Научная статья на тему 'Анализ продаж противоязвенных препаратов и антацидов в 2001 и 2002 гг'

Анализ продаж противоязвенных препаратов и антацидов в 2001 и 2002 гг Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
431
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Соколова Виктория, Горелова Светлана

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, группа препаратов для лечения заболеваний желудочно-кишеч-ного тракта (ЖКТ), связанных с нарушением кислотности (код АТС А02), в 2002 г. с долей 2,5% занимала 10-е место по общему объему аптечных продаж в денежном выражении с учетом НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ продаж противоязвенных препаратов и антацидов в 2001 и 2002 гг»

май 2003

РШШШМ

Виктория СОКОЛОВА, Светлана ГОРЕЛОВА, ИМВС

Анализ продаж противоязвенных препаратов

И АНТАЦИДОВ

В 2001 И 2002 гг.

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, группа препаратов для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), связанных с нарушением кислотности (код АТС А02), в 2002 г. с долей 2,5% занимала 10-е место по общему объему аптечных продаж в денежном выражении с учетом НДС.

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

на одно предприятие каждого района за 2002 г. не изменилась.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ^^! ВЫПУСК МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ ^■

Анализ размещения производства медицинской техники, выпускаемой предприятиями, вошедшими в рейтинг, по экономическим районам и регионам Российской Федерации (табл. 5, рис. 8) показал, что лидерами по выпуску данной продукции за 9 месяцев 2002 г. стали следующие экономические районы: 4 Центральный — 1 место в ранжире по выпуску медицинской техники, или 30,46% от общего выпуска данной группы предприятий;

« Западно-Сибирский — 2 место, или 14,21%;

« Волго-Вятский — 3 место, или 14,12%; « Поволжский — 4 место, или 11,18%. По сравнению с результатами ранжира 9 месяцев 2002 г. сохранили свои места по показателю выпуска медицинской техники Центральный и Поволжский экономические районы — 1 и 4 места соответственно. Волго-Вятский район уступил 2 место Западно-Сибирскому экономическому району и занял в ранжире за 2002 г. лишь 3 место. Среднее по данной группе предприятий значение удельного объема выпуска медицинской техники по результатам 2002 г. составило 113,7 млн. рублей. Анализ результатов деятельности предприятий отрасли показал, что четыре экономических района, т.е. 50,0% от их общего количества, превысили среднее по данной группе предприятий значение этого показателя: Западно-Сибирский —1 место; Центральночерноземный — 2 место; Волго-Вятский — 3 место и Центральный — 4 место. Значительно выше среднего по данной группе предприятий значение этого показателя наблюдалось в Западно-Сибирском районе — 549,4 млн. руб., или в 4,83 раза, Центрально-Черноземном районе — 154,2 млн. руб., или в 1,36 раза, и Волго-Вятском районе — 136,5 млн. руб., или в 1,2 раза.

По сравнению с результатами ранжира 9 месяцев 2002 г. четверка лидеров по удельному выпуску медицинской техники на одно предприятие каждого района за 2002 г. не изменилась.

Ф

По сравнению с 2001 г. доля группы осталась прежней, а объем аптечных продаж препаратов данного сегмента вырос на 21% и в 2002 г. составил 58 млн. долларов1.

РЕГИСТРАЦИЯ

Всего в «Государственном реестре лекарственных средств» производителями из 37 стран зарегистрировано 1962 торговых наименований препаратов для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением кислотности. Наибольшее количество препаратов (64) заявлено российскими предприятиями, а среди иностранных производителей первенство принадлежит индийским компаниям — 38 препаратов. В 2002 г. было зарегистрировано 7 новых торговых наименований препаратов данного сегмента, они приведены в таблице 1. Большинство препаратов российского производства (4 из 7), а наиболее привлекательными сегментами для производителей стали лансопразол и омепразол. Стоит отметить снижение активности новых регистраций в анализируемой группе препаратов, особенно в сегменте оме-празола: в 2001 г. было зарегистрировано 10 новых торговых наименований, из которых половина препаратов — под МНН омепразол.

Сегмент препаратов для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением кис-

1 Здесь и далее в расчетах использовались оптовые цены в долл. США с учетом НДС.

