Научная статья на тему 'Марокканский султанат и суфийские братства (XVII-XVIII вв. ): диалектика конфликта и сотрудничества'

Марокканский султанат и суфийские братства (XVII-XVIII вв. ): диалектика конфликта и сотрудничества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / МАРОККО / ТУРУК / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МАХЗЕН / SUFISM / MOROCCO / SUFI BROTHERHOODS / ADMINISTRATIVE SYSTEM / MAKHZEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьева Дарья Владимировна

В статье рассматриваются отношения между марокканскими султанами XVII-XVIII вв. и суфийскими братствами. К началу XVII в. суфийские ордены превратились в могущественную силу, способную составить конкуренцию правящим династиям. В 1630-е гг. в борьбу за влияние на марокканской политической сцене включились Алауитские шерифы, которым удалось разгромить большинство влиятельных обителей того времени и провозгласить себя султанами Марокко. Однако, вступив на престол, алауитские султаны столкнулись с необходимостью выстраивать отношения с оставшимися или вновь возникшими братствами. Противоречие состояло в том, что, с одной стороны, открытая конфронтация с суфийскими шейхами, которые пользовались огромным авторитетом как на местном уровне, так и по всей стране, была невыгодна марокканским монархам, так как могла вызвать протест у поддерживавших братства племен. С другой стороны, допустить чрезмерный рост влияния суфиев было невозможно, поскольку это угрожало власти Алауитов. В этой ситуации султанам приходилось искать иные механизмы контроля над братствами, нежели прямое давление и военные действия. Анализ исторических хроник демонстрирует, что отношения двора и суфиев, которые традиционно воспринимались как конфликтные, на деле оказывались менее однозначными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Moroccan Sultanate and Sufi Brotherhoods (XVII-XVIII cc.): The Dialectics of Conflict and Cooperation

The article is focused on the relations between Moroccan sultans and Sufi brotherhoods in XVII-XVIII centuries. By the early XVIIth century Sufi orders had turned into powerful force that was able to compete with the ruling dynasties. In the 1630s the Alawi sharifs emerged on political stage and entered the struggle for power in Morocco. The Alawis successfully defeated the most part of powerful zawiyas and declared themselves as sultans of Morocco. However, after the Alawis took the throne they had to manage their relations with the rest of the Sufi orders or with the new created ones. The contradiction was that, on the one hand, the Alawi dynasty had no interest in open confrontation with Sufi shaykhs who had a great influence both at local level and throughout the country. On the other hand, the Moroccan rulers couldn’t permit the excessive growth of Sufis’ influence which threatened the Alawis’ authority. In this situation sultans had to look for other tools of controlling Sufi orders than the use of uncovered pressure and military force. The analysis of the historical chronicles shows that the relations of Moroccan court and Sufis were much more complicated than was previously thought.

Текст научной работы на тему «Марокканский султанат и суфийские братства (XVII-XVIII вв. ): диалектика конфликта и сотрудничества»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 2

Д.В. Соловьева

МАРОККАНСКИЙ СУЛТАНАТ И СУФИЙСКИЕ БРАТСТВА (XVII-XVIII вв.):

ДИАЛЕКТИКА КОНФЛИКТА И СОТРУДНИЧЕСТВА

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматриваются отношения между марокканскими султанами XVII-XVIII вв. и суфийскими братствами. К началу XVII в. суфийские ордены превратились в могущественную силу, способную составить конкуренцию правящим династиям. В 1630-е гг. в борьбу за влияние на марокканской политической сцене включились Алауитские шерифы, которым удалось разгромить большинство влиятельных обителей того времени и провозгласить себя султанами Марокко. Однако, вступив на престол, алауитские султаны столкнулись с необходимостью выстраивать отношения с оставшимися или вновь возникшими братствами. Противоречие состояло в том, что, с одной стороны, открытая конфронтация с суфийскими шейхами, которые пользовались огромным авторитетом как на местном уровне, так и по всей стране, была невыгодна марокканским монархам, так как могла вызвать протест у поддерживавших братства племен. С другой стороны, допустить чрезмерный рост влияния суфиев было невозможно, поскольку это угрожало власти Алауитов. В этой ситуации султанам приходилось искать иные механизмы контроля над братствами, нежели прямое давление и военные действия. Анализ исторических хроник демонстрирует, что отношения двора и суфиев, которые традиционно воспринимались как конфликтные, на деле оказывались менее однозначными.

Ключевые слова: суфизм; Марокко; турук; система управления; махзен.

