Научная статья на тему 'Маркетингово-логистические составляющие в построении модели предпочтительного бизнеса'

Маркетингово-логистические составляющие в построении модели предпочтительного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС / МОДЕЛЬ БИЗНЕСА / BUSINESS MODEL / АТРИБУТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БИЗНЕСА / ATTRIBUTIVE CHARACTERISTICS OF BUSINESS / ЭФФЕКТИВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / EFFECTIVE BUSINESS PROCESSES / МОДЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ / MODEL OF MARKETING MANAGEMENT / МОДЕЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА / COMPETITIVENESS OF AN ECONOMIC ENTITY / PREFERABLE BUSINESS / MODEL OF LOGISTIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Оксана Евгеньевна

Бизнес, обеспечивающий хозяйствующему субъекту конкурентоспособное положение представляется привлекательным и предпочтительным для выбора. Для выявления таких бизнесов важно понимание ключевых, атрибутивных составляющих, определяющих модельные характеристики бизнеса. Продолжающийся исследовательский поиск единой модели бизнеса позволяет отметить ведущую роль маркетинга и логистики в построении модели предпочтительного бизнеса. Представляя собой высокоэффективные бизнес-процессы ведущих компаний мира, маркетинг и логистика содержат наиболее существенные составляющие, важные для построения модели высокоэффективного бизнеса. Маркетинговая система работ по исследованию целей и задач, разработке приоритетной стратегии, плана комплексных элементов, бюджетирования затрат и контроля обеспечивает соответствие бизнеса постоянно изменяющимся потребностям. Логистическая система работ по установлению стратегического соответствия целям и задачам, разработке логистических операций, управлению и контролю материальных потоков, внедрению современных технологий и интеллектуального совершенствования управленческих ресурсов обеспечивает оптимизацию и рационализацию бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing-logistics Сomponents in the Сonstruction of Preferable Business Model

The business that provides the business entity a competitive position appears attractive and preferred for selection. To identify such businesses are important to the understanding of the key attribute components that determine the model characteristics of the business. The ongoing search of a common business model allows note the leading role of marketing and logistics in building a model of preferred business. Presenting highly effective business processes of leading companies in the world, marketing and logistics contain the most significant components that are important for the model building of high-performance business. Marketing system of searches goals and objectives, the development of priority strategies, comprehensive plan elements, budgeting, cost control ensures compliance with ever-changing business needs. Logistics system works by setting a strategic fit with the goals and objectives, development of logistics operations, the management and control of material flows, introduction of modern technologies and intellectual improvement of the management of resources ensures the optimization and rationalization of business.

Текст научной работы на тему «Маркетингово-логистические составляющие в построении модели предпочтительного бизнеса»

МАРКЕТИНГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПОСТРОЕНИИ МОДЕЛИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА

Сергеева Оксана Евгеньевна,

кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 sergeevaoe@mail.ru

Бизнес, обеспечивающий хозяйствующему субъекту конкурентоспособное положение представляется привлекательным и предпочтительным для выбора. Для выявления таких бизнесов важно понимание ключевых, атрибутивных составляющих, определяющих модельные характеристики бизнеса. Продолжающийся исследовательский поиск единой модели бизнеса позволяет отметить ведущую роль маркетинга и логистики в построении модели предпочтительного бизнеса. Представляя собой высокоэффективные бизнес-процессы ведущих компаний мира, маркетинг и логистика содержат наиболее существенные составляющие, важные для построения модели высокоэффективного бизнеса. Маркетинговая система работ по исследованию целей и задач, разработке приоритетной стратегии, плана комплексных элементов, бюджетирования затрат и контроля обеспечивает соответствие бизнеса постоянно изменяющимся потребностям. Логистическая система работ по установлению стратегического соответствия целям и задачам, разработке логистических операций, управлению и контролю материальных потоков, внедрению современных технологий и интеллектуального совершенствования управленческих ресурсов обеспечивает оптимизацию и рационализацию бизнеса.

