Научная статья на тему 'Маркетинговые возможности минимизации рисков туроператов в Казахстане'

Маркетинговые возможности минимизации рисков туроператов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РИСК / ТУР / РЫНОК / ТУРОПЕРАТОР / ФРАНЧАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смыкова Мадина Раисовна

В статье структурированы виды рисков и определены пути их минимизации. Минимизировать риски можно объединяясь или используя франчайзинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые возможности минимизации рисков туроператов в Казахстане»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

участников). Проведение таких мероприятий способствует повышению осведомленности населения об открытых вакансиях и возможности трудоустройства, что снижает напряженность на рынке труда и благоприятно воздействует на экономику.

Следует отметить, что трудности в трудоустройстве населения Краснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя к работникам. Огромной проблемой всех выпускников является отсутствие опыта работы, без которого предприятия неохотно принимают на работу. Положение осложняется отсутствием координации со стороны рынка образовательных услуг и рынка труда. В стенах учебных заведений учащиеся не получают, на наш взгляд, самых важных для их дальнейшего развития и успеха знаний - о том, как ориентироваться на рынке труда, где и как искать работу, строить и развивать профессиональную карьеру [3].

На основании вышесказанного можно сформулировать рекомендации по направлениям работы государственной службы занятости населения. Очень важно, чтобы население имело информацию не только о наличии вакантных мест по отраслям, но и имело представление о системе психологической помощи, а также переподготовке и профориентации. Необходимо, чтобы по данным направлениям активно работали не только с людьми, потерявшими или не нашедшими работу, но и с учащимися общеобразовательных школ, так как профориентационная работа помогает молодежи сделать правильный выбор будущей профессии с учетом востребованности профессий на рынке труда. Также необходимо содействовать развитию системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Еще одним важным направлением должно стать предоставление выделенных вакантных мест для женщин, потерявших работу и испытывающих трудности с трудоустройством.

Рынок труда Краснодарского края характеризуется высоким показателем наличия рабочей силы. Однако, из-за большого числа мигрантов, обладающих низкой квалификацией, и оттока высококвалифицированных кадров инженерно-технических специальностей затрудняется развитие высокотехнологичных отраслей экономики, которые требуют грамотных специалистов. Для сокращения оттока специалистов из региона, на наш взгляд, необходимо создать условия по поддержке инвестиционных потоков в инновационные направления в производстве и направить безработное население на профессиональное обучение.

Список использованной литературы

1. Официальный сайт Краснодарского краевого комитета статистики http://krsdstat.gks.ru

2. Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»

3. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг// Региональная экономика: теория и практика. 2009.№ 2. С.79-84.

© Слепцова Е.В., Яшкин П.А., 2016

УДК 338

Смыкова Мадина Раисовна

канд.экон.наук, доцент Алматы менеджмент Университета

г. Алматы, РК

МАРКЕТИНГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ТУРОПЕРАТОВ В

КАЗАХСТАНЕ

Аннотация

В статье структурированы виды рисков и определены пути их минимизации. Минимизировать риски можно объединяясь или используя франчайзинг.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

туризм, риск , тур, рынок, туроператор, франчайзинг.

Туроператоры, которые составляют основу туристской отрасли Казахстана на современном этапе развития туристской отрасли, подвержены различным рискам, как внешним, так и внутренним. Практический опыт и изучение ситуации на рынке показывает, что у разных типов туроператоров, риски имеют свои особенности [1].

Риски рецептивных туроператоров, которые работают на прием иностранных и внутренних туристов имеют следующие особенности:

- риски не качественной работы поставщиков услуг;

- риски, связанные с криминогенной обстановкой и безопасностью;

- риски, связанные с операционным и тайм-менеджментом;

- риски предоставления программ и экскурсии, которые не отвечают требованиям иностранных туристов[2].

Важным показателем при выявлении рисков являются отношения между гостиницами и турфирмами. Во всем мире продажей номерного фонда занимаются турфирмы, в Казахстане, чаще всего, гостиницы самостоятельно осуществляют продажу номерного фонда, что не очень эффективно и обходится дороже. Большая часть туроператоров на казахстанском рынке - это инициативные туроператоры, которые занимаются выездным туризмом.

Риски инициативных туроператоров за последние годы увеличились и, в определенной степени, повлияли на то, что туристская отрасль в настоящее время находится в предкризисной ситуации (рисунок 1).

