Научная статья на тему 'Роль и проблемы логистики в развитии бизнеса в России'

Роль и проблемы логистики в развитии бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА / COMPETITIVENESS OF BUSINESS / РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES / ПОТЕНЦИАЛ ЛОГИСТИКИ / LOGISTICS POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Оксана Евгеньевна

Современное развитие бизнеса невозможно без использования логистической системы управления. Признаваемая во всем мире как ключевая стратегическая компетенция, обеспечивающая конкурентные преимущества, логистика раскрывает свой потенциал только как комплексная, интегрированная во все звенья бизнеса, управленческая система. Несмотря на нарастающий спрос в России на логистические услуги, потенциал логистики сегодня недооценен, приводя к низкой эффективности хозяйственного развития. Преодоление ключевых проблем низкого качества логистических услуг, нехватки компетентных управленческих ресурсов и слабого развития транспортной инфраструктуры позволит повысить конкурентоспособность бизнеса. Ориентиры на общемировые устоявшиеся тенденции в развитии логистики будет верным вектором интеграции России в мировое глобализирующееся рыночное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and Problems of Logistics in Development of Business in Russia

Modern business development is impossible without the use of the logistics system. Being recognized as a key strategic component all over the world, logistics provides competitive advantages and reveals its potential only as complex and integrated in the all business chains management system. Despite the growing demand in Russia on the logistics services, its potential is undervalued today which leads to the low efficiency of the economic development. The overcoming of the key problems of the low quality of the logistics services, lack of competency management resources, poor development of transport infrastructure will enable to improve the competitiveness of the business. Landmarks on the established world trends in the logistics evolution will be the accurate direction of Russia's integration into the global world market.

Текст научной работы на тему «Роль и проблемы логистики в развитии бизнеса в России»

РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА В РОССИИ

Сергеева Оксана Евгеньевна,

кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 sergeevaoe@mail.ru

Современное развитие бизнеса невозможно без использования логистической системы управления. Признаваемая во всем мире как ключевая стратегическая компетенция, обеспечивающая конкурентные преимущества, логистика раскрывает свой потенциал только как комплексная, интегрированная во все звенья бизнеса, управленческая система. Несмотря на нарастающий спрос в России на логистические услуги, потенциал логистики сегодня недооценен, приводя к низкой эффективности хозяйственного развития. Преодоление ключевых проблем низкого качества логистических услуг, нехватки компетентных управленческих ресурсов и слабого развития транспортной инфраструктуры позволит повысить конкурентоспособность бизнеса. Ориентиры на общемировые устоявшиеся тенденции в развитии логистики будет верным вектором интеграции России в мировое глобализирующееся рыночное пространство.

Ключевые слова: логистика; конкурентоспособность бизнеса; рынок транспортно-логистических услуг; потенциал логистики.

4 h

В повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятия логистика демонстрирует высокие темпы развития. Это обусловлено значительными результативными эффектами, оказываемыми логистическими процессами на бизнес предприятия. Современные российские научные школы рассматривают логистику как ключевую компетенцию стратегического развития бизнеса предприятия [1]. Считается, что самые лучшие достижения логистики сегодня воплощены в лучших передовых практиках и чертах современного бизнеса ведущих компаний мира. Ключевые характеристики логистики представлены в большом количестве определений, приводимых различными авторами [2]. Особенно высок потенциал логистики во взаимодействии с маркетинговой системой управления [3].

Несмотря на признание роли логистики в развитии бизнеса,

российская хозяйственная практика не может продемонстрировать позитивные тенденции в использовании конкурентных преимуществ логистики как деятельности по всемерной рационализации и оптимизации потоковых процессов на предприятии. По докладу, сделанному Всемирным банком в 2014 году среди 160 мест Россия заняла 90-е место по показателям развития логистической системы в стране. Соседними с Россией странами стали Уругвай и Шри-Ланка*.

