УДК 338.23 ББК 65.05
А.В. БАЛЫШЕВ, Е.С. ЗИНОВЬЕВА
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В США: ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МАЛЫХ ФИРМ (на примере программы содействия инновационным исследованиям малого бизнеса (SBIR))*
Ключевые слова: научная политика США, инновационное развитие, государственная поддержка малого бизнеса.
Проведен анализ особенностей функционирования и эффективности программы Содействия инновационным исследованиям малого бизнеса (SBIR) в США. Данная программа направлена на поддержку и последующую коммерциализацию перспективных наукоемких разработок малых фирм. В ее реализации принимают участие государственные ведомства, каждое из которых самостоятельно определяет научные направления, которые нуждаются в государственной поддержке и представляют интерес для государства. Программа существует уже около 30 лет и за это время доказала свою эффективность. Прежде всего, она предоставляет бизнесу необходимое финансирование на начальном, наиболее рискованном этапе производства инновационных товаров и услуг, а также подает рынку сигналы о востребованных направлениях инновационного развития. Получение гранта является подтверждением высокого уровня инновационного продукта или услуги, что впоследствии позволяет компаниям привлекать дополнительные средства для развития. Опыт SBIR может быть полезен и для России. Реализация программ, аналогичных SBIR, в России позволит решить актуальную задачу инновационного развития - снизить информационную асимметрию на рынке инновационных товаров и услуг и способствовать привлечению венчурного капитала в высокотехнологичные проекты.
A.V. BALYSHEV, E.S. ZINOVYEVA PROMOTION OF SCIENCE AND INNOVATION IN THE U.S.
(support for small enterpises in the small business innovation research (SBIR) program) Key words: USA science and technology policy, innovation development, state support of the small business.
This article analyzes the characteristics of the Small Business Innovation Research Assistance Program (SBIR) in the United States. This program is aimed at support of the innovative small business. The program is implemented by the government agencies, which independently determine the research areas that need governmental support and have the ability to manage the funds allocated under SBIR. The program has been active for 30 more than years and during that time has proven its effectiveness. First of all, it gives businesses the necessary funding for the primary phase of innovative goods and services production, which is the most risky, and also provides market the signals about areas of innovation development which are of governmental interest. Thus grant is a confirmation of high-level innovative product or service, which subsequently allows companies to raise additional funds. BIR experience can be useful for Russia. The implementation of programs similar to the SBIR in Russia can solve the problem of innovative development, reduce information asymmetry in the market of innovative products and services and help to attract venture capital in high-tech projects.
Государственная поддержка инновационного малого бизнеса на современном этапе. На сегодняшний день развитие науки, как прикладной, так и фундаментальной, и коммерциализация ее результатов становятся важным фактором конкурентоспособности государства. В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, достижение экономического роста, сохранение и укрепление позиций в мировой экономике и политике в значительной степени определяются эффективными механизмами воспроизводства знаний, их распространения и воплощения в инновационные продукты и услуги.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 12-06-33034).
Важным инструментом государственной политики в отношении развития науки и инноваций является государственная поддержка научных исследований в форме грантов. Программы грантового финансирования научной деятельности позволяют обеспечить баланс между государственным участием в научной деятельности и свободой научного поиска. Как правило, грантовое финансирование осуществляется через государственные научные фонды. Среди подобных фондов следует выделить Национальный научный фонд (National science foundation, NSF) в США, в России - Российский фонд фундаментальных исследований. Названные фонды осуществляют, в основном, поддержку фундаментальных научных исследований. Однако помимо финансирования фундаментальной науки важную роль в национальных инновационных системах играют прикладные исследования и коммерциализация результатов науки. Для решения задач коммерциализации действуют программы грантовой поддержки исследований и разработок, проводимых частным бизнесом. Крупнейшей такого рода программой в США является программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса.
