Научная статья на тему 'Аспекты адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации'

Аспекты адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATION / LIFE CYCLE / MARKETING MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников В. П., Смирнова Н. А., Демина С. А., Мельникова И. В.

В статье рассмотрена роль маркетинга в стратегическом управлении инновационной деятельностью. Предложена функциональная схема адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации, которая обеспечивает адаптивность функционирования организации на всех этапах жизненного цикла, а также инновационный характер всех работ, начиная с маркетингового анализа конкурентоспособности как всей организации, так и ее продукции, и кончая маркетинговыми исследованиями и анализом рыночных условий и взаимодействий с внешней средой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников В. П., Смирнова Н. А., Демина С. А., Мельникова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF ADAPTIVE MARKETING MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN ORGANIZATION LIFE CYCLE

The article discusses the role of marketing in the strategic management of innovation. We propose a functional diagram of an adaptive marketing innovation management in the life cycle of an organization that provides adaptive functioning of the organization at all stages of the life cycle, as well as the innovative nature of the work, beginning with market analysis of competitiveness, as the entire organization and its products, to the marketing research and analysis of market conditions and interactions with the environment

Текст научной работы на тему «Аспекты адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации»

УДК 621.075.32

АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В.П. Мельников, Н.А. Смирнова, С.А. Демина, И.В. Мельникова

В статье рассмотрена роль маркетинга в стратегическом управлении инновационной деятельностью. Предложена функциональная схема адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации, которая обеспечивает адаптивность функционирования организации на всех этапах жизненного цикла, а также инновационный характер всех работ, начиная с маркетингового анализа конкурентоспособности как всей организации, так и ее продукции, и кончая маркетинговыми исследованиями и анализом рыночных условий и взаимодействий с внешней средой

Ключевые слова: инновация, жизненный цикл, маркетинговое управление

В настоящее время, при интенсивном развитии российского общества в рыночных условиях, быстро растет конкуренция в области не только продуктового обеспечения, но и в различных видах деятельности производства товаров и услуг. При этом коммерческая деятельность и предпринимательство все больше используют научные подходы и инновации к организации деятельности фирм и предприятий на всех этапах их жизненного цикла, начиная с проектирования продукции и услуг, и кончая утилизацией или перестройкой на новый вид продукции или деятельности.

Учитывая, что процессы управления развитием общества и его структурой обязательно сопровождаются нововведениями, инновационное управление должно базироваться на научном анализе, исследованиях состояния рынка и развития продукции, технологических процессов

проектирования, производства, эксплуатации и утилизации. Это особенно важно на этапах возрождения промышленности и всего хозяйства России, так как научный анализ в рыночных условий определяет стратегию и тактику управления организацией, ее взаимодействия с окружающей средой.

Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Более того, с переходом к философии управления, в соответствии с которой фирма должна в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы клиента, а не пытаться производить удобную для нее продукцию, которую потом

Мельников Владимир Павлович - МАИ, д-р техн. наук, профессор, тел. 8-916-535-74-93

Смирнова Нина Алексеевна - МЭФИ, д-р экон. наук, профессор, тел. 8-903-681-88-12

Демина Светлана Александровна - МЭФИ., аспирант, тел. 8-926-905-84-17

Мельникова Инна Владимировна - МАИ, ст. преп., тел. 8-916-535-74-93

стараются любым способами реализовать клиенту, появляется новый маркетинговый подход к управлению жизненным циклом организации -маркетинговое управление.

Маркетинг все в большей мере становится субстанцией бизнеса, пронизывающей все сферы деятельности фирмы. Он играет особую роль в тактическом и стратегическом управлении, существенно выходящую за рамки функции продажи продукции.

Ф. Котлер в своей работе [1] отметил роль маркетинга в стратегическом управлении фирмой: маркетинг, как средство сбора и обработки информации для разработки стратегии и ее

реализации. Эта роль маркетинга должна быть рассмотрена как основная функция управления не только в условиях изменяющейся окружающей среды. Практически это маркетинговое управление в динамике состояния любой системы, построенной на базе пяти основных принципов управления: системности, модульности, комплексности,

интегративности и декларативности [2]. Функциональную схему адаптивного

маркетингового управления инновационной

деятельностью в жизненном цикле организации можно представить схемой (см. рис.).