Ключевые слова: предпочтительный бизнес; модель бизнеса; атрибутивные характеристики бизнеса; эффективные бизнес-процессы; модель маркетингового управления; модель логистического управления; конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

4 Д

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК» ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА

Деятельность хозяйствующих субъектов основывается на понимании бизнесов, обеспечивающих достижение намеченных целей с наилучшими результатами, в сравнении с бизнесами конкурирующих субъектов. Такие бизне-сы становятся предпочтительными и представляют большой практический интерес в обеспечении эффективной конкурентоспособной хозяйственной деятельности. Содержательное определение и идентификация предпочтительных бизнесов (preferred business) определяет для предпринимателей существенный интерес в связи с выгодами, обусловленными обладанием таким бизнесом.

В экономической теории «бизнес — экономическая деятельность, дающая прибыль; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды» [1].

«Бизнес — это процесс превращения ресурсов, знаний в экономическую стоимость, поступающую на рынок» [2].

Несмотря на неоспоримую роль и привлекательность предпочтительного бизнеса в хозяйствующей деятельности субъекта, до настоящего времени не представляется возможным определить его наиболее существенные и устойчиво значимые элементы, признаки или характеристики, на которые следует целенаправленно направлять ресурсы. Исследование экономических источников литературы позволяет сделать вывод об отсутствии общепризнанной, устойчивой «модельной конструкции», характеризующей содержательные аспекты предпочтительного бизнеса. Осуществляются лишь отдельные попытки представить его модельную структуру.

Одна из попыток наиболее общего представления структуры модели бизнеса связывается

с консультационной группой Артура Литла. В этом случае характеристики бизнеса, определяемого как высокоэффективный, включают в себя четыре ключевых составляющих успеха: заинтересованные группы,рабочие процессы, ресурсы и организация [3]:

1) Заинтересованные группы в деятельности компании и их потребности являются важной составляющей бизнеса. К группам, от которых зависят результаты деятельности компании, относятся клиенты, служащие, акционеры, поставщики и др.

2) Оптимальные условия для заинтересованных групп создаются управлением взаимосвязанными рабочими процессами.

3) Бизнес-процессы представляют собой производительное потребление ресурсов — рабочей силы, оборудования, информации, энергии и т. д. Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в поддержании и развитии ключевых направлений деятельности

и собственных ресурсов, составляющих стержневые факторы успеха конкретного бизнеса.

4) Иерархическая структура компании, представляющая собой организацию хозяйственной деятельности субъекта, соответствующую внешним условиям, также влияет на высокоэффективный бизнес.

Представленная модель лишь в общем виде описывает структурные позиции, не раскрывая и не конкретизируя такую важную де-терминантную составляющую как бизнес-процессы. Хотя именно они составляют сущностное определение бизнеса, отмечаемое в научной литературе.

Вместе с тем, наиболее важными бизнес-процессами, требующими конкретизации для построения и наполнения модели, следует считать взаимодействующие системы маркетинга и логистики. Именно эти бизнес-процессы направлены на обеспечение наиболее полной удовлетворенности потребителей в бизнес-продукте при наиболее рациональном и оптимальном расходовании ограниченных ресурсов. Следовательно, наиболее существенные аспекты маркетингово-логистического воздействия актуализируют развитие и наполнение модели предпочтительного бизнеса.

Неспособность представить основные направления ориенти-рообразующего, модельного варианта предпочтительного бизнеса ведет к неперспективному, неэффективному хозяйствованию. Это сводится к «распылению» ограниченных ресурсов субъекта по несущественным или малозначимым аспектам бизнеса. На практике это проявляется в провалах бизнес-хозяйствования.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО): «на полках

супермаркетов США, например, появляется ежегодно около пяти тысяч новых продуктов. Однако 80% из них — рыночные неудачники. Неоднократно терпели неудачи новинки таких известных компаний, как «Кэмпбелл», «Жиллетт», «Левер бразерс», «Дженерал фудз», «Бристоль-Майерс» и др. Согласно исследованиям, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения — 20, а на рынке услуг — 18% [4].

