Е. С. Куценко
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ
В статье констатируется неудовлетворительное положение в реализации задач по формированию инновационной экономики России, подчеркнута важность кластеров как фактора интенсификации инновационных взаимодействий в экономике, отмечен противоречивый характер роли государства в деле создания и развития кластеров.
Ключевые слова: инновации, кластеры, кластерная политика.
Проблемы перехода к инновационному развитию России
Российская власть с начала 2000-х гг. регулярно ставит задачу перехода к инновационному укладу. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено, что инновационное развитие должно происходить в два этапа.
На первом этапе (2008-2012) планируется расширение тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), на втором этапе (2013-2020) - повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии).
С целью стимулирования инновационного развития государство разработало так называемые институты развития. Прежде всего, речь идет об Инвестиционном фонде, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российский венчурный фонд», механизмах поддержки малого и среднего предпринимательства (в том числе инновационного), планах создания технопарков и бизнес-инкубаторов, формировании особых экономических зон, реализации проектов промышленной сборки и пр. Однако результаты, как признают самые высшие должностные лица государства, не впечатляют.
Долгожданного перехода к инновационной экономике не происходит1.
Как показал опыт стабильного экономического роста 19992008 гг., проблемы инновационного развития не решаются ни на уровне макроэкономической политики, ни на уровне рыночной саморегуляции. Необходим иной подход к проблеме инновационного развития, например, применение теории кластеров в экономике.
Кластеры и инновации в современной экономике
Кластер - это географически сконцентрированные взаимосвязанные компании и организации, объединенные общей сферой деятельности. Примерами кластеров выступают производители автомобилей высокого класса в южной Германии, компании электронной и компьютерной промышленности в Силиконовой долине (Калифорния, США), автомобильные компании в Детройте (США), компании по производству модельной обуви в Италии, производители фильмов в Голливуде (США), производители хирургических инструментов в Пакистане и т. д. Кластер объединяет компании родственных и поддерживающих отраслей, организации по сотрудничеству, государственные структуры, научные и образовательные учреждения. Разумеется, что при таком широком подходе «определение границ кластера часто носит сложный поэтапный характер и включает в себя творческий процесс выявления наиболее важных связей и взаимного дополнения разных отраслей и организаций... Границы кластера должны окружать все фирмы, отрасли и организации, между которыми существуют сильные связи, как горизонтальные, так и вертикальные или структурные»2.
Кластеры возникают не на пустом месте. Как правило, они опираются на сложившиеся промышленные агломерации (или, как их еще называют, индустриальные районы). Однако если промышленные агломерации возникали вследствие стремления минимизировать издержки и приблизиться к рынкам сбыта, то кластеры, как принято считать, позволяют входящим в него фирмам и организациям стать более инновационными. Прежде всего, речь идет о транспортных издержках в условиях положительного эффекта экономии от масштаба и о внешней экономии от использования общей инфраструктуры, наличия квалифицированной (и неквалифицированной) рабочей силы, специализированных поставщиков.
1 Сложности вызывает даже реализация одиночных амбициозных проектов государственного значения (например, ГЛОНАСС). Мировой экономический кризис в еще большей степени обозначил как проблемы односторонней сырьевой специализации экономики, так и проблемные зоны экономической политики государства.
2 Портер М. Конкуренция : пер. с англ. - М. : ИД «Вильямс», 2005.
Концепция кластера, по сути, отрицает статическую эффективность, являющуюся следствием минимизации издержек, и подчеркивает необходимость создания новых знаний и постоянного их совершенствования. В пользу кластеров говорит тот факт, что нововведения редко воплощаются силами одной фирмы, пусть и самой продвинутой в плане менеджмента. Фирма становится инновационной только в инновационном окружении, создаваемом сотрудничающими и конкурирующими фирмами и организациями. Век классических промышленных агломераций на исходе (под воздействием массового переноса производственных площадок в страны третьего мира и конкуренции с формирующимися кластерами), в то время как кластеры завоевывают место новых полюсов роста в современной экономике.
