Научная статья на тему 'Анализ и синтез результатов социологического опроса потребителей кондитерских изделий по Белгородской области'

Анализ и синтез результатов социологического опроса потребителей кондитерских изделий по Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ / ОБЪЁМЫ ВЫПУСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еременко О.В., Косухина О.В., Ремнев А.И., Клевцов С.М., Маньшин А.А.

Кондитерская промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. Авторами выявлена проблема нерационального распределения производственных мощностей, решение которой позволит повысить объём выпуска продукции внутри регионов и удовлетворить потребительский спрос. Результаты социологического опроса местного населения подтверждают о тенденции подавляющей части населения благосклонно относиться к местным производителям кондитерских изделий. Респонденты имеют свои индивидуальные предпочтения, проявляют патриотичность в выборе продукции местного производителя, что способствует дальнейшему развитию отрасли, модернизации производства, расширения ассортимента, повышения уровня конкурентоспособности, разработки моделей управления затратами с целью снижения себестоимости продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и синтез результатов социологического опроса потребителей кондитерских изделий по Белгородской области»

УДК 336.717

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЕРЕМЕНКО О.В.,

кандидат экономических наук, доцент Курского института социального образования (филиал) РГСУ. КОСУХИНА О.В.,

старший преподаватель кафедры технологии продуктов питания НИУ БелГУ, e-mail: ko sukhina. oksana@mail. ru, тел. 8-910-365-29-21.

РЕМНЕВ А.И.,

доктор технических наук, профессор кафедры товароведно-технологических дисциплин, АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» Курский институт кооперации (филиал), е-mail: alexeyremnev@mail.ru, 8-961-168-71-88.

КЛЕВЦОВ С.М.,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухучета, финансов и налогообложения АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» Курский институт кооперации (филиал)

МАНЬШИН А.А.,

кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель кафедры товароведно-технологических дисциплин, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» Курский институт кооперации (филиал), е-mail: q5881m@yandex.ru, тел. 8-951-311-91-20.

Реферат. Кондитерская промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. Авторами выявлена проблема нерационального распределения производственных мощностей, решение которой позволит повысить объём выпуска продукции внутри регионов и удовлетворить потребительский спрос. Результаты социологического опроса местного населения подтверждают о тенденции подавляющей части населения благосклонно относиться к местным производителям кондитерских изделий. Респонденты имеют свои индивидуальные предпочтения, проявляют патриотичность в выборе продукции местного производителя, что способствует дальнейшему развитию отрасли, модернизации производства, расширения ассортимента, повышения уровня конкурентоспособности, разработки моделей управления затратами с целью снижения себестоимости продукции.

Ключевые слова: социологический опрос, кондитерская промышленность, потребительские предпочтения, производители кондитерских изделий, объёмы выпуска.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL SURVEY OF CONSUMERS OF CONFECTIONERY PRODUCTS IN BELGOROD REGION

EREMENKO O.V.,

candidate of economic Sciences, associate Professor, Kursk Institute of social education (branch) RGSU KOSUKHINA O. V.,

Senior lecturer of the Department of food products technology of the national research University, Belgorod national research University, e-mail: kosukhina.oksana@mail.ru tel. 8-910-365-29-21.

REMNEV A. I.,

Doctor of technical Sciences, Professor of the Department towarowego engineering disciplines, Belgorod University of cooperation, Economics and law Kursk Institute of cooperation (branch) e-mail: alexeyremnev@mail.ru, 8-961-168-71-88.

KLEVTSOV S.M.,

candidate of economic Sciences, senior lecturer of the Department of accounting, Finance and taxation Belgorod University of cooperation, Economics and law Kursk Institute of cooperation (branch).

MANSHIN A. A.,

Candidate of agricultural Sciences, lecturer of the Department of merchandising and technological disciplines, Belgorod University of cooperation, Economics and law Kursk Institute of cooperation (affiliate), e-mail: q5881m@yandex.ru, tel. 8-951-311-91-20.

Essay. Confectionery industry is one of the most dynamically developing sectors of the Russian economy. The authors identified the problem of irrational distribution of production capacity, which will increase the volume of production within regions and satisfy consumer demand.

