последний мирный период перед Первой мировой войной, в которую Россия вступила летом 1914 года. В этом учебном году оценки за поведение у всех студентов КоДС были только «4» и «5»7. Не все учились хорошо, но все строго соблюдали семинарскую дисциплину.

В 1913 году в Костромской духовной семинарии имелся 31 наставник и преподаватель: ректор, инспектор, два помощника инспектора, двадцать один преподаватель и два надзирателя, а также учителя музыки, рисования, гимнастики

1 Ведомость № 4 о воспитанниках православных духовных семинарий к 1 сентября 1911 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4259. Л.94 об.

2 Письмо Св. Синода в Правление Костромской духовной семинарии от 14 марта 1911 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4344. Л.77.

3 Разрядный список учеников Костромской духовной семинарии, составленный в Педагогических Собраниях Правления оной 4, 8, 11 июня 1912 года, при окончании 1911-12 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. 1912. № 13. С. 219.

4 Статистическая ведомость Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4379. Л.40 об.

5 Сведения о малоуспешности по классам КоДС в 1913/1914 уч.г. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. — Л.141 об.

6 Разрядный список учеников Костромской духовной семинарии, составленный в Педагогических Собраниях Правления оной от 22 и 24 мая 1913 года, при окончании 1912-13 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. 1913. № 12. С. 218.

7 Ведомость о поведении воспитанников православной духовной семинарии за 1913-1914 уч. г. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.143.

и гигиены1. В 1913/1914 учебном году расходы епархии на содержание семинарии составили 16.871 рубль2.

Учебный день для воспитанников начинался в 6 часов утра. Два часа после подъёма ученики одевались-умывались. В 8 часов подавали утренний чай, а в 08.30 начиналась утренняя молитва для всех студентов в домовой Сретенской церкви, классные занятия с 08.55 до 12.50, затем обед. В послеобеденное время шли внеклассные занятия для младших курсов по музыке (понедельник и четверг с 14.10 до 15.40) и рисованию (среда и пятница с 14.10 до 15.40); для старших курсов — по еврейскому языку (понедельник и среда с 14.10 до 15.00)3. Отбой был в 11 часов вечера4.

К услугам учащихся были шикарные книжные собрания. В семинарских библиотеках насчитывалось около 27 тысяч томов (в фундаментальной библиотеке: 8.932 наименования в 20.056 томах5; в ученической — 2.730 наименований в 5.200 томах, а также 1.646 томов периодических изданий6). Согласно отчёту библиотекаря, «наибольшим вниманием и спросом со стороны воспитанников пользовались литературно-иллюстрированные журналы, как более лёгкие для чтения и не требующие особенного напряжения ума, а также духовные журналы "Русский паломник", "Христианин", "Трезвая Жизнь", "Отдых Христианина"»7.

С 1908 года студенты старших курсов (5 и 6) принимали участие в миссионерской работе — во "внебогослужебных чтениях в приходских церквах". Своеобразная подготовка к просветительской деятельности осуществлялась старшекурсниками в воскресные и праздничные дни в трёх костромских храмах: Ильинской церкви (руководил статский советник, кандидат богословия, преподаватель словесности, Владимир Алексеевич Конокотин), Сергиевской церкви (преподаватель Литургики А. Ильинский, с братом которого Александр Васильевский поступит в военное училище) и Богоотцовской церкви (о. Ректор)8.

Шестой учебный год (1914/1915) Александру Васильевскому было не суждено пройти полностью. В январе 1915 года он завершил досрочную сдачу экзаменов, а в феврале его уже зачислили в Алексеевское военное училище.

1 Материал для Всеподданейшего отчёта по Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.13.

2 Статистическая ведомость Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4379. Л.39 об.

3 См. например: Расписание занятий в Костромской духовной семинарии на 1914/1915 уч.г. / ГАКО. Ф.432. Д.4368. Л.7.

4 Расписание дня в Костромской духовной семинарии на 1 сентября 1914 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.148.

5 Отчет о состоянии фундаментальной библиотеки Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4379. Л.88.

6 Отчет о состоянии ученической библиотеки Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.85.

7 Отчет о состоянии ученической читальни при КоДС 1913-1914 уч.г. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4379. Л.90 об.

8 Постановление Правления Костромской духовной семинарии об организации внебогослужебных чтений на 1913/1914 уч.г. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4379. Л.151об.