К сожалению, в России не наблюдается гармоничный переход от промышленных агломераций к кластерам. Следует ли государству в этой ситуации брать на себя роль лидера в сфере формирования и развития кластеров и какие конкретно функции необходимо реализовать?
Роль государства в процессе формирования и развития кластеров в регионах РФ
Рассмотрение вопроса о роли государства в развитии кластеров является важным для дальнейшего формулирования стратегий их формирования и развития. В экспертном сообществе распространена точка зрения, согласно которой образование кластеров станет естественным процессом, и помощь государства бесполезна и даже вредна.
С одной стороны, примеров успешного создания кластера с нуля крайне мало. Те же примеры, которые обычно приводят (например, Research Triangle в Северной Каролине, США), доказывают неоднозначность государственного вмешательства, так как эти кластеры вызревали десятилетия и поглотили беспрецедентное количество государственных средств.
С другой стороны, практика показывает, что новые отрасли не появляются сами по себе, а являются плодом «насаждения», «воспитания», реализации масштабных инвестиционных проектов. Говоря о «насаждении», можно вспомнить историю появления текстильной промышленности в Англии, изготовление зеркал во Франции и т. д. (примеров огромное количество; начиная с позднего Средневековья шла активная борьба за специалистов в новых отраслях и за строго охраняемые промышленные секреты). Говоря о «воспитании», можно привести в пример опыт Пруссии и позже Германии. Промышленное «воспитание» нации - краеугольный камень в немецкой экономической теории и практике, которая содействовала тому, что к началу XIX в. Германия стала индустриальным чемпионом Европы, тесня по многим направле-
ниям Англию. Если же говорить о постиндустриальных (и в частности, творческих) отраслях экономики, то их существование и развитие требуют нового уровня интеграции бизнеса, власти и науки и гораздо большего (как по размерам, так и по срокам) финансирования. Интересно заметить, что опыт развития творческих отраслей в Англии дает основания прийти к заключению, что, во-первых, «это возможно только при условии, что развитие творческих индустрий является осознанным приоритетом политики городских властей. Во-вторых, для успешной реализации такого рода городских проектов требуется продуманная система поддержки, включающая льготную аренду, систему малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды и т. д., а также постоянное консультирование небольших компаний по вопросам ведения бизнеса. И в-третьих, важным элементом поддержки являются специальные агентства, которые служат посредниками между сообществом творческих предпринимателей и городскими властями, поддерживая баланс в этой сложной и динамичной, но, в то же время, хрупкой сис-теме»1.
Противоречие между рынком и государством снимается в концепции тройной спирали (Triple Helix) (совместной деятельности государства, бизнеса и научного сообщества). Безусловно, роль государственных органов крайне важна, особенно это касается действий муниципальных (региональных) властей. Хороший пример - деятельность мэра Гуанчжоу Чжана Гуаннина, которого прозвали «автомобильным мэром». Его личная заслуга в формировании автомобильного кластера в Китае просто огромна. Он договорился с такими гигантами автомобильной промышленности, как Toyota, Honda и Nissan, об открытии заводов именно в городе Гуанчжоу. Далее он успешно решал все возникающие на этом пути вопросы: создание промышленных зон, обеспечение водой, электричеством, строительство метро до промышленных зон для рабочих, хайвейев и объектов развлекательной инфраструктуры для японских менеджеров. Не удивительно, что всего через несколько лет японцы решили разместить в Гуанчжоу поставщиков первого, второго и третьего уровней (в целях сокращения производственного цикла). Наряду с этим «автомобильный мэр» увеличивает число переводчиков с японского на китайский, переманивает японских менеджеров, вышедших на пенсию, на работу в китайские фирмы и занимается организацией процесса импорта технологий (многие поставщики деталей уже являются китайскими).
1 Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - № 4 (24).
Вместе с тем это совсем не означает вытеснение частной активности или ограничение конкуренции. Государство выступает как одна из возможных сторон, которая может выдвигать кластерные инициативы, под которыми понимаются проекты, направленные на решение общих задач и преодоление общих проблем всех членов кластера, что в итоге должно привести к повышению их конкурентоспособности.
