Научная статья на тему 'Маркетинговые особенности кластеров индустрии товаров класса люкс'

Маркетинговые особенности кластеров индустрии товаров класса люкс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / МЕЖСТРАНОВЫЕ КЛАСТЕРЫ / CROSS-COUNTRY CLUSTERS / МАРКЕТИНГ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / MARKETING OF PARTNERS' RELATIONS / МОДЕЛЬ МЕЖФИРМЕННОГО И ВНУТРИФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ (АКТОРОВ) КЛАСТЕРОВ / MODEL OF INTER-FIRM AND IN-FIRM COOPERATION OF CLUSTER ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Сергей Николаевич, Скоробогатых Ирина Ивановна

В статье рассматривается специфика маркетинговой деятельности предприятий (акторов) инновационных производственно-торговых кластеров на рынке товаров класса люкс. Такие кластеры имеют межстрановой характер и учитывают ситуации международной конкуренции. Их можно рассматривать как эталон (бенчмарк) для реализации кластерной политики в других отраслях и странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with specific features of marketing activity of enterprises of innovative industrial and trade clusters on the market of luxury class goods. Such clusters have cross-country nature and take into account the situations in international competition. They can be considered as the benchmark for realization of cluster policy in other sectors and countries.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые особенности кластеров индустрии товаров класса люкс»

Д-р экон. наук С. Н. Андреев канд. экон. наук И. И. Скоробогатых

МАРКЕТИНГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРОВ ИНДУСТРИИ ТОВАРОВ КЛАССА ЛЮКС

В статье рассматривается специфика маркетинговой деятельности предприятий (акторов) инновационных производственно-торговых кластеров на рынке товаров класса люкс. Такие кластеры имеют межстрановой характер и учитывают ситуации международной конкуренции. Их можно рассматривать как эталон (бенчмарк) для реализации кластерной политики в других отраслях и странах.

Ключевые слова и словосочетания: кластеры, межстрановые кластеры, маркетинг партнерских взаимоотношений, модель межфирменного и внутрифирменного взаимодействия субъектов (акторов) кластеров.

В переводе с английского термин «кластер» (cluster) означает гроздь, пучок, связку или группу, скопление однотипных объектов. Этот термин стал применяться в самых различных областях. Так, например, в музыке кластером называют диссонантное созвучие, образованное малыми и большими секундами, либо любой аккорд1.

Применительно к современной рыночной экономике одним из первых понятие кластера использовал известный специалист в области исследования конкуренции, лауреат Нобелевской премии Майкл Портер. По его мнению, о кластерах впервые упоминается в работах А. Маршалла «Принципы экономической теории» (1980), рассмотревшего феномены организации особых промышленных регионов. В труде «Конкуренция» (1998) в главе «Кластеры и конкуренция» М. Портер излагает основы теории экономических кластеров. Здесь он приводит несколько дополняющих друг друга определений кластера. «Кластеры -это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях

1 Cm.: Cowell H. New Musical Resources. - Cambridge, New York and Melbourne : Cambridge University Press, 1996.

конкурирующих, но, вместе с тем, и ведущих совместную работу»1. «Кластеры представляют собой важную форму со сложной многоцентровой организацией, они являются характерной чертой рыночной экономики2 «...кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей»3. «.кластер представляет собой пространственную организационную форму, которая по своей внутренней сущности может быть более эффективной в отношении компоновки факторов производства - в случае доступности конкурентоспособных местных поставщиков»4. «Кластеры, несомненно, представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации»5.

Еще одно определение кластера приводится Европейской комиссией ООН: «Кластер - это метод организации продуктивной системы, характеризующейся географической концентрацией экономических акторов [субъектов] и других специализированных организаций, развивающих взаимоотношения в области рынков производства и сбыта продукции, внося свой вклад в инновации и конкурентоспособность участников кластера и региона в целом»6.

На основе анализа этих определений можно сделать следующие выводы:

1. В основу формирования кластера М. Портером и другими авторами положен географический принцип объединения предприятий и организаций различных отраслей и областей деятельности.

