ло посредников обращения двумя: оптовое предприятие и розничное предприятие.
Литература
1.Валентин Завадников. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса. // Экономическая политика № 2, 2009, с.5
Ахмедуев А.Ш.
МАРКЕТИНГ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Обращается внимание на то, что внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к общему объему ВРП в РД ниже в 4,3 раза, чем в России и в 1,7 раза, чем в ЮФО. Дальнейшее развитие инновационной деятельности, использование достижений науки и высоких технологий позволит перевести экономику Республики Дагестан на инновационную модель и в перспективе обеспечить ее конкурентоспособность. Ключевые слова: инновационные процессы, организации, занятые исследованиями и разработками, патентование изобретений и полезных моделей, эффективность научных исследований и прикладных разработок
Ahmeduev A.SH.
MARKETING AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN
THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Draws attention to the fact that gross domestic expenditure on research and development as a percentage of the total volume of GRP in RD below in 4,3 times, than in Russia and in 1.7 times than in the Southern federal district. Further development of the innovative activities, the use of achievements of science and high technologies will allow to move the economy of the Republic of Dagestan on the innovation model and in the long term to ensure its competitiveness.
Keywords: innovative processes, the organization engaged in research and development, patenting of inventions and utility models, efficiency and applied scientific research
Основным условием развития и обеспечения конкурентоспособности региональной экономики является производство продукции и услуг на современном уровне техники и технологии, пользующихся устойчивым спросом на отечественном и мировом рынках. Это объективно обуславливает в первую очередь использование современного маркетинга как рыночной концепции управления инновационным развитием экономики региона. Необходимо осуществлять маркетинг инновационного процесса именно в регионе в целом помимо системных маркетинговых исследований, проводимых хозяйствующими звеньями - предприятиями и организациями.
Для формирования долгосрочной стратегии развития и модернизации на инновационной основе экономики Дагестана чрезвычайно актуально системное проведение глубокого маркетингового исследования инновационных процессов в республике. Инновационные процессы в Республике Дагестан набирают темпы, но масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и организационных новшеств совершенно недостаточны для обеспечения конкурентоспособности экономики.
Характерной тенденцией последних лет является то, что число организаций, занятых исследованиями и разработками в Республике Дагестан, относительно стабильно, тогда как по России и ЮФО наблюдается снижение. В Рос-
сийской Федерации их число снизилось с 4059 в 1995 г. до 3536 в 2009 г., в ЮФО-с 392 в 1995 г. до 316 в 2009 г., а в РД увеличилось с 23 в 1995 г. до 30 в 2009 г. Аналогичная тенденция наблюдается по численности занятых исследованиями и разработками. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась в РФ с 1061 тыс. человек в 1995 г. до 742,4 тыс. в 2009 г., в ЮФО с 52 тыс. - до 33,7 тыс., а в РД сохранилась на том же уровне - 1,7 тыс. человек.
Создание и патентование изобретений и полезных моделей является важнейшим показателем эффективности научных исследований и прикладных разработок. Вместе с тем они составляют фундамент создания новых продуктов и современных технологий. В республике изобретательская работа в последние годы развивается, но масштабы ее ничтожны по сравнению с показателями в целом по ЮФО и Российской Федерации. Реализация инновационных проектов и новых разработок встречает в республике значительные трудности, что связано с отсутствием оборотных средств и инвестиций, а также физическим износом и моральным устареванием основных фондов. Эти обстоятельства определили, что в РД в 2003 г. было создано только 3 передовых производственных технологий, в 2004 г. - 4, в 2005 г. - 4, в 2006 г. - 5, в 2007 г. - 13, в 2008 г. - 11, и в 2009 г. - 7. В 2009 г. доля РД в общем числе созданных передовых производственных технологий составила в РФ-0,9 %, в ЮФО-20,6 %.
Вместе с тем в Республике Дагестан количество использованных передовых производственных технологий увеличивалось более высокими темпами, чем в целом по России и ЮФО. В республике в 2000 г. было использовано 534 передовых производственных технологий, в 2002 г.-1042, в 2003 г.-1093, в 2004 г.-1349, в 2005 г.-1408, 2008 г.-1762 и в 2009 г.-1769, рост к 2000 г. составил 331,3%, а в РФ-287,7 %, ЮФО-254,2 %. О некотором улучшении использования передовых производственных технологий свидетельствует наблюдаемая с 2002 года тенденция роста удельного веса РД в общем числе использованных передовых производственных технологий в России и ЮФО.
Число организаций, осуществляющих технологические инновации в РД с 2001 г. увеличивалось более высокими темпами, чем в РФ и ЮФО. Но в 2008 г. произошло резкое падение числа таких предприятий. В 2008 году в РД 9 предприятий были отнесены к инновационно активным организациям. Из этого числа инновационно-активных организаций 2 учреждения проводят исследования и разработки, 8 организаций приобретают машины, оборудование, установки и прочие основные фонды, связанные с внедрением инноваций, некоторые из этого же числа выполняют производственные проектно-конструкторские работы, приобретают программные средства. В республике удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составлял в 2000г.-6,4%, в 2001г.-12,1%, в 2002г.-14,5%, в 2003г.-11,3%, в 2004г.-11,1%, в 2005г.-9,2%, в 2006г.-10,9%, в 2007-10,7%, в 2008г.-8,3 %, и в 2009г.-7,9 %. По этому показателю в 2009 г. республика опережала в целом ЮФО (6,8%) и все регионы Южного федерального округа, кроме Республики Адыгея (9,1%), Волгоградской области (8,4 %) и Астраханской области (9,9 %).