Важно заметить, что бизнес играет определяющую роль в развитых национальных инновационных системах. Частные компании осуществляют в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) все или почти все коммерческие инновации, а также обеспечивают в среднем около 60-70% расходов на исследования и разработки [3]. При этом роль среднего и малого бизнеса в национальной экономике и инновационной системе в последние десятилетия получает широкое признание как в развитых, так и в развивающихся странах. Подтверждение тому - расширение государственной поддержки средних и малых компаний. По данным Всемирного банка, только за период 2005 -2006 гг. в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере [5]. Это связано с тем, что в развитых странах компании среднего и малого бизнеса традиционно рассматриваются как двигатели экономического роста и создания новых рабочих мест. Как показывают результаты недавнего исследования, проведенного ОЭСР, средние и малые фирмы привлекают внимание политических деятелей, вследствие того, что они рассматриваются как ключевое условие экономической стабильности, гибкости и трудоустройства [20]. Что касается России, то значимость малого и среднего бизнеса для страны на сегодняшний день невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70% [5].
Как отмечает научный сотрудник ИМЭМО И.Н. Данилин, огромное число технологий и инновационных малых и средних фирм появляется в рамках вузов и иных научных структур. Этот процесс стимулируется в США, ЕС, Японии и многих других странах законодательством, позволяющим в определенных условиях передавать коммерческим структурам права на интеллектуальную собственность, полученную в результате бюджетного финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) - при этом государство было и остается основным источником средств для академической и университетской науки. Данные условия позволяют коммерциализировать дополнительный объем знаний и технологий как в рамках партнерства вузов и НИИ с крупным бизнесом, так и благодаря созданию малых инновационных фирм [3]. В России создание малых инновационных предприятий при вузах и исследовательских учреждениях стало возможным после принятия Федерального закона № 217-ФЗ [7]. Такие организации, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд фунда-
ментальных исследований способствуют развитию малого и среднего инновационного бизнеса в России.
Таким образом, малый и средний бизнес в национальных инновационных системах развитых и развивающихся стран выступает в роли одного из источников генерирования инноваций, а также важнейшего звена в механизме внедрения нововведений в прикладную сферу, преодоления разрыва между этапом исследовательских работ и коммерциализацией полученных результатов [1]. В этих условиях государственная поддержка исследований и разработок малого бизнеса выступает важным условием инновационного развития страны.
Грантовая программа Содействия инновационным исследованиям малого бизнеса (SBIR): эволюция и современное состояние. Классическим примером программы государственной поддержки инновационного среднего и малого бизнеса является SBIR, открытая правительством США в 1982 г. Поводом для запуска программы стал экономический кризис конца 1970-х - начала 1980-х гг. в США. В это время даже крупные фирмы были вынуждены снижать масштабы производства, чтобы получить конкурентные преимущества. Экономические показатели и результаты научных исследований указывали на то, что малый бизнес играет значимую роль в инновационном развитии и создании рабочих мест. Выводы, полученные Д. Бирчем и рядом других ученых, показали, что государству следует способствовать развитию малого бизнеса, чтобы иметь возможность опереться на формируемые им конкурентные преимущества [13].
В этих условиях был запущен ряд инициатив, направленных на повышение производительности и инновационного потенциала американской экономики за счет развития исследований и разработок и связанной с ними деятельности. Так, в 1980 г. был принят Закон Бай - Доула (Bayh-Dole Act), предоставивший университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства, в 1981 г. вступил в действие Налоговый кредит на исследования и разработки (R&E Tax Credit) как один из инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, в 1982 г. Конгрессом был принят Закон о создании грантовой Программы поддержки инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovarion Research Act), учредивший SBIR, в 1984 г. -Закон о национальных кооперативных исследованиях (National Cooperative Research Act), который уменьшил «антитрестовские барьеры» для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР. Генеральной целью названных инициатив было обновление высокотехнологичного роста нации [4].