Исламский мистицизм (тасаввуф) всегда занимал значимое место в религиозной и общественно-политической жизни мусульманских обществ. Аскетический образ жизни, сотворение чудес, просветительская деятельность, критика деспотичных правителей и роскоши дворцов халифов и султанов - все это делало суфийских пропо-

Соловьева Дарья Владимировна - ст. преподаватель кафедры арабской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: dashasolo@.mail.ru).

ведников чрезвычайно популярными среди рядовых мусульман и одновременно навлекало на них гнев правителей1. В связи с этим по мере дальнейшего роста популярности суфийских братств, или турук2, духовное могущество их лидеров позволяло им претендовать и на политическое господство и бросать вызов султанам3. Для изучения взаимоотношений власти и суфиев на том этапе, когда суфизм прочно укоренился во всех областях исламской ойкумены, представляется важным пример Марокко, где к началу XVII в. тенденции «политизации» суфизма проявились в наиболее экстремальном варианте.

Одним из катализаторов роста влияния суфийских обителей (за-вий) в Дальнем Магрибе с начала XV в. стала европейская экспансия на побережье. На волне джихада к власти при поддержке влиятельных джазулитских шейхов4 пришли Саадиды (1511-1659), а с их упадком мобилизующая сила суфийских обителей стала основной политической альтернативой угасавшему авторитету династии5.

В отличие от Саадидов, которые завоевали страну благодаря союзу с суфиями, пришедшая им на смену династия Алауитов

1 Все это приводило к гонениям на суфиев, например, так было со знаменитым Хасаном ал-Басри (642-728), Хусайном ал-Халладжем (858-922) и др. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М., 2004; Trimingham J.S. The Sufi Orders in Islam. Oxford University Press, 1971.

2 Турук - мн.ч. от араб. «тарика» - путь; мистический путь, по которому следует суфий.

Иерархическое устройство турук и традиции беспрекословного повиновения шейху братства также способствовали сплочению и быстрой мобилизации адептов тарики вокруг своего лидера при необходимости, в связи с чем суфийские братства играли большую роль в случае иностранного вторжения - например, Абд ал-Кадир в Алжире, Шамиль на Кавказе, мурабиты-муджахиды в Марокко и т.д. Knysh A. Contextualizing the Salafi-Sufi Conflict (from the Northern Caucasus to the Hadramawt) // Middle Eastern Studies, 2007. Vol. 43. № 4. P. 510.

3 Особенно это касалось периферийных территорий, где шейхи оказывались единственными носителями сакрального знания. Milani M. Sufi Political Thought. N.Y.: Routledge, 2018. P. 66-67.

4 Джазулийа - одно из ответвлений популярной в Марокко тарики Шазилийа.

5 Данный период известен в истории Марокко как «мурабитский кризис»: к началу XVII в. сформировалось несколько центров власти: северо-запад страны контролировал мурабит Мухаммад ал-Аййаши, в предгорьях Атласа процветала завийа Дила', на юге в области Сус выдвинулась завийа Иллиг во главе с Абу Хассуном ас-Семлали, а в Сиджильмасе - мурабит Абу Махалли. Дьяков Н.Н. Магриб - Машрик - Россия: Материалы по историографии и истории арабского мира. СПб, 2014. С. 100.

пробивала себе дорогу к власти именно путем ограничения и ликвидации всех влиятельных на тот момент завий - в 1668 г. первый султан династии Мулай Рашид (1664-1672) разрушил завийю Дила', в 1670 г. та же участь постигла Иллиг. Однако и после этого другие возникшие недавно мистико-аскетические братства продолжали оставаться источником постоянной угрозы для власти новой династии и сохранения контроля над территориями6.

Деятельность турук всегда находилась под пристальным вниманием Алауитов, поскольку завийи традиционно являлись одним из важнейших периферийных «центров силы»7 в государстве и имели достаточно оснований, чтобы оспорить легитимность правящих султанов. Например, шейх влиятельной тарики Насирийа, основанной в долине реки Дра' в Присахарье в середине XVII в., отказывался упоминать имя султана во время пятничной молитвы, что, несомненно, было открытой демонстрацией независимости за-вийи8. По свидетельствам хрониста Ахмада бен Халида ан-Насири (который, к слову, сам был потомком этого клана святых), султан обменивался письмами с шейхом братства Мухаммадом бен На-сиром ад-Дра'и и в некоторых посланиях угрожал ему, очевидно, обещая поступить с его завией в Тамгруте9 так же, как незадолго

6 В особенности это касалось тех шейхов, которые сами были шерифами (например, шерифы Уэззана).

