Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА РЫНКОВ УСЛУГ'

МАРКЕТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА РЫНКОВ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинг рынков услуг / маркетинг образовательного туризма / маркетинговое обеспечение / маркетинговый анализ / маркетинговый механизм. / service markets marketing / educational tourism marketing / marketing collateral / marketing analysis / marketing mechanism.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глумова Яна Геннадиевна, Шумакова Ирина Алексеевна

В работе рассмотрены гносеологические основы современного маркетинга туризма и его проблемно-тематического ответвления – образовательного туризма или рыночной деятельности, связанной с получением компетенций и навыков, приобретение которых возможно только на основе путешествий. Современный образовательный туризм идет по пути позиционирования в качестве рыночного атрибута для постепенного постиндустриального транзита экономики, что требует его комплексного и своевременного обеспечения маркетинговыми подходами и инструментарием. В этом контексте высшие учебные заведения приобретают новые функции за счет расширения своих эвристических и воспитательно- просветительских задач. Трансформация их функциональной роли и вхождение на рынок туристических услуг в качестве генератора и медиатора туристического продукта обуславливает разработку концепции услуги образовательного туризма. При этом большинство вузов пока видят свою роль исключительно на традиционном рынке образовательных услуг. Результаты статьи могут быть использованы в дальнейшем институциональными исследовательскими структурами и индивидуальными аналитиками-экспертами при развитии теории и инструментальнометодического аппарата маркетингового обеспечения рынков туристических товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глумова Яна Геннадиевна, Шумакова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Collateral of Educational Tourism in the System of Service Market Marketing

The paper considers the gnosiological foundations of modern tourism marketing and its problemthematic branch educational tourism or market activities related to the mastering competencies and skills, the acquisition of which is possible only on the travel basis. Modern educational tourism is on the way to positioning as a market attribute for the gradual postindustrial transit of the economy, which requires its comprehensive and timely provision with marketing approaches and tools. In this context, higher education institutions acquire new functions by expanding their heuristic, bringingup and educational tasks. The transformation of their functional role and their entry into the market of tourist services as a generator and mediator of tourist product determines the development of the educational tourism service concept. At the same time, most universities still see their role exclusively in the traditional market of educational services. The results of the article can be used in the future by institutional research structures and individual analystexperts in the development of the theory and instrumentalmethodological apparatus of marketing collateral of the tourist goods and services markets.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА РЫНКОВ УСЛУГ»

УДК 349.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-12318-20-25

МАРКЕТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА РЫНКОВ УСЛУГ

Глумова Яна Геннадиевна,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный

исследовательский университет; г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85

Glumova@bsu.edu.ru

https://orcid.org/0009-0000-6220-8909

Шумакова Ирина Алексеевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85 Shumakova@bsu.еdu.ru https://orcid.org/0000-0002-1744-2468

В работе рассмотрены гносеологические основы современного маркетинга туризма и его проблемно-тематического ответвления - образовательного туризма или рыночной деятельности, связанной с получением компетенций и навыков, приобретение которых возможно только на основе путешествий. Современный образовательный туризм идет по пути позиционирования в качестве рыночного атрибута для постепенного постиндустриального транзита экономики, что требует его комплексного и своевременного обеспечения маркетинговыми подходами и инструментарием. В этом контексте высшие учебные заведения приобретают новые функции за счет расширения своих эвристических и воспитательно-просветительских задач. Трансформация их функциональной роли и вхождение на рынок туристических услуг в качестве генератора и медиатора туристического продукта обуславливает разработку концепции услуги образовательного туризма. При этом большинство вузов пока видят свою роль исключительно на традиционном рынке образовательных услуг. Результаты статьи могут быть использованы в дальнейшем институциональными исследовательскими структурами и индивидуальными аналитиками-экспертами при развитии теории и инструментально-методического аппарата маркетингового обеспечения рынков туристических товаров и услуг.

Ключевые слова: маркетинг рынков услуг; маркетинг образовательного туризма; маркетинговое обеспечение; маркетинговый анализ; маркетинговый механизм.

Введение (Introduction)

Медленный, но неуклонный «дрейф» экономики в сторону постиндустриальной модели организации экономических систем, вне зависимости от уровня их организационного построения и функционирования, приводит к изменению секторальной и отраслевой структуры экономики. Возрастает доля третичного и четвертичного сегментов, деятельность агентов которых связана с предоставлением услуг и высокими технологиями передачи информации, знаний соответственно.

