_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Представленная концепция капитала стала методологической базой нового подхода к трактовке экономической сущности оборотного капитала и амортизации основного капитала. Список использованной литературы:
1. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред.. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 601с.
2. Дропа Я.Б. Ощнкаджерелформування оборотного кашталувггчизнянихшдприемств [Електронний ресурс]. / Я.Б. Дропа // Економiчнi науки. Серiя «Облш i фшанси»: Збiрникнауковихпраць. - Луцьк, 2007. - Випуск 4 (16). - Ч. 1. - С. 120. - Режим доступу до журналу:
http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/en_oif/2007_4_1/zbirnuk_O_FN_4has_1_120.pdf
3. Зятковська Л.1. Методичш засади фшансовогозабезпеченняшдприемств // ФшансиУкраши. - 2007. - №6. -С. 148-149.
4. Краснова В.В. Фшансовий менеджмент шдприемства: Навч. пошбник / В.В. Краснова, Б.О. Жняюн. -Донецьк: ДонНУ, 2004. - 21 7 с.
5. Лиса О.В. Особливоспвизначення потреби в оборотномукаппат / О.В. Лиса // Економша: проблемитеори та практики. - 2006. - Вип. 217. - С. 598-603.
6. Максютов А. Экономика и управление предприятием. Учебно-практическое пособие. - М.: Бератор-Пресс, 2002. - 304 с.
© А.В. Швец, 2015
УДК 338. 48
Штейнгольц Борис Исакович
канд. экон. наук, декан социально-гуманитарного факультета НГУЭУ,
г. Новосибирск, РФ E-mail: b.i.shtejngolts@nsuem Назаркина Валерия Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса НГТУ
Г. Новосибирск, РФ E-mail: valeria 71@bk.ru
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРА ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы разработки автомобильного тура туроператорами и самодеятельными туристами; выявляются общие и отличительные моменты. Приведен пример разработки тура повышенной сложности «Полярный экспресс»: Салехард-Игарка.
Ключевые слова
Автомобильный туризм, технология разработки тура, маршрут, туроператорская и турагентская деятельность.
Автомобильный маршрут, как любой другой туристский маршрут, представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течении определенного времени и предоставление ему качественных услуг, предусмотренных программой. Исходя из этого, технология разработки автомобильного туристского маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристского пакета, включающего услуги транспорта, размещение, питание и также экскурсионные и досуговые услуги. Некоторые туристы ошибочно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
полагают, что выгоднее самостоятельно разработать программу автомобильного тура, не прибегая к помощи турфирм. Но турфирмы могут предложить разнообразные варианты маршрутов с учетом пожеланий, касающихся непосредственно трассы маршрута, а также относительно проживания, питания, желаемой культурной программы, количества человек и т.д. И этот проект может оказаться гораздо эффективнее и интереснее, чем при самостоятельном планировании.
В данной статье авторами рассмотрены два варианта методической поддержки процесса разработки автомобильного тура: первый - методические рекомендации для разработки тура туроператором, второй -для разработки тура самостоятельным туристом.
Технологический процесс разработки автомобильного тура туроператором состоит из двенадцати последовательных этапов (рис. 1). Рассмотрим подробнее.
Первый этап - маркетинг рынка туристских услуг. Данный этап подразумевает поиск и изучение наиболее привлекательных с точки зрения туристов (туристский потенциал) и туроператора (туристская инфраструктура) регионов для автотуризма, анализ существующих предложений автотуров на рынке интересующего региона, определение основных фирм, работающих на данном направлении, анализ ценовой политики конкурентов, выявление проблем и перспектив развития автотуризма в данном регионе. Проводится исследование предпочтений и возможностей потенциальных потребителей, так как новый туристский продукт должен не только предусматривать возможности туристкой организации, но и отвечать запросам туристов.
Второй этап - построение модели маршрута. На данном этапе происходит кабинетное исследование (моделирование) характера путешествия, уровня сложности, предлагаемого количества туристов, продолжительности путешествия и т.д.
Рисунок 1 - Этапы разработки автомобильного туристского маршрута туроператором
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Третий этап - исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе предлагаемого маршрута. На данном этапе происходит тщательное изучение туристско-рекреационного потенциала региона автопутешествия: наличие в регионе природных и культурно-познавательных объектов для посещения, историко-культурных памятников и достопримечательностей, объектов для паломничества, этнопоселений и т.д. [9].
