Научная статья на тему 'Маркетинговые принципы в продвижении региона и хозяйствующих субъектов в регионе'

Маркетинговые принципы в продвижении региона и хозяйствующих субъектов в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые принципы в продвижении региона и хозяйствующих субъектов в регионе»

Одним из основных составляющих системы являются институциональные структуры, организационно и функционально определяющие четкую ориентацию на поэтапное осуществление всей инновационной деятельности в республике. От их организованности, компетентности и активности зависит успех и эффективность инновационной деятельности. Становление и развитие венчурного бизнеса требует создания надежного финансового обеспечения. Эту задачу необходимо решать в нескольких направлениях: во-первых, создания государственного финансового инновационного фонда и введения иных форм финансовой поддержки инновационного бизнеса; во-вторых, формирования совместных государственно-частных венчурных инвестиционных, страховых, кредитных и иных фондов; в-третьих, формирования частного и корпоративного венчурного капитала (фондов) за счет вложений частных лиц и предприятий, организаций, банков, страховых компаний, общественных (некоммерческих) организаций и т.д.

Самым надежным и перспективным направлением финансового обеспечения всей инновационной деятельности, по нашему мнению, является создание специального республиканского государственно-частного инвестиционного банка развития инновационной сферы, основной задачей которого является накапливание средств из всех возможных источников и направление их на реализацию приоритетных инновационных проектов.

Дальнейшее развитие инновационной деятельности, использование достижений науки и высоких технологий позволит перевести экономику Республики Дагестан на инновационную модель и в перспективе обеспечить ее конкурентоспособность. Этому должно способствовать республиканская система маркетинга инновационной сферы, создание которой является объективной необходимостью.

Абдулманапов С.Г.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОДВИЖЕНИИ РЕГИОНА И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РЕГИОНЕ

Обосновывается направленность региональной политики на достижение устойчивости и сбалансированности развития территории, реализацию конкурентных преимуществ. В качестве инструмента регионального маркетинга предложен план продвижения региона, включающий разделы: исследования и экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности; образование; связи с общественностью и реклама.

Ключевые слова: маркетинговый подход в управлении развитием региона, региональная политика, региональный маркетинг.

Abdulmanapov S.G.

MARKETING PRINCIPLES IN PROMOTING THE REGION AND THE ECONOMIC ENTITIES IN THE REGION

The focus of regional policy on achieving a sustainable and balanced development of the territory, the implementation of competitive advantages. As an instrument of regional marketing proposed plan for the promotion of the region, including sections: research and economic analysis of the business environment and business activities; education; public relations and advertising. Keywords: marketing approach in the management of the development of the region, regional policy, regional marketing.

Трансформация социально-экономической системы в России привела к формированию новой политики федеративных отношений, которая предполагает передачу функций по управлению развитием территории от федерального центра к региональным и местным. Это порождает необходимость поиска путей и направлений обеспечения социально-экономического развития территорий.

В целом, региональные (территориальные) органы власти региона выполняют две основные функции: управление функционированием региона (территории) и управление развитием региона (территории). Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется с помощью широкого «спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых мероприятий, посредством которых власть стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности. Не умаляя значения первой функции, можно сказать, что функция экономического развития становится все более значимой, включая в себя вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений.

Управление развитием региона - это управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона в соответствии с поддержанными населением приоритетами, федеральными и региональными интересами, принятыми к исполнению на законной или договорной основе, предусматривающими использование необходимых ресурсов, с определенными мерами и установленными сроками.

Главной целью такого управления является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние и благосостояние семьи, при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения.

Все возможные методы воздействия непосредственно региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать как создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности, регулирование деловой активности и прямой кооперации администрации региона и бизнеса.

Необходимость управления социально-экономическим развитием территорий связана с тем, что, как показал опыт развитых стран, развитие определенной территории не может осуществляться в форме стихийного саморазвития. В связи с чем, региональная политика должна быть направлена на достижение устойчивости и сбалансированности развития территории. Особый интерес представляют условия, в силу которых отдельные территории получают конкурентные преимущества, в частности такие как:

- лучшие стартовые позиции, связанные с благоприятной спецификой производственной специализации, обеспеченностью факторами производства, уровнем развития социальной и производственной сфер и т.д.;

- более высокая ресурсная поддержка территорий ввиду специфики проявления социально-экономических и политических отношений на территории субъекта Федерации;

- наличие крупных и конкурентоспособных предприятий, способных обеспечить развитие территории;

- активная политика руководства регионом в привлечении отечественного и иностранного частного капитала в решении социально-экономических проблем, в создании предпринимательских структур на данной территории.