2 С учетом производителей, без учета лекарственной формы и формы выпуска. Без учета различных производителей зарегистрировано 146 наименований,

лотности, состоит из четырех подгрупп:

1) Антациды (код АТС — А02А);

2) Противоязвенные препараты и препараты для лечения гастроэзофагального рефлюкса (код АТС — А02В);

3) Ветрогонные препараты (код АТС — А02D);

4) Антирегургитанты (код АТС — А02Е). Структура продаж данного сегмента по подгруппам представлена на рисунке 1. Далее будут подробно рассмотрены две основные подгруппы — «Антациды» и «Противоязвенные препараты», суммарно занимающие 96% объема аптечных продаж всех препаратов для лечения заболеваний, связанных с нарушением кислотности.

АНТАЦИДЫ

Из семи новых торговых наименований, зарегистрированных в 2002 г., только 1 препарат входит в группу антацидов — Фосфагель, который пока не был зафиксирован в аптечных продажах.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

Лидер в группе антацидов — Маалокс, сохранивший в 2002 г. первую позицию и занимающий 25% от общего объема аптечных продаж данной подгруппы (табл. 2). Из 10 ведущих препаратов наибольшего прироста объемов продаж достиг Алма-гель А (+49%), а наибольший спад зафиксирован у препарата Фосфалюгель (объемы его продаж упали на 8% по сравнению с 2001 г.). Концентрация по торговым наименованиям в данной группе препаратов

P£M£EJUUM

май 2003

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг.

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

таблица 1| Регистрация новых торговых наименований препаратов

для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением

кислотности, в 2002 г. (исключая перерегистрации)

Торговое наименование Производитель Страна МНН

Ланцид Brown & Burk Pharmaceutical Ltd. Индия Лансопразол

Акриланз Акрихин Россия Лансопразол

Зантин Брынцалов-А Россия Ранитидин

Фосфагель Иммунопрепарат Россия -

Омипронол Вифитех Россия Омепразол

Ультоп KRKA Словения Омепразол

Нексиум AstraZeneca Швеция Эзомепразол

Источник: «Государственный реестр ЛС»

достаточно высокая. На долю пяти ведущих препаратов в 2002 г. пришлось 85% объемов аптечных продаж антацидов, что на 2 п.п. больше, чем в предыдущем году; кумулятивная доля 10 лидирующих торговых наименований в 2002 г. составила 98% (в 2001 — 97%). В то же время три лидера продаж сократили свою долю с 64% до 62%, основной причиной чего явилось падение доли Маалокса (на 2,5 п.п.). Три из десяти ведущих по объему продаж препаратов принадлежат компании Balkanpharma, и неудивительно, что она занимает лидирующую позицию в рейтинге производителей (табл. 3). Ее доля в группе антацидов за год увеличилась на 2 п.п. и в 2002 г. составила 32%. Антацидный портфель компании Balkanpharma включает в себя 3 препарата: Алмагель, Алма-

рисунок 1

| Структура аптечных продаж препаратов для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением кислотности, в 2001-2002 гг. (в опт. ценах)

,4 38,!

59,4

3,2

57,9

3,6

0 — Антирегур-

гитанты*

1 — Ветрогонные

препараты

2 — Противоязвенные

препараты

3 — Антациды

*За анализируемый период аптечных продаж не зафиксировано.

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

%

2001 г

2002 г.

рисунок 2| Структура аптечных продаж

антацидов в 2002 г.

1 — Препараты в твердой форме с ценой менее 10 долл. за «месячный курс», 21% 2 — Препараты в твердой форме с ценой свыше 10 долл. за «месячный курс», 23% 3 — Препараты в жидкой форме с ценой менее 10 долл. за «месячный курс», 46% 4 — Препараты в жидкой форме с ценой свыше 10 долл. за «месячный курс», 10%

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC |

таблица 2| Десять торговых наименований,

лидирующих по объему аптечных продаж

в группе антацидов в 2002 г.

Рейтинг Торговое

в группе наименование Производитель

2002 2001

1 1 Маалокс Aventis

2 3 Гастал PLiva D.D.

3 2 Алмагель Balkanpharma

4 5 Алмагель А BaLkanpharma

5 6 Ренни F.Hoffmann-La Roche

6 4 Фосфалюгель Yamanouchi Europe B.V.

7 7 Гастрацид Natur Produkt

8 - Алмагель Нео BaLkanpharma

9 11 Тальцид Bayer AG

10 - Рутацид KRKA D.D.