В связи с этим в экономике происходит ряд сопутствующих процессов рыночной и рыночно-конъюнктур-ной природы, связанных с изменением структуры потребления, появлением новых и «отмиранием» неэффективных и морально устаревших инфраструктурно-институцио-

нальных элементов рыночного механизма движения товаров и услуг, трансформацией поведенческих моделей потребителей и поиском новых способов удовлетворения традиционных и формирующихся потребностей.

Вместе с тем, специфика рыночных отношений такова, что им присущи универсальные черты, свойства, характеристики, а также наличие обязательных обеспечивающе-вспомогательных элементов, без которых функционирование экономической системы невозможно. К таким элементам относятся:

♦ информация о товарах и услугах, их ценовых характеристиках, каналах и способах их получения на основе совершения товарно-денежных и товарно-обменных операций;

♦ рыночная инфраструктура и цифровая экосистема сопро-

вождения транзакций между экономическими агентами по поводу приобретения товаров и получения услуг; ♦ маркетинговые механизмы выработки и реализации маркетинговых решений, инструментов и технологий на территориальных и отраслевых рынках, учитывающие как локальную, так и отраслевую специфику функционирования рыночной сферы и поведения ключевых акторов. В свете изложенного триединства обязательных обеспечиваю-ще-вспомогательных элементов, а также в контексте рассмотрения третичного сектора экономики как ключевого атрибутивного признака транзита к постиндустриальной модели экономического развития изучим ключевые особенности и характеристики рынков товаров и услуг.

Рынок товаров и услуг — емкое и многоаспектное понятие рыночной экономики, связанное с содержательной формой и процессной сферой организации экономического взаимодействия экономических агентов.

Одним из сегментов третичного сектора экономики является туризм. Его функционально-дея-тельностная ориентация связана с удовлетворением досуговых, развлекательных, познавательных, культурных, оздоровительных, гастрономических и ряда других потребностей людей. В этом контексте внимание авторов к вопросам рассмотрения маркетингового обеспечения туристической сферы экономики обусловлена необходимостью поиска и совершенствования маркетинговых механизмов и инструментария, позволяющих усилить конкурентные преимущества региональных и национального рынков туризма в его различных сегментах и тематических направлениях.

Методы (Materials and Methods)

В качестве общего методологического «фона» использована совокупность следующих методико-определяющих положений, проистекающих из того обстоятельства, что зарождение и эволюция научно-практического направле-

ния маркетинга туризма обусловлена комплексом трансформационных изменений в самих модельных механизмах удовлетворения потребительских запросов. Будучи «узким» отраслевым ответвлением общего маркетинга на рынках товаров и услуг, маркетинг туризма в квалификационном плане отличается учетом следующих отраслевых особенностей, оказывающих влияние на способы и процессы получения требуемых благ. Приведем их.

Во-первых, следует учитывать географическую разобщенность постоянных и потенциальных потребителей и собственно мест (туристических зон, объектов) удовлетворения туристических потребностей, что обуславливает необходимость обязательного достаточно высокого уровня развития транспортной инфраструктуры географических перемещений потребителей.

Во-вторых, получение собственно самой туристической услуги или туристического продукта сопряжено с использованием комплекса сопутствующих и смежных услуг: транспортных, гостиничных, медицинских, продовольственных, экипировочных и т.д., что требует синхронного развития этой совокупности рыночных сегментов на ограниченной территории, что в конечном итоге определяет при-

влекательность, удобство и комфортность для нанесения.

В-третьих, туристическая сфера в части отдельных направлений туристической деятельности имеет ярко выраженный сезонный характер, когда параметры спроса и предложения характеризуются волнообразным характером колебаний, зависящим от предложения, возможности формирования которого диктуются природно-климатическими условиями и сменой сезонов и времен года.

В-четвертых, рынок туристических услуг чрезвычайно разнообразен, следовательно, каждый из его сегментов имеет ориентацию на конкретную возрастную, ген-дерную, социальную, этническую, конфессиональную и др. группы потребителей. Это обуславливает необходимость выстраивания индивидуальных маркетинговых стратегий под каждую категорию потребителей.

В качестве гносеологического и методологического базиса было использовано научное и методическое наследие ретроспективных исследований по маркетингу рынков услуг и, в частности, маркетингу рынка туризма. Динамика исследовательской активности в обозначенной тематической области приведена в таблице.