Ситуация коммерческих провалов бизнес-продуктов иллюстрирует проблему недостаточно обоснованного размещения и сосредоточения ограниченных инвестиционно-управленческих ресурсов хозяйствующих субъектов в своих бизнес-проектах. Неопределенность в представлении и обеспечении коммерчески успешного, привлекательного бизнес-продукта представляет для предпринимателя существенную угрозу, усиливающуюся по мере нарастания и усиления рыночных факторов:

♦ превалирование стратегического характера конкурентной борьбы;

♦ стремительное наращивание потенциала научно-технического прогресса;

♦ ускорение общего процесса обновления товаров;

♦ радикальное преобразование и изменение предпочтений потребителей, «усталость» потребителей от старых товаров и др. Постоянное факторное влияние

окружающей среды на бизнес-деятельность хозяйствующего субъекта позволяет признать факт того, что предпочтительный бизнес сегодня не может быть связан только с созданием эффективного товара, продукта или услуги,

необходимо дальнейшее управленческое сопровождение бизнеса в рыночном пространстве. Поэтому, модель предпочтительного бизнеса не тождественна созданию эффективного товара, продукта, услуги, мультиатрибутив-ные модели которых представлены в экономической науке.

Формированием представления о товаре, продукте, услуге как структурированной концептуальной модели занимались зарубежные и российские ученые: Ф. Кот-лер, Т. Левит, Ж.-Ж. Ламбен, В. Благоев, П. Дисконт и другие. Ученые представляют свой объект как совокупность базовых ценностей (выгод и благ), распределяемых по степени значимости для клиента. Однако, мнения ученых расходятся в понимании степени важности каждого блага и, соответственно, места каждого уровня в структуре модели.

Актуальность представления предмета исследования в виде модели определяется ее научно-практической значимостью, состоящей в объяснении причин тех или иных процессов. Модель как упрощенное представление реальности включает в себя только наиболее важные аспекты. Все остальные элементы модели находятся вне поля интересов создателя модели и могут игнорироваться [5]. Следовательно, изучая предпочтительный бизнес необходимо вычленить именно те составляющие его аспекты, которые являются наиболее существенными, и исключить несущественные. Для этого хозяйствующему субъекту необходимо понимание наиболее значимых, атрибутивных составляющих предпочтительного бизнеса. То есть, тех характеристик, которые будут образовывать его неотъемлемые «модельные характеристики».

Исходя из общетеоретической констатации бизнеса как процесса, направленного на удовлетворение потребностей клиента (а не просто производство продукции), обосновывается выбор составляющих данного процесса. В свете формирования такой модели необходимо отметить ведущую роль маркетинга и логистики, как наиболее эффективных управленческих бизнес-процессов, осуществляемых во взаимодействии [6]:

1) В работе Филиппа Котлера и Сидни Леви «Расширение концепции маркетинга» представлен вывод о тождественности понятий «бизнес» и «маркетинг». Авторы считают, что маркетинг как вид деятельности не может быть сведен просто к продаже. В любом его представлении — как деятельности по проталкиванию товаров, или же деятельности по наиболее полному удовлетворению потребностей, маркетинг прежде всего — это определенного рода бизнес-деятельность [7].

По мнению Ж.-Ж. Ламбена: «маркетинг является одновременно и философией бизнеса, и реальной деятельностью в бизнесе. Роль маркетинга в рыночной экономике состоит в том, чтобы организовать обмен и коммуникацию между продавцом и покупателем, обеспечивая таким образом эффективное взаимодействие между спросом и предложением... Приоритетная роль маркетинга эволюционирует по мере усложнения экономической, технологической и конкурентной среды» [8]. Важное значение имеет маркетинг

в развитии предприятий малого и среднего бизнеса [9].

2) Видные представители российской школы логистики отождествляют ее с относительно молодой научной областью деятельности, а также практической областью бизнеса. Совет логистического менеджмента (Councii of Logistics Management — CLM) дает определение, характеризующее логистику как «широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю. Логистика — это совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание» [10].

Для подтверждения ведущей роли маркетингово-логистиче-ских аспектов управления, необходимо рассмотреть их процесс-но-концептуальные аспекты, обосновывающие предпочтительный характер бизнеса.

МАРКЕТИНГОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ «МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК» ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА Основополагающей идеей маркетинга является ориентированная на потребителя рыночная концепция управления бизнесом. Она применима для формирования устойчивого представления о

наиболее значимых элементах управленческого воздействия, обеспечивающих предпочтительную модель бизнеса. М.Дж. Бей-кер указывает на то, что именно маркетинговая методология развивается согласно цели — обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей. «Цель экономической системы может быть определена как «максимальное удовлетворение потребностей при рациональном использовании ресурсов». Маркетинг способствует достижению этой цели» [11].

Для выявления маркетинговых атрибутивных элементов модели предпочтительного бизнеса воспользуемся результатами исследования, полученными А.В. Дьяченко в работе «Система управления маркетингом» [12].

В агрегированном виде маркетинговое управление осуществляется посредством проведения маркетинговых исследований, планирования, разработки и осуществления планов, организации контроля. Это предполагает реализацию мероприятий по обеспечению приоритезации клиентов, позиционированию, использованию комплекса маркетинга-микс для совершенствования бизнес-деятельности. Рисунок 1 иллюстрирует процесс маркетингоориен-тированной деятельности предприятия и соответствующую систему взаимосвязанных разделов плана маркетинга, или же атрибутивных элементов модели.

В рамках исследования представляется важным описание содержания обозначенных работ, составляющих важный детерминантный

Цели и SWOT Альтернати \ Предпочти- \ Предпочти- План меро- Бюджет ) Контроль

критерии анализ J вы целей и \ тельная задача] тельная ) приятий меро- ) мероприятий

фирмы задач / и бизнес / стратегия приятий у

Рис. 1. Содержания маркетинговой системы работ, составляющих элементы модели предпочтительного бизнеса

комплекс, позволяющий повысить эффективность бизнес процессов хозяйствующего субъекта. В содержание маркетинговой системы работ входит:

♦ Определение основных целей деятельности предприятия и критериальных показателей оценки степени достижения намеченных ориентиров, планируемой деятельности по объему продаж, доле рынка, рентабельности и т. п.

♦ ^ОТ-анализ, раскрывающий потенциал бизнес-хозяйствования субъекта за счет выявления его внутренних сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, проистекающих из ситуации во внешней среде. Это позволяет выработать наиболее эффективную бизнес-стратегию, наилучшим образом соответствующую складывающимся рыночным условиям.

♦ Постановка альтернативных целей и задач соответствуют использованию композиций системного выражения стратегий маркетинга, максимизирующих эффективность хозяйствования.

♦ Определение предпочтительной задачи и бизнеса, намечаемых на плановый период, следует фиксировать определенными оценками эффективности. Оценочное суждение об эффективности позволит принять решение по наиболее предпочтительным биз-несам, на которых следует сфокусироваться. Целесообразно по критериальным параметрам оценивать не только сильные и слабые стороны предприятия, но и значимость открывающихся перед ним возможностей и угроз. Полученные оценочные показатели критериев будут свидетельствовать о степени достижения цели в случае использования той или иной стратегии. Результатом

этой работы становятся оценки, характеризующие привлекательность бизнесов по уровню открывающихся возможностей и источников конкурентных преимуществ.

♦ Разработка предпочтительной стратегии маркетинга раскрывает достижение поставленных целей и задач в условиях изменяющейся внешней среды и потенциала предприятия. Стратегия включает разработку системы мероприятий по разработке сегментации, приоритезации и позицио-нированию;выработке комплекса маркетинговых элементов (разработки и производства новых товаров; организации пробных и массовых рыночных продаж; реализации рекламы с определенными эффектами воздействия на потребителя; стимулирования потребителя к приобретению продукции; выбора цены, как инструмента активизации рынка; разветвления каналов продаж).

♦ Разработка плана мероприятий по реализации стратегии маркетинга конкретизирует какие стратегии, когда, кем, с какими затратами будут осуществлены. План основан на определении содержания мероприятий, которые следует провести для реализации элементов стратегий, комплекс которых позволяет достигать требуемых показателей хозяйствования.