Остановимся более подробно на целях и задачах SBIR. Прототип SBIR был создан в рамках Национального фонда науки США (NSF) еще в 1977 г. и ставил целью содействие участию малого бизнеса в исследованиях NSF, обладающих потенциалом коммерциализации. Следствием быстрых и ощутимых положительных результатов программы NSF стало принятие Конгрессом США Закона о создании SBIR в 1982 г., в соответствии с которым перед SBIR была поставлена цель повысить значение инновационно активного малого бизнеса в исследованиях и разработках, спонсируемых на федеральном уровне. Согласно Закону от 1982 г. SBIR была призвана помочь малому бизнесу путем предоставления стартового капитала, необходимого для проведения и последующей коммерциализации инновационных исследований. Программа также ставила цели обеспечить государственный сектор рентабельными технологическими и научными решениями актуальных проблем, способствовать развитию экономики США за счет содействия коммерциализации инновационных технологий, разработанных ма-
лыми частными компаниями [4]. К 2009 г. в рамках SBIR было выделено грантов на общую сумму 26,9 млрд долл. Впоследствии Конгресс выпускал множество документов с дополнениями и поправками, уточняющими цели, задачи и направления деятельности SBIR, последний из которых продлил действие программы до 2017 г. [18].
В программе SBIR могут участвовать только американские компании, соответствующие нижеперечисленным критериям: созданы с целью получения прибыли, страна базирования - США; не менее 51% от стоимости компании находится в собственности частного лица или нескольких частных лиц, являющихся гражданами США или постоянно проживающих в США / или не менее 51% от стоимости компании находится в собственности или контролируется иной компанией, которая не менее чем на 51% находится в собственности частного лица или нескольких частных лиц, являющихся гражданами США или постоянно проживающих в США; общее число сотрудников компании и ее филиалов не превышает 500 [18].
Поддержка в рамках SBIR предоставляется в 3 этапа. На первом оценивается качество технологического решения по предложенному агентством запросу. Длительность этого этапа не превышала 6 месяцев, а финансирование - 100 тыс. долл. Как правило, грант получает одна из десяти поданных заявок. Примерно половина компаний, получивших гранты первого этапа, затем отбирается для участия во втором. Проекты второго этапа (длительность 2-3 года и финансирование до 750 тыс. долл.) должны привести к созданию прототипа изделия, продукта, технологии и показать преимущества инновации. Третий этап ориентирован на разработку продукта в целях его реализации. Здесь преимущественно подключаются средства частного сектора [18]. Третий этап зачастую представляет собой наибольшие сложности для «молодых», недавно созданных фирм.
Как показывают результаты исследования Национального исследовательского совета США (National Research Council, NRC) от 2009 г., фирмы, конкурирующие за получение грантов, могут преследовать различные цели. Часть из них стремится продемонстрировать потенциал многообещающих инновационных исследований и разработок. Иные пытаются выполнить на коммерчески выгодной основе исследовательские требования, поставленные тем или иным органом государственной власти, управляющим программой. Другие же желают получить подтверждение качества (сертификацию) наукоемкого товара или услуги с целью его последующей коммерциализации - как правило, подобное признание служит важным условием привлечения инвестиций и венчурного капитала [12].
С точки зрения государства, SBIR решает ряд важных задач в экономической и социальной сферах. Создавая связь между малыми компаниями и федеральными ведомствами, SBIR служит катализатором развития новых идей и технологий, чтобы обеспечить реализацию целей правительства в области здравоохранения, транспорта, защиты окружающей среды и обеспечении национальной безопасности. SBIR также создает связь между университетами и рынком, таким образом способствуя экономическому росту на местном и региональном уровнях. Наконец, обеспечивая финансирование технологий на ранних этапах развития, программа позволяет США капитализировать существенные инвестиции в НИОКР.
Каждый год органы федеральной власти, в бюджет которых заложены затраты на внешнее финансирование НИОКР, превышающие 100 млн долл., обязаны выделить 2,5% от совокупного бюджета на НИОКР на цели программы SBIR и развивать собственное направление в рамках данной программы [18].