Анализ состояния и развития туристской инфраструктуры в регионе предполагает исследование территории на наличие удобных пунктов начала и окончания путешествия; достаточно широкой сети удобных для движения автострад, лесных и полевых дорог, троп; наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами туристов мест для ночлега и отдыха и достаточного числа источников чистой воды.
Четвертый этап - построение трассы маршрута. На данном этапе туроператор приступает к генерированию идей относительно нового туристского продукта, т.е. собственно автомобильного тура. Для этого ведется активная работа по изучению картографических, топографических и прочих информационных материалов, прорабатываются разные варианты и маршруты путешествия [9]. Результатом работы на данном этапе должно стать решение следующих вопросов:
• определение необходимой протяженности и продолжительности маршрута;
• выбор конкретных целевых рекреационно-познавательных и достопримечательных объектов посещения;
• определение места организации биваков и привалов, которые должны максимально удовлетворять задачам безопасности и отдыха;
• определение трассы движения группы.
Пятый этап - разработка схемы безопасности на маршруте. Разработка трасс автопоходов должна осуществляться по территориям, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации, а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида автотуризма.
Шестой этап - разработка паспорта маршрута. В паспорте дается характеристика маршрута: его протяженность и продолжительность, количество туристов в группе, приводится подробный план прохождения маршрута, дается характеристика климата в районе маршрута, описываются сложные участки маршрута, предъявляются требования к предпоходной подготовке туристов.
Седьмой этап - согласование паспорта маршрута с соответствующими службами. Паспорт трассы туристского похода должен быть согласован: с органами санитарно-эпидемиологической службы; автоинспекцией; органами управления (собственниками) земельных угодий, по которым проходит трасса туристского автопохода.
Восьмой этап - пробная «обкатка» маршрута без туристов. Данный этап предполагает:
• проведение экспедиционного обследования района и маршрута автопохода;
• выявление «проблемных» и опасных участков на маршруте;
• изменение трассы маршрута наиболее оптимальным способом с учетом выявленных проблемных и опасных участков;
• расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств.
Девятый этап - анализ проекта. Цель - подтвердить, что:
• характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность жизни и здоровья автотуристов и охрану окружающей среды;
• требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуги [11].
Десятый этап - внесение изменений в схему маршрута после «обкатки». Происходит доработка маршрута на основе выявленных несоответствий.
Одиннадцатый этап - утверждение технологических документов. В комплекс технологических документов входит: отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского автопохода,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
технологическая карта туристского путешествия и рекламно-информационные материалы с описанием трассы автопохода [11].
Двенадцатый этап - определение методов контроля качества. Эти методы разрабатываются с целью обеспечения соответствия конкретных параметров автопохода запроектированным характеристикам [9].
Далее рассмотрим технологический процесс разработки автомобильного тура самодеятельным туристом, не прибегающим к помощи туроператора. Последовательность этапов разработки маршрута автопутешествия самодеятельным туристом схематично представлена на рисунке 2.
Этап 1- Выбор района путешествия
_±_
Этап 2 - Исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе перелагаемого маршрута
_к_
Этап 3- Обзор существующих предложений автотуров
Этап 4 - Отбор наиболее интересных туристских объектов
Этап 5- Построение модели маршрута
Этап 6 - Разбивка программы маршрута по дням Этап 7 - Анализ и корректировка маршрута
Этап 8 - Визуализация маршрута
Рисунок 2 - Этапы разработки автомобильного туристского маршрута самодеятельным туристом
Чтобы грамотно спланировать маршрут, туристу нужно тщательно продумать множество нюансов, среди которых: режим передвижения и отдыха, предположительные остановки на ночлег, места, которые хочется посетить и другие. Рассмотрим подробнее.
Первый этап - выбор района путешествия. На данном этапе идет активная работа по изучению топографических карт, схем и иных информационных источников, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе автопохода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. Опытные автотуристы советуют собрать максимум информации о предполагаемом маршруте. Подойдут все возможные способы: общение на тематических форумах, изучение отчетов других путешественников, путеводители и карты.
Второй этап - исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе предполагаемого автопутешествия. Данный этап предполагает обзор природных, историко-культурных и прочих объектов, а также исследование местности на предмет развития там туристской инфраструктуры (средства размещения и питания, АЗС, СТО, медпунктов и т.д.).
Третий этап - обзор существующих предложений автотуров. Происходит знакомство с имеющимися на рынке вариантами автомобильных туров, как предлагаемых туристскими фирмами, так и рекомендуемых самостоятельными, но уже опытными автотуристами.