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица 3 Десять производителей, 1

лидирующих по объему аптечных продаж

в группе антацидов в 2002 г.

Рейтинг в группе Производитель

2002 2001

1 1 Balkanpharma

2 2 Aventis

3 3 Pliva D.D.

4 5 F.Hoffmann-La Roche

5 4 Yamanouchi Europe B.V.

6 6 Natur Produkt

7 10 Bayer AG

8 - KRKA D.D.

9 7 Hemofarm D.D.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 8 Bristol-Myers Squibb

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

май 2003

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг.

гель А и Алмагель Нео, на долю которых приходится 56%, 39% и 5% продаж антаци-дов компании, соответственно. Все остальные девять ведущих производителей присутствуют в данной группе с единственным препаратом.

Концентрация объемов продаж по производителям в сегменте антацидов еще выше, чем по торговым наименованиям. На долю трех первых производителей в 2002 г. приходится 76% продаж в группе (в 2001 г. — 74%). Доля всей «десятки» лидирующих производителей по объему аптечных продаж в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличилась на 1 п.п. и состави-

ла 99%. В основном такое увеличение произошло за счет роста долей компаний Pliva D.D. (на 2,5 п.п.) и F.Hoffmann-La Roche (на 1,2 п.п.). Рейтинг МНН в 2002 г., так же как и в

2001 г., возглавляет алгелдрат+магния гидроксид (табл. 4), доля которого в

2002 г. составляет 45% объема аптечных продаж антацидов, что на 5 п.п. меньше, чем год назад. Сегмент достаточно насыщен — данному МНН соответствуют 8 торговых наименований. Наибольшая доля приходится на Маалокс — 56% от объема продаж всего МНН — и Алмагель

(39%), на остальные препараты (Алмол, Альпрогель, Алюмаг, Гастрацид, Намагел черри и Ремагель) в 2002 г. суммарно приходится 5%.

Четырем из десяти ведущих МНН соответствует единственное торговое наименование: алгелдрат+магния гидроксид+бензокаин — Алмагель А, сималдрат — Гелусил, алгелдрат+магния трисиликат+диметикон — Аль-маг, магалдрат — Магалфил 800. Концентрация по МНН в данной группе достаточно высокая, однако у нее заметна тенденция к снижению: в 2001 г кумулятивная доля «десятки» лидирующих МНН была равна 83%, в 2002 г — на 2 п.п. меньше, доля «тройки» в 2001 г — 70%, в 2002 г — 69%.

ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ

Ценовая сегментация антацидов проводилась для двух наибольших по объему продаж форм выпуска: твердых форм (таблетки, таблетки жевательные и таблетки шипучие), доля которых в объеме продаж группы в 2002 г. составила 44%, и жидких форм (гель, раствор, суспензия, порошок для приготовления суспензии), на которые приходится 56%. Каждая форма была разделена на 2 ценовых сег-

мента3. Результаты анализа ценовой сегментации группы антацидов представлены на рисунке 2.

Самый большой по объему продаж сегмент — недорогие препараты в жидкой форме выпуска (с ценой менее 10 долл. для приема в течение месяца), на него приходится 46% от общего объема аптечных продаж антацидов в денежном выражении. Занимая около 39% данного ценового сегмента, в нем лидирует Ал-магель, за ним следуют Маалокс (33%) и Алмагель А (27%). Всего в этом сегменте присутствуют 13 торговых наименований. Сегмент более дорогих антацидов в жидких формах выпуска занимает около 10% аптечных продаж; в него входят всего 4 препарата: Фосфалюгель, занимающий 81% от объема продаж этого ценового сегмента, Алмагель Нео (16%), Гелусил (2%) и Альфогель (менее 1%). Второй сегмент по объему аптечных продаж в группе антацидов — препараты в твердой форме с ценой свыше 10 долл. для приема в течение месяца. Он занимает 23% по объему продаж, и лидерами в нем является Ренни, на который при-

3 Сегментация проводилась на основе пересчета оптовых цен для приема препарата в течение месяца(усповно «месячный курс»).

антацидов: Алмагель НЕО

К Вам обращаются за советом пациенты, страдающие изжогой? Что лучше предложить при неприятных ощущениях в желудке и вздутии кишечника? Вы можете рекомендовать Алмагель Нео - антаиид, отвечаюший современным требованиям!