На 1 января 1914 года в семинарии числилось 547 воспитанников, из них на своём содержании — 295, на казённом — 150, пользующихся пособием из епархиальных средств — 52 и стипендиатов — 131.

Известно, что в ноябре в выпускном классе все учились хорошо: из 60 человек считались «вполне успевающими» — 54, «не вполне успевающими» — 6)2. Известно, что одна часть студентов выпускного курса проживала в одной комнате семинарского общежития, а другая часть снимала квартиры в городе3. Скорее всего, будущий маршал проживал в казённом общежитии.

Несмотря на начало войны, кормили семинаристов хорошо. Сохранилось меню первых военных месяцев для обеденного стола воспитанников из казённого общежития (22-28 октября 1914 года):

Понедельник: щи с говядиной, каша рисовая на молоке, «ситный дважды» (два больших куска простого хлеба).

Вторник: суп картофельный с говядиной, каша пшённая на молоке, ситный дважды.

Среда: гороховый суп с гренками, манные котлеты с черничным соусом, ситный дважды.

Четверг: борщ с говядиной и сметаной, каша рисовая на молоке, ситный дважды.

Пятница: пирог с яблоками, лапша с севрюгой, по два яблока «антоновки», ситный сдобный дважды.

Суббота: щи с говядиной, каша пшённая на молоке, ситный дважды.

Воскресенье: пирог с капустой и яйцом, жареная баранина, ситный сдобный дважды4.

Воспитанники всех курсов старались добросовестно соблюдать семинарские порядки. Из нарушений дисциплины в то время указывались: «опаздывание» на утренние молитвы, «опущение» праздничных богослужений, разговоры в храме, отсутствие в «занятное время» на квартирах, отсутствие на уроке (только один случай)5. Среди исключённых значилось всего 15 человек, из которых: за проступки — двое, за нетрезвость — четверо, за беспорядки — трое, по другим причинам — шестеро6.

Медицинский отчёт был менее радостным, так как 1914 год стал непростым для духовной школы. Согласно данным семинарского врача, в классе Александра Васильевского переболели разными заболеваниями 49 человек, а всего в духовной школе через лазарет прошла половина учащихся — 278 человек7.

1 Рукописные заметки ректора Костромской духовной семинарии священника Георгия Чекана / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.144.

2 Журнал Правления Костромской духовной семинарии от 07 ноября 1914 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.193.

3 Отчет инспектора Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.147.

4 Меню семинарского обеда / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.130.

5 Журнал Правления Костромской духовной семинарии от 07 ноября 1914 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.200.

6 Данные по исключенным из Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4382. Л.1 об.

7 Отчет врача Костромской духовной семинарии / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.152-153.

Тем не менее в общем и целом воспитанники семинарии своей репутацией дорожили. Хорошее поведение позволяло избежать расходов на образование или значительно их снизить. В 1914/1915 учебном году на казенном содержании состояло 124 студента. Лучшие ученики могли рассчитывать на одну из стипендий, которые имелись в семинарии для поддержки одарённых воспитанников.

Александр Васильевский учился за счёт родителей и, пережив печальный опыт непослушания в начале своего обучения, старался оправдать доверие отца. Однако только хорошего поведения было недостаточно для получения финансовой помощи, а планка по учёбе была очень высокой. Всего лишь небольшая часть студентов могла её осилить.

Как и все, Александр Васильевский стремился повышать свои результаты по учёбе, добросовестно выполняя учебные задания. Так, в частности, он составил проповедь на воскресенье 26 октября 1914 года. Сам текст не сохранился, но, вероятно, он размышлял над мужеством древнего воина Дмитрия Солунско-го, чья память приходится на этот день (8 ноября по новому стилю)1.

В первом полугодии студент выпускного курса Александр Васильевский писал четыре сочинения: в качестве домашней работы—по Гомилетике (искусству проповеди) и Нравственному богословию, в классе — по Обличению старообрядчества и Церковной истории2. Известна тема сочинения по Нравственному богословию: «Истинная нравственность может ли быть автономной?» Студентам предстояло разобраться в автономной этике Аристотеля (системе морали, которая отрицает зависимость от внешних факторов)3.

Дошли до нас темы сочинений и на второе полугодие 1914/1915 уч.г. В качестве домашней работы надлежало написать сочинение по Священному Писанию: «Характер христианской свободы по учению св. ап. Павла в 8-10 гл. послания к Коринфянам»; по Церковной истории: «Почему христианство при св. Владимире и его ближайших преемниках с большим успехом распространилось в южной, чем в северо-восточной и северо-западной Руси?»4. В классе также надлежало выполнить текстовые работы по Обличительному богословию и Практическому руководству для пастырей. Надо полагать, что указанные сочинения были досрочно написаны Александром Васильевским и успешно сданы.