Организационно-экономические • доходы потребителей • поставщиков •демпинг • валютный курс • финансовые гарантии

Политические и законодательные • контроль за деятельностью туроператоров • социальная ответственность государства

Социально-культурные и технологические • развитие интернет-технологий • кризис доверия со стороны туристов

Рисунок 1 - Внешние риски инициативных туроператоров в Казахстане

Существенными и значимыми рисками, которые оказали главное влияние на траекторию развития туристской отрасли в Казахстане, являются организационно - экономические риски.

Первая группа рисков, связана с работой поставщиков услуг:

1. Чартерные рейсы, которые имеют ценовые преимущества, являются не безопасными, так как, чаще всего, используется устаревший и не надежный парк самолетов.

2. Относительно высокая стоимость заграничных туров (особенно расходы на транспорт) привела к демпингу и как следствие к банкротству некоторых фирм. Следует отметить, что в межсезонный период рейсов не достаточно, а в пиковый период наблюдается не хватка мест на авиатранспорте.

3. Переизбыток туроператоров. Рост количества туроператоров превышает рост числа туристов. Как показал анализ официальной статистики поток выезда туристов в 2013 году, через туристские фирмы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

снизился на 5,7% при росте количества туристских фирм на 9,8%.Так, в 2013 году количество туристских фирм в Казахстане составило 2173.

В целом, можно отметить что рост выездных туристских потоков увеличился в 2013 году до 10143710 туристов, что на 10% больше чем в 2012 году, но рост был за счет служебных поездок[3].

Поэтому необходимо учитывать состояние и динамику спроса, а также отслеживать соответствие количества рейсов и реальные показатели продажи.

Погоня за многопрофильностью инициативных туроператоров приводит к освоению новых рейсов без изучения ситуации на рынке, емкости поданным направлениям и изменения структуры рынка, потребностей потребителей.

Туроператоры в конкурентной борьбе используют в основном ценовые параметры, что приводит к необоснованному снижению стоимости и решению тактических задач. При ориентации на низкий ценовой сегмент потребителей, предпочтения отдаются дешевым пакетам.

В целом, они работают не на получение прибыли, а на обороты, при этом маржа может быть нулевая или настолько низкая, что не возмещает затрат компании. В результате экономическая ситуация складывается таким образом, что туроператоры кредитуют оборотные средства сами у себя, а не так как в цивилизованных странах в банках и других институтах кредитованиям.

Кредитование компанией за счет собственных средств приводит к применению в укрупненной схеме системы финансовой пирамиды и как следствие к снижению спроса, а в последствии к банкротству. Демпинг туроператоры часто используют для завоевания большей доли рынка, при этом жертвуя прибыльностью.

4. Другим важным экономическим риском является рост курса валюты. На казахстанском рынке, основным критерием выбора тура потребителями, является цена.

5. Еще одна группа организационно-экономических рисков - это работа с ненадежными партнерами, которые не всегда выполняют условия договора или выполняют не надлежащим образом. В данном случае можно сменить партнеров и постоянно контролировать их деятельность. В сезонный период иногда возникает противоречивая ситуация. С одной стороны в связи с тем, что туроператоры, полагаясь на интуицию, предполагают ежегодный рост рынка, выкупают или бронируют больше рабочих мест, с другой стороны наоборот, рейсы настолько перегружены, что не могут обеспечить весь поток туристов.

Отсутствие системы планирования приводит к тому, что в туроператоры не в состоянии обеспечить чартерные рейсы с выкупленными бортами и отелями загрузкой, даже при минимальном снижении цен. Цены на чартерные рейсы в ОАЭ были ниже стоимости, и при этом загрузка бортов самолетов была очень низкой. Рынок сильно турбулентный, т.е. не стабильный.

Одним из современных подходов в бизнесе является новое направление, которое называется кооперенцией. Кооперенция - это объединение туроператоров в разного типа альянсы или другие организация для того, чтобы устоять в конкурентной борьбе. Для снижения рисков, возникающих в сфере туризма целесообразно проводить мероприятия, направленные на консолидацию туроператоров (свои отели и чартеры), укрупнение капитала с одной стороны, с другой стороны развитие нишевой концепции для турфирм среднего и малого бизнеса, которые бы специализировались по направлениям или по видам туризма.

Положительным фактором в деятельности турфирм является использование система франчайзинга и брэндинга. Франчайзинг дает возможность застраховать себя от возможного банкротство. Разработка и формирование брендов требует определенных финансовых средств, но результативность работы улучшится благодаря повышению узнаваемости и формированию позитивного имиджа.

Список использованной литературы

1. 1. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: учеб. пособие. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 560 с.

2. Туристская деятельность: Сборник законодательных актов. - Алматы: Юрист, 2006.- 64 с.

3. www.stat.gov.kz

© Смыкова М.Р.,2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.