2. Несмотря на то, что в одном из определений присутствует термин «система», кластер не является таковой в понимании классической теории управления. Это подтверждается тем, что кластеры представляют собой сложную многоцентровую организацию.

3. Функционирование кластера характеризуется наличием синергизма его результатов.

4. Несмотря на то, что в кластере сочетаются кооперация и конкуренция, кластер как целое конкурирует с другими аналогичными кластерами.

5. Поскольку маркетинг рассматривает деятельность субъектов рынка в условиях конкуренции, можно говорить о маркетинговых особенностях кластера.

1 Портер М. Конкуренция : пер. с англ. - М. : Вильяме, 2006. - С. 206.

2 Там же. - С. 216.

3 Там же. - С. 221.

4 Там же. - С. 222.

5 Там же. - С. 231.

6 Enhancing the Innovative Performance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. - United Nations. - ECE/CECI. CR2008. - Geneva, 2008. - P. 85.

Центральное место в кластере по праву занимает компания-производитель [фокальная компания - от англ. focal]. В общем случае она территориально объединена с дистрибьюторской сетью и другими субъектами инфраструктуры. Однако в правилах могут быть исключения, их подтверждающие. Например, это относится к производству за рубежом и реализации на территории России импортных легковых автомобилей. В этой сфере бизнеса можно насчитать десятки кластеров, конкурирующих между собой, производители и инфраструктура которых территориально разобщены. Несмотря на то, что в России находятся дилерские сети, логистические компании, сервисное обслуживание, страховщики, маркетинговые и другие консультанты, а производители (в основном) сосредоточены в других странах, сущностная ценность таких кластеров не нарушается, а стоящие перед ними задачи, в том числе и конкурентные, решаются в полном объеме. Не случайно в международном маркетинге появился термин cross-boarder cluster (меж-страновый кластер). Такой подход требует тщательного изучения и разработки кластерной политики, в которой субъектами кластера (участниками) становятся не только локальные производители товаров и услуг, но и зарубежные компании.

Излагая свою концепцию, М. Портер не акцентирует внимания на управлении кластерами. Тем не менее на мысль о его необходимости наводят два следующих обстоятельства: необходимость выдерживать конкуренцию и создавать конкурентные преимущества и синергизм, который является одним из важнейших конкурентных преимуществ кластера, требующих развития посредством управления.

М. Портер лишь вскользь затрагивает взаимоотношения между участниками кластера, ограничиваясь констатацией наличия конкуренции и кооперации между ними. Он пишет: «Само по себе присутствие существующего или возникающего кластера не гарантирует функционирования внутри кластера связей»1. Однако решение проблемы взаимоотношений и взаимодействия между субъектами кластера, по нашему мнению, играет решающую роль в обеспечении его эффективности и конкурентоспособности. Эти взаимоотношения формируются в результате сочетания экономических и других интересов отдельных субъектов и влекут за собой превалирование либо конкуренции, либо кооперации. Сочетание этих двух экономических состояний называется коопетицией (от англ. сoоpetition - сотрудничество конкурентов). Поэтому изучение факторов и процессов мотивации и поведения участников кластера, которые могут выступать как партнерами, так и конкурен-

1 Портер М. Конкуренция : пер. с англ. - С. 274.

тами, приобретает особо важное значение. На рис. 1 показано, как возрастает значение кооперации между субъектами (акторами) кластера, рассматривающимися одновременно как конкуренты и как партнеры.

Сотрудничество Сосуществование Конкурентов

Кооперация конкурентов и партнерство на

принципах

Конфликт

Конкуренция

Рис. 1. Рост значения кооперации между партнерами в кластере

Процесс формирования кластеров исходит из того, что конкурируют предприятия и организации одной и той же отрасли (производители аналогичных продуктов, инвестиционные, консалтинговые компании), а предприятия и организации различных отраслей, скорее, склонны к кооперации (при сочетании их интересов). Таким образом, возникновение кластеров - достаточно субъективный процесс.

