Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования в пищевой промышленности'

Маркетинговые исследования в пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
718
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
MARKETING RESEARCH / QUALITY PRODUCTS / CONFECTIONERY / SADT MODEL / PROCESS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Прокаева Виктория Александровна

В статье рассмотрен процесс маркетинговых исследований, направленный на выявление потребительских пожеланий и реализации их при производстве продукции, с цельюобеспечения качества и конкурентоспособности кондитерских изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the process of marketing research aimed at identifying consumer wishes and their implementation in the production, in order to ensure the quality and competitiveness of confectionery products.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования в пищевой промышленности»

УДК 334.7:005.21:366

Технические науки

Прокаева Виктория Александровна, студентка магистратуры технологического факультета по направлению подготовки «Управление

качеством» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация: В статье рассмотрен процесс маркетинговых исследований, направленный на выявление потребительских пожеланий и реализации их при производстве продукции, с цельюобеспечения качества и конкурентоспособности кондитерских изделий.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, качествопродукции, кондитерские изделия, SADT- модель, процесс, конкурентоспособность.

Abstract: The article describes the process of marketing research aimed at identifying consumer wishes and their implementation in the production, in order to ensure the quality and competitiveness of confectionery products.

Keywords: marketing research, quality products, confectionery, SADT -model, process, competitiveness.

Учитывая статистику, период с 2016 по 2018 год в среднем на гражданина РФ приходилось 4,5 кг сладостей в год. До 2016 года этот показатель составлял 5,1 кг.

Анализируя кондитерский рынок в РФ, можно увидеть, что снижение спроса вызвано увеличением цен. Цены на сырье выросли в 2017 году, и соответственно вырос и розничный прайс-лист на изделия:

-11% -сахаристые изделия;

-15% -мучные сладости;

-26% -шоколадная продукция.

В условиях кризиса изменилось и производство кондитерских изделий. Для оптимизации расходов и поддержания продаж на рынке, были осуществленыследующие шаги:

-вес и размер упаковок кондитерских изделий значительно уменьшился.Так стандартные плитки шоколада стали выпускаться в мини-формате.

-на кондитерском рынке появилось много новинок;

-все больше кондитерских изделий в особенности шоколадные конфеты стали восприниматься как отдельный вид подарка.

На данный момент времени, по мнению экспертов, повышение цен на сладкие изделия не предвидятся.

На кондитерском рынке можно увидеть массу красиво и оригинально оформленных изделий, что привлекает больше и больше потребителей. Зная это, производители умело этим пользуются, обертывая свою продукцию в красивую, яркую упаковку для ещё большего привлечения потребителей.

Объем производства кондитерских изделий по РФ за 2018 год увеличился по сравнению с предыдущими годами (табл.1). Лидерство по производству кондитерских изделий принадлежит Центральному федеральному округу [1].

Кондитерские изделия настолько прочно вошли в рацион, что нельзя не считать их важным продуктом питания. Поэтому перед производителями стоит одна из важных задач постоянное улучшение качества кондитерских изделий.

Таблица 1 -Объемы производства кондитерских изделий по федеральному округу

Округи 2016 2017 2018

Всего по России 467754 901525 954283

Центральный 165922 110315 113725

Северо-Западный 55399 85050 112513

Южный 36933 51791 71889

Приволжский 111466 74339 72338

Уральский 31135 222744 225483

Сибирский 61177 58956 62085

Дальневосточный 5722 11519 12394

В последнее время открываются множества фабрик, комбинатов, хлебозаводов по производству кондитерских изделий. Большая часть продукции поставляется в регионы по месту расположения предприятий.

Таблица 2 - Ведущие российские производители кондитерских изделий

Производитель Место расположения

ОАО «Марс» Московская область

ОАО Липецкая кондитерская фабрика «Рошен» Липецкая область

ЗАО « Конти-Рус» Курская область

ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» Москва

ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» Белгородская область

ОАО «Акконд» Чувашская республика

Филиал ОАО « Кондитерское объединение «САДКО» Ульяновская область

Самарская шоколадная фабрика «Россия». Самарская область

ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» Пензенская область

Все изменения, происходящие во внешней среде, по аналогии наталкивают на необходимость принятия новых принципов управления производством.

Каждое изменение представляет сложную экономическую и социальную систему, однако производство должно быть адаптировано к быстрому и эффективному изменению внешних факторов и должно устоять под их воздействием. На рынке кондитерских изделий конкуренты следят за каждым промахом того или иного конкурента [2].

