Научная статья на тему 'Маркетинговое управление конкурентоспособностью торгового центра'

Маркетинговое управление конкурентоспособностью торгового центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МARKETING МANAGEMENT / СOMPETITIVE АBILITY / МALL / СOMPETITIVE АDVANTAGES / ВUSINESS DEVELOPMENT STRATEGY / ECONOMIC СRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полонский Д. Э.

В статье рассматриваются новые концептуальные подходы к маркетинговому управлению конкурентоспособностью торгового центра как микроэкономической системы, что обеспечивает интеграцию, взаимодействие и постоянный процесс воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ развития бизнеса в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing management of a malls competitive ability

The article considers some new conceptual approaches to marketing management of a shopping centers competitive ability as a microeconomic system that provides integration, interaction and constant reproduction process of competitive advantages of sustainable business development in the conditions of an economic crisis.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое управление конкурентоспособностью торгового центра»

МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА

Д.Э. ПОЛОНСКИЙ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка Народного Ополчения, д. 2

В статье рассматриваются новые концептуальные подходы к маркетинговому управлению конкурентоспособностью торгового центра как микроэкономической системы, что обеспечивает интеграцию, взаимодействие и постоянный процесс воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ развития бизнеса в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: маркетинговое управление; конкурентоспособность; торговый центр; конкурентные преимущества; стратегия развития бизнеса; экономический кризис.

The article considers some new conceptual approaches to marketing management of a shopping center's competitive ability as a microeconomic system that provides integration, interaction and constant reproduction process of competitive advantages of sustainable business development in the conditions of an economic crisis.

Keywords: мarketing мanagement; сompetitive аЫ!^; мall; сompetitive аdvantages; вusiness development strategy; economic aisis.

Коды классификатора JEL: M21, M 31.

Маркетинг как управленческая концепция функционирования субъектов рынка в условиях конкуренции стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения в коммерческой и некоммерческой сфере.

Современная маркетинговая теория представлена разнообразными концепциями, основные из которых включают понятийные концепции маркетинга (как философии бизнеса, как науки, как управленческой концепции), которые предопределили многообразие определений сущности маркетинга; концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса (развивающий, противодействующий маркетинг, демаркетинг, ремаркетинг и др.); прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его применения (прикладные концепции коммерческого маркетинга — промышленный, торговый, банковский маркетинг, маркетинг гостиниц, предприятий массового питания и других коммерческих субъектов; и прикладные концепции некоммерческого маркетинга — предвыборный, религиозный, социальный маркетинг, макромаркетинг, глобальный маркетинг, маркетинг политических партий и общественных движений и других некоммерческих субъектов); управленческие концепции маркетинга (концепции стратегического

© Д.Э. Полонский, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

маркетинга, конкурентной рациональности, максимаркетинга, собственно маркетингового управления [4].

Анализ различных управленческих концепций маркетинга на протяжении истории их формирования в теории и практике позволяет выделить основные этапы эволюции маркетингового управления: интуитивный как этап формирования маркетингового инструментария; этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта и этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом.

В теории и практике маркетинга необходимо стремиться к переходу от управления маркетингом как одной из функциональных подсистем микроэкономической системы к маркетинговому управлению, обеспечивающему интеграцию, взаимодействие и постоянный процесс воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ в системе. Поэтому представляется необходимым разработка новых концептуальных подходов, основанных на маркетинговом управлении конкурентоспособностью торгового центра как микроэкономической системы.

Для этого в микроэкономической системе при управлении конкурентоспособностью с помощью принципа декомпозиции следует выделять функциональные подсистемы, обеспечивающие процесс воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ: маркетинговую, инновационно-технологическую, инвестиционную, производственно-техническую, финансово-экономическую, человеческих и интеллектуальных ресурсов, информационную, а также управляющую подсистемы [1]. Такое выделение функциональных подсистем, с одной стороны, отражает логический процесс воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ, а с другой стороны — наличие в микроэкономической системе функциональных подсистем, характерных для современной фирмы постиндустриального общества и «новой экономики», основанной на знаниях и новых технологиях, формирующих устойчивые конкурентные преимущества высшего порядка.

Концепция маркетингового управления конкурентоспособностью микроэкономической системы должна учитывать не только выявленные М. Портером факторы конкуренции и ограниченный спектр потребностей покупателей, поставщиков, конкурентов, производителей товаров-заменителей [5]. В условиях экономического кризиса следует обеспечивать соблюдение баланса интересов и потребностей также и других групп влияния — экономических субъектов, заинтересованных в результатах деятельности микроэкономической системы (собственников, сотрудников, менеджеров, инвесторов, государственных и муниципальных органов и т.д.). В данном аспекте предлагается различать внешнюю конкурентоспособность торгового комплекса, которую оценивают группы влияния, принимая решения о целесообразности и эффективности сотрудничества с ней, и внутреннюю конкурентоспособность, являющуюся объектом управления, в первую очередь, со стороны собственников и менеджеров торгового комплекса.

