á Сергеева Оксана Евгеньевна,
Щ кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]
ш
Конкурентоспособное развитие хозяйствующего субъекта основано на принятии им управленческого решения по поводу выбора предпочтительного бизнеса. Данная ситуация объективно предопределена трансформацией рынка, изменением потребительских предпочтений, усилением конкуренции и влиянием других рыночных факторов, требующих от компании разработки своевременных решений по выявлению и внедрению бизнесов, наиболее полно соответствующих рыночным запросам. Хозяйствующий субъект решает данную задачу, находясь в проблемном противоречии между ограниченностью всех видов ресурсов, задействованных для производства, и безграничным ростом потребностей, стремящихся к постоянному изменению. Успешность решения проблемы выбора предпочтительного бизнеса при данных условиях связывается для субъекта с внедрением маркетинга и логистики, как рыночных систем, обосновывающих предпочтительное производство. Однако, несмотря на их важную роль в обоснованном выборе предпочтительного бизнеса, их взаимодействие в решении предпринимательских проблем еще до конца не изучено. Направленность исследования на интеграционную зависимость маркетинга и логистики позволяет отметить стремление данных систем к «балансу сил», лежащему в области нахождения оптимума между максимально возможным уровнем сервиса бизнес-продукта и соответствующего данному сервису минимально необходимого уровня совокупных затрат. Для достижения такого положения необходимо совершенствование таких организационных направлений работы как внедрение системы обратных связей; разработки конкретизированной системы требований к параметрам бизнес-продукта, описанных системой количественно-качественных сбалансированных показателей; внедрение методик и оптимизационных моделей управления.
Ключевые слова: предпочтительный бизнес; потребности потребителей; интеграция и взаимодействие маркетинга и логистики; система требований; конкурентоспособность хозяйствующего субъекта
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ В ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА
Бизнес, наиболее полно удовлетворяющий потребности клиентов, относится к предпочтительным и представляет собой привлекательный объект для выбора хозяйствующим субъектом. «Предпочтительный» представляется в научной литературе как «выбор между возможными вариантами; утверждение, что один вариант лучше других и обладает большей полезностью для лица, осуществляющего выбор» [2]. Поиск эффективных решений по выбору предпочтительного бизнеса обусловлен для производителя рядом проблем связанных, с одной стороны, с неуклонным ростом и изменением потребностей потребителей, а, с другой стороны, с ограниченностью всех видов ресурсов для производителя рыночного продукта. В связи с этим, успешное решение проблемы выбора предпочтительного
бизнеса лежит в научно-обоснованном внедрении маркетинга и логистики, — рыночных систем, направленных на обеспечение конкурентоспособного производства.
Вместе с тем, сегодня в научной литературе нет согласованности в использовании бизнес-стратегий маркетинга и логистики в решении предпринимательских проблем. Каждая из теорий рассматривается как самостоятельная область научных знаний отделенная друг от друга. Маркетинговая стратегия компании зачастую разрабатывается независимо от логистической, что приводит к принятию и реализации неоптимальных с точки зрения максимизации прибыли бизнес-стратегий [9]. Помимо этого, как научные направления деятельности маркетинг и логистика только недавно получили свое развитие.
Обеспечивая конкурентоспособное функционирование хозяйствующего субъекта, обе теории представляются значимыми в достижении результативных управленческих решений. Тем не менее, вопросы их взаимодействия и взаимосогласованности в решении предпринимательских проблем остаются еще мало изученными и определяют проблемное поле для исследований, требуя все большей конкретизации и уточнения [4].
