Научная статья на тему 'Интегральная оценка инновационного потенциала Северо-Кавказского федерального округа'

Интегральная оценка инновационного потенциала Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка инновационного потенциала Северо-Кавказского федерального округа»

шим преимуществом малых предприятий, однако повышает цену принятия ошибочного решения.

Во-вторых, важным фактором, определяющим преимущество малых предприятий, является способность постоянно изменяться и приспосабливаться к новым рыночным условиям. Постоянная конкурентная борьба за выживание, близость и зависимость от покупателей и поставщиков, необходимость непрерывно думать о снижении расходов и др. не оставляют возможности для малого предприятия застыть в своем развитии. Соответственно вопрос внедрения инноваций, использования и постоянная модификация инструментария маркетинга при работе с потребителями становится для малых предприятий такого рода просто необходимым. Это в значительной мере отличает малый бизнес от многих крупных предприятий, где проведение в жизнь любой инновации почти всегда превращается в проблему.

В третьих, преимуществом малого бизнеса является использование привлекательных "ниш", где деятельность более крупных компаний будет неэффективна.

В заключение следует отметить, что, в условиях рыночной экономики каждое предприятие должно самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности, выбирать наиболее эффективные методы и направления хозяйствования. При этом главным и определяющим фактором экономического благополучия предприятия становится рынок, точнее, покупатель его продукции и услуг. Внешняя среда предприятия, работающего в российских условиях, характеризуется повышенной нестабильностью. Следовательно, обойтись без маркетинговых исследований практически невозможно, особенно если ставится задача рационального использования ресурсов предприятия и дальнейшего развития.

Литература:

1. Мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан (2009 г.) - Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан-Москва».

2. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации - Вопросы экономики. 2002. № 7.

3. Лузин А. Большой и малый бизнес - соперники и партнеры - Бизнес Академия. 2003. № 2-3.

4. Сидорчук Р. Маркетинг в малом бизнесе - Маркетинг. 2007. № 5 (96).

5. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом - М.: Вершина. 2006. С.32.

6. Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Муртузалиева Т.В. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В данной статье для комплексной оценки инновационного потенциала Северо-Кавказского региона предлагается универсальная методика, позволяющая оценить величину потенциала, проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить основные тенденции и определить приоритетные направления его развития.

Ключевые слова: инновационный потенциал региона (ИПР); интегральный показатель.

Murtuzalieva Т.У.

INTEGRATED ESTIMATION OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT INNOVATIVE POTENTIAL

For a complex estimation of the North Caucasian federal region innovative potential the universal technique, allowing to estimate potential size, analyse the current situation, reveal the basic tendencies and define priority directions of its development, is offered in this article. Key words: region innovative potential (RIP), integrated indicator.

Создание в январе 2010 года Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и объявленный руководством страны курс на всемерную поддержку его ускоренного экономического развития предоставляют республикам и краю, входящим в его состав, исторический шанс для построения инновационной экономики путем оперативного привлечения максимума средств из всех возможных источников для финансирования передовых инновационных разработок.

Для осуществления инновационной деятельности регионы СКФО должны обладать достаточной величиной инновационного потенциала. На наш взгляд, суть понятия «инновационный потенциал» состоит в определении его основных ресурсных взаимосвязанных составляющих, а также показателей, характеризующих его уровень. В связи с этим понятие «инновационный потенциал региона» (ИПР) может рассматриваться как совокупность научно-технической, кадровой, производственно-технологической, организационно-управленческой, финансово-экономической, информационно-коммуникационной деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Выбор методики оценки инновационного потенциала региона является крайне важным. Оценка уровня инновационного потенциала СКФО может определяться на основе расчета соответствующего комплексного интегрального показателя за анализируемый период времени.

На данном этапе оцениваются значения базовых показателей инновационного потенциала регионов СКФО на основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) с использованием следующих показателей (Таблица 1). Для комплексной оценки инновационного потенциала СевероКавказского региона предлагается универсальная методика, позволяющая оценить величину потенциала, проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить основные тенденции и определить приоритетные направления его развития.

Таблица 1.