Отмечается, что логистика слабо связана с планированием в звеньях, находящихся в разрозненном состоянии, а не в интеграционной зависимости и подчиненности. Между собой слабо связаны отделы производства, продаж и запасов. Для многих управленцев логистика рассматривается как простая транспортировка, в основе которой лежит договорная система. Экспедирование рас-

сматривается как мероприятие по «проталкиванию груза»,а не как комплексная сервисная система по наиболее полному соответствию запросам клиентов. Все отделы логистики от закупок до складского хозяйства и сервисного обслуживания не имеют общих разработанных требований, заранее планируемых и подчиненных единой цели. Каждый из отделов направлен на реализацию своей собственной, индивидуальной цели. В этом случае, предприятие не представляет собой единую ресурсопроводящую систему с заранее заданными и контролируемыми результатами. Такой подход не позволяет российским предприятиям использовать стратегический конкурентный потенциал логистики. В зарубежных известных компаниях логистика интегрирует и пронизывает весь бизнес от начальной до конечной стадии.

Сегодня рынок транспортно-ло-гистических услуг состоит из видов

* Connecting to Compete 2014. Trade Logistics in the Global Economy. The Logistics Performance Index and Its Indicators.Washington,DC:World Bank Group. URL:http://documents.worldbank.org/curated/en/ 951051468332056443/ Connecting-to-complete-2014-trade-logistics-in-the-global-economy-The-logistics-performance-index-and-its-indicators (дата обращения 16.02.2017).

деятельности, выполняемых специализированными компаниями (рис. 1).

Развитие российского рынка связывается с рядом особенностей:

1) лишь 20% рынка занимает аутсорсинг транспортно-логисти-ческих услуг, в то время как среднемировое значение составляет 40-50%;

2) в структуре аутсорсинга превалирует доля сервисов, связанных с входящей и исходящей логистикой, при противоположной мировой тенденции роста внутренней логистики и управления запасами;

3) высокая доля базовой услуги транспортировки, объясняемая большим объемом сырьевых продуктов и дефицитом грузов с высокой добавленной стоимостью;

4) в связи с наличием крупных транспортных компаний превалирует интегрированная модель организации предприятий, в то время как в прогрессивных компаниях доминируют отдельные структурные элементы модели управления.

Ожидается, что в ближайшей перспективе темп роста российского рынка транспортно-логис-тических услуг составит 15%.

По данным доклада Бостонской консалтинговой группы о потенциале и проблемах развития рынка логистики в России, подтверждается низкий уровень востребованности логистических бизнес-услуг в деятельности российских предприятий*. Так, структура спроса на логистические услуги, приобретаемые у логистических компаний в России в настоящее время, характеризуется следующими результатами: 81% опрошенных респондентов пользуются транс-

портно-экспедиторским обслуживанием, 12% опрошенных респондентов прибегают к услугам складских хозяйств, 5% - пользуются экспресс-доставкой и 2% — таможенными услугами. Ни один из опрошенных участников не прибегает к услугам в области управленческой логистики (рис. 2).

Далее опрос проводился по виду логистических услуг, которые российские предприятия хотели бы получать в будущем. Среди опрошенных, 52% респондентов обозначили востребованность транспортно-экспедиторского обслуживания. Складские услуги оказались потенциально значимыми для 13% опрошенных, 10% будут потенциально заинтересованы в экспресс доставке, 7% — в таможенных услугах и 11% —

в управленческих услугах логистики (рис. 3).

В настоящее время рынок транспортно-логистических услуг в России не в полной мере удовлетворяет требованиям качества со стороны логистических компаний. К основным проблемам российские компании отнесли высокий уровень цен и тарифов, несоблюдение сроков поставки, низкий уровень сервисных услуг, низкоквалифицированный и некомпетентный персонал.

Вместе с тем, рынок транспорт-но-логистических услуг России заинтересован в аутсорсинге собственных логистических функций. Согласно исследованиям, в этой области наиболее быстрыми темпами будут расти рынки транспортировки грузов (заинтересованность

Рынок транспортно-логистических услуг

Активы и Базовая услуга Экспедирование Контрактная Интегрированная

инфрастуктура транспортировки грузов грузов логистика логистика

Рис. 1. Состав видов деятельности на рынке транспортно-логистических услуг

Виды логистических услуг, приобретаемые в настоящее время

Складские услуги 12%

Экспресс-доставка 5%

Таможенно-брокерские услуги 2%

Транспортно-экспедиторское обслуживание 81%

Рис. 2. Структура спроса на логистические услуги в России в 2014 г.