В целом успеваемость и трудолюбие Александра Васильевского были на достойном уровне. На начало 1914/1915 уч.г. его не было в списках отстающих5. Это важно подчеркнуть ввиду того, что он не собирался быть священником. При этом он вдумчиво изучал такие специфические церковные дисциплины, как Литургика (наука о богослужении), Практическое руководство для пастырей (совершение священнодействий), Гомилетика (искусство проповеди) и богословские дисциплины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Список проповедей студентов Костромской духовной семинарии от 18 сентября 1914 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4386. Л.100.

2 Расписание сочинений для учеников Костромской духовной семинарии на первое полугодие 1914-1915 гг. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.90.

3 Список тем студенческих сочинений / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4386. Л.15.

4 Темы сочинений на второе полугодие 1914/1915 уч. г. / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.246 об.

5 Ведомость о переэкзаменовках и экзаменах воспитанников Костромской духовной семинарии в августе месяце 1914 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.27-33.

Сохранилось расписание занятий выпускного класса КоДС, по которому можно представить объём сугубо церковных наук1:

Понедельник: Священное Писание, Догматическое богословие, Гомилетика, Практическое руководство для пастырей.

Вторник: Священное Писание, Догматическое богословие, Нравственное богословие, Гомилетика (искусство проповеди), Практическое руководство для пастырей.

Среда: Дидактика, Нравственное богословие, Церковная история, Обличение старообрядчества.

Четверг: Священное Писание, Церковная история, Основное богословие, Практическое руководство для пастырей, Гигиена.

Пятница: Пение, Нравственное богословие, Дидактика, Церковная история.

Суббота: Священное Писание, Обличение старообрядчества, Церковная история, Пение, Гигиена.

Видный семинарист Александр Васильевский не был обделён женским вниманием. Его рост составлял 178 сантиметров, что в то время было выше среднего показателя (167 см.)2. Он являлся умным, но не занудным молодым человеком приятной наружности. Обладал хорошей физической формой и решительным характером. Имел чувство меры и такта.

В то время юноши и девушки учились в разных образовательных учреждениях. Возможность встречаться с противоположным полом у них имелась на танцевальных вечерах, которые проводились в учебных заведениях Костромы. На одном из таких танцевальных вечеров с будущим маршалом познакомилась скромная воспитанница педагогических курсов Поспелова Елизавета Ивановна (1899 г.р.).

До сентября 1914 года за приличным поведением молодёжи смотрели представители администрации семинарии. С началом войны семинаристам запретили посещение «кинематографов» без особого разрешения, отменили танцевальные вечера. Это было вызвано призывом в армию нескольких семинарских наставников, которые по должности наблюдали за поведением будущих священников на городских гуляниях и прочих увеселительных мероприятиях. Но юноши и девушки, как это было всегда, всё равно находили возможность пообщаться.

Елизавета Поспелова рассказала родным об интересном кавалере из семинарии, но, к сожалению, дальше танцев их отношения не пошли. Вероятно, война спутала все планы, и поэтому молодые люди расстались навсегда. Девушка была из духовной среды, и семинарист Александр Васильевский вполне мог видеть в Елизавете хорошую партию, так как хотел после семинарии поработать школьным учителем и педагогический семейный тандем представлялся ему весьма удобным.

1 Расписание уроков на 1914/1915 учебный год / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4368. Л.94.

2 См.: Зенкевич П. И., Алмазова Н. Я. Изменение размеров тела взрослого мужского населения Центральной части РСФСР за 100 лет // Куршакова Ю. С. и др. Проблемы размерной антропологической стандартизации для конструирования одежды. М., 1978. С. 64-71.

