Научная статья на тему 'Маркетинговый подход к управлению организационными проектами в строительстве'

Маркетинговый подход к управлению организационными проектами в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СТРОИТЕЛЬСТВО / MARKETING / MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL DESIGN / AND CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Магомедова Пайнусат Алиасхабовна, Мирзоева Ашура Раджабовна

В статье рассмотрен маркетинговый подход к управлению организационными проектами в строительстве, базирующийся на использовании современных принципов сервисной и инвестиционной концепций, а также формах и методах управления проектами, способствующих повышению эффективности функционирования хозяйствующих субъектов строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING APPROACH TO THE MANAGEMENT WITH ORGANIZATION PROJECTS IN BUILDING SPHERE

The marketing approach to the management with organization projects in building sphere based on using modern principles of service and investment concepts as well as the forms and methods of projects management encouraging the efficient operating of businesses in building sphere has been considered in the article.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый подход к управлению организационными проектами в строительстве»

РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

_ДОХОЛЯНС.В., МАГОМЕДОВА ПЛ., МИРЗОЕВА А.Р.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В статьерассмотрен маркетинговый подход куправлению организационными проектами в строительстве, базирующийся на использовании современных принципов сервисной и инвестиционной концепций, а также формах и методах управления проектами, способствующих повышению эффективности функционирования хозяйствующих субъектов строительного комплекса.

DOKHOLYANS. V., MAGOMEDOVA P.A., MIRZOEVA A.R.

MARKETING APPROACH TO THE MANAGEMENT WITH ORGANIZATION PROJECTS IN BUILDING SPHERE The marketing approach to the management with organization projects in building sphere based on using modern principles of service and investment concepts as well as the forms and methods of projects management encouraging the efficient operating of businesses in building sphere has been considered in the article.

Ключевые слова: маркетинг, управление, организационный проект, строительство.

Keywords: marketing, management, organizational design, and construction.

Практика развития рыночных отношений в нашей стране показывает, что изменение условий хозяйствования не гарантирует решения проблем, связанных с повышением эффективности производства и управления в плане удовлетворения имеющихся потребностей в конкретной продукции. Достижение согласования интересов производителей и потребителей требует новых подходов к выявлению имеющихся потребностей, их количественной и качественной оценке на основе анализа рынка, разработки новых организационных форм и методов управления строительным производством. Фактически это означает развитие системы управления с учетом требований и условий ее функционирования в рыночной среде.

Изучение степени влияния факторов внутренних и внешних переменных в новых условиях хозяйствования превращается в исследование проблемы оценки внутренних сил строительного предприятия для того, чтобы использовать внешние возможности. Иначе говоря, управление начинается с выявления сильных и слабых сторон стратегии предприятия на основе анализа его потенциала. Потенциал строительного предприятия складывается из совокупности экономических, управленческих, информационных, маркетин-

говых, организационных и коммуникационных возможностей, определяющих способность предприятия решать свои проблемы с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды.

Весь этот комплекс проблем в современной литературе по управлению объединяется понятием маркетинга.

Сфера маркетинга вызывает в настоящее время растущий интерес исследователей и практиков, что объясняется, в первую очередь, эффективностью результатов, которые приносит деятельность специализированных подразделений различных фирм развитых стран мира, а также деятельность специализированных организаций, направленная на поиски путей повышения прибыльности производства за счет совершенствования организационных форм и методов управления. По мнению руководителей зарубежных фирм, маркетинг в современном бизнесе усиливает свои позиции как инструмент, обеспечивающий основу планирования, а также сохранения и упрочения фирмой своих позиций на рынке товаров и услуг [3]. Этим и можно объяснить широкое распространение различных концепций маркетинга среди руководителей строительных корпораций стран с рыночной экономикой.

Новая роль товарно-денежных отношений в формируемом хозяйственном механизме ставит предприятия-производителей перед решением комплекса задач, непосредственно относящихся к сфере маркетинга. Считается, что основными принципами маркетинговой концепции внутрифирменного управления является прогнозирование рынка, разработка стратегии и планирование своих действий на рынке. Однако маркетинг можно рассматривать и как предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги [9].

Маркетинговый подход к управлению способствует реализации основной своей цели - обеспечению его эффективности в условиях динамики рыночных отношений.