Проведенный библиометриче-ский анализ показал, что интерес

Таблица

Периодизация научно-методической рефлексии исследователей по маркетинговому обеспечению рынков

туристической направленности Table. Periodisation of scientific and methodological reflection of researchers on marketing support of tourism markets

Актуальные темы Временной промежуток исследований

2000-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2023

Базовые аспекты маркетинга, стратегический маркетинг в туризме, информационный маркетинг, маркетинг услуг Социально-этичный маркетинг, маркетинг территорий (сельский, городской), маркетинг турфирм, корпоративный туризм Специальные инструменты маркетинга, антикризисный маркетинг в туризме, территориальный маркетинг, маркетинг внутреннего туризма Экологические аспекты туризма, цифровой маркетинг, роль технологий в маркетинге туризма, еуеп1-маркетинг, инновации в туризме Стратегия маркетинга, креативный маркетинг, диджитал маркетинг, оптимизация маркетинга, геймификация

Число публикаций (по данным e-library) 35 133 426 982 569

к различным аспектам маркетингового обеспечения рынков туризма и сопряженных с ним сегментов за последние полтора десятилетия возрос в разы. В последний период актуальными становятся исследования по разработке «узких» проблем маркетинга рынков туристической направленности.

Анализ существующих тенденций, факторов и условий развития рынков туристической направленности заставляет обратить внимание на рынки услуг образовательного туризма. В связи с этим цель исследования заключается в детализации гносеологического фона для совершенствования концептуальных и методологических положений современного маркетингового обеспечения туризма и рынков туристической направленности, что позволяет в инструментально-прикладном ключе сформулировать перспективное видение вектора трансформации маркетинговой деятельности вузов на рынках образовательного туризма, состоящее в селективной стратегии «маркетинговая мобильность» и «маркетинговая адаптивность». Для достижения обозначенной цели автором предложена блок схема формирования маркетингового обеспечения образовательного туризма в системном контуре маркетинга рынков услуг.

Результаты и обсуждение (Results and discussion)

Этапы эволюции исследовательской мысли на тему «маркетинг в туризме», а также семантически сопряженных направлений выглядит следующим образом:

1. 2000—2005гг. Этап «исследовательского любопытства». В данный период научное сообщество в экспериментально-поисковом ключе проводит авторские исследования на тему маркетингового

вмешательства в сферу туристического бизнеса, превалируют работы общетеоретического формата, ориентированные на формулирование базовых положений и применение инструментария маркетинга в сфере туристических услуг. Рынок туризма использует локальные инструменты продвижения: реклама на местном микрорынке, межсезонные ценовые акции, ориентация на корпоративный сектор. Периоду характерны разработки в сфере элементов стратегического маркетинга туристического комплекса. Примерами подобного рода работ служат исследования В. П. Федько и В. А. Бондаренко [1], Т. А. Мищенко [2].

2. 2006—2010 гг. Этап развития маркетинговых походов по продвижению территориальных рынков туристических услуг, при этом в социально-экономическом плане подчеркивается, что в качестве основных выгодоприобретателей выступают локалитеты и предприятия, маркетинг географически ориентирован. Потребитель не является центральным элементом маркетинговой деятельности, а научная мысль формирует пласт исследований для последующего более детализированного сегментирования туристических рынков. Характерные исследования данного периода это работы Н. А. Сидоровой [3] и А. М. Киселевой [4].

3. 2011—2015 гг. Этап исследовательского энтузиазма. Труды российских ученых затрагивают различные аспекты маркетинговой деятельности на рынках туристической специализации. Продвижение туристических направлений рассматривается все чаще с позиций личностных факторов потребителя, маркетинговая же деятельность — не просто реклама и продвижение, а контроль за продажами, конверсией. «Клиен-

то-ориентированными» становятся разработки в сфере маркетинговой стратегии дестинаций, все элементы туристического рынка с помощью инструментов продвижения, в первую очередь, учитывают интересы потребителя. Пример типичных исследований этого периода — работы А. О. Аниси-мова [5], А. Б. Крутика [6].

4. 2016—2020 гг. Этап активной научной работы, затрагивающей различные аспекты разработки комплекса маркетинга туризма [7], развития маркетинговых технологий на рынках туристической направленности [8], спецификации и совершенствования маркетинговых инструментов [9]. В этот период к проблематике подключились и авторы настоящей статьи [10].

5. 2021—по н.в. Этап конкретизации условий и рационального сочетанного применения традиционных и новых инструментов применительно к туристической сфере экономики и рынкам туристических услуг [11, 12, 13].