В связи с этим, целью настоящей работы является исследование направлений интегрированного, согласованного взаимодействия маркетинга и логистики, наиболее обоснованно, точно и оптимально определяющих предпочтительный бизнес. Эта цель обусловила задачи, решаемые в работе: ♦ определить роль маркетингового и логистического подходов
в выявлении предпочтительных бизнесов;
♦ разработать схему взаимодействия маркетинга и логистики в определении предпочтительных бизнесов;
♦ сформулировать принципиальные организационные направления взаимодействия маркетинга и логистики в обосновании предпринимательских решений. Необходимость решения проблемы выбора предпочтительного бизнеса хозяйствующим субъектом детерминационно зависит от методологии, используемой в выборе бизнеса [5, 6]. Такой методологией следует считать марке-тингово-логистический подход, интегрирующий в себе концептуальные основы по выявлению предпочтительного бизнеса.
Выбор предпочтительного бизнеса хозяйствующим субъектом представляет собой сложную управленческую проблему, обусловленную рядом причин:
1) постоянное изменение факторов внешней рыночной среды, влияя на потребности потребителей, изменяет их вкусы и предпочтения, определяя новые требования к предпочтительному производству;
2) жесткая рыночная борьба за потребителя всегда предполагает создание новых, более совершенных, в сравнении с конкурентами, способов удовлетворения уже известных нужд и потребностей клиентов, определяя требования к выбору более совершенных видов продукции;
3) моральное и физическое устаревание бизнес-продуктов на динамичных рынках, требует своевременной замены их новыми, более современными и соответствующими изменившимся потребностям клиентов;
4) устойчивое конкурентоспособное функционирование хозяйствующего субъекта на рынке основано на диверсификации бизнес-портфеля, состав которого требует замены неперспективных, требующих сокращения и ликвидации бизнесов, новыми — перспективными.
5) обеспечение стратегической устойчивости компании связано не только с анализом потребностей, но и с их постоянным формированием, как следствие, разработкой и внедрением новых бизнес-предложений. Роль маркетинга и логистики
в обосновании выбора предпочтительных бизнесов можно проследить исходя из анализа существующих в экономической литературе определений данных понятий и их основных концептуальных положений.
Английским институтом маркетинга предложено следующее определение: «маркетинг — это практическая деятельность, система управленческих функций, с помощью которых организуют и руководят комплексом действий, связанных с оценкой покупательной способности потребителей, с ее превращением в реальный спрос на изделия и услуги и приближением этих изделий и услуг к покупателям для получения прибыли или какой-либо другой цели» [1, с. 19]. Сегодня понятийный аппарат маркетинга формирует представление о нем как: «предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена». [1, с. 20]. «Маркетинг не начинается там, где завершается производство, напротив, в его задачи входит определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования произ-
водственных мощностей фирмы и инженерно-технических возможностей с учетом перспектив сбыта. Другими словами, выработка решений в области маркетинга предшествует решениям в области производства и капиталовложений» [1, с. 20].
Исходя из определений следует, что маркетинг представляя собой деятельность, направленную на анализ, учет, предвидение и оценку покупательских предпочтений в области товаров, продуктов и услуг, обоснованно задает производству необходимые ориентиры для производства бизнес-продукта, наиболее полно удовлетворяющего потребностям и, как следствие, являющегося предпочтительным.
Принципы маркетинга, как основополагающие концептуальные положения, также формируют представление о том, что именно маркетинг позволяет выявить и идентифицировать для производства именно то, что необходимо произвести. Так, рассмотрим часть основных принципов маркетинга [1, с. 37—38]:
1)производить только то, что нужно потребителю;
2) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;
3) организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;
4) применять тактику и стратегию активного приспособления производства к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товаров к потребителю;
5) ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не
на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;
6) учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;
7)стремиться к активности, на-ступательности, в определенных ситуациях к агрессивности в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа фирмы или товаров на рынке. Следовательно, маркетинг, как
вид деятельности, направленный на наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей, позволяет детерминировать логику причинно-следственных связей в выявлении предпочтительного бизнеса.
Вместе с маркетингом важную роль в обосновании выбора предпочтительных бизнесов играет логистика. «По мере развития российской экономики все большую актуальность приобретают производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка. Эффективную реализацию этих процессов способны обеспечить логистические методологии, позволяющие оптимизировать всю цепь товарных поставок» [11, с. 3].