♦ Бюджет мероприятий по производству и реализации продукции детализирует прогноз поступлений от продажи продукции и расходов на весь комплекс мероприятий по маркетинговому выявлению, разработке, комплектации, ее цепочку ценностей. Утвержденный бюджет является основанием закупки материалов и комплектации, планирования разворачивания производства и маркетинговых мероприятий.

♦ Порядок контроля мероприятий регламентирует требуемые показатели намеченных работ по временным периодам. В соответствии с полученными результатами контроля проводится анализ объяснений причин результатов, отклоняющихся от намеченных выше предельно допустимых зна-чений.Маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта, воплощаемая в соответствующей системе взаимосвязанных разделов плана маркетинга предприятия направлена на выбор, производство и реализацию наиболее предпочтительных бизнесов.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ «МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК» ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА Взаимодействующей с маркетингом системой эффективного бизнес-хозяйствования является логистика. Выявление характеристик, свойств логистики как системы, обладающей ценностными, превосходящими конкурентов преимуществами, представляется актуальным направлением в исследовании модели предпочтительного бизнеса.

Бизнес деятельность ведущих зарубежных компаний уже более двадцати лет основана на применении логистической практики управления. Это такие всемирно известные компании как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Toyota Motors, Electrolux, Acer Computer, G&F Industries, Genera/Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

Накопленный позитивный опыт позволил выделить и систематизировать ключевые аспекты логистического управления, гарантирующие высококачественное исполнение бизнес-деятельности с низким

уровнем издержек и наиболее полным сервисным обслуживанием клиентов, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Так, американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что для реализации высокоэффективного бизнеса необходимо выполнение восьми требований [13]:

1. Разработка логистических решений исходя из корпоративной стратегии. Считается общепризнанным фактом, что самое главное условие в обеспечении бизнес успеха является постоянное взаимодействие логистических операций со стратегическим планом компании. Только в этом случае, логистика превращается в высокодоходный инструмент высокоэффективного бизнеса.

2. Постоянное воздействие на организацию движенияматери-альных потоков с целью совершенствования. Представляется важным организация контроля всех функций логистики, включая закупки, транспортировку, складирование, хранение, переработку, сбыта. Причем, организация контроля основана на представлении движения материального потока по единой ресурсопрово-дящей системе, имеющей единую цель, объединяющую все функциональные подразделения. Взаимодействие всех подразделений позволяет получить контролируемо заданный результат.

3. Организация сбора наиболее важной информации и ее обработка при помощи привлечения современных технологий. Именно данная система позволяет повышать качество исполнения не только внутренних бизнес-процессов, но и совершенствовать сервисное обслуживание клиентов.

4. Эффективное управление интеллектуальными человеческими ресурсами. Приоритетное вложение средств в наращивание компетенций персонала предприятия способствует увеличению конкурентного преимущества, трудновоспроизводимого конкурентами. Считается, что те компании, которые инвестируют в человека, могут гарантированно обеспечить высокоэффективную логистическую систему.

5. Формирование и поддержание тесных взаимосвязей с другими фирмами в области выработки стратегии. Как показывает опыт ведущих компаний, прочные связи с внешними и внутренними участниками бизнес-процесса позволяют координировать усилия и обеспечивать точное соответствие друг другу всех участников логистической системы.

6. Формирование системы учетных показателей прибыли от логистики в системе финансовых показателей. Такая система учета позволит установить вклад каждого логистического подразделения в общую прибыль компании. Фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-кальку-ляционных подразделений или иных структурных органов. Каждое подразделение, формируя систему характерных для нее учетных показателей, способно наиболее точно определить уровень своего вложения в прибыльность бизнеса.

7. Установление оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности бизнес хозяйствования. Стремление хозяйствующего субъекта выявить оптимальный уровень качества обслуживания

потребителей позволяет эффективнее перераспределять ограниченные ресурсы на других направлениях деятельности, требующих поддержания. В то же время, знание уровня качества обслуживания позволяет избежать больших непроизводительных потерь в бизнесе.

