ПОЛИТОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОМУ МАЛОМУ БИЗНЕСУ В США: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ
Е.С.Зиновьева, А.В Балышев
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76. НИУ ВШЭ 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
В статье проведён анализ особенностей функционирования и эффективности программы «Содействие инновационным исследованиям малого бизнеса» (БВ1Н) в США. Данная программа направлена на поддержку и последующую коммерциализацию наукоёмких разработок малых фирм. В её реализации принимают участие государственные ведомства, каждое из которых самостоятельно определяет научные направления, которые нуждаются в поддержке, а также имеет возможность управлять выделяемыми средствами. Программа существует уже более 30 лет и за это время доказала свою эффективность. Как показали результаты исследования, она предоставляет бизнесу финансирование на начальном, наиболее рискованном этапе производства инновационных товаров и услуг, а также подаёт рынку сигналы о востребованных направлениях инновационного развития. Участие в программе является гарантом высокого уровня инновационного продукта или услуги и позволяет компаниям привлекать дополнительные средства для развития. Некоторые выводы, сделанные в результате анализа БВШ, могут быть полезны при реализации государственной политики поддержки науки и инноваций в России. Реализация программ, аналогичных БВ!Й, в России позволит решить актуальную задачу инновационного развития - снизить информационную асимметрию на рынке инновационных товаров и услуг и способствовать привлечению венчурного капитала в наукоёмкие высокотехнологичные проекты.
Ключевые слова: инновационный бизнес, малый бизнес, государственная научная политика, инновационное развитие
На сегодняшний день развитие науки и коммерциализация её результатов становится важным фактором конкурентоспособности государства. В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, достижение экономического роста в значительной степени определяется наличием эффективных механизмов воспроизводства знаний, их распространения и воплощения в инновационные продукты и услуги. В последние десятилетия роль государства в научно-инновационной сфере заметна не только в развитых странах, но и в большинстве новых индустриальных и развивающихся стран. Особое внимание в научной политике государствами уделяется поддержке партнёрских отношений государства с бизнесом, в том числе со средними и малыми фирмами. Ключевая цель государственно-частного партнёрства - помощь предпринимателям в преодолоении финансовых и иных сложностей, с которыми они сталкиваются при разработке новых технологий. Возможны различные варианты партнёрства, такие, например, как создание исследовательских консорциумов, выделение целевого финансирования или создание избирательных исключений из налогообложения.
Государственная поддержка инновационного малого бизнеса на современном этапе
Важным инструментом государственной политики в отношении развития науки и инноваций является государственная поддержка научных исследований в форме грантов. Программы грантового финансирования научной деятельности позволяют обеспечить баланс между государственным участием в научной деятельности и свободой научного поиска. Как правило, финансирование осуществляется через государственные фонды финансирования научных исследований. Среди подобных фондов следует выделить Национальный научный фонд (National science foundation, NSF) в США, аналогом которого в России является Российский фонд фундаментальных исследований. Подобные фонды осуществляют в основном поддержку фундаментальных научных исследований. Помимо финансирования фундаментальной науки важную роль в национальных инновационных системах играют прикладные исследования и коммерциализация результатов науки. Для решения задач коммерциализации действуют программы грантовой поддержки исследований и разработок, проводимых частным бизнесом, в том числе малыми фирмами.
Малые и средние компании обладают рядом преимуществ по сравнению с крупными корпорациями. В том, что касается инновационного развития экономики, преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости и восприимчивости к новшествам, как технологическим, так и управленческим и организационным, а
также в поддержке частной инициативы и распространении духа предпринимательства. Малый и средний бизнес в национальных инновационных системах развитых и развивающихся стран выступает в роли одного из источников генерирования инноваций, а также важнейшего звена в механизме внедрения нововведений в прикладную сферу, преодоления разрыва между этапом исследовательских работ и коммерциализацией полученных результатов [5]. В этих условиях государственная поддержка исследований и разработок малого бизнеса выступает важным условием инновационного развития.
Грантовая программа SBIR: эволюция и современное состояние
Классическим примером программы государственной поддержки инновационного среднего и малого бизнеса является SBIR, открытая правительством США в 1982 г. Поводом для запуска программы стал экономический кризис конца 1970 - начала 1980-х гг. в США. Невысокие показатели коммерциализации новых технологий - особенно в сравнении с глобальным производственным и рыночным успехом японских фирм в автомобильной и полупроводниковой промышленности - вызывали серьёзную озабоченность в США относительно конкурентоспособности нации. Низкая кон-курентспособность виделась как следствие неспособности американской промышленности трансформировать научный потенциал в рыночные преимущества. Пессимизм подпитывался снижением производительности корпоративных исследовательских лабораторий, обеспечивших инновационное лидерство США в послевоенный период, при очевидных успехах японской кооперативной модели, применяемой в холдингах «кайрецу».