Одним из наиболее полных определений логистики, по мнению ряда отечественных ученых, считается следующее понятие: «логистика — интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за
счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т. п.)» [11, с. 21]. Многие зарубежные исследователи трактуют логистику как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Главными концептуальными правилами логистики являются: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (7 Я, семь правил логистики). Видный российский ученый в области логистики В.И. Сергеев считает, что под концепцией логистики следует понимать систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации и рационализации экономических потоков [13].
Трактовка логистики позволяет заключить, что это деятельность основывается и согласуется со знанием рыночных потребностей потребителей, при концентрации усилий на наиболее рациональное и оптимальное их достижение, повышая тем самым привлекательность создаваемого бизнес-продукта. Следовательно, в логистике наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей достигается посредством обеспечения минимизации затрат ограниченных ресурсов предприятия
на создание нужных потребителю бизнес-продуктов. Таким образом, в проблеме выбора предпочтительного бизнеса логистика становится взаимодополняющей маркетинг методологией, направленной на сокращение всей совокупности издержек в достижении постоянно возрастающих, безграничных запросов потребителей.
Отправной точкой, как для маркетинга, так и для логистики, является цель удовлетворения потребностей потребителей. Реализация данной цели осуществляется через выявление и выбор соответствующего бизнес-продукта, определяя необходимость и в маркетинге и в логистике. Анализ маркетинга и логистики позволяет сделать вывод об их значимой роли в обосновании выбора предпочтительных бизнесов и позволяет констатировать необходимость их согласованного использования в решении предпринимательской проблемы. Как отмечается в научных исследованиях, поиск оптимального соотношения, «баланса сил», между маркетингом и логистикой является центральной проблемой руководителей многих предприятий [4]. Вместе с тем, «связи между ними настолько переплетены и сильны, что иногда трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых функций любого бизнеса» [11, с. 140].
Исследованию проблем взаимодействия и координации маркетинга и логистики посвятили свои исследования многие российские и зарубежные ученые: Багиев Г.Л, Дыбская В.В., Ильин И.В., Сергеев В.И., Болт Г.Дж., Котлер Ф., Келлер К.Л, Кристофер М., Пэк Х. Мефферт Х., и другие [4, 8, 10, 13, 15, 16]. Учеными отмечается, что для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга
и логистики, основанные на взаимодействии двух концепций управления. Взаимодействие маркетинга как концепции ориентированной на рынок, и логистики как концепции, ориентированной на обеспечение соответствующего рынку производства товаров и услуг при учете фактора ограниченности ресурсов и направленности на сокращение общих издержек, создает возможности повышения полезности и ценности создаваемого бизнес-продукта, определяя его предпочтительность.
Признание необходимости интеграции маркетинга и логистики объективно продиктовано их направленностью на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов, посредством выявления и предложения потребителям соответствующего бизнес-продукта. Это направляет исследование в область изучения взаимодействия основных элементов маркетинговой и логистической деятельности, представленных в формулах с условными названиями «четыре Р» (4Р) и «семь Л» (7Л), соответственно (рис. 1).