7 «Центры силы» - понятие, разработанное крупным российским исследователем В.П. Лукиным для теории международных отношений. Под «центрами силы» подразумевались крупные государства, которые, несмотря на условия биполярного мира, претендовали на «особую роль» на региональном или глобальном уровне. Однако данный термин можно применить и в исторической науке для обозначения неких центров, независимых от правительства, но оказывающих влияние на местном уровне. Лукин В.П. «Центры силы»: концепции и реальность. М., 1983. С. 15.

8 Хотя сами шейхи объясняли подобный отказ тем, что упоминание султана в проповеди, якобы, является нарушением норм ислама, так как во времена пророка Мухаммада такого порядка не было. Laroui A. Les origines sociales et culturelles du nationalisme marocain (1830-1912). Casablanca, Centre Culturel Arabe, 2009. P. 144.

9 Насирийа привлекла внимание первого алауитского султана не случайно: в скором времени после своего основания тарика превратилась в крайне влиятельный центр религиозной пропаганды, а в руках ее шейхов сосредоточился контроль над участком транссахарского караванного пути, участком маршрута хаджжа и даже над водными ресурсами в южных провинциях Марокко. HammoudiA. Sainteté, pouvoir et société: Tamghrout aux XVIIe et XVIIIe siècles // Annales. Economies, societes, civilisations. 1980. № 3-4. P. 626-628 .

до этого он поступил с Иллигом. Однако смерть султана в 1672 г. помешала ему исполнить данную угрозу10.

Приход к власти брата Рашида, Мулай Исмаила (1672-1727), обозначил новые перспективы во взаимоотношениях двора с Тамгрутом, а также с другими крупными завийами. Ранние Алауиты (Мулай Шериф, Мулай Мухаммад), а также и Рашид, строили свою политику на основе союза с алимами против завий. Мулай Исмаил, который вошел в историю Марокко как жестокий правитель, подавлявший любые проявления смуты в стране, тем не менее применял к суфиям более гибкий подход, чем его предшественники. Можно утверждать, что его правление обозначило начало постепенного и непростого процесса втягивания могущественных обителей того времени в орбиту влияния махзена11 и интегрирования их в систему управления.

Так, «ростком» мирного взаимодействия между двором и Тамгрутом можно считать следующий эпизод: как следует из хроники Мухаммада ал-Кадири, в 1708 г. Сиди Ахмад бен Насир ад-Дра'и захотел совершить хаджж, однако Мулай Исмаил не отпустил его, хотя через год и позволил ему отправиться в паломничество12. Сам факт того, что шейх Насирийи запрашивал у султана разрешение на выезд из страны, говорит о серьезных переменах в отношениях завийи с султаном: если шейху необходимо согласие султана, тем самым он автоматически признает его авторитет и демонстрирует нежелание открытой конфронтации, что вряд ли было возможно еще при Мулай Рашиде.

Еще большее сближение махзена с Насирийей наметилось после прихода к власти Сиди Мухаммада бен Абдаллаха (1757-1790): султан сам вступил в члены братства, после чего шейх Тамгрута согласился отправить свои ополчения для осады Мазагана в 1769 г.13

10 Ан-Насири, Ахмад ибн Халид. Китаб ал-Истикса' ли ахбар дуввал ал-Магриб ал-Акса (Книга изучения сведений о династиях Дальнего Магриба). Касабланка, 1954-1956. Т. 7. С. 43.

11 Махзен - комплексное понятие, подразумевающее как султанскую администрацию, так и сложную систему неформальных отношений между двором и местными элитами.

12 Ал-Кадири, Мухаммад ибн ат-Тайиб. Нашр ал-масани ли ахл ал-карн ал-хади 'ашар ва-с-сани (Опубликование двустиший о людях одиннадцатого и двенадцатого века [хиджры]). Публ. М. Хаджжи и А. ат-Тауфика, Рабат, 1977-1986. Т. 3. С. 234.

13 Drague G. Esquisse d'histoire religieuse du Maroc... P. 191.

Другая могущественная суфийская обитель находилась на Севере. Это была завийа Ваззанийи, братства, лидеры которого были шерифами-идрисидами14, что давало им преимущество в случае полемики с Алауитами. Стоит отметить, что в отношении шерифских семейств Марокко Алауиты с самого начала проводили осторожную политику и стремились заручиться их поддержкой. Шерифы Уэззана не стали для них исключением. Несмотря на некоторые противоречия между двором и завийей на различных этапах, можно утверждать, что Ваззанийа в XVII-XVIII вв. стала проводником политики махзена на северо-западе султаната, или, по точному выражению известного марокканского историка Абдаллаха ал-Арви, подверглась «махзенизации»15.