8. Тщательная разработка логистических операций. Бизнес-деятельность связана с выполнением многообразных процессов, основанных на большом количестве различных действий. Только конкретизируя и выделяя часть действий из общего процесса можно «схематически» добиться желаемого стандартизированного исполнения бизнес-процесса. Логистическая операция, превращаясь в обособленную совокупность действий, поддается измерению, коррекции и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями внешней среды.

Представленные аспекты логистического управления следует считать модельными атрибутивными характеристиками предпочтительного бизнеса (рис. 2).

Концентрация усилий хозяйствующего субъекта на создании и развитии именно данных аспек-тных составляющих логистической деятельности будет способствовать максимизации эффективности использования имеющихся ресурсов при наиболее полном сервисном обслуживании потребителей. «По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить издержки производства продукции до 30%, сократить объемы запасов. По результатам исследования Всемирного банка в результате внедрения

Рис. 2. Содержание логистической системы работ, составляющих элементы модели предпочтительного бизнеса

комплексной логистики объемы сбыта в США возросли на 50%, а в Европе позволили снизить затраты на доставку на 30%»*.

В общей ресурсопроводящей системе логистики, где приоритетом является не создание продукта с определенными параметрами, а некий процесс, требующий соблюдения рациональных норм и минимизации всех видов потерь на каждом этапе получения ценности, реализация наиболее существенных атрибутивных процессных элементов модели предпочтительного бизнеса, позволит улучшить конкурентоспособные стратегические позиции хозяйствующего субъекта.

ВЫВОДЫ

Рыночные преобразования, активно воздействуя, актуализируют новые модели бизнес-хозяйствования, определяя их предпочтительность. Общее представление многоаспектных факторов успешного конкурентоспособного бизнеса не является достаточно обоснованным аргументом для биз-

нес-хозяйствования ввиду неспособности создать и обеспечить предпочтительный бизнес в ближайшей и стратегической перспективах.

В современной рыночной практике выскоэффективного хозяйствования востребованными становятся наиболее существенные атрибутивные составляющие, нахождение которых позволяет создать модельные характеристики бизнеса. Именно они представляются важными для концентрации усилий хозяйствующего субъекта в его многофункциональной бизнес-деятельности и обеспечении бизнеса, являющегося предпочтительным в длительной перспективе.

Постоянное динамичное изменение, преобразование и трансформация рынка отражает необходимость пересмотра действующих моделей и формирования новых. Именно поэтому для успешного хозяйствования стало недостаточно формировать предпочтительный бизнес только на основе эффективной мультиатри-

бутивной модели товара, продукта, услуги. В современной рыночной системе модельные атрибутивные элементы лежат в области процессных элементов, исследование которых представляется актуальной областью исследований. К наиболее значимым бизнес-процессам, общепризнанным в практике высокоэффективных компаний, относятся маркетинг и логистика. Представляя собой неотъемлемые составляющие успешного рыночного хозяйствования, именно их элементы должны формировать и определять наиболее существенные модельные характеристики бизнеса. Это позволит сформировать четкое, конкретизированное представление хозяйствующего субъекта о наиболее существенных, приоритетно значимых аспектах его бизнес-деятельности, концентрируя ограниченные ресурсы на самых важных направлениях. В результате хозяйствующий субъект получает обоснованное видение стратегически предпочтительного конкурентоспособного бизнеса.

* URL: http://transler.ru/content/arxiv_perevozhic/perevozhic_08/perevozhic_92/Logistika_quotRol_logistiki_v. povyshenii_konkurentosposobnosti_predpriyatiyquot.

ИСТОЧНИКИ

1. Большой экономический словарь/Под ред. А. Н. Азриляна. 6-е изд. доп. М.: Институт новой экономики, 2004. С. 87.

2. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Технологическая школа бизнеса,1994. С. 101.

3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер, 1999. С. 111.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.

5. Loudon D.L., Della Bitta A.J. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. New York.: McGraw-Hill Series in Marketing, 1988.