Характерной особенностью такой схемы является ее замкнутость, которая обеспечивает адаптивность функционирования организации на всех этапах ЖЦ, а также инновационный характер всех работ в каждом ее модуле, начиная с маркетингового анализа конкурентоспособности как всей организации, так и ее продукции, и кончая маркетинговыми исследованиями и анализом рыночных условий и взаимодействий с внешней средой.

В рамках предложенной схемы инновация выступает одновременно и в динамическом и в стратегическом аспектах. С одной стороны, в схеме учтено, что инновация развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии, с другой -учтена стратегическая направленность

инновационного процесса на конечный результат инновационный деятельности, получивший

воплощение в виде нового или принципиально усовершенствованного продукта.

Научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки выступают как промежуточный результат научно -

производственного цикла и по мере практического применения превращаются в инновации - конечный результат. НИОКР и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения. Сами инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации. Коммерческая реализуемость, в данном случае, выступает как потенциальное свойство инновации, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Эта концепция очень хорошо увязывается с опытом организации и управления инновациями за рубежом и в России [3].

Одним из наиболее впечатляющих в этой области является опыт США, где создана одна из самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности и который широко используется во многих странах [4, 5, 6].

Несмотря на высокую активность частного бизнеса, правительство США, через поддержку науки и инновационной активности, оказывает существенное прямое и косвенное влияние на повышение конкурентоспособности национального бизнеса. Активизация роли государства в научно -технической и инновационной сферах началась в 1980-х годах с принятия Конгрессом США актов и поправок. В соответствии с доктриной государство стало крупным инвестором в научно-технической и инновационной сферах и проводит тактику взаимовыгодного партнерства университетов в развитии малого наукоемкого бизнеса, а также совершенствования инфраструктуры трансфер-технологий из сферы науки в производственный сектор.

Финансированием фундаментальной науки и инновационной деятельности, занимается Национальный научный фонд США (N8?), который успешно функционирует уже более полувека. Опыт N8? используется во многих странах, в том числе и в России такими фондами, как РФФИ, РГНФ и др.

N8? является ее многопрофильным и многопрограммным фондом, созданным для решения задачи точечной поддержки научно -исследовательских проектов. Он поддерживает самые разнообразные программы: такие как

создание центров коллективного пользования научными приборами, поддержка национальных меньшинств, развитие отдельных территорий. Фонд N8? в процессе своей эволюции вышел за границы финансирования фундаментальной науки и уже более двадцати лет поддерживает инновационную деятельность и малый инновационный бизнес. В настоящее время N8? реализует следующие программы, имеющие четкую ориентацию на

использование научных результатов для модернизации экономики:

- программы инновационных исследований малого бизнеса SBIR;

- программы передачи технологий малому бизнесу STTR.

Программа SBIR создана по инициативе Конгресса США и администрации Малого Бизнеса в кооперации с Федеральными агентствами США. С 1982г. в программе SBIR принимают участие 11 федеральных агентств, которые формулируют приоритетные темы НИОКР и обеспечивают финансирование программы. Программа SBIR оказывает поддержку в формировании начального капитала. Всем федеральным агентствам, чей внешний бюджет на научные исследования и разработки превышает 100 млн. долл., законодательно предписана обязательность участия в программе SBIR. Федеральные агентства предварительно оповещают о приоритетных направлениях своей деятельности, чтобы малые предприятия смогли заранее сориентироваться, и отчисляют в настоящее время на программу SBIR по 2,5% своих бюджетов на НИОКР. Средства в рамках SBIR выделяются на конкурсной основе в соответствии с научными приоритетами, заявленными федеральными агентствами, через которые государство вкладывает средства в начальную стадию венчурных проектов.

Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5-9 лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта. Около 12% фирм, получивших грантовую поддержку, оказываются в состоянии коммерциализировать результаты своих НИОКР. Данные по 50 наиболее успешным компаниям, поддержанным в рамках этих программ свидетельствуют о том, что государственные вложения полностью окупились.