Предположим, что у участников кластера есть осознанное убеждение в необходимости его целенаправленного и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции. Формирование кластера не требует никаких организационных очертаний, достаточно лишь соответствующих договорных отношений между его участниками. Намного важнее идеологическая основа, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности кластера и создание конкурентных преимуществ. Такой основой, по нашему мнению, может стать концепция маркетинга взаимоотношений (relationship marketing), получившая широкое распространение в последнее время и называемая новой парадигмой марке-тинга1. Именно маркетинг взаимоотношений способен преобразовать кластер из аморфного образования в управляемую маркетинговую систему взаимодействия с четко сформулированными целями и задачами, в качестве целей которой, выступает долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, основанное на партнерских взаимоотношениях и доверии между отдельными субъектами. Подтверждение этому мы находим у Ф. Котлера, который пишет: «Конечный результат, к которому стремится маркетинг отношений, - формирование уникального актива компании, называемого маркетинговой системой взаимодействия. Маркетинговая система взаимодействия включает в себя компанию и все за-

1 См.: Маркетинг взаимоотношений / под ред. Б. А. Соловьева. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010.

интересованные в ее работе группы: потребителей, наемных работников, поставщиков, дистрибьюторов, розничных торговцев, рекламные агентства, ученых и всех, с кем компания установила взаимовыгодные деловые отношения. Таким образом, конкурируют уже не столько компании-производители, сколько система взаимодействия в целом»1.

Кластерная организация экономики может наблюдаться как в отраслях, использующих высокие технологии и инновации, так и в традиционных отраслях (производство товаров и сервисные отрасли).

Поскольку индустрия производства и распределения товаров класса люкс, отличается эксклюзивностью, качеством и дизайном и т. д., дадим собственное определение кластера: кластер в индустрии производства и распределения товаров класса люкс - это самостоятельное, добровольное партнерство субъектов рынка товаров класса люкс и его инфраструктур (включая образовательныге, научно-исследовательские, маркетинговыге и консультационные структурыг), объединенные территориальной или отраслевой общностью, а также общностью экономических, маркетинговых и/или иных интересов, в своей деятельности придерживающихся принципов и маркетинга партнерских взаимоотношений. С некоторыми допущениями это определение может быть адаптировано и для других отраслей.

Кластер предприятий в индустрии товаров класса люкс в России может представлять собой межотраслевое, мультисферное образование некоей институциональной формы, позволяющей связывать разнородные материальные и интеллектуальные ресурсы наиболее эффективно.

Для индустрии товаров класса люкс, которая представлена компаниями-производителями (в основном зарубежными), локальными компаниями-дистрибьюторами и дилерами (например, компании «Мерку-ри», «Джамилько» или сети автомобильных дилеров), консультационными, исследовательскими и маркетинговыми агентствами (компаниями РазЫопсошиШ^, Агентством статистической информации Аи1;о81а1;, агентством маркетинговых исследований «Комкон»), работающими на российском рынке, образовательными и научно-исследовательскими организациями (ГУ - ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Высшей школой менеджмента СПбГУ и пр.), возможна разработка стратегии кооперации в формате кластера на основе маркетинга взаимоотношений. Все они работают на одном (довольно узком), но перспективном рынке, и их добровольное объединение и взаимовыгодное использование ключевых компетенций друг друга приводит к реализации общих интересов и повышению конкурентоспособности каждого из участников кластера.

1 Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - С. 43.

Принимая во внимание возможности реализации кластерной организации индустрии товаров класса люкс, локализованной в России, имеющей устойчивые долговременные сетевые взаимоотношения с международными производителями сырья, материалов и компонентов, необходимо проанализировать, какая категория кластеров возможна для организации. Существует три вида кластерной организации (таблица).

Виды кластеров, возможных для индустрии товаров класса люкс

Виды кластера Преимущества «+» Недостатки «-» Возможность для использования в индустрии товаров класса люкс на российском рынке

Промышленный кластер - объединение промышленников для представления интегрированной компетенции в структурированную производственную цепочку (атомобильная промышленность) или концентрация специфических производств Цена продукции дешевле, близость места производства и распределения, схожие направления инновационных разработок Удаленное производство усложняет процессы управления Возможно для локализации сборочных производств автомобилей, других сложных технических товаров, модных товаров

