246
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
nntg
Q
Серия Медицина. Фармация. 2013. №4(147). Выпуск 21
УДК 615.12
РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ ДЕСКРИПТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА АНТАЦИДНЫХ И ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Д.Н. ИБРАГИМОВА О.В. БАЗАРКИНА
e-mail: [email protected]
В статье изложены материалы оригинальных исследований по изучению трансакционных издержек (ТИ) институциональных потребителей (аптечных организаций) на рынке антацидных и противоязвенных лекарственных препаратов (ЛП). В результате взаимодействия основных участников изучаемого рынка выявлены проблемы и, связанные с ними, трансакционные издержки, возникающие при осуществлении трансакции (покупка препарата). Использование моделирования и разработка оптимальных моделей ТИ показывает возможность снижения выявленных издержек и решения основных проблем изучаемого сегмента фармацевтического рынка.
Ключевые слова: гастрит, язвенная болезнь желудка, трансакционные издержки, взаимодействие, оптимизация, институциональные потребители (аптечные организации).
Исследование рынка препаратов для лечения гастрита и язвенной болезни желудка с помощью методов, теорий институциональной экономики является актуальным на современном этапе развития фармации. Разработанный нами методический подход к изучению рынка позволяет выявить основные проблемы (поиск информации, выбор, контроль) и ТИ, связанные с ними, возникающие при взаимодействии участников трансакции на рынке антацидных и противоязвенных ЛП.
Целью данного исследования является оптимизация ТИ институциональных потребителей антацидных и противоязвенных ЛП. Объектами исследования являются субъекты фармацевтического рынка, ассортимент антацидных и противоязвенных препаратов.
Методологическую основу исследования составили положения современной институциональной экономики [1, 4, 6, 7, ю, и, 13], в том числе теория информационных издержек (Дж.Стиглер), теория социального выбора (К.Эрроу), теория издержек измерения (Дж.Биглайзер), теория оппортунистического поведения (О.Уильямсон), теория К.Юнга [8, 9, 12, 14]. Исходной информацией служили: 1) экспериментальные данные социологических исследований фармацевтических работников (400 анкет, 340 аптечных организаций Москвы и Московской области), промежуточных потребителей (250 анкет врачей - гастроэнтерологов, терапевтов, хирургов); 2) аналитические данные по: дистрибьюторам (прайс-листы семи ведущих дистрибьюторов фармацевтического рынка, данные аналитических компаний), современным стандартам лечения пациентов с гастритом и язвой желудка в России и за рубежом; базам данных Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по зарегистрированным ЛП (2000-2009 гг.) и изъятым ЛП из оборота оптовой и розничной торговли (1999-2010 гг.), основным перечням ЛП (1997-2011 гг.). В процессе исследования использовались: институциональный, маркетинговый, междисциплинарный подходы; исторический, логические, статистические, социологические методы исследования.
Согласно разработанной нами программы теоретического обоснования методического подхода исследования, анализ рынка включал несколько этапов: изучение и обоснование понятийного аппарата исследования, проведение качественной (выявление основных проблем и издержек, связанных с ними, и дальнейшее их изучение с применением теорий институциональной экономики) и количественной оценок рынка (разработка коэффициентов и расчет по ним основных ТИ институциональных потребителей). По результатом проведенного анализа рынка антацидных и противоязвенных ЛП выявлены основные проблемные кластеры: 1) проблема поиска информации, 2) проблема выбора, 3) проблема контроля и, связанные с ними ТИ: поиска информации, выбора, контроля качества и оппортунистического поведения (табл. 1).
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Медицина. Фармация. 2013. №4 (147). Выпуск 21
247
Таблица 1
Применение теорий институциональной экономики для изучения основных проблемных кластеров рынка и Г И институциональных потребителей
№ п/п Проблемный кластер Раздел кластера ТИ Институциональная теория
1 Проблема поиска информации Поиск информации о поставщике Издержки поиска информации Теория Дж.Стиглера «информационные издержки», теория К.Юнга «психологические типы личности»
Поиск информации о ЛП
2 Проблема выбора Выбор источника информации Издержки выбора Теория социального выбора К.Эрроу, теория Дж.Биглайзера, теория К.Юнга, теория Милгрома и Робертса «издержки влияния»
Выбор препарата
Выбор поставщика
Подбор кадров
3 Проблема контроля Оппортунизм производителей (недоброкачественные, фальсифицированные, контрафактные ЛП) Издержки контроля качества и оппортунистического поведения Теория Уильямсона «издержки оппортунистического поведения», теория Иен-сена и Меклинга «издержки контроля за поведением исполнителя», теория Барцеля «издержки измерения»
Оппортунизм дистрибьюторов, аптечных организаций (недобросовестное проведение товароведческой экспертизы)
Так, из теории Дж.Стиглера и Дж.Биглайзера нами взяты основные понятия, структура издержек и формулы, адаптированные к нашему исследованию; из теории К.Эрроу - основные положения, особенности и понятия социального выбора; из теории Уильямсона - теория оппортунистического поведения для определения и расчета издержек оппортунистического поведения, другие теории использованы в качестве теоретических положений, понятий ТИ и ключевых аспектов влияния издержек на рынок антацидных и противоязвенных препаратов.