В плане усилий государства по использованию потенциала науки в модернизации производства весьма показательна государственная программа передачи технологий малому бизнесу (Small Business Technology Transfer, STTR), созданная в 1992 году по инициативе Конгресса США и администрации Малого Бизнеса в кооперации с Федеральными агентствами США. Она

поддерживает контактные работы государственных исследовательских организаций с компаниями, относящимися к категории «малый бизнес». Программа STTR представляет финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса для осуществления ими современных НИОКР с неприбыльными исследовательскими

организациями, такими как университеты и федеральные научные центры. По условиями программы, вклад в исследовательскую работу организации должен составлять не менее 30%, а вклад малого предприятия должен быть не менее 40%. Особое внимание уделяется урегулированию отношений интеллектуальной собственности. Исследовательская организация и предприятие должны заключить между собой соглашение о том,

как создаваемая совместно интеллектуальная собственность будет распределена между ними. По мнению специалистов программа STTR достаточно перспективна, так как реально соединяет высокий научно-технологический уровень достижений университетов и научных центов США с коммерческим потенциалом малого бизнеса.

Правительство Великобритании в

инновационных процессах считает содействие развитию науки и инноваций своей стратегической целью. Инновации рассматриваются как ключевой фактор построения экономики, основанной на знаниях. За формирование политики Великобритании в научной сфере, а также за создание и продвижение инноваций в промышленность, отвечает Министерство торговли и промышленности. Однако, чем больше грантов получает компания по этой государственной программе, тем меньше растут ее собственные затраты на НИОКР. Таким образом, имеет место классический эффект замещения частных затрат государственными. Цель научных сообществ состоит в организации взаимодействия между научной и технологической сферой и бизнесом, в организации трансфера технологий для повышения конкурентоспособности промышленности

Великобритании.

Весьма показательной является деятельность Правительственного фонда университетских

поисковых паевых фондов Великобритании. Именно привлечение паевых фондов университетами может способствовать успешной трансформации

качественных исследований в конкурентный бизнес. Для помощи университетам в коммерциализации результатов правительство Великобритании

приняло решение создать фонды для финансирования услуг опытных менеджеров. Эти фонды предназначены для защиты интеллектуальной собственности, осуществления пред-коммерциализационных НИОКР, разработок прототипов, подготовки бизнес-планов, покрытия юридических издержек и др.

Фонды, образующиеся за счет вкладов траста и средств правительства Великобритании, должны быть, в конечном счете, самоокупаемыми и, по возможности, минимально бюрократизированными. К ним имеют доступ 57 институтов. Эффективность новых фондов подтверждается тем фактом, что за первые два года ее существования было организовано 106 новых венчурных компаний.

Инновационная деятельность рассматривается как основной механизм повышения конкурентоспособности бизнеса в регионах страны. Правительство Великобритании через региональные агентства по развитию проводит активную инновационную политику в регионах. Был создан Региональный Инновационный Фонд,

осуществляющий поддержку инновационной деятельности с учетом потребностей регионов Великобритании. Часть программ нацелена на вовлечение малых и средних предприятий в инновационную деятельность. Университетские

Инновационные центры были созданы для того, чтобы способствовать трансферу технологий между высшими учебными заведениями и промышленностью, стимулировать участие малого бизнеса в создании и использовании новых знаний. Экономическая политика Великобритании по активизации инновационной деятельности в стране осуществляющаяся через разнообразные национальные и региональные программы поддержки инновационной активности, такие, как Mercia, Connekt, Enterprise Followship Scheme, Medici, признается экспертами достаточно успешной. В стране растет число ежегодно регистрируемых новых патентов и активно создаются венчурные компании [3].

В Канаде существует хорошо развитая и постоянно совершенствующаяся

многокомпонентная инфраструктура

государственной поддержки инновационной деятельности, для стимулирования инновационной деятельности на федеральном, провинциальном, муниципальном, университетском и других уровнях. Она рассматривается как единый процесс развития знания. Рациональный подход к новым знаниям, связанный с их использованием в бизнесе, активно пропагандируется на всех уровнях. Инновации являются ключевым фактором в повышении конкурентоспособности национального бизнеса, что отражается на качественном построении национальной инновационной инфраструктуры.