При Мулай Исмаиле отношения махзена с завийей только начинали складываться. Первым шейхом братства, который приехал ко двору Алауитов в Мекнес, был Мулай ат-Тихами1й. После этого Уэззан направил свои ополчения в помощь султанскому войску для ведения джихада на побережье, что, несомненно, свидетельствует о наличии сотрудничества между обителью и двором17. Более того, как следует из описаний Мухаммада ал-Кадири, ат-Тихами в своих проповедях постоянно призывал людей желать повелителю правоверных только побед и благополучия18.

Алауитский двор сохранил поддержку со стороны Ваззанийи и в период Тридцатилетней смуты (1727-1757), когда после смерти Мулай Исмаила центральная власть снова ослабла из-за распрей между сыновьями султана, а влияние завий, напротив, усилилось. Так, в 1728 г. верхушка чернокожей гвардии абид19 решила свергнуть одного из сыновей Исмаила, Мулай Абд ал-Малика. Когда об этом узнал шейх Ваззанийи Мулай ат-Тайиб бен Мухаммад ал-Ваззани, он отправился к ним и попытался заступиться за Абд ал-Малика,

14 Идрисиды - самые почитаемые шерифы в Марокко, ведущие свое происхождение от первой шерифской династии Идрисидов (788-974).

15 LarouiA. Les origines sociales et culturelles... P. 144.

16 Beck L.H. Plier ou être écrasé: les relations entre Mawlay Ismail, sultan du Maroc, et Mawlay al-Tihami, sharif de Wazzan // Studia Islamica. 1989. № 70. P. 155.

17 Drague G. Esquisse d'histoire religieuse du Maroc. Confréries et zaouias. Paris, P. 229.

18 Ал-Кадири, Мухаммад ибн ат-Тайиб. Нашр ал-масани... Т. 3. С. 219.

19 Абид ал-Бухари - войско, созданное Мулай Исмаилом, состоявшее из чернокожих невольников.

отговаривая абид от восстания20. Примечательно, что и при данных обстоятельствах шерифы Уэззана не стремились использовать ситуацию в свою пользу и выступить против Алауитов, ослабленных смутами.

Сотрудничество между завийей и двором, основы которого были заложены еще при Мулай Исмаиле, в дальнейшем еще больше расширялось. Во время правления его внука Сиди Мухаммада шейхи обители много времени проводили при дворе: так, Сиди Али бен Ахмад бен ат-Тайиб регулярно приезжал ко двору султана, а если

не заставал правителя в столице, то перемещался вслед за ним по

21

стране до тех пор, пока ему не удавалось встретиться с ним21.

Суть взаимоотношений, которые сложились между махзеном и Ваззанийей, хорошо отражена в письме, которое Сиди Мухаммад направил шейху Сиди Али бен Ахмаду бен ат-Тайибу в 1785 г. Так, султан в своем послании просит шейха о том, чтобы он наблюдал за всеми пашами ('уммал) Гарба («.. .Все паши Гарба, мы хотим, чтобы Вы наблюдали за ними и помогали нам в установлении справедливости, если Вы узнаете, что кто-либо из них кого-то притесняет, или совершает какой-либо нехороший поступок»)22. Тем самым, султан делегировал часть своих полномочий и обязательств шейху, что напоминает модель взаимоотношений мусульманских правителей с алимами. Это позволяет предположить, что в административной культуре Марокко, сложившейся при ранних Алауитах, не удается проследить принципиальной разницы между обращением султанов с алимами и суфиями.

Шейхи влиятельных турук зачастую выступали посредниками или арбитрами в конфликтах между членами правящего семейства. Так, в 1789 г. сын Сиди Мухаммада, Мулай Йазид, поднял восстание против своего отца и укрылся в завийи Абд ас-Салама бен Машиша,

20Аз-Заййани Абу-л-Касим. ал-Бустан аз-Зариф фи даулат аулад Мулай аш-Шариф (Красивый сад [повествования] государства потомков Мулай аш-Шарифа) / Публ. и коммент. Р. аз-Завийа. Рисани, 1992. С. 228.

