Научная статья на тему 'Маркетинговый инструментарий коммерциализации технологий'

Маркетинговый инструментарий коммерциализации технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый инструментарий коммерциализации технологий»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

структуры капитала и инвестиционного проектирования развития кооператива. В прикладном текущем плане знание значений средневзвешенной стоимости капитала и стоимости отдельных источников важно в силу следующих обстоятельств:

- средневзвешенная стоимость капитала представляет собой минимальную норму отдачи на авансированные в деятельность кооператива ресурсы, поэтому исполнительный менеджмент СКПК должен учитывать значение ШАСС при определении средних процентных ставок по выдаваемым займам и доходности прочих активных операций;

- средневзвешенная стоимость заемных и привлеченных средств может рассматриваться в качестве переменных затрат, и следовательно, может использоваться для определения точки безубыточности (минимального портфеля займов, обеспечивающего самофинансирование) и зоны безопасности кооператива;

- стоимость заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми процентами, поэтому нужно уметь выбирать наилучшую возможность из нескольких вариантов привлечения средств;

- грамотные прогнозные оценки стоимости источников позволяют в известной степени минимизировать средневзвешенную стоимость капитала и максимизировать рыночную капитализацию кооператива, а, следовательно, его устойчивость как финансового института.

Таким образом, средневзвешенная цена капитала сельского кредитного кооператива является одним из ключевых финансовых параметров его деятельности, который может быть использован для оптимизации структуры капитала, управления доходностью его операций, минимизации финансовых рисков, инвестиционного проектирования, что, в конечном счете, способствует повышению его устойчивости в качестве кредитно-финансового института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев В.В. Финансовый учёт и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Ткачук М.И.Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

МАЗЕНИН А.М.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентной стратегии предприятия все больше становится его инновационная активность. Инновационное развитие позволяет развиваться и расширяться научно-техническому прогрессу, и как следствие увеличить предпринимательскую активность, позволяющую повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность города, региона и страны в целом.

Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли.

Эффективность проведения инновационных разработок зависит от состояния инновационного потенциала предприятия, основу которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы.

Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности,

начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.

Инновации могут оказаться экономически эффективными при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличивается и доля условно-постоянных затрат в производственных издержках отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала. Поэтому эффективность процесса коммерциализации зависит от применяемых финансовых и маркетинговых инструментов.

Коммерциализация технологий - это, по одному из определений, получение выгоды дохода, прибыли) от коммерческого использования информации о технологии и/или самой технологии, в отличие от трансфера технологии, который предполагает передачу технологии реципиенту (получателю и пользователю), который и осуществляет ее промышленное освоение (но не обязательно извлекает из этого прибыль - примером являются экологические технологии) [3].

Чтобы довести результаты НИОКР до стадии коммерциализации, центру коммерциализации необходимо выполнить большой перечень работ и предоставить НИИ и инновационным компаниям большой перечень услуг. В частности, необходимо: провести экспертизу результатов НИОКР; отобрать те, которые являются наиболее привлекательными для финансирования; «упаковать» технологию в форму перспективного инновационного проекта; разработать инвестиционный меморандум и провести поиск инвесторов; распределить и юридически закрепить права на будущую интеллектуальную собственность; управлять проектом коммерциализации на стадии внедрения технологий в производство; оказывать услуги по выбору направления дальнейшей модификации и сопровождения объектов интеллектуальной собственности [5]. В этой связи для достижения поставленных целей особое значение приобретает маркетинговый инструментарий.

Для венчурного предприятия концепция маркетинга должна быть первостепенной, так как одним из факторов влияющих на инновационное развитие является изменчивость внешней среды и наличие высокого риска реализации/нереализации инновационного проекта и окупаемости вложенных финансовых средств.

Маркетинг служит системообразующим звеном, связывающим предприятие с потребителями. Эта интегрирующая функция должна быть отражена во всей организационной структуре венчурного проекта, как на стадии зарождения инновационной идеи, так и на стадии создания промышленного образца и стадии создания инновационного продукта.