Поэтому основным в маркетинговом управлении конкурентоспособностью торговым центром как микроэкономической системой представляется его целевая ориентация на удовлетворение спроса покупателей торгового центра и комплексная интеграция всех функциональных подсистем торгового центра в целостную систему, действующую в интересах всех групп влияния контрагентов (девелопера, управляющей компании, арендаторов и посетителей) и обеспечивающую единый процесс воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ объекта

с синергетическим эффектом, многократно усиливающим конкурентоспособность такой системы.

Главными целями стратегического маркетингового управления торговым центром становятся достижение высокой конкурентоспособности, создание и формирование устойчивых конкурентных преимуществ. Введение системы количественных показателей дает возможность на практике управлять конкурентоспособностью как самостоятельным объектом, сформировать комплекс конкурентных стратегий, типовых сценариев и процедур принятия управленческих решений на основе проведения мониторинга выбранных показателей, оценки их значений; обеспечить формирование и развитие устойчивых конкурентных преимуществ экономической системы.

Одним из многих конкурентных преимуществ торгового комплекса в условиях экономического кризиса является лояльная по отношению к ритейлу арендная политика и внедрение такой системы взаимоотношений с арендаторами, в рамках которой они платят процент от своего оборота и минимальную арендную ставку. В результате взаимоотношения с оператором перерастают в партнерские, так как арендная плата коррелирует с оборотом арендатора и является квинтэссенцией работы управляющей компании. Применяя такую схему, в большинстве случаев удается получить ставку, которая выше минимального уровня на 20-25%.

Применяя индивидуальный подход к каждому партнеру-арендатору, происходит мониторинг и анализ его конкурентной позиции, внутренней среды и экономической эффективности, в результате чего ежеквартально пересматриваются арендные ставки с учетом системы бюджетирования торгового комплекса.

Непрерывная ротация в пуле арендаторов торгового комплекса позволяет внимательно отслеживать их состояние, чтобы своевременно выявить возможные негативные тенденции. При этом учитываются следующие аналитические показатели: выручка, получаемая с одного квадратного метра, коэффициент трансформации, то есть коэффициент превращения посетителей магазинов в покупателей, средний чек и общее количество чеков.

Система классификации арендаторов, в которой каждый оператор относится к одному из пяти классов — в зависимости от сегмента, в котором он работает, степени известности бренда и лояльности потенциальных покупателей по отношению к нему — позволяет определить оптимальную величину арендной ставки. Так, в первом классе присутствуют все бренды компании Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Stradivarius, Pull and Bear), а пятый класс состоит из небольших киосков, торгующих мороженым или бижутерией. Таким образом, подход к формированию пула операторов может быть описан матрицей Бостонской консультативной группы (БКГ): «дойные коровы», «восходящие звезды», «собаки», «трудные дети», где у каждой категории арендаторов свое место и своя роль в общей работе по обеспечению эффективности и конкурентоустойчивости торгового центра. В отдельную категорию в классификации арендаторов выделены так называемые «дойные коровы», которые платят большую арендную ставку, потому что пользуются трафиком, который создает торгово-развлекательный комплекс, а полезность их самих для развития центра в рамках общей концепции при этом стремится к нулю.

В качестве примера эффективного взаимодействия с арендаторами по пути эволюционного развития и создания надежных основ для бизнеса можно привести маркетинговую политику по управлению брендами в ТРК «Горизонт»: от создания

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

потока-трафика за счет масс-маркета с опорой на характерные бренды Mango, New Yorker, Promod, постепенного появления брендов среднего ценового сегмента — Gas, Calvin Klein, Guess, GANT, Replay, Karen Millen и создания премиум-зоны для сегмента «средний плюс»: Furla, GF Ferre, Vicini, No One, Pinko, Hot Couture. Таким образом, организация условий для премиальных брендов, привлечение операторов масс-маркета, сегментация покупательской аудитории по ценовому и возрастному принципу и таргетированный подход к каждому сегменту и арендатору является основой конкурентоспособного маркетингового управления торговым центром.

Торговый комплекс «Горизонт» выделяет две основные категории клиентов — это арендаторы и покупатели. Чтобы иметь возможность привлечь потребителя с помощью известных брендов и создать трафик, необходимый ритейлерам, необходимо соблюдение баланса и интересов как арендаторов, так и покупателей. Именно поэтому ротация брендов и арендаторов является эффективным и мотивирующим шагом.

В интерьерах любого торгового центра совмещаются различные стили, соответствующие бренду арендатора, однако стилевое разнообразие операторов не всегда выступает конкурентным преимуществом торгового центра для его посетителей. В мировой практике девелопмента торговой недвижимости существуют два подхода к оформлению магазинов в рамках рекламного обеспечения конкурен-тоустойчивости торгового центра: американский, включающий абсолютную стандартизацию фасадов и витрин по разработанному арендодателем шаблону, когда проект отличается особой цельностью концепции, и европейский, нацеленный на стимулирование индивидуальности оформления, чтобы покупатели оценили новый опыт в эстетике шопинга.

