УДК: 378. 095:339.138
Маркетинговый анализ факторов, влияющих на привлекательность и востребованность ВГМХА им.
Н. В. Верещагина среди выпускников
школ
Киселева Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная
академия имени Н. В. Верещагина»
Аннотация: в статье проведен анализ положительных факторов, влияющих
на показатели привлекательности и востребованности вуза среди выпускников школ и обеспечивающих стабильность положения ВГМХА им. Н. В. Верещагина в рейтинге сельскохозяйственных вузов Российской Федерации. Несмотря на адаптацию и гибкую политику ВГМХА им. Н. В. Верещагина в соответствии с постоянно меняющимися требованиями потребителей образовательных услуг, выявлены факторы, как на микро-, так и на макроуровне, которые негативно отражаются на количественных и качественных результатах приема в академию выпускников вологодских школ.
Ключевые слова: потребители образовательных услуг, качество подготовки специалистов, факторы макро- и микросреды, профориентационная программа вуза.
«Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина» - вуз с богатым опытом подготовки высококвалифицированных кадров для экономики региона. Высокое качество обучения студентов, основанное на наличии не только научной, но и производственной базы (учебно-опытный завод, дендросад, учебно-машинный парк, клинико-диагностический центр), является одним из положительных факторов привлечения выпускников школ.
Практическая направленность вуза расширяет перспективы дальнейшего трудоустройства молодых специалистов. Развитие активных форм получения учащимися знаний: тренинги, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой, использование преподавателями мультимедийных технологий в процессе обучения способствуют обеспечению творческого подхода студентов к решению любой поставленной задачи. Качество подготовки, а также умение активно действовать, решать сложные проблемы отражается на процессе их дальнейшего трудоустройства. По данным на первое февраля 2012 года ни один выпускник ВГМХА им. Н. В. Верещагина не состоял на учете в Центре занятости населения г. Вологды [2]. Из 517 молодых специалистов 2011 года получили направления на работу - 19,1 %, трудоустроились в соответствии со своими желаниями - 60,7 %, призваны в ряды вооруженных сил - 16,3 %, продолжили обучение на следующем уровне - 3, 9 процента.
Студентов ВГМХА им. Н. В. Верещагина с первого курса привлекают к научно-исследовательской и общественной работе, дают возможность раскрыть свои таланты и способности в многочисленных кружках, клубах по интересам, реализовать себя в спорте. Ежегодно в вузе проводится более 300 культурно-массовых мероприятий. Студенты также активно участвуют и часто занимают призовые места на областных конкурсах. Всестороннее развитие личности, коммуникабельность, умение найти нестандартные решения проблемы, логически мыслить выгодно отличает выпускников академии от выпускников других вузов. Распространение среди потенциальных абитуриентов информации об интересной студенческой жизни обеспечивает преимущества учебному заведению.
Факторы, влияющие на дополнительное привлечение абитуриентов - это: наличие мест в общежитиях для всех иногородних студентов независимо от формы обучения, вместимостью более 2000 человек, столовые, буфеты, богатейшая уникальная библиотека, насчитывающая 450 тыс. книг и обеспечивающая всех учащихся необходимой литературой [1].
Привлекательными для выпускников школ являются правила поступления, которые позволяют при наличии необходимых предметов ЕГЭ, подать документы на 3 группы направлений подготовки из имеющихся четырех. Такую уникальную возможность не предоставляет абитуриентам ни один из вологодских вузов. Подобный подход к решению проблемы набора студентов на первый курс обеспечивает высокую вероятность поступления каждого выпускника школы на бюджетную форму обучения. Наличие альтернатив последующего обучения на престижном экономическом факультете вуза (по заочной форме обучения с элементами экстерната и в магистратуре) является фактором, положительно влияющим на возможность рассмотрения поступающими и их родителями на первом этапе бюджетной формы обучения по агробиологической и инженерной группам направлений подготовки.
Реализация профориентационной программы, квалификационная помощь психолога по результатам тестирования «Профориентатор» позволяет выявить наклонности, способности, интересы, желания и возможности достижения наилуч-
ших результатов и в зависимости от индивидуальных особенностей личности определить наиболее подходящие будущие профессии. В результате выявляется, что экономические направления подготовки подходят далеко не каждому абитуриенту. Данные теста позволяют выпускникам школ определиться с выбором учебного заведения и рассмотреть условия поступления на менее престижные в обществе профессии, получение знаний и дальнейшая трудовая деятельность по которым будет интересны будущим студентам. Наличие такой услуги в вузе, причем по стоимости в два и более раза меньше, чем в других вологодских высших учебных заведениях, а по качеству выше, так как обеспечен индивидуальный подход, привлекает потенциальных абитуриентов и их родителей.