Обобщение имеющегося задела позволило интерпретировать его значение в эволюции научной мысли в сфере маркетинга туризма следующим образом (рис. 1).

Исследования показывают, что совершенствование маркетинговых подходов на туристических рынках представляет собой значимую научно-прикладную задачу в современной экономической действительности. Её постановка и необходимость реализации обусловлена, с одной стороны, инверсиями в моделях потребительского поведения по отношению в специфическим товарным категориям туристических услуг, а во-вторых, комплексом внешних факторов, таких как сложности в транснациональных и трансконтинентальных перемещениях, что

заставляет потребителя искать возможности удовлетворения соответствующих потребностей внутри страны, а, следовательно, образуются новые рыночные ниши и сегменты.

При этом развитие маркетинговых механизмов на рынках товаров и услуг туристической направленности невозможно без определения перспективных направлений деятельности самой туристической сферы, что даст возможности к пониманию векторов дальнейшего совершенствования маркетинговой деятельности основных её агентов.

Своевременная реакция национального туристического рынка на изменение рыночной конъюнктуры и запросов потребителей, а также условий его функционирования является способом адаптации к этим факторам. Рынку, связанному с туристическими продуктами, необходимо постоянно искать новые варианты предложений, совершенствовать механизмы и инструменты ведения своей маркетинговой деятельности для изыскания резервов приращения эффективности.

Одним из способов повышения эффективности функционирования национального туристического рынка на основе активизации и дополнительного задействования маркетинговых инструментов и подходов является разработка, сопровождение и продвижение новых видов туристических продуктов и услуг, отвечающих изменяющимся запросам, потребностям и предпочтениям потребителей. Пандемийные ограничения, сложности с пересечением границ и организацией заграничных туристических поездок, активизировали внутренний рынок, а, следовательно, заставили его усилить поиск собственных новых направле-

\\

Зарождение маркетинговой мысли (в сфере туризма) в российской научной школе, осознание необходимости создания туристического облика территории, ее продвижения на региональных рынках

Дуализм мнений: 1) Маркетинг в туризме необходим для развития территорий; 2) Маркетинг в туризме - это запросы потребителя, он необходим для их удовлетворения в границах территории

Синтез и синергия научной мысли: маркетинг в туризме направлен на развитие рынков и территорий с помощью комбинирования узконаправленных инструментов

Период изучения научной ретроспективы 2000-2023

Рис.1. Эволюция научной мысли в сфере маркетинга туризма: от абстрактно-общего к конкретно-инструментальному Fig.1. Evolution of scientific thought in the field of tourism marketing: from abstract-general to concrete-instrumental

ний и вариантов деятельности в различных сферах туристической активности. Одним из таких направлений стал образовательный туризм, который компенсировал сократившиеся возможности туристов по получению образовательных продуктов и услуг.

Образовательный туризм — это целенаправленная рыночная деятельность агентов по предоставлению услуг, связанных с приобретением новых и совершенствованием уже имеющихся знаний, навыков и компетенций посредством планирования и совершения путешествий краткосрочного и долгосрочного плана. В основе образовательного туризма лежит узконаправленная образовательная функция, которая отделена от генерализованной эвристической функции туризма. Образовательный туризм, как правило, сосредоточен на изучении языков и межкультурной коммуникации, спортивных ивентах и тренировочных лагерях, турах профессионального и дополнительного образования.

В качестве основных поставщиков услуг образовательного туризма выступают высшие учебные заведения, а также учреждения дополнительного профессионального образования. Их включение в рынок туристической направлен-

ности требует разработки специального маркетингового обеспечения, потребность в котором определяется необходимостью разработки концепции услуги (ассортимента или пакета услуг) образовательного туризма. Разработка данной концепции, а также последующего обоснования системы маркетингового обеспечения образовательного туризма должно базироваться на общих принципах устойчивого туризма, таких как работа с локальными кадрами, использование местной инфраструктуры, сохранение памяти и наследия, а также гармоничное сочетание традиционалистских и креативных подходов при соблюдении общих постулатов системности, поликультурности, ре-сурсоемкости, педагогичности, клиенто-центричности и т.п. Учитывая этот контекст, актуальное маркетинговое обеспечение образовательного туризма в общем контуре маркетинга рынков услуг нами видится в следующей компоновке (рис. 2).