Выводы, полученные Д. Бирчем и рядом других учёных, показали, что государству следует способствовать развитию малого бизнеса, чтобы иметь возможность опереться на формируемые им конкурентные преимущества [4]. В 1982 г. Конгрессом был принят Закон о создании грантовой Программы поддержки инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research Act), учредивший SBIR. Перед SBIR была поставлена цель повысить значение инновационно активного малого бизнеса в исследованиях и разработках, спонсируемых на федеральном уровне. Она была призвана помочь малому бизнесу путём предоставления стартового капитала, необходимого для проведения и последующей коммерциализации инновационных исследований. Программа также ставила цели обеспечить государственный сектор рентабельными технологическими и научными решениями актуальных проблем, способствовать развитию экономики США [4]. Впоследствии Конгресс выпустил ряд документов с дополнениями и поправками, уточняю-
щими цели, задачи и направления деятельности SBIR, последний из которых продлил действие программы до 2017 г. [3].
Затраты и риски, с которыми сопряжено проведение научных исследований и разработок, зачастую превосходят возможности малого бизнеса. Гранты SBIR дают возможность малым фирмам на равных конкурировать с крупными корпорациями. При этом финансирование в рамках SBIR выделяется на критически значимых этапах создания и первоначального развития инновационной технологии, товара или услуги, создавая условия для последующей коммерциализии, таким образом в конечном итоге способствуя развитию экономики США.
В программе SBIR могут участвовать только американские компании, общее число сотрудников которых не превышает 500 [3]. SBIR обладает рядом характеристик, которые делают её особенно привлекательной для малых фирм. Малые предприятия, осваивающие инновационную продукцию, не должны непосредственно возмещать полученные грантовые средства и владеют всеми правами на созданную с их использованием интеллектуальную собственность. «Косвенный» возврат вложенных средств обеспечиваеся за счёт налогов, впоследствии уплачиваемых малыми фирмами счёт гранто-получателями.
Поддержка в рамках SBIR предоставляется в 3 этапа. На первом оценивается качество технологического решения по предложенному агенством запросу. Длительность этого этапа не превышала 6 месяцев, а финансирование 100 тыс. долларов. Как правило, на первом этапе грант получает одна из десяти поданных заявок. Примерно половина компаний, получивших гранты первого этапа, затем отбирается для участия во втором. Проекты второго этапа (длительность 2-3 года и финансирование до 750 тыс. долларов) должны привести к созданию прототипа изделия, продукта, технологии и показать преимущества инновации. Третий этап ориентирован на разработку продукта в целях его реализации. Здесь преимущественно подключаются средства частного сектора [3]. Третий этап зачастую представляет собой наибольшие сложности для «молодых», недавно созданных фирм.
Как показывают результаты исследования Национального исследовательского совета США (National Research Council, NRC) от 2009 г. фирмы, конкурирующие за получёние грантов, могут преследовать различные цели. Часть из них стремится продемонстрировать потенциал многообещающих инновационных исследований и разработок. Иные пытаются выполнить на коммерчески выгодной основе исследовательские требования, поставленные тем или иным органом государственной власти, управляющим программой. Другие же желают получить подтверждение качества (сертификацию) наукоёмкого товара или услуги в целях его последующей коммерциализации - как правило,
подобное признание служит важным условием привлечения инвестиций и венчурного капитала [12, p. 13].
С точки зрения государства, SBIR решает ряд важных задач в экономической и социальной сферах. Создавая связь между малыми компаниями и федеральными ведомствами, SBIR служит катализатором развития новых идей и технологий, чтобы обеспечить реализацию целей правительства в области здравоохранения, транспорта, защиты окружающей среды и обеспечении национальной безопасности. SBIR также создаёт связь между университетами и рынком, таким образом способствуя экономическому росту на местном и региональном уровнях. Наконец, обеспечивая финансирование технологий на ранних этапах развития, программа позволяет США капитализировать существенные инвестиции в НИОКР.
