Научная статья на тему 'Маркетинговые инновации в сбытовой политике гостиничных сетей в сфере этнического туризма'

Маркетинговые инновации в сбытовой политике гостиничных сетей в сфере этнического туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ КРУПНЫХ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ / МАРКЕТИНГ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиюхова Ангелина Шихамовна

Международные глобальные гостиничные сети, начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, активно вкладывают капиталы не только в традиционные отечественные центры туризма (Москва, Санкт-Петербург), но и под брендами Radisson SAS и Park Inn и Marriott International. Российские сетевые компании гостеприимства, в т.ч. Russian Management Hotel Company, пытаются компенсировать этот процесс собственными инвестициями в сферу этнического туризма, развивая отели «3-4-5 звезд» не только в российских городахмиллионниках, но и на Юге России, включая курорты Сочи, Геленджик, Анапу, Домбай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые инновации в сбытовой политике гостиничных сетей в сфере этнического туризма»

Литература

1. Еремин, Б. А. Условия паритетной оптимальности маркетинговых программ [Текст} // Б. А. Еремин. Блокнот маркетолога.- 2002.- №3.- с.19-20.

2. Винокуров, Б.Л. О маркетинговой сущности термина «экономическая рамификация» [Текст] // Б.Л. Винокуров. Маркетолог Юга России.- 2002.-№4.- с. 35-39.

Сиюхова А.Ш.

Маркетинговые инновации в сбытовой политике гостиничных сетей в сфере этнического туризма

По свидетельству Л.В.Штомпель (2004), Ю.В. Фетисовой (2006), рынок туризма как в России, так и за рубежом на 80% поделен между собой глобальными гостиничными сетями, тогда как малые формы предпринимательства на этом секторе рынка едва занимают 20%. В этой связи известный московский маркетолог Е.П.Юсупова (2010) отмечает, что «глобальные гостиничные сети давно уже являются транснациональными структурами, но стратегически в них доминирует американский капитал». Соединенные Штаты первыми в мире - еще в 1930-е гг. - начали формировать цепочки отелей, добились очень высокой степени консолидации внутреннего рынка (70% всех отелей страны входят в какую-либо гостиничную цепочку) и более чем преуспевают на всепланетном уровне. На сегодняшний день крупные международные гостиничные сети контролируют около 20% из 16 млн. отелей, действующих по всему миру. Номерной фонд первой десятки брендов насчитывает более 3,6 млн комнат, что представлено в таблице 1. Крупные международные гостиничные сети довольно успешно осваивают российских рынок. В лидерах на сегодняшний день ходят Marriott International и Rezidor SAS : у одной - шесть, у другой - пять отелей. Впрочем, Rezidor SAS уже со-вершает решительный рывок на первую позицию: вот-вот войдут в строй еще два ее отеля в Москве, один - в С.-Петербурге и еще один (под новым для России брендом Park Inn) - в Екатеринбурге. Отели этой цепочки также представлены в ближнем зарубежье - в Баку, Киеве, Ташкенте, Астане, Алма-Ате. У Rezidor SAS большие планы развития на постсоветском пространстве, куда она собирается принести еще один новый бренд (Missoni), освоить все главные региональные центры и уже в ближайшие два-три года открыть там 5-8 отелей под брендами Radisson SAS и Park Inn. Всего же к 2012 г. в России и СНГ она собирается контролировать 50 гостиниц. Кстати, одна из таких гостиниц «Radisson SAS Лазурная» успешно функционирует на курорте Сочи. Руководство компании считает, что рынки Москвы, С.-Петербурга и российского Причерноморья благоприятны для прироста отелями пяти звезд и среднего класса. А вот при выходе на рынки других городов ориентация сделана на отели класса 3-4* Park Inn. "Россия очень привлекательна для инвестиций, - говорят в компании, - а

отели в двух ее столицах - важный источник прибыли для любого международного оператора". Другой набирающий высокие темпы " пришелец"-французская Лееог, пока представленная в России двумя отелями Коуо1е1 в Москве и одним - в С.Петербурге.

Таблица 1. Ведущие международные гостиничные сети по состоянию на конец 2010 г. (адаптированные материалы с использованием данных Е.П.Юсуповой и

соавт.)