Среди задач, соответствующих этой цели, можно выделить следующие:

❖ целевое использование ресурсов всех видов для обеспечения возможно полного удовлетворения потребительского спроса;

❖ осуществление мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса с помощью рационально функционирующих маркетинговых инфраструктур;

❖ формирование условий для реализации принципа социальной ориентации деятельности предприятий в инновационной сфере;

❖ построение логически верного управленческого процесса, ориентированного на решение стратегических задач, реализуемых с помощью тактических и оригинальных решений.

В решении указанных задач особое место отводится нововведениям.

Стратегическим преимуществом инновационного бизнеса в области организационного проектирования является возможность создания гибкой производственной системы. Применительно к проблеме организационного формирования системы управления предприятиями функции маркетинга трансформируются и конкретные представления о целях и задачах будут на-

ходить свое выражение в ориентации организационной структуры на маркетинг, представляющий основу системы управления.

При использовании концепции маркетинга в процессе организационного проектирования системы управления и ее структуры перед хозяйственными руководителями возникают проблемы распределения функций и взаимоотношений по достижению поставленных целей. Поэтому организационное формирование систем управления строительным предприятием необходимо, по нашему мнению, начинать с решения проблем организации управления проектами по их совершенствованию на основе использования современных концепций маркетинга, направленных на удовлетворение запросов потребителей посредством создаваемого продукта (проекта) и набором услуг, связанных с его внедрением.

Основные положения маркетинговой концепции - выявить, предвидеть, удовлетворить. В работе [10] система маркетинга - это реальный процесс интеграции и координации всех функций, служащих выявлению и прогнозированию развития потребностей, их увязки с проводимыми исследованиями, разработками и производством, созданием и стимулированием спроса на производимую продукцию и доведением произведенного продукта и услуг до потребителя.

На небольшом предприятии с относительно несложным производством решение возникающих проблем может быть передано в руки одного исполнителя - маркетолога, который осуществлял бы эффективный контроль за всеми рыночными операциями. Напротив, в крупной фирме или концерне ответственность за последствия принимаемых решений значительно возрастает и ее уже нельзя возложить на одного исполнителя. Поэтому для эффективного использования концепции маркетинга необходимо создание соответствующей организационной маркетинговой структуры.

Маркетинговая концепция без маркетинговой структуры существовать не может. По мнению большинства исследователей, не существует быстрого способа реализации положений маркетинговой концепции. Необходимо, чтобы произошли реальные изменения в структуре управления, ответственности и статусе управляющих, и только в этом случае маркетинговая концепция даст положительные результаты, приведет к значительному увеличению эффективности за счет усиления взаимодействия участников интеграционных маркетинговых мероприятий.

Строительное предприятие, как и любая социально-экономическая система, имеет свой жизненный цикл, который состоит из следующих фаз [6]:

❖ исследование и проектирование;

❖ создание и внедрение;

❖ эксплуатация и оценка эффективности функционирования;

❖ изменение (модернизация);

❖ дальнейшая эксплуатация.

Рыночная нестабильность, конкуренция, инновационные процессы, охватившие практически все отрасли строительного производства, выдвига-

ют новые проблемы управления жизненным циклом организации, связанные с их маркетинговой ориентацией как на стадии создания системы управления, так и на стадии ее функционирования и дальнейшего развития, и требуют их теоретического и практического осмысления.

Основываясь на вышеизложенных положениях, мы предлагаем при совершенствовании организации управления использовать системный подход, основанный на сочетании различных концепций маркетинга с учетом особенностей отдельных стадий жизненного цикла системы управления, так как на стадии проектирования новых систем управления или их реконструкции целесообразно использовать концепцию социально-этического и инвестиционного маркетинга, нацеленного на поиск и отбор потенциальных участников проекта, а на стадии функционирования системы приоритетной будет являться «сервисная» концепция, отличие которой от традиционных состоит в том, что она включает в удовлетворение потребностей заказчика и систему управления [1].

Тем самым, сфера приложения маркетинга будет включать единый взаимосвязанный комплекс, состоящий из проектных организаций и консультативных фирм, строительных предприятий и внешних организаций.

Таким образом, жизненный цикл системы управления - это непрерывный, долгосрочный процесс с обратной связью.