21 Ад-Ду'айф ар-Рабати, Мухаммад ибн Абд ас-Салам. Тарих ад-Дуайф ар-Рабати. Тарих ад-даула ал-'алауийа ас-са'ида мин наша'тиха ила авахир 'ахд Маула Сулайман (История Ду'айфа Рабатского. История счастливой Алауитской династии от ее основания до окончания правления Мулай Сулаймана). 1043/1633-1238/1812. Касабланка, 1988. Т. 1. С. 346, 357, 366.

22 Там же. Т. 1. С. 353.

одного из самых почитаемых в Марокко святых23. Для того, чтобы вести переговоры с восставшим сыном, Сиди Мухаммад призвал лидеров двух важнейших братств в Марокко - Ваззанийи и Шар-кавийи. Шейхи Сиди Али ал-Ваззани и Сиди ал-Арби бен ал-Му'ти аш-Шаркави направились к Йазиду, чтобы убедить его сдаться24.

Для того, чтобы держать деятельность братств под контролем, Алауитские султаны стремились держать суфийских шейхов как можно ближе к себе и переселяли их в столичные города. Так, Мулай Исмаил разрешил наследнику дила'итского шейха, который был изгнан в Алжир после падения завийи, вернуться в Марокко, но поселил его в Фесе, где его деятельность отныне ограничивалась только научно-образовательной сферой. Внук основателя еще одной влиятельной тарики Шаркавийи Абд ал-Халик аш-Шаркави также вынужден был жить со своим сыном в Марракеше, где пользовался большим почетом и уважением со стороны Мулай Исмаила25.

Отношения двора с упомянутой выше Шаркавией складывались менее однозначно. Ее центр - завийа Бужад - находился в области Тадла и пользовался авторитетом среди местных племен. Рядом с завийей находилась крепость (касба) Тадла, которая была оплотом махзена в западных предгорьях Атласа. Мулай Исмаил не препятствовал распространению влиянию Бужада в регионе, и вскоре его авторитет признавался населением вдоль всей линии крепостей, построенных султаном для сдерживания берберских племен Атласа26. Чем может быть обусловлена поддержка влиятельного братства в таком непростом для управления регионе? Причин может быть несколько. Во-первых, можно предположить, что союзнические отношения с обителью позволяли махзену привлечь на свою сторону племена, лояльные братству. Во-вторых, известно, что помимо Шаркавийи, Исмаил поощрял создание завий Насирийи в Атласе27.

23 Мулай Йазид прожил в завийи бен Машиша вплоть до кончины Сиди Мухам-мада в 1790 г. Ан-Насири, Ахмад ибнХалид. Китаб ал-Истикса'... Т. 8. С. 65.

24 Ад-Ду'айф ар-Рабати, Мухаммад ибн Абд ас-Салам. Тарих ад-Дуайф... Т. 1. С. 366.

25 Букари Ахмад. Аз-Завийа аш-шаркавийа: завийат Аби-л-Джа'д, иш'а'уха ад-дини ва-л-'илми (Обитель братства Шаркавийа: завийа Бужад и ее религиозное и научное воздействие). Касабланка, 1985. Ч. 2. С. 100.

26 Букари Ахмад. Аз-Завийа аш-шаркавийа. Ч. 2. С. 127.

27 Drague G. Esquisse d'histoire religieuse du Maroc. P. 82.

Представляется вероятным, что тем самым султан стремился противопоставить авторитет одной завийи другой, с тем чтобы избежать чрезмерного роста влияния какой-то одной обители и сохранять равновесие между ними.

Несмотря на лояльность Шаркавийи махзену, во второй половине XVIII в. отношения между двором и обителью обострились. По свидетельствам хрониста Абд ас-Салама ад-Ду'айфа, в 1786 г. Сиди Мухаммад вызывал шейха Бужада Сиди ал-'Арби бен ал-Му'ти ко двору и угрожал ему, а вскоре после этого прислал в Бужад войска, которые разграбили и разрушили завийу.28 Лидера братства Сиди Мухаммада ал-'Арби султан отправил в Марракеш, где он прожил вместе со своей семьей вплоть до смерти султана29.

Таким образом, после череды угроз Сиди Мухаммад бен Аб-даллах решил пойти на открытую конфронтацию с Шаркавийей. Согласно одной из версий, султан опасался чрезмерного роста влияния обители, которая при Сиди ал-'Арби достигла апогея своего расцвета и стала центром притяжения для местных племен, которые искали у завийи защиты от произвола сборщиков налогов

30

махзена30.

