УДК 379.85
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА Н. А. Скрябина, З. С. Кобзева, Т. И. Шерстобитова
WAYS TO OVERCOME THE CRISIS OF THE TOURISM INDUSTRY
N. A. SkryabiZ. S. Kobzevа, T. I. Sherstobitova
Аннотация. Актуальность и цели. Цель данного исследования - выявить причины банкротства крупнейших российских туроператоров и выявить пути преодоления кризиса в индустрии туризма. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования и обработки научной литературы и журналов туристической направленности. Результаты. В работе выявлены внешние факторы влияния на развитие туристической отрасли. Решение большинства проблем отрасли лежит в плоскости правового регулирования общих экономических отношений, частью которых являются отношения, связанные с развитием туризма. Выводы. В работе выявлены пути преодоления кризиса в индустрии туризма. Представителям индустрии туризма необходимо понять, что в изменившихся условиях компании сами должны менять свою стратегию и тактику, применять новые неценовые методы ведения конкурентной борьбы.
Ключевые слова: туризм, кризис, банкротство.
Abstract. Background. The purpose of this study - to identify the causes of bankruptcy of the largest Russian tour operators. Materials and methods. The implementation of the objectives was achieved through the use and processing of scientific literature and journals tourist orientation. Results. The paper identified external factors influence the development of the tourism industry. The decision of the majority of the industry's problems lies in the legal regulation of the overall economic relations, which are part of the relations associated with the development of tourism. Conclusions. The paper identified ways to overcome the crisis in the tourism industry. Travel agents need to understand that in the changed circumstances of the company itself should change its strategy and tactics to apply new methods of non-price competition.
Key words: tourism, crisis, bankruptcy.
Введение
Последние годы оказались слишком непростыми для многих крупных туроператоров, надежность которых никогда не вызывала сомнения; но они разорились и объявили себя банкротами. По данным Ростуризма, за последнее время от действий туроператоров пострадало 70 тысяч человек, но не все они потеряли свои деньги. Кто-то испытал затруднения с возвращением из-за границы, кому-то попытались выставить счет за отель, кому-то - за питание, но подсчитать точную сумму убытков затруднительно. Масштаб сопоставим с крахом АО «МММ», и многие эксперты сравнивают ситуацию именно с этим событием [1].
1. Анализ причин банкротства туроператоров
Основной причиной банкротства туристических компаний специалисты индустрии туризма называют экономический спад, одновременно с которым началась девальвация российской валюты. Еще полгода назад, когда курс рубля
опустился до рекордного минимума, аналитики предупреждали, что одними из первых ослабление национальной валюты почувствуют игроки туристической отрасли. Дело в том, что цены на зарубежные путевки, авиабилеты и гостиницы жестко привязаны к курсу иностранной валюты - чем выше курс доллара и евро, тем дороже соотечественникам обходится отдых за рубежом [2].
Туроператоры одними из первых почувствовали спад потока и, соответственно, лишились прибыли. Как правило, на чартерные рейсы задолго до начала сезона туроператоры выкупают посадочные места блоками, стараясь заработать. В этом году на отсутствие туристов жалуются все турфирмы. Даже по бюджетным направлениям, таким как Турция, Египет, снижается количество желающих отдохнуть. Вице-президент организации «Российский клуб финансовых директоров», кандидат экономических наук Тамара Касьянова считает, что туроператоры «наступили на свои же грабли». Они скупают максимальное количество авиабилетов, бронируют места в отелях, создают ажиотаж, чтобы перепродать втридорога, но в итоге из-за отсутствия клиентов вынуждены платить неустойки [3].
С тем, что представители отечественного туристического сектора до сих пор не научились соотносить риски и доходность, согласна и аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, которая убеждена в том, что в погоне за большим заработком компании игнорируют «опасные» туры и направления и тем самым «губят» сами себя [4].
Эксперты холдинга «Финам» предполагают, что критическую роль в финансовой дестабилизации турфирм могли сыграть неверные управленческие решения, слабый контроль рисков и неоднозначный долговой портфель, который в условиях ужесточения требований банков не позволяет безболезненно перекредитоваться.