Каждый год органы федеральной власти, в бюджет которых заложены затраты на внешнее финансирование НИОКР, превышающие $100 млн., обязаны выделить 2,5% от совокупного бюджета на НИОКР на цели программы SBIR и развивать собственное направление в рамках данной программы [3]. На сегодняшний день финансирование программы SBIR осуществляется 11 ведомствами федерального уровня США:
• министерством сельского хозяйства (Department of Agriculture);
• министерством торговли - Национальный институт стандартов и технологий (Department of Commerce - NIST);
• министерством торговли - Национальное океаническое и атмосферное управление (Department of Commerce - NOAA);
• министерством обороны (Department of Defense);
• министерством образования (Department of Education);
• министерством энергетики (Department of Energy);
• министерством здравоохранения и социальных услуг (Department of Health & Human Services);
• министерством внутренней безопасности (Department of Homeland Security);
• министерством транспорта (Department of Transportation);
• Агенством по защите окружающей среды (Environmental Protection Agency);
• Национальным управлением по астронавтике и космосу (National Aeronautics & Space Administration);
• Национальным научным фондом (National Science Foundation) [3].
В 2010 г. совокупный объём грантов, выделяемых в рамках SBIR, составил 1 млн долларов. Более половины грантов были выделены фирмам, число сотрудников которых не превышало двадцати пяти человек, и одна треть - фирмам, число сотрудников которых менее десяти человек. Четверть грантополучателей одержали
победу в конкурсе SBIR впервые. Эффективность программы подтверждается тем, что такие крупные высокотехнологичные компании, как Symantec, Qualcomm, DaVinci, Genetech и iRobot, получали финансовую поддержку в рамках SBIR на начальных этапах своего развития [8].
Оценка эффективности SBIR
Преимущества, получаемые США от научных инноваций, широко поддерживаемых государством, проявляются в различных сферах жизни общества и государства - от здравоохранения и телекоммуникаций до досуга и национальной обороны. Некоторые из наиболее динамично развивающихся высокотехнологичных компаний на начальных этапах развития получали государственную поддержку, оставаясь при этом в частной собственности; в их числе Apple Computer, Chiron, Compaq, Federal Express и Intel [7, P. 309].
Результаты проведённого Национальным бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research) анализа показали, что привлечение дополнительного государственного или иного внешнего финансирования является важным условием коммерциализации научных проектов малого бизнеса [11], что фирмы-грантополучатели демонстрировали более высокие темпы роста по сравнению с аналогичными фирмами, не получившими грантов, и чаще привлекали венчурный капитал [10]. Фирмы, получившие финансирование, впоследствии также показывали более высокие темпы роста объёма продаж. Любопытно, что при увеличении объёмов финансирования показатели компаний оставались прежними, что свидетельствует о роли грантов как сертификата качества НИОКР, осуществляемых компанией [11].
Анализ программы SBIR министерства обороны США показал, что её результаты способствовали достижению долгосрочных целей министерства, а именно реализации востребованных инновационных проектов, причем значительная часть этих проектов без программы SBIR не была бы реализрована [12]. Исследования также показали, что SBIR способствует эффективному использованию человеческого капитала - знания и человеческий капитал, созданные в результате реализации SBIR, обладали экономической ценностью и могли быть использованы в других компаниях [12].
Значительный объём литературы по вопросам государственного регулирования научно-исследовательской деятельности показывает, что эффективность государственного участия может быть снижена вследствие желания заинтересованных групп, политических деятелей или государственных служащих максимизировать частную прибыль [12]. В ряде случаев эту проблему может решить привлечение независимых экспертов. Как отмечает доцент МГИМО(У) МИД России В.И. Коннов, суть механизма научной
экспертизы заключается в том, что решение о выделении государственных средств принимается при участии самих учёных. В результате функционирования научной экспертизы учёные приобретают право самостоятельно определять, какие направления являются наиболее важными для развития, при этом сохраняется контроль за расходованием государственных средств [9]. В США государство предоставляет от 20 до 25% всех средств на науку, на финансирование начальных этапов развития технологий. Это значительная цифра. Эффективность вложений возрастает за счёт реализации программ, аналогичных 8ВШ, которые позволяют направить государственные средства на поддержку инноваций того цикла, которые частные инвесторы считают слишком рискованным.
Государственная поддержка инновационно активного малого бизнеса в России
Результативность программы 8ВШ подсказывает целесообразность использования данного опыта в России, где инновационное развитие является одним из приоритетов. Важным условием инновационного роста является стимулирование предпринимательной активности в высокотехнологичных отраслях, в том числе на уровне малого бизнеса. Так, в России с 1994 г. действует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения [2]. Целью деятельности Фонда является содействие реализации государственной научно-технической политики в сфере технологий гражданского назначения, эффективному использованию научно-технического потенциала и вовлечению достижений науки и техники в производство для развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности - субъектов малого инновационного предпринимательства, развитию инновационной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала.