На сегодняшний день финансирование программы SBIR осуществляется 11 ведомствами федерального уровня США [18]. Каждое ведомство управляет собственной программой в рамках направлений, определяемых Конгрессом США. Гранты выделяются на конкурсной основе после экспертизы предложений, сформулированных малыми фирмами. Таким образом, фактическая реализация программ SBIR осуществляется множеством ведомств с различными целями и интересами. Следовательно, имеются существенные различия в задачах и механизмах их достижения.
Эффективность программы подтверждается тем, что такие крупные высокотехнологичные компании, как Symantec, Qualcomm, DaVinci, Genetech и iRobot, получали финансовую поддержку в рамках SBIR на начальных этапах своего развития [15].
Оценка эффективности SBIR и выводы для России. Преимущества, получаемые США от научных инноваций, широко поддерживаемых государством, проявляются в различных сферах жизни общества и государства - от здравоохранения и телекоммуникаций до досуга и национальной обороны.
Малые высокотехнологичные фирмы получают государственную поддержку по ряду причин, прежде всего социально-экономического характера. Во-первых, содействие инновационной активности малого бизнеса положительно влияет на общество - за счет создания новых рабочих мест, развития культуры предпринимательства и в целом содействия экономическому росту. Во-вторых, предоставляя гранты на исследования, государственные служащие, владеющие информацией о востребованных на национальном уровне направлениях научного поиска, передают важную информацию частным инвесторам, снижая информационную асимметрию на рынке и способствуя привлечению инвестиций в перспективные высокотехнологичные секторы экономики.
Согласно результатам анализа, проведенного Национальным бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research), привлечение дополнительного государственного или иного внешнего финансирования (за исключением средств SBIR и венчурного капитала) является важным условием коммерциализации научных проектов малого бизнеса. Более того, привлечение университетов к исследовательскому процессу увеличивает вероятность коммерциализации полученных результатов [17]. Результаты вышеназванного исследования показали, что фирмы-грантополучатели в течение декады показывали более высокие темпы роста по сравнению с аналогичными фирмами, не получившими грантов, и чаще привлекали венчурный капитал [16].
Комиссия Мура, оценивавшая SBIR, выделила следующие условия эффективности программы:
- инициатива, исходящая от частного сектора, - индивидуальные исследователи и фирмы разрабатывают предложения в ответ на достаточно общие и широкие государственные запросы, а в ряде случаев по собственной инициативе. Процесс самоотбора и самоорганизации - источник эффективности программы, позволяющей достичь гибкости и сохранить разнообразие;
- конкурсные механизмы отбора - несмотря на размеры программы SBIR, конкуренция за получение грантов остается высокой. В среднем лишь 15% кандидатов, подавших заявку на первом этапе, проходят отбор;
- сохранение за фирмами результатов интеллектуального труда - гранты SBIR способствуют развитию инноваций и привлечению малыми фирмами венчурного и государственного капитала, потому что грантополучатели сохраняют контроль над полученной интеллектуальной собственностью;
- целеполагание и самоконтроль - регулярный аудит программы на всех уровнях позволяет обеспечить соответствие целям пользователей (как фе-
деральных министерств, так и малых фирм), а также своевременно информировать высшее руководство страны о роли программы в достижении стратегических целей государства [19].
Значительный объем литературы по вопросам государственного регулирования научно-исследовательской деятельности показывает, что эффективность государственного участия может быть снижена вследствие желания заинтересованных групп, политических деятелей или государственных служащих максимизировать частную прибыль [19]. В ряде случаев эту проблему может решить привлечение независимых экспертов. Как отмечает доцент МГИМО (У) МИД России В.И. Коннов, суть механизма научной экспертизы заключается в том, что решение о выделении государственных средств принимается при участии самих ученых. В результате функционирования научной экспертизы ученые приобретают право самостоятельно определять, какие направления являются наиболее важными для развития, при этом сохраняется контроль за расходованием государственных средств [6].