Последняя предполагает активное позиционирование территории, что требует проведение системы мероприятий по продвижению территории как особого вида товара. Для этого осуществляют разработку концепции и программы развития региона, определяют стратегические приоритеты развития, задачи и целевые ориентиры. Кроме того, необходимо разработать экономические и организационные механизмы, а также процедуры управления и оценки реализации региональной стратегии развития территории.

Что касается обеспечения развития Республики Дагестан, то следует отметить, что в условиях перехода к инновационному развитию, перераспределения инвестиционных потоков в масштабе стран и регионов, стала жизненно необходима стратегия самоопределения на перспективу, определение собственной роли во взаимодействии с другими регионами и странами в конкурентной борьбе за инвестиции и технологии. Для привлечения в республику дополнительных инвестиций, новых предпринимательских структур, а также для повышения притягательности территории различным экономическим агентам большое значение имеет региональный маркетинг.

Сущность маркетингового подхода в управлении развитием региона (территорий) заключается в том, что система государственного управления должна ориентироваться на выявлении потенциальных потребностей инвесторов и конечных потребителей продукции региона и координировать свою работу в целях более полного удовлетворения их потребностей. Принципы такого подхода состоят в следующем:

- определение потенциальных потребителей продукции региона, выбор целевых рынков;

- создание единой маркетинговой системы - интегрированного маркетинга - и налаживание совместной работы всех министерств и ведомств с целью максимального удовлетворения потребностей по целевым сегментам, т.е. конкурентные преимущества территории по данному виду продукции;

- ориентация на долгосрочную перспективу.

Стратегия регионального маркетинга является составной частью региональной экономической политики. Региональный маркетинг позволяет выявлять и развивать уникальные свойства региона, приобретающие стоимость, полезность и обеспечивает социально-экономическое развитие территории в со-

ответствии с приоритетами его развития. Региональный маркетинг дает возможность максимально эффективно включить население в предпринимательские отношения. Основной целью регионального маркетинга является построение оптимальной модели развития территория, ориентированной на продвижение его уникальных особенностей с учетом всех имеющихся и потенциальных ресурсов. Одна из целей регионального маркетинга состоит в том, чтобы донести информацию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели служат реклама, распределение печатных материалов, деловые визиты и прочие меры. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, занимающимися развитием территории.

В целом Республика Дагестан относится к регионам со значительной недооценкой инвестиционного потенциала. С точки зрения использования сырья наибольшим потенциалом в продвижении региона на внешние рынки обладают отрасли, связанные с возобновляемыми ресурсами - агропромышленный комплекс, в том числе все отрасли растениеводства и животноводства. Для этого считаю необходимым формирование единого бренда региональной агропромышленной продукции, которая бы позволяла идентифицировать региональную продукцию как высококачественную и экологически чистую без генномо-дифицированных продуктов.

Географическое положение Дагестана может играть большую роль в развитии общероссийского рынка в качестве стратегического узла выхода на международные рынки. Геополитическое положение Республики Дагестан в современных условиях указывает на значимость ее коммуникационных систем и транспортных узлов и создают благоприятную основу для того, чтобы содействовать процессу создания и перспективного развития регионального сотрудничества республики в прикаспийском регионе. Для этого целесообразно формирование транспортно-логистического центра в республике (Каспийский ХАБ, рассматриваемый в стратегии РД до 2025года, представляет интерес, но направленность данного хаба на страны БРИК, значительно ограничивает перспективы его развития). Кроме того, необходимо создать комплекс деловых центров с ориентацией на привлечение зарубежных экономических агентов в формирование представительств и производств.

Одним из важных и перспективных направлений развития республики является туризм. Несмотря на наличие значительных потенциальных возможностей и преимуществ формирования рынка туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения, ее развитие сдерживается многочисленными негативными факторами, имеющими в основном социальный, политический и экономический характер. Без комплексной программы по продвижению региона как места отдыха и проведения культурного досуга не возможно преодолеть негативные процессы.