В дальнейшем с помощью моделирования нами была проведена оптимизация ТИ, возникающих в результате взаимодействия основных участников трансакции [2, з, 5].
В результате проведенного исследования составлены оптимальные дескриптивные модели ТИ институциональных потребителей. На рисунке 1 представлена дескриптивная модель «Проблема поиска информации», в которой заложены данные коэффициентов ТИ по поиску информации о ЛИ по официальной и справочной литературе (TCisl) и изученным дистрибьюторам (TCisd): ЗАО ЦВ Протек-i, ЗАО СИА Интернейшнл-2, ФК Морон-3, ЗАО Арал плюс-4, НИК Катрен-5, Alliance Healthcare Russia (Аптека-холдинг)-б, ЗАО Роста-7.
Рис. 1. Дескриптивная модель «Проблема поиска информации» для институциональных потребителей
Данная модель графически описывает изменение уровня ТИ поиска информации о ЛП. Из нее следует, что использование Госреестра ЛС (электронная версия) в качестве официального источника для поиска антацидных и противоязвенных препаратов и информации о ЛП у трех основных дистрибьюторов аптек является наиболее оптимальным, т.к. приводит к наименьшим ТИ при осуществлении поиска информации о препаратах данной группы в аптечной организации.
248
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ■ ;/ Серия Медицина. Фармация. 2013. №4(147). Выпуск 21
На рисунке 2 изображена дескриптивная модель проблемы выбора поставщика аптечной организацией. В нее внесены данные по поиску информации о ЛП у дистрибьютора (TCisd), коэффициент оптимальности дистрибьютора (Cod). Модель описывает изменения уровня ТИ выбора поставщика при to=i час и показывает, что при взаимодействии данных параметров наиболее оптимальными поставщиками препаратов в аптеке являются ЗАО ЦВ Протек и ЗАО СНА Интернейшнл. Для них характерны наименьшие ТИ аптеки при осуществлении выбора поставщика.
Рис. 2. Дескриптивная модель «Проблема выбора поставщика» для институциональных потребителей
Таким образом, осуществив поиск информации, решив проблему выбора ЛС и поставщика, необходима дальнейшая реализация данной группы препаратов конечным потребителям. Так, для обеспечения населения доброкачественными и эффективными антацидными и противоязвенными ЛП, должен осуществляться постоянный контроль качества в соответствии с действующими нормативными документами, т.е. необходимо решение следующей проблемы рынка - проблема контроля качества и оппортунистического поведения. На рисунке 3 показаны дескриптивные модели изменения уровня ТИ, если заданы средние показатели коэффициента позиционирования (Ср) и издержкомодуляции лекарственного ассортимента (1т), а также уровень ТИ оппортунизма аптек (ТСор) по административным округам (АО) г. Москвы: 1- Центральный, 2-Северный, з-Северо-восточный, 4-Восточный, 5-Юго-восточный, 6-Южный, 7-Юго-западный, 8-Западный, 9-Северо-западный в 2009 - 2010 гг.
> чцмп/и.;
Lid
U
U1!
ал ив 1зг
М IX
IS6 154 1X5 1» 15 1»
15 <2 (11 34 15!
и* <12 u; ta ш
С=
• to
сг
/ \
/ 1« /
U «W.
/
EEi!
