Маркетинговое сопровождение образовательной деятельности как стратегия развития российских вузов в ближайшей и среднесрочной перспективе Бутенко Е. А. , Меняйлова Р. А.
1 Бутенко Екатерина Анатольевна /Butenko Ekaterina Anatolevna - кандидат экономических наук, доцент;
2Меняйлова Регина Анатольевна /Menyailova Regina Anatolevna - кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматривается маркетинговое сопровождение образовательной деятельности, анализируются стратегии развития отечественных вузов в среднесрочной перспективе, сформулированы современные исследования проблем организации маркетинговой деятельности в вузах.
Ключевые слова: маркетинг, образовательная среда, профессиональное образование, стратегия.
Функционирование и развитие российской образовательной системы относится к числу направлений, предопределяющих стратегический потенциал национальной экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе (до 2020 г.). По оценкам авторов государственной программы «Развитие образования на 20132020 гг.» в масштабах Российской федерации образование остается доступным вне зависимости его форм и уровней. Однако существует проблема доступности в отношении особенно важных сегментов обучения, имеющих критическое значение для формирования и развития национального человеческого капитала, прежде всего развитие в раннем возрасте и образование предшкольного периода, непрерывное образование в ходе профессионального цикла работающего, образование информального характера [3].
Кроме того, актуальной проблемой развития сферы профессионального образования в рамках национальной образовательной системы является его качество: «Сегодняшнее профессиональное
образование невозможно без его масштабной модернизации, стратегическим ориентиром которой должно стать качество образовательных услуг и продуктов, обеспечение их внутренней и международной конкурентоспособности на рынках трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обуславливает необходимость интеграции российских вузов в образовательное пространство международного масштаба. Российская образовательная система обозначила приверженность принципам Болонского процесса, Министерство науки и образования добивается фактического повышения гибкости образовательного процесса и его многоформатности, преодоления рамок узкой специализации выпускаемых специалистов ВПО, непрерывной модернизации и обновления методического обеспечения образовательной деятельности на базе ФГОС ВПО. Вместе с тем, следует признать очевидные проблемы с внедрением инноваций в образовательный процесс, прежде всего связанные с отсутствием полноценной мотивации в этом направлении развития. Бюджетный принцип финансирования образования оставляет закрытым и нечувствительным от заказчиков в сфере экономики ряда образовательных сегментов. Возник и развивается неуправляемый феномен противоречия между доступностью образовательных услуг и продуктов ВПО и реальным их качеством, выраженный в форме девальвации дипломов высшего образования, превращения их в допуск к определенным видам работы.
Вместе с тем, существуют и положительные тенденции, выраженные в появлении и развитии новых форм образовательных организаций, ориентированных на реализацию модели непрерывного профессионального образования работающих: корпоративные университеты, коучинговые компании, внутренние системы кадрового резерва и обучения персонала на конкретные должности [3]. Проблема ориентации современных высших образовательных учреждений на реальное качество образовательных услуг и продуктов подчеркнута в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2012 г.: «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем её решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара, что называется. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимания. Поручаю Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования» [1].
В существующей постановке вопроса очевидно, что действующие образовательные стандарты и процедуры нуждаются в совершенствовании, что нашло свое отражение в планах реализации первого этапа Государственной программы «Развитие образования на период 2013-2020 гг.»: на исходный этап реализации программы, который должен закончиться к 2015 г. должна быть пересмотрена структура программ ВПО, которые должны быть актуализированы под реальные нужды и потребности экономической действительности. Должны быть запущены механизмы, обеспечивающие транспарентную и подлежащую общественному контролю аккредитацию, обеспечивающую управление качеством образовательных программ ВПО [3].
Разработчики рассматриваемой Программы, на наш взгляд, не сумели преодолеть системное противоречие, заложенное в ее тексте: к 2015 г. структура образовательных программ ВПО в принципе не может быть раз и навсегда приведена в соответствии с потребностями экономики, которые меняются
непрерывно, под воздействием целой системы факторов, определяющих как развитие национальной экономики России, так и ее образовательной системы.
При этом стратегическим трендом развития сферы высшего образования Российской Федерации является сокращение числа высших учебных заведений и сокращение количества бюджетных мест. Одновременно высшие учебные заведения вынуждены изыскивать и реализовывать новые направления и пути собственного развития, к числу которых, без сомнения, относится выработка и реализация эффективной маркетинговой стратегии, призванной обеспечить конкурентоспособность вуза на целевом рынке образовательных услуг, перейти от преимущественно бюджетного к преимущественно коммерческому финансированию на основе реализации полноценной маркетинговой концепции, подразумевающей разработку и предложение на рынок современных и инновационных образовательных продуктов высокого качества, востребованных как работодателями, так и непосредственно абитуриентами, студентами и выпускниками вузов.
Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы:
- стратегическим трендом развития сферы высшего образования Российской Федерации является сокращение числа высших учебных заведений и сокращение количества бюджетных мест. Одновременно высшие учебные заведения вынуждены изыскивать и реализовывать новые направления и пути собственного развития, к числу которых, без сомнения, относится и выработка, и реализация эффективной маркетинговой стратегии, призванной обеспечить конкурентоспособность вуза на целевом рынке образовательных услуг, перейти от преимущественно бюджетного к преимущественно коммерческому финансированию на основе реализации полноценной маркетинговой концепции, подразумевающей разработку и предложение на рынок современных и инновационных образовательных продуктов высокого качества, востребованных как работодателями, так и непосредственно абитуриентами, студентами и выпускниками вузов;
- невзирая на масштабные научные исследования содержания и специфики маркетинговой стратегии вузов, практика маркетинговой активности высших учебных заведений до сих пор ограничивается интуицией их топ-менеджмента и сводится к разрозненным попыткам привлечения абитуриентов в период летней вступительной кампании. На наш взгляд, такое положение дел обусловлено, в том числе, и недостаточным уровнем организационного маркетингового обеспечения деятельности высших учебных заведений, не позволяющего организовать полноценные рыночные отношения в рамках национального образовательного рынка, в достаточной мере коммерциализировать его и обеспечить переход к нормальной практике рыночного предоставления образовательных услуг и продуктов в ходе реальной конкурентной борьбы вузов за своего потребителя;
- современные исследователи проблем организации маркетинговой деятельности в вузах и особенностей маркетинговой стратегии высших учебных заведений предпочитают рассматривать маркетинговую стратегию как функциональный элемент общей стратегии развития вуза, игнорируя при этом факт частичной зависимости вуза от субъектов, формирующих его маркетинговую среду, которая компенсируются в государственных вузах только наличием бюджетных мест. При отсутствии таковых необходимость выработки и реализации экономически эффективной маркетинговой стратегии становится первоочередной задачей, обеспечивающей эффективную деятельность вуза на рынке образовательных услуг;
- до сих пор содержание и особенности реальных образовательных потребностей целевых групп потребителей в теории маркетинга образовательных учреждений хотя и назывались в качестве ее основы, но развиты недостаточно, что во многом предопределяет фрагментарность и интуитивность маркетинговых попыток в управлении современными учебными заведениями России.
Литература
1. Пешкова, Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: Ось, 2012.
2. Бутенко Е. А. Формирование маркетинговой стратегии учреждений высшего профессионального
образования на основе факторов и мотивов потребительского поведения.: Дисс ... канд. эконом. наук.
Волгоград. 2013. 163 с.
3. Послание Президента Федеральному собранию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.kremlin.ru/transcripts/ 17118/work. (дата обращения 10.11.2014).