В целом социально-экономическая политика в республике должна быть направлена на создание благоприятного делового климата и обеспечение инвестиционной привлекательности региона, достижение высоких темпов экономи-

ческого роста, основанных на приоритетном развитии реального сектора экономики, внутренних факторах развития, обеспечении конкурентоспособности продукции и прогрессивных сдвигов в структуре экономики, соответствующих общероссийским и мировым тенденциям. Именно на достижение всего этого и должны быть направлены используемые маркетинговые средства и механизмы продвижения региона как товара.

Региональная маркетинговая политика должна быть направлена на концентрацию усилий по продвижению региональных продуктов на внешние рынки, поддержку сложившихся и развитию новых связей с другими территориями, повышения имиджа территории, как в России, так и в мировом пространстве. Также она должна быть нацелена на создание благоприятных условий для повышения качества региональных ресурсов, поиск их потенциальных потребителей и вывод региона на лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда.

Реализация стратегии регионального маркетинга будет способствовать оптимизации структуры региональной экономики, с учетом характерных свойств территории, созданию узнаваемой системы уникальных особенностей региона через развитие его продуктовой специализации и расширению потенциальных рынков сбыта региональных продуктов и услуг. Это также приведет к максимальному и сбалансированному использованию ресурсов региона и получению продукта с высокой долей прибыли. Организация ярмарочно-выставочных мероприятий, повышение уровня маркетинговой и управленческой культуры позволят создать качественно новые условия для инвестиционной привлекательности территории. Перепозиционирование региона обеспечит его лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда, и поможет сформировать у потенциального потребителя узнаваемый и запоминающийся имидж территории.

Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих разделов: исследования и экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности; образование; связи с общественностью и реклама.

План дополняется разделами о его финансировании и процедурах контроля. План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той только разницей, что «товаром» в случае с регионом является сам регион вместе со сложным комплексом услуг, а потребителем - весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которая создает и поддерживает конкурентные преимущества региона, способные сохраняться длительное время. План продвижения региона - один из действенных методов управления развитием региона.

Кроме того, необходимо в каждом муниципальном образовании отдельно выделить заместителя, который должен курировать вопросы стратегического развития и продвижения как отдельных территориальных брендов, так и всего

муниципального образования как территории, обладающего уникальными свойствами для ведения бизнеса, проведения отдыха и т.д.

Решающим фактором успеха в управлении развитием региона становится уровень квалификации кадров региональной администрации, министерств (ведомств, комитетов) и рациональное использование интеллектуального потенциала «мозговых центров», наукоградов, технологистов, консультантов по региональному развитию, повышение роли государственных органов власти и их руководителей.

Без включения в структуру управления развитием региона перечисленных выше элементов, на наш взгляд, не представляется возможным достижение положительных результатов от региональной системы управления. Эти преобразования способствуют созданию эффективной системы управления, направленное на достижение высоких результатов от регулирующей деятельности. Все это, на наш взгляд, способствует росту уровня жизни населения и достижению социальной и экономической стабильности в регионе.

Алиева М.Ю.

ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА И ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В предлагаемой статье подчеркнуто значение учреждений финансового сектора, расположенных на территории российских регионов, в финансировании мероприятий по преодолению последствий нынешнего финансово-экономического кризиса одновременно с обеспечением устойчивого социально-экономического роста.

Ключевые слова: региональные банки, преодоление последствий финансово-экономического кризиса, устойчивый социально-экономический рост, качество деятельности банков, конкурентоспособность банков.

Alieva M.YU.

THE VALUE OF REGIONAL BANKS IN OVERCOMING

THE CONSEQUENCES OF CURRENT CRISIS AND PROVIDING THE STEADY SOCIO-ECONOMIC GROWTH

The article emphasizes the value of banking institutions in the Russian regions' territory in financing activities for overcoming the consequences of current financial and economic crisis alongside with providing the steady socio-economic growth.

Keywords: regional banks, overcoming the consequences of financial and economic crisis, the steady socio-economic growth, quality of banking activities, the banking competitiveness

По мнению ряда специалистов, современный кризис проник в Россию по каналу кредитных отношений между иностранными банками и российскими частными банками, которые, беря западные кредиты, передавали их в долг российским предприятиям. Невозвращение долга последними превращало в должников банки, что угрожало им (по договорам) потерей акций, т.е. права собственности на их активы. Такова видимая сторона дела.

Возникает вопрос о причинах несостоятельности этих корпораций. Отдельные экономисты и финансисты ссылаются на дорогой кредит Центрального банка России, что вынуждало обращаться к иностранным кредиторам. Но это,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.