Заключение (Сопс!из1оп)

Подводя итоги исследованию, следует отметить, что позиционирование вузов как главных генераторов идей и медиаторов на рынке услуг образовательного туризма требует определенной

Деятельность вузов на рынке образовательного туризма

Маркетинговое обеспечение деятельности вузов на рынке услуг образовательного туризма

^

Маркетинговое обеспечение традиционных форм образования и устоявшихся механизмов деятельности вузов на рынке услуг

Маркетинговое обеспечение инфраструктуры (объектов, систем, отраслей инфраструктурного характера) предоставления услуг образовательного туризма

Маркетинговый механизм стимулирования деятельности вузов на ключевых направлениях

образовательного туризма ^

Маркетинговое обеспечение традиционных форм образования и устоявшихся механизмов деятельности вузов на рынке услуг

Выявление и уточнение изменений запросов потребителей услуг образовательного туризма

Рис. 2. Структура маркетингового обеспечения образовательного туризма в системном контуре маркетинга рынков услуг Fig. 2. The structure of marketing support of educational tourism in the system contour of marketing of service markets

«донастройки» их структуры и функций, а также профилирования пакетных продуктов и продуктовой линейки, рассчитанной на различные целевые группы потребителей. Решение данной задачи требует создания специализированного оператора на национальном и региональных рынках услуг образовательного туризма с его организационно-распорядительной интеграцией в существующую архитектуру сложившейся маркетинговой деятельности по привлечению туристов в сферу, где поездка служит средством получения знаниевых и образовательных ресурсов и компетенций. При этом перспективы дальнейшего научно-методического обеспечения данной проблемно-ориентированной сферы маркетинговой деятельности, на наш взгляд, связаны с совершенствованием маркетинга инфраструктуры предоставления услуг образовательного туризма, языковых и культурно-исторических туров, спортивных и тренировочных ла-

герей, курсов получения профессиональных компетенций и т.д. Также не теряют актуальности и значимости вопросы выявления и уточнения изменений рыночных запросов потребителей с учетом трансформации внешней конъюнктуры, совершенствования методических основ маркетинго-

вого анализа рынка услуг образовательного туризма, разработки и внедрения маркетингового механизма стимулирования деятельности вузов на ключевых направлениях образовательного туризма. Эти и другие аспекты будут являться предметом дальнейших научных изысканий автора.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федько, В. П. Базовые аспекты маркетинга в туризме / В. П. Федько, В. А. Бондаренко // Практический маркетинг. - 2005. - № 5(99). - С. 2-8.

2. Мищенко, Т. А Сущность и основные особенности маркетинга в туризме / Т. А. Мищенко // Курортно-рекреацион-ный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2007. - № 1. - С. 147-151.

3. Сорокина, Т. С. Специфические особенности маркетинга в сфере туризма / Т. С. Сорокина, Н. А. Сидорова // Вестник Чебоксарского кооперативного института. - 2008. - № 2(2). - С. 83-85.

4. Киселева, А. М. Маркетинг туризма как направление стратегического территориального управления в северных регионах / А. М. Киселева // Вестник Югорского государственного университета. - 2015. - № Б4(39). - С. 196-198.

5. Анисимова, А О. Сущность и проблемы маркетинга в туризме / А. О. Анисимова, И. М. Калякина, А. Ю. Курганова // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-2. - С. 153-154.

6. Крутик, А. Б. Маркетинг, реклама и сбытовая деятельность в туризме: научно-практический аспект / А. Б. Крутик // Современные аспекты экономики. - 2014. - № 1(197). - С. 31-43.

7. Егорова, Е. Н. Применение комплекса маркетинга в сфере туризма / Е. Н. Егорова // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 6(87). - С. 65-68.

8. Гремина, Л. А. Тенденции развития маркетинговых технологий на туристическом рынке / Л. А. Гремина, А. Ю. Полозова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. -

2019. - Т. 1. - С. 88-95.

9. Медведева, О. С. Особенность маркетинга в сфере туризма в России / О. С. Медведева, В. В. Короленко // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - № 2(28). - С. 13-16.

10. Глумова, Я. Г. Ключевые особенности туристического маркетинга / Я. Г. Глумова // Практический маркетинг. -

2020. - № 11(285). - С. 9-14.

11. Дорошенко, Л. А. Проблемы применения инструментов маркетинга в развитии туризма регионов / Л. А. Дорошенко, А. А. Коржанова // Вестник ГГУ. - 2022. - № 6. - С. 162-168.

12. Тамаева, А. М. Цифровой маркетинг в сфере туризма / А. М. Тамаева, М. М. Хирачигаджиева // Вопросы науки и образования. - 2022. - № 4(160). - С. 17-24.