На практике девелопер может либо согласовывать дизайн-проект до начала его осуществления, ориентируясь на собственное видение общего оформления торгового пространства, либо не согласовывать и делегировать оформление витрин и арендуемого пространства оператору. Это зависит от концепции торгового центра, пожеланий инвесторов, контракта, который заключает девелопер с арендатором, а также возможности согласования проекта интерьера согласно брендбу-ку с бренд-менеджером комплекса [3]. Однако наиболее конкурентоустойчивыми оказываются девелоперы, развивающие уже существующие торговые центры с хорошей отличительной концепцией и качественным набором арендаторов.

В-третьих, маркетинговое управление конкурентоспособностью торгового центра как микроэкономической системы применимо как на развивающихся рынках товаров и услуг, ставших традиционным объектом ведения бизнеса, так и на рынках труда и капитала, на которые в условиях глобализации перемещается фокус конкурентной борьбы.

Важным фактором обеспечения конкурентоспособности и развития в период кризиса является способность осуществления инвестиций в бизнес, так как замораживание проектов ведет к убыткам и не позволяет многим компаниям остаться на рынке и приобрести значительные преимущества перед конкурентами. Так, в условиях кризиса эффективно реализуется идея оne-stop shopping — покупки всех необходимых товаров в одном месте за один раз. Главное преимущество такого подхода состоит в обеспечении потребителей возможностью совершения покупок, получения широкого спектра услуг и проведения досуга без траты лишнего времени на передвижения.

Общемировая практика развития крупных торгово-развлекательных комплексов и организации маркетинговых коммуникаций представляет взаимодействие девелоперов и ритейлеров: девелоперы должны ориентироваться на уровень развития ритейлеров, а ритейлеры, в свою очередь, подавать определенные сигналы девелоперам, т.е. должна функционировать прямая и обратная связь.

Если в докризисный период отбор арендаторов проходил неконструктивно: на рынок выходили плохо развитые, но широко представленные своеобразные «бренды-подростки», которые неплохо зарабатывали, платили арендную плату в условиях всеобщего роста и демонстрировали свои высокие экономические показатели посредством эксплуатации нерыночных экстенсивных способов развития, то экономический кризис повлек за собой некоторое оздоровление рынка: в настоящее время особенно повышается значимость хорошо продуманных стратегий, четких бизнес-планов и гибкой тактики. Количественные и качественные последствия неверно принятых решений возрастают. Таким образом, можно сделать консервативный прогноз относительно поиска новой точки равновесия рынком в целом, когда наиболее дальновидные участники рынка адаптируются к новым условиям, сбалансируют арендные ставки и усилят конкурентные позиции.

Кроме того, эффективное маркетинговое управление торговым центром должно включать нестандартные подходы и инновационные для данной отрасли бизнеса решения. Особое внимание должно уделяться формированию клиентских потоков: важно, чтобы мест, где практически не бывает посетителей, не было вообще. Равномерное расположение входных групп, связанных с парковкой по периметру комплекса, позволяет оптимально распределить потоки посетителей.

Также при планировке торгового центра необходимо предусматривать возможность маневра. В процессе выработки оптимальной концепции может смениться около четверти операторов, при этом такие изменения должны органично вписаться в концепцию развития центра.

Основные положения концепции маркетингового управления, разработанные применительно к экономическим системам микроуровня, в соответствии с принципом изоморфизма могут быть распространены и на экономические системы более высокого уровня иерархии и сложности. Можно утверждать, что маркетинговое управление в экономических системах различного уровня иерархии основывается на общих закономерностях и принципах [2]. Однако возрастание степени сложности системы с позиций гносеологии, структуры, функционирования, развития, поведения вызывает сложность выбора управляющих воздействий в многоальтернативных ситуациях, вызванных воздействием внешней и внутренней среды высокой степени неопределенности. В данном контексте можно говорить не о жестко детерминированном управлении, а скорее о маркетинговом регулировании.

На основании изучения различных классификационных признаков и существующих концепций развития торговых центров можно сделать вывод, что основой конкурентоспособного маркетингового управления торговым центром является концепция удобства и максимального удовлетворения потребностей посетителей по качеству и количеству. Особенно следует отметить то, что по мере роста площади торгового центра данная концепция становится все более предпочтительной, возникают и реализовываются идеи вовлечения развлекательной составляющей в торговый центр с учетом инновационного маркетинга.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических систем / В.Л. Абрамов // Маркетинг в России и за рубежом, № 5. — 2005.

2. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. — СПб.: Питер, 2009.

3. Круглова, О.В. Тайное оружие арендатора / О.В. Круглова // CRE Россия. — № 19 (102). — 2008.

4. Мельниченко, Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции / Л.Н. Мельниченко // Маркетинг в России и за рубежом. — № 5. — 1999.

5. Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / M. Porter. N.Y. Free Press. 1980. P. 136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.