Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №2, 2006 г. (Т. 8)
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РЫНКА АНТАЦИДНЫХ И ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ Базаркина О.В., Ибрагимова А.Н.
Российский университет дружбы народов, кафедра управления и экономики фармации, г. Москва
В настоящее время гастрит и язвенная болезнь желудка являются заболеваниями, которые можно отнести к так называемым «молодеющим», т.е. все больше и чаще гастритом и язвенной болезнью желудка страдают люди не только в среднем и старшем возрасте, но также подростки и дети. Заболеваемость в последние годы остается на одном уровне и не имеет тенденции к снижению. Кроме того, язвенная болезнь желудка представляет собой социально значимое хроническое заболевание во многих странах мира. Маркетинговый подход позволяет выявить тенденции развития, изучить растущий ассортимент данной фармакологической группы, основных производителей, потребителей и факторы, формирующие спрос потребителей.
Целью данной работы является проведение анализа рынка антацидных и противоязвенных препаратов с помощью маркетингового подхода.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1. проведен маркетинговый анализ ассортимента препаратов данной фармакологической группы; 2. изучены основные производители; 3. рассмотрены ценовые характеристики препаратов данной группы; 4. изучены потребители. Объектами исследования являются производители и конечные потребители (120 больных с гастритом и язвенной болезнью желудка) данной группы препаратов. Методы исследования - социологический (анкета), маркетинговый, статистический.
Анализ включенного в Государственный реестр антацидных и противоязвенных лекарственных препаратов показал, что в настоящее время исследуемый ассортимент насчитывает 42 наименования (МНН). Общий ассортимент составляет около 230 торговых наименований. Среди лекарственных форм для противоязвенных препаратов преобладают капсулы, таблетки, растворы для инъекций, для препаратов при лечении гастритов: таблетки и суспензии. Данная группа препаратов входит во все основные перечни лекарственных средств (перечень ЖНВЛС - 3 препарата, Минимальный ассортимент ЛС - 6, перечень ЛС, отпускаемых по рецепту врача при оказании ДЛО - 7 и др.). Установлено, что исследуемая группа является относительно небольшим (по объему аптечных продаж), но развивающимся сегментом российского фармацевтического рынка. Так, по объемам розничных продаж в 1-ом полугодии 2006г. среди АТС-групп - группа А02 «Антациды, противоязвенные препараты» занимает 15 место. Подгруппой, занимающей наибольший объем аптечных продаж в сегменте, являются противоязвенные препараты. Наиболее популярными препаратами данной группы являются: Омез, Париет.
При изучении рынка антацидных и противоязвенных ЛП выявлено, что основную долю производителей препаратов данной фармакотерапевтической группы составляют зарубежные компании (около 80 - 90%). Рейтинг зарубежных фирм-производителей возглавляет Dr.REDDY'S LABORATORIES LTD (производитель препаратов омез, ланзап, зоран); на второй ступени стоит компания YAMANOUCHI EUROPE В^.(де-нол); на третьем месте - JANSSEN PHARMACEUTICA N.V.(париет). Среди отечественных производителей лидерами по объему продаж являются: «Акрихин», «Озон», «Фармстандарт», «Макиз-фарма».
Анализ цен показал, что антациды и противоязвенные препараты имеют широкий ценовой диапазон. Например, цена на упаковку Ранитидин табл. № 20 (ООО «ОЗОН») составляет 12,00 руб.; на Де-Нол 120 мг № 112 (Yamanouchi, Нидерланды) - 983,73 руб. и Париет 20 мг № 14 (Эсаи Ко Лтд, Бельгия) - 1307,10 руб. С помощью анкетирования больных с гастритом и язвенной болезнью желудка установлено, что: 1. основной процент больных гастритов и язвенной болезнью - это женщины 45-49 лет, с высшим образованием, имеющие семью (1-2 детей), с доходом от 7500 до 10000 тыс.рублей; 2. 65% респондентов выбирают препараты зарубежных производителей; 3. при выборе препаратов 95% респондентов доверяют рекомендациям врача и собственному (предыдущему) опыту; 4. несмотря на широкий выбор данных препаратов, больные принимают «зарекомендованные средства»; 5. пациенты отдают предпочтение амбулаторному лечению (около 90% респондентов), но в стадии обострения - стационарному (50-60% респондентов).
Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»
Стр. [54]