УДК 615.12:658.628:616.33
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
О.Г. Ивченко, Е.В. Клейчук, В.В. Гацан, Т.Г. Ковалева, A.M. Еманова
Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУМинздрава России Пятигорск, Россия, 357532
Аннотация. Статья посвящена изучению конечных потребителей лекарственных препаратов для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки методом анкетирования. Для этих целей разработана специальная анкета, включающая 21 вопрос. Анкетирование проводилось в городах Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Минеральные Воды среди посетителей, обратившихся за приобретением указанной группы лекарственных препаратов в сентябре-ноябре 2015 года (количество собранных анкет позволило сделать вывод о репрезентативности). Полученные данные обработаны и представлены в виде выводов и диаграмм. Результаты исследования позволили установить социологический портрет потребителя, учитывая потребительские возможности и предпочтения, что позволит улучшить качество лекарственного обеспечения населения.
Ключевые слова: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, лекарственные препараты, потребители, социологические исследования, аптечные организации.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки наносит значительный ущерб здоровью населения и, как следствие, социальному и экономическому благополучию страны из-за потерь трудового потенциала и инвалидизации населения. Эта проблема обусловлена не только широким распространением данной патологии органов пищеварения (регистрируется у 1,5% взрослого населения), но и отсутствием достаточно надежных методов лечения, сводящих к минимуму возможность рецидива заболевания. Гастроэнтерологи отмечают тенденцию развития данной патологии все в более раннем возрасте что, несомненно, приводит к ухудшению продолжительности и качества жизни населения [1—3].
В настоящее время фармакотерапия язвенной болезни включает более 500 различных препаратов и около 1000 их сочетаний. Современная концеп-
ция лечения язвенной болезни предусматривает активную терапевтическую тактику, включающую многокомпонентные лекарственные схемы и длительный прием медикаментов по показаниям. Кроме специфических лекарственных групп, также применяют достаточно большое количество препаратов широкого спектра, что еще более затрудняет лекарственное обеспечение населения, страдающего язвенной болезнью. При назначении этих групп препаратов гастроэнтерологи и врачи общей практики подбирают препараты и их комбинации, руководствуясь, в том числе, индивидуальными особенностями и финансовые возможности больного [4; 5].
С целью установления особенностей лечения больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и составления их медико-социального портрета был проведен социологический
—--—
~ 726 ~
опрос больных, находящихся на амбулаторном лечении, с помощью специально разработанной анкеты. Объектами социологического исследования явились 56 больных язвенной болезнью, находящихся на амбулаторном лечении. Исследования проводились среди посетителей аптечных организаций городов Пятигорск, Ессентуки, Железно-водск, Минеральные Воды в сентябре-ноябре 2015 года.
Исследование по определению возрастных групп пациентов позволило установить, что подавляющее большинство респондентов (92,2%) — лица трудоспособного возраста. Данная группа заболеваний наносит ущерб социально-экономическому благополучию края вследствие потери трудового потенциала. К возрастной группе «до 20 лет» относятся 2,9% респондентов, а 4,9% опрошенных старше 61 года. На вопрос о своем семейном положении больные язвенной болезнью дали следующие ответы: 64,7% состоят в браке, 20,6% «холосты/незамужем», 10,8% разведены, 3,9% «вдовцы/ вдовы». Опрошенные имеют следующие уровни образования: высшее — 26,5%, неоконченное высшее 7,8%, среднее профессиональное 49,0%, полное среднее 10,8%, неполное среднее 5,9%.
Результаты ответов на второй блок вопросов позволили выявить причины возникновения и характер течения заболевания. Так, 70,6% респондентов отметили, что до появления симптомов язвенной болезни они вели образ жизни, способствующий развитию нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта. Выраженность клинических проявлений язвенной болезни в виде болевого синдрома отметили 98,7% опрошенных, нарушение пищеварения — 73,5% респондентов. Необходимо отметить, что сочетание этих симптомов имеют 67,3% опрошенных. Установлено, что треть проанкетированных больных (34,3%) прибегала к самолечению. Опрос установил, что использовались, прежде всего, антацидные и обезболивающие препараты из группы нестероидных противовоспалительных средств. Генетическую предрасположенность, как возможный фактор возникновения язвенной болезни, имеют 20,9% опрошенных.
Ответы респондентов на третий блок вопросов позволили выявить особенности лечения язвенной болезни и предпочтения респондентов при
выборе лекарственных препаратов. Респондентам было предложено выбрать приоритетные для них характеристики лекарственных препаратов, применяемых для лечения язвенной болезни, такие как эффективность, отсутствие побочных эффектов, безопасность, стоимость, страна-производитель и форма выпуска. Наиболее важным свойством лекарственных препаратов, применяемых при лечении язвенной болезни, 60,7% респондентов отметили характеристику «эффективность», 20,7% — «стоимость», 14,7% — «отсутствие побочных эффектов», 3,9% — «безопасность». Если расположить требования опрошенных к лекарственным препаратам по убыванию значимости, то получится следующий ряд: эффективность — отсутствие побочных эффектов — безопасность — стоимость — страна-производитель — форма выпуска.