Четвертый этап - отбор наиболее интересных туристских объектов. На этом этапе следует выделить наиболее привлекательные природные, историко-культурные, досуговые и прочие объекты, где планируются остановки, и рассчитать время, которое будет отведено на их осмотр.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Пятый этап - построение модели маршрута. Определяется экскурсионная программа маршрута, характер путешествия, его сложность, примерная продолжительность т.д.
Шестой этап - разбивка программы маршрута по дням. Определившись с содержанием программы автопутешествия, необходимо структурировать маршрут по отдельным участкам и составить план путешествия на каждый день с перечнем объектов осмотра, и конкретной протяженностью участков маршрута.
Седьмой этап - анализ и корректировка замысла маршрута. С учетом результатов предыдущего этапа необходимо доработать маршрут с целью оптимального устранения выявленных проблемных мест.
Восьмой этап - визуализация маршрута. С помощью современных устройств еще до начала реального путешествия можно проложить виртуальный маршрут. Такие устройства помогают выбрать наиболее подходящий для конкретного автотуриста маршрут с учетом его пожеланий.
Процесс разработки автомобильного тура туроператором и самостоятельным туристом имеет некоторые общие этапы, такие как: предварительное изучение района предполагаемого путешествия, анализ туристской инфраструктуры региона, знакомство с уже существующими вариантами путешествия, отбор наиболее привлекательных природных и культурно-познавательных объектов, разбивка маршрута на участки, итоговое построение маршрута и составление графика путешествия. Однако есть и существенные различия.
Например, только туроператор может совершить пробную «обкатку» маршрута, и при необходимости скорректировать трассу. Самодеятельный турист, в отличие от туроператора не занимается оформлением и утверждением технологических документов. Однако он самостоятельно оформляет страховые формальности и прорабатывает основные составляющие безопасности на маршруте.
На основании рассмотренных выше методических аспектов авторами был разработан и предложен для практического использования новосибирскими туроператорами новый туристский продукт.
Рассмотрим подробнее программу автомобильного тура «Полярный экспресс»: Салехард-Игарка.
Миссия автотура:
• проверка технических возможностей автомобиля и физических сил человека;
• историческая составляющая: исследование «белых пятен» на карте России;
• познавательная составляющая: изучение историко-культурного наследия;
• патриотическая составляющая: проявление уважения к историко-культурным памятникам и жертвам сталинской «стройки века».
Цель тура: организация совместно с Ямало-Ненецким окружным музейно-выставочным комплексом имени И.С.Шемановского работы по сбору документального, картографического, фото и видеоматериала о «стройке века» и лагерях ГУЛАГа, где жили заключенные, строившие железную дорогу. Характеристика тура:
• активный автомобильный маршрут повышенной сложности;
• продолжительность тура: 5 дней / 4 ночи;
• целевая аудитория: совершеннолетние туристы, сборные и организованные группы;
Основой для разработки программы данного автомобильного тура стала история сталинской «стройки
века» - недостроенной железной дороги «Чум — Салехард — Игарка». Для разработки автомобильного маршрута был использован участок железной дороги от Салехарда до Игарки.
История железной дороги. Заброшенная железная дорога «Чум — Салехард — Игарка» — памятник нашей истории, растянувшийся на сотни километров вдоль Полярного круга. У магистрали не было своего устоявшегося названия - полярная, заполярная, трансполярная дорога - как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений - № 501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, т.к. строительство велось одновременно с двух сторон, со стороны Оби - 501 стройка и со стороны Енисея - 503 стройка. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу, как самой магистрали, так и многих ее строителей [2].
Строили дорогу заключенные ГУЛАГа (1947-1953 гг.) под завесой полной секретности. Вдоль одноколейки по всей трассе на расстоянии 5-10 км друг от друга строились лагеря. Они стоят до сих пор и хорошо сохранились.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Дорога пролегает на 200 км южнее Полярного круга. Строительство велось в климатических и географических условиях - вечная мерзлота, десятимесячная зима с 50-градусными морозами, болота, бездорожье, гнус. Трасса должна была пересечь множество мелких ручьев и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом - тяжелыми паромами, зимой - по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед[3].
Калькуляция автомобильного тура на 1 человека представлена в таблице.