Маркетинг венчурного проекта должен быть первостепенным для всех участников инновационного проекта, то есть для авторов инновационного продукта и для венчурных инвесторов. Для авторов инновационной идеи маркетинговым инструментом являются элементы целевого маркетинга, а для инвесторов данной идеи, то есть для венчурных инвесторов -анализ внешней среды при определении объекта инвестирования и понимании динамики внешнего рынка. При этом необходимо учитывать, что потенциальный спрос на венчурный продукт не обусловливается существующими тенденциями рыночного спроса, а идет на один шаг впереди потребностей рынка.

При этом он приобретает специфические формы на каждом из этапов реализации данного проекта.

У венчурного предприятия можно выделить 3 основные стадии развития:

1. Ранняя стадия: финансирование создания фирмы. Капитал необходим для проведения НИОКР, разработки бизнес-плана, образцов продукции и маркетинговой стратегии, для покрытия предпроизводственных расходов, формирования первоначального капитала. Финансирование ранней стадии означает самый высокий риск, поэтому у венчурного инвестора есть шанс в случае успеха получить весьма высокий доход.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

2. Этап развития, на протяжении которого осуществляется переход от создания образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности. Средства необходимы для покрытия издержек, связанных с изготовлением инструментов, создания или расширения необходимых производственных мощностей, а также для формирования оборотного капитала.

3. Этап закрепления успеха, за которым следует выпуск акций компании в свободное обращение на бирже. Инвестиции нужны для улучшения производственных показателей.

Одним из эффективных методов реализации маркетинга в венчурных проектах является продвижение. Под продвижением проектов коммерциализации технологий подразумевается «упаковка» технологий и поиск партнеров, финансовых и других ресурсов для продажи технологии в различных формах или создания предприятия для ее совместной эксплуатации.

Для повышения шансов осуществить коммерциализацию технологии необходимо продвинуть ее по инновационному циклу как можно ближе к промышленной технологии перед тем, как представлять на рынки венчурного капитала. Поэтому на первых этапах коммерциализации технологий целесообразно привлечь стратегических партнеров и инвестиционные ресурсы как российских, так и международных государственных и частных фондов на осуществление НИОКР.

Другим вариантом продвижения проектов коммерциализации технологий на ранних стадиях развития является создание с зарубежным партнером совместного предприятия. Тогда в ходе продвижения проектов коммерциализации технологий осуществляется поиск партнеров с помощью инфраструктуры трансфера технологий, на основе личных контактов, размещения и поиска информации в Интернете, участия в выставках, венчурных ярмарках и пр. публичных мероприятиях.

Существуют самые различные способы классификации инструментов продвижения проектов коммерциализации технологий (рис. 1).

При вертикальном продвижении весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности от подразделения к подразделению. Это так называемая внутрифирменная коммерциализации технологий.

Горизонтальный метод продвижения технологий - это метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий и, в частности, могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.

Рис. 1. Классификации инструментов продвижения проектов коммерциализации.

Для западных инвесторов привычным инструментом ознакомления с проектами являются инвестиционные меморандумы [3]. Поэтому потенциальным инвесторам или стратегическим партнерам обычно рассылается именно инвестиционный меморандум, а не бизнес-план.

Инвестиционный меморандум проектов коммерциализации технологий может разрабатываться на основе бизнес-плана инновационного проекта, но он отличается от бизнес-плана тем, что:

- содержит полное описание инновационного предприятия, включая все направления деятельности (научно-исследовательская, предпринимательская и др.), а не ограничивается описанием конкретного проекта;

- обычно инвестиционный меморандум предназначен только для внешнего использования, поэтому в него не входит конфиденциальная информация;

- является по своей сути предложением доли в инновационном предприятии, то есть используется при поиске возможностей финансирования предприятия в целом, путем продажи доли акций инновационного предприятия;

- число потенциальных инвесторов и стратегических партнеров, которым он рассылается, обычно крайне ограниченно.

В настоящее время в России и за рубежом активно работает ряд сетей трансфера технологий, как национальных, так и международных, объединяющих центры коммерциализации, венчурных инвесторов, бизнес - ангелов и консультантов.