Представление основных содержательных параметров бизнес-предложения формулируется в комплексе маркетинга посредством описания параметров продукта (услуги), ценовой характеристики, места реализации, коммуникационного продвижения, полученных на основе тщательного анализа рынка. В результате, описание бизнес-предложения как системы взаимообусловленных конструкционных элементов (продукт —цена — место — продвижение) следует считать соответствующим рыночным потребностям, но, тем не менее, детально не уточненным, не конкретизированным, а следовательно, выполнимым с разными уровнями
затрат на реализацию. Вместе с тем, «эффективная маркетинговая стратегия сводится к тому, чтобы объединить ресурсы, «прикрепленные» к каждому из этих элементов в единую силу воздействия на потребителя» [11, с. 140]. Опираясь на аналитически выверенные маркетингом запросы клиентов по продукту, цене, системе распределения и продвижения, логистика, достигает наиболее полного удовлетворения запросов за счет более приближенной к запросам и требованиям клиентов точной идентификации бизнес-предложения. Так, более конкретизированное и детализированное бизнес-предложение опирается на большее количество уточненных составляющих (продукт — количество — качество — место — время — потребитель — затраты). Следовательно, логистические элементы, идентифицирующие бизнес-предложение, уточняют маркетинговые посредством введения дополнительных параметров количества, качества, времени и затрат. Такое поэлементное «пересечение» представлений о бизнес-продукте позволяет многим авторам сделать закономерный вывод о том, что логистическая деятельность составляет неотъемлемую часть маркетинго-
«Четыре Р»
вой, привнося в нее большую точность, измеримость и оценку.
Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы, посвященной вопросам взаимодействия маркетинга и логистики позволяет выделить четыре подхода, определяющих характер взаимосвязи и разграничения сфер приложения маркетинга и логистики:
♦ интеграция функций сбыта, логистики и маркетинга на основе отрицания различия в уровне их компетенции;
♦ наличие принципиальных разграничений маркетинговой, сбытовой и логистической деятельности и обособление их функциональной компетенции;
♦ взаимопроникновение функций и компетенций, приоритет маркетинговой деятельности: логистика и сбыт являются частью маркетинга;
♦ приоритет логистики: маркетинг является частью сбытовой логистики.
Сложившиеся подходы отражают суть различных суждений о характере взаимодействия и разграничения компетенций маркетинга и логистики не позволяя представить единый концептуальный механизм их взаимосогласованного взаимодействия. Анализ подходов
«Семь Я»
Удовлетворение запросов потребителей
Рис. 1. Взаимодействие маркетинга и логистики на уровне комплекса бизнес-предложения
позволяет утверждать, что организация взаимодействия маркетинга и логистики претерпевает существенные изменения от отрицания различий между ними до установления баланса «сил». На практике «баланс сил» реализуется в двух крайних формах их взаимодействия, правомерно позволяя выделить оба подхода, определяющих поочередную приоритетность маркетинга или логистики. Так, на предприятии возможны ситуации, при которых логистика максимально подчинена маркетингу, при этом величина уровня общих затрат в логистической системе остается второстепенной. И другая ситуация, при которой логистика имеет приоритетное влияние на некоторые аспекты маркетинга, обеспечивая концентрацию усилий на обеспечение минимальных общих затрат при реализации маркетинговых планов. Вместе с тем, идеальным вариантом следует считать такое соотношение компетенций маркетинга и логистики, которое обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей при минимальных совокупных затратах на их обеспечение. Главной целью применения логистики является нахождение оптимума между максимально возможным уровнем обеспечения сервиса поставки товара потребителю и необходимыми для этого затратами человеческих, материальных и информационных ресурсов [1, с. 402].
Вместе с тем, беря за основу принципиальные требования системного подхода, необходимо различать концепцию маркетинга как общую философию бизнеса, пронизывающую все коммерческие службы предприятия, и концепцию маркетинга как функциональное звено, специализированно осуществляющее деятельность
по выявлению предпочтительного бизнеса (продукт — цена — сбыт — продвижение) на основе изучения спроса. Управление функциональными областями маркетинга и логистики, как правило, разделено [10]. Деятельность маркетинга и логистики разнонаправленна, маркетинг склонен к «реактивности» в определении состава материальных потоков и планировании их распределения, логистика склонна к «эффективности» в управлении материальным потоком и обслуживании потребителей[7] Исходя из чего, становится логичной соподчиненная взаимосвязь между маркетингом, который занимается выявлением и стимулированием спроса, описывая его в желаемом состоянии бизнес-продукта по формуле 4Р и логистикой, концентрирующей усилия на удовлетворении сформированного маркетингом спроса с минимальными затратами, достижимыми за счет детализированного, четкого обо-
значения нужных целевому клиенту количественно-качественных параметров сервиса. Таким образом, опираясь на системный подход, логично считать, что маркетинг описывает желаемое потребителем состояние бизнес-продукта и его распределение, а логистика уточняет, конкретизирует «желаемое» в реальное, материальное (физическое) и экономическое создание и распределение бизнес-продукта. Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует [12]. Представим схему процесса взаимодействия маркетинга и логистики в обосновании выявления и выбора предпочтительного бизнеса (рис. 2).