Инновационный кластер - агрегация существующих компетенций коммерческих, государственных и некоммерческих организаций, валоризация исследований и инноваций в технологиях, дизайне, маркетинге Реализация взаимодействия в партнерствах; использование существующих научных компетенций; коллективные инновации за меньшую цену; возможности государственного финансирования Длинный цикл технологических инноваций; опосредованное использование государственных средств (например, в вузах) Возможен в комбинации с промышленным кластером

Полюс конкурентоспособности объединяет исследователей, ученых, частный бизнес, малые и крупные предприятия, положительно влияет на повышение конкурентоспособности региона Реализация политики установления и поддержания долгосрочных связей и парт-нерств, значимые научные компетенции, возможности технологических и маркетинговых инноваций, оптимальное использование финансовых ресурсов, присутствие образовательных структур, разработка образовательных программ, адаптированных к запросам предприятий Конфиденциальность информации Наиболее приемлемая организационная структура для индустрии товаров класса люкс

Все виды кластерной организации для индустрии товаров класса люкс можно комбинировать, т. е. возможна организация промышленно-инновационного кластера с международными и локальными участниками для создания центра (полюса) конкурентоспособности в целях развития рынка. Такая кластерная организация может служить примером (эталоном) - бенчмарком - для других отраслей. Поскольку количество участников рынка ограничено, а сам рынок обладает высокой покупательной способностью, реализация такого подхода более оправдана, чем в других отраслях. В случае организации отдельных компаний в кластер, можно говорить о следующих преимуществах такого объединения и кооперации:

1. Кластерная организация акторов индустрии производства и реализации товаров класса люкс позволяет обеспечить доступ к технологическим, информационным, маркетинговым, консультационным и другим сервисам большому количеству компаний для поиска финансовых партнеров и развития продаж на новых рынках.

2. Создание общей сервисной информационной платформы позволяет малым и средним предприятиям в России обеспечить доступ к информации, которая отсутствует во внутренней структуре компании-актора на принципах аутсорсинга.

3. Координирование деятельности такого кластера позволяет разработать и реализовывать адаптированную систему образования в области маркетинга, в том числе в части инновационного.

4. Кооперация предприятий (акторов) в кластере на принципах маркетинга взаимоотношений позволит реализовывать системный (си-нергетический) эффект от такого взаимодействия.

5. Кластерное объединение, которое можно назвать эффектом массы, вызывает доверие со стороны инвесторов, банков, крупных заказчиков, сетей ретейла, заинтересованных в работе по принципу «одного окна», для начала делового сотрудничества.

6. Компании-участники кластера (акторы) как единая структура могут принимать участие в выставках, салонах индустрии товаров класса люкс национального и международного уровня, выступать единым пулом заказчиков крупных маркетинговых исследований и затем, распространять эту информацию между участниками.

В основе маркетинга партнерских взаимоотношений (МПО) лежит теория согласования и взаимодействия различных рынков и их субъектов (взаимоотношения внутри кластера). На рис. 21 представлена модель межфирменных (межорганизационных) взаимоотношений между

1 Cm.: Morgan R. and Hunt Sh. The Commitment-Trust Theory of Relationship Marketing // Journal of Marketing. - 1994. - Vol. 58. - July. - P. 20-38.

гипотетической фирмой - производителем товара (услуг) класса люкс и основными контактными аудиториями для реализации реляционных (коммерческих и некоммерческих) обменов в общей системе маркетинга партнерских взаимоотношений в межстрановом промышленно-инновационном кластере (полюсе конкурентоспособности).

Рис. 2. Модель межфирменного и внутрифирменного взаимодействия в концепции маркетинга взаимоотношений в кластере индустрии товаров класса люкс

Общая модель маркетинга взаимоотношений может строиться по нескольким направлениям партнерства: установление взаимоотношений с поставщиками товаров и услуг, взаимодействие с образовательными и научно-исследовательскими организациями, покупателями, внутренними рынками, а также с другими (второстепенными) - латеральными субъектами рынка (аудиториями влияния), к которым можно отнести конкурентов, государственные и правительственные организации, различные некоммерческие организации (например, некоммерческие партнерства - ассоциации товаропроизводителей или экспортеров).