Использование маркетинга в сфере исследования, организационного проектирования систем управления различных фирм находится на стадии становления. Формируясь на основе общей теории, маркетинг в области организационного проектирования вобрал в себя все то положительное, что достигнуто на сегодняшний день в промышленном, строительном производстве, торговле и других отраслях экономики. Целью маркетинга является в этом случае выявление всех требований потребителей и определение возможностей решения их проблем. Исходя из этого, основными функциями маркетинга являются: изучение рынков и обобщение результатов исследования, координация организационного проектирования систем управления, выработка ценовой, инвестиционной и инновационной политик, формирование спроса на проектные работы и консультирование, стимулирование сбыта и пр. Реализация функций, связанных с проведением исследовательской деятельности, в научной литературе получила название «маркетинговые исследования». Таким образом, расширение сферы исследований в области маркетинга - вполне логичное и закономерное явление, вызванное, прежде всего, потребностью заполнить громадный пробел в знаниях, возникший в современной производственной деятельности между производителем и конечным потребителем товаров и услуг.

Инновационные процессы, происходящие в условиях рыночной нестабильности и роста конкуренции, выдвигают новые проблемы организации управления, связанные с ее маркетинговой ориентацией, как на стадии создания системы управления, так и на стадии ее функционирования и дальнейшего развития.

Маркетинг является одной из важнейших сфер деятельности при выполнении инновационных организационных проектов, наиболее ответственным элементом которого является систематизированное исследование целевого рынка для проекта, оценка маркетинговой ситуации, которая должна учитывать характер возможных реакций конкурентов.

Проблема маркетинга не ограничивается сферой продвижения товара на рынок. Сопутствующие этому процессу явления, события, факторы очень разнообразны и также должны стать объектами маркетинговой политики и тактики. В данном случае речь идет о существовании объективной потребности проектов по стратегическому инновационному развитию, которые становятся предметом все большего спроса и интереса со стороны предпринимателей. Такие инновационные организационные проекты могут стать предметом купли и продажи и, следовательно, заслуживают их исследования с маркетинговых позиций.

Маркетинговый подход к формированию эффективной системы управления инновационными процессами в стране, регионах и на предприятиях различных отраслей экономики предполагает разработку инвестиционной стратегии на одном или нескольких целевых сегментах рынка и последовательную реализацию стратегических решений. Эти задачи могут быть решены в рамках управленческого цикла, увязывающего потребительский спрос на инновационном рынке, цели и задачи конкретного инновационного предприятия и его ресурсный потенциал.

В основу этого должны быть положены характеристики потребительского спроса, выявленные в ходе детального маркетингового исследования.

На следующем этапе определяется требуемый уровень развития материально-технической базы, способной обеспечить эффективное и высококачественное удовлетворение потребительского спроса. Необходимо также сопоставление этого уровня с достигнутым уровнем развития материально-технической базы, трудового и финансового обеспечения строительного предприятия, возможного потребителя конкретного инновационного проекта. На этом основании при совпадении требуемого и достигнутого уровней принимается решение о дальнейших разработках, в том числе и маркетинговых.

В случае несовпадения решаются задачи согласования инновационных целей и ресурсного обеспечения деятельности строительного предприятия, конкретизируются цели инновационного развития обеспеченные ресурсами. Такой подход соответствует ресурсной концепции и позволяет избегать необоснованных решений. В этом случае с точки зрения маркетинга выделяются отдельные направления в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политик.

Если рассматривать реализацию инновационных процессов в области организационного проектирования как деятельность на рынке товаров и услуг, необходимо использовать группу целей в производственной, коммерческой и финансовой деятельности: производственно-технологические цели; цели ценообразования; финансовые и коммуникативные цели. После этого производится разработка конкретных целей, имеющих адресный характер.

Особое значение в сложившихся экономических и политических условиях имеют коммуникативные цели, изучающие коммуникации между субъектами инновационного проекта как маркетинговой системы. После детализации конкретные цели реализуются в процессе внедрения проекта.

Такой подход позволяет создать единый цикл управления, который отвечает научным принципам современного маркетинга, предполагающего формирование и реализацию инновационных проектов, ориентированных на удовлетворение целевых потребительских сегментов.

