УДК: 378: 339.138(470.12)
Маркетинговый аспект проблемы освоения новых рынков образовательных услуг высшими учебными заведениями Вологодской области
Киселева Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В.Верещагина»
Аннотация: статья посвящена актуальности выхода высших учебных заведений Вологодской области на новые рынки образовательных услуг. Предварительное исследование рынка и разработка эффективной маркетинговой стратегии, с учетом корректировки товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики, обеспечат достижение поставленной цели. Важное значение должно отводиться рекламной компании и распространению положительной информации через выпускников вуза, проживающих в регионе и занимающих высокие должности, с которыми необходимо оформить взаимовыгодные контракты о сотрудничестве.
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, рынок образовательных услуг, макросреда, маркетинговые исследования, коммуникационная политика вуза.
Наблюдающаяся за последние двадцать лет стабильная тенденция сокращения численности выпускников школ Вологодской области c 6339 в 2008 году до 4790 в 2011 году, проникновение на рынок новых учебных заведений, в том числе ведущих вузов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, создают проблемы с обеспечением количественных и качественных показателей приема студентов на первый курс учебных заведений региона [1]. Обострению ситуации способствует тенденция сокращения количества бюджетных мест на престижные у молодежи экономические и юридические направления подготовки и невысокие рейтинговые значения вузов Вологодской области.
Для обеспечения повышения своей привлекательности высшие учебные заведения региона открывают новые направления и профили подготовки, используют гибкую ценовую политику, в том числе систему скидок, проводят активную коммуникационную политику, тесно взаимодействуют со школами, начальными и средними профессиональными учебными заведениями, развивают новые формы обучения (экстернат, очно-заочная, вечерняя), налаживают сотрудничество с зарубежными странами по взаимообмену студентами и по прохождению производственных практик. Сложная ситуация на рынке образовательных услуг приводит к возможности рассмотрения и использования отдельными вузами некорректных способов конкурентной борьбы, заключающихся: в распространении негативной, несоответствующей действительности информации об основных конкурентах среди потенциальных абитуриентов, в период осуществления набора удержание в приемной комиссии подлинников документов об образовании (чтобы других вариантов у поступающих не осталось), обман по процедуре зачисления и по трудоустройству будущих выпускников, как наиболее востребованных на рынке труда и т. д. Недальновидность подобной политики проявляется в дальнейшем при распространении негативной информация через студентов этих вузов, т. е. через ту категорию, которой наиболее доверяют потенциальные абитуриенты.
Негосударственные учебные заведения, ведущие обучение на коммерческой основе, имеют возможность привлечения выпускников школ условиями обучения, созданными за счет достаточного финансирования вуза, не акцентируя внимания на качестве обучения и проблемах дальнейшего трудоустройства.
Необходимо отметить, что в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг нужно находить точки соприкосновения, совместно развиваться, перенимать передовой опыт, улучшать качество образования и таким образом повышать привлекательность вузов для выпускников школ других регионов. Обеспечение активного проникновения на рынок соседних областей должно одновременно сопровождаться совместными действиями учебных заведений под руководством Департамента образования, направленными на затруднение работы с вологодскими выпускниками новых конкурентов.
Вузы могут успешно осваивать рынки и ближнего зарубежья. Отсутствие конкурса на бюджетные места по отдельным направлениям подготовки можно обеспечить за счет граждан республик: Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, которые имеют в соответствии с российским законодательством право получения высшего образования в Российской Федерации на бесплатной основе.
Выход и закрепление вузов на новых рынках необходимо начинать одновременно с активной рекламной компании и с использования трудоустройства выпускников в других регионах. Распространение через них положительной информации об учебном заведении, высокий уровень их подготовленности к самостоятельной
трудовой деятельности обеспечат действенную рекламу вуза среди работодателей и потенциальных абитуриентов. Использование руководителей и ведущих специалистов предприятий как основных информаторов, заключение с ними взаимовыгодных контрактов, применение прямого маркетинга улучшит ситуацию с набором на первый курс студентов в высших учебных заведениях Вологодской области.