Поддержку инновационной деятельности осуществляют грантодающие организации, такие как Национальный Исследовательский Совет (NRC), Национальный Научно-Технический

Исследовательский Совет (NSERC) Национального Фонда Канады и университетских офисов по связям с промышленностью.

Национальный Исследовательский Совет (NRC) является государственной организацией федерального уровня, которая уже более 80 лет поддерживает научно-исследовательскую и инновационную деятельность. В системе NRC функционируют 17 научно-исследовательских институтов, 6 технологических и инновационных центров, 17 информационных центров. Структуры NRC представлены во многих регионах страны и в них работают более 3500 научно-технических сотрудников, около 1000 приглашенных ученых и 260 консультантов по вопросам коммерциализации результатов научных исследований. Поддержка инновационной деятельности в исследовательских институтах NRC осуществляется в виде предоставления ученым различного вида услуг -консультационных, технологических, технических по вопросам доработки и коммерциализации технологий. Институты и центры NRC рассматривают трансфер технологий и партнерские отношения с промышленностью как естественный процесс использования знаний в условиях рыночной экономики основанной на знаниях. Очень успешной является поддерживаемая NRC национальная Программа активизации инновационной

деятельности в промышленности (ШАР) с годовым бюджетом программы 150 млн. кан. долл. Основной ее целью является улучшение инновационного потенциала малых и средних компаний. С учетом того, что в настоящее время на мировом технологическом рынке только 4% технологий имеют канадское происхождение, становится вполне очевидной необходимость государственной поддержки НИОКР малых и средних компаний и коммерциализации полученных результатов.

В настоящее время в Канаде зарегистрировано около 2 млн. малых и средних компаний, в которых представлено около 99% канадского бизнеса. За последнее десятилетие они создали более 85% новых рабочих мест.

Непрерывные инновации являются основным источником повышения конкурентоспособности малых и средних компаний.

Национальный Научно-Технический

Исследовательский Совет (№ЕРС) -государственная организация федерального уровня, которая поддерживает науку и инновационную деятельность в Канаде через систему грантов и программ, а также способствует укреплению партнерских отношений между университетами, правительством и частным сектором. №ЕРС осуществляет поддержку более 17700 студентов, аспирантов и более 9600 университетских профессоров. Через ШЕРС более 500 канадских компаний вовлечено в финансирование исследований, проводимых в университетах. В 2003-2004 гг. №ЕРС оказала финансовую поддержку университетских исследований и обучения на сумму 760 млн. кан. долл.

Важным элементом инновационной инфраструктуры являются Университетские офисы по трансферу технологий. Одним из самых успешных таких офисов является офис по связям с промышленностью университета Альберта (ИЗО). Основной целью ИЗО является продвижение университетских технологий в промышленность. Это достигается в результате помощи, оказываемой ученым-изобретателям в лицензировании, создании компаний, привлечении контрактных работ, консультирования в интересах самих изобретателей, университета и общества. ИЗО помогает коммерциализировать технологии - организует защиту интеллектуальной собственности, помогает в лицензировании и создании венчурных компаний. ИЗО также помогает университетам привлекать контрактные (заказные) НИОКР и гранты, содействует университету в организации совместных проектов с промышленностью, фондами и другими организациями в научно-технической сфере.

Инновационная инфраструктура Швеции развивается весьма активно, так как государственные структуры поддерживают проведение НИОКР и создание новых инновационных компаний, включая и венчурные. Поддержка оказывается в форме грантов, кредитов, прямых инвестиций, а также посредством

юридических консультаций и консультаций по вопросам бизнеса. При формировании программ учитываются потребности регионов. Важным аспектом является поддержка инновационными фондами ранних стадий научных исследований в приоритетных областях знаний. Шведские организации поддержки научных исследований, инноваций и развития малого и среднего бизнеса в научно-технической сфере активно

взаимодействуют друг с другом при выработке и осуществлении национальных программ, а также стимулируют участие грантополучателей в

программах Европейской Комиссии.

Основными институтами финансовой и консультационной поддержки инновационной

деятельности являются Шведское Агентство

Стратегических Исследований, Шведское

инновационное агентство, Фонд поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд поддержки малого технологического бизнеса, Шведский фонд

промышленного развития.