В настоящее время Фонд реализует почти 20 программ инновационного развития. Ежегодно финансовую поддержку фонда получают более 2000 малых инновационных предприятий и более 1500 молодых учёных-инноваторов. В рамках программ Фонда создаётся ежегодно порядка 500-550 новых малых инновационных предприятий и более 4000 рабочих мест. Фондом в 2011 г. проведён ряд конкурсов, направленных на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства. Конкурсы проводились в рамках следующих подпрограмм:
• энергосбережение,
• фармацевтика и медицинская техника,
• разработка экспортно-ориентированной продукции [6].
Участие малых инновационных предприятий в программах Фонда позволяет довести разработку от научной идеи до создания устойчивого бизнеса, привлекательного для отечественных и зарубежных инвесторов. Инновационные проекты предприятий проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу рыночной реализации продукции. В 2011 г. бюджет Фонда составил 4 млрд руб. Основными приоритетами были программы предпосевного и посевного финансирования - «УМНИК», «УМНИК НА СТРАРТ» и «СТАРТ». В целом на эти программы в 2011 г. было ассигновано 1,8 млрд руб., что фактически составило половину бюджета. Кроме того, Фонд продолжал поддерживать малые предприятия по программе «РАЗВИТИЕ».
Помимо Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере поддержку инновационно активному малому би-зесу оказывает Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Целью деятельности РФФИ является поддержка фундаментальных научных исследований, способствующая реализации государственной научно-технической политики и основанная на принципах предоставления учёным права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований. Ежегодно 60-65 тысяч наиболее активных и продуктивных учёных из 1100-1200 научных организаций получают финансовые, информационные и другие ресурсы, необходимые для выполнения фундаментальных исследований. Проводится более 10 основных конкурсов исследовательских и других проектов, включая ориентированные фундаментальные исследования, а также региональные и международные конкурсы. Бюджет Фонда в 2011 г. составил 6 млрд рублей. К экспертизе заявок и отчётов привлекаются до 2000 независимых экспертов и более 300 членов экспертных советов РФФИ, которые проводят 65-70 тысяч экспертиз в год, а также зарубежные эксперты [6].
Хотя основной целью РФФИ является поддержка фундаментальных исследований, с момента возникновения Фонда ставится вопрос о механизмах дальнейшего использования полученных результатов фундаментальных исследований. Как правило, фундаментальные исследования являются начальной стадией инновационного процесса. Однако даже в случае получения перспективных результатов Фонд, согласно своему уставу, не может продолжать финансирование дальнейших стадий - прикладные исследования, освоение, промышленное производство. Чтобы способствовать доведению полученных результатов до использования в РФФИ существуют разные модели.
Одна из них - это координированное взаимодействие с малыми академиями, федеральными агентствами, государственными корпорациями.
С этой целью с 2006 г. РФФИ проводит конкурс ориентированных целевых фундаментальных исследований (ОФИ-Ц). Основная идея этого конкурса в том, что заинтересованное в проведении фундаментальных исследований ведомство заключает соглашение с РФФИ, согласно которому заявляет наиболее приоритетную для него тему исследований. РФФИ собирает заявки под эту тему, проводит их экспертизу, в том числе с участием экспертов ведомства, и по результатам экспертизы проводит финансирование поддержанных работ. Финансирование продолжается в течение двух лет и завершается, как правило, созданием лабораторного образца, прототипом и т.д. Дальнейшее финансирование следующих стадий инновационного процесса продолжает ведомство.
Проводя конкурсы ориентированных фундаментальных исследований, Российский фонд фундаментальных исследований совместно с целостной экспертной системой последовательно участвует в формировании непрерывного инновационного процесса (генерация знаний - трансформация знаний в опытные разработки -коммерциализация технологий). На всех стадиях цикла генерации знаний используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющих обеспечить принятие совместных решений представителями государства и научного сообщества. Проведение таких конкурсов и анализ результатов позволяют начать выявление новых приоритетных научных направлений, важных для построения в России экономики, основанной на знаниях, развития инструментария и статистической базы научно-технического прогнозирования.
