Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования в оценке предпринимательских рисков'

Маркетинговые исследования в оценке предпринимательских рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MARKETING RESEARCH / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISION / МЕТОДИКА / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стребкова Лидия Николаевна

В статье предложен алгоритм управленческих действий по минимизации рисков предприятия, выявленных в процессе маркетинга. Представлена авторская методика маркетингового исследования, проводимого с целью оценки риска неудовлетворенности клиентов турфирм г. Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Researches in Context of Business Risks Evaluation

Article offers management activities algorithm for enterprise risks minimization, recognized during marketing process. Author methods of marketing research which is made for evaluation of dissatisfaction risks of tour companies clients in Novosibirsk-city is represented.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования в оценке предпринимательских рисков»

Стребкова Лидия Николаевна

ассистент кафедры экономики сервиса,

Новосибирский государственный технический университет

[email protected]

риск-менеджмент

новосибирских турфирм на основе маркетинговой

информации

маркетинговые исследования

в оценке предпринимательских рисков

_Аннотация

В статье предложен алгоритм управленческих действий по минимизации рисков предприятия, выявленных в процессе маркетинга. Представлена авторская методика маркетингового исследования, проводимого с целью оценки риска неудовлетворенности клиентов турфирм г. Новосибирска.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, риск-менеджмент, управленческое решение, методика

Актуальность вопросов, касающихся расширения области маркетинговых исследований и усиления соответствующего методического аппарата не вызывает сомнения. Современные маркетинговые исследования в сфере предпринимательской деятельности представляют собой обширную базу для решения различных исследовательских задач в части достижения предприятием рационального результата, при этом являются открытыми вопросы практического применения результатов маркетинговых исследований. Область рисков предприятий является малоизученной, а потому представляет очевид-

ный интерес с позиции обособления нового, актуального направления современных маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования являются составной частью всех этапов информационно-управленческого процесса, включая:

1) определение требуемой информации;

2) сбор и анализ информации;

3) обработку информации с учетом тех задач, которые первоначально определили потребность в исследовании [1].

Если маркетинговые исследования рассматривать с точки зрения возмож-

ности их использования для общего управления организацией, то результаты исследований служат надежной информационной базой для планирования, разрешения проблем и управления (контроля). Организации приступают к проведению маркетинговых исследований, когда необходимо определить маркетинговые проблемы и решить их.

Маркетинговое исследование для определения проблемы предпринимается, чтобы помочь идентифицировать неочевидные проблемы, либо настоящие, либо такие, которые могут возникнуть в будущем. Исследования такого типа предоставляют информацию относительно маркетинговой среды и помогают диагностировать проблему, то есть определить факторы риска, влиянию которых подвержено предприятие. Как только проблема или возможность установлены, для определения направлений ее решения предпринимается маркетинговое исследование для решения проблемы. Его результаты используются для решения конкретных маркетинговых проблем, включая исследования по сегментации, товару, цене, продвижению и распределению (2).

Маркетинг и риски предприятия

Классификация маркетинговых исследований на два основных типа полезна как с концептуальной, так и с практической точки зрения. Однако задачи определения и решения проблемы вполне могут быть объединены в рамках одного маркетингового исследования. Например,при исследовании, посвященном оценке предпринимательских рисков, осуществляется определение факторов риска, влияющих на деятельность предприятия, а затем выбор способов

снижения уровня риска и повышения эффективности организации с учетом выявленных рисков.

Важнейшим условием устойчивого развития деятельности предприятия является обеспечение его руководителя информацией, необходимой для принятия управленческих решений, позволяющих уменьшить риски бизнеса. Формирование такого информационного обеспечения включает в себя сбор, обработку и анализ данных о рынках, потребителях, конкурентах, то есть напрямую связано с проведением маркетинговых исследований, целью которых является обеспечение руководителя маркетинговой информацией, необходимой для координации реализуемой стратегии, снижения рисков и, как следствие, повышения эффективности деятельности организации. В связи с этим автором предложен алгоритм управленческих действий по минимизации рисков предприятия, выявленных в процессе маркетинга (см. рис. на с. 110). На основе изложенного можно заключить то, что маркетинговые исследования для определения уровня риска - это сбор и интерпретация данных о внешней среде организации с целью идентификации ее проблем и оценки

организации приступают к проведению маркетинговых исследований, когда необходимо определить маркетинговые проблемы и решить их

Маркетинговая среда

Внешняя Внутренняя

Макросреда Микросреда

- демографические факторы; - поставщики; - маркетинг;

- экономические факторы; - клиенты; - производство;

- природные факторы; - конкуренты; - управление;

- технологические факторы; - контактные аудитории; - финансы;

- соиио-культуриые факторы; - посредники -НИОКР

- политические факторы;

- международные факторы

Информация о внешней и внутренней среде предприятия

Маркетинговая проблема

Маркетинговые исследования

Определение факторов рисков и оценка их влияния на деятельность организации

Маркетинговое планирование с учетом выявленных рисков

Повышение эффективности предприятия и снижение уровня риска

Рис. Алгоритм управленческих действий по минимизации рисков предприятия, выявленных в процессе маркетинга

степени их воздействия на фирму, которые являются основой принятия управленческих решений по всем аспектам деятельности предприятия. В процессе проведения маркетинговых исследований рисков могут рассматриваться практически любые вопросы, связанные с отсутствием у руководства предприятия достаточ-

ной информации и не позволяющие получить полное представление о причинах возникновения проблемы и ее истинных масштабах. Существенным моментом в этом случае является разработка методики исследования рисков на основе маркетинговой информации. Такая методика должна быть уникальной с учетом существа постав-

ленной задачи и эффективной в плане получения результатов, способствующих выбору путей решения проблемы, а также локализации и снижения рисков предприятия.