Роль местных (региональных) властей также заключается в активном посредничестве как между различными бизнес-структурами, так и между бизнесом и научным сообществом. Федеральные органы власти должны в свою очередь оказывать поддержку выдвигаемым кластерным инициативам. При этом нужно понять, что государство может быть эффективным (пример послевоенной Японии или Германии, участие США в сознательном конструировании постиндустриального общества). Даже если независимые фирмы вовсе не обязательно вступят в инновационно ориентированную конкурентную борьбу, вполне возможно образование трестов, синдикатов, картелей или закрытых сетей (блат, клан, клиентела), которые будут ограничивать конкуренцию и извлекать ренту из существующего статус-кво. Видимо, более адекватным критерием эффективности общественного воспроизводства является институциональная прогрессивность (Джоэль Мокир определяет ее как «снижение нормы прибыли от рентоориентированного поведения по сравнению со сферой производительной деятельности...»1), т. е. степень развития инновационной активности местного сообщества именно в производственной сфере.
Рассмотрим основные функции органов государственной власти (прежде всего федеральной) по поддержке кластерных инициатив, выдвигаемых в регионах РФ.
Функции государства в процессе формирования и развития кластеров в регионах РФ
Институциональная функция. Прежде всего, государство должно заявить о своей заинтересованности в развитии кластеров, сформулировать основные положения и направления деятельности и начать формировать «правила игры». В первую очередь необходимо разработать и утвердить кластерную политику в РФ (которая развивала бы положения Концепции-2020) и сформировать более подробные методические рекомендации по ее реализации в регионах РФ. Сейчас эти мероприятия являются наиболее актуальными. Это связано с тем, что практически все субъекты РФ включили положения о кластерах в свои стратегии
1 Мокир Дж. Меркантилизм, просвещение и промышленная революция // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 1. - Т. 4.
(политики) долгосрочного развития (по аналогии с федеральной Кон-цепцией-2020). Дальнейшие шаги в направлении формирования и развития кластеров в регионах нуждаются в соответствующем нормативно-правовом обеспечении.
Организационная функция. В целях реализации государственной кластерной политики необходимо сформировать двухуровневую систему координации развития кластеров (состоящую из взаимодействующих региональных и федерального координационных органов).
К функциям регионального координационного органа (специализированной организации развития кластера) на первом этапе относятся определение участников кластера и выработка концептуальной рамки их взаимодействия (стратегии развития кластера), которая призвана лечь в основу партнерства за счет ориентации на достижение общих целей. В дальнейшем этот координационный орган должен содействовать интенсификации взаимодействия между субъектами кластера (фирмы, научное сообщество, органы власти), реализуя установленные стратегией цели, и представлять кластер на внешних площадках.
На начальной стадии специализированную организацию развития кластера целесообразно создать (или наделить нескольких людей соответствующими обязанностями) силами региональных властей. Региональные власти должны сами решить, как организационно и юридически оформлять координирующий орган (при этом необходимо руководствоваться принципом минимизации бюрократии; речь должна идти о персонале в 1-3 человека). Наиболее подходящими организационно-правовыми формами являются некоммерческое партнерство, ассоциация (союз), автономная некоммерческая организация и саморегулируемая организация1.
На усмотрение регионов остается вопрос о числе таких органов. Можно предположить, что первоначально такой орган будет один. Однако в дельнейшем, если кластерная форма организации окажется эффективной, каждый из существующих (возникающих) кластеров сможет создать свою кластерную организацию. По этому пути пошли фирмы, входящие в один из 19 кластеров Баварии .
Центральный орган, координирующий кластеры, оказывает информационную, методическую и образовательную поддержку. В рамках этих функций необходимо предпринять следующие меры: адвока-тирование теории кластеров, выявление и анализ существующих и потенциальных кластеров, создание базы данных региональных кластер-
1 Так, в форме некоммерческого партнерства создан координирующий орган алтайского биофармацевтического кластера в г. Бийске.