С этих позиций целесообразным представляется организация маркетинговой системы управления на основе жизненных циклов спроса и технологии, в структуре которых выделяются следующие стадии [1]:

❖ зарождение, отражающее период становления инновационных предприятий, когда они внедряются на рынок, стремясь занять лидирующее положение в конкурентной среде;

❖ рост, связанный с определением темпов развития спроса по отношению к темпам развития предложения и появлением лидеров в конкурентной борьбе;

❖ зрелость - появление признаков насыщения;

❖ затухание, характеризующееся устойчивым снижением спроса на инновационную продукцию.

Технология в случае внедрения организационных новаций носит изменчивый характер, в результате которого в течение периода жизненного цикла спроса наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Таким образом, формируются предпосылки для постепенного возрастания степени новизны продукции и создания гибких производств, что обеспечивает повышение эффективности инновационной деятельности строительного предприятия.

Организация маркетинговой деятельности в сфере инновационных проектных работ будет, по нашему мнению, способствовать росту эффективности не только инновационных предприятий, но и всех предприятий, участвующих непосредственно в инновационном процессе.

Таким образом, этапы жизненного цикла разработки инновационного проекта оказывают особое влияние на цели и задачи системы управления. Каждый из этих этапов ставит свои задачи перед менеджментом как внутри организации, так и во взаимодействии с внешней средой.

Построение логически верного управленческого процесса инновационной деятельности предприятий и организаций строительного комплекса, ориентированного на решение стратегических задач, реализуемых с помощью тактических и оперативных решений, возможно только на основе разработки современной концепции инновационного маркетинга. Он характеризуется активным сочетанием научно-технических и маркетинговых стратегий и имеет ряд существенных отличий по сравнению с традиционным. Преимущества инновационного маркетинга определяются его целями, стратегиями и средствами, способствующими реализации инновационных процессов. Ук-рупненно схема реализации инновационного маркетинга показана на рис.1.

Рис.1. Схема реализации инновационного маркетинга.

В качестве основных целей инновационного маркетинга можно выделить следующие:

❖ интерпретация спроса;

❖ развитие спроса;

❖ распространение;

❖ повышение степени изученности рынка.

В решении проблем управления инновационными процессами в области организационного проектирования в строительстве главными стратегиями являются инновационная и стратегия развития.

Задачами прогнозирования и планирования при разработке инновационных организационных проектов в строительном производстве являются

разработка структуры проектов и оценка стоимости различных этапов. Причем одной из важнейших частей стратегии инновационного маркетинга являются затраты, включающие компоненты издержек на маркетинговую деятельность. При формировании совокупности затрат на маркетинговое обеспечение деятельности инновационного предприятия или организации необходимо предусмотреть затраты на:

❖ проведение маркетинговых исследований, подготовку рынка, организацию маркетинговой деятельности;

❖ поиск идей и инноваций, их разработку и внедрение на рынок;

❖ разработку комплексного плана маркетинга;

❖ развитие рыночных коммуникаций;

❖ организацию и стимулирования сбыта и распределения продукции;

❖ организацию процесса потребления;

❖ рекламную деятельность;

❖ разработку и реализацию программы формирования имиджа предприятия.

Результаты маркетинговых исследований позволяют осуществить прогнозирование поступлений от продаж, исходя из конкретных ее объемов в разные периоды вступления проекта в стадию производства.

В состав текущих затрат входят затраты, связанные с поддержанием в активном состоянии всех перечисленных условий в сфере производства, организации, маркетинга. Совокупные затраты обеспечивают возможности функционирования предприятия после реализации инновационного проекта.

Организация управления инновационными процессами в области организационного проектирования на основе маркетинговой концепции может иметь различные формы, но в любом случае должна способствовать росту эффективности предприятий - участников инновационного проекта. При этом необходимо понимать особую роль участников контракта - инвесторов, вкладывающих свой капитал как финансовую основу для реализации проекта. Инвесторы должны быть уверены, что на продукцию, являющуюся результатом исследования и проектирования, в течение всего срока инвестиций будет стабильный спрос, который обеспечит окупаемость капиталовложений.

При необходимости проведения очень дорогостоящих инновационных программ, которые с финансовой точки зрения не под силу для осуществления отдельным предприятиям, практикуются межфирменные соглашения с коллективным заказчиком, когда нагрузка распределяется равномерно. В качестве одного из партнеров может выступать специализированная маркетинговая фирма. В данном случае она с распределением уже утвержденных задач, как и каждая фирма-участница, берет на себя ответственность за обеспечение общего руководства реализацией проекта в целом, оставаясь генеральным подрядчиком по маркетинговому блоку разрабатываемого проекта.