Особого внимания в этой связи заслуживает позиция хрониста Абу-л-Касима аз-Заййани, который служил при дворе и пользовался большим доверием Сиди Мухаммада. Следовательно, его повествование во многом можно рассматривать как отражение позиции мах-зена. Показательно, что аз-Заййани описывает эпизод с разрушением завийи Бужад иначе, чем остальные хронисты. Так, он оправдывает разрушение обители, обвиняя членов Шаркавийи в том, что они «погрязли в пороке и давали приют недостойным людям, которые съезжались в завийу со всех сторон»31. Очевидно, что аз-Заййани, как чиновник махзена, не мог иначе преподнести данное событие, и вряд ли стоит сомневаться, что это был лишь формальный повод для разрушения завийи. Кроме того, ни Ахмад бен Халид ан-Насири,

28 Ан-Насири, Ахмад ибнХалид. Китаб ал-Истикса'... Т. 8. С. 59.

29 Там же. Т. 8. С. 59.

30 Букари Ахмад. Аз-Завийа аш-шаркавийа... Ч. 2. С. 155.

31 Аз-Заййани Абу-л-Касим. ал-Бустан аз-Зариф... С. 457. Предположительно, под этими иноземными «недостойными людьми» подразумеваются османы Алжира. Букари А. Аз-Завийа аш-шаркавийа. Ч. 2. С. 161.

ни Абд ас-Салам ад-Ду'айф о многочисленных «грехах» Шаркавийи не упоминают32.

Стоит отметить, что в хрониках придворных алауитских историков, посвященных событиям XVII - первой половины XVIII в., практически отсутствует информация о контактах двора и суфийских орденов. А если подобные сюжеты и встречаются, то описываются они крайне скупо. Так, например, такому важному событию, как уже упомянутый призыв шейха братства Насирийа ко двору Мулай Исмаила, в хронике Мухаммада ал-Кадири посвящено всего одно предложение. В то же время подобная сдержанность официальных алауитских хроник, напротив, говорит о многом: в этих кратких упоминаниях об отношениях с завийами отражается позиция махзена, который не хотел открытой конфронтации с суфийскими братствами. Придворные хронисты не называют их врагами или оппонентами султана, что является еще одним подтверждением того, что Алауиты искали иные методы нейтрализации влияния турук, нежели вооруженная борьба33.

Таким образом, анализ источников демонстрирует, что по мере «взросления» Алауитского государства отношение к завийам постепенно менялось. Начиная с Мулай Исмаила, султаны применяли в отношении суфийских братств гибкий и патерналистский подход. Для того чтобы гасить политические амбиции могущественных обителей, располагавших серьезными экономическими и людскими ресурсами, махзен проводил чрезвычайно гибкую политику, прибегая к широкому диапазону средств - от союзов с завийами и предоставления им привилегий до полного уничтожения. Некоторые турук (например, Ваззанийа) интегрировались в махзен и становились одним из механизмов контроля над целыми областями, что можно считать частью общих для арабского мира

32 В то же время отсутствие подобных деталей у Ахмада бен Халида ан-Насири может быть связано с тем, что автор писал об этом событии сто лет спустя.

33 Попытку радикального решения «суфийской проблемы» предпринял сын Сиди Мухаммада, Мулай Слиман (1792-1822), что довольно быстро доказало свою неэффективность: салафитские реформы султана, направленные на полное искоренение суфийских практик, вызвали противодействие не только со стороны турук, но и поддерживавших их берберских племен и даже алимов. ОрловВ.В. Крах ваххабитской модели в Магрибе: реформы марокканского султана Мулай Слимана (1792-1822 гг.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1993. № 4. С. 30-31.

тенденций34. В результате, Алауитские султаны выработали в отношении турук подход, который позволял сводить к минимуму угрозу чрезмерного возвышения какой-либо обители, и вместе с тем оставлял пространство для свободной деятельности шейхов. Таким образом, отношения, которые были «по умолчанию» конфликтными, постепенно удавалось трансформировать в сотрудничество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяков Н.Н. Магриб - Машрик - Россия: Материалы по историографии и истории арабского мира. СПб, 2014.

2. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX -начало XX в.). М., 1989.

3. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М., 2004.

4. Кныш А.Д. Суфизм // Ислам. Исторически очерки / Под ред. С.М. Прозорова. М., 1991.

5. Лукин В.П. «Центры силы»: концепции и реальность. М., 1983.

6. Орлов В.В. Крах ваххабитской модели в Магрибе: реформы марокканского султана Мулай Слимана (1792-1822 гг.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1993. № 4.