Позже Елизавета Поспелова создала крепкую семью с Михаилом Алексеевичем Чухониным. Она работала учительницей в селе Чмутово Галичского уезда Костромской губернии, где служил священником её брат Александр. У них было пятеро детей. До войны супруг был начальником почты. Во время блокады служил в Ленинграде, где обеспечивал связь на Дороге жизни. Троих сыновей также забрали на фронт. Старший был танкистом (вернулся с контузией, но потом опять ушёл в армию), средний погиб, а младший пришёл без ноги. Две дочери оставались с ней. Елизавета Ивановна прожила 85 лет и мирно скончалась в 1984 году. Смотрела военные парады по телевизору, где без труда узнавала бывшего кавалера. Вся родня по-доброму подначивала её былым знакомством. Когда, например, в прессе появлялась хроника с маршалом А. М. Василевским, то близкие кричали ей: «Лиза, иди читай скорее! Про твоего опять напечатали!». Сегодня её внук Олег учится в Костромской духовной семинарии. Он и рассказал о своей бабушке.

Во второй четверти 1914/1915 года в семинарии значилось 510 воспитан-ников1. В декабре месяце инспектор КоДС, кандидат богословия Павел Дмитриевич Иустинов (f1921) сообщал, что «трое воспитанников уволены из семинарии по прошениям, с согласия их родителей, для поступления в военную службу». Среди них ещё не могло быть Александра Васильевского, так как известно, что его отец священник Михаил Васильевский дал своё письменное согласие только в январе 1915 года. Близился момент, который направит жизнь семинариста к маршальскому жезлу.

Итоги. Семинарист Александр Васильевский смог получить свидетельство об окончании Костромской духовной семинарии 24 января 1915 года. Об этом свидетельствует его собственноручная запись, оставленная на дубликате диплома в семинарской канцелярии. Это случилось в день памяти святителя Григория Богослова.

Александр Васильевский хоть и изучал богословие, но давно решил стать агрономом. При нормальном течении жизни для этого ему бы потребовалось несколько лет отработать учителем в сельской школе и скопить средства для дальнейшего образования. Но Homo proponit, sed Deus disponit (человек предполагает, а Бог располагает). Так звучно на латинском языке произносится изречение древнего пророка Иезекииля (10, 23). Когда-то осилив латынь в семинарии, Александр Васильевский всё же отказался не только от пастырской стези, но и от своей прежней мечты стать агрономом. Теперь с горячими патриотическими чувствами он стремился постигнуть военную науку.

Поезд уносил будущего маршала в столицу сквозь снежную темень, а в кармане его форменного сюртука лежало семинарское направление в пехотное училище. В документе говорилось, что он «во время обучения своего в семинарии был благонадёжной настроенности, отличного поведения и добрых религиозных и нравственных качеств»2.

1 Доклад инспектора Костромской духовной семинарии Иустинова от 23 декабря 1914 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.432. Л.12.

2 Справка Правления Костромской духовной семинарии № 222 от 25.01.1915 года / ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.4406. Л.28.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

1. Ведомость № 4 о воспитанниках православных духовных семинарий к 1 сентября 1911 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4259. — Л.94 об.

2. Ведомость № 7 о поведении воспитанников православных духовных семинарий за 1910-1911 уч. г. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4259. — Л.97.

3. Ведомость о воспитанниках православных духовных семинарий к 1 сентября 1910 года / Государственный архив Костромской области (ГАКО). — Ф.432. — Оп.1. — Д.4259. — Л.81 об.

4. Ведомость о воспитанниках православных духовных семинарий к 1 сентября

1910 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4259. — Л.80 с об.

5. Ведомость о переэкзаменовках и экзаменах воспитанников Костромской духовной семинарии в августе месяце 1914 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.27-33.

6. Ведомость о поведении воспитанников православной духовной семинарии за 1913-1914 уч. г. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.143.

7. Данные по исключенным из Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4382. — Л.1 об.

8. Доклад инспектора Костромской духовной семинарии Иустинова от 23 декабря 1914 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.432. — Л.12.

9. Журнал Правления Костромской духовной семинарии от 07 ноября 1914 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.193.

10. Журнал Правления Костромской духовной семинарии от 07 ноября 1914 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.200.

11. Материал для Всеподданейшего отчёта по Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.13.

12. Меню семинарского обеда / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.130.

13. Описание форменной одежды, утверждённой Его Преосвященством для воспитанников Костромской духовной семинарии // Костромские епархиальные ведомости. — 1901. — № 9. — С. 122.

14. Отчет врача Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.152-153.

15. Отчет инспектора Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.147.

16. Отчет о состоянии ученической библиотеки Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.85.

17. Отчет о состоянии ученической читальни при КоДС 1913-1914 уч.г. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4379. — Л.90 об.

18. Отчет о состоянии фундаментальной библиотеки Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4379. — Л.88.

19. Письмо Св. Синода в Правление Костромской духовной семинарии от 14 марта

1911 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4344. — Л.77.