Основные показатели инновационного потенциала регионов СКФО

№ Группа Показатели Сокращенные обозначения

1 Производ- 4- стоимость ОФ предприятий промышленности ПТП

ственно- (П1);

технологический потенциал

-I- стоимость ОФ предприятий промышленности в расчёте на одного занятого в этих организациях (П2);

стоимость ОФ предприятий промышленности в расчёте на одну тысячу занятых в хозяйственном комплексе региона (П3);

-I- удельный вес стоимости инновационно-активных предприятий в общей стоимости ОФ региона (П4);

-I- степень износа ОФ в % (П5);

-I- количество инновационных мероприятий (П6);

-I- производство новых видов продукции (П7).

Научно-

технический

потенциал

-I- объём инновационной продукции по степени новизны (Н1);

удельный вес инновационной продукции в общем объёме производства, % (Н2);

-I- количество патентов, свидетельств, полученных регионом (Н3);

-I- количество грантов, проектов, разрабатываемых регионом (в том числе образовательными учреждениями) (Н4);

изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау (Н5);

новшества, которые могут быть предложены к использованию (Н6);

инновационные программы и проекты, гранты, выигранные регионом (Н7);

-I- число поданных заявок на патентование изобретений (Н8).

Кадровый потенциал

численность работников инновационно-активных предприятий (К1);

численность работников инновационно-активных предприятий в расчёте на одну тысячу занятых в хозяйственном комплексе региона (К2);

численность организаций, обучающих аспирантов и докторантов (КЗ).

численность персонала занятого исследованиями и разработками (К4); 4- численность аспирантов (К5);

численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (К6);

-I- расходы бюджетов на образование, %

ВРП (К7);

охват населения учреждениями высшего профессионального образования (К8).

КП

Организационно-

управленческий потенциал

наличие научно-технического совета или другого органа, с которым может сотрудничать организация при формировании инновационной стратегии и программ развития региона (01);

наличие в регионе организации, координирующей научно-техническую деятельность в регионе, экспертной

ОУП

2

3

4

организации (О2);

-I- наличие технопарков, инновационно-

технологических и др. центров (03); -I- наличие фондов для финансирования инновационной деятельности региона (О4); -I- организация выставок, конкурсов и др. (О5); -I- степень согласованности, оперативности взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами (О6).

Информационно-

коммуникационный потенциал

наличие концептуальных документов, таких как стратегии и программы регионального инновационного развития, концепция научно-технической политики региона и другие документы, имеющие долгосрочный характер (И1);

наличие документов, охраняющих интеллектуальную собственность (И2);

-I- число персональных компьютеров на 100 человек (И3);

-I- число абонентских терминалов сотовой связи на 1000 человек населения (шт.) (И4);

использование информационных и коммуникационных технологий на предприятиях (И5);

доля организаций, использующих Интернет, в общем числе организаций, использующих ИКТ (И6); 4- отношение затрат на ИКТ к ВРП (И7); -I- численность абонентов мобильной связи на 100 чел. населения (И8).

ИКП

Финансово-экономический потенциал

-I- затраты на НИОКР и освоение нововведений из всех источников финансирования (Ф1);

инвестиции в расширенное производство и модернизацию материально-технической базы производства, работ, услуг (Ф2);

расходы на науку и профессиональное образование из регионального бюджета (Ф3);

расходы на науку и профессиональное образование из регионального бюджета в % к общей сумме расходов бюджета (Ф4);

-I- доля средств, направляемых в сферу научно-технических разработок и инновационной деятельности в общем объёме расходов региона (Ф5);

число организаций, выполнявших исследования и разработки (Ф6);

поступления иностранных инвестиций в регион

(Ф7);

сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций (Ф8);

удельный вес убыточных организаций и сумма убытка (Ф9);

-I- инвестиции в основной капитал (Ф10);

индексы физического объема инвестиций в основной капитал (Ф11);

-I- инвестиции в основной капитал организаций с

ФЭП

5

6

участием иностранного капитала (Ф12); -1- затраты компаний на технологические инновации (Ф13).

7 Потребитель- -1- объем реализации инновационной продукции в ПСИП

ский сегмент стоимостном выражении (С1);

инновацион- -1- анализ спроса на инновации (С2);

ного потенци- основные рынки сбыта инновационной продукции

ала на мезо- и макроуровнях, трансферт технологий (С3);

-1- доля инновационной продукции в ВРП (С4).