Офисы трансфера технологий создаются для продвижения разработок конкретных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов [4] и выполняют следующие функции: отбор и оценка университетских разработок, обладающих коммерческим потенциалом; патентные и маркетинговые исследования; охрана различных видов интеллектуальной собственности и know-how; подготовка лицензионных соглашений, контрактов на оказание инженерно-консультационных услуг, договоров о научно-техническом и производственном сотрудничестве и т.п.; оценка интеллектуального вклада в создаваемые университетом или научно-исследовательским институтом совместные предприятия; правовая помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции; управление созданными фирмами для коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Выставки и ярмарки инвестиционных и инновационных проектов также являются активным механизмом продвижения проектов трансфера технологий и инициации инновационных проектов. Выставки и ярмарки обеспечивают приток отечественного капитала в российский технологический сектор, венчурных средств в инновационные компании на ранних стадиях трансфера технологий и российских и иностранных инвестиций в наиболее перспективные технологические отрасли.

В российских условиях используется неполный набор инструментов продвижения технологий, однако опыт некоторых инструментов заслуживает особого внимания. Наиболее крупной российской ярмаркой инновационных проектов [4] является Российская Венчурная Ярмарка, организуемая ежегодно Российской Ассоциацией Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ). Результаты проводимых ярмарок свидетельствуют о наличии следующих тенденций [2]. Успешные предприниматели отдавать контроль над своим бизнесом за счет венчурного инвестирования отказываются, предпочитая искать тот или иной вид дешевого кредита, рассматривая фактически как таковой и венчурный капитал. Что касается распределения инвестиций по стадиям развития инвестируемых компаний, то инвесторы в основном предпочитают вкладывать в расширение уже существующего производства. Кроме того, инвесторы имеют гораздо более высокие претензии к рентабельности бизнеса, чем тот может, по мнению самих бизнесменов, обеспечить.

Кроме того, в России развиваются центры коммерциализации технологий. Например, в ЮФО создан Южный центр трансфера технологий (г. Краснодар), главной миссией которого является «эффективное управление интеллектуальной собственностью путем консолидации в рамках ЦТТ информации о финансовых, интеллектуальных, технологических и других видах ресурсов в виде информационного проекта» [1]. Кроме того, в качестве задач ставится организация доступа к данным ресурсам коммерчески активной части населения, способной довести проект до наукоемкого продукта, пользующегося спросом на потребительском рын-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

ке. При этом центр трансфера технологий обязуется также вести юридическое, финансовоэкономическое и информационно-аналитическое сопровождение проектов коммерциализации научных разработок.

В Южном федеральном округе шесть подобных центров. Помимо Краснодара - в Ставрополе, Владикавказе, Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске и Волгограде. При поддержке Роснауки ЦТТ округа организовали сетевую структуру, координацию работы которой осуществляет Волгоградский центр. С каждым из центров здесь заключают договор о продаже инновационных технологий, получая при этом 6 процентов от суммы контракта, остальной же доход идет в распоряжение участников сети. Деньги центры получают также за составление бизнес-планов и консалтинг по вопросам получения финансирования из Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника).

Однако, несмотря на наличие различных вариантов продвижении проектов коммерциализации технологий, одной из главных групп поддержки коммерциализации технологий должны стать государственные структуры. Важная роль структур государственной поддержки коммерциализации технологий заключается в формировании благоприятного инновационного и инвестиционного климата, разработке и принятии законов, регулирующих и стимулирующих деятельность, связанную с развитием инноваций. Государственные структуры могут быть активно вовлечены в процессы трансфера технологий, выступая в качестве поставщиков информации об интересных и перспективных инновационных проектах федерального, регионального и местного уровней. Государственные структуры могут играть роль посредника между финансовыми институтами и авторами инноваций, выступая в качестве организаторов переговоров и гарантов сделок по коммерциализации технологий.

литература

1. Голотвина С. Экономика знаний - от планов к реальности // Вести образования. 30.09.2006.

2. Звягин Ю. Риски гарантируем, доходы - под вопросом. Как стимулировать венчурный бизнес // Российская Бизнес-газета. 2004. № 484.

3. Катешова М. Как продвигать проекты коммерциализации технологий // Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий». 2006.

4. Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций) // Центр стратегических разработок. 2002.

5. Немкович Е.Г. Маркетинг малого и среднего бизнеса // Информационный портал «Karelia. ш» (http://www.kicbi.karelia.ru/smb/).

ЮСУПОВА С.Я.

КОНТРОЛЛИНг И АУДИТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Контроллинг представляет собой сравнительно новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижения оперативных и стратегических целей.

Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга. В этом можно убедиться, рассмотрев в следующей таблице краткие характеристики основных концепций контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.