Применимость опыта SBIR в России. Эффективность программы БВ^ подсказывает целесообразность использования данного опыта в России. В России инновационное развитие видится как один из важнейших приоритетов на самом высоком государственном уровне. При этом важным условием является стимулирование предпринимательской активности в высокотехнологичных отраслях, в том числе на уровне малого бизнеса. Так, в России с 1994 г. действует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения [9].
Основной целью деятельности Фонда является содействие реализации государственной научно-технической политики в сфере технологий гражданского назначения.
В настоящее время Фонд реализует почти 20 программ инновационного развития. Ежегодно финансовую поддержку фонда получают более 2000 малых инновационных предприятий и более 1500 молодых ученых-инноваторов. В рамках программ Фонда создается ежегодно порядка 500 новых малых инновационных предприятий и более 4000 рабочих мест. Фондом в 2011 г. проведен ряд конкурсов, направленных на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства. Конкурсы проводились в рамках следующих подпрограмм: «Энергосбережение»; «Фармацевтика и медицинская техника»; «Разработка экспортно-ориентированной продукции» [9].
Участие малых инновационных предприятий в программах Фонда позволяет довести разработку от научной идеи до создания устойчивого бизнеса, привлекательного для отечественных и зарубежных инвесторов. Инновационные проекты предприятий проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу рыночной реализации продукции.
В 2011 г. бюджет Фонда составил 4 млрд руб. Основными приоритетами были программы предпосевного и посевного финансирования - «УМНИК», «УМНИК на СТАРТ» и «СТАРТ». В целом на эти программы в 2011 г. было ассигновано 1,8 млрд руб., что фактически составило половину бюджета. Кроме того, Фонд продолжал поддерживать малые предприятия по программе «РАЗВИТИЕ». Остановимся более подробно на направлениях реализации каждой из названных программ.
Основной задачей программы «УМНИК» являются выявление и воспитание кадрового резерва инновационных предпринимателей. В программе участвуют студенты, аспиранты, молодые ученые академических и отраслевых НИИ. Победители программы получают возможность не только работать над своей идеей, но и проходят обучение по основным аспектам коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Отбор участников осуществляется по пяти научно-техническим направлениям: информационные технологии, медицина, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии. В 2011 г. поддержку Фонда получили около четырех тысяч победителей программы. Финансирование каждого проекта составляет 200 тыс. руб. в год. Продолжительность проекта - два года [10].
Основными задачами программы «СТАРТ» являются: поддержка стартующих компаний на ранних стадиях инновационной деятельности, малых инновационных предприятий, разрабатывающих и осваивающих производство нового товара с использованием результатов своих научно-технических исследований и коммерциализация разработок, выполненных в государственных научных (образовательных) организациях. Программа рассчитана на 3 года с объемом финансирования одного предприятия до 6 млн руб. Одним из основных критериев отбора проектов на второй и третий годы является привлечение средств инвесторов. В 2011 г. отобрано 537 победителей из 1812 заявителей [8].
Программа «Развитие» проводится с целью оказания прямой финансовой поддержки малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям или государственным научным организациям интеллектуальной собственности, вводимой в хозяйственный оборот.
Таким образом, Фондом реализуется ряд программ, многие из которых доказали свою эффективность. Помимо Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере поддержку инновационно активному малому бизнесу оказывает Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
Целью деятельности РФФИ является поддержка фундаментальных научных исследований, способствующая реализации государственной научно-технической политики и основанная на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований. Ежегодно 60-65 тыс. наиболее активных и продуктивных ученых из 1100-1200 научных организаций получают финансовые, информационные и другие ресурсы, необходимые для выполнения фундаментальных исследований. Проводится более 10 основных конкурсов исследовательских и других проектов, включая ориентированные фундаментальные исследования, а также региональные и международные конкурсы. Бюджет Фонда в 2011 г. составил 6 млрд руб. [2].
