Научная статья на тему 'Методические основы прогнозирования объема производственной программы в кондитерской промышленности'

Методические основы прогнозирования объема производственной программы в кондитерской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / PRODUCTION PROGRAM / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION VOLUME FORECASTING / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CONFECTIONERY INDUSTRY / СПРОС НА КОНДИТЕРСКУЮ ПРОДУКЦИЮ / DEMAND FOR CONFECTIONERY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиротенко А.С., Селиверстов Ю.И.

Статья посвящена формированию методики прогнозирования объема производства предприятия кондитерской промышленности. В работе дана стоимостная оценки регионального рынка кондитерских изделий, приводится методика определения объемов будущих продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of forecasting the volume of the production program in the confectionery industry

Тhe article deals with working out the method of production volume forecasting for an enterprise of the confectionery industry. The authors give a cost estimation of the regional market of confectionery products and provide a method of determining the future sales volumes.

Текст научной работы на тему «Методические основы прогнозирования объема производственной программы в кондитерской промышленности»

Сиротенко А.С.

аспирант кафедры стратегического управления

alex_sirotenko@bk.ru

Селиверстов Ю.И.

канд. техн. наук, профессор

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

определяем емкость рынка для печенья и конфет

методические основы прогнозирования объема производственном программы

в кондитерской промышленности

_Аннотация

Статья посвящена формированию методики прогнозирования объема производства предприятия кондитерской промышленности. В работе дана стоимостная оценки регионального рынка кондитерских изделий, приводится методика определения объемов будущих продаж.

В настоящее время существуют методы ресурсной и рыночной оптимизации производственных программ, методы оптимизации финансовых и материальных потоков. Однако недостаточно проработаны вопросы формирования многономенклатурных программ, состоящих из продуктов с коротким жизненным циклом, а также вопросы прогнозирования спроса на них с учетом различия в региональном спросе и с учетом сезонного фактора. Предлагаемый в данной работе алгоритм действий по прогнозированию объема производства

кондитерских изделий в целях формирования производственной программы представлен на рис. (см. с. 146)

Некоторые из представленных на рисунке этапов требуют более подробного описания.

Подготовка данных для прогноза спроса

Необходимость первого этапа объясняется тем, что в традиционных источниках информации (статистические сборники и обзоры рынков) существуют разночтения по поводу выделения товарных сегментов рассматриваемого рынка.

производители кондитерских изделий

главным образом действуют на рынке В2В

Прогнозирование спроса в целях составления производственной программы необходимо в ситуации высокой конкуренции, которая имеет место на рынках кондитерских изделий.

Емкость рынка кондитерских изделий в большей степени определяется внутренним производством, так как объем импорта мучных изделий составляет около 7%, а экспорта - 5,8% (1, 2].

Отметим, что с точки зрения статистики среди сахаристых изделий не учитываются отдельной позицией пастильные, а в составе мучных кондитерских изделий не выделяются вафли. Это затрудняет прогнозирование спроса и учет тенденций изменения потребительских предпочтений. Назрела необходимость выделения мармеладно-пастиль-ной продукции в отдельную группу, так как она представляет функциональную конкуренцию сахаристым и мучным изделиям. Производители кондитерских изделий главным образом действуют на рынке В2В. Несмотря на это, при разработке производственной программы на этапе определения перспективного объема реализа-

Подготовка данных для прогноза спроса и объема производства

Прогноз объема рынка на основе ретроспективного анализа с использованием экстраполяции

Экспертные оценки рынка в будущих периодах и уточнение прогноза, полученного по методу экстраполяции

Определение прогнозной емкости региональных рынков с учетом демографических и экономических факторов

Оценка перспектив продаж в регионах сбыта

Распределение прогнозных данных о планируемых объемах производства по внутриголовым периодам

Рис. Этапы прогнозирования объема производственной программы для предприятия кондитерской промышленности

Таблица 1

Расчет стоимостного объема российского рынка кондитерских изделий

Показатели для расчета 2006 2007 2008

Численность населения Российской Федерации, млн чел. 142,2 142 141,9

Среднемесячные потребительские расходы, руб./чел. 5083,4 6540,7 8220,4

Доля сахара и кондитерских изделий в потребительских расходах 0,022 0,018 0,018

Доля сахара в структуре розничного товарооборота 0,011 0,009 0,009

Доля кондитерских изделий в структуре розничного товарооборота 0,027 0,025 0,026

Годовой объем российского рынка кондитерских изделий в стоимостном выражении, млрд руб. 135,6 147,5 187,2

ции они должны ориентироваться на запросы конечных потребителей и на рыночную динамику в секторе В2С.

Стоимостной объем российского рынка кондитерских изделий

Статистические сведения содержат информацию о натуральном объеме рынка, тогда как для планирования объемов продаж и производства необходимы данные в стоимостном выражении. Для этого мы предлагаем использовать данные о численности населения региона, размере потребительских расходов на душу населения, и структуре потребительских расходов (см. табл. 1 выше).

При этом появляется сложность, связанная с особенностями статистического учета, так как в официальных данных в структуре потребительских расходов доля, приходящаяся на кондитерские изделия, включает еще и расходы на сахар. В этой связи предлагает-

ся учитывать соотношение, которое существует в розничном обороте сахара и кондитерских изделий. Общая формула расчета годового стоимостного объема конечного рынка кондитерских изделий (О) приобретает вид:

где:

N - численность населения Российской Федерации, млн чел.; I - среднемесячные потребительские расходы, руб./чел.; С?СиК - доля сахара и кондитерских изделий в потребительских расходах;

Стс - доля сахара в структуре розничного товарооборота; с1тк - доля кондитерских изделий в структуре розничного товарооборота.