ИПР = У ПТ ПХН Т ПХКП хОУПхИ КПХФ ЭГРПС ИП

Как представлено в таблице 1, показателям инновационного потенциала региона, откорректированным по вышеописанной методике, присвоены условные обозначения П1, П2, Н1, Н2, К1 и т. д. Причем, чем больше будет этих показателей, тем более точным будет итоговый показатель инновационного потенциала региона. Сложность заключается в получении тех или иных статистических данных. К сожалению, не все показатели, представленные в таблице 1, обеспечиваются данными Федеральной службы государственной статистики. Отдельные их них рекомендуется получать путем кабинетных и полевых исследований: предложенную методику рекомендуется дополнить серией анкет, предназначенных для выяснения факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, сбора предложений по улучшению региональной инновационной инфраструктуры, законодательства. Полученные данные следует проанализировать с помощью различных методик (ранжирование, прогноз, SWOT-анализ).

Затем рассчитываются количественные значения отдельных потенциалов, составляющих инновационный потенциал региона, как сумма значений соответствующих показателей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПТП=П 1+П2+П3+П4+П5+П6+П7, где ПТП - производственно-технологический потенциал.

НТП = Н1 + Н2+ Н3+ Н4+ Н5+ Н6+ Н7+ Н8, где НТП - научный - технический потенциал региона.

Кадровый потенциал также определен по формуле: КП = К1 + К2+ К3+ К4+ К5+ К6.

Величины всех остальных потенциалов можно рассчитать подобным же образом. Для комплексной оценки инновационного потенциала региона предлагаем использовать интегральный показатель, определяемый как корень седьмой степени из произведения всех семи потенциалов.

Проведенное исследование и анализ данных Федеральной службы государственной статистики дает основания сделать следующие выводы:

S экономика Северо-Кавказского федерального округа развита не достаточно. Ранее это было не так заметно, так как отрицательные стороны республик более или менее сглаживали более высокие показатели экономик краев и областей ЮФО;

S наличие сырьевой базы в регионе, использование в первую очередь человеческого потенциала и инновационных подходов при реализации вопросов социально-экономического развития Северо-Кавказского региона может изменить сложившуюся ситуацию. А величина инновационного потенциала будет параметром, позволяющим оценить возможности инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития СКФО на ближайшее время;

S для построения экономики основанной на научных знаниях, и перевода СКФО на инновационный путь развития потребуется грамотная инновационная политика, которая должна и будет развиваться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Литература:

1. Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика.. г.Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 592 с.

2. Ореховский П. Оценка эффективности инноваций в регионах: сравнительный анализ // Общество и экономика. — 2007. — 1 5-6. — С. 203-215.

3. Регионы Северо-Кавказского федерального округа: сравнительный анализ конкурентоспособности и стратегий развития. Под научной редакцией д.э.н, проф. Б.С. Жихаревича и к.э.н. А.Б. Крыловского. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 215. Москва, Московский общественный научный фонд, 2010, 184 стр.

4. Статистическая база Госкомстата: [Электронный ресурс]:База данных содержит статистические сведения, предоставляемые Федеральной службой статистики. Режим доступа: www.gks.ru.

Мусиева П.А.

ОСОБЕННОСТЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ

УСЛУГ

Статья посвящена вопросу специфики маркетинговых коммуникаций в сфере услуг, основным этапам формирования коммуникационной стратегии услуг. В статье обозначена роль и значимость исполнителя услуги и персонала в целом. Определены принципы, на которых должна базироваться стратегия продвижения услуг на рынок.

Ключевые слова: продвижение, маркетинг, коммуникация, сфера услуг, потребитель, целевая аудитория, персонал.

Musieva P.A.

FEATURE MARKETING COMMUNICATIONS IN SERVICE

Article is devoted a question of specificity of marketing communications in sphere of services, to the basic stages of formation of communication strategy of services. In article the role and the importance of the executor of service and the personnel as a whole is designated. Principles on which strategy of advancement of services on the market should be based are defined. Keywords: promotion, marketing, communications, sector of services, the consumer, target audience, the personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.