Для достижения интеграционного взаимодействия между маркетингом и логистикой в обосновании выбора предпочтительного бизнеса требуется нахождение оптимума между наиболее полным сервисным обеспечением потребностей целевых потребителей и необходимо минимальным
Анализ рыночной среды и выявление потребностей
Уточнение потребностей на целевых рынках и
формирование конкурентной позиции
Разработка комплекса-микс: товар, цена, сбыт, коммуникации
Определение бюджета на создание и реализацию привлекательного бизнес-продукта
Маркетинговое обоснование выбора предпочтительного бизнеса
Рис. 2. Схема взаимодействия маркетинга и логистики в обосновании выбора предпочтительного бизнеса
уровнем совокупных затрат, сопровождающих сервис. Для достижения такого результата необходимо сформулировать принципиальные организационные направления совершенствования взаимодействия между рассматриваемыми рыночными инструментами в обосновании предпринимательских решений.
Так, оптимизация согласования между маркетингом и логистикой становится возможной при усло-
вии организации обратных связей между данными функциональными областями на всей цепочке их взаимодействия по каждому элементу, операции или функции. Это позволит своевременно реагировать на установившееся соотношение «желаемых», маркетинговых параметров бизнес-продукта с фактически выверенными и логистически обоснованными. Помимо этого, обоснование выбора предпочтительного бизнеса на основе маркетинга и логистики
требует совершенствования в системе разработки и организационного внедрения наиболее точной системы сбалансированных показателей, отличающихся своей детализацией, более высоким уровнем конкретизации и соответствия ожидаемым требованиям клиентов. Совершенствование подхода к обеспечению взаимодействия невозможно без внедрения новых, более совершенных методик оптимизации и управленческого моделирования.
ИСТОЧНИКИ
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. Под общ. ред. Г.Л. Багиева. М.: «Экономика», 1999.
2. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н. Азриляна. 6-е изд. М.: Институт новой экономики, 2004.
3. ВеличкоА.П. Многоаспектность проявления и методологии современной предпринимательской логистики // Логистика и управление цепями поставок. 2013. №5(58). С. 51—59.
4. ДыбскаяВ.В. Организация взаимодействия логистики и маркетинга как средство повышения конкурентоспособности фирмы // Логистика и управление цепями поставок. 2005. № 6(11). С. 45—53.
5. Дьяченко А.В., Сергеева О.Е. Выбор предпочтительного бизнеса предприятия. Методология создания, развития и совершенствования оптимального бизнеса предприятия. Laplambert Academic Publishing. 2014.
6. Дьяченко А. В., Сергеева О.Е. Оптимизация вида бизнеса на уровне отрасли // Электронный научный журнал «Экономика и финансы организации и государства». 2014. Выпуск 2 (12). Апрель-Июнь. С. 15—19 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.economy-n-finance-of-organization-n-state.ingnpublishing.com/archive/2014/release_ 2_12_apriljune/d_yachenko_a_ v_sergeeva_o_e_optimizaciya_vida_biznesa_na_urovne_otrasli/.
7. ЕгоровЮ.Н. Логистика и маркетинг в стратегии диверсификации товаров и услуг// Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012. № 2. С. 73—80.
8. ИльинИ.В., РыбаковД.С. Обзор подходов к определению и решению проблемы взаимодействия маркетинга и логистики торгового предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. №6 (233). С. 123—137.