Исследователи, принявшие участие в круглом столе «Актуальные вопросы развития венчурного и посевного инвестирования в современной России», организованном ИНСОР, особо отметили: для достижения инновационного развития России необходимо дальнейшее серьёзное укрепление механизмов взаимодействия между государством и инвестиционным сообществом, в первую очередь в высокотехнологичных отраслях экономики [1]. В особенности эта работа должна затронуть процессы, происходящие на самых ранних стадиях развития компаний. Этому может способствовать анализ опыта США. Так, в США 8ВШ позволяет выявлять потребности в инновациях в различных высокотехнологичных направлениях и выделять гранты на наиболее перспективные и востребованные проекты.
На основании анализа грантовой поддержки инновационных исследований малого бизнеса в США можно сделать следующие рекомендации для России:
- во-первых, целесообразно увеличение грантового финансирования инновационного малого бизнеса в России, в том числе в рамках программ РФФИ, старейшей организации, ставящей своей задачей грантовую поддержку научных исследований;
- во-вторых, важно привлекать органы государственной власти к реализации программ финансовой поддержки инновационного бизнеса. Участие органов государственной власти может заключаться в выделении финансирования, в определении направлений исследования, а также в непосредственном управлении грантовой программой, в отборе заявок, выработке требований к итоговым результам и др.;
- в-третьих, как показывают результаты различных исследований, важным условием эффективности инновационного развития и государственно-частного партнёрства является привлечение университетов и исследовательского сообщества.
Исследования 8ВШ в то же время показывают, что увеличение финансирования не влечёт за собой повышения эффективности и производительности компаний - грантопо-лучателей. Основная функция грантов - сертификация качества производимого малой фирмой интеллектуального товара или услуги. Таким образом, реализация аналогичных БВШ программ в России позволит решить ещё одну актуальную задачу инновационного развития: снизить информационную асимметрию и способствовать привлечению венчурного капитала в инновационные проекты. Мировая практика показывает, что на ранних стадиях развития малым инновационным компаниям жизненно необходимы адекватные инвестиционные механизмы, обеспечивающие финансирование наиболее рискованных моментов их деятельности. Использование опыта 8ВШ позволит упростить решение этой важной задачи в России.
Список литературы
1. Resolution of the Round Table «Topical issues of venture and seed investment in contemporary Russia». (2009). Institute of modern development [Institut sovremennogo razvitia].
2. About Fund. (n.d.). Retrieved July 29, 2013, from Fund for support of small scientific and research business [Fond sodeistvia razvitiu malikh for predpriatij v nauchno - technicheskoi sfere]: http://fasie. ru/o-fonde
3. About SBIR. (n.d.). Retrieved July 29, 2013, from SBIR / STTR: www.sbir.gov
4. Birch D. (1981). Who Creates Jobs? The Public Interest. # 65, 3-14.
5. Bondar, A. (n.d.). X Russian Conference of the small and medium sized business "The role of small and medium sized business in the modernization of Russia". Retrieved July 29, 2013, from Chamber of Commerce and Industry of Russia [Torgovo-Promishlennaya Palata]: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index. php?id_12=29814
6. Fund Budget. (n.d.). Retrieved July 29, 2013, from Russian Fund for Fundamental Research [Rossijskij Fond Fundamentalnikh Issledovanij, RFFI]: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/fundbudget
7. Gompers P., & Lerner J. (2005). The Venture Capital Cycle (2nd ed.). MIT Press.
8. Graves S. (2011, December). SBIR Reauthorization Opens Opportunities For Small Business. Retrieved July 29, 2013, from Alliance for affordable services: http://www.affordableservices.org/Advocacy/Legislative/ AR_Dec11.aspx
9. Konnov V. (2007). National science support funds as a form of scientific self-organizing systems. Power [Vlast] # 9, 25 - 29.
10. Lerner J. (1999). The Government as Venture Capitalist: The Long-Run Impact of the SBIR Program. Journal of Business. # 3 (72).
11. Link A., & Ruhm, K. (2008, June). Bringing science to market: commercializing from NIH SBIR awards. // National bureau of economic research. Working paper 14057. Retrieved July 29, 2013, from http:// static-71-166-250-129.washdc.east.verizon.net/eLibrary/ARCHIVES/GENERAL/NBER_US/N080603L.pdf
12. Wessner C. (2004). SBIR: Programme Diversirty and assesment challenges. Report of a Symposium. Washington D.C.
13. Wessner C. (Ed.). (2009). An assesment of the SBIR Programme at the National Aeronautics and Space Administration. Committee for Capitalizing on Science, Technology, and Innovation: An Assessment of the Small Business Innovation Research Program. Washington D.C.: National Research Council.