Хотя основной целью РФФИ является поддержка фундаментальных исследований, с момента возникновения Фонда ставится вопрос о механизмах дальнейшего использования полученных результатов фундаментальных исследований. Как правило, фундаментальные исследования являются начальной стадией инновационного процесса. Однако даже в случае получения перспективных результатов Фонд, согласно своему уставу, не может продолжать финансирование дальнейших стадий - прикладные исследования, освоение, промышленное производство.
Чтобы способствовать доведению полученных результатов до использования, в РФФИ существуют разные модели. Одна из них - это координиро-
ванное взаимодействие с малыми академиями, федеральными агентствами, государственными корпорациями.
С этой целью с 2006 г. РФФИ проводит конкурс ориентированных целевых фундаментальных исследований. Основная идея этого конкурса в том, что заинтересованное в проведении фундаментальных исследований ведомство заключает соглашение с РФФИ, согласно которому заявляет наиболее приоритетную для него тему исследований. РФФИ собирает заявки под эту тему, проводит их экспертизу, в том числе с участием экспертов ведомства, и по результатам экспертизы финансирует поддержанные работы. Финансирование продолжается в течение двух лет и завершается, как правило, созданием лабораторного образца или прототипом. Дальнейшее финансирование следующих стадий инновационного процесса продолжает ведомство.
Как отмечают исследователи, принявшие участие в круглом столе «Актуальные вопросы развития венчурного и посевного инвестирования в современной России», организованном ИНСОР, для достижения инновационного развития России необходимо дальнейшее укрепление механизмов взаимодействия между государством и инвестиционным сообществом в высокотехнологичных сферах экономики [11]. В особенности эта работа должна затронуть процессы, происходящие на самых ранних стадиях развития компаний. Этому может способствовать анализ опыта США. Так, в США БВ^ позволяет выявлять потребности в инновациях в различных высокотехнологичных направлениях и выделять гранты на наиболее перспективные и востребованные проекты.
На основании приведенного анализа программы грантовой поддержки инновационных исследований малого бизнеса в США можно сделать следующие рекомендации для России:
Во-первых, целесообразно увеличение грантового финансирования инновационного малого бизнеса в России, в том числе в рамках программ государственных фондов.
Во-вторых, важно привлекать органы государственной власти к реализации программ финансовой поддержки инновационного бизнеса. Участие органов государственной власти может заключаться в выделении финансирования, в определении направлений исследования, а также в непосредственном управлении грантовой программой.
В-третьих, как показывают результаты различных исследований, важным условием эффективности инновационного развития и государственно-частного партнерства является привлечение университетов и исследовательского сообщества.
Отметим, что исследования БВ^ показывают, что увеличение финансирования не всегда влечет за собой повышение эффективности и производительности компаний - грантополучателей. Основная функция грантов - сертификация качества производимого малой фирмой интеллектуального товара или услуги. Таким образом, реализация программ, аналогичных БВ!К в России позволит решить еще одну актуальную задачу инновационного развития - снизить информационную асимметрию и способствовать привлечению венчурного капитала в инновационные проекты.
Мировая практика показывает, что на ранних стадиях развития малым инновационным компаниям жизненно необходимы адекватные инвестиционные механизмы, обеспечивающие финансирование наиболее рискованных моментов их деятельности. Использование опыта БВ!Р позволит упростить решение этой важной задачи.
Литература
1. Бондарь А. X Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России» [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/ about/index.php?id_12=29814.
2. Бюджет Фонда [Электронный ресурс] // Российский фонд фундаментальных исследований: офиц. сайт. URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/fundbudget.
3. Данилин И.Н. Российские инновации на фоне глобального кризиса [Электронный ресурс] // Международные процессы. 2009. № 1(19). URL: http://www.intertrends.ru/nineteenth/011.htm.
