маркетинговое
управление кооперацией
маркетинговое управление
в создаваемых региональных
торговых сетях потребительской
кооперации россии
Потребительская кооперация России является крупной многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, заготовительную, производственную деятельность и оказывающей социальные и бытовые услуги населению. Организации потребительской кооперации играют существенную роль в обеспечении устойчивого развития сельских территорий, располагая для этого материально-технической базой и кадровым потенциалом. От устойчивого экономического развития потребкооперации во многом зависит
уровень жизни и благосостояние сельских жителей.
Лукьянов В.И.
канд. техн. наук, доцент, соискатель Российского университета кооперации
Одним из механизмов обеспечения устойчивого экономического развития организаций потребительской кооперации является маркетинговое управление [1], развитие и внедрение которого особенно актуально в создаваемых региональных кооперативных торговых сетях. В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года в число важнейших задач, стоящих в настоящее время перед потребительской кооперацией, вошли следующие:
- создание торговых сетей с единой логистической системой;
- формирование маркетинговой политики;
- проведение маркетинговых исследований.
Суть эксперимента: сравнить объемы производства и потребления сельхозпродукции
Особую актуальность в стране имеет развитие товарного обращения выращиваемой в России экологически чистой сельскохозяйственной продукции с использованием в качестве каналов продвижения специализированных (продуктовых) торговых сетей потребительской кооперации.
При формировании региональных специализированных торговых сетей в целях позиционирования ассортиментной политики, охвата рынков и продвижения продовольственной продукции при выработке маркетинговой политики следует учитывать сложившуюся в регионах структуру производства сельскохозяйственной продукции.
Для изучения региональных возможностей в рамках исследования данной проблемы нами был проведен анализ объёмов производства основных видов сельхозпродукции в российских регионах.
С целью определения средних объёмов и сформировавшейся структуры производства за определённый период в регионах была выбрана сельхозпродукция, традиционно закупаемая потребкооперацией, а именно: мясомолочная, овощная, и фруктово-ягодная. В качестве базовых критериев для оценки и выявления регионов со стабильно высокими результатами в производстве продукции были приняты средний объём производства и потребления продукции на душу населения в регионе.
Объёмы производства и среднего потребления сельхозпродукции на душу населения рассчитывались по каждому региону за 17-летний период (1990-2006 годы).
Вывод: у отечественных производителей имеются потенциальные возможности
Положительная разница между объёмом производства и потреблением сельхозпродукции на душу населения (из расчёта средних значе-
особую актуальность в стране имеет развитие товарного обращения выращиваемой в России экологически чистой сельскохозяйственной продукции
Таблица 1
Регионы России, имеющие превышение производства над потреблением продукции сельского хозяйства на душу населения за 1990-2006 годы
Показатели Мясо и мясопродукты Молоко и молокоп-родукты Яйца Картофель Овощи Плоды и ягоды
1. Количество регионов, имеющих превышение производства над потреблением продукции на душу населения, ед. (в % от общего числа регионов) 23 (29 %) 44 (57 %) 46 (59 %) 72 (92 %) 50 (64 %)
2. Количество регионов, имеющих производство продукции на душу населения выше среднего по России, ед. (в % от общего числа регионов) 44 (57 %) 44 (57 %) 38 (49 %) 37 (47 %) 38 (49 %) 28 (37 %)
Составлено по: [2,с. 58-59, 194-201, 564-573, 590-597]
ний за исследуемый период) свидетельствует о сложившейся направлености, связанной с природно-климатическими и хозяйственными условиями стабильно получаемых высоких объёмов производства сельхозпродукции в регионах.
Это позволили сделать вывод об имеющейся потенциальной возможности для увеличения организациями потребительской кооперации закупок отечественной сельхозпродукции и сырья (табл.1).
Лидирующие позиции по превышению производства сельхозпродуктов по отношению к потреблению на душу населения1 занимали следующие регионы.