Клинические исследования, проведенные в России и за рубежом, доказали, что оригинальный сбалансированный состав Алмагеля Нео позволяет:

• быстро устранить изжогу (на 2-3 минуте после приема);

• защитить слизистую оболочку желудка;

• справиться с метеоризмом и запорами.

Алмагель Нео обладает приятным апельсиновым вкусом, выпускается во флаконах с дозирующей ложечкой и пакетиках, что делает Алмагель Нео необыкновенно комфортным в применении.

Алмагель НЕО - НЕОбыкнове

ПРЕПАРАТ БЕЗРЕПЕПТУРНОГО ОТПУСКА

® Balkanpharma®

комфорт для желулка

Представительство АО «Балканфарма Холдинг» (Болгария) в Москве: тел.: (095) 105-5022; факс: (095) 105-5023; e-mail: bhi.moscow@ru.net

i пшшиим

май 2003

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг.

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

таблица 4

Десять МНН, лидирующих по объему аптечных продаж в группе антацидов в 2002 г.

Рейтинг в группе

МНН

2002 2001

1 1 Алгелдрат+Магния гидроксид

2 3 Алгелдрат+Магния гидроксид+Бензокаин

3 4 Кальция карбонат+Магния карбонат

4 2 Алюминия фосфат

5 8 Алгелдрат+Магния гидроксид+Симетикон

6 7 Гидроталцит

7 5 Кальция карбонат

8 6 Сималдрат

9 9 Алгелдрат+Магния трисиликат+Диметикон

10 11 Магалдрат

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

рисунок 3

Структура аптечных продаж антацидов по регионам в 2002 г.

20

15

ю

Щ — Доля региона в общем объеме продаж антацидов [~~| — Доля региона в общем объеме продаж всех ГЛС

Hill2222222222222 1 2 1 2

III........

11 11 11 11 01

1П-in Jil jn_ п.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

1 — Москва 7 — Новосибирская 12 — Башкортостан

2 — Санкт-Петербург область 13 — Омская область

3 — Московская область 8 — Самарская область 14 — Пермь

4 — Красноярский край 9 — Татарстан 15 — Воронежская

5 — Свердловская область 10 — Краснодарский область

6 — Нижегородская край 16 — Челябинск

область 11 — Ростовская область 17 — Иркутск

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

18

17

ходится 45% объема продаж данного ценового сегмента, и Маалокс (43%). Еще 6 препаратов присутствуют в данном ценовом сегменте. Остальные 21% продаж антацидов составляют недорогие табле-тированные формы (с ценой менее 10 долл. для приема в течение месяца), представленные 10 препаратами. Наи-

больший процент объемов продаж приходится на Гастал (89%), что показывает высокую степень концентрации данного ценового сегмента.

Средняя розничная надбавка на антациды в 2002 г. составила 27,3%, что ненамного превышает уровень надбавки по аптечному рынку в целом (26,5%).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Соотношения объемов розничных продаж антацидов и всех ГЛС в 2002 г. по регионам приведены на рисунке 3. Как можно заметить, структура потребления препаратов рассматриваемой группы схожа со структурой потребления всех лекарственных

»[QPtri TOUWpn TÏртппн

^-CCivO^* абсолютная уверенность

& успехе

- НЗнСлЭДСС Ьыарос H .-.ÙI'K-Ihl

ПИ LpjEI<Cilri4>CO№Wriq>_iK1ffrKMu^H ИИРУЧ-ЛMfKk'.T. ПрДОЧ'К-Л iVMb;

■ jt^tKTvwtK лечение КЕМ форм гастроаюфлгсьыюй рефлнкаюА

бп*лнп I и лл н н'| tlmtfw hvühi.IVIEIHHI.'.i ii чцч 'ii i- ■ i

■ ЬДЛ'НГПК-Н'ЬЛЧ JMTHCCtpCtOpihd |||!ч- ll|!.ïl. «t нцнгль-ю pujpcülüll i-ын F Itl) f/iWKH'H ....................¿»чишшмтчроний

кп i тгчг-шч- i:ftihin -lo.yjiiii ii" f к .iih :kiiiikii'i ■ |:._ii-■ iii-i imi i: P ¡111—1

