Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ АНДИЖАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГОСПИТАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ АНДИЖАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГОСПИТАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
клиника / больница / госпиталь / специальная одежда / кожные болезни / анкета / маркетинговые исследования / потребительский спрос / натуральные волокна / цветовая гамма / банк моделей / конструкция / микроклимат.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фирюза Учкуновна Араббаева

В статье расмотренны вопросы маркетинговых исследований для формирования потребительского спроса на госпитальную одежду для больных кожными заболеваниями Андижанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ АНДИЖАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГОСПИТАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ АНДИЖАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГОСПИТАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Фирюза Учкуновна Араббаева

Старший преподаватель Андижанский машиностроительный институт

АННОТАЦИЯ

В статье расмотренны вопросы маркетинговых исследований для формирования потребительского спроса на госпитальную одежду для больных кожными заболеваниями Андижанской области.

Ключевые слова: клиника, больница, госпиталь, специальная одежда, кожные болезни, анкета, маркетинговые исследования, потребительский спрос, натуральные волокна, цветовая гамма, банк моделей, конструкция, микроклимат.

Введение. Отсутствие специальной госпитальной одежды в госпиталях, а также непрерывный рост со стороны больных кожными заболеваниями потребностей к этому виду одежды, побудило, проведению маркетинговых исследований по формированию спроса населения Андижанской области. В данной работе целью маркетинговых исследований заключалось в определении потребностей, формированию требований к специальной госпитальной одежде больных кожными заболеваниями, а также разработка основных художественно - конструктивных признаков проектирования этого вида одежды.

В работах Абдурахимовой Ф.А. [1], Арипжановой Д. [2], Абдуллаева У.Т. [3] и других ученых маркетинговые исследования были направлены, в основном на формирование потребительского спроса на определенные виды изделий, таких как одежды для деловых женщин, хлопковых и шелковых верхних трикотажных изделий и др.

Методы.В данной работе проводились маркетинговые исследования по выявлению потребительского спроса на госпитальную одежду с учетом топографии и условий протекания кожных заболеваний.

При формировании системы анализа маркетинговой информации было обращено внимание на набор совершенных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга.

Для проведения маркетинговых исследований необходимо создать банк моделей. Банк моделей - это набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных, маркетинговых решений деятельности рынка. Каждая

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат. В данной работе подбор банка моделей направлен на выявление и формирование потребностей и требований на госпитальную одежду.

Для выявления и формирования потребностей и требований на госпитальную одежду была принята схема маркетингового исследования, состоящая из пяти основных маркетинговых исследований (рис 1).

Рис 1. Схема маркетингового исследования

Маркетинговые исследования по выявлению и формированию потребностей и требований на госпитальную одежду несут поисковый характер. Формирование целей поисковых исследований заключается в сборе предварительных данных, которые помогли бы пролить свет решению проблемы по изучению современной топографии кожных заболеваний, а также формирование требований и разработки новой коллекции одежды для больных кожными заболеваниями. Целью исследования работы является сбор предварительных данных о госпитальной одежде для больных кожными заболеваниями.

Сегодня практикуется сбор вторичных и первичных данных для отбора источников информации.

При рассмотрении этих источников было выявлено что, первичные данные - это информации, собранные впервые для какой либо конкретной цели а вторичные же это информации, которые уже где то существуют, будучи собранные ранее для других целей.

В данной исследовательской работе были использованы как сбор первичных, так вторичных данных по специально разработанному плану (рис. 2).

Методы исследования Опрос

Орудия исследования Анкета

План составления выборки Процедура выборки

Способы связи с аудиторией Личный контакт

Рис 2. План сбора первичных данных

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Для процесса проектирования госпитальной одежды для больных кожными заболеваниями сбор вторичных данных был осуществлен на базе старых каталогов моделей, а также моделей аналогов больничной одежды, которые использовались в госпитальных условиях.

По разработанному плану исследования велись по следующим критериям:

• проведение опроса среди больных;

• орудием исследования является анкета;

• составление плана - выборки необходимость охвата всего контингента больных;

• осуществление связи с больными личным контактом.

При сборе первичной информации в данной работе был использован анкетный опрос больных.

Анкета- это самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных..

С целью создания комфортных условий для опрашиваемых больных, для определения потребительского спроса были рассмотрены и учтены следующие аспекты:

1. Альтернативный вопрос - вопрос, предлагающий выбор из двух ответов.

2. Вопрос с выборочным ответом - вопрос, предлагающий три или более вариантов ответа на выбор.

3. Шкала важности - шкала с ранжированием любой характеристики по степени важности (от «совсем неважной» до «исключительно важной»).

4. Оценочная шкала- шкала с ранжированием любого признака (от «неудовлетворительного» до «отличного»).

Составление плана выборки в данной работе были рассмотрены следующие задачи и их решения:

1. Кого опрашивать?

Больных Андижанского кожно - венерического диспансера.

2. Какое количество людей необходимо опросить?

В опросе участвовал весь контингент больных данного диспансера.

3. Каким образом следует отбирать членов выборки?

Для этого были отобраны респонденты по признаку принадлежности к определенной группе или категории, такой как групп больных определенными заболеваниями.

Маркетинговые исследования проводились по ранее разработанной в МГУДТ методике, которая включает в себя 4-этапа.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

-определение цели и выбор методов МИ;

-определение объема выборки;

-сбор информации;

-формирование рекомендации по рациональной структуре, направляющей коллекции одежды для больных кожными заболеваниями.

В качестве объекта исследования выбран ассортимент женских и мужских изделий: костюмы, комплекты и др. Опросы проведены в 2014 и 2015 годах среди больных кожными заболеваниями, так как эта группа респондентов является наиболее привлекательной для производства одежды для больных с разными половыми возрастными характеристиками.