№ Название компании Кол-во отелей номеров Страна Основные бренды

1 Inter С ontinental Hotels Group 3600 536 31 8 Великобритания Holiday Inn, Crowne Plaza, Hotel Indigo

2 Hospitality (Cendant Corp.) 6402 518 747 США Tnprewards, Days Inn, Knights Inn, Rarnada, Travelodge, Win gate Inn, Super 8 Motel, Howard Johnson, Amerihost Inn

3 Marriott International 2718 490 564 США Marriott Hotels & Resorts, Renaissance, Courtyard, Residence Inn, Fairfield Inn

4 Ac cor 3894 453 403 Франция Sofitel, Novotel, Mercure, Ibis, Etap, Formule 1, Red Roof Inn, Motel 6

5 Hilton Hotels Corp. 2565 447 172 США Hilton, Conrad, Doubletree, Embassy Suites Hotels, Hampton, Hilton Garden Inn, Homewood Suites by Hilton

6 Choice Hotels International 4810 388 61 8 США Cambria Suites, Comfort Inn, Comfort Suites, Quality, Sleep Inn, Clarion, MainStay Suites, Suburban Extended Stay Hotel, Econo Lodge, Rode way Inn

1 Best Western International 4110 310 245 США Best Western Hotels

8 Starwood Hotels Л Resorts Worldwide 738 229 247 США Sheraton, Four Points® by Sheraton, St. Regis Hotels & Resorts, The Luxuiy Collection, Le Meridien, W Hotels, Westin

9 Carlson Hospitality Worldwide 881 147 624 США Radisson Hotels & Resorts, Regent International Hotels, Country Inns & Suites, Park Hospitality, T.G.I. Fridays, Radisson Seven Seas Cruises, Carlson Wagonlit Travel, Carlson Leisure Group, Carlson Marketing Group

10 Hyatt Hotels Hyatt Interna tional 208 89 602 США Hyatt, Hyatt Regency, Grand Hyatt, Park Hyatt, Hawthorn Suites, AmeriSuites, Summerfield Suites

11 Sol Melia XA 331 80 494 Испания Melia hotels, Tiyp hotels, Sol Hotels, Paradisus Resorts, Hard Rock Hotels, Sol Melia Vacation Club

12 TUI AG TUI Hotels A- Resorts 290 76 000 Германия Atlantic a Hotels, Dorfhotel, Gran Resort Hotels, Grecotel, Grupotel, Iberotel, Magic Life, Nordotel, Paladien, RIU, ROBINSON Club, Sol Y Mar

13 Societe du Louvre 896 66 356 Франция Louvre Hotels, Concorde, Campanile, Kyriad, Premiere Classe

Источник: РБК и данные корпоративных сайтов компаний

Результаты работы этих гостиниц значительно превысили ожидания: оказалось, что российский рынок развивается куда быстрее, чем предполагали, скажем, пять лет назад. К настоящему моменту в Северной столице ведется строительство гостиницы Ibis 3* - это будет первый отель такой марки на территории России (открыть его планируется к концу 2012 г.). Будут построены еще две-три гостиницы в С.-Петербурге и три-четыре в Москве под брендами Sofitel, Novotel и Ibis. Кроме того, в ближайшие пять-семь лет отели Accor планируется открыть почти во всех городах-миллионниках: Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новороссийске и ряде других. А всего по России, включая курорты Сочи, Геленджик, Анапу, - 20-30 гостиниц. Accor - одна из немногих компаний, имеющая долевое участие в строящихся объектах и инвестирующая в них собственные средства (главным образом, в отели под брендом Ibis). Оценивая перспективы гостиничного рынка в России, В.В.Ильичев (2009), региональный директор по развитию Russian Management Hotel Company, представляющей здесь интересы Accor, отметил, что особенно высокий рост спроса наблю-дается в Москве и Сочи, однако рентабельность гостиничного бизнеса все-таки остается ниже окупаемости жилья и офисных помещений. Относительно новый оператор на отечественном гостиничном рынке - Hyatt International - также не собирается останавливаться на одном отеле в Москве. Следующий его проект - Grand Hyatt Moscow, который откроется в 2012 г. Он станет частью комплекса "Москва-Сити" и разместится в одной из башен "Федерации". Намечено также открытие Hyatt Regency в Киеве. Активно развивается, но пока только на столичном рынке, Intercontinental Hotels Group: в прошлом году она открыла отель "Holiday Inn Лесная", в процессе строительства находятся еще два объекта этого же бренда -"Сущевская" и "Сокольники". Orient-Express Hotels Ltd., которая в феврале 2005 г. приобрела гостиницу "Гранд Отель Европа" в С.-Петербурге, также строит планы дальнейшего проникновения в Россию. Так, рассматривается возможность инвестировать средства в бутик-отель в С.-Петербурге и в загородный клуб совместно с ЗАО "Европа Отель". Другим проектом может стать круизное судно класса люкс на маршруте Москва - "Северная Пальмира", причем меблировка кают будет соответствовать гостиничным 5*. Совсем скоро на гостиничном рынке России также должны появиться Ritz-Carlton, Four Seasons и другие хорошо известные международные гостиничные сети, принимающие участие в развитии этнического туризма.