По поголовью скота и птицы (в убойном весе): Белгородская область (1,46); Ленинградская область (1,27); Республика Алтай (1,26); Крас-
1 Из расчёта коэффициента превышения: Кпрев = производство /потребление
при формировании
_региональных
_специализи-
_рованных
_торговых сетей
_следует
_учитывать
_сложившуюся
_в регионах
_структуру
_производства
_сельско-
_хозяйственной
_продукции
нодарский край (1,22); Алтайский край (1,21); Карачаево-Черкесская Республика (1,20); Курская область (1,20).
По производству молока: Орловская область - 1,73; Белгородская область (1,69); Алтайский край (1,67); Курская область (1,64); Смоленская область (1,61); Республика Мордовия (1,58); Вологодская область (1,52). По валовому сбору картофеля: Курская область (4,99); Орловская область (4,02); Брянская область (3,85); Еврейская автономная область (3,03); Липецкая область (2,99); Омская область (2,93); Рязанская область (2,92). По валовому сбору овощей: Кабардино-Балкарская республика (2,21); Астраханская область (1,98); Ленинградская область (1,74); Еврейская автономная область (1,68); Республика Дагестан (1,48); Костромская область (1,44); Брянская область (1,42). По производству яиц: Ленинградская область (4,23); Костромская область (1,79); Республика Марий-Эл (1,70); Удмуртская Республика (1,69); Нижегородская область (1,52); Вологодская область (1,49).
Структура
маркетинговой службы
Маркетинговое управление (по Ф.Котлеру) -это процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов, услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации [3]. На практике маркетинговое управление не что иное, как подсистема общей системы управления со своей специфической функцией по организации действий предприятий на рынке товаров и услуг.
На большинстве российских рынков наблюдается рост конкуренции. Поэтому сегодня становится насущной необходимостью применение сбалансированных маркетинговых решений. В условиях функционирования региональных торговых сетей потребительской кооперации без службы маркетинга также не обойтись, так как необходимо постоян-
имеется потенциальная возможность для увеличения закупок отечественной сельхозпродукции и сырья
организациями
потребительской
кооперации
Председатель правления регионального потребительского общества (союза)
Маркетинговая служба
Менеджер ! Менеджер ! Менеджер Менеджер
по страте- ! Менеджер ! по ценовой ! по рекламе! по марке-
гическому по товару ! политике ! и стимули- тинговой
маркетингу ! ! рованию логистике
! ! сбыта
Управление
торговли, производства и заготовок
Управление
сетевой торговли
Финансовая
служба
Исследование рынка
Службы
хозяйственного управления
Планирование закупок, производства, торговли и предоставления услуг населению
Производственная деятельность
Бухгалтерский учёт
Продвижение продукции и предоставления услуг населению I
Финансовый и налоговый учёт
Сбыт и реализация продукции и предоставления услуг населению
Учёт и контроль
Рис. 1. Организационная структура маркетингового управления региональным потребительским обществом (союзом)
но вести мониторинг рынков отечественной и зарубежной продукции.
Региональные организации потребительской кооперации, в основном, работают без формальной маркетинговой структуры, а маркетинговые функции распределены между имеющимися службами или специалистами. В такой ситуации вопросы планирования, финансирования, реализации и контроля решаются, как правило, в рамках отдельных подразделений автономно друг от друга.
Такая схема организации выполнения маркетинговых функций не эффективна для предприятий, так как не все из них могут выполняться не специализированными подразделениями из-за отсутствия необходимых знаний, опыта и навыков. Наиболее приемлемым вариантом организации маркетингового управления, на наш взгляд, является представленная на рисунке 1 модель маркетинговой службы для региональных потребительских обществ (союзов).
Предлагаемая структура маркетингового управления учитывает особенности работы потребительских союзов и способствует как качественному улучшению всей системы управления хозяйственной деятельностью потребительской кооперациии, так и обеспечению её устойчивого развития.
Литература
1.Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: монография / О.А.Алексеева, Н.Б. Андренов, А.И. Батюшков и др.; под об- щей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 15. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 342с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб. - 2007. - М.: Росстат, 2007. - 991с.
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2006. - 464с.
региональные
организации
потребительской
кооперации,
в основном,
работают
без формальной
маркетинговой
структуры
потребительская кооперация. _
-Ш^ш^ш