2 Подробнее см.: www.bayern.ru/russisch/page_379.html
ных инициатив, организация образовательных программ (две такие программы уже запущены: одна на базе РАГС и АНХ, другая - в рамках Программы канадско-российского сотрудничества в области развития Северных территорий - NORDEP) и распространение лучшей практики. Эта задача обусловлена крайней неравномерностью в освоении кластерного подхода в регионах РФ. Подавляющее большинство ограничивается лишь упоминанием кластеров, которые необходимо будет когда-то сформировать в региональных (и городских) концепциях социально-экономического развития. Однако есть и признанные лидеры -регионы Приволжского федерального округа. Прежде всего, следует выделить Татарстан и Самарскую область, также нельзя не упомянуть г. Бийск (Алтайский край), Санкт-Петербург и Воронежскую область.
Функции центрального органа берет на себя Министерство экономического развития РФ в тесной связи с экспертным сообществом.
Финансовая функция. Финансирование развития кластеров со стороны государства - одна из важнейших функций государственных органов. Опросив участников более двухсот кластерных инициатив по всему миру, авторы Cluster Initiatives Global Survey пришли к выводу, что в большинстве из них финансирование осуществляется за счет средств государства. Особенно важна государственная поддержка на первоначальной стадии развития кластера. В дальнейшем возможным и желательным является смешанное (частное и государственное) финансирование, вплоть до самофинансирования.
Кластер в первую очередь выступает не столько как специфический механизм финансирования, сколько как инструмент повышения эффективности существующих институтов развития. Кластер как новый объект анализа позволяет комплексно применять многочисленные и разрозненные институты развития. Комплексность обеспечивается акцентом на кластер как целостный организм, что позволяет определить слабые места в структуре региональной (национальной) экономики. Исходя их этого финансировать нужно не формирование кластеров, а непосредственно кластерные инициативы (в которых и проявляется функционирование кластера).
Вместе с тем следует отметить несовершенство существующих механизмов финансирования (институтов развития) кластерных инициатив. Накопленный опыт Самарской области показал, что существующие государственные инструменты финансирования разработаны под развитие материальной инфраструктуры. Так, в рамках финансирования промышленных парков под материальной инфраструктурой понимается строительство зданий и сооружений. Однако эти инструменты не подходят для развития мягкой инфраструктуры - общего маркетинга, создания регионального бренда, закупки патентов за рубежом, фи-
нансирования экспортной экспансии и т. д. А ведь именно такие проекты, как показывает зарубежный опыт, составляют 9/10 всех кластерных инициатив. Соответственно необходимо вести работу в направлении адаптации механизмов государственного финансирования для их соответствия требованиям инновационного развития.
В дополнение к существующим институтам развития целесообразно создать федеральную программу стимулирования развития регионов посредством поддержки комплексных региональных программ на конкурсной основе. Комплексная программа развития региона представляет собой проект, выдвинутый совместно промышленными предприятиями, образовательными и исследовательскими центрами с участием местной администрации. Важным требованием к таким программам будет значительная инновационная составляющая. Зарубежными аналогами таких проектов являются InnoRegio (Германия), а также создание и развитие центров компетенции во Франции. В перспективе такая программа может стать главным механизмом поддержки развития кластеров в регионах РФ.
Список литературы
1. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - № 4 (24).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662-р 17 ноября 2008 г.
3. Мокир Дж. Меркантилизм, просвещение и промышленная революция // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 1. - Т. 4.
4. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. - М. : ИД «Вильямс»,
2005.
5. Kuchiki A. The Flowchart Model of Cluster Policy: The Automobile Industry Cluster in China, 2007 // www.ide.go.jp/English/Publish /Dp/pdf/100_kuchiki.pdf
6. Menzel M.-P., Fornahl D. Cluster Life Cycles - Dimensions and Rationales of Cluster Development // Jena Economic Research Papers, 2007 // www.papers.ssrn.com