При выборе лекарственных препаратов 38,2% респондентов предпочитают приобретать лекарства отечественного производства, 56,9% — зарубежного производства, а для 4,9 % опрошенных этот критерий не имеет значения.
Далее были проанализированы источники информации, которые предпочитают потребители. Предпочтительными источниками информации о лекарственных препаратах и мотивирующими факторами к их приобретению для 92,2% респондентов явились врачебные рекомендации. Почти половина опрошенных (48,0%) руководствуется рекомендациями работников аптек, медицинскую литературу используют 30,4% респондентов, собственный опыт в применении лекарственных препаратов имеют 24,5% опрошенных. Десятая часть (10,8%) респондентов доверяет рекламе в СМИ, 8,8% опрошенных при выборе лекарственных учитывает советы знакомых.
Социологический опрос позволил установить уровень ежемесячных затрат на приобретение лекарственных препаратов для лечения язвенной болезни. Результаты представлены на рис. 1.
Как следует из данных диаграммы, для основной доли респондентов сумма затрат на лекарственные препараты в месяц составляет от 501 до 2000 рублей (59,8%).
По данным анкетирования составлен медико-социальный портрет больного язвенной болезнью (рис. 2).
—--—
~ 727 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
32,40%
27,40%
10,80%
19,60%
9,80%
□ Менее 500 рублей @От 501 до 1000 рублей ООт 1001 до 2000 рублей
□ От 2001 до 3000 рублей В Более 3000 рублей
Рис. 1. Ежемесячно затрачиваемая на лечение язвенной болезни сумма, руб.
Женщины 70,0%
Затраты на лечение 501—1000 руб.
Доход 3001—4500 руб.
41—50 лет
Среднее ^профессиональное образование
Пенсионеры
Рис. 2. Медико-социальный портрет больного язвенной болезнью
Таким образом, в проведенном анкетировании больных язвенной болезнью приняли участие респонденты разного возраста, образования, с различным социальным статусом и уровнем доходов, что дало возможность составить медико-социальный портрет потребителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ивченко О.Г., Андреева H.A., Михайлова С.А. и др. Изучение ассортимента лекарственных препара-
тов ингибиторов протонной помпы на региональном фармацевтическом рынке // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2013. № 6. С. 48—50.
2. Петров В.И., Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии // Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Базаркина О.В., Ибрагимова А.Н. Маркетинговый подход к изучению потребителей антацидных и противоязвенных лекарственных препаратов // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2008. № 4.
~ 728 ~
4. Ивченко О.Г., Андреева H.A. Контент-анализ лекарственных препаратов для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. Пятигорск, 2015. Вып.70. С. 330—332.
5. Дремова Н.Б., Кобзарь Л.В., Коржавых Э.А. Методология отечественных исследований потребности в лекарственных средствах и их потребления // Фармация и фармакология. 2015. № 3(10). С. 4—10.
OBSERVATION OF CONSUMERS OF STOMACH ULCER AND DUODENAL ULCER TREATMENT DRUGS
O. G. Ivchenko, E. V. Kleychuk, V. V. Gatsan, T. G. Kovaleva, A.M. Emanova
Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute —
the Pyatigorsk Branch of VolgMU, the Ministry of Health Medical University
Annotation. The article is devoted to the observation of end consumers of drugs for treatment of gastric ulcer and duodenal ulcer using questionnaires. For this purpose there is a special form developed, which includes 21 questions. The questionnaire was conducted in the cities of Pyatigorsk, Yessentuki, Zheleznovodsk and Mineralnye Vody among the visitors seeking acquisition of related group of drugs in September-November 2015. The results are processed and presented in the form of conclusions and diagrams. The observation results give us possibility to draw a sociological portrait of the consumer and to take into account the consumers' preferences and capabilities to better meet the needs of the population in the drug provision.
Key words: stomach ulcer and duodenal ulcer, drugs, consumers, social observation, pharmacy organizations.
REFERENCES
1. Ivchenko O.G., Andreeva N.A., Mihajlova S.A. and others Observation of the assortment of drugs — proton pump inhibitors on the regional. VestnikRUDN, 2013, no. 6, pp.48—50 (in Russian)
2. Petrov V.I., Gaevyj M.D., Gaevaja L.M. Fundamentals of pharmacotherapy and clinical pharmacology. Rostov n/D.: Feniks, 2010, 800 pp (in Russian)
3. Bazarkina O.V., Ibragimova A.N. arketing Approach to the observation of consumers of antacids and
anti-ulcer medications. Vestnik RUDN. Serija: Medicina, 2008, no. 4, pp.43—45 (in Russian)
4. Ivchenko O.G., Andreeva N.A. Content analysis of drugs for gastric ulcer and duodenal ulcer treatment. Razrabotka, issledovanie i marketing novoj farmacevti-cheskojprodukcii: sb. nauch. tr. Pjatigorsk, 2015, vol. 70, pp. 330—332 (in Russian)
5. Dremova N.B., Kobzar' L.V., Korzhavyh E.A. The methodology of domestic research of demands for medicines and their use. Farmacija i farmakologija, 2015, no. 3(10), pp. 4—10 (in Russian)