The results of a survey of the local population confirm about the trend of majority of the population is sympathetic to local producers of confectionery. Respondents have their individual preferences, to show patriotism in the choice of products from local producers, thus contributing to further development of the industry, modernization of production, expansion of assortment, increase of competitiveness, development of models of cost management to reduce the cost of production.

Keywords: sociological survey, confectionery industry, consumer preferences, confectionery manufacturers, the production volumes.

Введение. Предприятия кондитерской промышленности обеспечивают выпуск продукции, устойчивое снабжение населения высококачественными продуктами питания в объёмах и ассортименте, необходимых и достаточных для формирования рационального (оптимального) и всесторонне сбалансированного рациона питания человека, удовлетворяющих физиологическим нормам потребления [7].

Изучение тенденции развития существующих кондитерских производств подтвердили о наличии более 1500 предприятий, которые практически размещены во всех регионах страныЛ50 крупных и средних специализированных кондитерских предприятий производят более 55% выпуска кондитерских изделий от общего годового оборота продукции по отрасли [7]. Согласно прогнозам, сделанным учёными, планируется дальнейшее развитие кондитерской отрасли, а ее объём выпуска кондитерских изделий в целом по стране к 2020 г. составит более 3175 тыс. тонн.

На рынке (по данным Росстата) установилась тенденция роста выпуска кондитерских изделий, а ежегодный его рост составляет более 7% в натуральном выражении по отношению к предыдущему году, а в стоимостном выражении данный показатель достигает более 30%. В стоимостном выражении потребительский рынок растёт быстрее за счёт наличия спроса на продукцию премиальной группы. По оценке многих экспертов годовой объём потребления кондитерских изделий в стране достигает 12 млрд. долларов и занимает второе место в мире после США [8]. Поэтому для наращивания объёма производства кондитерских изделий внутри страны имеются колоссальные возможности. Отечественные производители имеют достаточный потенциал для удовлетворения спроса населения в продукции кондитерской промышленности.

Методика. Одной из проблем кондитерской промышленности является нерациональное распределение производственных мощностей предприятий на территории страны (рисунок 1).

Остальные; 22%

I п;гр;) ;; кий 13%

*■

Центральный, Северно-Западный ; 50%

стороны, это не решает проблемы нерационального распределения кондитерских предприятий. Целесообразно создавать или расширять кондитерские производства внутри региона путём увеличения ассортимента кондитерской продукции, наращивания мощностей производств, снижения себестоимости продукции, обеспечивая надлежащий уровень конкурентоспособности продукции местного производителя.

Очевидно, что в настоящее время актуальной является задача разработки рекомендаций по управлению затратами, расширению ассортимента и повышению конкурентоспособности, а при разработке данного рода рекомендаций важно учитывать мнение потребителей, на которых ориентирована отрасль производства.

Результаты. Для решения этой задачи нами был проведён социологический опрос жителей г. Белгорода с целью изучения, анализа и синтеза отношений потребителей продукции к кондитерской промышленности.

Исследование выполнено в форме анкетирования с объёмом выборки 500 респондентов, а отбор осуществлён в соответствии со связанными квотами по полу и возрасту и отдельной квоте по образованию. Причём квоты вычислялись по данным Госкомстата о социально -демографических характеристиках для населения города.

Статистическая погрешность данных, полученных в исследовании, не превышает 4,45% при 95% доверительном уровне. Следовательно, полученные результаты исследования могут быть распространены на всех жителей г. Белгорода с высоким уровнем точности.

41,6

24,2

18,4

9,4

1,8 4,6

По волжский; 15%

Рисунок 1 - Размещение мощностей кондитерских производств в России

Несмотря на то, что Белгородская область находится в центральной части страны в ней недостаточно развита кондитерская промышленность, что подтверждено данными относительно небольшого объёма выпуска продукции. Следует отметить, что тенденция высокого спроса потребителей на кондитерские изделия не удовлетворена объёмами выпуска собственными кондитерскими изделиями в Белгородской области.