В 2003г. совместно с другими агентствами, такими как NUTEK и 18А, VINNOVA - Шведское агентство инновационных систем, принимает участие в национальной программе «Развитее инновационных систем и кластеров». В настоящее время существенное внимание в Швеции уделяется созданию университетских офисов по трансферу технологий, которые способствуют продвижению результатов исследований университетов в реальный сектор экономики.

Формулирование и реализация основных принципов и политики Гонконга в научнотехнической и инновационной сферах началось в 1990-х годах. Тогда была определена долгосрочная цель преобразования Гонконга во всемирной центр развития инноваций и технологий мирового класса, в частности, в мирового лидера в области медицины, фармацевтики, информатики,

коммуникаций, моды и дизайна. В 1998г. была создана Комиссия по инновациям и технологиям, которая формирует государственную политику в области научно-технического и инновационного развития Гонконга. Разрабатываемые Комиссией принципы, политика и программы рассматриваются и принимаются правительством Гонконга. В последние несколько лет деятельность Комиссии была направлена на совершенствование научно -технической и инновационной инфраструктуры Гонконга, а именно на создание Фонда инноваций и Технологий Гонконга (ГТБ). Финансируемые проекты нацелены на реструктуризацию промышленности, сферы услуг и технологические инновации. В настоящее время 1ТБ реализует следующие программы: программа поддержки

инноваций и технологий (1Т8Р); программы сотрудничества университетов с промышленностью (ШСР). В систему научных и инновационных фондов Гонконга также входят Фонд прикладных исследований (АРЕ), Совет по профессиональному обучению, Совет по производству Гонконга и др.

Основным приоритетом экономической стратеги Сингапура в последнее время также является развитие бизнеса и предпринимательства в области высоких технологий. Акцент в политике государства сделан на поддержке электронной и химической отраслей промышленности, а также технологических разработок. Правительство Сингапура большое внимание уделяет инфраструктуре поддержки предпринимательства в научно-технической сфере. Для координации этой деятельности при Министерстве торговли и промышленности созданы Совет по экономическому развитию Сингапура, Совет по стандартам, производительности и инновациям.

Совет по экономическому развитию Сингапура (ЕББ) является ведущим агентством Сингапура в области планирования, инвестиций и поддержки бизнеса. ЕББ предоставляет различные виды помощи как начинающему бизнесу, так и действующим международным и сингапурским компаниям, которые хотят повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения инноваций. Членами ЕББ являются представители как государственного, так и частного сектора. ЕББ тесно сотрудничает с другими учреждениями, поддерживающими и финансирующими инновации и развитие интеллектуального потенциала Сингапура.

Активная роль государства в финансировании науки и инновационной деятельности через систему фондов наблюдается практически во всех развитых странах [5, 6, 7]. При этом функционально

адаптивное маркетинговое управление может стать основой системной реализации любых инновационных процессов, так как заставляет постоянно проводить мониторинг рынка и внешней среды.

Здесь финансовая инфраструктура национальной системы является важнейшей составляющей процесса непрерывного

инвестирования, обеспечивая доступ к финансовым ресурсам, необходимым на разных стадиях инновационного процесса - от создания научного продукта до коммерциализации готового продукта. Особая роль фондов, как самостоятельных субъектов финансовой инфраструктуры, доказана практическим опытом последних десятилетий прошлого века в наиболее развитых странах мира. Научно-технические, инновационные, венчурные и другие фонды действуют почти на всех стадиях инновационной цепи, образуя инфраструктуру, которая является неотъемлемой часть национальной инновационной системы.

С целью активизации инновационной деятельности и ускорения формирования современной национальной инновационной системы государство активно содействует возникновению инфраструктуры фондов в России. Работа фондов как финансовых институтов построена на общих принципах, однако отличия у них могут различаться значительно. У каждого из них своя миссия и свое место в инновационном цикле. Государственная

политика в этой области направлена на восполнение пробелов в финансировании инновационной

деятельности и на гармонизацию деятельности фондов.

В модели национальной инновационной системы используются механизмы финансирования, обеспечивающие более эффективные решения -конкурсный отбор и независимая экспертиза проектов, ограничение лоббирования, исключение конфликта интересов, передача регулирующих функций профессиональным объединениям. Выделение средств из бюджета на научноисследовательские работы, в определенных случаях, эффективнее распределяется не через ведомственные каналы, а через специализированные фонды - важнейшую компоненту финансовой инфраструктуры, то есть систему фондов. Важна ее роль в поддержании и ускорении инновационных процессов в экономике.