AstraZeneca1^ -1....-- . . ----- —tin—

11 1 1 " • ucunori

*.чл«2™ч i ™ nn WF. tn '.т -"frS-'A TS Ж-W

ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ КИСЛОТОЗАВИСИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Нексиум® — первый ингибитор протонной помпы (ИПП), разработанный в виде изомера и единственный антисекреторный препарат, показавший свое превосходство над «золотым стандартом» — омепра-золом в крупных международных клинических исследованиях. Благодаря улучшенному метаболизму и увеличенной доставке действующего вещества к протонным помпам париетальных клеток желудка, Нексиум® действует быстрее, дольше и эффективнее по сравнению с другими ИПП, что повышает качество терапии кислотозависимых заболеваний и делает возможным внедрение новых подходов к лечению. Нексиум® устраняет симптомы и излечивает эзофагит в два раза быстрее, чем другие ИПП, что сокращает сроки лечения с 8 недель до 4-х. В составе однонедель-ной тройной эрадикационной терапии Нексиум® (с двумя антибиотиками — амоксициллином и кларит-ромицином) сокращает продолжительность лечения язвенной болезни 12-перстной кишки с 4-х недель до 1 при эффективности, превышающей 90%. Перед приемом препарата необходимо ознакомиться с инструкцией по применению. За более подробной информацией о препарате обращайтесь в представительство компании AstraZeneca.

Соб.инф.

май 2003

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг.

средств: все так же лидирующими регионами являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

ПРОТИВОЯЗВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Из семи новых торговых наименований, зарегистрированных в 2002 г., 6 препаратов входят в группу противоязвенных, и только один из них — Нексиум — появился в аптечных продажах.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Десятка» ведущих торговых наименований противоязвенных препаратов представлена в таблице 5. Три лидера в 2002 г. остались те же, что и в 2001 г., вместе они занимают 57% от объема продаж противоязвенных препаратов, причем доля двух из них возросла за год: Омеза с 24% до 27%, Де-Нола с 12% до 13%, в то время как Ранитидин сократил свою долю на 1 п.п. (в 2002 г. его доля — 17%). Наибольшего увеличения объемов продаж из десяти торговых наименований достиг Омепразол (его продажи в 2002 г. возросли в 2,5 раза, и он

таблица 5

Десять торговых наименований, лидирующих по объему аптечных продаж в группе противоязвенных препаратов в 2002 г.

Рейтинг в группе Торговое Производитель

2002 2001 наименование

1 1 Омез Dr.Reddy's Laboratories

2 2 Ранитидин Разные производители

3 3 Де-Нол Yamanouchi Europe B.V

4 4 Квамател Gedeon Richter

5 10 Париет Janssen-Cilag

6 5 Фамотидин Разные производители

7 6 Гастрофарм Sopharma-Pharmachim

8 18 Омепразол Разные производители

9 7 Вентер Разные производители

10 8 Гистак Ranbaxy Laboratories

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™ , RMBC

поднялся на 10 позиций в групповом рейтинге). С другой стороны, у Квамате-ла, сохранившего свое место в группе, сократились объемы продаж на 9%. Новый препарат в группе (Нексиум) достиг 22-го места в рейтинге торговых наименований противоязвенных препаратов за 2002 год.

В рейтинге производителей из «пятерки» ведущих только лидер — Dr.Reddy's Laboratories — удержал свою позицию,

увеличив объемы своих продаж на 3 п.п. по сравнению с 2001 г. (в 2002 г. на компанию пришлось 28% продаж противоязвенных препаратов). В его противоязвенной портфель входят Зоран, Ланзап и Омез (ведущий препарат в данной группе). Наибольший спад из «десятки» производителей произошел у компании Sopharma-Pharmachim: ее объемы продаж упали в 1,8 раз, а доля в общем объеме продаж противоязвен-

МОТИЛАК™

Нормальный ритм Вашего желудка

МОТИЛАК-

прокинетик двойного действия

о улучшает работу желудка о устраняет тошноту и рвоту

V безрецептурный препарат

ч/ широкомасштабная рекламная кампания

[ВещЯЗаЕ

г. Москва, ул. Большая Почтовая, 36 Тел.: (095) 792-5330, факс: (095) 792-5328 www.veropharm.ru

ршшиим

май 2003

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг.

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

таблица 6

Десять производителей, лидирующих по объему аптечных продаж в группе противоязвенных препаратов в 2002 г.