7. Орлов В.В. Суфийские братства в общественно-политической жизни исламского мира (50-е - 90-е годы) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

8. Beck L.H. Plier ou être écrasé: les relations entre Mawlay Ismail, sultan du Maroc, et Mawlay al-Tihami, sharif de Wazzan // Studia Islamica. 1989. № 70.

9. Drague G. Esquisse d'histoire religieuse du Maroc. Confréries et zaouias. Paris.

10. Hammoudi A. Sainteté, pouvoir et société: Tamghrout aux XVIIe et XVIIIe siècles // Annales. Economies, societes, civilisations. 1980. № 3-4.

11. Knysh A. Contextualizing the Salafi-Sufi Conflict (from the Northern Caucasus to the Hadramawt) // Middle Eastern Studies, 43:4, 2007.

12. LarouiA. Les origines sociales et culturelles du nationalisme marocain (1830-1912). Casablanca, Centre Culturel Arabe, 2009.

13. Milani M. Sufi Political Thought. N.Y.; Routledge. 2018.

14. Trimingham J.S. The Sufi Orders in Islam. Oxford University Press, 1971.

34 На позднем этапе своего развития некоторые суфийские братства постепенно отходили от резко негативного отношения к властям и все больше шли с ними на сотрудничество. Кныш А.Д. Суфизм // Ислам. Исторически очерки / Под ред. С.М. Прозорова. М., 1991. С. 176; Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 1989. С. 116-118; Орлов В.В. Суфийские братства в общественно-политической жизни исламского мира (50-е - 90-е годы) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С. 120-122.

15. Букари Ахмад. Аз-Завийа аш-шаркавийа: завийат Аби-л-Джа'д, иш'а'уха ад-дини ва-л-'илми (Обитель братства Шаркавийа: завийа Бужад и ее религиозное и научное воздействие). Касабланка, 1985.

16. Ад-Ду'айф ар-Рабати, Мухаммад ибн Абд ас-Салам. Тарих ад-Дуайф ар-Рабати. Тарих ад-даула ал-'алауийа ас-са'ида мин наша'тиха ила авахир 'ахд Маула Сулайман (История Ду'айфа Рабатского. История счастливой Алауит-ской династии от ее основания до окончания правления Мулай Сулаймана). 1043/1633-1238/1812. Т. 1-2. Касабланка, 1988.

17. Аз-Заййани Абу-л-Касим. ал-Бустан аз-Зариф фи даулат аулад Мулай аш-Шариф (Красивый сад [повествования] государства потомков Мулай аш-Шарифа) / Публ. и коммент. Р. аз-Завийа. Рисани, 1992.

18. Ал-Кадири, Мухаммад ибн ат-Тайиб. Нашр ал-масани ли ахл ал-карн ал-хади 'ашар ва-с-сани (Опубликование двустиший о людях одиннадцатого и двенадцатого века [хиджры]). Публ. М. Хаджжи и А. ат-Тауфика, Рабат, Т. 1-4, 1977-1986.

19. Ан-Насири Абу-л-Аббас Ахмад бен Халид. Китаб ал-истикса ли ахбар дувваль ал-Магриб ал-акса (Книга изучения сведений о династиях Дальнего Магриба). Т. 1-9. Касабланка, 1954-1956.

Daria V. Solovyeva

THE MOROCCAN SULTANATE AND SUFI BROTHERHOODS (XVII-XVIII cc.): THE DIALECTICS OF CONFLICT AND COOPERATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article is focused on the relations between Moroccan sultans and Sufi brotherhoods in XVII-XVIII centuries. By the early XVIIth century Sufi orders had turned into powerful force that was able to compete with the ruling dynasties. In the 1630s the Alawi sharifs emerged on political stage and entered the struggle for power in Morocco. The Alawis successfully defeated the most part of powerful zawiyas and declared themselves as sultans of Morocco. However, after the Alawis took the throne they had to manage their relations with the rest of the Sufi orders or with the new created ones. The contradiction was that, on the one hand, the Alawi dynasty had no interest in open confrontation with Sufi shaykhs who had a great influence both at local level and throughout the country. On the other hand, the Moroccan rulers couldn't permit the excessive growth of Sufis' influence which threatened the Alawis' authority. In this situation sultans had to look for other tools of controlling Sufi orders than the use of uncovered pressure and military force. The analysis of

the historical chronicles shows that the relations of Moroccan court and Sufis were much more complicated than was previously thought.

Key words: Sufism; Morocco; Sufi brotherhoods; administrative system; makhzen.