Таблица
Калькуляция тура «Полярный экспресс»: Салехард-Игарка» на 1 человека
Вид услуги Калькуляция тура (на 1 чел)
Авиаперелет Средняя цена на прямой рейс Новосибирск-Салехард - 11000 руб. На рейс с пересадкой: нижняя цена - 22000 руб. верхняя цена - 28000 руб. Перелет Игарка-Новосибирск - 18000 руб.
Питание 2100 руб.*5 дн.=10500-2 (бесплатных завтрака)*700=9100 руб. (2 завтрака включены в стоимость проживания в гостиницах «Юлана» и «Озерная»)
Размещение Нижняя цена при размещении в 2-х местном номере - 8300 руб.(1400 руб.+1500 руб.+2000 руб.+3400 руб.=8300 руб.) Верхняя цена при размещении в улучшенном одноместном номере - 13100 руб. (4000 руб+1700 руб.+4000 руб.+3400 руб.=13100 руб.)
Экскурсии 370 руб.
Услуги инструктора -проводника 5000 руб./5 дн.
Аренда автотранспорта При аренде бюджетного автомобиля на 4 чел стоимостью 1900 руб./сут. стоимость аренды на 1 чел за 5 сут. будет 2375 руб. При аренде транспорта более высокого класса - 2700 руб./сут. на 4 чел. — за 5 сут. стоимость аренды на 1 чел будет 3375 руб.
Расход топлива 16280 руб./1 машину, т.е. на 4 пассажиров=4070 руб./чел
Медицинская страховка 1500 руб.
Итого стоимость тура Бюджетный вариант — 70715 руб. Стандартный вариант — 82515 руб.
Данный автомобильный тур имеет повышенный уровень сложности, вызванный суровыми природно-климатическими особенностями региона и длительными автомобильными переездами. Поэтому в ходе путешествия от туристов требуется неукоснительное следование правилам техники безопасности и инструктажу проводника.
Особенности автотура:
• минимальное количество машин, отправляющихся в путешествие — три;
• путешествие осуществляется под руководством опытных инструкторов-проводников;
• при хороших водительских навыках турист может сам управлять арендованным внедорожником под присмотром проводника;
• требование к состоянию здоровья: заключение врача об отсутствии острых инфекционных, аллергических и хронических заболеваний;
• требование к уровню физической подготовки туриста: опыт путешествий повышенной проходимости, наличие навыков технической подготовки, способность к физическим нагрузкам на протяжении 8-10 часов.
Автомобильный тур «Полярный экспресс»: Салехард-Игарка предложен для практической реализации туристским агентствам г. Новосибирска. В настоящее время идет набор первой группы туристов по данному автомобильному маршруту.
Список использованной литературы: 1. Виды и тенденции развития туризма : учеб. пособие / В. А. Назаркина, Ю. О. Владыкина, Е. Ю. Воротникова, О. С. Комарова, С. С. Малетин, Л. Н. Стребкова, Т. Л. Чернышева, Б. И. Штейнгольц. -Новосибирск: НГТУ, 2014. - 235 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
2. Дорога Салехард-Игарка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sddj.ru/foto/goroda-prizraki/rossiya/464-mjortvaya-doroga-salekhard-igarka-rossiya.html
3. Журнал «Жизнь» // Мертвая дорога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://af1461 .livej ournal.com/131049.html
4. Комарова О.С. Факторы и перспективы формирования рынка местного (пригородного) рекреационного туризма в формате SPA / О.С. Комарова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№2 (62) Т.7. - с.200-204
5. Лучина Н. А. Общественное питание как элемент туристского обслуживания/Н. А. Лучина, А.Н. Аршинова// Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность. Сборник научных статей: Курск, 2015. С.70-72.
6. Назаркина В. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / В. А. Назаркина, Л. М. Загорская, Б. И. Штейнгольц: Изд-во НГТУ, 2009. - 83 с.
7. Назаркина В. А. Особенности потребительского спроса в гостиничной сфере/ В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц// Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №2. - С. 122-126
8. Назаркина В.А. Процессы взаимодействия в логистической системе "ресурсы - прозводство -потребление": особенности в сфере туризма/ В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. 2014, №2. С. 313-319.
9. Правила разработки туристского маршрута [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://s-team.net.ua/publ/7-1-0-49
10. Ситникова Я. В. Концептуальный подход к управлению рисками субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях развития. // Вестник НГУЭУ. 2012. Т. 2. № 4. С. 154-161.
11. Технология проектирования тура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/marketing/texnologiya-proektirovaniya-tura/
© Б. И. Штейнгольц, В. А. Назаркина, 2015