Рейтинг в группе Производитель

2002 2001

1 1 Dr.Reddy's Laboratories

2 3 Yamanouchi Europe B.V.

3 4 Gedeon Richter

4 2 Sopharma-Pharmachim

5 5 Ranbaxy Laboratories

6 7 Janssen-Cilag

7 6 Акрихин

8 10 AstraZeneca

9 8 Hemofarm D.D.

10 13 Eczacibasi

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™ , RMBC

таблица 7| Десять МНН, лидирующих

по объему аптечных продаж в группе

противоязвенных препаратов в 2002 г.

Рейтинг в группе МНН

2002 2001

1 1 Омепразол

2 2 Ранитидин

3 4 Висмута трикалия дицитрат

4 3 Фамотидин

5 7 Рабепразол

6 5 Сукральфат

Висмута субнитрат+Магния карбонат+Натрия

7 6 гидрокарбонат+Аира корневище+Крушины кора+Рутозид+Келлин

8 8 Пирензепин

9 9 Висмута субнитрат+Магния карбонат+Натрия гидрокарбонат+Аира корневище+Крушины кора

10 - Эзомепразол

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™ , RMBC

ных препаратов сократилась с 12% до 6%, в основном это снижение произошло за счет падения продаж Ранитидина (снижение в 2,6 раза). В то же время Janssen-Cilag поднялся на 1 позицию вверх, увеличив объем продаж на 85%. Большинство ведущих производителей противоязвенных препаратов имеют в портфеле более одного препарата. Только три производителя из десяти ведущих присутствуют в рейтинге с единственным торговым наименованием: Yamanouchi Europe B.V. (Де-Нол), Janssen-Cilag (Париет) и Eczacibasi (Гас-тросидин). Концентрацию по произво-

дителям можно охарактеризовать как среднюю: кумулятивная доля «тройки» лидеров в 2002 г. составила 46%, а доля «десятки» — 71%.

Ведущее МНН в 2002 г., так же как и в 2001 г. — омепразол, в его сегмент входят 20 торговых наименований, наибольший объем продаж приходится на Омез (80%) и Омепразол (8%) (табл. 7). В группе МНН ранитидин — схо-

ПРОМЕЗ

Кислотозависимые заболевания верхних отделов ЖКТ относятся к числу наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения в России с удельным весом среди прочих болезней этой сферы до 18%. Только страдающих язвенной болезнью с установленным диагнозом в нашей стране насчитывается около 6 млн. человек. Классическая формула «нет кислоты — нет язвы» не утратила своей актуальности. Заживление язвы зависит не только от продолжительности назначения антисекреторных средств, но и от их способности удерживать интрагастральный рН выше 3 в течение определенного времени. Препарат Промез (Протекх Биосистемс) полностью абсорбируется из ЖКТ, достигая уровня максимальной концентрации через 1 час. Он удерживает антисекреторный эффект в течение суток, оказывает эффективное терапевтическое действие.

Представительство компании «Протекх Биосистемс Пвт ЛТД» (Индия) в России, 115201, Москва, 1-й Котляковский пер., д. 2, стр. 1, тел./факс: (095) 775-09-09 (многоканальный)

itf-i I 4MJM] i. C.D4H.ÜK 'ДЛИННЫ!.'

■Лрллалтлмлв Hiviiam кКПзрттпк-

Ï0S4 117

И? SSM 3l 7 4141

UPä№?

L941p.ru limni'l i kll-]ie4j p.ru

.¡-„■-«-»-г ¿j/шЩ ■

ïkïï 0

кст г^клп

Й1|г;|дц||||*и»щ>

тгата: тм'141 шгтчг

жая ситуация — присутствует 17 торговых наименований, из них Ранитидин занимает 78% объема продаж. Пять из десяти ведущих МНН представлены единственным торговым наименованием: рабепразол (Париет), сукральфат

фармацевтический рынок россии.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

é- Спсрсчсн^плснарсгкммгз пытнш рйгтонЬънМ ifMm

• HiiliHHU-HHii-'i.lHkjiHjH Ьз HL.