Об авторе
Зиновьева Елена Сергеевна - к.полит.н., ст.преп. кафедры мировых политических процессов МГИМО (У)
МИД России. E-mail: zinovjeva@mail.ru
Балышев Александр Владимирович - к.х.н., директор Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
E-mail: abalyshev@hse.ru
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №10-02-00223 "Соотношение экономических и культурных факторов в формировании концепций научной политики".
PUBLIC POLICY OF SUPPORT FOR SMALL BUSINESS INNOVATION IN THE U.S.:
LESSONS FOR RUSSIA
E. Zinovieva, А.Balyshev
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
National Research University Higher School of Economics, Moscow, Masnitskaya street, 20 101000
Abstract: The article analyzes the characteristics of the program of Assistance to Small Business Innovation Research (SBIR) in the United States. This program is aimed at support and subsequent commercialization of high technology developed by small firms. The government agencies involved in the implementation of the program determine the research areas manage the allocated funds themselves. The program has been in operation for over 30 years and has proven to be effective. It provides business with funds necessary atthe primary, the most risky phase of production of innovative goods and services, and also gives signals to the market about popular areas of innovation development. Participation in the program is a guarantee of a high level for innovative product or service produced by the firm and allows companies to raise additional funds.
Conclusions drawn from the analysis of the SBIR may be useful for the policy support of science and technology in Russia. The implementation of programs similar to SBIR in Russia will solve the actual problem of innovation development, to reduce information asymmetry in the market of innovative products and services and help in attracting venture capital in high-technology projects.
Key words: innovative business, small business, science and technology policy, innovation development
References
1. Resolution of the Round Table «Topical issues of venture and seed investment in contemporary Russia». (2009). Institute of modern development [Institut sovremennogo razvitia].
2. About Fund. (n.d.). Retrieved July 29, 2013, from Fund for support of small scientific and research business [Fond sodeistvia razvitiu malikh for predpriatij v nauchno - technicheskoi sfere]: http://fasie. ru/o-fonde
3. About SBIR. (n.d.). Retrieved July 29, 2013, from SBIR / STTR: www.sbir.gov
4. Birch, D. (1981). Who Creates Jobs? The Public Interest. # 65, 3-14.
5. Bondar, A. (n.d.). X Russian Conference of the small and medium sized business "The role of small and medium sized business in the modernization of Russia". Retrieved July 29, 2013, from Chamber of Commerce and Industry of Russia [Torgovo-Promishlennaya Palata]: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index. php?id_12=29814
6. Fund Budget. (n.d.). Retrieved July 29, 2013, from Russian Fund for Fundamental Research [Rossijskij Fond Fundamentalnikh Issledovanij, RFFI]: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/fundbudget
7. Gompers, P., & Lerner, J. (2005). The Venture Capital Cycle (2nd ed.). MIT Press.
8. Graves, S. (2011, December). SBIR Reauthorization Opens Opportunities For Small Business. Retrieved July 29, 2013, from Alliance for affordable services: http://www.affordableservices.org/Advocacy/Legislative/ AR_Dec11.aspx
9. Konnov, V. (2007). National science support funds as a form of scientific self-organizing systems. Power [Vlast] # 9, 25 - 29.
10. Lerner, J. (1999). The Government as Venture Capitalist: The Long-Run Impact of the SBIR Program. Journal of Business. # 3 (72).
11. Link, A., & Ruhm, K. (2008, June). Bringing science to market: commercializing from NIH SBIR awards. // National bureau of economic research. Working paper 14057. Retrieved July 29, 2013, from http:// static-71-166-250-129.washdc.east.verizon.net/eLibrary/ARCHIVES/GENERAL/NBER_US/N080603L.pdf
12. Wessner, C. (2004). SBIR: Programme Diversirty and assesment challenges. Report of a Symposium. Washington D.C.
13. Wessner, C. (Ed.). (2009). An assesment of the SBIR Programme at the National Aeronautics and Space Administration. Committee for Capitalizing on Science, Technology, and Innovation: An Assessment of the Small Business Innovation Research Program. Washington D.C.: National Research Council.
About the author
Ekaterina A. Repeshko - Zinovieva Elena, PhD in Political Science, senior lecturer at the Department of World Politics at MGIMO-University Moscow, Vernadsky avenue, 76. 119454
Balyshev Alexandr - PhD in Chemistry, Director of the Center for Fundamental Research at the National Research University Higher School of Economics, Moscow, Masnitskaya street, 20. 101000