Как указывает С. А. Свистунов (2010), «российские гостиничные сети с точки зрения "классической модели" пока еще находятся в стадии становления. Пожалуй, ближе всех к заветному титулу компания Heliopark Group. В качестве основного направления развития она выбрала формирование цепочки отелей, ориентированных на оздоровление, отдых и деловой туризм. Под управлением Heliopark Group сейчас находятся шесть отелей, расположенных в Москве, Подмосковье, Тверской области, Сочи, Домбае и Пскове. Дальше собираются осваивать С.-Петербург и Нижний Новгород. Подписаны соглашения по включению в состав сети гостиничных объектов в Челябинске и Ялте. Задача на

ближайшие годы - создание полноценной сети в России и за ее пределами, включающей 25-30 отелей европейского уровня. Своеобразно развивается проект Amaks Grand Hotels, который охватывает 13 отелей в различных городах России. Отели, приобретенные Amaks, в основном состоят из гостиниц типа "Турист" и " Интурист" еще советской постройки. Последними приобретениями, совершенными в декабре прошлого года, стали отели в Ростове-на-Дону и Азове. Сейчас компания сосредотачивает силы на развитии купленных отелей, совершенствовании сервиса и формировании корпоративной культуры, стандартизации процессов и пр. Ведет и реставрацию имеющихся объектов. Например, подходит к завершению реконструкция гостиницы в Перми - бывшей "Турист", ныне меняющей название на Amaks Premer Hotel.

Объявлено о начале реконструкции "Сафар-отеля" в Казани. Однако назвать полноценной сетью объединение отелей, столь сильно отличающихся по стандартам, уровню предоставляемых услуг, методам управления и др. показателям, весьма проблематично. Компания "Стабильная линия" представила проект создания сети малых 3-звездных гостиниц в центре Москве. Сейчас идет строительство первого отеля, в стадии оформления находятся документы для еще двух участков в городе. Долгосрочные планы компании включают также организацию в течение десяти лет гостиничной сети под названием "Ассамблея", в которую войдут семьвосемь малых гостиниц эконом-класса в пределах Садового Кольца. Двинулась "Стабильная линия" и в регионы: анонсирован проект строительства отеля на курорте Домбай (открытие запланировано на конец 2013 г.), планы "освоения" городов Золотого кольца, ближнего и дальнего Подмосковья (в области предполагается строить или брать в управление 3-звездные гостиницы). Интересны планы компании "Русские отели", созданной в 2004 г. Она вступила в партнерские отношения с южноафриканской гостиничной сетью Protea (около 100 отелей в 14 странах, преимущественно в Африке и бассейне Индийского океана). Этот тандем собирается открыть, как минимум, по одной гостинице в Москве, Петербурге, Красноярске, Самаре, Перми, Нижнем Новгороде, Челябинске и Хабаровске. Инвестиции составят до $250 млн. Свою первую гостиницу " Русские отели" и Protea откроют в Новосибирске уже через полтора-два года: 4-звездную, на 150-200 номеров, и управлять ей будет южно-африканская компания. Стоимость этого проекта оценивается в $10-12 млн. Аналитик Альфа-Банка А.К. Свинов (2010) считает вполне логичным выход этой малоизвестной сети на российский рынок, минуя столицы, так как в регионах проще получить землю под строительство, указывая, что " более известные гостиничные марки пока с неохотой выходят на региональные рынки, опасаясь возможных рисков. Это обстоятельство также на руку Protea". Среди задач, поставленных перед "Русскими отелями", -инвестирование в строительство гостиниц уровня 3-4 звезды (по краткосрочным планам) и создание крупнейшей российский сети 4-звездных бизнес-отелей (в стратегической перспективе). Предполагается, что за три-пять лет будет построено порядка 20-30 объектов в крупных региональных центрах России и странах СНГ. Хорошо известна на гостиничном рынке компания " Юмако",