4. Законодательная основа инновационной деятельности в США [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Государственной Думы РФ. 2002. Вып. 15. Об инновационной деятельности различных стран. URL: http://pda.iam.duma.gov.ru/node/2/4581/15937.
5. Кирюшин П. Малый и средний бизнес в России [Электронный ресурс] // Международные процессы. 2011. № 1(25). URL: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/014.htm.
6. Коннов В.И. Национальные фонды поддержки науки как форма научного самоуправления [Электронный ресурс] // Власть. 2007. № 9. С. 25-29. URL: http://www.mgimo.ru/files/30197/30197.pdf.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения результатов) интеллектуальной деятельности: Фед. закон № 217-ФЗ; принят Государственной Думой 24.07.2009 г. // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О программе «РАЗВИТИЕ» [Электронный ресурс] // Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: офиц. сайт. UrL: http://www.fasie.ru/programmy/qrazvitieq.
9. О фонде [Электронный ресурс] // Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: офиц. сайт. URL: http://fasie.ru/o-fonde.
10. Положение о проведении программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК») [Электронный ресурс] // Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: офиц. сайт. URL: http://www.fasie.ru/programmy/qumnikq.
11. Резолюция Круглого стола «Актуальные вопросы развития венчурного и посевного инвестирования в современной России» [Электронный ресурс] / Институт современного развития. 12 марта 2009 г. URL: www.insor-russia.ru/files/12.03.08-resolution.doc.
12. An assesment of the SBIR Programme at the National Aeronautics and Space Administration. Committee for Capitalizing on Science, Technology, and Innovation: An Assessment of the Small Business Innovation Research Program / ed. by Ch.W. Wessner. Washington: National Research Council, 2009. P. 13.
13. Birch D. Who Creates Jobs? // The Public Interest. 1981. № 65. P. 3-14.
14. Gompers P., Lerner J. The Venture Capital Cycle. 2nd ed. Cambridge: MIT Press, 2004. P. 309.
15. Graves S. SBIR Reauthorization Opens Opportunities For Small Business [Electronic recourse] // Alliance for affordable services: official site. December, 2011. URL: http://www.affordableser-vices.org/Advocacy/Legislative/AR_Dec11.aspx.
16. Lerner J. The Government as Venture Capitalist: The Long-Run Impact of the SBIR Program [Electronic recourse] // J. of Business. 1999. Vol. 3(72). URL: http://www.enterprise-europemalta.com/ Portals/0/documents/SBIR.pdf.
17. Link A., Ruhm K. Bringing science to market: commercializing from NIH SBIR awards [Electronic recourse] // National bureau of economic research: working paper 14057. 2008. June. URL: http://static-71-166-250-129.washdc.east.verizon.net/eLibrary/ARCHIVES/GENERAL/NBER_US/N080603L.pdf.
18. SBIR/ STTR: offical site. URL: www.sbir.gov.
19. SBIR: Programme Diversirty and assesment challenges: report of a Symposium / ed. by Ch.W. Wessner; Committee on Capitalizing on Science, Technology, and Innovation. Washington D.C., 2004. P. 14.
20. SME and enterpreneurship outlook [Электронный ресурс] // OECD, 2005. URL: http://www.cama-ras.org/publicado/europa/pdf/8505011E.pdf.
БАЛЫШЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат биологических наук, директор Центра фундаментальных исследований, Высшая школа экономики, Россия, Москва (abalyshev@yandex.ru).
BALYSHEV ALEXANDER VLADIMIROVICH - candidate of biological sciences, Director of Center for Basic Research, Higher School of Economics, Russia, Moscow.
ЗИНОВЬЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры мировых политических процессов, Московский государственный институт международных отношений (университет), Россия, Москва.
ZINOVYEVA ELENA SERGEEVNA - candidate of political sciences, senior teacher of Global Policy Processes Chair, Moscow State Institute of International Relations (University), Russia, Moscow.