13. Калмыкова, Д. С. Тенденции развития современных форматов туризма в России / Д. С. Калмыкова, Т. С. Попова / / Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании: Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, Балаково, 16 декабря 2021 года. Том II. - Балаково: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Балаковский филиал, 2022. - С. 282-286.

UDC 349.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-12318-20-25

Marketing Collateral of Educational Tourism in the System of Service Market Marketing Glumova Yana Gennadiyevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Applicant at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85 Pobeda St., Belgorod,

Russia (Glumova@bsu.edu.ru)

https://orcid.org/0009-0000-6220-8909

Shumakova Irina Alexeyevna,

Doctor of Economics, Professor at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85

Pobeda St., Belgorod, Russia (Shumakova@bsu.еdu.ru

httрs://orсid.org/0000-0002-1744-2468

The paper considers the gnosiological foundations of modern tourism marketing and its problem-thematic branch - educational tourism or market activities related to the mastering competencies and skills, the acquisition of which is possible only on the travel basis. Modern educational tourism is on the way to positioning as a market attribute for the gradual post-industrial transit of the economy, which requires its comprehensive and timely provision with marketing approaches and tools. In this context, higher education institutions acquire new functions by expanding their heuristic, bringing-up and educational tasks. The transformation of their functional role and their entry into the market of tourist services as a generator and mediator of tourist product determines the development of the educational tourism service concept. At the same time, most universities still see their role exclusively in the traditional market of educational services. The results of the article can be used in the future by institutional research structures and individual analyst-experts in the development of the theory and instrumental-methodological apparatus of marketing collateral of the tourist goods and services markets.

Keywords: service markets marketing; educational tourism marketing; marketing collateral; marketing analysis; marketing mechanism.

REFERENCES:

1. Fedko, V. P.; Bondarenko, V. A. (2005) Basic Aspects of Marketing in Tourism. Practical Marketing, 2005, no. 5, pp. 2—8.

2. Mishchenko, T. A. (2007) Essence and Main Marketing Features in Tourism. Resort and Recreational Complex in the Regional Development System: Innovative Approaches, 2007, no. 1, pp. 147—151.

3. Sorokina, T. S.; Sidorova, N. A. (2008) Marketing Specific Features in Tourism. Bulletin of Cheboksary Cooperative Institute, 2008, no. 2, pp. 83-85.

4. Kiseleva, A. M. (2015) Tourism Marketing as a Strategic Territorial Management Trend in the Northern Regions. Bulletin of Ugra State University, 2015, no. S4, pp. 196-198.

5. Anisimova, A. O.; Kalyakina, I. M.; Kurganova, A. Y. (2014) Essence and Problems of Marketing in Tourism. Modern High Technologies, 2014, no. 7-2, pp. 153-154.

6. Krutik, A. B. (2014) Marketing, Advertising and Sales Activities in Tourism: Scientific and Practical Aspect. Modern Aspects of Economics, 2014, no. 1, pp. 31-43.

7. Egorova, E. N. (2018) Application of Marketing Complex in Tourism. Global Scientific Potential, 2018, no. 6, pp. 65-68.

8. Gremina, L. A.; Polozova, A. Y. (2019) Trends in the Development of Marketing Technologies in the Tourism Market. Integrated Communications in Sports and Tourism: Education, Trends, International Experience, 2019, Vol. 1, pp. 88-95.

9. Medvedeva, O. S.; Korolenko, V. V. (2020) Feature of Marketing in the Field of Tourism in Russia. Innovative Economics and Modern Management, 2020, no. 2, pp. 13-16.

10. Glumova, Ya. G. (2020) Key Features of Tourism Marketing. Practical marketing, 2020, no. 11, pp. 9-14.

11. Doroshenko, L. A.; Korzhanova, A. A. (2022) Problems of Using Marketing Tools in the Development of Tourism in the Regions. Bulletin of GzhelState University, 2022, no. 6, pp. 162-168.

12. Tamayeva, A. M.; Hirachigadzhieva, M. M. (2022) Digital Marketing in Tourism. Issues of Science and Education, 2022, no. 4, pp. 17-24.

13. Kalmykova, D. S.; Popova, T. S. (2022) Trends in the Development of Modern Tourism Formats in Russia. Modern Technologies and Automation in Engineering, Management and Education: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Balakovo, December 16, 2021. Volume II. Balakovo: National Research Nuclear University «MEPhI», Balakovo Branch, 2022, pp. 282-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.