рСГТНМИ'Нр^ТСО^ЯфЗрНЛЦНГНЧСНуЮ

• ÏHin:i-.4iikHHj I'lOiuiHh.H i ;>у11-нн11И1

Л||Г1ГИ|£'ЬН:"Ч[':Р..-Л юнпйнпй

• Спгрг"сн~аплпгн!Е. нор|чгнгнс-прапг:пи (TiV н ННШ ГМШИГМИ ДММННСТИ

• chftchj otc-inr-hf-hnf kj4cctij

лсчахпгнмк'К ср^пп

1.1|'|Ч,|,':"ГлнГ:к:' м JiuHÜ M □арЧ2Ц»ТиЧЕС04 илр'снчг

• pryil'pUh-ÎHHHt

H гф£р! lllïrlll.Limi ЛГйа^СПйЬныХСрОДТВ

+ Ершил chctchj :~»дартса : сферг

uSpdJJSHM" PPtPECl lïHH^ï (Pfflj.1?

• 1|н||г -ïi Л:н;-hh Îi1|:h.hi||-h'Чч, i hîim ДО1СЛЫЮСГН ,' ППП'ОНОЧНП РСГНО'ОВ

ПЛАНИРУЕТСЯ ПРОВЕСТИ:

■ П .1Е H ri pH LV IriMT^riHIK

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ CfllipDIHkff 1КВДНН1

■ "HpdMkJFnr.lW"

■ LU г н h г., ù jjim

Jji Гра|п»рО> I" £>J-ÏJ(L"-L

■ ПмСЛН! Jl^nLjHtH 4 LC"HPJlH ¿ITH «1МЧЕН

I■ iHH Idv-: F НИИИИН" ЧГМНЦЦЕ

май 2003

Jss]

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг.

рисунок 4

Структура аптечных продаж противоязвенных препаратов в 2002 г.

1 — Препараты в твердой оральной форме с ценой менее 2 долл. за упаковку №10, 47%

2 — Препараты в твердой оральной форме с ценой от 2 до 10 долл. за упаковку №10, 43%

3 — Препараты в твердой оральной форме с ценой свыше 10 долл. за упаковку №10, 7%

4 — Инъекционные формы, 3%

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

рисунок 5

Структура аптечных продаж противоязвенных препаратов по регионам в 2002 г.

20

15

10

Щ — Доля региона в общем объеме продаж

противоязвенных препаратов [~~| — Доля региона в общем объеме продаж всех ГЛС

11 11 11

123456789

1ПЛ1.1П.1П.1П. п.

10 11 12 13 14 15 16 17

1 — Москва 6 - Красноярский край 12 — Омская область

2 — Санкт-Петербург 7 - - Новосибирская область 13 — Ростовская область

3 — Московская область 8 - Краснодарский край 14 — Воронежская область

4 — Свердловская 9 - Самарская область 15 — Челябинск

область 10 — Нижегородская область 16 — Пермь

5 — Татарстан 11 — Башкортостан 17 — Иркутск

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

(Вентер), висмута субнитрат+магния карбонат+натрия гидрокарбонат+аи-ра корневище+крушины кора+руто-зид+келлин (Викалин), висмута субни-трат+магния карбонат+натрия гидро-карбонат+аира корневище+крушины

кора (Викаир) и эзомепразол (Нексиум). Концентрация по МНН достаточно высокая — «тройка» лидеров в 2002 г. занимает 68% от общего объема аптечных продаж противоязвенных препаратов.

ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ

Ценовая сегментация для противоязвенных препаратов проводилась для двух форм выпуска: оральных форм препаратов (капсулы, таблетки, порошок для

4

17

14

4 4.4

ПРОМЕЗ

О^пр^п ДО ЗА "

• Обеспечивает заживление язвы Зэп»,*с0* • -1 в короткие сроки • .

• Хорошая переносимость Т^е"

• Выраженный антисекреторный • эффект в течение ^уток ** #

1 — 'как.т Ч

И&ШШШПШ

Представительство в Москве:

Россия 115201, Москва, 1-й Котляковский пер. д.2 стр.1 Тел. +7 095 7750909, e-mail: protechbiosys@intercare.ru

РШШШМ |май 2003

АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И АНТАЦИДОВ В 2001 И 2002 гг. КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