Проведенный анализ мнений экспертов позволил выявить и систематизировать вероятные причины банкротства отечественных турфирм (табл. 1)
Таблица 1
Вероятные поводы банкротства турфирм
Причина Контраргумент Вывод
1 2 3
Девальвация. Российский рубль резко подешевел по отношению к иностранным валютам, а все расчеты туроператоров завязаны именно на доллары и евро Но ведь в 2011 г. доллар «подскочил» с 22 до 30 руб., и на тот момент такого массового падения рынка не произошло Девальвация в чистом виде не могла стать причиной банкротства туристических операторов
Неосмотрительность туристических компаний. Авиабилеты, отели, экскурсии и многое другое заказывается заранее, а уж потом их перепродают покупателю. В начале 2014 г. наступил резкий спад активности, что и привело к обнищанию компаний Нет никаких оснований утверждать, что поток туристов серьезно сократился. Вдумайтесь: 70 тысяч человек, пострадавших от банкротства, оплатили свои путевки наперед, а значит, деньги куда-то ушли Версия правдоподобная, она вскрывает многие проблемы рынка, однако подтвердить ее можно лишь путем тщательного анализа финансово-хозяйственной деятельности туристических операторов
Окончание табл. 1
1 2 3
Туристические фирмы построили финансовые пирамиды. Эксперты утверждают, что демпинг привел к обвалу рынка, и практиковали такой метод конкурентной борьбы именно крупные компании. В итоге из-за ослабевшего потока клиентов «пузырь лопнул» и проблемы стали очевидны Если демпинг существовал всегда, то почему рынок «обвалился» только сейчас? «Пирамидальность» может стать лишь катализатором падения, но не его первопричиной Сегмент дешевых путевок - лишь часть рынка, и далеко не самая главная, а демпинговать на люксовых турах едва ли получится
Деньги были выведены мошенниками. Среди обманутых туристов доминирует именно эта версия. Как выяснилось, многие турфирмы покупали билеты, бронь в долг. В пользу этой версии говорит и бегство многих руководителей компаний Если это действительно так, то куда именно ушли деньги? И почему их до сих пор не арестовали? Следует признать: эта версия - самая правдоподобная. В России в течение 25 лет именно мошенники устроили АО «МММ», «резиновые дома» (обманутые дольщики) и другие крупные аферы
Туристические компании рухнули из-за санкций западных стран. США, ЕС, Канада и другие государства заявили о блокировании счетов, запрете на сделки, банковское обслуживание, а это -большой удар по крупным компаниям Эта версия из разряда «теорий заговора»: санкции были введены относительно недавно, поэтому так быстро повлиять на отдельные секторы рынка не могли В чистом виде санкции пока не принесли вреда отрасли туризма: даже их инициаторы надеются, что эффект будет ощущаться через 6-12 мес., а скептики думают, что это произойдет лишь через 2-3 года
Рынок обвалил запрет на путешествия за границу для государственных служащих. По мере возрастания напряженности правительство предпринимает новые парадоксальные шаги, в числе которых -ограничения на выезд для госслужащих Путешествовать представителям «силового блока» не запретили, а не рекомендовали, причем далеко не во все страны мира «Запрет на путешествия» не мог значительно повлиять на рынок, и уж точно не мог его обвалить
Российская экономика умирает. Многие отрасли хозяйства испытали на себе негативные тенденции, однако они не так сильно находятся на виду, поэтому их банкротство неочевидно Вопрос не снимается: где деньги? Ведь туристические компании приняли оплату за туры, но обязательства выполнить не смогли Судить о том, будет ли спад в экономике, можно лишь по результатам первого квартала 2015 г.
Совсем фантастическими выглядят такие версии падения компаний, как война на Украине (это направление не является определяющим для отрасли), ухудшение отношений к русским во всем мире (зарубежные партнеры готовы исполнять обязательства, но только за деньги). Динамика курса доллара - лишь отговорки: представители рынка признаются, что для коммерческих расчетов они закладывали курс 39-40 руб., чтобы избежать последствий девальвации. Провал рынка тоже никак не мог стать причиной банкротства, ведь туристическая отрасль не создает продукт, сами фирмы ничего не выпускают - они лишь перепродают услуги отелей, авиакомпаний, получая свой процент прибыли. Но все эти элементы инфраструктуры почему-то исправно работают и не обанкротились.
Поэтому наш вывод такой: случившаяся ситуация - следствие влияния ряда факторов на деятельность крупных игроков туристского рынка, которые не были готовы к кризису в индустрии туризма и выбрали более легкий путь решения проблемы, объявив себя банкротами. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, недоверие потенциальных покупателей услуг, ожидать банкротства других турфирм можно и в будущем сезоне, и то, что началось сейчас - только начало большого «эффекта домино».