Кроме того, на каждом этапе каждая фирма может также выступать по отношению к своим партнерам как субподрядчик по программам проекта, за выполнение которых она не несет основной ответственности.

Представленный подход соответствует общим положениям теории эффективности и предусматривает возможность формирования оптимальных решений в области затрат и обусловленного совокупного результата деятельности инновационного предприятия, реализующего основной принцип маркетинга - обеспечение стратегической гибкости и адаптивности системы управления в меняющихся условиях рыночной среды.

В практике хозяйственной деятельности маркетинговыми исследованиями, в основном, занимаются службы управления предприятием. Однако, учитывая тот факт, что на многих отечественных предприятиях служба маркетинга еще не получила должного развития, то для проведения подобных исследований наиболее рациональный путь - обращение в специализированную организацию. Она, на наш взгляд, имеет преимущества, которые заключаются в следующем:

- объективность проводимых исследований, так как независимая организация может обеспечить значительно более высокую степень объективности маркетинговых исследований в сравнении с аналогичными исследованиями, проводимыми в рамках предприятия;

- анонимность, т.к. ни одна фирма или компания не может проводить (руководить) маркетинговые исследования, этически выдержанные от своего собственного имени, не маскируя свои намерения при своем представлении конкуренту, особенно, если конкурент входит в круг исследовательских интересов. Сторонняя фирма может проводить исследования, не раскрывая конкретно заказчика и не скрывая при этом, что заказчик является конкурентом, более того, она имеет возможность сэкономить средства для решения маркетинговых проблем за счет использования методов исследования, эффективность которых проверена практикой хозяйственной деятельности. Для крупных строительных концернов такая работа вполне по силам собственному отделу маркетинга, и тем не менее, внутренние подразделения маркетинга в своей деятельности редко бывают в состоянии охватить весь спектр проблем, как это делает независимая фирма;

❖ специализация, т.к. сторонняя организация специализируется именно на исследуемой области экономики;

❖ затраты, т.к. наличие информации в файлах, соответствующих проекту, может позволить сторонней организации завершить всю работу за более короткое время. Опыт и специализация в конечном счете уменьшают те недостатки обращения к сторонней организации, которые связаны с высокой ценой по сравнению с затратами собственного отдела маркетинга;

❖ время, т.к. опыт, обширная информация, эффективные методы проведения исследования рынка, постоянное установление контактов ведут к значительной его экономии.

При принятии решения относительно того, кому поручить проведение маркетингового исследования, необходимо сопоставить собственные ресурсы предприятия и затраты с ценой на эти услуги сторонней организации.

В современных условиях хозяйствования организационное проектирование систем управления строительными предприятиями может осуществляться [2]:

❖ самими предприятиями;

❖ специализированными сторонними организациями;

❖ консультативными фирмами;

❖ смешанной формой деятельности.

В этих случаях исследовательские, проектные работы специализированных организаций и услуги консультативных фирм имеют своего потребителя и рынок, т.к. выступают товаром. Для решения указанных вопросов заказчик, с целью определения окупаемости капиталовложений, поручает независимой консультационной фирме подготовку экономического обоснования, в котором анализируется спрос на продукцию с оценкой текущих и потенциальных конкурирующих источников получения анализируемого товара. Такой подход к решению поставленной проблемы требует поиска новых организационных форм и методов проведения исследовательских и проектных работ, ориентированных на маркетинг.

Анализ и обобщение научных достижений в области менеджмента и маркетинга, освещенных в современной экономической литературе и практике хозяйствования [3, 9], позволяет выделить несколько способов организации маркетинга, каждый из которых может являться:

❖ частью какого-либо организационного направления деятельности проектной, исследовательской, консультативной организации или самого предприятия;

❖ самостоятельным направлением деятельности перечисленных организаций;

❖ одной из основных функций организации;

❖ инструментом координации и контроля всей деятельности организации.

В практике организационного проектирования систем управления предприятиями могут быть использованы следующие широко известные принципы и формы организации маркетинговой деятельности:

❖ целевой принцип, при котором функции отдельных работников маркетингового отдела ориентированы на отдельные географически обособленные рынки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ товарный принцип, который обуславливает разделение маркетинговых функций сотрудников по видам проектных и исследовательских работ: организационное проектирование структуры управления, процессов управления и т.д.