Проблема дефицита продукции кондитерских изделий в Белгородской области решается самым простым способом - продукция завозится из других регионов страны или стран ближнего зарубежья, что также характерно и для других регионов России, в которых не создано требуемое количество производственных мощностей. С одной стороны, данная тенденция положительно влияет на состояние рынка, увеличивая предложение и выбор для покупателя, обуславливая тем самым конкуренцию. С другой

ДО 20 ЛЕТ 21-30 ЛЕТ 31-45ЛЕТ 46-55ЛЕТ 56-65ЛЕТ СТАРШЕ65ЛЕТ

Рисунок 2 - Возрастная линейка респондентов, в процентах

Анкета содержала ряд вопросов и предложенных к ним ответов, которые следовало выбрать респонденту. Среди вопросов был вопросы общей и специфической направленности. Причём в ряде вопросов мы не ограничивали респондентов в выборе только одного из вариантов ответов, с целью получения более достоверной информации о предпочтении опрашиваемых. По результатам исследования были составлены диаграммы с целью лучшей визуализации информации.

По половому признаку респонденты были распределены следующим образом: женщины - 65,4% (327 чел.) и мужчины - 34,6% (173 чел.). Данная тенденция распределения логична, так как женщины чаще совершают покупки, распределяют семейный бюджет и имеют более активную жизненную позицию.

По возрастному признаку наибольшее число опрошенных респондентов (рисунок 3) распределились по возрастным группам следующим образом: 31-45 лет -41,6 % (208 чел.); 21-30 лет - 24,2 % (121 чел.); 46-55 лет - 18,4 % (92 чел.); 56-65 лет - 9,4 % (47 чел.); старше 65 лет - 4,6 % и до 20 лет - 1,8 % (9 чел.).

Среди опрошенных наибольшее число работающего населения - 65,4% (327 чел.), далее опрошены студенты - 16,4% (82 чел.) и пенсионеры - 12,8% (64 чел.). Наименьшее количество среди опрошенных составляет безработное население - 5,4% (27 чел.), а учащиеся школ к опросу не привлекались (рисунок 3).

65,4

0 16,4 5,4 12,3

УЧАЩИМСЯ СТУДЕНТ РАБОТАЮЩИЙ БЕЗРАБОТНЫЙ ПЕНСИОНЕР

Рисунок 3 - Социальный статус респондентов по категории, в процентах

Одним из значимых вопросов анкетирования явился вопрос об отношении респондентов к кондитерским изделиям. Среди опрошенных (рисунок 4) подавляющее число оказались любителями кондитерских изделий - 67,6% (338 чел.), 30,4% (152 чел.) оказались равнодушны и только 2% (10 чел.) ответили, что не любят кондитерские изделия.

30,4; 30%

67,6; 68%

| Не нравится Равнодушен

водителей и проявили патриотичность в поддержке местного производителя (рисунок 5).

Респондентам был задан вопрос: «Изделия какой торговой марки Вы приобретаете чаще всего?». Большинство опрошенных респондентов выбрали местных производителей кондитерских изделий, например, ОАО Кондитерская фабрика «Белогорье» - 34,2% (355 чел.) и ЗАО Кондитерская фабрика «Славянка» - 7,1% (74 чел.). При обобщённом анализе и синтезе предпочтений, на втором месте по предпочтениям находится торговая марка «Любятово», производитель - ООО Келогг Рус - 16,1% опрошенных (167 чел.). Затем потребители предпочли производителей ОАО «Большевик» (9,4%) и ОАО «Брянконфи» (7,8%).

Большой процент прочих производителей (13,8%) свидетельствует о наличии большого количества мелких производителей кондитерских изделий, что характеризует рынок кондитерской отрасли высокой степенью конкуренции.

Особое значение имеет рациональное (оптимальное) качество кондитерских изделий и невысокая себестоимость продукции - 47,8% (239 чел.), а 35,2% респондентов отметили надлежащее качество продукции при выборе кондитерских изделий потребителем (176 чел.), 14,8% респондентов отметили невысокую стоимость (74 чел.) и 2,2% опрошенных назвали другие показатели на кондитерские изделия (11 чел.).