6. Сергеева О.Е. Взаимодействие маркетинга и логистики в проблеме выбора предпочтительного бизнеса // Практический маркетинг. 2016. №12-1. С. 96—102.

7. Классика маркетинга/Составители Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. СПб.: Питер, 2001. С. 63.

8. ЛамбенЖ.-Ж., Чумпитас Р., Шулигин И. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд./Пер с англ. Под ред. В.Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2008. С. 65.

9. Гущина Е.Г., Сергеева О.Е., Козлова Е.В. Маркетинговое обеспечение развития предприятий малого и среднего бизнеса/Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: матер. III-й между-нар. науч.-практ. конф. Т. 1. СГТУ: Академия бизнеса. Саратов, 2014. С. 51—53.

10. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. В.И.Сергеева. М.: Эксмо, 2008. (Полный курс МВА).

11. Бейкер. М.Дж. Маркетинг — философия или функция? СПб.: Питер, 2002. С. 19.

12. Дьяченко А.В. Система управления маркетингом. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.

13. Handbook of Management Accounting Research. 1987. № 8. Р. 36.

Marketing-logistics ^mponents in the Сonstruction of Preferable Business Model Sergeeva Oksana Yevgenyevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia (sergeevaoe@mail.ru)

The business that provides the business entity a competitive position appears attractive and preferred for selection. To identify such businesses are important to the understanding of the key attribute components that determine the model characteristics of the business. The ongoing search of a common business model allows note the leading role of marketing and logistics in building a model of preferred business. Presenting highly effective business processes of leading companies in the world, marketing and logistics contain the most significant components that are important for the model building of high-performance business. Marketing system of searches goals and objectives , the development of priority strategies, comprehensive plan elements, budgeting, cost control ensures compliance with ever-changing business needs. Logistics system works by setting a strategic fit with the goals and objectives, development of logistics operations, the management and control of material flows, introduction of modern technologies and intellectual improvement of the management of resources ensures the optimization and rationalization of business.

Keywords: preferable business; business model; attributive characteristics of business; effective business processes; model of marketing management; model of logistic management; competitiveness of an economic entity.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Large economic dictionary. Edited by A.N. Azrielyan, 6th edition. Moscow, The Insitute of New Economy, 2004, p. 87.

2. Drucker, P. (1994) The market: how to become a leader. Practice and principles. In Russian. Moscow, Technological school of business,1994, p. 101.

3. Kotler, F. (1999) Marketing-management. In Russian. Saint Petersburg, Piter Publ., 1999, p. 119.

4. Kotler, F. (1990) Marketing fundamentals. In Russian. Moscow, Progress Publ., 1990, p. 736.

5. Loudon, David L.; Della Bitta, Albert J. (1988) Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. New York, McGraw-Hill Series in Marketing, 1988.

6. Sergeeva, O.E. (2016) The Cooperation of Marketing and Logistics in the Aspect of Preferred Business Choice Problem. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, no. 12-1, pp. 96—102.

7. Marketing classics. [Enis B.M., Koks K.T.] Saint Petersburg, Piter Publ., 2001, p. 63.

8. Lambin, J.; Chumpitas, R.; Shuling, I. (2008) Market-oriented management, 2nd edition. Edited by Kolchanov V.B. In Russian. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008, p. 65.

9. Gushina, E.G.; Sergeeva, O.E.; Kozlova, E.V. (2014) Marketing provision of the development of the small and medium-sized business. The crisis of the economic system as a factor of instability of modern society; materials of the 3rd international scientific conference, vol. 1, Business academy, Saratov, 2014, pp. 51—53.

10. Sergeev, V.I. (2008) Logistics: integration and optimization of logistics business processes in supply chains.Workbook, full MBA course. Moscow, Eksmo Publ., 2008.

11. Baker, M.J. (2002) Marketing-philosophy or function?Saint Petersburg, Piter Publ., 2002, p. 19.

12. Dyachenko, A.V. (2003) Marketing's management system. Published by Volgograd State University, 2003, p. 89.

13. Handbook of Management Accounting Research, 1987, no. 8, p. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.