❖ отраслевой принцип, согласно которому маркетинговая деятельность осуществляется по объектам организационного проектирования строго определенной принадлежности: в промышленности, строительстве, торговле и т.д.;

❖ функциональный принцип, в соответствии с которым функции сотрудников осуществляются автономно, то есть отдельные группы

специалистов занимаются разными направлениями маркетинговой деятельности;

❖ матричная система организации маркетинга, прежде всего, основанная на отраслевой специализации с последующей специализацией как по товарам (видам исследовательских, проектных работ), так и по рынкам.

Такая организация маркетинговой деятельности в сфере проектных и изыскательских работ, на наш взгляд, будет способствовать росту эффективности не только самих проектных и исследовательских организаций, но и предприятий заказчиков, являющихся потребителями их продукции.

Однако следует отметить, что при заключении контрактов на выполнение организационного проекта в новых условиях хозяйствования появляется третья сторона - инвесторы, вкладывающие свой капитал как финансовую основу для того, чтобы проект действовал. Вопросы финансирования решаются на ранних стадиях проектирования и могут осуществляться как предприятием-заказчиком, так и с привлечением независимых инвесторов. Инвесторы должны быть уверены, что на продукцию, являющуюся результатом исследования и организационного проектирования, в течение всего срока инвестиций будет держаться стабильный спрос, который обеспечит окупаемость капиталовложений. Поэтому в сфере инвестиционной деятельности при управлении проектами содержание понятия «товар» специфично для каждого участника проекта. Целесообразность организационного проекта, оценка его жизнеспособности характеризуется возможностью обеспечить требуемую динамику инвестиций, способность проекта генерировать потоки доходов, достаточные для компенсации инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска [5]. Для других участников проекта в качестве продукта и товара выступает сам проект.

Сложность современных строительных предприятий, а также перемены, происходящие в экономике, свидетельствуют о том, что перестройка их систем управления не может и не должна осуществляться только самой этой системой без помощи научных, проектных организаций и консультативных фирм. Наиболее эффективной формой организации проектирования, как показал проведенный анализ, является «Система управления проектами», построенная на принципах программно-целевого подхода, которая подтвердила свою жизнеспособность и экономическую целесообразность в различных сферах и отраслях производства отечественной и зарубежной практики [8].

При этом все участники проекта должны быть ориентированы на удовлетворение потребителей. Поэтому важно правильно выбрать менеджера проекта, который будет представителем предприятия-исполнителя проекта и организатором маркетинга.

Важным аспектом в управлении проектом является оценка риска неудачи, как со стороны предприятия-заказчика, так и со стороны проектной организации. В этой связи необходимо установление потенциальных рисков и идентификация всех возможных рисков с последующим определением их количественных размеров. Поэтому в работе автора [4] показаны способы

борьбы с риском, основным из которых является распределение риска между участниками проекта. Все участники проекта должны быть заинтересованы в проекте, качество которого может быть гарантировано. А это возможно только в случае скоординированной, организованной и контролируемой деятельности всех его исполнителей. В основной массе все ошибки и погрешности выявляются в процессе внедрения (реализации) проекта на предприятии-заказчике. Этот завершающий этап зависит от уровня профессиональной подготовки кадров на предприятии, где происходит внедрение проекта. Таким образом, повышение эффективности управления требует интенсивного и сбалансированного развития кадрового потенциала строительного предприятия в целом.

_Литература_

1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. - СПб, УЭИФ, 1995.

2. Васильев В.М. и др. Управление в строительстве. - М.: Изд-во АСВ; СПб.:

СПбГАСУ, 2005.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Прогресс», 2002.

4. Маслова Т.Д. Маркетинг объектов инвестиций в системе управления про-

ектами. - СПб, СПбУЭИФ, 1996.

5. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995.

6. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: Инфра-М, 1999.

7. Мильнер Б.З., Евенко Л.П., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1985.

8. Мир управления проектами. Под ред. X. Решке, X. Шелле. - М.: Альянс,

1994.

9. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.

10. Child Y. Organization: A.Guide to Problem and Practice - New York, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.