Гибкая товарная и сбытовая политика: оптимизированный и обновляющийся в соответствии с требованиями рынка ассортимент предлагаемых для обучения образовательных программ, возможность получения дополнительных на бесплатной основе образовательных услуг, выезд приемной комиссии вуза для приема документов, проведения консультаций и вступительных испытаний в другие регионы будут способствовать повышению привлекательности и доступности учебного заведения.
Необходимо отметить, что вузы должны находить средства не только для разработки и проведения эффективной гибкой маркетинговой политики (товарной, ценовой, коммуникационной, сбытовой), но и для формирования соответствующего имиджа, немаловажной составляющей которого являются количественные и качественные характеристики, сопровождающие процесс обучения студентов. К таким показателям относятся условия проживания в общежитиях, внешний и внутренний вид учебных корпусов, оборудование специализированных лабораторий, наличие и качество пунктов общественного питания, возможности всестороннего развития творческих и спортивных способностей и талантов учащихся и т. д.
Попытка освоить новый рынок образовательных услуг может потерпеть неудачу, если не соблюдаются следующие условия:
1. Вуз не развивается и сложно адаптируется к изменяющимся рыночным требованиям, не решаются проблемы качества, наблюдается пассивная позиция руководящего и преподавательского состава учебного заведения.
2. Не проведены должным образом маркетинговые исследования. Необходимо отметить, что достаточными для осуществления полноценного профессионального анализа ситуации одновременно на нескольких рынках образовательных услуг других регионов (для выбора наиболее подходящих) могут быть вторичные статистические данные. Их сбор требует незначительных финансовых и временных затрат для учебного заведения.
3. Не разработана эффективная маркетинговая стратегия.
4. Не выделяются в необходимом количестве денежные средства для освоения нового рынка.
5. Вуз не использует возможности осуществления взаимодействия c руководством предприятий и учреждений для организации взаимовыгодной целевой подготовки студентов.
6. Потеряна связь с выпускниками, трудоустроившимися в других регионах, которые могут выступать в роли активных информаторов и способствовать при определенных условиях закреплению вуза на новом рынке.
7. Слабо развита система непрерывного образования: нет тесного взаимовыгодного сотрудничества с техникумами, отсутствуют привлекательные условия для поступления выпускников со средним профессиональным образованием, поступающих по профилю направлений подготовки, например: не разработана сокращенная форма обучения, предлагается обучение только на платной основе, предлагаются сложные вступительные испытания по форме и количеству включенных предметов.
Активизация деятельности вузов за пределами своего региона диктуется проблемами их выживаемости в условиях негативного влияния факторов макросреды и необходимостью совершенствования и дальнейшего развития деятельности учебных заведений. В быстро меняющихся рыночных условиях каждый вуз должен учиться применять современные технологии и методы работы с потребителями образовательных услуг, использовать передовой опыт и внедрять инновационные разработки в процесс обучения студентов, изыскивать необходимые источники финансирования для своего развития и совершенствования и соответственно распространения среди потенциальных иногородних абитуриентов только положительной информации об учебном заведении.
В качестве образца успешности освоения новых рынков можно использовать опыт и ориентироваться на ведущие вузы России, их стратегию и тактику по привлечению и накоплению человеческого капитала не только регионов Российской Федерации, но и ближнего и дальнего зарубежья.
Список литературы:
1. Департамент образования. Департамент образования Вологодской области. Web: http://www.edu35.ru.
2. Образование. Официальный портал правительства Вологодской области. Web: http://vologda-oblast.ru.
3. Вологодская областная организация общероссийского профсоюза образования. Web: http://www.profsoyz.ru.
The marketing aspect of a problem on the development of the new markets of educational services by higher educational institutions in Vologda region
Kiselyova Tatyana V., Can. of Sciences (Economics), associate professor of management and marketing department
The Federal State Budget Educational Institution Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Abstract: The article is devoted to relevance of an appearance of the Vologda region higher educational institutions in the new markets of educational services. A preliminary study of the market and the development of effective marketing strategy, taking into account a correction of a commodity, price, marketing and communication policy, will provide an achievement of the goal. The importance must be given to the advertising compaign and distribution of positive information through the graduates of higher education institution living in the region and holding high positions with whom it is necessary to sign mutually advantageous contracts about cooperation.
Keywords: Competitiveness of the University, the market of educational services, an environment, marketing research, the communication policy of the University.