2. Пути преодоления кризиса индустрии туризма
С нашей точки зрения, основными задачами по преодолению кризиса в индустрии туризма являются:
- улучшение инвестиционного климата в стране;
- повышение эффективности налогового и тарифного регулирования;
- развитие транспорта;
- снижение административных барьеров доступа на рынок;
- улучшение имиджа России на международной арене и т.д.
Решение большинства проблем отрасли лежит в плоскости правового
регулирования общих экономических отношений, частью которых являются отношения, связанные с развитием туризма. Причем без решения проблемы в целом повышение эффективности регулирования правоотношений в сфере туризма маловероятно.
Предложенные в законопроекте «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» изменения размера финансового обеспечения гражданской ответственности туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, приведут к снижению финансовой нагрузки и в определенной мере окажут стимулирующее воздействие на данный сектор туристских услуг. Последствия кризиса помогли выявить важные проблемы туриндустрии, являющиеся следствием того, что, несмотря на богатый потенциал, развитие туризма в России так и не стало реальным приоритетом перестройки экономики. В результате в недостаточной степени применяются меры государственной поддержки развития отрасли, рекомендуемые Всемирной туристской организацией и применяемые в большинстве стран - лидеров мирового туристического рынка.
На наш взгляд, более разумной мерой было бы развитие уже применяемых механизмов финансового обеспечения деятельности туроператоров и распространения существующей практики страхования гражданской ответственности на сферу турагентской деятельности с привязкой страховой суммы к заключаемым договорам о реализации туристского продукта. Член Об-
щественной палаты Сергей Марков заявил, что побороть кризис в туристической отрасли можно благодаря усилению общественного контроля. Он также считает, что государство должно вернуть контрольно-ревизионные функции Ростуризму. По его мнению, нужно двигаться к саморегулирующейся организации в сфере туризма. Здесь инициаторами должны выйти государственные и общественные структуры. Кроме того, Марков считает, что неплохо себя зарекомендовала такая модель, как «Турпомощь» и предлагает расширить функции организации [5].
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно выделить следующие пути преодоления кризиса в туристической отрасли:
- регулирование нормативно-правовой базы;
- стимулирование новых инвестиционных проектов;
- создание эффективно действующего органа власти в сфере туризма;
- оказание государственной помощи в продвижении турпродукта на рынках, улучшении качества общей инфраструктуры;
- взаимодействие с международными организациями и фондами.
Заключение
Турфирмам необходимо понять, что в изменившихся условиях компании сами должны менять свою стратегию и тактику, применять новые неценовые методы ведения конкурентной борьбы, больше уделять внимание совершенствованию обслуживания потребителей. Только в совокупности данные меры могут обеспечить сохранение отечественной туристической отрасли в условиях кризиса.
Список литературы
1. Колташов, А. С. Банкротства турфирм / А. С. Колташов // Турбизнес. - 2014. -№ 8. - Август. - С. 35-39.
2. Зельдович, Б. З. Как завоевать и удержать клиента в туристическом бизнесе : учеб. пособие для студентов вузов / Б. З. Зельдович. - М. : Аспект Пресс, 2009. -13 с.
3. Захарова, В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие / В. Я. Захарова. - М. : Юнити-Дана, 2010.
4. Рысина, Д. Ф. Банкротство предприятия / Д. Ф. Рысина, С. В. Бейлина. - М. : Приор, 2011.
5. Тимофеев, А. Современное состояние объектов туризма Пензенской области / А. Тимофеев, Н. Н. Пронина // Креативный город / под ред. канд. экон. наук Е. М. Бижановой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. - С. 107-109.
Скрябина Надежда Александровна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Skryabina Nadezhda Alexandrovna student,
Penza State University
Кобзева Зоя Сергеевна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Kobzevа Zoja Sergeevna student,
Penza State University
Шерстобитова Татьяна Ивановна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Sherstobitova Tatiana Ivanovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of marketing, business and services, Penza State University
УДК 379.85 Скрябина, Н. А.
Пути преодоления кризиса индустрии туризма / Н. А. Скрябина, З. С. Кобзе-ва, Т. И. Шерстобитова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 238-243.