9. ИльинИ.В., РыбаковД.С. Методические принципы согласования стратегий маркетинга и логистики торгового предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. №3 (221). С. 211-220.
10. Кристофер М., Пэк Х. Маркетинговая логистика. Пер.с англ. И.О. Касимовой, М.: Изд. дом «Технологии», 2005. 200 с.
11. Логистика: учебное пособие; под ред. Б.А. Аникина, Т. А. Родкиной. Москва: Проспект, 2011. 408 с.
12. Пузакова А.А. Связи между маркетингом и логистикой // Молодой ученый. 2016. №17. С. 461-463.
13. Сергеев В.И. Методологические основы и модели формирования макрологистических систем [Текст]: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.06. СПб. 1998. 324 с.
14. James Hubert, William K. Brandt, Raimar Richers. Marketing Planning in the Multinational Subsidiary: Practices and Problems//Journal of Marketing, 44 (3) (1980) Pp. 7-15.
15. John T. Mentzer, Theodore P. Stank, Terry L. Esper. Supply Chain Management and Its Relationship to Logistics, Marketing, Production, and Operations Management // Journal of Business Logistics, 29 (1) (2008). Pp. 31-45.
16. Kenneth K. Boyer, G. Tomas M. Hult. Extending the Supply Chain: Integrating Operations and Marketing in the Online Grocery Industry// Journal of Operations Management, 23 (6) (2005). Pp. 342-661.
The Cooperation of Marketing and Logistics in the Aspect of Preferred Business Choice Problem Sergeeva Oksana Yevgenyevna,
Cand. Sci. (Economics), Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya 29, St Petersburg, 195251, Russian Federation ([email protected])
The competitiveness of economic agent is based on his administrative decisions about the choice of preferred business. This case is predetermined by the market transformation, changes in consumer's preferences, increasing competition and other significant
factors that require the development of up-to-date decisions for revealing and implementing new businesses, most suitable to current market conditions. The entity faces this problem being in contradiction with the limited resources used in production and boundless growth in changing needs. The successful solution to this problem lies in the introduction of marketing and logistics bundle which grounds optimal production. However, despite their importance in this issue, the problem has not received all the attention it deserves. The goal of this research is to investigate the cooperation effect between marketing and logistics, which allows to mark the "balancing effect"- an optimal point between the maximum value of service and the minimum amount of total costs used in production. To achieve this effect it is necessary to improve core operating areas: to implement a feedback system, develop a universal system of requirements comprised of quantitative and qualitative indexes, apply new methodologies and management models.
Keywords: preferred business; consumers preferences; cooperation and integration of marketing and logistics; a system of requirments; a competitiveness of economic agent.
REFERENCES
1. Bagiev, G.L., Tarasevich, V.M., Ann, H. (1999) Marketing: Uchebnik diya vuzov [Marketing: Textbook for universities]. Ed. G.L. Bagiev. Moscow, Ekonomika [Economics] Publ., 1999.
2. Bolshoy ekonomicheskiy siovar" [The Great Dictionary of Economics]. Ed. A.N. Azrilyan. 6th ed. Moscow, Institut novoy ekonomiki [Institute of New Economy] Publ., 2004.
3. Velichko, A.P. (2013) Mnogoaspektnost" proyavleniya i metodologii sovremennoy predprinimatelskoy logistiki [Multidimensional nature of manifestation and methodology of modern business logistics]. Logistika i upravienie tsepyami postavok [Logistics and Supply Chain Management], 2013, no. 5, pp. 51—59.
4. Dybskaya, V.V. (2005) Organizatsiya vzaimodeystviya logistiki i marketinga kak sredstvo povisheniya konkurentosposobnosti firmi [Organization of interaction of logistics and marketing as a means of improving the competitiveness of firms]. Logistika i upravienie tsepyami postavok [Logistics and Supply Chain Management], 2005, no. 6, pp. 45—53.
