Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование международных и чартерных авиаперевозок московского авиационного узла'

Маркетинговое исследование международных и чартерных авиаперевозок московского авиационного узла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федяшова Ирина Геннадьевна

В статье рассмотрены маркетинговые исследования на примере аэропорта Внуково, а также исследования международных и чартерных авиаперевозок московского авиационного узла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF INTERNATIONAL AND CHARTER OPERATIONS OF MOSCOW AIRPORT CENTRE

The article considers Vnukovo airport marketing research and also researches of international and charter operations of Moscow Airport Centre.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование международных и чартерных авиаперевозок московского авиационного узла»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 106

УДК 339.13

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ЧАРТЕРНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО УЗЛА

И.Г. ФЕДЯШОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Барзиловичем Е.Ю.

В статье рассмотрены маркетинговые исследования на примере аэропорта Внуково, а также исследования международных и чартерных авиаперевозок московского авиационного узла.

Маркетинговое исследование международных авиаперевозок московского авиационного узла проводится по следующим показателям:

расчет степени конкуренции и определение доли рынка международных авиаперевозок по МАУ на основе статистических данных;

выявление авиакомпаний по международным перевозкам, имеющих определенную долю в аэропорту Внуково;

выявление авиакомпаний по международным чартерным перевозкам, имеющих определенную долю в аэропорту Внуково.

Для исследования использованы статистические данные ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» и ЗАО «Полет-Сирена».

Для исследования потенциала рынка разработана табл. 1.

Таблица 1

Потенциал рынка

Сегмент Количество потребителей Цена, приемлемая для данного сегмента Количество услуг, которые могут быть реализованы на данном сегменте одному потребителю Объем реализованной услуги

Пассажироперевозки 3451057 59,4 1 204992785,8

Грузоперевозки 44006,4 1 1 44006,4

Почта 2604,87 1 1 2604,87

Расчет индекса Герфиндаля, который показывает степень конкуренции:

Аэропорт Объем услуг для ВС Объем услуг по московскому рынку Доля рынка Степень конкуренции -индекс Герфиндаля

Шереметьево 128456 244832 0,52

Домодедово 47865 244832 0,20

Внуково 64159 244832 0,26 0,38

Быково 4352 244832 0,02

Далее применяя вышеуказанную таблицу можно проанализировать динамику пассажиропотока.

Таблица 2

Расчет потенциала рынка международных перевозок аэропорта Внуково

Наименование Предприятия 2000г. 2001г. 2002г.

Доля рынка Степень конкуренции Доля рынка Степень конкуренции Доля рынка Степень конкуренции

Шереметьево 0,86 0,75 0,82 0,68 0,69 0,54

Домодедово 0,07 0,12 0,25

Внуково 0,07 0,07 0,06

Степень конкуренции показывает долю рынка, на которую может претендовать аэропорт Внуково и дает представление об объеме усилий предприятия для ее завоевания.

Доля рынка международных перевозок аэропорта Внуково уменьшилась по сравнению с предыдущими годами.

Заметный рывок вперед сделал аэропорт Домодедово, за счет привлечения авиакомпаний из Шереметьево.

Анализ конкурентоспособности проводился по критериям, указанным в табл. 3

Таблица 3

Оценка конкурентоспособности

Внуково Домодедово Шереметьево

Темы количеств. качествен. количеств. качествен. количеств. качествен.

оценка оценка оценка оценка оценка оценка

1 2 3 4

Рынок:

На каком по величине рынке опери- 1 2 4

рует каждый из Ваших конкурен-

тов?

Определите сегменты рынка 1 2 3

Как Ваши конкуренты обычно вне- 1 1 1

дряются на рынок?

Как расставлены приоритеты Ва- 1 2 5

ших конкурентов на данном рынке?

Насколько быстро Ваши конкурен- 1 2 2

ты приспосабливаются к различным

изменениям на рынке?

Насколько гибкой является их ры- 1 2 3

ночная стратегия?

Как Ваши конкуренты реагируют на 1 3 4

возможность рыночной диверсифи-

кации?

Результат по рынку: 3,03 5,32 6,00

Услуга:

Взлет-посадка 81,1 81,1 66,0

АНО-АД 25,1 25,1 21,8

Авиабезопасность 25,2 25,2 27,0

Продолжение табл. 3

1 2 3 4

Аэровокзал 14,3 14,3 23,4

Аэровокзал(М) 14,3 14,3 41,6

Метео 578,62 578,62 578,62

Пассажир 59,4 59,4 37,0

Пассажир(М) 76,4 73,3 68,0

Результат по продукту : 6,89 6,85 7,20

Цены:

Как ведут себя Ваши конкуренты в 1 1 1

области ценообразования на новые

услуги?

Какой политики цен придержива- 1 1 2

ются конкуренты в отношении уже

освоенных на производстве видов

услуг?

Результат по ценам: 1,50 1,50 2,00

Таблица 4

Анализ конкурентоспособности

Внуково Домодедово Шереметьево

Темы количес. качеств. количес. качеств. количес. качеств.

оценка оценка оценка оценка оценка оценка

1 2 3 4

Продвижение услуги на рынке:

Какой форме рекламы отдают 1 1 2

предпочтение Ваши конкуренты?

Какого рода сбытовые подразде- 1 2 2

ления и службы имеются у конку-

рентов?