управляющая столичным отелем "Катерина-Сити". К данному моменту она концентрирует свои усилия в Сочи. Система "Катерина Клуб", разработанная компанией, должна объединить гостиничные и жилые комплексы в курортных зонах по всей стране, начиная свое развитие с Красной Поляны, где сейчас реализуются совместные проекты по освоению этого курорта. Создание первой российской управляющей компании - такую амбициозную цель поставила перед собой "Интурист Отель Групп". На первых порах компания ак-тивно приобретала акции отелей, но целью все же ставится предоставление профессиональных услуг в качестве управляющей компании, а также варианты работы на базе франчайзинга. Сегодня "Интурист Отель Групп" частично владеет московским "Космосом", "Камелией" в Сочи, " Интуристом" в Великом Новгороде и тремя новыми отелями в Угличе, Ростове Великом и Переславле-Залесском. В 2012-2014гг. должна также открыться гостиница в центре Москвы на 200 номеров. Известно и об интересе компании к Карелии. Основной целевой группой всех отелей формирующейся цепочки должны стать российские и иностранные туристы и бизнесмены. Компания Douglas Hotel (это предприятие с участием иностранного капитала) представила совершенно новую концепцию российских придорожных отелей: довольно смелый проект, ориен-тированный в основном на транспортные компании и тех, чей бизнес, так или иначе, связан с дорогой и перевозками. Сейчас функционирует пока один отель будущей цепочки, расположенный на Киевском шоссе. За первые шесть месяцев работы показатель его загрузки составил 58%. В 2012 г. планируется открыть еще три типовых отеля на разных участках автотрассы "Россия", соединяющей Москву и С.-Петербург. Ожи-дается, что в течение двух лет в цепочку также войдут 15 отелей категории 3-4*, расположенные на крупнейших федеральных автомобильных трассах. Другие проекты компании включают строительство городских и загородных гостиничных комплексов, находящихся в удалении от крупных городов. Заметно преобразуются отели, находящиеся в управлении гостиничного комплекса "Президент-отель", куда помимо одноименной гостиницы входят еще и " Арбат", конгресс-парк "Волынское", "Планерное", дом отдыха " Лось". Все они расположены на территории Москвы и области. Однако планы по увеличению числа гостиниц пока не объявлялись. Концепция компании "Корстон" и вовсе пока не определена как будущая гостиничная сеть. Тем не менее, такая вероятность существует: помимо управления гостиницей "Орленок" в Москве у группы на разных стадиях строительства находятся объекты в Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Астрахани и Липецке. В московском "Орленке" также планирует-ся возвести несколько новых корпусов.

Вывод

1. Вопросы отечественного и зарубежного этнического туризма находятся в сфере интересов глобальных гостиничных сетей и активно развиваются как в России, так и в странах СНГ на фоне вложения крупного

инвестиционного капитала транснациональными корпорациями международного гостеприимства.

2. Перспективными этническими регионами, предлагаемыми для этнического туризма (в т.ч. в маркетинговых программах «Русские отели»), глобальные гостиничные сети определяют Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Самару, Нижний Нов-город, Домбай, Хабаровск, где активно развиваются 3-4-5-звездночные отели, способные принимать (по VIP-обслуживанию) не только российских, но и требовательных западных туристов.

Литература

1. Свистунов, С. А. Классические модели российских гостиничных сетей.// Турист.-2010. -№3.-с.69-71.

2. Юсупова, Е.П. Транснациональные интересы глобальных гостиничных сетей.// Рынок столицы.- 2010.- №2.- с.94.

3. Свинов, А.К. Российский рынок гостиничных услуг.// Русские отели.- 2010.-№1.- с.54-56.

Гамзатов А. О.

Маркетинговый инструментарий в реализационных мероприятиях на российском рынке жилищно-коммунальных услуг

В результате экономических преобразований за последние годы изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Так, доля частного жилищного фонда, составляющая 30% в 1992, году превысила 50% уже к 2010 г., в т.ч. доля жилья, находящегося в собственности граждан, за этот период возросла с 26% до 80%. Более 3/4 квартир государственного и муниципального жилищных фондов приватизированы. Структура жилищного фонда в РФ по формам собственности приведена в таблице 1. Как подчеркивает С. Н. Нотенко (2010), одним из важнейших направлений реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве является «привлечение населения к управлению и содержанию жилищного фонда. Это позволяет частично снять бремя органов власти по ремонту и эксплуатации зданий, сократив расходы бюджета за счет привлечения труда и финансовых средств собственников, арендаторов и нанимателей жилья. Закон РФ «О товариществах собственников жилья», принятый еще в 1996 году, регламентирует процесс создания товариществ, гарантирует права собственности и регулирует взаимоотношения граждан и юридических лиц. При этом, моделируя маркетинговые программы на рынке услуг ЖКХ, следует понимать, что действующее законодательство определяет товарищество собственников жилья как некоммерческую организацию, т.е. форму объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, использования и в установленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.