Несмотря на ряд явных преимуществ ВГМХА им. Н. В. Верещагина по сравнению с другими вузами, обеспечивающих стабильность набора студентов на первый курс, нельзя сказать, что по всем направлениям ведется необходимая работа по выявлению слабых мест, по совершенствованию процесса приема, обучения и вне-учебной деятельности учащихся адаптированно к требованиям рынка и потребителей образовательных услуг. Например, на микроуровне в процессе обеспечения выполнения плана приема в вуз негативное влияние оказывают следующие факторы: отсутствие четко разработанной маркетинговой политики и отказ от проведения маркетинговых исследований, разнонаправленность частных целей и задач различных структурных подразделений при решении общей проблемы, дезинформация абитуриентов, преднамеренное и непреднамеренное распространение среди них негативной информации об академии, формальный подход к выполнению поручений по профориентационной работе и т. д. Кроме того, отсутствие денежных средств на проведение капитальных ремонтов учебных корпусов и общежитий приводит к формированию негативного мнения о сопутствующей стороне процесса обучения студентов в вузе.
Факторы макросреды не поддаются воздействию со стороны учебного заведения. К основным из них можно отнести следующие: месторасположение вуза, непривлекательность многих будущих профессий, сокращение бюджетных мест на престижные группы специальностей и направлений подготовки, кризисное состояние сельскохозяйственного производства Вологодской области и низкая эффективность социальных программ, разработанных для закрепления молодежи в сельской местности. Многие направления подготовки заполняются по остаточному принципу, т. е. из числа лиц, которые не прошли по конкурсу на бюджетную форму обучения в другие высшие учебные заведения. Необходимо отметить, что аналогичная ситуация наблюдается во всех сельскохозяйственных вузах страны. Негативная информация о низких показателях зачисления: проходных баллах, качестве платного приема, конкурсе и т. д. распространяется в результате ежегодного предоставления широкой общественности рейтинговых списков, составленных по данным официальных сайтов высших учебных заведений России Высшей школой экономики, и является негативным фактором, влияющим на обеспечение востребованности ВГМХА им. Н. В. Верещагина среди выпускников школ.
Факторы макросреды по сравнению с факторами микросреды оказывают наиболее сильное воздействие на потенциальных абитуриентов, но добиться кардинального изменения ситуации невозможно без серьезных финансовых вложений со стороны государства в развитие сельских территорий, отрасли аграрного производства и закрепления молодежи на селе. Кроме того, государственные вузы не имеют возможности в отличие от коммерческих высших учебных заведений
вкладывать значительное количество денежных средств в проведение ремонтов учебных корпусов и студенческих общежитий. В связи с ростом требований абитуриентов к комфортности процесса обучения, государству нельзя игнорировать решение этих проблем. Целью высших учебных заведений должно быть обеспечение экономики страны высококвалифицированными кадрами, а не поиск внутренних и внешних источников денежных средств для решения своих финансовых сложностей. Только при таком подходе со стороны государства, а также при разработке эффективной политики развития сельских территорий и отрасли аграрного производства сельскохозяйственный вуз может в дальнейшем успешно развиваться, обеспечивая требуемые на рынке труда количественные и качественные показатели подготовки специалистов.
Список литературы:
1. ФГБОУ ВпО ВГМХА им. Н. В. Верещагина. Web: http://www.molochnoe.ru.
2. Вакансии сельхозпредприятий Вологодской области. Департамент труда и занятости населения Вологодской области. Web: http://www.depzan.info.
3. Маркетинг, реклама и сбыт. Административно-Управленческий Портал. Web: http://www.aup.ru.
4. Биржа труда. Официальный портал Вологодской области. Web: http://
vologda-oblast.ru.
Marketing analysis of the factors influencing an attractiveness and a relevance of the N. V. Vereshchagin VSDFA among the school graduates
Kiselyova Tatyana V., Can. of Sciences (Economics), associate professor of management and marketing department
The Federal State Budget Educational Institution Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Abstract: The analysis of the positive factors affecting the attractiveness and relevance of the University among the school graduates, and ensuring stability of the N. V. Vereshchagin VSDFA position in the rating among agricultural universities of the Russian Federation is given in the article. Despite the adaptation and flexible policy of the university according to constantly changing requirements of the educational services consumers, the factors are identified, both at micro, and at macro level which are negatively reflected in quantitative and qualitative reception results to the Academy of the Vologda school graduates.
Keywords: consumers of educational services, quality of specialists training, the factors of macro-and-microenvironment, career-oriented program of the university.