REFERENCES

1. Dyakov N.N. Maghrib - Mashriq - Rossiya. Materialy po istoriographii i istorii arabskogo mira (Maghreb - Mashriq - Russia. Material on historiography and history of the Arab world). Spb. S.-Peterb. Universitet, 2014.

2. Kirillina S.A. Islam v obchestvennoj zhizni Egipta (vtorayapolovinaXIX- nachalo XX vv.) (Islam in the social life of Egypt [second half of the XIX - beginning of the XX cc.]). M.: Nauka, 1989.

3. Knysh A. Musulmansky misticism. Kratkaya istorya (The Muslim Mysticism. Short history). M., 2004.

4. Knysh A. Sufism (Sufism). Islam. Istoricheskie ocherki (Islam. Historical essays). Pod red. S.M. Prozorova. M.: Nauka, 1991.

5. Lukin V.P. "Tsentry sily": kontseptsii i real'nost' ("Centres of power": concepts and reality). M., 1983.

6. Orlov V.V. Krah wahhabitskoy modeli v Magribe: reformy marokkanskogo sultana Moulay Slimana (1792-1822 гг.) (The Failure of the Wahhabi Model in Maghrib: Reforms of the Moroccan Sultan Moulay Sliman). Vesntik Moskovskogo universiteta. Ser. 13. Vostokovedenie. 1993, № 4.

7. Orlov V.V. Sufiyskiye bratstva v obchestvenno-politicheskoj zhisni islamskogo mira (50-90-e gody) (Sufi Brotherhoods in the socio-political life of Muslim World [50-90 years]). Islam i politika (vzaimodeystvie islama I politiki v stranah Blizhnego i Srednego Vostoka, na Kavkaze I v Central'noj Azii. M.: Institut vostokovedenya RAN, Craft+, 2001.

8. Beck L.H. Plier ou être écrasé: les relations entre Mawlay Ismail, sultan du Maroc, et Mawlay al-Tihami, sharif de Wazzan. Studia Islamica, № 70, 1989.

9. Drague G. Esquisse d'histoire religieuse du Maroc. Confréries et zaouias. Paris.

10. Hammoudi A. Sainteté, pouvoir et société: Tamghrout aux XVIIe et XVIIIe siècles. Annales. Economies, societes, civilisations. № 3-4, 1980.

11. Knysh A. Contextualizing the Salafi-Sufi Conflict (from the Northern Caucasus to the Hadramawt) // Middle Eastern Studies, 43:4, 2007.

12. Laroui A. Les origines sociales et culturelles du nationalisme marocain (1830-1912). Casablanca, Centre Culturel Arabe, 2009.

13. Milani M. Sufi Political Thought. N.Y.; Routledge. 2018.

14. Trimingham J.S. The Sufi Orders in Islam. Oxford University Press, 1971.

15. Bukari Ahmad. Al-ZawiyaAl-Sharqawiya. ZawiyatAbial-Ja'd, ich'a'uhaal-diniy wa al-'ilmiy (The Sharqawa Zawiya. Zawiya Abi al'Ja'd and Its Religious and Scientific Influence). Casablanka, 1985.

16. Al-Du'ayf al-Rabati Muhammad ibn Abd al-Salam. Ta'rih al-Du'ayf al-Rabati. Ta'rih aldawla al-'alawiyya al-sa'ida min nasha'tiha ila awahir 'ahd Mawla Sulayman

(History of Du'ayf ar-Rabati. History of the Blessed Alawi Dynasty from its Founding to the End of Mawlay Sulayman's Reign). 1043/1633-1238/1812. Vol. 1-2. Casablanca, 1988.

17. Al-Zayyani Abu al-Qasim ibn Ahmad. Al-Bustan al-zarif fi dawlat awlad Mawlay al-Sharif (The Beautiful Garden [of narration] about the Rule of Descendants of Mawlay al-Sharif) Publ. and comment by. R. al-Zawiya. Rissani, 1992.

18. Al-Nasiri, Abu al-Abbas Ahmad ibn Khalid. Kitab al-istiqsa li akhbar duwwal al-Maghrib al-Aqsa (The Book of Examination of Findings about the Dynasties of the Far Maghrib). V. 1-9. Casablanca: Dar al-kitab, 1954-1956.

19. Al-Qadiri Muhammad ibn Tayyib. Nashr al-mathani li-ahl al-qarn al-hadiya 'ashr wa al-thani (The Chronicles of the Life of People of XI-XII centuries). Publ. by M. Hajji and A. Al-Toufiq. Rabat, T. 1-4, 1977-1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.