Таможенно-брокерское

Управленческая обслуживание логистика 11%

Экспесс-доставка грузов 10%

Складские услуги 13%

Виды логистических услуг

Транспортно-экспедиторское обслуживание 52%

Рис. 3. Оценка перспективного спроса на логистические услуги

* Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. URL: https://yandex.ru/search/ ?text=%D0%9B % B0&lr=2&clid=2242160 (дата обращения 13.02.2017).

О. Сергеева. Роль и проблемы логистики в развитии бизнеса в России

проявили 38% респондентов), рынок складских услуг (22%), экспресс-доставки (18%) и рынка услуг управленческой логистики (14%) (рис. 4).

Как показали исследования Бостонской консалтинговой группы и Торгово-промышленной палаты России, в данной области деятельности наилучшие рыночные позиции сегодня занимают международные логистические компании. Их конкурентное превосходство отмечается по таким критериям как: логистический опыт, соответствующие технологии, бренд. Эти конкурентные преимущества позволяют им работать с любыми предприятиями по всему миру, невзирая на масштабы. Сегодняшнее конкурентное развитие компаний особенно требовательно к защите от рисков и минимизации собственных издержек в условиях непредсказуемого развития окружающей среды.

Сегодня, по средним оценкам, в России затраты на логистику составляют 20% от ВВП страны, что в 2,5 раза превышает общие логистические затраты лидеров мирового рынка Германии и США (8,3% и 8,5% от ВВП в 2013 г., соответственно) [4]. Данные показатели отражают низкое качество

и эффективность логистических услуг на отечественном рынке. В этом случае, для российских предприятий особенно актуальными становятся услуги международных транспотно-логистических компаний, обладающих надежной репутацией, высокими стандартами качества, но при соответствующем ценовом уровне. Тенденцию развития аутсорсинга логистических услуг по различным видам деятельности на международном рынке можно представить на рисунке (рис. 5).

Согласно исследованию, по степени доверия зарубежные логистические поставщики услуг занимают приоритетное положение.

К настоящему времени в мировой практике сложились экономически обоснованные особенности развития логистики в различных секторах экономики:

1. Высокомаржинальные грузы (высокотехнологичные товары, техника, свежие цветы, лекарства, одежда премиум сегмента, одежда массового сегмента с высокими уровнем спроса, продукты питания) наиболее оптимальны для перевозки авиатранспортом;

2. Грузы,транспортируемые на расстояния свыше 800—1 000 км с высокой добавленной стоимостью целесообразны для перевозки железнодорожным транспортом;

3. Грузы,транспортируемые на расстояния до 800 км, наиболее соответствуют автотранспортным компаниям.

4. В случае наличия разветвленных водных артерий, речной транспорт обладает большим преимуществом, в сравнении с железнодорожным и автомобильным.

Управленческая

Рынок тран сп ортн о-ло гистичеких услуг

Транспортировка грузов 38%

Складские услуги 22%

Рис. 4. Оценка потенциала развития рынка аутсорсинга транспортно-логистических услуг

• Международная транспортировка 78%

• Национальная транспортировка 71%

• Экспедирование 57%

• Таможенное сопровождение 48%

• Кросс-докинг 26%

У У Функция на аутсорсинге у 10-20% компаний У У Функция на аутсорсинге у 20-50% компаний у ) Функция на аутсорсинге у более чем 50% компаний

Входящая ^\Складиро-логистика >S вание

56%

^Управлениел внутр. логистикой

62%

14%

• Планирование и управление 23%

• Оплата счетов за доставку 17%

• Консультирование 11%

• Управление флотом 10%

• 4Р1_-сервисы 9%

Производство и внутр. запасы

12%

62%

56%

14%

11%

27%

• Упаковка, маркировка,

сборка комплектов 24%

• Управление запасами 21%

• ИТ-сервисы 15%

Рис. 5. Доля аутсорсинга по видам логистических услуг в мировой практике* * Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. URL: http://logist.club/sites/default/files/users/user2/files/ osnovnoy_doklad_na_konferencii_po_logistike.pdf (дата обращения 13.02.2017).