Рисунок 4 - Отношение респондентов к кондитерским изделиям

Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие виды кондитерских изделий Вы предпочитаете?» Подавляющее большинство опрошенных предпочитает шоколад и шоколадные конфеты - 266 голосов и 240 соответственно. Следующим в списке предпочтений идёт печенье - 219 голоса. Данная статистика прослеживается на всей территории Российской Федерации, жители города Белгорода не явились исключением всероссийской статистики. Также следует отметить, высокую предпочтительность жителей города тортов и пирожных - по 193 голоса.

Из данных анкетирования видно, что большая часть опрошенных тратят до 30% своего бюджета на приобретение кондитерских изделий - 90,2%, 8,8% опрошенных тратят от 30 до 40% бюджета соответственно.

При выборе кондитерских изделий большинство респондентов ориентируются на личные предпочтения - 85,4% (427 чел.), на известность бренда ориентируется 19,9% опрошенных, что составляет 109 чел.

Жители города Белгорода при выборе торговой марки кондитерских изделий выбрали местных произ-

0 5 10 15 20 25 30

Рисунок 5 - Потребительские предпочтения производителей кондитерских изделий, в процентах

Выводы. Маркетинговые исследования по кондитерским отраслям Белгородской области, опираясь на полученные данные подтверждают тенденции:

1. Обеспечения динамики устойчивого развития отрасли, модернизации производства, совершенствования ассортимента, повышения уровня конкурентоспособности, разработки моделей управления затратами с целью снижения себестоимости продукции местного производителя.

2. Индивидуального предпочтения потребителем кондитерских изделий проявляя патриотичность в выборе продукции местного производителя.

3. Подавляющая часть потребителей из местного населения благосклонно относится к кондитерской продукции, что подтверждается спросом на кондитерские изделия.

Список использованных источников

1. Белгородская область в цифрах. 2013: крат. стат. сб./Белгородстат. - 2013. - 283с.

2. Белгородская область в цифрах. 2014: крат. стат. сб./Белгородстат. - 2014. - 279с.

3. Гомонко Э.А., Косухина О.В. Анализ и тенденции развития кондитерской промышленности в Белгородской области // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-1 (57-1). - С. 435-441.

4. Иванова Т.Н. Социологические методы анализа и определение потребительских предпочтений - одно из направлений товарного консалтинга // Товарный консалтинг и аудит качества: современные проблемы товароведения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: 2004. - С. 130-132.

5. Косухина О.В. Методы управления затратами организации в системе контроллинга // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 3 (47). - С. 440-443.

6. Косухина О.В. Совершенствование управления затратами как направление повышения конкурентоспособности субъектов малого бизнеса в розничной торговле // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 420-425.

7. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение правительства РФ от 17.04.2012 N 559-Р.

8. Современное состояние и приоритетные направления развития кондитерской промышленности // http ://studopedia. ru/

9. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

List of sources used

1. Belgorod region in numbers. 2013: brief statistical compilation/ Belgorod stats. - 2013. - 283с.

2. Belgorod region in numbers. 2014: brief statistical compilation/ Belgorod stats. - 2014. - 279с.

3. Gomonko E. A., Kosukhina O. V. Analysis and Development Trends of the Confectionery Industry in the Belgorod Region// Economics and entrepreneurship. - 2015. - № 4-1 (57-1). - P. 435-441.

4. Ivanova T. N. Sociological methods of analysis and determination of consumer preferences is one of the areas of product consulting // Marketing consulting and audit quality: current problems of commodity science: proceedings of all-Russian scientific-practical conference. - Ekaterinburg: 2004. S. 130-132.

5. Kosukhina O. V. Methods of cost management organization in the controlling system // Bulletin of Belgorod University of cooperation, Economics and law. - 2013. - № 3 (47). - P. 440-443.

6. Kosukhina O. V. Improvement of cost management as the direction of increase of competitiveness of subjects of small business in retail trade // Bulletin of Belgorod University of cooperation, Economics and law. - 2014. № 2 (50). - P. 420-425.

7. About approval of Strategy of development of food and processing industry of the Russian Federation for the period till 2020: Decree of the RF government dated 17.04.2012 N 559-R.

8. Current state and priority directions of development of the confectionery industry // http ://studopedia. ru/

9. Federal state statistics service // http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.