В качестве подсистем инновационной инфраструктуры можно выделить:

производственно-технологическую, финансовую, информационную, кадровую, экспертно-

консалтинговую и маркетинговую.

Производственно-экономическая подсистема включает: технопарки, инновационно-

технологические центры (см. рис.), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий. Финансовая подсистема включает различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также такие финансовые институты как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний. Информационная: собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические информационные центры. Кадровая:

образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга. Экспертно-консальтинговая подсистема обеспечивает оказание услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации и включает центры консалтинга, как общего аудита, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления.

Маркетинговая подсистема включает в себя подразделения мониторинга, контроля,

аналитических исследований и принятия решений по видам деятельности и продукции.

Специалисты предлагают следующую классификацию фондов [3]:

1. По типу собственности: государственные, частные, смешанные.

2. По характеру экономической деятельности: некоммерческие (или благотворительные) и коммерческие.

Первые ставят своей целью безвозмездную передачу средств фонда для выполнения его уставных задач в интересах всего общества, например, развития образования и культуры. Вторые предназначены для извлечения прибыли за

счет экономического использования ресурсов фонда (инвестиционные, венчурные фонды).

3. По экономической природе источников финансирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «распределительные», работающие как агентства по конкурсному распределению поступающих извне от донора ресурсов;

- «накопительно-распределительные», которые

распределяют собственные доходы от экономического использования активов,

единовременно вложенных в фонд донором, инвестором.

4. По объектам поддержки: образовательные,

научные, культурные, инновационные,

инвестиционные, венчурные.

В современных рыночных условиях в национальных инновационных системах в качестве элементов финансовой инфраструктуры действуют фонды некоммерческие и коммерческие. Первые финансируют субъекты инновационной

деятельности, работающие на начальных стадиях цикла, вторые - на стадии экономического роста этих субъектов и завоевания ими новых ниш национальных или глобальных рынков, третьи - в инвестиционных процессах, а четвертая группа -для поддержки научно-национальных

инновационных систем (НИС).

Организация и управление этими типами фондов отличаются друг от друга дополнительными принципами построения и реализации функций, но базируется их деятельность на основе пяти вышеуказанных принципов. Управление

деятельностью этих фондов эффективно может быть реализовано на основе адаптивного маркетинга управления с под настроечными

приспособительными функциями на основе информационных потоков обратной связи (см. рис.) [2].

В фондах реализуется и принципиально новая технология выбора проектов. Она основана на конкурсном отборе поступивших заявок на основе экспертизы, проводимой научным сообществом - не административными чиновниками, а научными экспертами (наиболее квалифицированными действующими учеными0 работающими в той же области, что и заявитель. Для реализации такой технологии во всех фондах создаются базы данных экспертов. Они особенно велики для национальных фондов фундаментальных исследований крупных стран в силу большого разнообразия научных направлений. Так, в Национальном научном фонде США (N8?) эта база насчитывает более 30 тысяч имен, в Российском фонде фундаментальных исследований (РФФИ), - около 10 тысяч, в Российском гуманитарном научном фонде (РГНФ),

- более тысячи.

В фондах действуют прозрачные механизмы финансирования, отчетности и контроля за расходованием средств. Работа финансируется через предоставление заявителю, выигравшему конкурс, целевого гранта. В заявке ученый должен обосновать смету расходов на исследование, а по

его окончании обязан опубликовать результаты работы в открытой печати. Это означает, что научное сообщество имеет возможность оценить «много» или «мало» сделано на эти деньги, оценить уровень и качество исследования. На практике в науке, как в любой социальной системе, возникают помехи, искажения, возможен сговор с экспертами, вмешательство аппарата фонда в процедуру экспертизы, возникновение экспертных (научных) кланов. Это может устранить ротация экспертных советов, ротация аппарата, повышение прозрачности процедур и гласности результатов.