Для удобства и наглядности ответов разработаны эскизы различных покроев и швов, используемых при раскрое и пошиве одежды, а также цветовой гамме (рис 3). Опросом было охвачено 388 больных КЗ диспансера кожно-венерических заболеваний Андижанского вилоята. Была разработана специальная анкета для опроса (П.2.). Статистическая обработка результатов проводилась в вычислительном центре Андижанского машиностроительного института по программе Microsoft office excel 2007. Характеристики опрошенных потребителей приведены в таблице 1.

1-таблица

Одномерные распределения предпочтений и социально-демографических характеристик опрошенных потребителей (БКЗ)

№ Наименования признака, Кодовое Частота предпочтения

варианты обозначение Относительная величина % Абсолютная величина (количество)

1. Возраст:

-до 18 лет; 1 8 28

-от 18 до 25 лет; 2 50 192

-от 26 до 35 лет; 3 15 60

-от 36 до 45 лет; 4 15 60

- от 46 и выше. 5 12 48

1. Половая принадлежность:

-мужчины; М 55 212

-женщины. Ж 45 176

3. Предпочитаемые требования:

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

-эргономические; Э 16 61

-гигиенические - ГЗ 26 100

защитные;

-эстетические; Эс 14 58

-эксплуатационные; Эк 13 26

- функциональные; Ф 24 49

-показатели ЭТ 7 94

экономичности и

технологичности.

По данным таблицы большая часть опрошенных больных 50% в возрасте от 18 до 25 лет, 15% составляют больные от 26 до 36 лет, 15% составляют от 36 лет до 45 лет, 12% - это больные от 46 лет и выше и 8% составляют больные до 18 лет, а также 55% респондентов мужчины и 45% женщины.

Особенности разработки одежды для БКЗ непосредственно связаны с требованиями предъявляемые к этому виду одежды. Анализ результатов опроса по предпочитаемым требованиям показало, что 26% больных отдают предпочтение гигиеническим - защитным требованиям, 24% больных функциональным, 16% больных эргономическим, 14% и 13% БКЗ соответственно, эстетическим и эксплуатационным требованиям и лишь 7% БКЗ отдают предпочтения показателям экономичности и технологичности.

Протекание кожных заболеваний и специфика этих болезней обосновывает фактор выбора одежды БКЗ. Наибольшее количество больных 21% как важный фактор отдают предпочтение фактору удобства в одевании и снятии, 18% отдают предпочтение качеству материала, 17% больных предпочитают сроки службы, 16% стоимость одежды, 15% соответствию антропометрическим данным и 13% больных соответственно отдают предпочтения соответствию направлению моды.

Для комфортности одежды и оптимального выздоровления больных немаловажное значение имеет свойства и волокнистый состав материала.

Результаты опроса больных по предпочитаемому материалу по волокнистому составу показало, что 38% респондентов предпочитают натуральные волокнистые ткани, 22% больных отдают предпочтение тканям со смешанными волокнами, 40% опрошенных отдали предпочтение как искусственным, так и синтетическим волокнистым тканям.

Больничная одежда должна иметь конструктивные элементы, обеспечивающие нормальное функционирования организма благодаря микроклимату под одежного пространства.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Вышеуказанные критерии соответственно обусловлены комплектами, покроем рукавов, членениями, используемыми швами, а также степенью облегания одежды.

Выбор цветовой гаммы и колорита тканей был связан с конкретным видом ассортимента и комплекта, возрастной группой и видом кожных болезней. Поэтому цветовая гамма для новых изделий БКЗ может включать всю палитру, главным требованием остается соответствие цвета вкусам респондентов и общему композиционному решению.

Выводы: Таким образом, в результате маркетинговых исследований установлено следующее:

-получена информация по формированию требований предъявляемых к госпитальной одежде по степени значимости;

-сформированы потребительские предпочтения на свойства и волокнистый состав материала для одежды БКЗ;

-определенно, что наиболее приемлемой степенью облегания одежды являются полуприлегающее и свободное облегание одежды.

REFERENCES

1. Д. Абдукаримова "Разработка технологии формировании рационального ассортимента женской одежды". Автореферат Ташкент

2. Д.И. Арипджанова "Разработка технологии прозводства женской одежды из нового ассортимента шелковых тканей". Автореферат Ташкент

3. У.Т. Абдуллаев "Муракаб туцималар асосидаги янги таркибли матолар ишлаб чицариш технологиясини тадцицоти". Автореферат Ташкент

4. Араббаева, Фирюза Учкуновна, and Мавлюда Назировна Умарова. "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГОСПИТАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ." Universum: технические науки 2-4 (95) (2022): 24-26.

5. UCHKUNOVNA, ARABBAEVA FIRYUZA. "The Theoretical Basis for the Development of a Technical Proposal for Hospital Clothing for Patients with Skin Diseases." JournalNX 6.10: 407-409.

6. Tojiboyev, B. M., Muhiddinov, N. Z., Karimov, R. I., & Jalilov, R. R. O. G. L. (2021). IKKILAMCHI TERMOPLAST POLIMERLAR ASOSIDA QURILISH SANOATI UCHUN POLIMERKERAMIK KOMPOZITSION MATERIALLARNI OLISH JARAYONINI TAKOMILLASHTIRISH. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 7(9), 386-392.

7. Zuxridinovich, M. N., & Muxammadzokir ogli, R. M. (2021). To improve the technology of obtaining polymer composite materials on the basis of fillers that provide special properties. Texas Journal of Multidisciplinary Studies, 3, 168-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.