20. Постановление Правления Костромской духовной семинарии об организации внебогослужебных чтений на 1913/1914 уч.г. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4379. — Л.151об.

21. Разрядный список учеников Костромской духовной семинарии, составленный в Педагогических Собраниях Правления оной 3-11 июня 1911 года, при окончании 1910-11 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. — 1911. — № 13. — С. 180.

22. Разрядный список учеников Костромской духовной семинарии, составленный в Педагогических Собраниях Правления оной 4, 8, 11 июня 1912 года, при окончании

1911-12 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. — 1912. — № 13. — С. 219.

23. Разрядный список учеников Костромской духовной семинарии, составленный в Педагогических Собраниях Правления оной от 22 и 24 мая 1913 года, при окончании

1912-13 учебного года // Костромской духовной семинарии. — 1913. — № 12. — С. 218.

24. Расписание дня в Костромской духовной семинарии на 1 сентября 1914 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.148.

25. Расписание занятий в Костромской духовной семинарии на 1914/1915 уч.г. / ГАКО. — Ф.432. — Д.4368. — Л.7.

26. Расписание сочинений для учеников Костромской духовной семинарии на первое полугодие 1914-1915 гг. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.90.

27. Расписание уроков на 1914/1915 учебный год / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.94.

28. Рукописные заметки ректора Костромской духовной семинарии священника Георгия Чекана / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.144.

29. Сведения о малоуспешности по классам КоДС в 1913/1914 уч.г. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.141 об.

30. Список проповедей студентов Костромской духовной семинарии от 18 сентября 1914 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4386.- Л.100.

31. Список тем студенческих сочинений / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4386. —

Л.15.

32. Справка Правления Костромской духовной семинарии № 222 от 25.01.1915 года / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4406. — Л.28.

33. Статистическая ведомость Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4379. — Л.40 об.

34. Статистическая ведомость Костромской духовной семинарии / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4379. — Л.39 об.

35. Темы сочинений на второе полугодие 1914/1915 уч. г. / ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д.4368. — Л.246 об.

36. Белов П. Ф. Тернии и звёзды: Повествование о Василевских. — М.: Областное книжное издательство «Талка»., 1997. — 304 с.

37. Василевский А. М. Дело всей жизни. — М.: Издательство политической литературы, 1989. — Т.1. — 320 с.

38. Зенкевич П. И., Алмазова Н. Я. Изменение размеров тела взрослого мужского населения Центральной части РСФСР за 100 лет // Куршакова Ю. С. и др. Проблемы размерной антропологической стандартизации для конструирования одежды. — М., 1978. — С. 64-71.

REFERENCES

1. Vedomost' № 4 o vospitannikah pravoslavnyh duhovnyh seminary k 1 sentyabrya 1911 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4259. — L.94 ob. (In Russian).

2. Vedomost' № 7 o povedenii vospitannikov pravoslavnyh duhovnyh seminary za 1910-1911 uch. g. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4259. — L.97. (In Russian).

3. Vedomost' o vospitannikah pravoslavnyh duhovnyh seminary k 1 sentyabrya 1910 goda / Gosudarstvennyj arhiv Kostromskoj oblasti (GAKO). — F.432. — Op.1. — D.4259. — L.81 ob. (In Russian).

4. Vedomost' o vospitannikah pravoslavnyh duhovnyh seminary k 1 sentyabrya 1910 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4259. — L.80 s ob. (In Russian).

5. Vedomost' o pereekzamenovkah i ekzamenah vospitannikov Kostromskoj duhovnoj seminarii v avguste mesyace 1914 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.27-33. (In Russian).

6. Vedomost' o povedenii vospitannikov pravoslavnoj duhovnoj seminarii za 1913-1914 uch. g. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.143.

7. Dannye po isklyuchennym iz Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4382. — L.1 ob. (In Russian).

8. Doklad inspektora Kostromskoj duhovnoj seminarii Iustinova ot 23 dekabrya 1914 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.432. — L.12. (In Russian).

9. ZHurnal Pravleniya Kostromskoj duhovnoj seminarii ot 07 noyabrya 1914 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.193. (In Russian).

10. ZHurnal Pravleniya Kostromskoj duhovnoj seminarii ot 07 noyabrya 1914 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.200. (In Russian).