приготовления суспензии для приема внутрь), доля которых в объеме продаж группы в 2002 г. составила 97%, и препаратов для инъекций, на которые приходится 3% группы (рис. 4). Оральные формы выпуска были разделены на 3 ценовых сегмента. Самый большой по объему продаж сегмент — недорогие препараты для приема внутрь (с ценой менее 2 долл. за условную упаковку №10), на него приходится 47% от общего объема продаж противоязвенных препаратов в денежном выражении. В данном сегменте достаточно низкая концентрация: лидер — Ранитидин — занимает 37% от объема продаж данного ценового сегмента, всего же здесь присутствуют 52 препарата. Следующий по объему продаж сегмент средних по стоимости препаратов (от 2 до 10 долл. за условную упаковку №10) занимает 43%. Лидирует в нем Омез (63% от объема продаж сегмента) и Де-Нол (29%); всего сегмент охватывает 11 торговых наименований. В сегменте дорогих оральных ЛС (свыше 10 долл. за условную упаковку №10) пять препаратов: на долю Париета приходится 59% от объема продаж данного ценового сегмента. В наименьшем по объему аптеч-

ных продаж сегменте — инъекционных форм выпуска — присутствуют 12 торговых наименований, из которых лидирует Квамател, занимая 44% от объема продаж данного сегмента.

В 2002 г. на противоязвенные препараты была зафиксирована средняя розничная торговая надбавка в размере 26,6%, что соответствует ситуации по всему рынку ГЛС (26,5%).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Соотношения объемов розничных продаж противоязвенных препаратов и всех ГЛС в 2002 г. по регионам приведены на рисунке 5. В целом структура потребления препаратов рассматриваемой группы схожа со структурой потребления всех лекарственных средств, однако несколько сдвинута в сторону регионов: в Москве потребление противоязвенных препаратов меньше на 19%, чем потребление всех ГЛС.

ВЫВОДЫ

Группа препаратов, применяемых для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с на-

рушением кислотности, является относительно небольшим по объему аптечных продаж, но развивающимся сегментом российского фармацевтического рынка.

Подгруппой, занимающей наибольший объем аптечных продаж в сегменте, являются «Противоязвенные препараты», в которой присутствуют 78 торговых наименований. В данной группе в 2002 г. было зарегистрировано 6 торговых наименований, в отличие от группы «Анта-циды» (всего 1 новый препарат). Сегмент антацидов сильно концентрирован, на долю 10 ведущих торговых наименований в 2002 г. приходится 98% аптечных продаж в денежном выражении. У противоязвенных препаратов концентрация меньше — кумулятивная доля «десятки» — 81%.

Несмотря на то, что почти треть зарегистрированных в России торговых наименований препаратов, применяемых для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением кислотности, производится отечественными производителями, по объемам продаж лидируют иностранные компании.

В ЛЕЧЕНИИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ ПОЯВИЛАСЬ АЛЬТЕРНАТИВА

Об этом сообщил на пресс-конференции, состоявшейся 9 апреля в рамках X Российского национального конгресса «Человек и лекарство», медицинский директор научно-исследовательского центра при Медицинском фонде Альтона Ошнера профессор Франц Мессерли. Он представил результаты INVEST уникального клинического исследования в области кардиологии, в котором участвовали 22 756 больных из 15 стран мира. Сравнение лечения с использованием препарата ТАРКА (и его компонентов — верапамила и трандолаприла) и традиционной терапии бета-блокаторами, проведенное в исследовании, показало, что обе лечебные стратегии в равной степени уменьшают смертность, частоту развития инфарктов миокарда и инсультов у пациентов, страдающих одновременно артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца. Однако при использовании бета-блокатора наблюдались такие побочные эффекты, как чувство усталости, одышка и сексуальная дисфункция. «Теперь, когда у нас есть результаты исследования INVEST, у врачей появилось альтернативное лечение для больных с высокой степенью риска, не имеющее таких побочных эффектов», — подчеркнул ученый. По словам Марины Шестаковой, профессора Эндокринологического центра РАМН, препарат ТАРКА давно ожидался российскими эндокринологами, т.к. по опыту применения за рубежом препарат хорошо себя зарекомендовал при лечении больных сахарным диабетом с артериальной гипертонией, оказывая гипотензивное и органопротективное действие в отношении сердца и почек — органов-мишеней, страдающих при этой патологии.

Соб. инф.

п никчн; iOPi) ■ -рзэо'гг: т Сочц >,сэтлзг*. "

Email. сдоГРлфЬл)«]. fti. rncdlcinD0Dochl cutpo.ftj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.