Согласно разработанной концепции маркетинга взаимоотношений, предложенной Р. Морганом и Ш. Хантом, можно определить 11 различных процессов взаимодействия. Например, под номерами 1, 2

и 3 выступают процессы взаимодействия производителя (исследуемой фирмы) с поставщиками необходимых товаров и услуг, образовательными и научно-исследовательскими центрами. Для оптимизации процесса 1 - поставки необходимого сырья и материалов - используются широко известные формы менеджмента «точно вовремя» (Just In Time) и система стандартов всеобщего качества (Total Quality Management), на основании которых и строятся процессы взаимодействия.

Что касается процесса 2, то здесь можно увидеть взаимодействие производителя с различными производителями услуг, к которым можно отнести и рекламные агентства и исследовательские компании и др. Процесс 3 предполагает построение взаимоотношений субъектов кластера с вузами, научно-исследовательскими институтами, дизайнерскими фирмами и т. д. Процесс 4 подразумевает построение партнерских взаимоотношений с конкурентами, в том числе с точки зрения совместного финансирования и последующего использования технологических и дизайнерских разработок, внедрения инноваций и др. Кроме того, установление отношений стратегического партнерства характерно для локальной компании и глобальных фирм в целях развития сетевого межфирменного взаимодействия для реализации ко-маркетинговых, ко-брендинговых программ. Об этом направлении маркетинга взаимоотношений много пишут С. П. Кущ, М. Ю. Шерешева1 и др.

Процесс 5 подразумевает установление партнерских взаимоотношений с некоммерческими организациями, в том числе профессиональными ассоциациями производителей, некоммерческими партнерствами.

Процесс 6 подразумевает целенаправленное взаимодействие с муниципальными, региональными, федеральными органами власти в части проведения совместных рыночных и технологических исследований, лоббирования интересов производителя в органах власти. Сектора 7 и 8 установления и поддержания партнерских взаимоотношений с потребителями (покупателями) подразумевают процессы взаимодействия фирмы с двумя различными по своим характеристикам субъектами: конечными потребителями (программы лояльности и привилегий) и посредниками (например, дилерами). Не менее важными в маркетинге партнерских взаимоотношений являются, по мнению множества исследователей, сектора (9-11) установления, развития и поддержания партнерских взаимоотношений с внутренними аудиториями. К внутренним аудиториям относятся различные бизнес-единицы фирмы-производи-

1 См.: Кущ С. П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений. - СПб. : Вестник СПб. ун-та, 2003; Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний : курс лекций. - М. : ГУ - ВШЭ, 2010.

теля, внутренние сотрудники и функциональные подразделения в целом.

Таким образом, различные формы маркетинга взаимоотношений подразумевают процессы взаимодействия с самыми различными аудиториями влияния для организаций, объединяющихся в межстрановые кластеры, к которым относятся не только покупатели товаров и услуг фирмы-производителя, но и поставщики, конкуренты, внутренние аудитории. Это основной элемент новой парадигмы развития маркетинга. Более того, все известные авторы, внесшие свой вклад в развитие теории маркетинга взаимоотношений, отмечают, что при ее адаптации к практической деятельности самых разных производителей товаров и услуг, из маркетингового лексикона исчезают такие понятия, как «продавец», «покупатель», «поставщик», а на первый план выходят понятия «партнер» и «партнерские взаимоотношения». Вместе с тем для получения конкурентного преимущества необходимо устанавливать горизонтальные связи с конкурентами и другими организациями, что возможно в условиях создания кластеров.

Список литературы

1. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. - 12-е изд. -СПб. : Питер, 2007.

2. Кущ С. П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений. - СПБ. : Вестник СПб. ун-та, 2003.

3. Маркетинг взаимоотношений : учебное пособие / Б. А. Соловьев, Т. П. Розанова, И. И. Скоробогатых, И. В. Лопатинская, И. П. Ши-роченская; под ред. Б. А. Соловьева. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова, 2010.

4. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. - М. : Вильямс, 2006.

5. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний : курс лекций. - М. : ГУ - ВШЭ, 2010.

6. Morgan R. M. and Hunt S. D. The commitment-trust theory of relationship marketing // Journal of Marketing. - 1994. - Vol. 58. - July.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.