В современном мире эту задачу позволяет решить комплекс мероприятий, составляющих маркетинговые исследования предприятия.

На сегодняшний день именно маркетинговых исследований особенно актуальны, поскольку позволяют разрабатывать методы целенаправленного регулирования производства, с перспективами развития потребительского спроса. Сложность данного процесса вызвана лишь спецификой рыночных отношений в этой сфере, особенностями ценообразования и стратегического планирования ассортимента ихарактером процессов новых видов продукции.Множество предприятий закупает заграничное оборудование, которое позволяет расширить ассортимент и улучшить качество продукции (таблица 1).

Маркетинговые исследования заключаются в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены им [3].

Анализ внешней среды является ключевым аспектом при создании маркетинговыхисследований, в которой функционирует организация, поскольку изменения в этой среде могут привести как к расширению маркетинговых возможностей, так и к ограничению сферы.

Разрабатываются маркетинговые исследования, с целью расширения продаж и освоения рынка для увеличения прибыли, для повышения имиджа среди производителей-конкурентов, для признания потребителей. При использовании маркетинговых исследований предприятию следует учитывать:

а) тенденцию развития спроса;

б) состояние и особенность конкурентной борьбы на рынке, основных конкурентов и направления их деятельности;

в) управленческие ресурсы и возможности фирмы;

г) основныеконцепции развития фирмы (проведение устных, письменных опросов, анкетирования) [4].

SADT- модель позволяет дать возможность детально разобрать связь предприятия с потребителем, такжепозволяет получить полное описание процесса ( рис. 1).

Рисунок 1 - БАОТ-модель процесса маркетинговые исследования.

В качестве объекта для проведения маркетингового исследования по вопросу покупательских предпочтений была выбрана продукция, одного из основныхпроизводителей кондитерских изделий - ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» (рис.2)

□ ЗАО "Пензенская кондитерская фабрика"

□ Кондитерская фабрика "РусПродукт"

□ Кондитерская фабрика "Мирослада"

■ ООО "Пензенский кондитерский дом"

□ ООО"Производственная компания "Морозко"

Рисунок 2- Структура рынка производителей кондитерских изделий г. Пенза

Маркетинговое исследование проводилось в форме беседы с респондентом. В процессе интервью респондентам предлагалось заполнить анкету. Было опрошено 500 человек. В результате данных анкетирования были получены результаты, представленные на рисунках 3-5.

50 40 30 20 10 0

Вкус Свежесть Внешний вид Запах

Рисунок 3 - Структура ответов на вопрос «Качество продукта - это что?»

При ответе на вопрос «Качество продукта - это что?» 45% респондентов выбрали вариант «вкус» (30%), свежесть (12%), запах (13 %) и внешний вид.На вопрос «Как часто Вы покупаете кондитерские изделия?» 27% опрошенных ответили, что ежедневно приобретают кондитерские изделия, 22% -раз в неделю, несколько раз в неделю приобретают кондитерские товары 35% опрошенных, 16% выбрали вариант ответа «несколько раз в месяц». По данным результатам можно сделать вывод о том, что кондитерские изделия пользуются достаточно большим спросом среди населения.

40 30 20 10 0

Ежедневно Раз в неделю Несколько раз в Несколько раз в

неделю месяц

Рисунок4 -Структура ответов на вопрос «Как часто Вы покупаете кондитерские изделия?»

На вопрос «Как Вы оцениваете качество кондитерский изделий на ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»» 43% опрошенных оценивают качество

кондитерских изделий как высокое, 37% опрошенные оценивают качество товаров как среднее, а 20% выбрали вариант «низкое качество».

50

40

30

20

10

0

Высокое

Низкое

Среднее

Рисунок5 - Структура ответов на вопрос «Как Вы оцениваете качество кондитерский

изделий на ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»» Проведение маркетинговых исследований позволяетсвоевременно реагировать на изменение покупательских предпочтений и тем самым повышает конкурентоспособность предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Библиографический список:

1. Анализ рынка кондитерских изделий 2007-2011, прогноз на 20172020г. издательство BusinesStat [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://busmesstatm/.(дата обращения:25.05.2019).

2. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

3. Маркетинговые исследования. Энциклопедия для телемаркетинга. [Электронный ресурс ] .- Режим доступа:https://creativecallproject.ru/ marketingovye-issledovaniya/. (дата обращения:1.06.2019).

4. Ламбен, Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского/Ж. Ж. Ламбен.- СПб.: Наука, 1996. - 589 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.