Иная картина наблюдается в динамике объема инновационных товаров. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) по Республике Дагестан составил в 2000г.-2,8% (РФ-4,4%, ЮФО-2,1%), а в 2009г.-0,8% (РФ-4,5%, ЮФО-6,2%). Одной из важных причин торможения развития инновационной деятельности является недостаток инвестиционных ресурсов. В настоящее время инновационная деятельность финансируется в основном за счет собственных средств предприятий и организаций. В республике внутренние затраты на исследования и разработки в текущих ценах увеличиваются высокими темпами, но их доля в подобных затратах в целом по России и ЮФО ничтожна и в 2009 г. составила 0,1 % и 4,9 % соответственно.
Особую тревогу вызывает наблюдаемая устойчивая тенденция снижения доли внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме валового регионального продукта. Эта доля по РД снизилась с 0,36% в 2000 г. до 0,29% в 2008 г. Следует подчеркнуть, что примерно такая же тенденция наблюдается в целом по России и ЮФО. Обращает на себя внимание, что внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к общему объему ВРП в РД ниже в 4,3 раза, чем в России и в 1,7 раза, чем в ЮФО. Такой объем внутренних затрат не может гарантировать использование имеющегося инновационного потенциала и обеспечить перелом в развитии инновационной деятельности в республике.
За 1991-2000 г.г. инновационный потенциал Республики Дагестан резко снизился, сократилось количество отраслевых научно- исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, фактически прекратилось финансирование новых разработок. Из проведенного анализа вытекает, что, прежде всего, нужна система постоянного маркетингового исследования состояния и перспектив развития всей инновационной сферы Республики Дагестан, позволяющая органам власти и предприятиям принимать верные решения и управлять инновационной деятельностью.
Тормозит развитие инновационной деятельности также отсутствие единой республиканской инновационной системы, способной обеспечить управление инновационными преобразованиями, консолидировать все усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении республики, для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики. Недостаточно развита в республике инновационная инфраструктура, которая могла бы обеспечить приток в производство инновационных технологий и разработок. Разработки научных организаций и изобретателей остаются не востребованными или с трудом доходят до внедрения на конкретных предприятиях республики. В этой сфере нет действенного государственного регулирования, а инновационно активные предприятия не получают ощутимой поддержки.
Первоочередной стратегической задачей является создание республиканской инновационной системы, объединяющей и координирующей инновационную деятельность всех академических и отраслевых научных подразделений, ВУЗов, исследовательских, проектно-конструкторских и технологических звеньев предприятий, организаций, предпринимательских объединений.
Одним из основных составляющих системы являются институциональные структуры, организационно и функционально определяющие четкую ориентацию на поэтапное осуществление всей инновационной деятельности в республике. От их организованности, компетентности и активности зависит успех и эффективность инновационной деятельности. Становление и развитие венчурного бизнеса требует создания надежного финансового обеспечения. Эту задачу необходимо решать в нескольких направлениях: во-первых, создания государственного финансового инновационного фонда и введения иных форм финансовой поддержки инновационного бизнеса; во-вторых, формирования совместных государственно-частных венчурных инвестиционных, страховых, кредитных и иных фондов; в-третьих, формирования частного и корпоративного венчурного капитала (фондов) за счет вложений частных лиц и предприятий, организаций, банков, страховых компаний, общественных (некоммерческих) организаций и т.д.
Самым надежным и перспективным направлением финансового обеспечения всей инновационной деятельности, по нашему мнению, является создание специального республиканского государственно-частного инвестиционного банка развития инновационной сферы, основной задачей которого является накапливание средств из всех возможных источников и направление их на реализацию приоритетных инновационных проектов.
Дальнейшее развитие инновационной деятельности, использование достижений науки и высоких технологий позволит перевести экономику Республики Дагестан на инновационную модель и в перспективе обеспечить ее конкурентоспособность. Этому должно способствовать республиканская система маркетинга инновационной сферы, создание которой является объективной необходимостью.
Абдулманапов С.Г.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОДВИЖЕНИИ РЕГИОНА И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РЕГИОНЕ
Обосновывается направленность региональной политики на достижение устойчивости и сбалансированности развития территории, реализацию конкурентных преимуществ. В качестве инструмента регионального маркетинга предложен план продвижения региона, включающий разделы: исследования и экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности; образование; связи с общественностью и реклама.
Ключевые слова: маркетинговый подход в управлении развитием региона, региональная политика, региональный маркетинг.
Abdulmanapov S.G.
MARKETING PRINCIPLES IN PROMOTING THE REGION AND THE ECONOMIC ENTITIES IN THE REGION
The focus of regional policy on achieving a sustainable and balanced development of the territory, the implementation of competitive advantages. As an instrument of regional marketing proposed plan for the promotion of the region, including sections: research and economic analysis of the business environment and business activities; education; public relations and advertising. Keywords: marketing approach in the management of the development of the region, regional policy, regional marketing.