5. Dyachenko, A.V.; Sergeeva, O.E. (2014) Viborpredpochtiteinogobiznesapredpriyatiya. Metodoiogiyasozdaniya, razvitiya isovershenstvovaniya optimainogo biznesa predpriyatiya [The preferred business enterprise. Methodology of creation, development and improvement of the best business venture]. Laplambert Academic Publishing, 2014.
6. Dyachenko, A.V.; Sergeeva, O.E. (2014) Optimizatsiya vida biznesa na urovne otrasli [Optimization of the type of business at the industry level]. Eiektronniynauchniyzhurnai«Ekonomika ifinansiorganizatsiiigosudarstva» [Electronic scientific journal «Economics and finance organizations and the state»], 2014, Issue 2 (12) in April-June, pp. 5—19. Availablae at: http://www.economy-n-finance-of-organization-n-state.ingnpublishing.com/archive/2014/release_ 2_12_apriljune/ d_yachenko_a_ v_sergeeva_o_e_optimizaciya_vida_biznesa_na_urovne_otrasli/.
7. Yegorov, Yu.N. (2012) Logistika i marketing v strategii diversifikatsii tovarov i uslug [Logistics and marketing strategy of diversification of products and services]. Nauchno-issiedovateiskiy finansoviy institut. Finansoviy zhurnai [Scientific-Research Institute of Finance. Financial magazine], 2012, no. 2, pp. 73—80.
8. Ilyin, I.V.; Rybakov, D.S. (2015) Obzor podkhodov k opredeleniyu i resheniyu problemi vzaimodeystviya marketinga i logistiki torgovogo predpriyatiya [Review of approaches to defining and solving the problem of interaction between the marketing and logistics of commercial enterprise]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogopoiitekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskienauki[Scientific and technical revue of St. Petersburg State Polytechnic University. Economics], 2015, no. 6, pp. 123—137.
9. Ilyin, I.V.; Rybakov, D.S. (2015) Metodicheskie printsipi soglasovaniya strategiy marketinga i logistiki torgovogo predpriyatiya [Methodical principles of coordination of marketing strategies and logistics of commercial enterprise]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo poiitekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical revue of St. Petersburg State Polytechnic University. Economics], 2015, no. 3, pp. 211-220.
10. Christopher, M.; Peck, H. (2005) Marketingovaya logistika [Marketing Logistics]. In Russian. Moscow, «Technology» Publishing House, 2005, 200 p.
11. Logistika: uchebnoe posobie [Logistics: a manual]. Ed. B.A. Anikin, T.A. Rodkin. Moscow, Prospect Publ., 2011, 408 p.
12. Puzakova, A.A. (2016) Svyazi mezhdu marketingom i logistikoy [Relations between marketing and logistics]. Molodoy uchyoniy [Young scientist], 2016, no. 17, pp. 461-463.
13. Sergeev, V.I. (1998) Metodoiogicheskie osnovi modeii formirovaniya makroiogisticheskikh sistem [Methodological bases and models of formation macrologistical systems]. Dissertatsiya ... Dr. ehkon. Sciences: 08.00.06. Saint Petersburg, 1998, 324 p.
14. Hulbert, J.; Brandt, W.K.; Richers, R. (1980) Marketing Planning in the Multinational Subsidiary: Practices and Problems. Journal of Marketing, 44 (3), 1980, pp. 7-15.
15. Mentzer, J.T.; Stank, Th.P.; Esper, T.L. (2008). Supply Chain Management and Its Relationship to Logistics, Marketing, Production, and Operations Management. Journal of Business Logistics, 29 (1), 2008, pp. 31-45.
16. Boyer, K.K.; Hult, G.T.M. (2005) Extending the Supply Chain: Integrating Operations and Marketing in the Online Grocery Industry. Journal of Operations Management, 23 (6), 2005, pp. 342-661.