Кризис и шоколад

В стоимостном выражении рынок имеет иную структуру, чем в физическом (см. табл. 2 на с. 148).

Таблица 2

Структура российского рынка кондитерских изделий в стоимостной оценке (рассчитано на основе (3))

Товарные направления 2006 2007 2008

Сахаристые изделия, млрд руб. 102,15 108,44 114,19

Доля сахаристых изделий в общем объеме рынка, % 75,3 73,5 61,0

Мучные кондитерские изделия, млрд руб. 33,4 39,1 73,0

Доля мучных изделий в общем объеме рынка, % 24,7 26,5 39,0

Гораздо больший перевес в ней составляют сахаристые изделия, стоимость которых в последние годы постоянно растет, что обусловлено повышением цен на какао-бобы (3]. Вместе с тем, производители пищевой продукции в целом сдержали рост цен в 2008 г. Иными словами, рынки пищевых продуктов в целом и рынок кондитерских изделий в частности являются, на наш взгляд, относительно устойчивыми к экономическому спаду, связанному с текущим кризисом. При сокращении потребительских расходов затраты на кондитерские изделия остаются сравнительно стабильными. Более того, кризисные явления в экономике способствуют росту

...стоимость сахаристых изделий в последние годы постоянно растет, что обусловлено повышением цен на какао-бобы

спроса на некоторые виды кондитерских изделий. Например, в случае с шоколадом это связано с психологическими мотивами, с печеньем - с переключением на более экономное ведение хозяйства. По данным отраслевого обзора (3] рынок кондитерских изделий в 2009 г. «упадет» всего на 1,5%.

Среди тенденций, связанных с ухудшением экономической ситуации, нам представляется необходимым назвать ухудшение качества кондитерской продукции, отмечаемое конечными потребителями. Поэтому следует оценивать рекламации относительно отдельных товарных единиц и принимать решения по повышению качества или выводу из состава производственных программ.

Прогнозный объем региональных рынков

В целях планирования объемов производства конкретной организации необходимо спрогнозировать потенциальные размеры ее рынков сбыта. Предприятия кондитерской промышленности в силу специфики производственной деятельности ориентируют свой сбыт на ограни-

ченное число географически близких регионов. Поэтому важно четко оценить перспективы продаж на существующих и потенциальных рынках. Следовательно, необходимо определить факторы, которые влияют на размер сбыта в том или ином регионе.

В общем случае на стоимостной объем рынков кондитерских изделий влияет численность населения и уровень потребительских расходов, на натуральный размер рынков - исключительно демографическая компонента (численность, возрастная структура населения и т.д.). Сложившаяся культура потребления кондитерских изделий характеризуется тем, что потребители не воспринимают сахаристые и мучные кондитерские изделия как близкие товары-заменители.

Определять региональные объемы рынков (ЕРегион.) предлагается по формуле:

-Регион:

Ерф х ДП(

отр!

(2)

И„. =

ПР

ПР„

...производители пищевой продукции в целом сдержали рост цен в 2008 г

По нашему мнению, он наряду с численностью населения, приходящейся на конкретный регион, характеризует отличие в спросе на кондитерские изделия. Поэтому доля 1-го региона в российском потреблении (ДПотр) изучаемых товаров может быть найдена по формуле:

ДПотрI = ДЧи

< И,

ПА:

(4)

где:

ЕРф - емкость российского рынка кондитерских изделий; ДПотр. - доля 1-го региона в потреблении кондитерских изделий. При расчете доли потребления в общем потреблении печенья в России нами предлагается использовать индекс потребительской активности (ИПА), который может быть рассчитан как отношение потребительских расходов конкретного региона (ПР) к среднероссийскому показателю (ПРРф):

(3)

где: ДЧисЛ! - доля I-го региона в численности населения Российской Федерации.

Для определения прогнозного объема региональных рынков печенья необходимо провести анализ за предыдущий период. После этого можно увидеть, в каких регионах с достаточно емким рынком сбыта

Ключевые слова:

производственная программа,

прогнозирование объема производства,

кондитерская промышленность, спрос на кондитерскую продукцию

Keywords:

production program, production volume forecasting, confectionery industry, demand for confectionery products

.кризисные явления

в экономике способствуют росту спроса на некоторые виды кондитерских изделий

предприятие занимает плохие позиции и не реализует возможности роста продаж. Итак, представленная последовательность действий по планированию объемов производства позволяет не только обосновать некоторые показатели производственной программы, но и служит источником информации для разработки стратегии предприятия. Вместе с тем, планирование объема производства и реализации не требует излишней формализа-

ции для кондитерской промышленности, рынки которой в настоящее время считаются устоявшимися и насыщенными, а значит для них характерно относительно стабильное среднегодовое потребление.

Литература

1. Ларионов А. Рынок мучных кондитерских изделий. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.4p.ru/main/research/3802/.

2. Обзор и анализ импорта и экспорта на рынке мучных кондитерских изделий. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planovik.ru/ mark/research/21/1208321.html.

3. Российский рынок шоколадных изделий. Отраслевой обзор. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infolio-rg.ru/ catalog/element.php?ELEMENT_ ID=1861.

Sirotenko A.S.

Post-graduate student, Chair of Strategic Management, V.G. Shoukhov Belgorod State University of Technology

Seliverstov Yu. I.

Cand.. of Tech.. Sci.., Professor,

Belgorod Shukhov State Technological University

Methodological basis of forecasting the volume of the production program in the confectionery industry

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Abstract

The article deals with working out the method of production volume forecasting for an enterprise of the confectionery industry. The authors give a cost estimation of the regional market of confectionery products and provide a method of determining the future sales volumes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.