Как тесно интегрирована у конку- 1 2 2

рентов деятельность сбытовых

служб со стратегией предприятия

в области рекламы своих услуг,

стратегии развития сбытового

потенциала?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат по продвижению: 1,50 2,50 3,00

Организация сбыта и распределения

Какие стратегии в области 1 2 1

сбыта использовали Ваши

конкуренты для выхода на

рынок?

Укажите, какие формы сбыта 1 1 1

применяют конкуренты и

предпочитают использовать?

Продолжение табл. 4

1 2 3 4

Каким образом Ваши конку- 1 1 2

ренты осуществляют контроль над каналами сбыта?

Результат по сбыту : 2,00 2,50 2,50

Согласно введенным данным получены следующие результаты:

Внуково Домодедово Шереметьево

Рынок: 3,03 5,32 6,00

Услуга: 6,89 6,85 7,20

Цены: 1,50 1,50 2,00

Продвижение продукта на рынке: 1,50 2,50 3,00

Организация сбыта и распределения: 2,00 2,50 2,50

Итого по всем сферам: 35,59 39,21 42,28

Согласно полученным данным строится диаграмма рейтинга конкурентов.

43.00

42.00

41.00

40.00

39.00

38.00

37.00

36.00

35.00

34.00

33.00

IВНУКОВО

Пдомодедово

Ишереметьево

Рис. 1. Итоговый рейтинг конкурентов

Следующим пунктом исследования являются международные пассажирские перевозки, для выявления авиакомпаний, которые способны будут увеличить объем перевозок.

ЗАО А/К АВИАЭКСПРЕССКРУИЗ 21%

Рис. 2. Международные перевозки аэропорта "Внуково" за 2002 год (объёмы отправок пассажиров в процентном соотношении)

Таблица 5

Международные перевозки аэропорта Внуково за 2002 год

Наименование Пассажиры (чел.)

Гос У нитарное А/П Кавминводы 242 057

Зао А/К Авиаэкспресскруиз 197 964

Гтк Россия 129 594

Оао А/К Аэрофлот-Дон 103 466

Оао Авиалинии Кубани 86 092

Зао А/К Евразия 75 572

Ооо А/К Черномор-Авиа 55 264

Ооо А/П Г азпромавиа 44 747

Рис. 3. Чартерные рейсы через аэропорты МАУ за 2002г. (количество рейсов в процентном соотношении)

Чартерные рейсы также представляют интерес для аэропорта Внуково, т.к. на территории аэропорта имеется современный Авиа Бизнес Терминал, способный оказывать услуги большому количеству авиакомпаний.

Данные по чартерным рейсам через аэропорты МАУ представлены ЗАО «Полет-Сирена» на основе имеющихся телеграмм.

Таблица 6

Расчет потенциала рынка аэропорта Внуково по чартерным перевозкам

Наименование предприятия 2002г.

Доля рынка Степень конкуренции

Шереметьево 0,14 0,38

Домодедово 0,35

Внуково 0,49

Быково 0,02

Исходя из расчета потенциала рынка чартерных перевозок наблюдается, что долю чартерных перевозок можно увеличить за счет авиакомпаний, выполняющих одновременно чартерные перевозки из других аэропортов.

В результате маркетингового исследования было выявлено, что доля рынка международных авиаперевозок аэропорта Внуково в сравнении 2000-2002г.г. составляет 0,07 - 0,06 , в то время как аэропорт Домодедово увеличил долю рынка от 0,07 до 0,25;

100%

□ ШЕРЕМЕТЬЕВО

□ВНУКОВО

ДОМОДЕДОВО

ТУЛПАР КАРАТ ГТК РОССИЯ КОТЛАСКОЕ АП

АВИАКОМПАНИИ

Рис. 4. Перспектива привлечения авиакомпаний. Международные чартерные перевозки через аэропорты МАУ. Авиакомпании, имеющие определённую долю в аэропорту Внуково за 2002 г.

Возможность увеличения доли рынка международных перевозок путем привлечения следующих авиакомпаний, имеющих определенную долю в аэропорту Внуково:

Таблица 7

Международные перевозки через аэропорты МАУ за 2002г.

Наименование Пассажиры (Чел.)

АК Тулпар 352 453

Кавминводыавиа 242 057

Авиаэкспресскруиз 197 964

ГТК Россия 129 594

Аэрофлот-Дон 103 466

Атлант-Союз 89 615

АЛ Кубани 86 092

АК Ютейр 34 072

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубков Е.П. Маркетинг в России и за рубежом. №2, 2001.

2. Васильев Н.Б. Аэропорты-прогрессивные технологии. №1, 2001.

3. Omar Assa Аэропорт-партнер. №1-2, 2001.

4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999.

5. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб: Иэдательство «Питер», 2000.

6. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2000.

MARKETING RESEARCH OF INTERNATIONAL AND CHARTER OPERATIONS

OF MOSCOW AIRPORT CENTRE

Fedyashova I.G.

The article considers Vnukovo airport marketing research and also researches of international and charter operations of Moscow Airport Centre.

Сведения об авторе

Федяшова Ирина Геннадьевна, окончила Ташкентский ордена Дружбы народов народнохозяйственный институт (1987), соискатель МГТУ ГА, область научных интересов - экономика, маркетинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.