Однако, поскольку Россия в большей степени остается сырьевой страной, для нее не характерна сложившаяся общепринятая мировая практика перемещения грузов. В целом, в отечественной практике сложился перекос в сторону автомобильного транспорта, доставляющего грузы с высокой добавленной стоимостью на расстояния до 2,5 тыс. км. Даже импортные грузы, доставляемые в мире, как правило, на авиатранспорте, в нашей стране доставляются на более дешевом автомобильном транспорте. Оцениваемый специалистами уровень насыщения России автомобильными дорога-

ми оценивается в 56% от общего 100% уровня [5].

Данная ситуация складывается в России ввиду существования комплекса взаимосвязанных проблем:

1. Из всех видов логистических услуг, в отечественной практике развивается только базовая услуга транспортировки, осуществляемая с низким качеством.

2. Введение логистики в образовательную деятельность в высших учебных заведениях только в начале 2000-х годов привело к отсутствию компетентных управленческих ресурсов.

3. Низкий инвестиционный уровень не позволяет развивать транспортную инфраструктуру.

4. Низкая по качеству и эффективности доступность складских помещений и терминальных систем.

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать низкий потенциал использования логистики в российской бизнес-практике. Отсутствие консолидирующих усилий между участниками рынка приводит к их разрозненности и высоким рискам в хозяйствовании. Все это ослабляет вхождение России в мировое интеграционное рыночное пространство и ослабляет конкурентные позиции отечественного бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стерлигова АН. Логистический контекст бизнес — модели предприятия // Логистика и управление цепями поставок. 2015. № 1. С. 25.

2. Сергеева О.Е. Анализ системных характеристик понятия «логистика» // Практический маркетинг. 2016. №12-1. С. 103—109.

3. Сергеева О.Е. Взаимодействие маркетинга и логистики в проблеме выбора предпочтительного бизнеса // Практический маркетинг. 2016. №12-1. С. 96—103.

4. Сергеев В.И. Логистика и управление цепями поставок — антикризисные инструменты менеджмента // Логистика и управление цепями поставок. 2015. № 1. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. КокуринД.И., МорозовА.Н.,ФедоренкоА.И. Стратегическое планирование развития логистической инфраструктуры с учетом смены поколений техники, технологий и ресурсов // Логистика и управление цепями поставок. 2015. №3. С. 21.

Role and Problems of Logistics in Development of Business in Russia Sergeeva Oksana Yevgenyevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia (sergeevaoe@mail.ru)

Modern business development is impossible without the use of the logistics system. Being recognized as a key strategic component all over the world, logistics provides competitive advantages and reveals its potential only as complex and integrated in the all business chains management system. Despite the growing demand in Russia on the logistics services, its potential is undervalued today which leads to the low efficiency of the economic development. The overcoming of the key problems of the low quality of the logistics services, lack of competency management resources, poor development of transport infrastructure will enable to improve the competitiveness of the business. Landmarks on the established world trends in the logistics evolution will be the accurate direction of Russia's integration into the global world market.

Keywords: logistics; competitiveness of business; market of transport and logistics services; logistics potential.

REFERENCES

1. Sterlogiva, A.N (2015) Logistics Context of the Company's Business Model. Logistika i upravlenie tsepyamipostavok [Logistics and management of value chains], 2015, no.1, p. 25.

2. Sergeeva, O.E. (2016) The Analysis of the Systematic Characteristics of the Notion "Logistics". Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, no. 12-1, pp. 103—109.

3. Sergeeva, O.E. (2016) The Cooperation of Marketing and Logistics in the Aspect of Preferred Business Choice Problem. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, no.12-1, pp. 96—103.

4. Sergeev, V.I. (2015) Logistics and Supply Chain Management-anti-crisis management's tools. Logistika i upravlenie tsepyami postavok [Logistics and Supply Chain Management], 2015, no. 1, p.12.

5. Kokurin, D.I.; Morozov, A.N.; Fedorenko, A.I. (2015) Strategic planning of logistics infrastructure development inclusive of change in the equipment, technologies and resources generations. Logistika i upravlenie tsepyami postavok [Logistics and Supply Chain Management], 2015, no. 3, p. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.