Ключевым понятием в фондовой системе финансирования, отсутствовавшим в

административной национальной инновационной системе, является грант. Это понятие получило строгий юридический статус и распространение прежде всего в США. Грант, как вид безвозмездной субсидии, легализует поддержку или стимулирование государством научных

исследований и разработок - финансами, собственностью, услугами или еще чем-либо ценным. Причем предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Де-факто именно форму гранта используют и российские научные фонды РФФИ и РГНФ. Научные и инновационные фонды работают на общих базовых принципах, характерных для открытой рыночной экономики с конкурентной средой, но имеют ряд дополнительных

принципиальных особенностей:

- инициативный характер подачи заявки («снизу-вверх»);

- независимость проектов

(«вневедомственность»);

- финансирование конкретных проектов («проектный подход»);

- независимая экспертиза проектов;

- прозрачность проекта и контроль за его реализацией;

- обязательность полного отчета о проделанной работе и направлениях использования полученных средств [4].

Анализ международного опыта развития

научно-технической сферы показывает, что

успешное совершенствование современной

экономики, основанной на знаниях, во многом связано с качеством национальной инновационной системы. Фонды и программы активизации инновационной деятельности, использующие государственное финансирование, являются важнейшими элементами такой системы.

Поддержка инновационной деятельности строится с учетом региональных особенностей и конкурентных преимуществ территории. Фонды активно

участвуют в разработке идеологии, формировании и поддержке технологических кластеров. Большое внимание грантодающие организации уделяют программам доведения инноваций до стадии коммерциализации. При этом можно рекомендовать

как наиболее успешную стратегию, стратегию адаптивного маркетингового управления, обеспечивающую активную позицию

управленческой функции по всем этапам ЖЦ организации и всей инновационной системы, так как методы научного анализа и синтеза правильных инновационных управленческих решений могут быть основаны на единой методологии.

Государство поддерживает создание фондов, специализирующихся на финансировании начальных стадий технологического бизнеса. Оно через фонды поддерживает НИОКР, проводимые компаниями, в том числе и с участием университетов и научных центров, и тем самым способствует повышению инновационного уровня технологических компаний. Фонды и другие грантодающие организации постоянно

информируют научное и бизнес-сообщество о проводимых ими конкурсах и программах.

Государственная политика в этой области направлена на гармонизацию деятельности фондов

и. тем самым, на создание дополнительных возможностей конкурсного финансирования научной и инновационной деятельности. Таким образом, создание инфраструктуры инноваций

является важным фактором в развитии национальной инновационной системы для подъема экономики России, а применение адаптивного маркетингового управления открывает широкие возможности для успешного ее регулирования.

Литература

1. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПБ.: ПИТЕР, 1999.

2. Мельников В.П. Информационные технологии. Учебник для вузов. М.: ОИЦ «Академия», 2008.

3. Мельников В.П., Кравцова Т.И. «Приоритетные направления инновационно-инвестиционной деятельности наукоемких производств». Сб. статей. «Инновационное предпринимательство как основной фактор становления информационной экономики» - М.: «Луч», 2000.

4. Маренков Н.Л. Инноватика. Учебник для вузов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

5. Салтыков Б.Г., Дежина И.Г., Лаптев Г.Д., «Роль научных и инновационных фондов в развитии национальных инновационных систем». Информационноаналитический бюллетень №64, сентябрь 2004.

6. Контуры инновационного развития мировой экономики. Сб. ИМЭМО под редакцией Дынкина А.А., М., Наука, 2000.

Обобщенная функциональная схема адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в ЖЦ

организации

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

ТПП - технологическая подготовка производства.

Московский авиационный институт (государственный технический университет)

Московский экономико-финансовый институт

ASPECTS OF ADAPTIVE MARKETING MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

IN ORGANIZATION LIFE CYCLE

V.P. Melnikov, N.A. Smirnova, S.A. Demina, I.V. Melnikova

The article discusses the role of marketing in the strategic management of innovation. We propose a functional diagram of an adaptive marketing innovation management in the life cycle of an organization that provides adaptive functioning of the organization at all stages of the life cycle, as well as the innovative nature of the work, beginning with market analysis of competitiveness, as the entire organization and its products, to the marketing research and analysis of market conditions and interactions with the environment

Key words: innovation, life cycle, marketing management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.