11. Material dlya Vsepoddanejshego otchyota po Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.13. (In Russian).

12. Menyu seminarskogo obeda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.130. (In Russian).

13. Opisanie formennoj odezhdy, utverzhdyonnoj Ego Preosvyashchenstvom dlya vospitannikov Kostromskoj duhovnoj seminarii // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. — 1901. — № 9. — S.122. (In Russian).

14. Otchet vracha Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.152-153. (In Russian).

15. Otchet inspektora Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.147. (In Russian).

16. Otchet o sostoyanii uchenicheskoj biblioteki Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.85. (In Russian).

17. Otchet o sostoyanii uchenicheskoj chital'ni pri KoDS 1913-1914 uch.g. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4379. — L.90 ob. (In Russian).

18. Otchet o sostoyanii fundamental'noj biblioteki Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4379. — L.88.

19. Pis'mo Sv. Sinoda v Pravlenie Kostromskoj duhovnoj seminarii ot 14 marta 1911 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4344. — L.77. (In Russian).

20. Postanovlenie Pravleniya Kostromskoj duhovnoj seminarii ob organizacii vnebogo-sluzhebnyh chtenij na 1913/1914 uch.g. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4379. — L.151ob. (In Russian).

21. Razryadnyj spisok uchenikov Kostromskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj v Pedagogicheskih Sobraniyah Pravleniya onoj 3-11 iyunya 1911 goda, pri okonchanii 1910-11 uchebnogo goda // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. — 1911. — № 13. — S.180. (In Russian).

22. Razryadnyj spisok uchenikov Kostromskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj v Pedagogicheskih Sobraniyah Pravleniya onoj 4, 8, 11 iyunya 1912 goda, pri okonchanii 1911-12 uchebnogo goda // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. — 1912. — № 13. — S.219. (In Russian).

23. Razryadnyj spisok uchenikov Kostromskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj v Pedagogicheskih Sobraniyah Pravleniya onoj ot 22 i 24 maya 1913 goda, pri okonchanii 1912-13 uchebnogo goda // Kostromskoj duhovnoj seminarii. — 1913. — № 12. — S.218. (In Russian).

24. Raspisanie dnya v Kostromskoj duhovnoj seminarii na 1 sentyabrya 1914 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.148. (In Russian).

25. Raspisanie zanyatij v Kostromskoj duhovnoj seminarii na 1914/1915 uch.g. / GAKO. — F.432. — D.4368. — L.7. (In Russian).

26. Raspisanie sochinenij dlya uchenikov Kostromskoj duhovnoj seminarii na pervoe polugodie 1914-1915 gg. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.90. (In Russian).

27. Raspisanie urokov na 1914/1915 uchebnyj god / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.94. (In Russian).

28. Rukopisnye zametki rektora Kostromskoj duhovnoj seminarii svyashchennika Geor-giya CHekana / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.144. (In Russian).

29. Svedeniya o malouspeshnosti po klassam KoDS v 1913/1914 uch.g. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.141 ob. (In Russian).

30. Spisok propovedej studentov Kostromskoj duhovnoj seminarii ot 18 sentyabrya 1914 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4386.- L.100. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Spisok tem studencheskih sochinenij / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4386. — L.15. (In Russian).

32. Spravka Pravleniya Kostromskoj duhovnoj seminarii № 222 ot 25.01.1915 goda / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4406. — L.28. (In Russian).

33. Statisticheskaya vedomost' Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4379. — L.40 ob. (In Russian).

34. Statisticheskaya vedomost' Kostromskoj duhovnoj seminarii / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4379. — L.39 ob. (In Russian).

35. Temy sochinenij na vtoroe polugodie 1914/1915 uch. g. / GAKO. — F.432. — Op.1. — D.4368. — L.246 ob. (In Russian).

36. Belov P. F. Ternii i zvyozdy: Povestvovanie o Vasilevskih. — M.: Oblastnoe knizhnoe izdatel'stvo «Talka»., 1997. — 304 s. (In Russian).

37. Vasilevskij A. M. Delo vsej zhizni. — M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1989. — T.I. — 320 s. (In Russian).

38. Zenkevich P. I., Almazova N. YA. Izmenenie razmerov tela vzroslogo muzhskogo naseleniya Central'noj chasti RSFSR za 100 let // Kurshakova YU. S. i dr. Problemy razmernoj antropologicheskoj standartizacii dlya konstruirovaniya odezhdy. — M., 1978. — S. 64-71. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования: 19.06.2023; принята к публикации 13.07.2023.

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing: 19.06.2023; accepted for publication 13.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.