к
/
>
Рис. 3. Дескриптивные модели «Проблема контроля качества» для институциональных потребителей
Динамика показывает, что уровень ТИ в 2010г. меньше, чем в предыдущем. Сравнивая две модели, можно увидеть, что вероятность увеличения издержек оппортунистического поведения в аптеках Центрального, Восточного и Западного АО г. Москвы наименьшая. Данная тенденция связана с широтой ассортимента ЛП изучаемой группы и вероятностью наличия в аптечных организациях фальсифицированных, недоброкачественных препаратов. Так, в результате анализа списка изъятых препаратов из оборота оптовой и розничной сети за 1999-2010 гг.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2013. №4 (147). Выпуск 21
249
выявлено, что противоязвенный препарат омепразол (торговое наименование омез, производитель Д-р Редди4 с Лабораторис Лтд, Индия) наиболее часто изымается из оборота (94,4%) по не соответствию показателям приемочного контроля: «маркировка» - 38,10%, «упаковка» -23,81%, «описание» - 9,52% и по причине фальсификации - 28,57%.
Таким образом, добросовестное соблюдение основных требований и правил при осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с действующими нормативными документами, использование достоверной и обновленной статистической информации о ЛИ, поставщиках, конкурентной среде и т.д., а также проведение регулярных контрольных мероприятий по поддержанию качества ЛИ и оказание квалифицированной медицинской и фармацевтической помощи, будут способствовать решению выявленных проблем аптечной организации, оптимизации и снижению ТИ при реализации антацидных и противоязвенных ЛИ и, тем самым, эффективному и качественному лекарственному обеспечению больных гастритом и язвенной болезнью желудка.
1. Акбашев Р.Х. Трансакционные издержки в торговле/Р.Х. Акбашев, А.П. Мищенко, А.А.Литвинюк.// М.: МГУК. - 1999. - 245 с.
2. Базаркина О.В. Моделирование трансакционных издержек поиска информации институционального потребителя на рынке антацидных и противоязвенных лекарственных препаратов / О.В. Базаркина, АН. Ибрагимова // Здоровье и образование в XXI веке: сборник материалов XI Международного конгресса. - М., 2010.- С. 221-222.
3. Базаркина О.В. Трансакционные издержки: учитываем все/ О.В. Базаркина, АН. Ибрагимова // Российские аптеки.- 2011.- № 12.- С. 24-32.
4. Вольчик В. Курс лекций по институциональной экономике [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ie.boom.ru/Lecture.htm, свободный.
5. Ибрагимова АН. Изучение проблем рынка антацидных и противоязвенных лекарственных препаратов с помощью теорий институциональной экономики / А.Н. Ибрагимова // Здоровье и образование в XXI веке: сборник материалов IX Международного конгресса. - М., 2008.- С. 248-249.
6. Коммонс Дж.Р. Институциональная экономическая теория. 19347. Олейник АН. Институциональная экономика: Учебник/ АН. Олейник //М.: ИНФРА-М, 2009.704 с.
8. Типология. Психологические типы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.typelogic.ru/iung/psvhological types/index.html/. свободный.
9. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». / О. Уильямсон //1996.-704 с.
10. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория / А.Е. Шаститко // М.: ТЕИС.-1998.-424 с.
11. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты/Т. Эггертссон; пер. с англ. М.Я.Каждана, науч.ред.пер. АН.Нестеренко. // М.: Акад.нар.х-ва при правительстве РФ: Дело.- 2001.- 497 с.
12. Arrow K.J. Political and economic evalution of social effects and externalities. / K. J. Arrow // — Bar-zel Y. Measurement costs and the organization of markets. — "Journal of Law and Economics", 1982, v. 25, N 1.
13. Coase R.H. The problem of social costs. - "Journal of Law and Economics"/ R. H. Coase // i960,
v. 3, N1.
14. Stigler G.J. The economics of information. / G.J. Stigler // "Journal of Political Economy", 1961, v.
69, N 2.
THE DEVELOPMENT OF THE OPTIMAL DESCRIPTIVE MODELS OF TRANSACTIONAL EXPENSES FOR INSTITUTIONAL CONSUMERS AT THE ANTACID AND ANTIULCER DRUGS MARKET
Литература
Peoples'Friendship University of Russia
A.N. IBRAGIMOVA O.V. BAZARKINA
e-mail: [email protected]
The article contains unique data on transactional expenses (TE) institutional consumers (chemists) in antacid and antiulcer drugs market. Due to interaction between the main members of this market several problems were found out as well as transactional expenses, connected with them, which proceed in process of transaction (buyout the drug). Modeling and developing of TE optimal models show the possibility to decrease these expenses and to solve the major problems of investigated pharmacy market segment.
Keywords: gastritis, gastric ulcer, transactional expenses, interaction, optimization, institutional consumers (chemists).