Методика исследования риска неудовлетворенности клиентов новосибирских турфирм

В соответствии с предлагаемым автором алгоритмом была сформирована методика проведения маркетингового исследования рисков предприятия, при этом в качестве управленческой, а именно, маркетинговой проблемы была выбрана задача оценки риска неудовлетворенности клиентов, для решения которой предпринято маркетинговое исследование потребителей туристских услуг г. Новосибирска, состоящее из четырех этапов.

1. Определение критериев выбора организации и ее услуг потребителями и оценка степени их важности. Результаты опроса 380 клиентов новосибирских турфирм выражены долей потребителей, присвоивших критерию первые три ранга, и представляют собой как количественные, так и качественные характеристики, охватывающие разные виды маркетинговой деятельности организации:

1) уровень цен - 62%;

2) имидж туристской фирмы - 41%;

3) культура обслуживания - 38%;

4) наличие скидок - 36%;

5) широта ассортимента - 35%. Среди параметров, которые имеют небольшой вес при принятии потребителем решения об обслуживании в определенной турфирме: полнота предоставляемых услуг (27%), уникальность туров (18%) и удобство местоположения фирмы (6%).

2. Расчет максимально возможной оценки удовлетворенности потребите-

лей. Данные, полученные в результате опроса потребителей более 30 турфирм г. Новосибирска, позволили на основе выявленных критериев и их значимости определить максимальную удовлетворенность потребителей услугами новосибирских туроператоров и турагентов.

3. Опрос потребителей анализируемого предприятия дает возможность оценить отношение потребителей к его услугам и с учетом степени важности обозначенных критериев определить уровень удовлетворенности клиентов исследуемой фирмы.

4. Оценка степени риска неудовлетворенности потребителей. Сравнение рассчитанной оценки удовлетворенности с максимальным значением, полученным в результате опроса клиентов различных предприятий отрасли, позволяет оценить риск неудовлетворенности потребителей турпродукта-ми и услугами рассматриваемой компании.

Что касается регулярности проведения данного маркетингового исследования, то первые два этапа осуществляются значительно реже, чем последние два, поскольку, во-первых, проводить опрос клиентов нескольких десятков турфирм весьма трудоемко и требует больших временных затрат; а во-вторых, опрашивать потребителей часто не имеет смысла, так как их предпочтения в отношении тех или иных характеристик при выборе турфирмы остаются постоянными в течение достаточно длительного периода времени, в отличие от восприятия данных параметров, которое меняется от фирмы к фирме, от сезона к сезону, зависит от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка и т.д. Следует отметить, что для дальнейшего решения управленческих задач

важен не только конечный результат маркетингового исследования в виде оценки риска неудовлетворенности клиентов, но и промежуточные данные. Знание того, какие именно параметры в меньшей степени устраивают клиентов турфирм, может помочь в разработке мер по снижению уровня риска их неудовлетворенности, а также в планировании маркетинговой деятельности предприятия, особенно в части ассортиментной, ценовой и коммуникационной политики с учетом выявленных факторов рисков и для снижения их же воздействия на фирму. При этом в первую очередь необходимо уделить внимание улучшению тех аспектов деятельности турфирмы, которые невысоко оценены потребителями, однако имеют для них большое значение.

Заключение

Разработанная методика маркетингового исследования с целью оценки риска неудовлетворенности потре-

бителей является гибкой и может быть адаптирована к оценке других видов рисков и применяться на предприятиях любого вида деятельности. А предложенный алгоритм управленческих действий по минимизации рисков на основе маркетинговой информации поможет руководителям организаций или соответствующих отделов самостоятельно проводить маркетинговые исследования, связанные с решением иных управленческих задач с учетом разного рода предпринимательских рисков.

Литература

1. Черчилль Гилберт А., Браун Том Дж. Маркетинговые исследования / Пер. с англ. и ред. Г.Л. Багиева. - СПб: Питер, 2007. - 704 с.

2. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е изд. / Пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2007. - 1200 с.

Lidia N. Strebkova

Assistant, Chair of Service Economy, Novosibirsk State Technical University

Marketing Researches in Context of Business Risks Evaluation

_Abstract

Article offers management activities algorithm for enterprise risks minimization, recognized during marketing process. Author methods of marketing research which is made for evaluation of dissatisfaction risks of tour companies clients in Novosibirsk-city is represented.

Keywords: marketing research, risk management, management decision, methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.